Поэтому, содержание нравственности должно включать в себя индивидуально-общественные критерии1, так как только в их совокупности возможно четкое определение ее границ и признаков, причем индивидуальные ее характеристики имеют доминирующее значение.
Мнение индивидуума при индивидуальном формировании содержания рассматриваемого понятия имеет главный смысл, при этом при оценке и развитии личных критериев нравственности чаще всего не имеет никакой роли мнение других. Проведенное нами исследование также свидетельствует и о том, что навязывание критериев нравственности извне, в том числе и нормами права воспринимается исключительно отрицательно и порождает непонимание между членами общества и государством по вопросу ее содержания.
Именно это и является причиной несогласия основной массы интервьюированных о доминировании общественного мнения над личным при формировании понятия «нравственность».
Все вышеизложенное дает нам легитимное основание для выделения следующих признаков нравственности:
— субъектом выработки норм нравственности является только общество;
— нормы морали представляют собой общепризнанные (основной массой общества) правила поведения;
— нравственность является регулятором морально-этических отношений.
Проведенное нами исследование общественной нравственности и выделение ее концептуальных признаков дает нам основание сделать вывод о том, что под общественной нравственностью следует понимать выработанные членами общества общепризнанные правила поведения в сфере морально-этических отношений. При этом признавая в качестве ее самостоятельной разновидности морально-этические отношения, возникающие в сексуальной сфере, в том числе регулируемые и нормами Конституции РФ.
И.А. Кузнецова, преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России
Современное состояние законодательства РФ о рынке ценных бумаг и особенности его нормативной защищенности от противоправных проявлений
Мировой опыт функционирования рынка ценных бумаг имеет более чем двухвековую историю. В России первые ценные бумаги — облигации государственного займа — были выпущены в начале XIX века. С 1836 года появились акции компаний. Бурный рост рынка ценных бумаг и биржевого дела пришелся на конец XIX — начало XX века, что было связано с быстрыми темпами развития капиталистических отношений. После событий 1917 года и гражданской войны рынок ценных бумаг пришел в упадок. С конца 20-х годов единственным его инструментом остались государственные облигации, которые долгое время размещались в принудительном порядке. Фактически рынок ценных бумаг прекратил свое существование.
Масштабное реформирование экономики РФ в конце XX — начале XXI века обусловило становление в стране внутреннего рынка ценных бумаг (далее — РЦБ). Его появление явилось логическим продолжением процесса приватизации и изменения роли государства в экономике. Рынок ценных бумаг был воссоздан заново. Однако это воссоздание не означало механического возвращения к прежнему состоянию. Рынок возродился на качественно новом уровне развития.
Неоспоримым является то, что функционирование развитого рынка ценных бумаг — обязательный признак любого государства с рыночной экономикой. В таком государстве РЦБ понимается как ключевой элемент государственной политики, позволяющий при грамотном управлении обеспечивать качественный рост уровня жизни населения. С другой стороны, РЦБ понимается как сфера вложения свободных капиталов и, как следствие, некая область перераспределения доходов, что также ведет к увеличению благосостояния общества.
Фондовый рынок России выполняет те же функции, что и мировой фондовый рынок. Поэтому наиболее общие закономерности функционирования российского рынка ценных бумаг в целом совпадают с аналогичными закономерностями мирового фондового рынка.
Однако в настоящий момент процессы, происходящие на российском рынке ценных бумаг, не способствуют формированию положительного общественного мнения относительно фондового рынка России как надежного инструмента сохранения и приумножения частного капитала инвесторов, поскольку он не может в полной мере гарантировать удовлетворение их интересов. Кроме того, низкая вовлеченность сбережений населения в фондовые ценности говорит о том, что пока еще российский фондовый рынок отделен от самих россиян. Все это свидетельствует о том, что он не может в полной мере развиваться по общемировым стандартам. С одной стороны, он характеризуется высокими темпами роста количествен-
1 По мнению А.М. Нурмухаметовой, общественная нравственность носит объективно-субъективный характер. См.: Нур-мухаметова А.М. Уголовная ответственность за преступления, связанные с проституцией, и их предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород. 2012. С. 23.
Межвузовский научно-практический круглый стол «Отчет Федерального Собрания о 20-летнем развитии законодательства как стратегический, тактический...
Межвузовский научно-практический круглый стол «Отчет Федерального Собрания о 20-летнем развитии законодательства как стратегический, тактический...
ных и качественных показателей, с другой — наличием ряда проблем, которые препятствуют его более эффективному развитию.
Российский РЦБ, как и любой национальный рынок, имеет специфику, обусловленную особенностями его исторического развития, что так или иначе влияет на процессы его интеграции в международный фондовый рынок. Предельно кратко эта специфичность может быть охарактеризована следующими признаками: ограниченность, адекватность, зарегулированность.
Относительная ограниченность российского фондового рынка означает то, что ему присущи количественные и качественные ограничения по размерам, по функциям, по участникам, по объектам торговли и т. д. Как следствие данного исторического процесса российский фондовый рынок имеет относительно небольшие размеры по сравнению с фондовыми рынками развитых стран мира.
Адекватность инфраструктуры заключается в наличии развитой инфраструктуры и современной техники и инструментов торговли на российском фондовом рынке, в большой степени адекватных международному уровню, несмотря на описанную выше его ограниченность.
Зарегулированность российского фондового рынка означает то, что он, как и любой другой национальный фондовый рынок, имеет и свои особенности государственного регулирования, сравнительный анализ которых позволяет охарактеризовать их прежде всего как «сверхрегулирование».
Высокий и резкий уровень капитализации рынка акций, имевший место в 2008—2009 годах, свидетельствует о спекулятивной природе российского рынка. Кроме того, российский РЦБ по всем признакам является монопольным, по причине чего он не выступает источником инвестиционных ресурсов, необходимых для модернизации национальной экономики страны.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что рынок ценных бумаг, влияя напрямую на стабильность развития экономики, в то же время является обязательным компонентом национальной экономической безопасности страны. Обеспечение экономической безопасности фондового рынка в большой степени зависит от эффективности регулирования как самих участников рынка, так и процессов, протекающих на нем, нацеленного на минимизацию угроз экономической безопасности РЦБ.
В сложившихся условиях возникает вопрос о достаточности уровня правового регулирования деятельности РЦБ, в частности, его защиты от различного рода противоправных проявлений. Уголовное и административное законодательство РФ в 2009— 2010 годах значительно расширило перечень составов преступлений и административных правонарушений, совершаемых на рынке ценных бумаг. Появились специфические составы, предусматривающие ответственность за манипулирование рынком (ст. 185. 3 УК РФ, ст. 15.30 КоАП РФ), неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 15.21 КоАП РФ), иные злоупотребления на РЦБ (ст. 185, 185.1, 185.2 УК РФ, ст. 15.17—15.19, 15.22 КоАП РФ) и т. д. Все это обусловливает необходимость дополнительной охраны указанной деятельности как административными, так и уголовно-правовыми средствами.
Анализируя законодательство, регламентирующее процесс функционирования российского рынка ценных бумаг, необходимо отметить, что основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы его деятельности, является Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39- ФЗ «О рынке ценных бумаг». Положения данного законарегулируют отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников РЦБ.
Представляется важным и тот факт, что на всем протяжении действия данного Федерального закона, с момента его принятия в 1996 году и до настоящего времени, в его текст неоднократно вносились изменения и дополнения, учитывающие перемены, возникающие на том или ином этапе развития РЦБ, имеющие своей целью более эффективную законодательную регламентацию особенностей его функционирования и, как следствие, недопустимость возникновения различного рода противоправных проявлений.
Анализируя положения Федерального закона о РЦБ, необходимо отметить, что в них закреплены признаки и виды эмиссионных ценных бумаг виды и субъекты эмиссионной деятельности, а также иные термины, нормативное установление и правовое регулирование которых необходимо для осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке России.
Правовые основы эмиссионной деятельности государственных и муниципальных органов установлены в Федеральном законе от 29 июля 1998 года № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Он определяет процедуру эмиссии данных видов ценных бумаг, порядок возникновения и исполнения по ним обязательств Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.
Так как основными частными эмитентами ценных бумаг являются акционерные общества, то важные положения, связанные с ценными бумагами, закреплены в Федеральном законе от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Главы 3—6 и 9 данного Закона дают определение акции и ее видов, регламентируют права акционеров, порядок размещения, обращения и выкупа акций, порядок выплаты дивидендов по акциям, выпуск акционерным обществом облигаций.
В целях дополнительной государственной и общественной защиты инвесторов, принят Федеральный закон от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке цен-
Юридическая наука и практика
ных бумаг». Им предусматриваются ограничения, налагаемые на деятельность эмитентов и профессиональных участников, устанавливаются санкции за их нарушение, определяется порядок компенсирования ущерба, понесенного инвесторами от недобросовестных действий других участников.
Большое значение в деле защиты финансовой информации ограниченного доступа имело принятие Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Понятийный аппарат любой финансовой деятельности пополняют положения Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Особая важность инвестиционной деятельности и защиты прав инвесторов подтверждается разработкой и действием как Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Федерального закона от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», так и действием Федерального закона от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
Некоторые положения, касающиеся функционирования РЦБ, закреплены и в других федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных актах Федеральной службы по финансовым рынкам РФ, Центрального банка России, Министерства финансов РФ.
Так, особая роль аспектов противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации отражена в основополагающих стратегических (программных) нормативных актах Российской Федерации. Одним из них является Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 2043-р.
Другим программным документом в рассматриваемой области правоотношений представляется Концепция развития рынка ценных бумаг в РФ (утв. Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года № 1008), в которой, в частности, были определены основные принципы государственного регулирования рынка ценных бумаг, например:
1) функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;
2) использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем.
Приказом ФСФР РФ от 4 октября 2011 года № 11-46/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утверждено соответствующее положение, которое регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта эмиссионных ценных бумаг, сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента эмиссионных ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг и сообщений о существенных фактах эмитента эмиссионных ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) эмиссионным ценным бумагам.
Наконец, порядок лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг установлен Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 6 марта 2007 года № 07-21/пз-н «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».
К сожалению, анализ правонарушений, выявляемых в процессе функционирования РЦБ в России, свидетельствует о том, что законодательством предусмотрены далеко не все способы защиты данного вида деятельности от противоправных проявлений, в частности, отсутствует законодательно закрепленное разъяснение признаков преступного поведения по ряду уголовных составов. Все это, в свою очередь, не позволяет отечественному фондовому рынку интегрироваться в международный, несмотря на имеющиеся предпосылки. Таким образом, формирование сильной, своевременно обновляемой законодательной базы, регламентирующей деятельность российского рынка ценных бумаг является непременным условием его правовой защищенности, эффективного функционирования и дальнейшего развития.
А.И. Петрук, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России
Новое в законодательстве России об административном надзоре за лицами,
освободившимися из мест лишения свободы, и его значение в профилактике преступлений
Происходящие в стране политические, экономические и правовые преобразования характеризуются определенной нестабильностью во всех этих сферах жизни российского общества. Это, естественно, сказывается и на состоянии общественного порядка, общественной и личной безопасности граждан.
Межвузовский научно-практический круглый стол «Отчет Федерального Собрания о 20-летнем развитии законодательства как стратегический, тактический...