Оздоровительные технологии в образовательном процессе
УДК 796.078 + 796.011.1/.3
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Е.А. Черепов, А.В. Ненашева
Цель: проанализировать основные тенденции развития современной отечественной системы физического воспитания, обозначить круг проблем отрасли и наметившиеся пути их решения в аспекте применения положений методологии спортизи-рованного физического воспитания. Материал и методы: анализ литературных источников, нормативно-правовых актов. Приведена схема системы физического воспитания, и проанализировано состояние системы физического воспитания в России относительно каждого слагаемого компонента системы. Проанализированы региональные и муниципальные достижения субъектов РФ в направлении совершенствования системы физического воспитания. Показаны возможности модернизации отечественной системы физического воспитания на основе методологического направления спортизации физического воспитания. Отечественная система физического воспитания в последние годы пытается преодолевать кризисные явления, обострившиеся на рубеже тысячелетий. Федеральные и региональные нормативные акты позволяют создать мощный законодательный фундамент для модернизации системы физического воспитания, однако четких механизмов совершенствования каждого компонента системы до сих пор не предложено. Одним из перспективных направлений ученым и практикам видится реформирование системы физического воспитания с учетом положений спортизации и конверсии технологий спортивной подготовки в интересах физического воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: физическое воспитание, система физического воспитания, ценности физической культуры, спортизация, спортивная культура, спортизиро-ванное физическое воспитание.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 г. подчеркнуто, что одной из острых проблем в стране является демографическая ситуации, для решения которой необходимо в том числе снизить уровень смертности населения. В Послании отмечено, что «...результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом». Глава государства последовательно выражает мысль, что сегодня одному ведомству - Минобразования, Минздраву или Минспорту - «не под силу» решить задачу развития в стране физкультуры и спорта. Для ее решения необходимо подключать муниципалитеты, обратиться к средствам массовой информации с просьбой о поддержке»[1].
Законотворческая деятельность в субъек-
тах РФ в последние годы последовательно и поступательно формирует концепцию по управлению сферой ФКиС.
Начало такой деятельности было положено в 1999 г. после выхода второго по счету Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Так, в содержание региональных законов (г. Москва, Московская, Калининградская, Омская, Челябинская, Тюменская области, Татарстан, Башкортостан, Бурятия, Пермский край и др.) привнесены собственные положения и нормативы, что расширяет и совершенствует правовые отношения и защиту интересов населения в сфере ФКиС, совершенствования физического воспитания подрастающего поколения.
С принятием Федерального Закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
в ряде регионов началась законотворческая деятельность в области изменения редакции действующих региональных законов. Особенно это касается вопросов управления отраслью [2].
Ситуация в регионах нашей страны неоднозначная. Наибольшая поддержка со стороны глав субъектов федерации в сфере ФКиС имеет место в таких республиках, как Татарстан, Удмуртия, Мордовия, Пермский край.
Если учесть, что внеурочная физкультурно-спортивная трудоустроенность школьников является социальным бременем родителей, то традиции семейного ФВ для ряда субъектов РФ являются значимым результатом.
Наиболее положительный опыт взаимодействия школы и родительской общественности в этом плане накоплен в Республике Татарстан. Задача сохранения здоровья школьников поставлена на уровень политики региона, к здоровью подходят комплексно. В каждой школе созданы такие условия, чтобы ребенок мог двигаться не только на уроках физкультуры, но и на переменах [3]. В г. Набережные Челны Республики Татарстан в 2005 г. состоялось открытие проекта «Грант -Регион - Татарстан». Целью инновации является реализация спортивно ориентированного ФВ с учетом генетической экспертизы каждого занимающегося. Формула спортизации в школах Татарстана выглядит следующим образом: 2 ч отводится на занятия по выполнению требований Госстандарта плюс 4 ч - вариативная часть.
В Мордовии развитие ФКиС находится под патронажем первого лица республики. Глава республики считает, что спорт не только отвлекает молодежь от пагубных занятий, укрепляет здоровье, но и воспитывает качества, без которых невозможно добиться успеха в жизни, - целеустремленность, упорство, здоровое честолюбие.
Развитие и популяризация массового спорта, здорового образа жизни являются приоритетными направлениями социальной политики Правительства Чувашии. Не случайно первым Указом президента республики Николая Федорова было учреждение Министерства физической культуры и спорта в составе нового Правительства Чувашии. Чувашия одной из первых среди российских регионов приступила к строительству современных объектов спортивной инфраструктуры и реконструкции уже имеющихся баз. Со-
гласно договору о сотрудничестве между Росспортом и Чувашской Республикой, финансирование строительства спортивных объектов осуществляется на условиях равного долевого участия - 50 % на 50 % [4].
В Северо-Западном федеральном округе действует система поддержки СМИ «Перечня поручений Президента РФ». В частности, в Санкт-Петербурге учреждена еженедельная газета по пропаганде ЗОЖ; создана Ассоциация спортивной прессы; открыт официальный сайт; разработана концепция еженедельной спортивно-аналитической телепрограммы.
В ряде школ северной столицы реализуется инновационная методика с использованием физкультурно-оздоровительных технологий, в которых предусмотрены важные компоненты ЗОЖ: двигательная активность, сон, питание
[5]. Вместе с тем, с нашей точки зрения, одним из главных моментов реформирования системы управления в регионе является успешная попытка ученых Санкт-Петербурга сформировать муниципальную систему физической культуры школьников.
С принятием в Республике Башкортостан закона «О физической культуре и спорте» широкое распространение получили спонсорство и меценатство в области ФКиС. В частности, в одной из статей данного документа определены и фактически реализуются налоговые льготы предприятиям и организациям, оказывающим помощь в развитии отрасли [4].
Следует отметить и опыт работы регионов по повышению интеллектуального потенциала школьников и преподавательского состава. Так, в Белгороде реализуется спецкурс «Культура жизнедеятельности» для учащихся старших классов.
В Омске совершенствование структуры органа управления, расстановка приоритетов в развитии ФКиС от физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства к долевому участию в обеспечении спорта высших достижений позволили реализовать в муниципальном образовании законодательные основы РФ и найти пути эффективного решения главной задачи физкультурной жизни города. Благодаря распоряжению губернатора области Л.К. Полежаева, вопросы ФКиС делегированы Министерству образования Омской области и Министерству по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области. В регионе продолжается реализация целевой программы развития физкультурнооздоровительной работы по месту жительства
«Спортивный город». Одним из наиболее весомых направлений массовой физической культуры и спорта является сфера образования, где обязательно посещение обучающимися занятий физической культурой. Также в нем существует такой достаточно проблемный раздел работы, как организация внеурочных и внеклассных форм занятий школьников. Особое значение в решении проблемы 100%-ного охвата школьников занятиями ФКиС имеет проведение эксперимента по внедрению новых организационных технологий. Не случайно еще 13 сентября 2005 г. между Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Правительством Омской области подписано «Соглашение о сотрудничестве в сфере ФКиС». Итогом Соглашения явилось создание на территории 5 муниципальных районов Омской области и 4 административных округов г. Омска областной экспериментальной площадки по апробации трёх вариантов программ различной направленности:
- «Организация спортивно ориентированного физического воспитания школьников»;
- «Каждой школе - спортивную команду»;
- «Школьный спортивный клуб».
По мнению начальника управления организационной работы, информационного обеспечения и туризма Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, профессора М.С. Расина, критерием оценки социально-экономического развития общества является развитие массовой ФКиС. В общеобразовательных учреждениях Омской области данный показатель составляет 21,3 %, по месту жительства -
6,5 % [4].
Управление развитием сети спортивных сооружений республики Коми осуществляется под руководством Агентства по физической культуре, спорту и туризму в районах и городах непосредственно местными спорткомитетами, районными отделами народного образования и различными ведомствами, на балансе которых состоят спортивные сооружения. Школьные спортивные сооружения созданы государством с помощью общественности. Спортивные сооружения, которые принадлежат предприятиям, созданы местными администрациями и государственными органами совместно с предприятиями и служат в первую очередь для обеспечения здоровья работающих на этих предприятиях.
В правительственной программе «Развитие физической культуры и спорта в Республике Коми на 2007-2015 годы» планируется увеличение численности занимающихся до 30 %
[6]. Уже сегодня большинство спортивных сооружений открыты для бесплатных занятий всем желающим.
В Ростове-на-Дону в 1994 г. была принята муниципальная комплексная программа «Здоровье нации», целью которой являлось оздоровление жителей города средствами физической культуры [17]. Инновацией данного документа, с точки зрения управления, можно считать следующее: формирование системы городских общественных физкультурноспортивных организаций (федераций, ассоциаций, клубов, центров), которые самостоятельно развивают различные спортивнооздоровительные направления; организация совместной деятельности Горспорткомитета, Института физической культуры Ростовского государственного педагогического университета, федерации и клубов по видам спорта по проведению традиционных городских спортивно-массовых мероприятий (всего около 600 в год, около 30 тыс. участников); привлечение деловых кругов города к финансированию крупных спортивно-массовых мероприятий в рамках общенародных праздников; вовлечение в спортивно-оздоровительное
движение социально незащищенных групп населения (инвалидов, пенсионеров, детей из неблагополучных семей); привлечение ветеранов ФКиС к судейству массовых соревнований; реконструкция и строительство дворовых спортивных площадок (всего 130 объектов) за счет муниципальных средств; создание в образовательных учреждениях учебноспортивных, оздоровительных методических комплексов, являющихся ядром физкультурной работы соответствующего жилого массива; организация детской дворовой футбольной лиги.
Координацию и организацию ФКиС на территории Иркутска осуществляет Управление ФКиС Комитета по социальной политике и культуре администрации города. Наиболее важные вопросы в сфере развития ФКиС здесь рассматривает Совет по физической культуре и спорту при администрации Иркутска [7]. Совместно с Управлением образования организовано спортивно-оздоровительное движение.
В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 г. оп-
ределена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала общества, его духовного и физического здоровья.
Министерство по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области, осуществляя возложенные функции, обеспечило совместно с органами исполнительной власти области и муниципальных образований, организациями и общественными объединениями дальнейшее развитие сферы физической культуры, спорта и туризма. Позитивной тенденцией 2011 г. является увеличение общего числа занимающихся физической культурой и спортом, которое составит 758 тыс. человек или 21,8 % к населению (по России - 18,8 %). Возрос до 76,3 тыс. человек контингент занимающихся в спортивных школах и до 63,7 тыс. -в спортивных клубах по месту жительства, с которыми ведут занятия 3,2 тыс. тренеров-преподавателей и других специалистов.
Повышению эффективности и качества учебного процесса, внедрению новых форм организации внеклассной работы по физической культуре и активного досуга подростков по месту жительства способствует ежегодное выделение средств из областного и местных бюджетов на дополнительные ставки руководителей спортивных секций для общеобразовательных учреждений, детских клубов и спортивных школ. Проблема занятости и организация досуга детей и подростков решается также и путем привлечения их к занятиям в секциях физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, число которых составляет 269 единиц. Всего охват учащихся занятиями физической культурой и спортом составляет
43,5 % от общего числа обучающихся, ставится задача к 2015 г. довести этот показатель до 60 %.
В настоящее время в Челябинской области сформирована многоуровневая система проведения спортивных мероприятий среди различных групп и категорий населения. Единый областной календарный план физкультурных и спортивных мероприятий включает более 3 тыс. мероприятий по 105 видам спорта и с учетом соревнований в муниципальных образованиях насчитывается свыше 7 тыс.
В области до 9,6 тыс. человек возросло число штатных специалистов по физической культуре и спорту, из них 89,9 % имеют специальное профессиональное образование. Ежегодно повышают квалификацию свыше 550 человек, квалификационные категории присваиваются около 300 специалистам, в
научно-практических конференциях и семинарах принимает активное участие около 700 человек. В то же время, специалистов на предприятиях и в организациях насчитывается в области лишь 552 человека, по месту жительства - 713 человек, работающих с инвалидами - 63 человека. Основную нагрузку, связанную с организацией секционной работы, несут тренеры-преподаватели и учителя физической культуры в количестве 4,1 тыс. человек. В этой связи, выделение средств из областного бюджета на дополнительные ставки руководителей спортивных секций в детские клубы, спортивные и общеобразовательные школы ежегодно в размере 7 млн руб. является стимулирующим фактором для софинанси-рования этой деятельности муниципальными образованиями. Увеличение объема финансирования на эти цели позволит расширить число занимающихся физической культурой и спортом [8].
Планомерная работа Минспорта Челябинской области совместно с органами исполнительной власти области и муниципальных образований, общественными объединениями по реализации «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р позволили обеспечить динамичное развитие отрасли в Челябинской области.
В Челябинской области уделяется серьёзное внимание строительству объектов спорта. Наряду с крупными сооружениями строятся комплексные спортивные площадки и игровые поля по месту жительства и в образовательных учреждениях. Вместе с тем, учитывая обеспеченность области спортсооружениями, составляющую менее 30 % от нормативного значения, задача укрепления материальноспортивной базы рассматривается как приоритетная, но её решение носит длительный характер.
Министерство по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области является исполнителем следующих областных целевых программ:
1. Областная целевая программа «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Челябинской области». В программе на внедрение информационно-аналитической системы мониторинга показателей в сфере физической культуры, спорта и туризма на территории
Челябинской области предусмотрено финансирование из областного бюджета в размере 1500,0 тыс. руб.
2. Областная целевая программа допризывной подготовки молодежи Челябинской области. Программа предусматривает повышение уровня физической подготовленности граждан к военной службе, привлечение молодежи к занятиям военно-прикладными и техническими видами спорта, совершенствование военно-патриотического воспитания и усиление мотивации молодежи к несению военной службы.
Расходы на реализацию мероприятий программы из областного бюджета составляют ежегодно 5706,1 тыс. руб. и направлены на развитие военно-прикладных и технических видов спорта, получение знаний по основам военной службы, проведение соревнований и участие во всероссийских и международных мероприятиях.
3. Областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области на 2011-2015 годы». В мероприятиях программы на организацию и проведение учебно-тренировочных сборов инвалидов-спортсменов, членов сборной России по подготовке к международным спортивным соревнованиям и оказание помощи ведущим инвалидам-спортсменам при обучении в высших учебных заведениях.
Вышеприведенные сведения красноречиво свидетельствуют о том, что сегодня как федеральное правительство, так и региональное, главы муниципалитетов начинают предпринимать ощутимые усилия, чтобы исправить кризисную ситуацию, сложившуюся в отечественной системе физического воспитания (СФВ). Но эти попытки зачастую носят либо декларативный характер, либо оказываются недейственными. Как представляют себе ученые проблему в современной СФВ и какие в этой связи видятся перспективные направления?
Руководствуясь вторым законом диалектики и основами системного подхода, состояние интересующей нас системы физического воспитания (СФВ) определяется ее структурой и эффективностью функционирования каждого элемента.
Для понимания первопричин снижения эффективности в достижении цели физического воспитания (ФВ) в современном обществе рассмотрим структуру данной системы, ее генезис и актуальную результативность.
Любую систему характеризуют по ее составу, структуре, функции, развитию, бытию. Любая существующая система, по мнению
О.Е. Лебедева (1999), Н.В. Барышевой (1997), Е.Н. Герасимова (2008), обладает следующими основными характеристиками:
- единство элементов (выбытие одного из элементов может привести к ее разрушению или модификации);
- делимость (состоит из подсистем и может входить как подсистема в системы более высокого уровня);
- наличие эмерджентных свойств (наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам).
Наше представление о структуре системы ФВ, которое согласуется с трудами теоретиков физической культуры Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Ю.Ф. Курамшина [9], отражено на рис. 1.
Проводя структурную аналогию между существующими системами и СФВ, следует выделить отличия, прежде всего, в идейных основах, которые выражены в целевых установках, принципах и других отправных идеях, ради воплощения которых она строится в обществе.
Функционирование СФВ обеспечивается целым комплексом специальных условий: подготовкой профессиональных кадров, системой специальной информации, материально-
технической базой и т. п. Организационная мощь системы, по мнению Л.П. Матвеева, зависит в первую очередь от степени участия государства и ведущих общественных сил в ее формировании, функционировании и развитии.
Уже в начале 80-х гг. прошлого столетия в партийно-правительственных установках на пятилетний период предусматривалось активное развитие массовой физической культуры. На государственном уровне начинают достаточно активно обсуждаться проблемы функционирования СФВ, на первом месте среди которых значилось совершенствование методики проведения занятий с подрастающим поколением. Особая актуальность таких революционных взглядов на фоне эпохи «застоя» была обусловлена двумя обстоятельствами:
- непропорциональной акселерацией некоторых сторон возрастного развития детей и подростков;
- прогрессирующим ограничением общего объема двигательной активности учащихся в силу перегрузки их учебно-аудиторными занятиями.
По мнению Л.П. Матвеева, в то время главным путем решения данной проблемы являлось увеличение количества уроков ФК. Но сделать это, по мнению автора, не представлялось возможным в силу огромной перегрузки школьников учебными занятиями [10]. Советский период существования СФВ был насыщен физическим натаскиванием занимающихся до кондиции «ГТОшника». Для этого были созданы максимально широкие условия: разработано нормативно-программное обеспечение уроков физической культуры, функционировали на бюджетной основе спортивные секции. Вплоть до середины 80-х гг. прошлого столетия стремление каждого школьника получить значок «ГТО» было очевидным.
Целью советско-российской СФВ в период с середины 80-х гг. прошлого столетия и до наших дней является содействие формированию основ физической культуры личности как важнейшего условия укрепления здоровья людей, а также формирование здорового образа жизни современного человека.
Решение поставленных перед обществом задач по формированию физически совершенных людей невозможно было представить без основополагающих принципов функцио-
нирования как системоформирующего компонента отечественной СФВ: всестороннего гармонического развития личности, оздоровительной направленности, связи с практической общественно значимой деятельностью.
Если рассматривать эффективность функционирования СФВ в период развития общества с конца 90-х гг. прошлого века и до начала XXI столетия, то, на наш взгляд, кризисные явления в данный период времени произошли в системе, в том числе, и по причине руди-ментности содержательной стороны ее компонентов (см. рис. 1).
Так, например, содержание компонента «мировоззренческие основы», сущность которого заключается в совокупности взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности, в условиях современного развития общества, на наш взгляд, не может быть реализована по причине того, что в нем не заложена идея здоровьеформи-рования.
Важнейшей государственной задачей в сфере ФВ подрастающего поколения, согласно требованиям государственного образовательного стандарта и действующего законодательства в сфере ФКиС, является повышение уровня физической подготовленности
Рис. 1. Представление о системе физического воспитания
детей и подростков. Решение данных задач осуществляется в процессе школьного ФВ в форме уроков физической культуры.
Между тем, опросы родителей о приоритетах образовательных дисциплин показали, что предмет «физическая культура» занимает самые нижние позиции, правда, недалеко от них ушли предметы, направленные на развитие эстетики, духовности, культуры [11]. Возможно, это является следствием того, что на предшествующем историческом этапе (60-80-е гг. прошлого века) физическая культура формировалась государством с позиций прагматических установок на совершенствование психобиологической природы индивида. В развитии своих основных направлений и организационных форм она «подчинялась» решению задач сугубо государственной СФВ. Развиваясь в рамках заданной системы, физическая культура теряла собственно социокультурные функции и определялась в сознании человека как тождественная процессу ФВ. Такая трансформация из феномена культуры в «педагогический элемент» воспитания, по мнению С.И. Филимоновой, нашла свое воплощение в парадигме «не физическая культура для человека, а человек для физической культуры».
Рассматривая структуру и содержание ценностей «физической культуры» авторы
учебников по ТиМФВ, ТиМФК используют, на наш взгляд, устаревшую схему. Так, например, в советской методологии происхождения «физической культуры» и ее применения в социальной практике упоминалось о двух группах ценностей: «духовного» воздействия и «материального» приложения. Однако такая классификация не позволяет в должной степени понять причины регрессивного отношения школьников к занятиям физическими упражнениями. На наш взгляд, рационально использовать классификацию ценностей физической культуры, основанную на работах профессоров Л.И. Лубышевой [12], Н.Н. Ви-зитей [13] (рис. 2). В ней условия для занятия ФК определяются степенью воздействия ценностей интеллектуального, двигательного, мобилизационного, интенционного характера и средствами педагогических технологий.
Требует пересмотра, конкретизации и уточнения, по нашему мнению, содержание компонента СФВ «теоретико-методические основы», поскольку анализ работ крупных отечественных теоретиков показал, что в понятийном поле науки «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» нет единого представления о содержательной компоненте процесса физического воспитания.
Рис. 2. Аксиологическая модель физической культуры
Так, например, ученые А.Д. Новиков, Б.А. Ашмарин, Ж.К. Холодов, под «физическим воспитанием» понимают органическую часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоническое развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и, в конечном итоге, на достижение физического совершенства.
По Л.П. Матвееву понятие «физическое воспитание» входит в общее понятие «воспитание» в его широком смысле, что определяет физическое воспитание, как и другие виды воспитания, педагогическим по своей природе процессом со всеми присущими данному явлению общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, организация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии с педагогическими принципами и т. п.). Отличительные же особенности ФВ состоят в основном в том, что это процесс, обеспечивающий направленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность. Ученый различал две специфические стороны в ФВ: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (двигательных способностей и лежащих в их основе природных свойств организма).
И.И. Сулейманов считает, что не следует понимать под ФВ процесс обучения, воспитания и образования. Это, по мнению автора, прерогатива термина «физкультурное образование».
Ю.В. Менхин рассматривает ФВ как полиморфную и многофункциональную педагогическую систему, одной из частей которой является «спортивное воспитание».
Существует полярная точка зрения на понимание сути физического воспитания. Так, ученые Н.И. Пономарев, Ю.Ф. Курамшин считают, что это «процесс формирования потребностей в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей». Н.И. Пономарев конкретизирует ФВ как процесс передачи двигательного опыта и глубокого целостного влияния на всю
личность. А.Н. Леонтьев считает, что о ФВ можно говорить тогда, когда человек сознательно применяет особые движения - физические упражнения - для развития своих физических и иных способностей.
Сущность ФВ, по мнению Ю.Н. Москви-чева, заключается в передаче от человека человеку ценностей и связанных с ними совокупностей интересов, потребностей, убеждений. ФВ как и любой вид воспитания - это целенаправленное формирование определенных ценностных установок, определенной системы ценностей, идеалов, убеждений. Отсюда объектом ФВ является личность человека, а предметом - духовный мир человека.
Мысли вышеуказанных ученых соотносятся с мировоззренческими позициями П.Ф. Лесгафта, который еще в XIX в. в своем «Руководстве по физическому воспитанию детей школьного возраста» отождествлял ФВ с «физическим образованием». Под этим термином отечественный естествоиспытатель понимал весь процесс развития личности, т. е. формирование у человека мировоззрения, мышления, воли, нравственных и эстетических чувств, характера, форм тела, мышечной силы, определенных знаний, двигательных умений и навыков, а также оздоровление организма. Физическое образование, по мнению П.Ф. Лесгафта, абсолютно не связано только с развитием двигательной системы, оно шире. Оно должно затрагивать все органы и системы и научить ребенка сознательно управлять своими действиями и поступками. Таким образом, П.Ф. Лесгафт под «физическим образованием» понимает процесс обучения, воспитания и развития ребенка.
Ситуация в понимании рассматриваемого нами педагогического процесса и его применения в практике усугубляется также появлением новых терминов, таких как «физкультурное воспитание», «спортивное воспитание», «спортивно ориентированное физическое воспитание», которые вследствие их недопонимания учителями ФК могут искажать суть процесса ФВ.
Появление новых терминов мы связываем с поиском учеными инновационных путей организации ФВ в общеобразовательных учреждениях. Если рассматривать целевую предназначенность каждого из инновационных терминов, то мы увидим, что она вырисовывается неявно. Особенностями являются направленность организации деятельности человека, ее условия, специфика методов.
Объединяющим же компонентом, так или иначе, будет вектор совершенствования физического состояния человека посредством физических упражнений, применяемых в определенных условиях.
Так, например, ФВ ассоциируется с формированием физической культуры личности. По мнению В. Жолдака, М.Я. Виленского, его следует рассматривать более широко, нежели ФВ. «Спортивное воспитание» применяется в условиях спортивной подготовки для освоения ценностей спортивной культуры». «Спортивно ориентированное физическое воспитание» было введено в теорию и методику физического воспитания В.К. Бальсевичем,
A.И. Корунцом, Ю.А. Марковым с целью демонстрации возможности конверсии технологий спорта в процесс ФВ. Главная цель спортивно ориентированного физического воспитания, по мнению авторов, - удовлетворение физкультурных интересов и потребностей учащимися в процессе освоения ими ценностей физической культуры.
В последнее время публикации значительного количества ученых убедительно свидетельствуют о низкой эффективности классно-урочной формы организации ФВ школьников, априорность которой подчеркивалась в работах теоретиков физической культуры (мнения зачастую расходились лишь в необходимом количестве уроков). Обзор инновационных направлений и форм организации занятий, обоснованных в работах
B.К. Бальсевича, Ю.А. Маркова, А.И. Кору-нец, Л.Н. Прогонюка, К.В. Чедова, А.Н. Кондратьева и др., доказавших применимость технологии «спортивной тренировки» в школьной системе ФВ, на наш взгляд, необходимо включать в содержание раздела дисциплины ТиМФВ «Основы организации ФВ в общеобразовательных учреждениях». Это позволит будущим педагогам значительно расширить профессиональный кругозор и подтолкнет их к творческому поиску новых эффективных форм организации процесса ФВ.
Считаем очень перспективным в работе по совершенствованию СФВ тот факт, что в целях совершенствования третьего урока физической культуры, увеличения его привлекательности через использование элементов различных видов спорта, а также повышения квалификации учителей лучшими методистами и тренерами в этих видах спорта в 2011 г. были заключены соглашения о взаимодействии Минобрнауки России со Всероссийской
федерацией художественной гимнастики, Российским футбольным союзом, Национальной федерацией бадминтона России, Федерацией фитнес-аэробики России.
Также в 2011 г. Экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях рекомендованы для использования в образовательном процессе общеобразовательных учреждений по учебному предмету «Физическая культура» программы, разработанные на основе указанных видов спорта. В 2012-2013 гг. для апробации в образовательном процессе рекомендованы программы курсов физического воспитания для обучающихся общеобразовательных учреждений на основе регби, тенниса и гольфа.
Рассматривая компонент «программнонормативные основы», следует обратить внимание на то, что нормативная основа оценивания школьника по паспортному возрасту, разработанная еще в 80-х годах прошлого столетия, не позволяет объективно судить о качественном развитии его морфофункциональных систем.
Критический анализ современных программ ФВ школьников, относящихся к комплексным продуктам [14], и результаты тестирования физической и двигательной подготовленности выпускников основной и средней школы показали, что объем базовой и вариативной части, рекомендованный Министерством образования РФ, недостаточен для решения поставленных задач по формированию физически совершенных людей. К тому же методическая часть данных программ не адаптирована для школьников, отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам, количество которых, к сожалению, с каждым годом увеличивается. По всей видимости, требуется пересмотр объема времени недельных занятий (прежде всего в части бюджета времени одного занятия) и дифференцирование содержательной стороны средств педагогического воздействия.
Ведущие принципы нового ФГОС современной школы - принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующей ступени. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Стандарт обеспечивает переход от освоения
обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации -в планируемые результаты [15].
Вопросы совершенствования системы общего образования, одним из способов обеспечения которого является реализация компе-тентностного подхода в школах, нашли также отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2020 г., приоритетном национальном проекте «Образование», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где отражена смена ориентиров системы образования. На основании данных документов установлено, что в задачи образовательной системы входит не только усвоение знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и развитие личности, формирование духовно-нравственной, социальной, семейной культуры и принятие ценностей государства и личности.
В то же время в литературных источниках нет однозначного представления о физкультурных, спортивных, здоровьеформирующих, валеологических компетенциях учащейся молодежи и, как следствие, не представлены механизмы и технологии контроля и оценивания соответствующих результатов образования.
Что касается четвертого компонента СФВ, к которому относятся «организационные основы», то здесь большинство исследователей сходится во мнении о необходимости реформирования. Так, например, по замыслу ученых данную организационную структуру СФВ должны составлять государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.
По государственной линии предусматриваются систематические, обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебнопрофилактических организациях. Занятия проводятся в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров). Контроль за организацией, осуществлением и результатами ФВ возлагается на Министерство Российской Федерации по физи-
ческой культуре, спорту и туризму, а также соответствующие отделы Министерства образования и науки РФ.
В то же время мы согласны с позицией исследователей, считающих, что в вопросах стратегического направления и государственного патронажа процесса ФВ имеется определенная парадоксальность. С одной стороны, процесс ФВ школьников относится к образованию, и контроль, безусловно, является прерогативой Министерства образования. Вместе с тем, в структуре управления данного министерства (на уровне департаментов) до июня 2010 г. не было ответственного лица, а уж тем более структурного подразделения, занимающегося вопросами развития СФВ. С другой стороны, Министерство здравоохранения, непосредственно отвечающее за показатели здоровья школьников, никак не участвует в процессе координации СФВ. На наш взгляд, на фоне прогрессивного ухудшения здоровья школьников, назревает необходимость наделить на государственном уровне Министерство здравоохранения хотя бы функциями контроля отечественной СФВ.
По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями должны быть организованы в добровольных спортивных обществах, а также в детско-юношеских спортивных школах. Продолжительность данного вида занятия зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени. К сожалению, с развалом экономики нашей страны и ее денационализацией, упразднилось большинство спортивных обществ. Тоже можно сказать и о спортивных школах, клубах. В общеобразовательных учреждениях из штатного расписания была исключена должность педагога дополнительного образования по спорту, даже имеющиеся в наличии залы и площадки вынуждены были простаивать. Это поставило под угрозу соблюдение принципа «непрерывности» процесса ФВ и снизило физиологическое воздействие физических нагрузок на учащуюся молодежь.
В связи с принятой концепцией модернизации российского образования в последнее время делаются попытки оптимизировать систему дополнительного, в том числе физкультурного образования. Но экономические реалии требуют от государственной, региональной и местной законодательной и исполнительной властей поиска значительного количества средств для создания условий
реализации положений вышеуказанной концепции.
Кризис государственной и общественной линий организационных основ СФВ в последнее десятилетие ХХ в. и в начале XXI в., а также относительная неготовность самой физической культуры развиваться вне этой системы обернулись для общества рядом негативных последствий, отразившихся в исключении ценностей физической культуры из ценностного арсенала личности современной молодежи. Основными показателями кризисной ситуации следует считать:
- снижение интереса к занятиям физическими упражнениями (особенно в традиционных формах), мало учитывающим потребности, мотивы и ценностные ориентации самого человека в преобразовании собственной физической природы;
- недостаточную готовность человека перейти к организации самодеятельных форм занятий физкультурной деятельностью, активно и целенаправленно решать задачи культурного преобразования собственной физической природы, укрепления своего здоровья и повышения творческого долголетия;
- несоответствие уровня компетенции преподавателей и методистов физической культуры современным требованиям, отсутствие у них интереса к новым современным технологиям, требующим по преимуществу владения индивидуализированными системами, средствами, методами и формами их организации;
- запустение и разрушение спортивных площадок и стадионов по причине неготовности их персонала организовывать и культивировать нетрадиционные виды физкультурной деятельности, внедрять в образ жизни людей новые формы физкультурно-спортивных мероприятий, получающих в последнее время все более широкое распространение в мировом сообществе.
Вплоть до начала XXI в., на наш взгляд, отрасль ФКиС выживала в тяжелых экономических и бюрократических условиях, пока ситуацией вплотную не заинтересовался президент РФ В.В. Путин. По мнению руководителя страны, именно регионы способны увеличить массовость занятий ФКиС. «... Отсутствие практики школьных и дворовых соревнований...» президент назвал одной из серьезных проблем. «Эту ситуацию можно и нужно менять, начинать нужно со школ», -отметил он [1]. Организованный в 2002 г.
первый государственный совет по вопросам состояния ФКиС предопределил начало эпохи прогресса, в том числе в области теории и практики ФВ. Свидетельством тому являются примеры развития детско-юношеского спорта в ряде российских регионов (г. Санкт-Петербург, Омск, Воронеж, Саратов, республики Чувашия, Татарстан, Башкортостан, Коми), где в немногочисленных спортивных школах и секциях усилиями энтузиастов возрождаются национальные виды спорта и спортивные игры, поддерживаются олимпийские виды спорта. Благодаря этому дети и подростки учатся дисциплине, обретают здоровье, высокие жизненные цели, избегают социальных рисков, связанных с детской беспризорностью и безнадзорностью, наркоманией, преступностью.
Не осталось в стороне Министерство спорта РФ как орган исполнительной государственной власти, отвечающий за формирование государственной политики в сфере детско-юношеского спорта. В частности, с января 2006 г. подведомственные ему учреждения приступили к работе по подготовке системных предложений, обеспечивающих модернизацию ФВ в общеобразовательных учреждениях.
Первым делом, работа началась с апробации различных моделей организации ФВ в регионах России, доказавших свою эффективность в результате многолетней инновационной деятельности ряда ученых. Это модели:
- «Спортивно ориентированное физическое воспитание школьников»,
- «Интеграция основного и дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности» (внедрение дополнительных часов физкультурных занятий детей в спортивно-оздоровительных группах спортшкол).
По замыслу авторов-разработчиков, в результате реализации данных моделей возможно появление новых организационноправовых форм в общеобразовательных учреждениях, не противоречащих действующему законодательству:
- «Школьный спортивный клуб»,
- «Центр образования».
В процессе обновления направленности вектора физкультурного образования в сторону спортивного воспитания Министерство спорта РФ предложило администрации школ и муниципалитетов ввести в действие ряд типов учреждений спортивной направленности: ДЮСШ; СДЮШОР; СДЮСТШ (специализи-
рованная детско-юношеская спортивно-техническая школа); ССАШ (специализированная спортивно-адаптированная школа); МФСК (межшкольный физкультурно-спортивный
клуб); ШСК (школьный спортивный клуб). По мнению профессора Л.И. Лубышевой, последний тип учреждения имеет большие перспективы для общеобразовательных учреждений [16].
В то же время преобразование СФВ требует значительных изменений в процессе подготовки (переподготовки) специалистов, повышения престижности профессии педагога по физической культуре, которая, по данным ВЦИОМ, неуклонно падает.
Если в региональных центрах аспект управления отраслью ФКиС является практически освоенным, то нельзя этого сказать о локальных проблемах руководства в муниципальных образованиях. Проведенный профессором М.С. Расиным в конце ХХ в. анализ деятельности большинства комитетов по физической культуре и спорту на уровне муниципальных образований показал, что, несмотря на новые законы, регламентирующие его деятельность, органы управления недостаточно совершенствовали методологию и технологию организации своей работы [17]. Отсутствие необходимого научного, методологического, организационно-управленческого
информационного обеспечения решения проблемы, а также конкретных мероприятий, способствующих осуществлению качественных изменений в системе управления сферой ФКиС, не позволяет максимально эффективно реализовать ценностно-правовую, социальную и экономическую основы законодательной базы в РФ в направлении реформирования отечественной СФВ.
Литература
1. О состоянии развития физической культуры и спорта в стране и кардинальном повышении эффективности спорта в решении социально-экономических, демографических, оздоровительных и воспитательных задач, стоящих перед обществом. Протокол заседания Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту от 31 мая 2006 г. № 3. - www. rossport.ru.
2. Федеральный Закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». - http://docs.pravo. ru/document/view/693/51343363/.
3. Ветрова, И.А. Опыт работы респуб-
ликанского центра физической культуры и юношеского спорта Министерства образования Республики Татарстан по организации и проведению мониторинга здоровья учащихся общеобразовательных учреждений / И.А. Ветрова // Опыт работы в субъектах Российской Федерации по осуществлению мониторинга физического здоровья детей, подростков и молодежи: сб. науч. тр. / под ред. С.И. Изаак. - М., 2002. - С. 99-102.
4. Росспорт: события, цифры, мнения. -М.: Изд-во ОАО «Советский спорт», 2007. -122 с.
5. Платонова, Т.В. Физкультурно-оздоровительные технологии в режиме деятельности школы ЗОЖ/ Т.В. Платонова, Л.П. Трофимова // Первый международный научный конгресс «Спорт и здоровье», 9-11 сент. 2003 г. - СПб. : Изд-во «Олимп-СПб». - 2003. -Т. 1. - С. 277-278.
6. Голов, В.А. Особенности исторического развития системы управления в сфере физической культуры и спорта Республики Коми. - www.rusnauka.com/4_SVMN_2007/ ^роП/19175. doc.htm.
7. Крупский, А.К. Организация управления физической культурой и спортом в Иркутской области / А.К. Крупский, И.И. Пере-верзин, А.А. Сахиулин. - М.: Совет. спорт, 2003. - 207 с.
8. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области на 2012 год и период до 2014 года. - http://www.chelsport.ru/htmlpages.
9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов /Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2006. - 480 с.
10. Введение в теорию физической культуры: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. Л.П. Матвеева. - М.: ФиС, 1983. -128 с.
11. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе /
В.К. Бальсевич. - М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. -112 с.
12. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. - М. : ГЦОЛИФК, 1992. - 123 с.
13. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности / Н.Н. Визитей. - Кишинев: Штиин-ца, 1989. - 110 с.
14. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов обще-
образовательной школы / под ред. В.И. Ляха, А.А. Зданович. - М.: Просвещение, 2007. -127 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 дек. 2010 г. № 1897. - http://standart. edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.
16. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе /Л.И. Лубышева. - М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 174 с.
17. Расин, М. С. Управление физической культурой и спортом в системе местного самоуправления / М. С. Расин // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 10. -
С. 57-59.
Черепов Евгений Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), cherepovea@susu.ac.ru.
Ненашева Анна Валерьевна, доктор биологических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), tmfcs@mail.ru.
Поступила в редакцию 20 мая 2014 г.
Bulletin of the South Ural State University Series “Education, Healthcare Service, Physical Education” ___________________________________________________________2014, vol. 14, no. 3, pp. 5-18
PRESENT STATE OF PHYSICAL EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA: MAJOR PROBLEMS AND WAYS OF ENHANCEMENT
E.A. Cherepov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, cherepovea@susu.ac.ru, A.V. Nenasheva, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, tmfcs@mail.ru
Objective: to analyze main tendencies in development of present domestic physical education system, to state the range of problems and possible solutions considering applied fundamentals of sportified physical education methodology. Material and methods: analysis of special literature resources and normative legal acts. Results: the paper presents scheme of physical education system and covers analysis of physical education system in Russia relatively to each system component. The authors also analyze achievements of regional and municipal Russian constituent territories in enhancement of physical education system. The paper presents potential of domestic physical education system modernization based on methodological sportification of physical education. Findings: domestic physical education system has been lately trying to overcome crisis phenomena that became aggravated at the turn of the millenium. Federal and regional normative acts allow of forming strong legislative basis for modernization of physical education system, but exact enhancement mechanisms for each system component still do not exist. One of perspective approaches as seen by scientists and practitioners is reforming of physical education system considering fundamentals of sportification and conversion of physical training techniques for the benefit of physical education of adolescents.
Keywords: physical education, physical education system, physical education values, sportification, culture of sports, sportified physical education.
References
1. O sostojanii razvitija fizicheskoj kul'tury i sporta v strane i kardinal'nom povyshenii jeffektivnosti sporta v reshenii social'no-jekonomicheskih, demograficheskih, ozdorovitel'nyh i vospitatel'nyh zadach, stojashhih pered obshhestvom. Protokol zasedanija Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po ^fizi-cheskoj kul'ture i sportu ot 31 maia 2006 g. № 3 [On the State of Development of Physical Culture and
Sports in the Country and Improvement of Effectiveness of Sport in Addressing Socio-Economic, Demographic, Health and Educational Problems Facing Society. Minutes of the Meeting of the Presidential Council of the Russian Federation for Physical Culture and Sport of 31 May 2006, no. 3]. Available at: http://www.rossport.ru.
2. Federal'nyj Zakon ot 4 dekabrja 2007 g. № 329-FZ “O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii” [Federal Law of 4 December 2007, no. 329-FZ “On the Physical Culture and Sports in the Russian Federation”]. Available at: http://docs.pravo.ru/document/view/693/51343363/.
3. Vetrova I.A. [Experience the Republican Center of Physical Culture and Youth Sports, Ministry of Education of the Republic of Tatarstan for the Organization and Monitoring the Health of Students of Educational Institutions]. Opyt raboty v sub”ektakh Rossiyskoy Federatsiipo osushchestvleniyu monitorin-ga fizicheskogo zdorov'ya detey, podrostkov i molodezhi. Sbornik nauchnykh trudov [Experience in the Subjects of the Russian Federation for the Monitoring of the Physical Health of Children, Adolescents and Youth. Collection of Scientific Papers]. Moscow, Education Publ., 2002, pp. 99-102. (in Russ.)
4. Rossport: sobytiya, tsifry, mneniya [Rossport. Events, Figures, Opinions]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2007. 122 p.
5. Platonova T.V., Trofimova L.P. [Sport and Health Technology in the Mode of the School HLS]. Pervyy mezhdunarodnyy nauchnyy kongress «Sport i zdorov'e» [The First International Scientific Congress Sport and Health], 2003, pp. 277-278. (in Russ.)
6. Golov V.A. Osobennosti istoricheskogo razvitiya sistemy upravleniya v sfere fizicheskoy kul'tury i sporta Respubliki Komi [The Historical Development of Management Systems in the Field of Physical Culture and Sport of the Republic of Komi]. Available at: http://www.rusnauka.com/4_SVMN_2007/ Sport/19175.doc.htm (accessed 01.02.2014).
7. Krupski A.K., Pereverzin I.I., Sahiulin A.A. Organizatsiya upravleniya fizicheskoy kul'turoy i sportom v Irkutskoy oblasti [Organization of the Department of Physical Culture and Sports in the Irkutsk Region]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2003. 207 p.
8. Doklad o rezul'tatah i osnovnyh napravlenijah dejatel'nosti Ministerstva po fizicheskoj kul'ture, sportu i turizmu Cheljabinskoj oblasti na 2012 god i period do 2014 goda [Report of the Results and Main Activities of the Ministry of Physical Culture, Sports and Tourism of the Chelyabinsk Region in 2012 and the Period Up to 2014]. Available at: http://www.chelsport.ru/htmlpages.
9. Holodov Zh.K., Kuznetsov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta. Uchebnoe posobie dlya vuzov [Theory and Methods of Physical Education and Sport. Textbook for High Schools]. Moscow, Academy Publ., 2006. 480 p.
10. Matveev L.P. Vvedenie v teoriyu fizicheskoy kul'tury. Uchebnoe posobie dlya instruktorov fizicheskoy kul'tury [Introduction to the Theory of Physical Culture. Tutorial Instructor of Physical Education]. Moscow, FIS Publ., 1983. 128 p.
11. Balsevich V.K. Sportivnyy vektor fizicheskogo vospitaniya v rossiyskoy shkole [Sports Vector of Physical Education in Russian Schools]. Moscow, Theory and Practice of Physical Culture and Sports Publ., 2006. 112 p.
12. Lubysheva L.I. Kontseptsiya formirovaniya fizicheskoy kul'tury cheloveka [The Concept of Formation of Physical Human Culture]. Moscow, GTSOLIFK Publ., 1992. 123 p.
13. Visitey N.N. Fizicheskaya kul'tura lichnosti [Physical Culture Personality]. Kishinev, Shtiintsa Publ., 1989. 110 p.
14. Lyah V.I., Zdanowicz A.A. Kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya uchashchikh-sya I-XI klassov obshcheobrazovatel'noy shkoly [A Comprehensive Program of Physical Education: Students I-XI Classes of the Secondary School]. Moscow, Education Publ., 2007. 127 p.
15. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija, utverzh-den prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dek. 2010 g. № 1897 [Federal State Educational Standards of General Education, Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17 2010, no. 1897]. Available at: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2588.
16. Lubysheva L.I. Sportivnaya kul'tura v shkole [Sports Culture in the School]. Moscow, Theory and Practice of Physical Culture and Sports Publ., 2006. 174 p.
17. Racine M.S. [Department of Physical Culture and Sports in the Local Government System] Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2000, no. 10, pp. 57-59 (in Russ.).
Received 20 May 2014