Медицинская книга, Н.Новгород: Изд. НГМА. - 2003. - 443с.
6. Насолодин В.В., Зайцев О.Н., Гладких И.П. Обеспеченность железом и состояние иммунной реактивности у студентов-спортсменов в разное время года.//Гигиена и санитария.-2005.-№2.-С.45-49.
7. Назаров П.Г., Пуринь В.И. Реакция бласттрансформации лимфоцитов в культурах цельной крови, количественная оценка с помощью сцинтилля-ционного счетчика.//Лаб. дело.-1975.-№4.- С. 195-198.
8. Пропастин Г.Н., Белов А.С., Шкрабко А.Н. //В сб. «Изучение гуморального и клеточного иммунитетв у здоровых лиц и больных».- Яро-славль,1980.- С.8-10.
9. Суздальницкий Р.С.,Левандо В.А. Новые подходы к пониманию спортивных стрессорных иммунодефицитов.//Теория и практика физической культуры.- 2003.- №1.- С.18-22.
10. Футорный С.М. Иммунологическая реактивность спортсменок как одно из направлений современной спортивной медицины .//Теория и практика физической культуры.- 2004.- №1.- С.16-19. (Обзор-ВШ).
11. Хабриев Р.У. Инструкция по применению набора реагентов для им-муноферментного определения кортизола в сыворотке крови челове-ка.//Комитет по новой медицинской технике МЗРМ, протокол №8 от 18.09.2000.
12. Green K.J., Rowbottom D.G., Mackinnon L.T. Exercise and T-lymphocyte function comparison of proliferation in PBMC and NK cell-depleted PBMC culture//J. Appl. Physiol.-2002.-V.92,N6.-P.2390-2395.
13. Ibfelt T., Petersen E.W., Bruunsgaard H., Sandmand M., Petersen B.K. Exercise-induced change in type 1 cytokine-producing CD8+ T cells is related to a decrease in memory T cells.//J.Appl.Physiol.2002 -V.93,N2. - P.645-648.
СОВРЕМЕННОЕ ТХЭКВОНДО КАК КОМПЛЕКСНОЕ ЕДИНОБОРСТВО
С.Е. Бакулев, А.В. Павленко, В.А. Чистяков
1. ПОНЯТИЕ «КОМПЛЕКСНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА»
Сегодня в мире существует огромное количество стилей и направлений единоборств. Даже приблизительный подсчёт точного количества весьма затруднителен, однако большинство специалистов сходятся во мнении, что оно составляет несколько тысяч. Каждое единоборство имеет свою специфику технических приёмов, методику подготовки, но самое главное целевую направленность. В этой связи интересная классификация боевых единоборств (БЕ) была дана в 90-ые годы известным специалистом по рукопашному бою Тарасом А. Е. В частности им было предложено разделить все направления БЕ на четыре основных группы: военно-прикладные единоборства, спортивные, оздоровительные и показательные. Военно-прикладные соответственно своей целью ставят выживание в условиях реальных схваток; спортивные готовят занимающихся для выступления на соревнованиях по определённым правилам; показательные предназначены для выполнения различных трюков (к примеру, в киноиндустрии); оздоровительные в свою очередь применяются для укрепления здоровья занимающихся. Как правило, каждый вид единоборств в ходе своего развития претерпевал ряд изменений, которые и опреде-
лили его направленность на сегодняшний день. Одна группа единоборств является теперь зрелищными видами спорта (бокс, тайский бокс, дзюдо и т.д.), другая группа сугубо прикладными дисциплинами (боевое самбо, джиу-джитсу, дуаньда, крав-мага). Однако, невзирая на основную целевую направленность того или иного единоборства, почти в каждом случае есть сопутствующие цели, т.е. спортивное единоборство может быть фундаментом для навыков самозащиты, служить для укрепления здоровья. Наоборот единоборства прикладного характера могут использовать как один из видов подготовки к реальному поединку соревнования и опять же являться ещё и эффективной оздоровительной системой. Возможно, такой многоцелевой подход и приводит к появлению целой группы единоборств, использующих различные технические действия в поединке. Имеется в виду сочетание в поединке технических приёмов связанных с ударами (руками и ногами) и приёмов борьбы (бросков, болевых, и т.д.). Такие единоборства называют комплексными, и они представлены на сегодняшний день достаточно обширно. Это и российские разработки (рукопашный бой, универсальный бой, спортивно-боевое самбо, свободный стиль и др.) и зарубежные (бои по версиям современного панкратиона, «К-1» и пр.). Наблюдая поединки в данных видах единоборств, ряд специалистов обращает внимание на то, что у бойцов превалирует какая-либо одна группа технических приёмов (например, удары руками или борьба в партере), а все остальные средства в поединке являются лишь сопутствующими. К примеру, боец, отлично владеющий приёмами борьбы, использует удары лишь, для того чтобы подойти на дистанцию захвата. Между тем появление так называемых «комплексных единоборств» не является чем-то абсолютно новым в мире боевых искусств. Например, широко популярное сегодня дзюдо, имеет боевой раздел, предназначенный исключительно для самозащиты и который в силу разных причин далеко не всегда преподаётся занимающимся. Он носит название «Кодокан-госин-дзюцу» и был разработан группой специалистов Ко-докана, всемирного центра дзюдо в Токио, для того, чтобы дать оружие эффективной самозащиты дзюдоистам-спортсменам. Помимо классической техники дзюдо он включает ряд приёмов из старых школ дзю-дзюцу, в основном простые и эффективные ударные технические действия (Тарас А.Е., 1996). То же самое можно сказать и о популярном сейчас французском боксе сават. Изначально он был сугубо прикладной системой, однако в наши дни развивается как спортивное единоборство, где основу технических действий составляют удары руками и ногами. Вместе с тем, существует и прикладное направление этого единоборства называемое сават-дефенс, где практикуют удары локтём, коленом; применяют заломы, удушения, захваты, броски, а также учат использовать подручные средства для отражения нападения. Указанный раздел активно применяется для подготовки сотрудников силовых структур. Боевой раздел бокса сават интересен ещё и тем, что основу техники ударов в этом виде единоборств составляют именно удары ногами. Данная специфика в определённой мере роднит этот вид боевых искусств с таким единоборством, как тхэквондо. Мы предлагаем объективно проанализировать современное тхэквондо, как комплексное единоборство.
2. ТХЭКВОНДО КАК КОМПЛЕКСНОЕ ЕДИНОБОРСТВО.
Если внимательно рассмотреть более чем полувековую историю тхэк-
вондо (таэквондо), то можно увидеть весьма интересную картину этого вида единоборств. Во-первых, основателем тхэквондо генералом Чой Хонг Хи, эта система создавалась как прикладная, служила для подготовки военнослужащих к ситуациям реального боя. Достаточно прочитать известную «Энциклопедию таэквондо», написанную Чой Х.Х., где скрупулезно и в полном объёме разбираются все аспекты тхэквондо, а также даны целевые установки этого вида боевых искусств. Появившиеся позднее различные версии тхэквондо, также несут достаточно ярко выраженную прикладную направленность (версия мастеров Джуна Ри, Хель Иль Чо, Ким Су и др.). Естественно, по каждой из версий в последствии стали проводиться соревнования, с более или менее широким диапазоном технических приёмов разрешённых правилами. В настоящий момент существуют несколько основных версий этого единоборства: по правилам Международной Федерации таэквондо (ИТФ); Всемирной Федерации тхэквондо (ВТФ); Глобальной Федерации Таэквондо (ГТФ) и ряд направлений, возглавляемых отдельными мастерами, выходцами, как правило, из трёх первых. Невзирая на специфику подготовки в каждом из направлений, специалисты (Чой Х.Х., 2000, Ким Су, 2001, Гиль К., 1998) отмечают общие технические особенности, позволяющие говорить о том, что тхэквондо можно отнести к комплексным единоборствам. Мы предлагаем рассмотреть эти особенности.
Прежде всего, техника всех школ тхэквондо группируется в четыре основных раздела: формальные комплексы, спарринг, самозащита, разбивание твёрдых предметов. Раздел формальных комплексов и раздел разбиваний, являются своего рода вспомогательными для освоения разделов спарринга и самозащиты. Именно в них заключены основные технико-тактические действия, как соревновательного, так и боевого поединка.
В разделе спарринга технико-тактические действия построены с учётом требований соревнований. Наблюдая за поединками бойцов по любой из версий тхэквондо, можно заметить характерное превалирование технических приёмов ногами (ударов) на действиями руками. Это специфика, своего рода основа техники данного боевого искусства, берущая начало с древних стилей боевых искусств Кореи (субак, тхэккён, хварандо и пр.). Указанные боевые искусства применялись в старину в ситуациях реального боя и основную роль играли именно удары ногами. А поскольку не было никакой гарантии, что в бою на выживание противник не прорвётся на ближнюю дистанцию, постольку существовали различные «дополнительные» технические приёмы. Это мог быть замок на руку или бросок, удар ребром ладони, локтём. В соревновательном поединке такие элементы исключены для повышения зрелищности поединка и избежание травматизма, однако технические действия ногами дошли до наших дней практически в неизменном виде и по свидетельству некоторых специалистов (Медведев Д., 1997) в эффективности применения не уступают другим видам единоборств.
Удары ногами, применяемые в соревновательных поединках тхэквондо объединены в чёткую структуру, имеющую следующие особенности:
• возможность применения технических приёмов ногами по всем зонам и уровням тела противника;
• сила воздействия технического действия (удара) ногой. Технически грамотно проведённый удар весьма опасен для боеспособности противника;
• внезапность применения ударов ногами. Выражается в том, что технические действия ногами могут начинаться с большей дистанции, чем другие (к примеру, удары руками).
• хорошая сочетаемость ударов ногами с другими техническими приёмами боя (ударами рук, локтей, коленей, действий в захвате)
Хочется отметить, что эти особенности техники ударов ногами были учтены создателем тхэквондо генералом Чой Х.Х. в полной мере. Создавая этот вид единоборств, его основатель творчески синтезировал весь тот огромный потенциал древних корейских боевых искусств в области использования ударов ногами в поединке. Таким образом, несмотря на относительную молодость по сравнению с другими видами единоборств, тхэквондо имеет развитую, проверенную временем базу технико-тактических действий ногами применяемую в бою.
Вместе с этим, помимо технических приёмов ногами, занимающимися тхэквондо и сегодня изучаются различные приёмы прикладной направленности. При сдачи экзамена на квалификационную степень (пояс), тхэквондисты обязаны знать ряд приёмов самозащиты. На практике обычно спортсмены демонстрируют приёмы так называемого «условного поединка» с использованием передвижений от одного до трёх шагов. Один спортсмен атакует разными способами (ударами, захватами), другой защищается с использованием тех или иных приёмов. При этом контактными являются лишь защитные действия (блоки), удары же наносимые в уязвимые зоны (коленные суставы, пах, шею и пр.) выполняются с остановкой бьющей конечности в 3-5 см от тела партнёра. Болевые и удушающие приёмы, используемые в данном разделе тхэквондо, тоже не проводятся в полную силу. Соответственно, технические приёмы выполняемые ногами, в случае необходимости (например ситуация самозащиты) могут дополнять различные действия руками. Кроме того, в ряде школ помимо спортивных поединков, где спортсмен противостоит лишь одному сопернику, практикуются поединки в варианте «один против двух» и «один против трёх», что естественно требует изменения тактики схватки.
Раздел самозащиты в настоящее время часто исключается инструкторами из учебно-тренировочного процесса в силу разных причин: нехватка времени на подготовку к соревнованиям, незнание методики обучения данному разделу и пр. Таким образом, создаётся ошибочное впечатление, что техническая база тхэквондо - это только удары ногами. Вместе с тем преподавая тхэквондо как комплексное единоборство, можно более разносторонне развивать занимающихся и не потерять ещё одну грань этого вида боевых искусств.
На современном этапе развития тхэквондо, который характеризуется ярко выраженной спортивной направленностью, существует ряд школ, где наряду с подготовкой и участием в соревнованиях, занимающиеся развивают и прикладные навыки (т.е. навыки самозащиты). Методика преподавания в подобных школах имеет некоторые особенности, на которых хочется остановиться подробнее.
Учебно-тренировочный процесс строится на этапе начальной подготовки по общепринятой в тхэквондо методике: изучение стоек, основных защит и технических действий руками и ногами. Основу базовой техники составляют удары ногами, акцент в тренировках делается на их развитии. Обучение базовой технике («школе тхэквондо»), обычно занимает 12-18 месяцев (Чин
Д.,1994).
Затем по мере дальнейшего освоения тхэквондо занимающимися, направленность подготовки меняется с сугубо спортивной на боевую (прикладную). Помимо технических приёмов, применяемых в соревновательных поединках, в тренировочный процесс включается ряд других. В частности, на каждом тренировочном занятии изучаются различные технические действия руками. К таковым относятся:
- удары руками. Кулаком (прямой, боковой); ребром и основанием ладони, локтями в различных вариантах;
- болевые приёмы, выполняемые преимущественно на лучезапястный, локтевой и плечевой суставы.
Перечисленные технические действия отрабатываются, не изолировано, а в сочетании с действиями ног (ударами)
Помимо включения в техническую подготовку бойцов дополнительных приёмов прикладной направленности, меняется и тактика поединков. Кроме средств и методов для подготовки к поединкам на соревнованиях, применяется и ряд других. Сюда входит:
- учебно-тренировочные поединки в форме «условного боя» с варьированием степени контакта, с применением защитного снаряжения;
- учебно-тренировочные поединки в варианте «один против двух», «один против трёх» с применением защитного снаряжения по спортивным правилам тхэквондо;
- поединки «один на один» в защитном снаряжении по различным версиям рукопашного боя;
- поединки «один против двух», «один против трёх» в защитном снаряжении в варианте рукопашного боя (исключающем наиболее травмоопасные приёмы)
Все указанные средства и методы применяются только после освоения базовой техники тхэквондо занимающимися. Кроме того, дети и подростки занимаются только спортивным вариантом тхэквондо. Соотношение в учебнотренировочном процессе средств и методов прикладной подготовки определяется целевой установкой той или иной школы тхэквондо.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гил, К. Таэквондо. Корейский боевой вид спорта / К.Гиль. - изд. испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 1998 - 224с.: ил.
2. Ким, Д.Г. Истоки возникновения тхэквондо / Ким Д.Г., Ли В.Ф. // Вестник Балтийской академии. - СПб., 1997. - Вып.11 - С.104-111
3. Ким, Су. Тхэквондо: Ча Ён Рю - естественный путь / Су Ким; пер. с англ. Е.Гупало - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2001 - 480с.: ил.
4. Медведев, Д. Интегральное боевое искусство / Д.Медведев // Кэмпо. Боевые искусства сегодня и вчера. - 1997 - № 4 (36). - С. 12-21.
5. Чин, Д. Оптимизация индивидуальной подготовки тхэквондистов с учётом их психологических качеств: автореф. ...канд.пед.наук / Д. Чин; Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта. - СПб.: Б.и.,1994. -21 с.
6. Чой, Хонг Хи. Таэквондо /Корейское национальное искусство самообороны): Энциклопедия: в 15-ти т. / Хонг Хи, Чой; Интернациональная Феде-
рация Таэквондо (ИТФ) - 5-е изд - Волгоград, 2000
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНОСИЛОВОЙ ПОДГОТОВКОЙ БАРЬЕРИСТОК
Н.Н. Вдовина
Специфика бега с барьерами предъявляет высокие требования к проявлению скоростно-силовых способностей, особенно в момент преодоления барьеров (В.В.Балахничёв, 1987; О.Д.Викторова, 1990; Е.В.Чистякова, 2001).
При относительно равной «беговой» подготовке победу одерживают те спортсменки, которые быстрее и техничнее преодолевают барьеры.
Анализ выступлений сильнейших спортсменок Вооружённых Сил Российской Федерации в беге с барьерами свидетельствуют о нерешённости ряда вопросов, связанных с управлением их скоростно-силовой подготовкой. Это приводит к снижению спортивных результатов, а порой и к неоправданным травмам.
Всё вышеизложенное и обусловило выбор направления нашего исследования.
В процессе исследования выявлялись наиболее ценные средства тренировки скоростно-силового характера и факторы, определяющие высокую эффективность управления скоростно-силовой подготовкой барьеристок.
Для этого проводился опрос тренеров и других специалистов по лёгкой атлетике. В опросе принимали участие 21 человек.
Как свидетельствуют результаты опроса, наиболее эффективными средствами скоростно-силового характера в тренировочном процессе барьеристок являются:
- на первом этапе подготовительного периода - выжимание штанги ногами (упражнение выполняется лёжа на спине); ходьба в полуприседе со штангой весом 25 - 30 кг на плечах (30 - 50 м); прыжки с ноги на ногу со штангой весом 20 - 25 кг на плечах; приседание со штангой весом 40 - 50 кг на плечах;
- на втором этапе подготовительного периода - одинарные двойные и
тройные прыжки в длину с места (отталкивание производится одновременно двумя ногами); прыжки на двух ногах с подтягиванием коленей к груди, 15
- 20 м (желательно выполнять на мягком грунте, опилках, песке или матах); прыжки (тройной, пятерной, семерной и т.д.) с места (отталкивание производится попеременно правой и левой ногами); темповые выпрыгивания из глубокого приседа (выполняются сериями по 15 - 20 раз в подходе).
- на первом и втором этапах соревновательного периода - бег на отрезках до 100 м с набеганием в конце; бег под уклон и в гору; бег с ходу на отрезках от 20 до 100 метров; бег с низкого старта на 20, 30, 40, 50, 70 и 80 метров.
По результатам опроса были выделены факторы, определяющие высокую эффективность управления учебно-тренировочным процессом по развитию скоростно-силовых качеств у барьеристок.
К ним относятся: отсутствие травматизма у спортсменок; положительная динамика физического состояния в соревновательный период; наивысшая готовность спортсменок к главному старту сезона; рациональная последовательность распределения нагрузки и средств скоростно-силовой подготовки; организация тренировок с учётом индивидуальных особенностей структуры мышц