В статье рассматриваются возможности испольвова* ния интерактивной доски на равличных этапах урока, а так»
щихся.
Чернобай Елена Владимировна,
проректор по научной работе ГОУ Педагогическая академия последипломного образования Московская область
Современные подходы к использованию средств ИКТ нового поколения на уроках: интерактивная доска в учебном процессе
Как эффективно использовать интерактивную доску в качестве педагогического инструмента?
Ключевые слова: интерактивная доска, электронные образова* тельные ресурсы, образовательная среда, новые образовательные ре* зультаты
В процессе обновления содержания образования, изменения потребностей личности, общества и государства в сфере образования, формируется социальный заказ, выражающийся в требованиях к новому поколению педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности в условиях ориентации на новые образовательные результаты. В ходе совершенствования образовательных информационных технологий, быстрого темпа нарастания большого количества информации, происходит постоянное обновление используемых средств ИКТ. Информационные технологии порождают изменения в педагогических технологиях, меняя акценты в преподавании с передачи суммы сведений в той или иной учебной области на развитие ключевых компетенций. Успех обучения сегсщня во многом зависит от внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе начинает быть востребованным такое средство ИКТ нового поколения, как интерактивная доска, предполагающая интерактивную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Установлено, что более 80 % информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 % через слух и оставшиеся 5 % через осязание, обоняние и вкус. Но когда речь идет не только о восприятии, но и об усвоении информации, то повыша-
ется роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек усваивает материал, коща увидит, услышит и «потрогает», те. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и тп.), применит на практике. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять учащимся возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу.
Итак, какую роль играет интерактивная доска в школе? Безусловно, она помогает включить в учебный процесс новые мультимедийные учебные посо бия, сделать занятия более интересными, вовлечь уча щихся в процесс инновационной учебной деятельно ста. Это средство обучения предоставляет возмож ность реализовывать различные приемы индивиду альной, коллективной работы школьников, позволяет ребятам в классе быть активными участниками занятая. Проведение уроков с применением интер актив ной доски повышает интерес обучающихся к пред мету, работа с этим учебным оборудованием предо ставляет широкие возможности для сотрудничества учителя и учащихся. Однако для того, чтобы грамотно использовать на у роке все разнообразие возможностей интерактивной доски, учителю самому необхо димо знать эта возможности, реализуемые при помо щи имеющегося в комплекте стандартного программного обеспечения.
Интерактивную доску в обучении можно использовать в качестве инструмента:
• создания эффективной творческой образовательной среды, для наполнения содержанием обучения по разным предметам;
• создания проблемной ситуации и возможности её разрешения, выполняя при этом виртуальные задания, мини-исследования. Эффек тавностъ обучения обеспечивается за счет ра ционального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной часта урока к другой.
• публичного решения учебной ситуации. Проецируя задание на доску, можно пригласить к ней одного или нескольких учеников для «публичного» решения задачи, в случае неправиль ного ответа организовать перекрестную дис куссию, либо продемонстрировать результа ты индивидуальной работы учащихся, дополняя их своими «рукописными» и графическими комментариями;
• создания собственных продуктов (электронных образовательных ресурсов), используя программное обеспечение для интерактивных досок (например, прикладная среда Notebook).
Использование грамотно разработанных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) позволяет расширить возможности использования интерак-
Таблща!
Основные группы электронных образовательных ресурсов Наименования Цель использования по методическому назначению
Электронные образовательные ресурсы для поддержки и развития учебного процесса Электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины. Поддержка работы и расширение возможностей педагога, подготовка учителя и учащихся к уроку, а также самостоятельная работа учеников. emu: прием/передачу информации, практические занятия в известных и новых формах, аттестацию.
Электронные образовательные ресурсы информационносправочного характера Энциклопедии, справочники, словари, хрестоматии, атласы, нормативно-правовые, экономические сборники и др. (не привязанные к определенному курсу, программе). Исходный материал при решении учебных ситуаций, в т.ч. выходящих за рамки учебных программ.
Электронные образовательные ресурсы общекуньтурного характера Издания - виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по городам, странам и континентам, издания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки. Предоставление равных возможностей и доступа к ценностям общей культуры, расширение мировоззрения учащихся
тивной доски и достичь новых образовательных результатов.
Приведем классификацию ЭОР по методическому назначению (табл. 1).
Данная классификация демонстрирует возможности использования электронных образовательных ресурсов для организации различных видов деятельности учащихся.
Рассмотрим возможности использования интерактивной доски на следующих этапах урока:
• пои проверке домашнего задания - задание может быть отсканировано из тетради учащегося, затем записи выводятся на интерактивную доску, вследствие чего происходит сравнительный анализ решений.
• в устной работе демонстрируется готовый рисунок, который может дополняться различными построениями. Задания можно показывать на доске последовательно.
• пои первичном закреплении материала можно выводить заранее заготовленные условия, сравнивать различные способы решения одной и той же задачи и обсуждать вопрос о количестве различных решений.
• при закреплении материала, самостоятельной работе, решение можно спроецировать на доску с помощью сканера, либо выполнить на доске, прокомментировать или сверить с помощью заранее заготовленного слайда или фрагмента программы.
• задавая на дом индивидуальное и дополнительное задание, при необходимости на до-
ску можно спроецировать иллюстрации к вопросу домашней работы и прокомментировать. Специальные функции и преимущества доски состоят в том, что не надо удалять материал с доски, можно взять новую страницу, а написанное задание либо сохранить, либо очистить, а также можно вернуться к ранее решенным задачам.
Кроме того, в процессе работы с интерактивной доской можно предложить следующие виды заданий: компьютерные наблюдения, экспериментальные задачи-исследования, задания с последующей компьютерной проверкой, лабораторные работы, дидактические игры, а также такие виды деятельности, как: работа с текстом и изображениями, сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в сета Интернет или печати, создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий, демонстрация презентаций, созданных учащимися.
Таким образом, интерактивные доски можно считать еще одним инструментом в достижении новых образовательных результатов. Эффективное использование учителем всех возможностей новой технологии достаточно важно для организации и сопровождения учебного процесса, новый инструмент вызывает желаниеу школьников творческиучаствовать в учебной деятельности. Учащиеся отмечают, что гораздо легче понять, как нужно выполнить учебную операцию, коща правильные действия показывают, а не излагают устно.
В статье рассматриваются возможности оптимизации
Полуэктова Светлана Валерьевна,
учитель математики МОУ гимназия № 1
Использование интерактивной доски на уроках математики
Какие возможности предоставляет
использование интерактивной доски для учителя и учащихся?
Ключевые слова: интерактивная доска, преимущества использо*
вания интерактивной доски, развитие мотивации учащихся
ТХнтер активные технологии активно входят в нашу а Хжизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как интерактивная доска.
Работая с интерактивной доской, учитель имеет возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике.
Если исходить из того, что урок - деловая игра, то математик играет символами, гуманитарий - словами, а правила, по которым они так делают, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны. И именно здесь интерактивная доска становится тем игровым полем, на котором делать это лепсо и комфортно, на котором можно совершать многочисленные разнообразные ходы. Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска.
Перечислю некоторые способы использования возможностей интерактивной доски учителем математики:
• проведение мультимедийных презентаций;
• проведение устного счета;
• постепенная подача информации;
• заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером;
• взаимодействие с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки;
• возможность вернуться к сделанным записям;
• комбинирование кадров из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны линованной бумаги, подложки, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т.д.);
• запись урока, корректируя его прямо в классе в соответствии с вопросами учащихся;
• использование сохранённого урока при повторении и закреплении материала, рефлексии (создавая, таким образом, свое методическое обеспечение).
Все выше перечисленное позволяет более полноценно распределять время на уроке, как при подаче, так и при закреплении учебного материала. Стоит так же отметить, что при работе с простым экраном учитель вынужден находиться ряд см с компьютером, а при работе с интерактивной доской манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности, тем самым учитель имеет полный доступ к управлению компьютер см, оставаясь около доски. Интерактивная доска способствует высокой заинтересованности и активности учеников, уроки проходят динамичнее, знания усваиваются лучше, и повышается успеваемость.
Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти. Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников, а также при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.
Остановлюсь подробнее на некоторых моментах использования интерактивной доски на уроках математики.
1. Доказательство теорем
В презентации статический чертеж из учебника мы можем «оживить», т.е. показать последовательные шаги построения, показать динамику дополнительных построений, необходимых для доказательства. Используя презентацию можно дать значительно больший объем информации на уроке. Например, представить другие способы доказательства теоремы.
А сколько задач для отработки доказанных теорем можно предложить! Внеся небольшие изменения на слайдах, эти задания можно использовать на следующем уроке, как задания с последующей проверкой.
2. Иллюстрирование определений Рассмотрим самый простой вариант работы над новым понятием. Это анимированные слайды, где на экран последовательно выводятся объекты и надписи, выделяются на чертеже точки отрезки, угпы. Несомненно, наличие таких модулей в копилке учителя, поможет проиллюстрировать изучение нового материала, показать интересные примеры. Показав, такой модуль, учитель может предложить обучающимся нарисовать, например, треугольник в тетради, обозначить вершины другими латинскими буквами, выписать названия вершин, сторон и у шов.
3. Решение задач по геометрии Оформление задач по геометрии в PowerPoint можно сделать очень наглядным, если использовать применение цвета, анимации последовательных шагов решения, визуальные подсказки.
В задаче можно анимировать последовательные шаги построения чертежа. Такой пошаговый показ поможет детям правильно сделать построения, осмыслить текст задачи. Визуальная подсказка дает ключик к алгоритму решения задачи.
4. Задачи на движение Текстовые задачи на движение можно «оживить» с помощью анимации. Для некоторых задач можно установить управляющие кнопки. Это удобно, если вы работаете с интерактивной доской.
5. Устный счёт Варианты использования вычислительных цепочек на уроках различны. Например, подобные (или те же самые) примеры делают обучающиеся в тетрадях или учебниках (карандашом). Один ученик работает за компьютером. А затем класс проверяет его и свою работу. Возможности интерактивной доски позволяют сделать работу их одноклассника незаметной для остальных.
6. Координатная плоскость Доска в клеточку очень удобна при изучении координатной плоскости. Также проведение игровых моментов на таких уроках будет более интересным на интерактивной доске. А возможность двигать графики функций с помощью маркера позволяет лучше понять преобразование графиков.
Математика отличается абстрактностью объектов, а исследовательская деятельность с математическим содержанием носит преимущественно мыслительный характер. С помощью заданий на интерактивной доске можно сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные для понимания.
Использование возможностей интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество. С по-
мощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, несколькими прикосновениями маркера рисуем прямую линию, треугольник, прямоугольник или круг При необходимости можно изменить размеры фигуры, перевернуть или перенести на другой участок доски. На уроках геометрии можно, разобрав задачу, сделать быстро цветной, аккуратный, четкий чертеж, а потом решать задачу, записывая решение, выделяя главное на чертеже. Используя шаблоны моментально можно начертить координатную прямую, координатную плоскость; показать измерение с помощью линейки и транспортира. При проверке домашнего задании можно дать не только правильные ответы, но и образец решения, отсканировав верно выполненную домашнюю работу.
С использованием интерактивной доски эффективнее проводятся обучающие самостоятельные работы. Рядом с каждым заданием можно написать не только ответы, но и решения. Проверяя свою работу, учащиеся видят свои ошибки, тут же исправляют их. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание материала.
Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций-творческий, интересный, хотя, трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
Применение интерактивной доски на уроках математики, на мой взгляд, педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся:
♦ обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования презентаций и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых