А. А. Алюшина
СОВРЕМЕННЫЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ НОВОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Работа представлена кафедрой политологии Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета
им. Н. Г. Чернышевского.
Научный руководитель - кандидат философских наук, доцент Д. А. Крылов
Альтернативой моделям глобальной системы стали модели глобализации, разработанные еще на базе критики теории мир-системы и теорий глобальной системы. Но основную модель развития человечества альтерглобалнеты все-таки связывают с переходом от господствующею ныне нового неолиберального мирового порядка к социальной мировой экономике. Однако эти модели не претендуют на универсальность, они лишь раскрывают альтернативные пути решения существующих проблем.
Globalisation models, which are based on the critical approach to the World-System theory and the Global System theories, have become an alternative to the global system models. However, alter-globalists suppose that the basic model of mankind's development is connected with transition from today's prevailing new neo-liberal world order to a social world economy. These models do not lay a claim to universality; they merely describe alternative ways for solution of the existing problems.
Альтернативой моделям глобальной системы стали модели глобализации, разработанные еще на базе критики теории мировой системы и теорий глобальной системы. Тезис о наличии собственной логики глобализации в каждой из сфер общества выдвинул Бек, а описание и объяснение тенденций в них моделей были разработаны другими теоретиками: 3. Бауманом («слабое государство»), С. Лашем и Дж. Урри («дезорганизованный капитализм»), Р. Робертсоном («глокализация»). Этот же тезис позволяет Беку предложить собственную модель глобализации, исходя из процессов в сфере экологии. Бек приспосабливает разработанную прежде теорию общества риска к анализу процессов глобализации. В результате была создана модель мирового общества риска. Базовая идея теории общества риска «опасности создают общество» переформулирована: «глобальные опасности создают глобальное обще-
ство». Новые риски, не ограниченные местом их появления,уравнивают и объединяют людей, даже помимо их воли и независимо от географического и социального положения. Бек выделяет три вида глобальных опасностей: 1) экологические катастрофы, обусловленные высоким уровнем технико-экономического развития (парниковый эффект, промышленное загрязнение, озоновая «дыра» и т. п.); 2) экологические катастрофы, обусловленные низким уровнем развития (дефицит питьевой воды, истребление лесов и т. д.); 3) катастрофы, обусловленные существованием оружия массового поражения. То есть те проблемы, которые человечество решало с момента их появления. Здесь очень важно сосредоточиться на глобальности подобной проблематики, так как с позиции исследователей, отдающих приоритет экологической теме в вопросе выбора новой формы человече-
ского мироустройства, последствия глобализации скорее необратимы для экологии, нежели для любой другой сферы. Однако не только экологический компонент подвергается коренной трансформации и имеет основное значение для формирования нового типа общественных отношений, но и культура переживает свои специфические изменения. Так модель культурного доминирования обозначил Р. Робертсон. Придя еще в 1968 г. к выводу о том, что сфера культуры имеет решающее значение для «систематизации» мира, позже, в середине 1980-х гг., Р. Робертсон выдвинул тезис о том, что глобальная взаимозависимость национальных экономик и государств концептуализировалась, например, в модели «системы обществ». В глобализации Робертсоном выявляются две направленности: глобальная институционализация жизненного мира и локализация глобальности. Глобальная институционализация жизненного мира явно толкуется как организация повседневных локальных взаимодействий и социализации непосредственным (минующим национально-государственный уровень) воздействием макроструктур мирового порядка. Макроструктурирование мирового порядка (системы взаимозависимости обществ, существующих в рамках национальных государств) происходит, по мысли Робертсона, под действием трех факторов: экспансия капитализма, западный империализм, развитие глобальной системы масс-медиа. Для жизненного мира индивидов и локальных сообществ совокупное действие трех факторов оборачивается экспансией «общечеловеческих ценностей», распространением стандартных символов, эстетических и поведенческих образцов глобальными сетями СМИ и ТНК. Кроме того, в понятие глобализации Робертсона интегрирована возможность существования оппозиции, действующей глобально и, таким образом, одновременно использующей и отрицающей глобализа-
цию. Введение же категорий «культура», «жизненный мир», «сознание» нарушают исходную референцию концепции глобализации к пространственной экспансии и гомогенности целого.
Однако основную модель развития человечества альтерглобалисты все-таки связывают с переходом от господствующего ныне нового неолиберального мирового порядка к социальной мировой экономике. Особенностью развития нынешней обстановки в мире является и то, что борьба народов за мир тесно переплетается с борьбой за социализм, во главе которой нередко встают революционные марксистско-ленинские партии или идеологи. Создание мощного всемирного фронта борьбы против империализма, укрепление единства трех революционных сил современности -стран социализма, мирового коммунистического рабочего и национально-освободительного движения - дает возможность предположить либо о возрождении забытых постулатов мирового социализма, либо о переходе к новой форме сопротивления. Основные постулаты концептуальных, так сказать, «социалистических» взглядов альтерглобалистов можно выразить в следующем:
1.Замена неолиберализма некой формой социализма (капиталистическая мировая экономическая система, обличенная в социально-правовые рамки).
2. Сохранение культурного многообразия (некий мультикультурализм).
3. Создание социального государства с соответствующими функциями и органами регулирования (функции аппарата такого государства заключаются в следующем: экологическое и культурное регулирование; контроль над финансовыми рынками при отмене долгов третьего мира и проведении налоговой политики в отношении международных финансовых операций, налог Тобина); социальное регулирование общества; контроль над деятельностью транснацио-
нальных корпораций; международная гарантия прав граждан на противостояние антидемократическим действиям правительств.
Важнейшей предпосылкой к достижению этих целей альтерглобалисты считают развитие солидарности национальных, действующих в различных странах сил, борющихся против современной неолиберальной экспансии, массового наступления на социальные завоевания граждан, международная, солидарная борьба за равные экономические, социальные и политические права граждан, и прежде всего трудящихся (А. Бузгалин). Так, А. П. Барышев считает, что «важнейшей задачей является создание всемирного антиимпериалистического фронта борьбы народов, ибо, только уничтожив империализм, человечество может
развиваться по пути мира, прогресса и со-
1 и
циализма» . Но новая мировая социалистическая революция, о которой так много писал К. ■ Маркс, вряд ли возможна. Маркс полагал, что социалистическая революция будет мировой. Для этого должен был сформироваться единый мировой экономический механизм, мировой капиталистический рынок. Однако только настоящий мировой рынок, т. е. рынок, обладающий всеми классическими чертами национального, но распространенный на всю планету, стал складываться только теперь. Финансовый мировой рынок уже сформирован, почти полностью сформирован мировой рынок сырья, у нас на глазах формируется мировой рынок товаров и услуг и начинает формироваться мировой рынок рабочей силы. Как только этот процесс завершится, можно будет говорить, что период экстенсивного развития капитализма исчерпал себя. Изменения, которые могут стать свидетельством того, что эпоха неолиберализма не закончена, но вступает именно в периодкри-зиса и заката, отмечаются часто в современной научной литературе. Но тогда возникает вполне закономерный вопрос: какой модели развития мира ожидать после неоли-
берализма? Здесь, как уже отмечалось ранее, возможны некоторые варианты развития:
1. Это, например, движение к открытому оформлению господства глобальных игроков, таких как гигантские транснациональные корпорации и крупнейшие национальные государства, современного мира. Это переход к эпохе открытых военных столкновений, порождаемых гегемонист-скими силами. Это еще и движение к открытому идеолого-политическому оформлению этой гегемонии. Все это предшеству-етрождению новой фазы, переходной к системе ультраимпериализма. До настоящего времени не осуществленный переход к посткапиталистическому обществу, открывающему дорогу к позитивному социальному освобождению человека, не случайно оборачивается угрозой реформирования неолиберализма в еще более реакционную общественную систему. Это напоминает попытку первого прорыва к социализму в начале XX в., который не привел в глобальном масштабе к победе новой общественной системы, а породил фашизм и Вторую мировую войну. Уход в прошлое ознаменовался не прорывом в новую эпоху и социальную систему, а реверсивным ходом истории, породившим тенденцию к возникновению ультраимпериализма.
2. Второй вариант, о котором уже упоминалось, - это проект построения мирового социалистического государства, о котором упоминает Валлерстайн, считая, что международный капитализм из-за своих собственных противоречий обречен в конечном счете на поражение. А погрязшая в непримиримых противоречиях капиталистическая система, переживает в настоящее время глубочайший кризис и неминуемо будет разрушена в ближайшем будущем. При этом Валлерстайн утверждает, что, хотя марксизм-ленинизм, как стратегия и идеология, «отыграл свою историческую роль», идеи Маркса в настоящее
время «процветают» и «обещают оставаться в центре социальной жизни в миросис-теме XXI в.» Валлерстайн не исключает, что вслед за «хаосом», который будет сопутствовать краху капиталистической «миросистемы», «мы увидим завершение перехода от капитализма к социализму» и возникновение «социалистического мирового порядка», формы которого сейчас
2
бесполезно предсказывать . В целом Валлерстайн видит капиталистическую мировую систему как «пронизанную противо-3
речиями» .
3. И третья модель, как отмечает Ж. Бод-рийар, реальная альтернатива неолиберальной глобализации, которая отличается от двух предыдущих прежде всего своей некатегоричностью, - контролируемая глобализация. Здесь, возможно, предполагается как государственный контроль за глобальными процессами, так и международный. Если говорить о государственном контроле, то необходимо сказать, что на внутригосударственном уровне государство может противостоять негативным последствиям глобализации только будучи экономически и политически развитым, так как для этого потребуется наличие такой собственной экономики, которая может конкурировать в
рамках мировой экономической системы, и такой политической грамотности, которая позволит осознать необходимость противостоять негативным последствиям глобализации.
Это наиболее известные альтернативные модели построения будущего мира. Однако они не претендуют на универсальность, они лишь раскрывают альтернативные пути решения существующих проблем. Как отмечает А. С. Панарин, вызов соци-ал-дарвинистского глобализма способен привести планету к взрыву значительно скорее тех сроков, о которых предупреждала теория естественных «пределов роста», сформулированных в докладе Римскому клубу супругов Медоуз. Глобальные проблемы стихийно ведут в тупик, скольжение к которому станет необратимым через 50100 лет. Социал-дарвинистский глобализм планомерно ведет в тупик планетарной катастрофы уже сегодня - в форме мировой гражданской войны человечества, поделенного на избранную и обреченную расы. Перед лицом этой угрозы необходим новый, третий глобализм, предпосылки которого создает планетарная реформация, связанная с качественным преобразованием системы мироустроительных установок и ценностей.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Барышев А. П. Империалистическая концепция «глобализации» и теоретические изыскания современного ревизионизма. (Большевизм и современный мир.) Том III. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.barichev.ru/vist/imper.htm.
^Романовский Н. В. Иммануил Валлерстайн предупреждает... (ещераз о глобализации) //Социологические исследования. 2001. № 5. С. 117.
3
Wallerstein I. The Rise and Future Demise of the World Capitalist System / Kurt Finsterbush, Janet S. Schwartz Sousces: Notable Selections in sociology / Dushkin publishing group. P. 332.