В статье рассматриваются возможности оптимизации
Полуэктова Светлана Валерьевна,
учитель математики МОУ гимназия № 1
Использование интерактивной доски на уроках математики
Какие возможности предоставляет
использование интерактивной доски для учителя и учащихся?
Ключевые слова: интерактивная доска, преимущества использо* вания интерактивной доски, развитие мотивации учащихся
Т Хнтер активные технологии активно входят в нашу а Хжизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как интерактивная доска.
Работая с интерактивной доской, учитель имеет возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике.
Если исходить из того, что урок - деловая игра, то математик играет символами, гуманитарий - словами, а правила, по которым они так делают, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны. И именно здесь интерактивная доска становится тем игровым полем, на котором делать это легко и комфортно, на котором можно совершать многочисленные разнообразные ходы. Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска.
Перечислю некоторые способы использования возможностей интерактивной доски учителем математики:
• проведение мультимедийных презентаций;
• проведение устного счета;
• постепенная подача информации;
• заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером;
• взаимодействие с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки;
• возможность вернуться к сделанным записям;
• комбинирование кадров из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны линованной бумаги, подложки, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т.д.);
• запись урока, корректируя его прямо в классе в соответствии с вопросами учащихся;
• использование сохранённого урока при повторении и закреплении материала, рефлексии (создавая, таким образом, свое методическое обеспечение).
Все выше перечисленное позволяет более полноценно распределять время на уроке, как при подаче, так и при закреплении учебного материала. Стоит так же отметить, что при работе с простым экраном учитель вынужден находиться ряд см с компьютером, а при работе с интерактивной доской манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности, тем самым учитель имеет полный доступ к управлению компьютер см, оставаясь около доски. Интерактивная доска способствует высокой заинтересованности и активности учеников, уроки проходят динамичнее, знания усваиваются лучше, и повышается успеваемость.
Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти. Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников, а также при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.
Остановлюсь подробнее на некоторых моментах использования интерактивной доски на уроках математики.
1. Доказательство теорем
В презентации статический чертеж из учебника мы можем «оживить», т.е. показать последовательные шаги построения, показать динамику дополнительных построений, необходимых для доказательства. Используя презентацию можно дать значительно больший объем информации на уроке. Например, представить другие способы доказательства теоремы.
А сколько задач для отработки доказанных теорем можно предложить! Внеся небольшие изменения на слайдах, эти задания можно использовать на следующем уроке, как задания с последующей проверкой.
2. Иллюстрирование определений Рассмотрим самый простой вариант работы над новым понятием. Это анимированные слайды, где на экран последовательно выводятся объекты и надписи, выделяются на чертеже точки отрезки, углы. Несомненно, наличие таких модулей в копилке учителя, поможет проиллюстрировать изучение нового материала, показать интересные примеры. Показав, такой модуль, учитель может предложить обучающимся нарисовать, например, треугольник в тетради, обозначить вершины другими латинскими буквами, выписать названия вершин, сторон и углов.
3. Решение задач по геометрии Оформление задач по геометрии в PowerPoint можно сделать очень наглядным, если использовать применение цвета, анимации последовательных шагов решения, визуальные подсказки.
В задаче можно анимировать последовательные шаги построения чертежа. Такой пошаговый показ поможет детям правильно сделать построения, осмыслить текст задачи. Визуальная подсказка дает ключик к алгоритму решения задачи.
4. Задачи на движение Текстовые задачи на движение можно «оживить» с помощью анимации. Для некоторых задач можно установить управляющие кнопки. Это удобно, если вы работаете с интерактивной доской.
5. Устный счёт Варианты использования вычислительньтх цепочек на уроках различны. Например, подобные (или те же самые) примеры делают обучающиеся в тетрадях или учебниках (карандашом). Один ученик работает за компьютером. А затем класс проверяет его и свою работу. Возможности интерактивной доски позволяют сделать работу их одноклассника незаметной для остальных.
6. Координатная плоскость Доска в клеточку очень удобна при изучении координатной плоскости. Также проведение игровых моментов на таких уроках будет более интересным на интерактивной доске. А возможность двигать графики функций с помощью маркера позволяет лучше понять преобразование графиков.
Математика отличается абстрактностью объектов, а исследовательская деятельность с математическим содержанием носит преимущественно мыслительный характер. С помощью заданий на интерактивной доске можно сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные для понимания.
Использование возможностей интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество. С по-
мощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, несколькими прикосновениями маркера рисуем прямую линию, треугольник, прямоугольник или круг При необходимости можно изменить размеры фигуры, перевернуть или перенести на другой участок доски. На уроках геометрии можно, разобрав задачу, сделать быстро цветной, аккуратный, четкий чертеж, а потом решать задачу, записывая решение, выделяя главное на чертеже. Используя шаблоны моментально можно начертить координатную прямую, координатную плоскость; показать измерение с помощью линейки и транспортира. При проверке домашнего задании можно дать не только правильные ответы, но и образец решения, отсканировав верно выполненную домашнюю работу.
С использованием интерактивной доски эффективнее проводятся обучающие самостоятельные работы. Рядом с каждым заданием можно написать не только ответы, но и решения. Проверяя свою работу, учащиеся видят свои ошибки, тут же исправляют их. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание материала.
Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций -творческий, интересный, хотя, трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
Применение интерактивной доски на уроках математики, на мой взгляд, педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся:
♦ обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования презентаций и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых
приложении, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;
развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;
использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям);
обеспечение хорошего темпа урока; упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов; обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом; стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.
В статье анализируется и рассматривается состояние
России. Приведены статистические и фактологические дан» ные,также представлены мнения экспертов в данной области.
Баранников Кирилл Анатольевич,
Генеральный директор компьютерная компания «Ай Ноу» г. Москва
Современное состояние среднего профессионального образования в России
Какая ситуация сложилась в России в сфере среднего профессионального образования: факты и аналитические данные Ключевые слова: среднее профессиональное образование, кол* леджи, обзор рынка, статистика и аналитика образования, факты об образовании
Социальная и экономическая жизнь России сильно поменялась в последние декады. Экономические, политические и социальные реформы изменили облик страны, привнеся в ее действительность и много хорошего, и много негативного. Развернувшийся по всему миру финансовый кризис также значительно определил те условия, в которых приходиться развиваться современному российскому обществу в целом, и российскому образованию, в частности.
Проблемы российского образования, возникшие и обострившиеся с наступлением постсоветского этапа в развитие страны, коснулись всех его сфер, в том числе и сферы среднего профессионального образования. Как уже упоминалось выше, множество проблем в сфере образования стали еще значительнее по причине целого ряда кризисов, в том числе и кризис 1998 года, и современный глобальный финансовый кризис. Вме сте с тем многие позитивные достижения россий ской экономики, определенный уровень ее стабильности были также заметно нивелированы такими кризисами.
Многие важные макроэкономические показатели, такие, как инфляция, сумма реального роста доходов населения, сумма роста среднемесячной заработной платы и некоторые друше, пока показывают не очень впечатляющую динамику. Так при номинальном росте заработной платы к августу 2008 года в сравнении с тем же периодом 2007 года составил 126,5%, в тоже время рост реальной заработной платы с учетом инфляции только 106,9%.
Похожая ситуация наблюдается и в сфере образования, ще огромное количество проблем, которые, казалось бы, должны давно уже уйти из экономической практики, по-прежнему остаются. К примеру, задолженность по заработной плате в сфере образования составляет около 38 миллионов рублей. При этом средняя зарплата в сфере образования составляет 10823,00 рубля, являясь одной из самых низких в стране.
Все это является результатом отсутствия у го су дарства и управляющих институтов понятной и дей ствутощей стратегии развития как образования в це лом, так и среднего профессионального образования в частности. Важно, что не делается попыток реше ния этой проблемы, и хотя и ведутся некоторые разра ботки механизмов и программ для поддержания сфе ры образования, печальная действительность показы вает либо их не эффективность, либо системную не состоятельность.
Важно отметить, что стагнация сферы среднего профессионального образования неминуемо приве дет к ее деградации и последующему разрушению всей этой системы. При этом важность этой ступе ни российского образования остается очень высо ка для государства и общества, для которых сред нее профессиональное образование готовит буду щий класс специалистов по всем ключевым произ водственным отраслям, отраслям, связанным с ока занием услуг, а также подготовкой кадров (педаго гическое значение).
О важности этой сферы образования говорит и тот факт, что даже несмотря на падение в глазах общественного мнения роли среднего профессионального образование, не смотря на снижение его престижности как формы получения образования, эта сфера все также остается востребованной абитуриентами. Интересные цифры в этом плане приводит Виктор Демин, президент Союза директоров средних специальных учебных учреждений России. В своем интервью на радио «Эхо Москвы» он говорит, что, несмотря на все проблемы, конкурс на одно место в средних профессиональных учебных заведениях держится на уровне 1,5-2 человека на
место, часто по многим направлением он достигает и 4 человек на место.
Кроме того, не секрет, что 40-70% работников различных сфер экономики, в производственной сфере, в сфере услуг и подготовки кадров - это специалисты, получившие образование в колледжах, училищах (музыкальных, медицинских), техникумах. Треть учеников после 9-го класса идут получать образование именно в средних профессиональных образовательных учреждениях, а после 11-го класса эта цифра вырастает почти до 40%.
Современная структура среднего профессионального образования включает около 2800 учебных заведений, из которых подавляющее большинство - около 90% - остаются государственными. В общей сложности в государственных и негосударственных учебных заведениях обучается 2408,3 тысячи человек.
При этом при незначительном росте числа учащихся в последнюю декаду число самих образовательных учреждений выросло значительно. Так на прирост численности студентов в 5,5% увеличение числа образовательных учреждений составило практически 20%. Такая тенденция во многом связана с открытием определенного количества частных учреждений, которые стараются ориентироваться на качество даваемого учащемуся образования, а не столько на количество студентов. В целом, аналогичная тенденция имеет место и в государственных учебных заведениях, где, правда, сокращение темпы прироста числа студентов сократились больше из-за спада в отрасли (Диаграмма 1).
Динамика изменения числа учебных заведений и учащихся.