УДК 640.41
DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10313
ДУХОВНАЯ Лилия Леонидовна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);
кандидат экономических наук, доцент; e-mail: 6199900@mail.ru
Автоматизация бизнес-процессов
как механизм повышения эффективности
гостиничного предприятия
Гостиничный сервис - ведущая отрасль сферы обслуживания. Современное состояние рынка гостиничных услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции, разнообразием видов предоставляемых услуг и повышением уровня обслуживания. Сегодня гостиничные предприятия на фоне ожесточенной борьбы за каждого гостя вынуждены активно совершенствоваться, используя разнообразные внутриорга-низационные и технологические инновации, применяя их как наиболее эффективные механизмы повышения конкурентоспособности. На современном этапе развития гостиничного бизнесе использование информационных технологий в значительной степени способствуют оптимизации всех бизнес-процессов и, как следствие, позволяют гостиницам сформировать потребительскую лояльность, укрепит собственный имидж и в конечном итоге повысить показатели дохода. Предприятию гостеприимства необходимо обрабатывать многочисленные потоки информации и координировать работу большого количества людей. Автоматизированные Систему Управления (АСУ) повышают эффективность деятельности предприятия индустрии гостеприимства в несколько раз. В статье проводится подробный анализ современных трендов в использовании автоматизированных систем управления гостиничными предприятия, раскрывается особенности и специфика отдельных программных продуктов, конкретизируется их роль и эффективность в процессе повышения конкурентоспособности современного гостиничного предприятия.
Ключевые слова:
гостиничный бизнес, автоматизированные системы управления (АСУ), конкурентоспособность, бизнес - процессы, информационные технологии, индустрия гостеприимства размещения
Современные предприятия гостеприимства представляют собой сложный комплекс функциональных элементов, организованное взаимодействие которых определяет конкурентоспособность предприятия.
В условиях жесткой конкуренции, постоянно растущих требований потребителей к качеству и оперативности предоставления услуг без использования современных Автомати-
зированных Систем Управления (АСУ) успешное функционирование предприятия гостеприимства существовать не могут.
Стремительное развитие информационных технологий и расширение их применения во всех сферах человеческой деятельности привели к тому, что значительная часть трудоспособного населения в процессе осуществления своей трудовой деятельности должна
осваивать и использовать различные информационные технологии, заниматься: формированием, обработкой, хранением и передачей информации.
Информационные технологии являются основой автоматизации систем управления.
Можно выделить несколько этапов развития автоматизации.
1 этап, 1950-е годы. Средствами автоматизации в это время были разнообразные электромеханические счетные машинки, которые использовались для расчета заработной платы и обработки счетов.
Результатом таких действий стало определенное сокращение расходов и экономия времени при работе с документами на бумажных носителях.
2 этап, 1960-е годы. Для этого периода характерно изменение отношения людей к информационным технологиям. Этому способствовало появление компьютеров и возможность их использования для работы с документами. Компьютерное оборудование позволяло не только обрабатывать счета и рассчитывать заработную плату, но и выполнять более сложные операции.
3 этап, начало 1970-х - 1980-е годы. Характеризуется широким внедрением информационных технологий в сферу управления. Автоматизируются учет и контроль, ускоряется процесс принятия управленческих решений.
4 этап, конец 1980-х годов. В концепции применения информационных технологий происходят серьезные изменения. Информационные и компьютерные технологии превращаются в стратегический информационный источник и применяются в хозяйствующих субъектах различных сфер на всех уровнях управления.
Благодаря информационным системам предприятия осуществляют успешную деятельность, разрабатывают и внедряют новшества, находят новые сегменты сбыта,
обеспечивают конкурентоспособность своим товарам и своей компании.
Родоначальником практики применения информатизации в гостиничной сфере являются Соединенные Штаты Америки. В шестидесятых годах прошлого века три наиболее крупных гостиничных сети: Hilton, Intercontinental и Sheraton совместно с компанией IBM вложили средства в разработку первой информационной системы управления гостиницами, и дали ей название HIS (Hotel Information System).
Сегодня данная проблематика достаточно хорошо исследована и результаты исследований нашли свое отражение в трудах таких авторов, как Гареев Р.Р., Шмарков М.С., Ха-бибуллина Д.Р. и др.
Гареев Р.Р. в своем исследовании отмечает, что современные гостиницы на современном этапе развития представляют собой сложные производственные комплексы, в состав которых входит множество различных структурных подразделений, в процессе интеграции которых огромную роль играют автоматизированные системы управления гостиницей (АСУГ). В связи с этим процесс автоматизации гостиничного предприятия в равной степени важен как для крупной сетевой гостиницы, так и для небольшой независимой гостиницы [6].
Шмарков М.С. подчеркивает, что одним из важнейших условий конкурентоспособности и успешности предприятия гостиничного бизнеса является грамотное использование современных информационных технологий, позволяющее эффективно контролировать и координировать бизнес процессы, функционал персонала, увеличивая тем самым объемы реализованных услуг и прибыль предприятия [10].
На рис. 1 изображена схема автоматизированного управления гостиничным предприятием.
Рис. 1 - Схема автоматизации гостиничного предприятия [10]
Целесообразность инвестиций в АСУ предприятиями гостеприимства в современных условиях определяется необходимостью:
• достижения конкурентных преимуществ;
• повышения эффективности деятельности;
• оптимизации использования и распределения ресурсов гостиничного предприятия.
Конкурентное преимущество - это максимальное увеличение объемов реализации из расчета на одного гостя на основе формирования их потребительской лояльности. Этот показатель характеризует качество работы сотрудников гостиницы со сформированной базой постоянных посетителей.
Анализ рыночных сегментов позволяет грамотно формировать политику продвижения бренда гостиницы в каждом из выбранных сегментов и оптимально спланировать стратегию позиционирования гостиничных продуктов с целью получения наилучшего эффекта.
Использование информации о том, какие предпочтения характерны для того или иного постоянного гостя, позволяет применять гостиничному предприятию индивидуальный подход к каждому из них. Это проявляется в предоставлении эксклюзивного персонального сервиса, предупреждения их пожеланий, разработки для них дополнительных услуг, которыми они, скорее всего, воспользуются. И соответственно, это будет приносить гостиничному предприятию постоянный доход [1].
Важным фактором повышения эффективности является оптимизация использования гостиничных ресурсов, экономия расходов при обработке данных, и производительная организации основных производственных процессов.
Повышение эффективности связано с оптимизацией использования всех гостиничных ресурсов, экономией расходов при обработке информации, а также правильной организацией осуществления основных производственных процессов.
Современная система управления, построенная на интегрированной информационной сети, позволяет минимизировать дублирование вводимой информации и значительно сократить количество ошибок, которые возникают при вводе данных в ручном режиме [8].
Кроме того, автоматизация информационной сети позволяет:
• значительно экономить на заработной плате;
• исключить ошибки в работе, которые смогут привести к дополнительным затратам;
• повысить эффективность принятия управленческих решений.
Информационные системы позволяют обрабатывать и хранить большой объем информации и формировать различного вида отчетности. Они являются основой для принятия управленческих решений.
База данных по гостям позволяет проводить их сегментацию с целью выявления наиболее важных с точки зрения возможной прибыли гостей, изучать изменение динамики спроса и предпочтения.
Благодаря этому появляется возможность разработки индивидуальных предложений для каждого гостя, что наилучшим образом позиционирует гостиничное предприятие.
Основной ресурсной базой предприятия гостиничного бизнеса является номерной фонд. И, соответственно, для его более эффективного использования необходимо грамотно управлять процессом бронирования номеров.
Информационные технологии позволяют гостям самостоятельно бронировать гостиничные номера через официальный интернет-сайт, разнообразные российские и международные туристские интернет-сайты, глобальные системы бронирования (например, Booking.com), собственные call-центры и call-центры туристских операторов.
Важная роль по привлечению постояльцев гостиниц принадлежит международным туристским компаниям, работающим в глобальных системах бронирования GDS и не имеющих прямых договоров с гостиничными предприятиями.
Работа с туристскими компаниями также требует отлаженного процесса расчетов и уплаты комиссионного вознаграждения.
В этих случаях информационные системы управления позволяют упорядочить эти процессы в автоматическом режиме, рассчитать комиссионное вознаграждение с каждого забронированного номера, а сформировать все необходимые отчеты и файлы выгрузки данных для процессинговых компаний.
Наиболее выгодным для гостиницы способом бронирования является бронирование через собственный интернет-сайт.
За последние несколько лет мировой объем бронирования посредством электронных каналов увеличился в сотни раз. А рост использования интернета в электронной торговле в сфере гостеприимства находятся на
третьем месте по популярности в мире [5].
В процессе размещения через внешние системы бронирования остро стоит проблема синхронизации свободного номерного фонда гостиничного предприятия с данными, которые представлены в базах «внешних» систем бронирования.
При отсутствии интеграции между управляющей системой предприятия и внешним сервисом интернет-бронирования, гостиница вынуждена вручную поддерживать выделенное количество номерного фонда во внешних системах.
Исходя из ситуации, когда не настроена синхронизация номерного фонда между системами бронирования, такие номера могут оставаться непроданными, потому что все внешние каналы закрываются для исключения ситуации «двойного бронирования».
Именно с этой проблемой чаще всего сталкиваются отечественные гостиничные предприятия.
Современные автоматизированные системы позволяют решить эту проблему в условиях внешних и внутренних каналов реализации.
Для предприятия гостеприимства одной из задач стоит организация продаж номерного фонда по наиболее выгодным ценам. Это сложная задача, требующая выстраивания грамотной стратегии сбыта. Благодаря современным системам управления гостиницы имеют возможность определять количество и класс номеров, которые будут реализовываться по тем или иным тарифам.
На каждый конкретный будущий период руководство гостиницы определяет на основе аналогичных периодов прошлых лет то количество номеров по наиболее высоким тарифным ставкам, которое можно ожидать. Далее определяется квота продаж по ценам на основе ожидаемого спроса, а по низким тарифам или со скидками реализуется оставшаяся часть гостиничных номеров.
Сотрудники гостиницы имеют возможность постоянно отслеживать изменения в
бронировании номеров. Мониторинг бронирования рассматривается по схеме: время между размещением заявки на бронирование и датой заселения клиента. Мониторинг позволяет формировать гибкую ценовую политику на номерной фонд с учетом сезона, характеристики номера, спросом и другими факторами.
В целях оптимизации загрузки гостиничных номеров бронируются только отдельные единицы номерного фонда определенного типа (люкс, стандарт и т.д.). Вручную вести своевременный учет загруженности номерного фонда очень трудно, практически невозможно, но современные системы управления справляются с этой задачей достаточно эффективно.
Для максимизации отдачи номерного фонда возможно на основе его оценки по каждой клиентской категории или рыночному сегменту определить прогнозируемый процент возможных отказов гостей. На этой основе формируется определенный задел для перебронирования номеров и вводится лист ожидания.
Обычные потери гостиницы от отказа (не заезда) гостей колеблются в пределах 3-5%. Использование системы управления позволяет значительно сократить этот показатель [2].
Все обозначенные возможности системы управления показывают, что внедрение информационных технологий в практику гостиницы способствуют увеличению объемов продаж, формированию лояльности клиентов, повышению конкурентоспособности и эффективному распределению рабочего времени сотрудников.
Усиление конкуренции среди гостиничных предприятий подталкивает к расширению применения автоматизированных гостиничных технологий среди отечественных гостиниц различного типа.
Благодаря современным автоматизированным системам предприятие гостеприимства становится управляемым объектом, способным адаптироваться к условиям рынка, гибко изменять свою политику продвижения и
сбыта, в результате чего инвестиции, вложенные в современные технологии, полностью себя окупают [7].
Наиболее актуальными задачами в автоматизации работы гостиничного предприятия являются:
• использование интернет-технологий для привлечения клиентов;
• ведение учета клиентов;
• калькуляция стоимости бронируемых услуг;
• обработка услуг;
• взаиморасчеты с гостями и поставщиками;
• учет выполнения заказов;
• взаимодействие специального программного обеспечения с бухгалтерскими программами;
• подготовка отчетных документов.
Но ни одна программа не позволяет учитывать широкое многообразие задач, которые желают видеть гости, и именно поэтому под каждое гостиничное предприятие приходится формировать индивидуальный пакет услуг.
Для ускорения процесса необходима не только традиционная база данных по основным составляющим пакета, но и база данных, содержащая множество уже готовых вариантов. Такая база данных должна формировать автоматически, то есть программно. С ее помощью гости могут выбрать интересующие услуги по определенным критериям поиска. Чем больше критериев, тем эффективнее поиск готовых пакетов услуг, тем полнее будут удовлетворены пожелания гостей. Именно в индивидуализации обслуживания кроется успех сферы гостеприимства.
Ключевыми факторами при разработке программных продуктов для автоматизации гостиничных предприятий является системный подход, который учитывает: эффективность, надежность, безопасность и устойчивость.
Программный продукт должен быть удобным и гибким инструментом для описания гостиничной услуги, автоматически формировать пакеты услуг, рассчитывать стоимость и форматировать базы данных по ценам,
поддерживать динамическое ценообразование, осуществлять бронирование в режиме реального времени, не требовать установки дополнительного программного обеспечения от агентов и поставщиков.
Вопрос надежности и безопасности автоматизации гостиничного бизнеса можно решить лишь в рамках единой системы, которая позволяет вводить гостиничные ресурсы, компоновать, искать, бронировать, продавать, обрабатывать всю текущую информацию и формировать статистические отчеты [3].
Для обеспечения безопасности единой автоматизированной системы необходимо соблюдение стандартов и правил разработки (обеспечение надежности программного обеспечения), строгое соблюдение нормативной базы, квалифицированный анализ рисков, разработка и внедрение адекватной политики безопасности.
Разработкой программных продуктов для предприятий гостиничного бизнеса занимается большое количество специализированных компаний.
Обычно такие системы позволяют автоматизировать деятельность внутри фирмы, вести базы данных по клиентам и партнерам, по услугам, гостиницам, посольствам, перевозкам, заниматься учетом платежей, приемом заказов, работой с клиентами, формировать выходные документы. Практически все программные комплексы взаимосвязаны со специализированными бухгалтерскими программами.
В настоящее время во всем мире очень бурно развиваются компьютерные и информационные технологии в сфере туризма и гостеприимства, позволяющие максимально усовершенствовать работу предприятий турбиз-неса в режиме реального времени.
Гостиница - сложная многофункциональная организация, оказывающая широкий спектр разнообразных услуг. Прежде всего, это услуги по размещению, питанию, организации досуга, бытовому обслуживанию клиентов.
Для того, чтобы гостиница работала как
единый организм и гости были довольны качеством оказываемых услуг, от всех структур и служб гостиницы требуется эффективная работа, которой невозможно добиться без координации процессов. В связи с этим очень важным становится вопрос автоматизации предприятия гостеприимства.
Особенно активно информатизация в гостиничных процессах стала использоваться с появлением интернета и других программных технологий, которые позволили автоматизировать различные службы и процессы (склад, ресторан, бухгалтерия, регистрация гостей и т.д.) [7].
Однако, современным гостиницам необходима комплексная автоматизация всех процессов и служб. Особенно это касается крупных отелей, которые принимают большое количество гостей и оказывают широкий спектр услуг.
За рубежом на основе многолетнего опыта развития и использования программных продуктов были разработаны достаточно совершенные автоматизированные системы.
Стоимость таких программных продуктов достаточно высокая, но исследования корпорации Microsoft показывают, что большинство гостиничных предприятий в западных странах с определенной периодичностью внедряют новую, более совершенную систему управления. Сейчас наблюдается тенденция к сокращению срока технического обновления гостиниц. Раньше это было 7-9 лет, сейчас - 3-5 лет, в прогнозах - 2-3 года.
В России автоматизация средств размещения началась с середины 1990-х годов. В плане автоматизации деятельности российские предприятия гостеприимства уступают западным. Причины этого заключаются в том, что в западных странах уже давно понимают, какой эффект приносит внедрение автоматизации в гостиничный бизнес.
Например, в состав корпорации Marriott входит почти 300 высокопрофессиональных сотрудников в области программирования и информационных технологий, которые
осуществляют поддержку и развитие программного обеспечения, а также формируют технологию деятельности и отчетности управляющих гостиниц, рассредоточенных по всему миру. При этом только на разработку такого программного обеспечения тратится порядка 120 миллионов долларов ежегодно [5].
Автоматизированные гостиничные системы должны соответствовать следующим требованиям:
• обеспечивать эффективное управление номерным фондом и тарифной политикой;
• обеспечивать возможность реализации всех возможных каналов продаж гостиничных услуг;
• осуществлять финансовой контроль и аудит;
• позволять управление центрами прибыли (ресторан, бар, фитнес и т.д.);
• включать возможности проведения мероприятий (конференция, конгресс, тимбилдинг, банкет и т.д.);
• содержать интерфейсы с функцией авторизации кредитных карт;
• содержать интерфейсы с периферийными системами;
• включать программы лояльности и участия в бонусных программах;
• позволять производить расчеты комиссионных платежей, предназначенных турагентствам;
• позволять осуществление группового бронирования с гибкой системой индивидуальных расчетов с клиентами;
• обладать надежностью и отказоустойчивостью;
• обеспечивать сопровождение и круглосуточную поддержку;
• допускать возможность постоянного совершенствования системы.
Выбор системы зависит от различных параметров характеристик гостиницы:
• объемов номерного фонда;
• наличия дополнительного набора услуг (электронные ключи, SPA-процедуры, боулинг и т.д.);
• месторасположения предприятия гостеприимства;
• контингента пользователей гостиницы.
Для оказания услуг связи в гостиницах используются программируемые автоматические телефонные станции, такие как Ericsson, Siemens, Meridian, Bosch, Panasonic и другие.
Все большее распространение получает электронные системы контроля доступа - электронные замки. К наиболее известным системам замков относятся американская VingCard, шведская Timelox, итальянская CISA.
Однако, основу гостиничной АСУ составляет PMS (система управления номерным фондом). Современные PMS содержат всю информацию о текущем положении дел: ожидаемых гостей, проживание и их счета.
На практике, наиболее распространенными гостиничными системами являются системы управления:
• гостиницей (PMS - Property Management System): Amadetis PMS, OPERA, Галактика, Парус-Отель [8];
• обработки кредитных карт (Credit Card Authorization System): Mercury Payment Systems, Heartland Payment Systems;
• интернет бронирования (Web Reservation System): Genares, Pegasus IDS Systems [8]
• финансово-бухгалтерского учета (Accounting System): Scala, 1С;
• рестораном (Point Of Sales): Epitome POS, 1С:Предприятие 8: Ресторан, Парус-Ресторан;
• мероприятиями (Sales & Catering): Sky ware Hospitality Solutions Sales and Catering, OPERA Sales & Catering Full Service;
• интерактивным телевидением (Video Services System): General Satellite, GuestLink.
Бизнес-процессы, подлежащие автоматизации в отеле, подразделяют на два блока: фронт-офис и бэк-офис.
Фронт-офис гостиницы - это структурные подразделения, персонал гостиницы, непосредственно взаимодействующие с гостями, службы: бронирования и продаж, приема и размещения, сопровождения и обслуживания, маркетинга.
Однако, без внутренних процессов невозможно сделать пребывание проживающих в гостинице комфортным, поэтому бэк-офис важен не менее чем фронт-офис.
Бэк-офисные процессы реализуются структурными подразделениями гостиницы, которые не взаимодействуют с гостями напрямую, но задействованы в обеспечении функционирования гостиницы: служба производства гостиничных услуг, бухгалтерский отдел, отдел персонала, отдел снабжения, а также организация логистики.
Организацию отлаженного взаимодействия функциональных подразделений гостиницы должна обеспечить АСУ гостиницы. Ее элементами должны быть:
• база данных на сервере;
• модуль номерного фонда (модуль портье);
• модуль администрации;
• бухгалтерия;
• ресторанный модуль;
• другие дополнительные модули.
Комплексное управление всеми структурными подразделениями гостиницы обеспечивается внутренней локальной сетью, объединяющей АРМы отдельных работников.
Базовым элементом АСУ гостиницы является Модуль номерного фонда (АРМ- портье), который должен:
• управлять информацией с запросами о бронировании (данные о госте, сроки и параметры брони, ее идентификатор);
• осуществлять поиск номеров, удовлетворяющих запросам гостя, и его резервирование;
• идентифицировать и регистрировать гостя;
• обеспечивать контроль обслуживания (уборку, доставку еды в номер и т.д.);
• формировать информацию об оплате проживания и услуг (вести баланс счета гостя);
• предупреждать об истечении срока проживания, проводить процедуры выселения и расчета.
Типовая архитектура АСУ включает в себя систему хранения информации, систему бизнес-аналитики (MOLAP), библиотеку стандартных форм анализа и отчетности [8].
Система бизнес-аналитики проводится с помощью многомерного анализа, позволяющего своевременно получать информацию для маркетингового и стратегического анализа деятельности гостиницы в целях увеличения прибыли и повышения эффективности деятельности.
Ключевыми показателями деятельности гостиницы являются средний отпускной тариф (ADR) и средний доход на номер (RevPAR).
Проведенное исследование показало, что современные комплексы АСУ объединяют все критически важные элементы управления в единый процесс, позволяющий минимизировать потери прибыли, осуществлять эффективный контроль деятельности персонала и повышать качество предоставления услуг.
В последнее время классические АСУ дополняются «свежими» разработками по управлению маркетингом и каналами продаж. Если раньше информационные технологии заключались в PMS (Property Management Systems), то сейчас чаще внедряются CRM (Customer Relationship Management). Среди таких программных продуктов выделяются разработки компаний Rate Gain, ReviewPro, Rate Tiger, Reinvenate, Parity Rate [8]. Данные программные модели легко интегрируются в гостиничные продажи и ценовую политику и позволяют анализировать соотношение между ними.
Системы автоматизации предприятий гостиничного бизнеса постоянно совершенствуются, появление инновационных решений благодаря научно-техническому развитию повышают качество и эффективность деятельности предприятий туризма.
В процессе развития и эксплуатации АСУ для предприятий гостеприимства и их постоянного совершенствования появился ряд достаточно качественных программных продуктов, для гостиниц с разными условиями эксплуатации, и соответственно с разными ценовыми категориями.
Например, программа «Отель» на платформе «1С:Предприятие» стоит от 50000 рублей в зависимости от количества
подключенных пользователей. А система Epitome PMS от 600000 рублей, включая различные дополнительные модули, обучение персонала и техническую поддержку.
При выборе системы необходимо руководствоваться определенными критериями, в частности:
• технические характеристики;
• функциональный потенциал;
• простота эксплуатации и эффективность работы;
• надежность и безопасность;
• возможность модернизации;
• стоимость.
Требуемая техническая характеристика программного средства определяется видами предоставляемых услуг и масштабами деятельности. Они должны быть включены в программное обеспечение гостиничного комплекса (ресторан, бар, салон красоты, SPA-салон и т.д.).
Современные ИС позволяют существенно сократить бумажный документооборот и время на работу с документами, минимизировать ошибки при работе с документами. Они сводят к минимуму «человеческий фактор» и все вытекающие из этого моменты: ошибки, неудобства и дополнительные затраты.
Защита информации от несанкционированного доступа является одной из приоритетных задач при проектировании любой информационной системы. При разработке модуля безопасности ИС должны учитываться такие аспекты информационной безопасности как конфиденциальность, целостность и доступность.
При проектировании и разработке ИС должны быть учтены опции авторизации пользователей, обеспечен простой и комфортный доступ к управлению и результатам функционирования ИС с использованием современных графических средств и наглядных пользовательских интерфейсов.
При выборе ИС важно определиться с форматом бронирования на необходимость
связи с внешней системой бронирования гостиничных сетей или использовать не присоединенную систему бронирования. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.
Многие программные системы автоматизации гостиничного бизнеса, представленные на рынке, хорошо зарекомендовали себя на практике. Кроме того, они постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями пользователей. Большинство программных продуктов допускают на этапе инсталляции настройку параметров под условия и потребности конкретной гостиницы.
Из зарубежных гостиничных ИС наиболее известными является системы Fidelio и Lodging Touch.
Из отечественных разработок к наиболее успешным относятся программные продукты «Эдельвейс», система Hotel-2000, программный комплекс «Русский отель», система «Отель-Симпл» [4].
Большой набор программных продуктов представлен компанией «1С». Например, программа «1С-Рарус: Отель» на платформе «1С:Предприятие 8».
Компанией Micros-Fidelio разработан программный комплекс «Opera Enterprise Solution» с полнофункциональным решением управления, предназначенным как для небольших гостиниц с ограниченным набором услуг, так и для элитных пятизвездочных средств размещения. Комплекс состоит из модулей, которые могут быть настроены и добавлены в соответствии с пожеланиями конкретного покупателя [5].
Специально для небольших средств размещения разработана упрощенная версия системы «Opera Xpress» с минимально необходимым для небольшой гостиницы функционалом.
Компанией «Рексофт» разработана система управления гостиницей «Эдель-вейс/Medallion», включающая автоматизацию служб бронирования и размещения, бухгалтерии и коммерческого отдела. Дополнительно разработчиком предлагается апробированные
на практике программные системы для бухгалтерии, удаленного бронирования, контроля доступа, внутреннего кредита на базе электронных носителей [9].
Компания Libra Hospitality представлена на рынке программного обеспечения средств размещения семейством программных продуктов «Epitome PMS» с большим спектром реализуемых функций, включая бизнес-аналитику. Она предназначена как для небольших гостиниц уровня две-три звезды, так и для крупных гостиничных комплексов класса VIP.
«Epitome PMS» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и позволяет вести учетную политику в соответствии с требованиями российской системы бухгалтерского учета [9].
Программное обеспечение «Navision-Cenium» появилось в 2000 году и является результатом сотрудничества исландской компании HSC (Hospitality Solution Center) и российской АВК.
Основу программы составляет модуль финансового управления на базе системы Microsoft Dynamics NAV, включающий средства управленческого учета, бюджетирования и аналитики. Комплексное решения дополняется специализированными модулями, учитывающими отраслевую специфику предприятия. Использование этого программного обеспечения позволяет проводить анализ с использованием больших объемов статистики и выявлять наиболее доходные направления деятельности предприятия, проводить сравнения стоимости и себестоимости услуг с учетом всех затрат, и на этой основе принимать важные управленческие решения.
Комплексное решение по автоматизации средств размещения «Fidelio» - одно из наиболее популярных в России и за рубежом. Различные версии этого комплекса используют свыше пятнадцати тысяч гостиниц в разных странах мира, в том числе и ведущие мировые гостиничные сети: «Radisson», «Kempinski», «Marriott», «Sheraton», «Hilton» и другие [6].
Главное достоинство системы «Fidelio» в
том, что она позволяет создавать разные формы отчетности: ежедневные, ежемесячные статистические и аналитические отчеты о деятельности гостиницы, составлять прогнозы. Для каждого пользователя системы существует набор модулей, обеспечивающих конфиденциальность при работе с информацией.
«Fidelio» обычно используется совместно с другими продуктами компании «Micros-Fidelio». Например, с программой «Financial Management», являющейся эффективным инструментом анализа финансово-хозяйственной деятельности, позволяющим в режиме реального времени получать информацию о деятельности гостиницы в виде отчетов, с расчетом показателей эффективности и рентабельности.
Заслуживает внимания ИС «Русский стиль», представляющая единый комплекс взаимосвязанных бизнес-процессов, полностью охватывающий всю основную хозяйственную деятельность гостиницы. Система построена на основе АРМов и исключает возможность проведения документов, не учтенных в системе.
Заложенная в систему информационная модель полностью соответствует организационной структуре предприятия гостеприимства. А программное обеспечение состоит из модулей, каждый из которых реализуют определенный функционал [3].
К достоинствам ИС «Русский стиль» относятся простота эксплуатации, мобильность в использовании аппаратных средств и возможность введения новых рабочих мест.
Все расчеты с потребителями осуществляются на АРМах, которые оснащены контрольно-кассовыми машинами (ККМ), включенными в государственный реестр. Такие ККМ могут применяться в месте потребления или заказа услуги: за стойкой портье, в залах ресторанов, в барах, буфетах. Возможна оплата за наличный расчет и с помощью кредитных карт.
Таким образом, подводя итоги, стоит отметить, что сегодня значительное количество российский предприятий гостиничного
бизнеса активно внедряют системы автоматизации, полностью отвечающие современным требованиям. Основное преимущество использования АСУГ заключается в наличии интеграции с такими глобальными системами бронирования, как Amadeus, Galileo, Sabre и Worldspan.
Всего на сегодняшний день насчитывается примерно 500 000 терминалов, установленных в гостиницах по миру, что занимает более 90% рынка. Эти глобальные системы бронирования входят в так называемую «золотую четверку».
Индустрия гостеприимства - неотъемлемая и весьма значительная составляющая
экономики многих стран. Для гостиничного бизнеса характерна стремительная сменяемость экономических условий, постоянный процесс повышения качества предоставляемых услуг, привлечение на рынок новых участников, включая ведущих мировых лидеров индустрии гостеприимства.
Конкурентное преимущество предприятий индустрии гостеприимства в значительной степени зависит от активного использования инноваций в области информационных технологий, которые в свою очередь являются мощным маркетинговым инструментом, позволяющим управлять потребительской лояльностью гостя.
Список источников:
1. Ахметзанов А., Клейн Е.Д. Современные информационные технологии управления гостиницей / В сб.: Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства: Сб. науч. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. Под ред. О.А. Никитиной. 2018. С. 53-57.
2. Бритвина В.В., Шабалина Н.В., Дусенко С.В., Седенков С.Е., Шинков С.О. Внедрение инноваций для повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий // Научное обозрение. 2016. № 2. С.96-99.
3. Демурин В.Б. Модель безопасности автоматизированной системы управления гостиничным предприятием // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2011. № 1.
4. Деревянкина Е.Р. Применение и внедрение гостиничной АСУ - один из важных путей развития гостиницы на современном этапе. М.: VIII Междунар. студ. электрон. науч. конф. «Студенческий форум-2016», 2016.
5. Духовная Л.Л., Холодцова И.И. Инновационные технологии в гостиничном бизнесе // Сервис в России и за рубежом. 2014. №7(54). С.166-178.
6. Гареев Р.Р. Автоматизация систем бизнес - администрирования в гостиничных предприятиях. В сб.: Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития. 2016. С. 25-29.
7. Клейман А.А., Бабанчикова О.А. О внедрении цифровых инновационных технологий и автоматизации управления в деятельность предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса. В сб.: Вестник индустрии гостеприимства: Научный сборник. СПб., 2018. С. 59-71.
8. Хабибуллина Д.Р. Сравнительный анализ средств автоматизации деятельности на предприятиях гостиничного бизнеса // Advances in Science and Technology. 2018. С. 81-82.
9. Хатикова З.В. Управление деятельностью гостиничного предприятия на основе автоматизации процессов // Менеджмент предпринимательской деятельности: Мат. XVI междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов. 2018. С. 410-412.
10.Шмарков М.С., Шмаркова Е.А. Автоматизация гостиничных предприятий как механизм повышения конкурентоспособности. В сб.: Обеспечение устойчивого развития регионов в пространственной структуре экономики России. Национальная (Всероссийская) науч.-практ. конф.: сб. науч. тр. Под ред. О.Е. Конобеевой. 2018. С. 44-46.
Liliya L. DUKHOVNA YA Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia);
PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: 6199900@mail.ru
BUSINESS PROCESSES AUTOMATION AS A MECHANISM FOR INCREASING EFFICIENCY OF HOTEL ENTERPRISES
Hotel business is a leading industry in the service sector. The current state of the hotel services market is characterized by a high level of competition, a variety of types of services provided and an increase in the level of service. Today, hotel companies amid a fierce struggle for each guest are forced to actively improve, using a variety of intra-organizational and technological innovations as the most effective mechanisms to increase competitiveness. At the present stage of hotel business development, the use of information technologies significantly contributes to the optimization of all business processes and, as a result, allows hotels to create consumer loyalty, strengthen their own image and ultimately increase revenue. A hospitality business needs to process numerous flows of information and coordinate the work of a large number of people. Automated Control System (ACS) significantly increases the efficiency of the hospitality industry. In the article, the author provides a detailed analysis of current trends in the use of automated hotel management systems, reveals the features and specifics of individual software products, and specifies their role and effectiveness in improving the competitiveness of a modern hotel enterprise.
References
1. Ahmetzanov, A., & Klejn, E. D. (2018). Sovremennye informacionnye tehnologii upravleniya gos-tinicej [Modern hotel management information technology]. Aktualnye problemy razvitiya indus-trii gostepriimstva [Actual problems of the hospitality industry development]: Collection of scientific articles of the XIV International scientific-practical conference, 53-57. (In Russ.).
2. Britvina, V. V., Shabalina, N. V., Dusenko, S. V., Sedenkov, S. E., & Shinkov, S. O. (2016). Vnedrenie innovacij dlya povysheniya konkurentosposobnosti gostinichnyh predpriyatij [Introducing innovations to increase hotel competitiveness]. Nauchnoe obozrenie [Scientific Review], 2, 96-99. (In Russ.).
3. Demurin, V. B. (2011). Model bezopasnosti avtomatizirovannoj sistemy upravleniya gostinichnym predpriyatiem [Security model of an automated hotel management system]. Vestnik Astra-hanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Upravlenie, vychislitelnaya tehnika i informatika [Bulletin of Astrakhan State Technical University. Series: Management, Computing and Informatics], 1. (In Russ.).
4. Derevyankina, E. R. (2016). Primenenie i vnedrenie gostinichnoj ASU - odin iz vazhnyh putej razvitiya gostinicy na sovremennom etape [Application and implementation of hotel ACS is one of the important ways of developing a hotel at the present stage]. VIII Mezhdunarodnaya studench-eskaya elektronnaya nauchnaya konferenciya «Studencheskij forum-2016» [VIII International Student Electronic Scientific Conference "Student Forum 2016"]. (In Russ.).
5. Duhovnaya, L. L., & Kholodtsova, I. I. (2014). Innovacionnye tehnologii v gostinichnom biznese [Innovative technologies in the hotel business]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 7(54), 166-178. (In Russ.).
6. Gareev, R. R. (2016). Avtomatizaciya sistem biznes - administrirovaniya v gostinichnyh predpriya-tiyah [Automation of business administration systems in hotel enterprises]. Innovacionnye issle-dovaniya: problemy vnedreniya rezultatov [Innovative research: problems of introducing results and directions of development], 25-29. (In Russ.).
Keywords:
hotel business, automated control systems (ACS), competitiveness, business processes, information technology, hospitality industry
7. Klejman, A. A., & Babanchikova, O. A. (2018). O vnedrenii cifrovyh innovacionnyh tehnologij i avtomatizacii upravleniya v deyatelnost predpriyatij gostinichnogo i restorannogo biznesa [On the introduction of digital innovative technologies and management automation in the activities of hotel and restaurant business enterprises]. Vestnik industrii gostepriimstva [Bulletin of Hospitality Industry], 59-71. (In Russ.).
8. Khabibullina, D. R. (2018). Sravnitelnyj analiz sredstv avtomatizacii deyatelnosti na predpriyatiyah gostinichnogo biznesa [Comparative analysis of means of automation of activity at hotel enterprises]. Advances in Science and Technology, 81-82. (In Russ.).
9. Khatikova, Z. V. (2018). Upravlenie deyatelnostyu gostinichnogo predpriyatiya na osnove avtomatizacii processov [Management of a hotel company based on process automation]. Menedzhment predprinimatelskoj deyatelnosti [Business management]: Materials of the XVI international scientific and practical conference of teachers, doctoral students, graduate students and students, 410-412. (In Russ.).
10.Shmarkov, M. S., & Shmarkova, E. A. (2018). Avtomatizaciya gostinichnyh predpriyatij kak me-hanizm povysheniya konkurentosposobnosti [Automation of hotel enterprises as a mechanism to increase competitiveness]. In coll.: Obespechenie ustojchivogo razvitiya regionov vprostranstven-noj strukture ekonomiki Rossii [Ensuring sustainable development of regions in the spatial structure of the Russian economy]: National (All-Russian) scientific and practical conference: 25, 44-46. (In Russ.).
Духовная Л.Л. Автоматизация бизнес-процессов как механизм повышения эффективности гостиничного предприятия // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 3. С. 162-174. РО!: 10.24411/1995-042Х-2019-10313.
Dukhovnaya, L. L. (2019). Business processes automation as a mechanism for increasing efficiency of hotel enterprises. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(3), 162-174. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10313. (In Russ).