Научная статья на тему 'Современное видение проблемы духовного воспитания сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации'

Современное видение проблемы духовного воспитания сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
939
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / воспитание / духовное воспитание / нравственность / этика / нравственный потенциал / русская православная церковь / воспитание сотрудников правоохранительных органов / training / spirituality / spiritual training / morality / ethics / moral potential / training of law enforcers / russian orthodox church

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ганьжин А. И.

В статье рассматривается значение духовного воспитания сотрудников правоохранительных органов. Актуальность темы обусловлена необходимостью укрепления духовно-нравственных основ и качеств сотрудников органов внутренних дел как неотъемлемой составляющей в обеспечении правопорядка. Излагается необходимость предпринятия комплекса взаимосвязанных действий на общенациональном уровне всех ветвей власти, государственных и общественных институтов в целях усиления морально-нравственных составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the importance of spiritual training for law enforcement bodies" employees. The issue is especially relevant today because the spiritual and moral qualities of law enforcers play a large role in the law enforcement process and, therefore, need to be developed. The author focuses on a range of interrelated measures which can be taken at the national level by all branches of power, state and public institutions in order to improve the moral qualities of law enforcers.

Текст научной работы на тему «Современное видение проблемы духовного воспитания сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации»

СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Санкт-Петербургской юридической академии.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. С. Олейников

В статье рассматривается значение духовного воспитания сотрудников правоохранительных органов. Актуальность темы обусловлена необходимостью укрепления духовно-нравственных основ и качеств сотрудников органов внутренних дел как неотъемлемой составляющей в обеспечении правопорядка. Излагается необходимость нредпринятия комплекса взаимосвязанных дей-

ствпй на общенациональном уровне всех ветвей власти, государственных и общественных институтов в целях усиления морально-нравственных составляющих.

Ключевые слова: воспитание, духовность, духовное воспитание, нравственность, этика, нравственный потенциал, воспитание сотрудников правоохранительных органов, Русская православная церковь.

The article discusses the importance of spiritual training for law enforcement bodies' employees. The issue is especially relevant today because the spiritual and moral qualities of law enforcers play a large role in the law enforcement process and, therefore, need to be developed. The author focuses on a range of interrelated measures which can be taken at the national level by all branches of power, state and public institutions in order to improve the moral qualities of law enforcers.

Key words: training, spirituality, spiritual training, morality, ethics, moral potential, training of law enforcers, Russian Orthodox Church.

На рубеже третьего тысячелетия Россия переживает один из наиболее сложных в своей истории этапов. Предшествующие ему десятилетия глубоко субъективного, идеологизированного и силового воздействия государства на все без исключения сферы общества наконец сменились стратегией на развитие страны по естественным и объективным законам, по которым живет весь мир. Следствием этого является и смещение приоритетов на первоочередное обеспечение и защиту общечеловеческих ценностей, прежде всего ценностей духовных. В то же время нельзя не видеть, с какой колоссально трудной задачей столкнулось российское общество - задачей духовного и нравственного возрождения, через призму которой только и возможно рассматривать воссоздание в естественном виде и развитие других сфер и институтов, в том числе материальных, а также обеспечивающих безопасность и правопорядок. Именно следствием проходивших в них процессов является рост бездуховности и безнравственности в обществе, насилия, корысти, которые собственно и являются главным побудительным мотивом и питательной средой преступности. Вот почему задача выработки механизмов возрождения духовности и нравственности сегодня является первоочередной с точки зрения выживания России как мощного и авторитетно-

го государства, ибо давно сказано: «Можно по справедливости считать погибшим

тот народ, нравственность которого пере-1

стает возвышаться» .

Вынесенная тема духовного воспитания сотрудников правоохранительных органов объединила интересы авторитетных государственных и общественных деятелей, служителей различных религиозных конфессий, ученых разных специальностей и направлений, представителей творческой интеллигенции, военных, практических работников и специалистов правоохранительных ведомств. Всех вышеупомянутых объединяет общее стремление к установлению порядка, развитию на этой основе должной безопасности личности и общества в целом, возрождению высокой духовной культуры и нравственности на российской земле.

Известны слова Ф. М. Достоевского: «Россия родилась великой». И это величие во многом опирается на высоконравственный потенциал Русской православной церкви, которая с самого начала российской государственности служила всемерному единству государства, на протяжении веков оказывала влияние на формирование характера нации, ее идеалы.

Исторически сложилось так, что сегодня наше общество с новой силой нуждается в объединяющей идее, основанной на высокой духовности и нравственности, без

которых невозможно возрождение России. Естественно, что формирование такой нравственности невозможно без опоры на

наш исторический опыт, на авторитет Рус-

„ „ 2 ской православной церкви .

Всемирная история свидетельствует, что общество, государство исчезали тогда, когда теряли нравственные основы своего существования. Как справедливо писал один из религиозных философов России Семен Людвигович Франк, «общество имеет духовную природу». По характеру своего бытия оно принадлежит к той сфере, которую мы называем духовной жизнью, и его основу образует прежде всего нравственное начало. От того, как мы будем соотносить и соизмерять свои помыслы и дела с вечными христианскими заповедями, во многом будет зависеть, как Россия войдет в новое тысячелетие, какое место она займет в мире. Вот почему представляется важным определить пути выхода из духовно-нравственного забытья .

В ряду наиболее общественно значимых проблем следует выделить следующие:

• осознание того, что укрепление правопорядка определяется духовно-нравственным состоянием общества в целом;

• определение отдельных приоритетов в преодолении духовно-нравственного кризиса в обществе как основы эффективного противодействия преступности;

• укрепление духовно-нравственных основ и качеств личного состава органов внутренних дел и внутренних войск как неотъемлемая часть участия его в обеспечении правопорядка.

Влияние духовности и нравственности в обществе на состояние правопорядка и преступности прослежено уже давно и не вызывает сомнений. Аксиоматично и то, что высокая нравственность всегда противостоит преступности. Напротив, бездуховность и безнравственность порождают противоправное поведение. История подтверждает этот факт, всякий раз свидетельствуя о том, что потеря нравственных, мо-

ральных ориентиров является действительным источником всех бед и потрясений. Не является исключением и нынешняя ситуация в России .

Несколько цифр: за прошлый год в России зарегистрировано 2 млн 600 тыс. преступлений, это на 7,7% больше, чем в 1997 г. Выявлено 29 тыс. 551 убийство, 9 тыс. изнасилований, 122 тыс. грабежей, 1 млн 143 тыс. краж.

Вот характеристика лиц, совершивших преступления: 165 тыс. (11% от выявленных преступников) несовершеннолетние; 18 тыс. (14,7%) женщины; 103 тыс. (7%) учащиеся, студенты; 797 тыс. (54%) лица, не имеющие постоянного источника дохода; 369 тыс. (25%) ранее судимые; 30% совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения; 10% - в наркотическом состоянии.

Как видим, значительная часть - это проявления крайней агрессивности, жестокости, корысти. Иными словами, тех качеств, которые полностью определяются морально-духовной деградацией личности.

Подобный процесс опасен уже тем, что делает реальной угрозу всеобъемлющей криминализации общества. Сложившуюся ситуацию достаточно часто объясняют спадом промышленного производства, социальной поляризацией и другими материальными факторами. При этом упускается из виду, что человеку всегда присущи два начала - физическое и духовное. Физическое начало изначально греховно, смертно. Сегодня в нашем обществе мы как раз наблюдаем преобладание материальных, физических потребностей, которые, не будучи подкрепленными высокими нравственными устоями, способны повлечь за собой глубинные негативные явления и процессы, опасные для всего общества.

Вместе с тем было бы ошибочным считать, что современный россиянин фактически утратил духовные, нравственные элементы. Оценивая ситуацию с преступностью, можно смело утверждать, что криминальные проявления совершает лишь часть на-

селения. В то же время присущий большинству граждан страны нравственный дух вызывает у них отторжение криминального образа жизни5.

Тем не менее мы не можем равнодушно взирать на те негативные процессы, которые влияют на духовность и нравственность населения и, соответственно, на состояние правопорядка в стране, не оценивая и не вырабатывая механизмов воздействия на них.

Сегодня о духовном кризисе людей свидетельствует стремление все большего числа граждан уйти от угнетающей психику действительности в пьянство, наркоманию. Если и дальше нравственный дух российского народа будет подвержен подобным явлениям, то он будет разрушаться с такой быстротой, что наши дети будут лишены будущего.

Государство с помощью правовых средств может многое, но остановить морально-нравственную деградацию оно не в состоянии без поддержки Церкви, активной части населения, других общественных институтов. Сотрудничество государства и Церкви в области духовно-нравственного воспитания и будет способствовать достижению этой цели.

В целом необходим комплекс взаимосвязанных действий на общенациональном уровне всех ветвей власти, государственных и общественных институтов, чтобы усилить морально-нравственную составляющую тех мер. которые направлены на укрепление экономики, социальной сферы, обеспечение должного правопорядка и законности, социально терпимого уровня правонарушений, снятия социальной напряженности в обществе .

В сложившейся ситуации перед российским обществом крайне остро стоит поиск нравственных ориентиров, которые могли бы удовлетворить современные требования жизни.

Одним из них является сохранение комплекса традиционных духовно-нравственных ценностей нашего народа, базирую-

щихся на исторических православных традициях, в соответствии с которыми строилась жизнь человека, формировалось его миропонимание и мировоззрение.

Фундаментальные начала социальной этики русского православия максимально совпадают с этикой светской. Проявляется это в единстве таких категорий, как добро и зло, справедливость и совесть, долг и ответственность. Они также реализуются в нравственных качествах человека - мужестве, терпимости, мудрости, трудолюбии, самопожертвовании во имя долга, уважении и любви к ближним.

Говоря о приоритетах духовно-нравственного возрождения России, нельзя не отметить, что Россия складывалась и существует как государство многонациональное, многоконфессиональное. Умение жить вместе и сохранять государственное единство - это во многом результат взаимодействия, взаимоуважения религий, существующих в нашей стране. Поэтому, признавая необходимость взаимодействия с Православной церковью, одновременно необходимо сохранять единство, дух товарищества между представителями различных „7

вероисповеданий .

Опыт решения проблем межконфессио-нальных отношений России накапливался веками. Сегодня, когда национальные и даже региональные амбиции нередко используются как орудие в борьбе за удовлетворение чьих-то узкокорыстных интересов, опыт Церкви, авторитет религии должны послужить укреплению нашего государственного единства.

Духовность, нравственность являются опорой в жизни любого человека. Прекрасно сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «...без твердых духовнонравственных понятий, пригодных всем людям без различия их положений, невозможно достичь устойчивых результатов ни в экономике, ни в политике, ни в каких-либо других областях жизни».

Особое значение духовно-нравственный потенциал имеет для сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, действия которых всегда несут в себе представление о добре и зле, справедливости и долге. Поэтому они должны быть не только юридически, но и морально состоятельными. Отсюда высокие требования к нравственному потенциалу сотрудников правоохранительных структур. Прежде всего - это чувство долга, служения своему Отечеству и россиянам, развитие профессиональной чести и достоинства. Надежный правопорядок без этих качеств личности сотрудника органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск не установить. Это тот фундамент, на котором строится их профессиональная деятельность, и чем основательнее будет этот фундамент, тем прочнее будет само здание .

Для сохранения веры в справедливость сотрудники правоохранительных структур нуждаются в поддержке Церкви, она может охранить их от появления чувства озлобления, черствости, неуважения к людям.

Хотя у нас Церковь и отделена от государства, однако это не мешает МВД России находить возможности для укрепления взаимодействия в решении конкретных проблем.

Взаимодействие осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел России и Московской патриархией. Оно идет по многим направлениям, в том числе по духовно-нравственному воспитанию сотрудников, профилактике детской и подростковой преступности, осуществлению совместных усилий по профилактике межнациональных конфликтов, обеспечению сохранности сакральных и культурных ценностей. Возрождаются традиции привлечения священнослужителей к сотрудничеству при организации благотворительных акций, участию в юбилейных торжествах, в ритуалах принятия присяги. Для координации данной ра-

боты создана Объединенная рабочая группа по взаимодействию Русской православной церкви и МВД России.

Во многих регионах страны стало традиционным проведение благотворительной акции «День памяти» с участием представителей Православной церкви. Местные епархии оказывают посильную материальную помощь членам семей погибших.

В рамках социально-гуманитарной подготовки в МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации проводятся регулярные занятия на темы морали, этики, культуры с личным составом, в которых принимают участие священники местных епархий.

Предметной стала координация совместной деятельности Русской православной церкви и командования внутренних войск в рамках программы общероссийского общественного движения «Россия православная».

Активно развиваются контакты, направленные на оздоровление духовно-нравственного климата в воинских частях и соединениях МВД РФ.

Вместе с тем вполне очевидно то, что подавляющее большинство сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск не относят себя к верующим. Поэтому не рассматривается взаимодействие с Русской православной церковью и с другими конфессиями как единственная панацея от всех изъянов в моральном воспитании личного состава.

Русская православная церковь последовательно стоит на принципах единства основных ценностей духовной и светской нравственности, что предполагает не разделение сотрудников, военнослужащих на верующих и неверующих, а их объединение на основе единства морали и нравственности. При этом важно не только знание духовно-нравственных ценностей, их усвоение, но и воплощение их в служебной деятельности. Надо всегда помнить, что «вера без дел мертва». Дела без веры не имеют ценности!

Взаимоотношения религиозных организаций и Министерства внутренних дел Российской Федерации имеют глубокие исторические корни. В частности, в дореволюционной России Церковь проводила значительную работу по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию сотрудников полиции, повышению авторитета и престижа полицейской службы, в том числе и по снижению уровня преступности в стране.

И в наши дни религиозные конфессии вносят значительный вклад в сохранение гражданского мира и согласия в обществе,

воспитание подрастающего поколения, противодействие проявлениям религиозной ненависти и вражды, защиту культурного и духовно-нравственного наследия.

Отношения религиозных объединений и государства в нашей стране строятся на принципах свободы совести и вероисповедания, на равенстве всех религиозных организаций перед законом, невмешательстве государства в их деятельность. Это основополагающий принцип нашего взаимодействия с религиозными конфессиями, которое способствует решению ключевых общенациональных задач.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Олейников В. С. и др. Акмеологические проблемы воспитания профессиональной нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел России: Монография. СПб., 1996.

Кокотов А. М. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург, 1994.

Проблемы и пути духовно-нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел 4/ Государство и право. 1995. № 2. С. 136-145.

Сальников В. П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Л., 1988.

Баранов П. П. Теория систем и системный анализ правосознания личного состава органов внутренних дел: Монография. Ростов н/Д., 1997.

Баранов П. П., Витрук Н. В. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы // Право и жизнь. 1992. № 1-3.

Трофимов А. Н. О некоторых вопросах нравственного и правового воспитания. Орел, 1996.

Могилевский А. А. Правосознание и религия. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.