УДК 37
Сафина Рямзия Магруфовна Safina Ryamziya Magrufovna
учитель высшей категории,
МОУ ДОД ЦДТ Татарская воскресная школа Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан тел.: (347) 277-39-18
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
teacher of the highest category, MOU DOD CDT Tatar Sunday school, Ordzhonikidze district of Ufa, Republic of Bashkortostan tel.: (347) 277-39-18
MODERN STATE OF THEORY AND PRACTICE OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF JUNIOR PUPILS
Аннотация:
В статье говорится о современном состоянии духовно-нравственного воспитания в России, об актуальности данной проблемы, приводятся имена и труды известных педагогов прошлого и современности, внесших неоценимый вклад в педагогическую науку в вопросе воспитания человека, о необходимости глобального духовно-нравственного возрождения России через воспитание школьников, непосредственно начиная с младших школьников.
Ключевые слова:
духовность, нравственность, учитель, родители, актуальность, возрождение, духовно-нравственный кризис, разработка модели духовно-нравственного воспитания младших школьников, народная педагогика, традиции российского народа, традиционные конфессии, авторская методика, авторская программа, воспитание будущего гражданина.
The summary:
The article describes the modern state of spiritual and moral education in Russia, the relevance of this issue, the names and works of famous teachers, past and present who have made an invaluable contribution to teaching science in the issue of education rights, the need for global spiritual and moral revival of Russia through the spiritual and moral education students, directly from the junior pupils.
Keywords:
spirituality, morality, teacher, parents, relevance, revival, spiritual and moral crisis, develop a model of spiritual and moral education of junior pupils, folk pedagogy, traditions of Russian people, traditional confessions, author's technique, author's programs, education of future citizens.
Актуальность нашего исследования проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в контексте имеющихся противоречий обусловлена:
- на социально-педагогическом уровне: необходимостью преодоления духовного кризиса в российском обществе; социальным заказом, который отражен в последних государственных документах об образовании, где в качестве основной задачи принимается воспитание духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего народа и других народов, в условиях существования различных систем ценностей, противоречивости и агрессивности информационного пространства, разнотипности мировоззрения и т. п.;
- на научно-педагогическом уровне: появлением в последние годы научных исследований в области воспитания подрастающего поколения в современных условиях, содержащих альтернативные позиции ученых в решении исследуемой проблемы и необходимостью разработки и реализации модели духовно-нравственного воспитания младших школьников; отсутствием общетеоретической модели духовно-нравственного воспитания младших школьников в изменившихся социально-экономических условиях;
- на научно-методическом уровне: необходимостью научно-методического обеспечения учителей в сфере духовно-нравственного воспитания младших школьников; потребностью в анализе существующего, разработке и реализации нового учебно-
методического обеспечения в духовно-нравственном воспитании младших школьников в постоянно меняющихся условиях духовной жизни российского общества и т. п. Проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников является частью общей проблемы духовно-нравственного воспитания школьников. Эта проблема нашла свое отражение в работах известных отечественных ученых.
В жизнедеятельности человека античного мира важным считалось мышление, стремление к знанию. Ценностные ориентации античности сменились иными мировоззренческими установками и познавательными регулятивами Средневековья. Определяющим фактором в Средние века стали молитва, беззаветная вера в Бога как в вечно живое и сущее.
Многие исследователи считают, что наибольший вклад в разработку проблем духовности, в частности субъективного духа, внесла философия Г. Гегеля. В его работах можно обнаружить и механизм развития духовности человека: «...и лишь через усовершенствование своего тела и духа, главным образом благодаря тому, что его самосознание постигает себя как свободное, он вступает во владение собою и становится собственностью себя самого и по отношению к другим» [1, с. 7].
В ХХ столетии проблематика духовности человека стала рассматриваться как феномен, относящийся ко всему человечеству. Это объяснимо с позиции расцвета научного знания. Также негативные стороны научно-технической революции явились дополнительным фактором усиления внимания к духовным процессам [2, с. 10].
История знает много великих педагогов и психологов, которые внесли неоценимый вклад в развитии педагогики и психологии. Например, определению историкопедагогической сущности духовности и нравственности посвящены труды В.В. Зеньков-ского, В.Д. Шадрикова, И.А. Ильина, И.В. Силуяновой, Н.А. Бердяева и др.
А на формирование представлений о духовно-нравственной сфере личности оказали большое влияние гуманистические идеи западных психологов А. Маслоу, Дж. Гилфорда, К. Роджерса, Э. Фромма и др. и отечественных психологов, среди них А.З. Рахимов, В.И. Слободчиков, В.П. Зинченко, Е.И. Исаев, Л.М. Аболин, Р.Г. Гурова и др.
Уже в последние годы в России к проблемам педагогики в области духовнонравственного воспитания обратились педагоги А.В. Мудрик, А.И. Довгун, В.Л. Бенин, В.М. Пустовалов, И.Ф. Харламов, М.К. Акимов, М.Т. Яновская, Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, Ю.К. Бабанский и др.
К проблемам педагогики в области воспитания через народную педагогику подошли многие как отечественные исследователи: Г.Н. Волков, Я.И. Ханбиков, А.Ш. Гашимов, Г.Н. Филонов, Г.С. Виноградова, В.Г. Абсалямова, В. Возчикова, К.Ш. Ахиярова, Л.М. Ка-шапова, М.Г. Тайчинова, так и зарубежные педагоги Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и Я.А. Коменский и др.
Гражданскому воспитанию посвятили свои труды отечественные педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и современный педагог А.С. Гаязов и др.
Изучавшие направление духовно-нравственного воспитания педагоги А. Лопатина, В. Зеньковский, В.В. Розанов, И.А. Ильин в своих исследованиях ориентировались на поиск пути, по которому человека можно было бы привести к Богу, т. е. к вере во Всевышнего и исполнение всех Его предписаний, в основе которых лежит духовно-нравственное воспитание человека. Да, религиозные источники содержат множество руководств по правильному воспитанию детей.
Непосредственно нравственному воспитанию младших школьников посвятили свои труды такие педагоги, как Л.И. Матвеева, Л.А. Регуш, Н.В. Архангельский и др. Они считают, что нравственное воспитание способствует успеху и в учебе, и вообще в дальнейшей жизни.
О духовно-нравственном кризисе в российском обществе свидетельствует Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности. Парламентские слушания в Государственной думе РФ от 2 июня 2008 года отмечалось, что ситуация с детьми особенно тяжелая:
- критическое снижение уровня общей культуры и нравственности подрастающего поколения; фиксируется оторванность подрастающего поколения от традиций и ценностей культуры своего народа и разрушение его национально-культурной идентичности;
- крайне высок процент сексуально распущенных несовершеннолетних; 45,5 % юношей-девятиклассников и 48,2 % девушек-девятиклассниц считают, что сексуальные контакты в их возрасте вполне допустимы; аборты у несовершеннолетних составляет значительную часть от общего числа производимых в России абортов - на девушек до 19 лет приходится около 10 % всех производимых в России абортов;
- чрезвычайно высок уровень употребления несовершеннолетними алкогольных напитков, пива, табачной продукции; более 80 % российских подростков потребляют алкоголь, более 60 % курят; за последнее десятилетие средний возраст начала употребления алкоголя снизился с 16 до 13 лет; табака с 15 до 11 лет; на январь 2006 года были официально признаны алкоголиками около 60 тыс. детей;
- высокий уровень детской и подростковой преступности и насилия в среде несовершеннолетних; фиксируется устойчивый рост количества насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
- среди молодежи около 55 %, то есть большинство, как показывают социологические опросы, готовы преступить через моральные нормы для того, чтобы добиться личного успеха;
- угрожающие масштабы приобрело распространение детской порнографии, детской и подростковой проституции [3].
Назрела необходимость глобального духовно-нравственного возрождения России через духовно-нравственное воспитание школьников, но наши исследования показали, что только 20,8 % учителей школ уверены в своей компетентности в сфере духовнонравственного воспитания школьников. Более 50,0 % респондентов признают необходимость данного направления воспитания, и только 27,2 % учителей стремятся его осуществлять, а 22,8 % учителей считают, что отдельная педагогическая деятельность по духовно-нравственному воспитанию школьников не нужна.
Политические и социально-экономические преобразования, происходящие во всех сферах российского общества, современная ситуация в стране, привели к пересмотру духовно-нравственных устоев общества. Общеобразовательная школа не сможет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающих граждан, если учителя и родители не будут в полной мере обладать духовно-нравственным потенциалом, который мог бы служить решающим фактором создания соответствующей атмосферы образовательного процесса, эффективного влияния духовно-нравственного воспитания на развитие младших школьников. Поэтому очевидна необходимость такой общекультурной и профессионально-педагогической подготовки учителей к духовно-нравственному воспитанию младших школьников и создание родительских факультативов по духовно-нравственному воспитанию детей в семье.
Вследствие этого духовно-нравственное воспитание младших школьников становится одной из первоочередных задач школы. Период начального образования является наиболее благоприятным для формирования важных интеллектуально-эмоциональных психических функций личности, индивидуального стиля деятельности и связано с интен-
сивным развитием у младших школьников духовных общечеловеческих ценностей, формированием убеждений и мировоззренческих позиций.
Жизнь показывает, что пройдет немало времени, пока в нашей стране ситуация в семье и в школе изменится кардинально. Конечно, на уроке каждый учитель может сделать многое для пробуждения высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного суждения, доброты и милосердия. И если бы семья, окружающая социальная действительность подтверждали переживаемое на уроках, а опыт общения с миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества, то, пожалуй, этого было бы вполне достаточно для школьного воспитания.
Поскольку, работа по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников в условиях рыночных отношений в нашей стране началась не так давно, то и серьезных исследований в отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме не так много, а зарубежные исследования, к сожалению, малодоступны. Но тем не менее, по системе профессора А.З. Рахимова по приказу директора РЛИ от № 32/1 от 21 марта 2005 года с 4-й четверти 3-го семестра 2004-2005 учебного года в 1-11 классах ввели уроки «Нравологии» за счет классных часов, пересмотрев планы воспитательной работы. Введение уроков нравологии возложили на кураторов и воспитателей. [4, с. 5]. А от 26 сентября 2006 года был подписан указ президентом Республики Башкортостан М.Г. Рахимовым, об утверждении Концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи «Молодежь - стратегический ресурс Республики Башкортостан» на 2006-2015 годы [4, с. 4].
Далее, вышеуказанная Концепция стала реализоваться во многих общеобразовательных учреждениях Башкортостана и Татарстана. Воспитательную деятельность вели и ведут по методике профессора А.З. Рахимова и заслуженного учителя РФ В.С. Казыханова.
Остро обозначила себя проблема воспитания учителя, которому еще на этапе вузовского обучения надлежало получить высокое духовно-нравственное воспитание и пройти подготовку к воспитанию в этом направлении школьников.
Единственным путем, на наш взгляд, в преодолении кризиса в России может стать возрождение, может быть, усовершенствование традиционной духовно-нравственной культуры и формирование способности человека в процессе глобализации противостоять негативным тенденциям современного общества.
Традиционный духовно-нравственный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры, экспортированной с Запада.
Духовно-нравственное воспитание школьников, особенно в младшем возрасте, подготовка их к самостоятельной жизни является важнейшим элементом в развитии современного общества. Мы считаем, что в современном обществе в результате насаждения средствами массовой информации псевдокультуры произошло достаточно изменений, которые привели к росту безработицы, преступности, проявлениям безнравственности, потере идейных и культурных ориентиров, смене духовных ценностей.
Выражением государственной политики в области воспитания стало принятие Закона Российской Федерации «Об образовании» (изм. в 2010 г.), пункт 1 статьи 1 главы 1 которого провозглашает «...гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье...». Закон ориентирован на повышение общественного статуса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.
Таким образом, по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников имеется ряд исследований современных педагогов. Но непосредственная работа по духовно-нравственному воспитанию почти не практикуется: имеются лишь единичные случаи введения педагогами-новаторами факультативных занятий и классных часов, что является недостаточным для выхода российского общества из духовно-нравственного кризиса.
Ссылки:
1. Гегель Г. Сочинения. В 8 т. М.; Л., 1934. Т. 7.
2. Подласый И.П. Педагогика. М., 1999. 163 с.
3. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности. Парламентские слушания в Государственной думе РФ от 2 июня 2008 года.
4. Технология нравственного воспитания : метод. пособие / науч. ред., проф., акад., засл. деятель науки РБ А.З. Рахимов. Уфа, 2007. 230 с.
References (transliterated):
1. Gegel' G. Sochineniya. In 8 vols. M.; L., 1934. Vol. 7.
2. Podlasiy I.P. Pedagogika. M., 1999. 163 p.
3. Kontseptsiya gosudarstvennoy politiki v oblasti dukhovno-nravstvennogo vospitaniya detey v Rossiyskoy Federatsii i zashchity ikh nravstven-nosti. Parlamentskie slushaniya v Gosudarstvennoy dume RF ot 2 iyunya 2008 goda.
4. Tekhnologiya nravstvennogo vospitaniya : metod. posobie / sci. ed., prof., acad., honored researcher of RB A.Z. Rakhimov. Ufa, 2007. 230 p.