ПЕДАГОГИКА
УДК 37:796.012.1:796.41
ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ТХЭКВОНДИСТОВ
К. А. Борисенко, Р. С. Жуков
FEATURES OF TAEKWONDO ATHLETES’ SPEEDSTRENGTH TRAINING
K. A. Borisenko, R. S. Zhukov
Исследование посвящено изучению особенностей использования средств скоростно-силовой подготовки спортсменов-тхэквондистов. В работе применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных данных; педагогический эксперимент; контрольные испытания; методы математической статистики. На основании комплексного теоретического и экспериментального исследования была установлена результативность комплексов упражнений, направленных на сопряженное развитие скоростно-силовых способностей и совершенствование технической подготовленности детей 9 - 10 лет, занимающихся тхэквондо.
The study investigates the use of the features of taekwondo athletes’speedstrength training. The authors used the following research methods: analysis and synthesis of research literature data; pedagogical experiment; control tests; methods of mathematical statistics. Based on a comprehensive theoretical and experimental study, the authors proved the efficiencyof exercise complexes aimed at the development of dual speed strength capabilities and improvement of the technical readiness of 9 - 10-year-old children engaged in taekwondo.
Ключевые слова: спортсмены-тхэквондисты, скоростно-силовая подготовка, техническая подготовка, комплексы упражнений.
Keywords: taekwondo athletes, speedstrength training, technical training, sets of exercises.
Тхэквондо является одним из видов корейских единоборств. Наиболее популярен во всём мире спортивный вариант этой системы, хотя существует и боевая её разновидность. Отмечаемая со второй половины XX века экспансия восточных видов спорта, в том числе и единоборств, в спортивные международные структуры и включение их в программу Олимпийских игр (тхэквондо по версии Всемирной федерации тхэквондо (ВТФ) в 1988 г. в г. Сеуле), отражает определенные культурологические тенденции проникновения спортивных традиций Востока на Запад [1; 4].
По мнению Ли Чжон Ки (2003), основная научнометодическая и учебная литература по тхэквондо посвящена базовой технике выполнения движений и в большей степени изучению комплексных упражнений [2]. Анализу тактики маневрирования тхэквондистов в поединках посвящены работы Ю. Б. Калашникова (1998), О. Г. Эпова (2000); исследования по технике проведения ударов выполнил Чой Сунг Mo, Ли Джон Ки (2003) определил технико-тактические характеристики соревновательного спарринга по тхэквондо. Вместе с тем анализу соревновательной деятельности ведущих тхэквондистов с целью выявления результативных технико-тактических элементов и разработке средств и методов специальной скоростно-силовой подготовки ближнего резерва сборной команды страны по тхэквондо до сих пор не было уделено должного внимания. А как свидетельствуют многочисленные исследования и многолетний опыт ведущих специалистов в других видах единоборств, важнейшей составляющей мастерства ведущих спортсменов является специальная физическая подготовка [1].
Важно подчеркнуть, что в сравнительно новом олимпийском виде спорта, каким является тхэквондо, недостаточно научных работ по совершенствованию специальной физической подготовки спортсменов с помощью средств, адекватных ведущим элементам соревновательной деятельности. Таким образом, актуальность нашего исследования продиктована Олимпийской составляющей данного вида спорта, его недостаточной изученностью с позиций практической
реализации современных инновационных достижений спортивной науки при построении более эффективной системы подготовки спортсменов и, в частности, специальной скоростно-силовой подготовки тхэквондистов в структуре ведущих соревновательных технических действий.
Цель исследования: изучение особенностей использования средств скоростно-силовой подготовки спорт-сменов-тхэквондистов.
Объект исследования: скоростно-силовая подготовка спортсменов.
Предмет исследования: построение специальной скоростно-силовой подготовки тхэквондистов.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что разработанный нами комплекс упражнений окажет более эффективное воздействие на развитие скоростно-силовых и технических способностей детей 9 - 10 лет, занимающихся тхэквондо.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи исследования: на основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы рассмотреть основы скоростно-силовой и технической подготовки спортсменов; выявить основные черты методики развития скоростно-силовых качеств спортсменов; провести анализ применяемых средств и методов скоростно-силовой и технической подготовки тхэквондистов; разработать комплексы упражнений, направленные на сопряженное развитие скоростно-силовых способностей и совершенствование технической подготовленности детей 9 - 10 лет, занимающихся тхэквондо; проверить на практике эффективность разработанных комплексов упражнений, а также выявить взаимосвязь между техникой и скоростью наносимых ударов в группе начальной подготовки.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных данных; педагогический эксперимент; контрольные испытания; методы математической статистики.
Анализ литературных источников позволил рассмотреть основы скоростно-силовой и технической
76
К. /А. Борисенко, Р. С. Жуков
ПЕДАГОГИКА
подготовки спортсменов; выявить основные черты методики развития скоростно-силовых качеств спортсменов; провести анализ применяемых средств и методов скоростно-силовой и технической подготовки тхэквондистов. Изучались учебники, учебные пособия, научные статьи.
Педагогический эксперимент проводился с целью проверить на практике эффективность разработанных комплексов упражнений, а также выявить взаимосвязь между техникой и скоростью наносимых ударов в группе начальной подготовки. В течение тренировочных занятий были использованы различные методы (контрольно-соревновательный, повторный, интервальный, игровой) и средства подготовки спортсменов. На первой и последней тренировке использовались контрольный и соревновательный методы. С помощью контрольно-соревновательного метода были определенны количество и качество нанесенных ударов.
В качестве контрольных испытаний мы предлагали участникам педагогического эксперимента выполнять только самые просты удары ногами («толи-чаги» № 1, 2 и 5 - соответственно с передней ноги, с дальней и снова с передней, только с небольшим подскоком). Удары наносились сначала с правой, а затем с левой ноги. Спортсмены должны были наносить максимальное количество ударов за 15 секунд.
Обработка полученных данных производилась с помощью программы Microsoft Office Excel 2010, вычислялись показатели среднего значения, стандартного отклонения, статистической ошибки, границы доверительных интервалов на основе критических значений t-критерия Стьюдента.
Для проведения педагогического эксперимента была взята группа начальной подготовки третьего года обучения в возрасте 9 - 10 лет, состоящая из 20 мальчиков. Эксперимент проходил на базе ГОУДОД «ОК-СДЮШОР № 2» в течение полугода. Для повышения функциональных возможностей нами были взяты уп-
ражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением направления, различные прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью и т. д. Все эти упражнения использовались либо на разминке, либо на круговых тренировках (тренировках по ОФП). Занимающиеся были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Контрольная группа продолжала заниматься по общепринятой программе, в экспериментальной особое внимание уделялось на физическую подготовку и технику ударов ногами. Тренировочные занятия проходили три раза в неделю.
На первой контрольной тренировке было дано задание выполнять только самые просты удары ногами («толи-чаги» № 1, 2 и 5 - соответственно с ближней ноги, с дальней и снова с ближней, только с небольшим подскоком). Удары наносились сначала с правой, а затем с левой ноги. Спортсмены должны были наносить максимальное количество ударов за 15 сек. Тестирования на начальном этапе эксперимента показали, что между показателями контрольной и экспериментальной групп отсутствуют достоверные отличия по двум тестам (р > 0,05), а по тесту «толи-чаги № 5» контрольная группа на статистически значимом уровне превосходит экспериментальную (р < 0,05) (таблица 2).
Более тщательный анализ результатов математикостатистической обработки результатов педагогического эксперимента показал, что в экспериментальной группе произошли достоверные положительные изменения во всех тестовых упражнениях (р < 0,05 - 0,001), а в контрольной группе, несмотря на выявленную тенденцию к повышению, ни по одному тесту не обнаружились надежные статистические различия по сравнению с исходными показателями (р > 0,05) (таблица 1).
Таблица 1
Динамика количества ударов в процессе эксперимента
Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа
исходные итоговые исходные итоговые
Х ±т Х ±т Х ±т Х ±т
толи-чаги №1 23,8 1,3 28,8 0,8 23,0 0,6 23,2 0,6
р° <0,05
толи-чаги №2 20,7 0,8 26,5 0,9 21,5 0.7 22,4 0,6
ро <0,01
толи-чаги №5 15,7 0,8 23,4 0,9 19,8 0.6 21,0 0,8
_ео <0,001
Примечание: значения ро указаны только для достоверных различий.
Таблица 2
Изменения количества ударов в процессе эксперимента
Показатели Исходные данные Итоговые данные
экспериментальная группа контрольная группа экспериментальная группа контрольная группа
Х ±т Х ±т Х ±т Х ±т
толи-чаги № 1 23,8 1,3 23,0 0,6 28,8 0,8 23,2 0,6
р <0,001
толи-чаги № 2 20,7 0,8 21,5 0.7 26,5 0,9 22,4 0,6
р <0,05
толи-чаги № 5 15,7 0,8 19,8 0.6 23,4 0,9 21,0 0,8
<0,05
Примечание: значения ро указаны только для достоверных различий.
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2 77
ПЕДАГОГИКА
Анализируя итоговые показатели в экспериментальной и контрольной группах, становится очевидной большая результативность экспериментальной группы, так как по двум показателям она достоверно превысила показатели контрольной (р < 0,05 - 0,001), а по тесту «толи-чаги № 5», в котором контрольная группа на статистически значимом уровне превосходила экспериментальную на начальном этапе педагогического эксперимента (р < 0,05), на момент его завершения достоверных различий не выявлено (р > 0,05) (таблица 2).
Хотелось бы отметить, что эксперимент проводился в течение 5 месяцев, так что при рациональном использовании физических нагрузок в течение всего года, в течении многолетний подготовки можно значительно увеличить функциональные возможности организма детей и повысить скорость нанесения ударов, а также техническое мастерство. Следовательно, оптимальное распределение средств силовой направленности в течение всего года обеспечивает необходимый оптимальный уровень развития скорости и силы.
По представленным данным видно, что кроме скорости и силы ударов спортсменам необходима и техническая подготовка. Физические качества могут развиваться на всех этапах подготовки спортсменов, но немаловажную роль играет и техника спортсме-нов-тхэквондистов. С усложнением правил соревнований по тхэквондо, а также введением электронной системы регистрации (жилетов), такие качества как скорость, сила и гибкость помогут спортсменам достичь высоких результатов.
Анализ научно-методической литературы позволил установить, что подбор средств и методов специальной физической подготовки у разных спортсменов в единоборствах осуществляется на основе биомеханического соответствия соревновательной деятельности. Однако недостаточное внимание к исследованию различных составляющих мастерства тхэквондистов, в том числе силовой подготовки, подтверждает необходимость научно-обоснованного решения этой задачи.
Система подготовки тхэквондистов - это сложная многофакторная структура, включающая такие аспекты как научно-методическая подготовленность тренера, его способность накапливать и обрабатывать ста-
тистическую информацию, осуществлять планирование и программирование процесса подготовки спортсменов, использовать разнообразные виды моделирования, средства педагогической стимуляции и т. д.
Анализ соревновательной деятельности позволил определить арсенал технических действий, применяемый в спортивном поединке по правилам Всемирной федерации тхэквондо: удары руками - «джиру-ги»; прямые удары ногами - «миру»; боковые удары ногами - «долио»; падающие сверху вниз удары ногами - «нерио»; прямые удары ногами с разворотом через спину - «твит»; круговые удары ногами с разворотом через спину - «фурио».
Нами были рассмотрены общие основы скоростно-силовой подготовки спортсменов для различных видов спорта, которые дают на любом из этапов подготовки спортсменов. Основным методом подготовки является метод динамических усилий, метод повторного выполнения статического и динамического силовых упражнений, широкое применение игрового метода.
Накопленные данные научно-методической литературы и их изучение помогли взять наиболее полезные упражнения, сделать занятия более интересными и практичными, а также использовать и учесть опыт других тренеров и их способы подготовки спортсменов. Следовательно, оптимальное распределение средств силовой направленности в течение всего года обеспечивает необходимый оптимальный уровень развития скорости и силы.
Анализируя итоговые показателя в экспериментальной и контрольной группах, становится очевидной большая результативность экспериментальной группы, так как по двум показателям она достоверно превысила показатели контрольной (р < 0,05 - 0,001), а по тесту «толи-чаги № 5», в котором контрольная группа на статистически значимом уровне превосходила экспериментальную на начальном этапе педагогического эксперимента (р < 0,05), на момент его завершения достоверных различий не выявлено (р > 0,05). Таким образом, разработанный нами комплекс упражнений оказывает эффективное воздействие на спортсменов-тхэквондистов 9 - 10 лет, что подтверждается результатами педагогического эксперимента.
Литература
1. Агеев B. C. Методические особенности повышения эффективности тренировочного процесса спортсменок при занятиях таэквон-до. М.: РГАФК, 1999. 120 с.
2. Ли Чжон Ки. Технико-тактические характеристики соревновательного спарринга в тхэквондо версии ВТФ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 24 с.
3. Чой Сунг Мо, Глебов Е. И. Тхэквондо: основы олимпийского спарринга. (Серия: Мастера боевых искусств). Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 320 с.
4. Чой Сунг Мо. Скоростно-силовая подготовка в боевых искусствах. 2009. 3002 с.
Информация об авторах:
Борисенко Ксения Андреевна - студентка факультета физической культуры и спорта КемГУ, [email protected].
Xenia A. Borisenko - studentat the Faculty of Physical Education and Sports, Kemerovo State University.
(Научный руководитель - Р. С. Жуков).
Жуков Родион Сергеевич - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры факультета физической культуры и спорта КемГУ, [email protected].
Rodion S. Zhukov - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 21.10.2014 г.
78 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2