УДК 338.439.5:339.166.82:636.5
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПРОДУКЦИИ ПТИЦЕВОДСТВА В РОССИИ
Попок Л.Е. - аспирант
Кубанский государственный аграрный университет
В статье проведен анализ одного из стремительно развивающихся сельскохозяйственных рынков - рынка продукции птицеводства, и показаны основные перспективные направления его развития.
Анализ отечественного рынка птицеводческой продукции показывает, что удельный вес отечественного мяса птицы повысился за год на 5,6 % и составил 46,5 %. Объем мясных ресурсов за 2003 г. составил 2300 тыс. т в убойной массе, в том числе отечественных 1070 тыс. т, импортных - 1230 тыс. т. В 2002 г. импорт мяса составлял 1370 тыс. т, в 2001 г. - 1391 тыс. т.
В начале девяностых годов прошлого века ситуация была совсем иная. Практически все реализованное мясо было произведено внутри страны (97,6 %). Самым же "провальным" годом для отечественного производителя оказался 1997 г., когда доля импортного мяса на рынке составила 64,6 %. В последующие годы объемы отечественного производства наращивались, но иностранные производители по-прежнему держат более 50 % российского рынка мяса птицы (табл. 1).
Потребление мяса птицы на душу населения в среднем по России за 2003 г. составило 15,2 кг, из них 7,3 кг отечественного. Удельный вес птицы в общих мясных ресурсах увеличился и составил 20 % против 19 % в 2002 г. В Ленинградской области он превышает 60 %, в республиках Ады-
гея, Кабардино-Балкария, Свердловской, Московской, Липецкой, Новгородской, Калининградской областях достигает 35-40 %.
Таблица 1 - Соотношение импортного и отечественного
мяса птицы на российском рынке
Год Общие ресурсы мяса птицы (в убойном весе) в том числе
отечественное производство импорт
тыс. т доля, % тыс. т доля, % тыс. т доля, %
1990 1845 100,0 1801 97,6 44 2,4
1995 1684 100,0 859 51,0 825 49,0
1996 1444 100,0 690 47,8 754 52,2
1997 1777 100,0 630 35,4 1147 64,6
1998 1505 100,0 690 45,8 815 54,2
1999 984 100,0 748 76,0 236 24,0
2000 1453 100,0 766 52,7 687 57,3
2001 2275 100,0 884 38,9 1391 61,1
2002 2328 100,0 953 40,9 1375 59,1
2003 2300 100,0 1070 46,5 1230 53,5
В яичном направлении импортная продукция практически не оказывает никакого влияния на рынке. В основном импортируется уже переработанное яйцо - различные кормовые и пищевые добавки, сырье для кондитерской промышленности.
Импортная продукция в 2002 г. составила лишь 1,6 % от всех имеющихся в России ресурсов яиц и яйцепродуктов.
Импорт яйца и яйцепродуктов снижается. Если в 1999 г. было ввезено продукции эквивалентной 1083 млн. шт. яиц, то в 2002 г. - 672. Экспорт российского яйца также падает (185 млн. шт. против 326 в 2000 г.).
Практически вся продукция (93,2 %) используется в личном потреблении населения страны, потери составляют менее 0,1 %. В то время как в 1996 г. на личное потребление шло 92,0 % яйца, а потери составляли 0,2 % (табл. 2).
Таблица 2 - Ресурсы и использование яиц и яйцепродуктов
в Российской Федерации, (эквивалент) млн. шт.
Показатель Год
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Ресурсы
Запасы на начало года 926 716 675 677 703 671 686
Производство 31903 32198 32744 32135 34042 35173 36278
Импорт 264 505 881 1083 1168 846 672
Итого ресурсов 33093 33419 34300 34895 35913 36690 37636
Использование
Производственное потребление 1757 1675 1704 1622 1632 1670 1672
Потери 40 45 31 27 34 33 35
Экспорт 53 49 87 240 326 254 185
Личное потребление 30527 30975 31801 32303 33250 34047 35065
Запасы на конец года 716 675 677 703 671 686 679
Уровень экономики российских птицеводческих хозяйств зависел от роста цен на потребляемые ресурсы. Во втором полугодии 2003 г. рост цен на эти ресурсы составил 30-35 %. С августа по декабрь цены на зерно выросли более чем в 2 раза, что повлекло за собой удорожание кормов и повлияло на стоимость птицеводческой продукции. Оптовые цены на мясо птицы за 2003 г. увеличились на 10,15 руб. за 1 кг тушек птицы, или на 25,3 %. Розничные цены на этот же продукт возросли на 19,8 % и превышают оптовые цены на 19,05 руб. Цены на яйцо росли меньшими темпами, оптовая цена за десяток яиц - на 6,1 %, розничная - на 9,5 %. Розничная цена превышает оптовую на 13,1 % (табл. 3).
Объем реализации птицеводческой продукции в среднем по отрасли в денежном выражении составил более 60 млрд. руб., в том числе мяса всех видов птицы - 52 %. Ориентировочная прибыль - 2 млрд. руб.
Себестоимость птицеводческой продукции в России во втором полугодии 2003 г. увеличилась на 15-20 %, средняя себестоимость 1 кг мяса бройлеров - 45 руб., совокупная себестоимость 1 десятка яиц - 15 руб. В результате уровень рентабельности яичных птицефабрик составил 3,5-4,0 %, бройлерных - 4,5-5,0 %.
Таблица 3 - Оптовые и розничные цены на мясо птицы (тушки)
и яйца в 2002-2003 гг. (без НДС)
Цены на мясо птицы, руб. за 1 кг Цены на яйца, руб. за 10 шт.
Месяц 2002 г. 2003 г. 2002 г. 2003 г.
опт розница опт розница опт розница опт розница
Январь 38,91 56,77 40,10 57,87 14,25 19,44 15,17 20,71
Февраль 38,13 56,25 39,73 57,63 13,54 18,47 13,65 19,50
Март 37,93 56,22 39,61 57,40 12,73 17,06 13,17 18,33
Апрель 38,97 56,46 39,83 57,31 13,06 17,29 13,82 19,09
Май 40,31 57,20 40,46 57,57 12,46 17,13 13,12 18,11
Июнь 41,20 58,10 40,80 58,16 11,11 15,54 11,31 16,00
Июль 41,68 58,59 41,72 59,23 10,83 15,01 10,93 16,14
Август 42,02 58,86 44,91 61,82 11,08 15,65 11,65 15,92
Сентябрь 41,66 58,92 46,42 64,37 12,24 16,99 12,49 17,21
Октябрь 41,85 58,66 48,54 66,74 13,26 17,73 13,93 19,63
Ноябрь 40,91 58,39 49,81 68,49 14,05 18,95 15,00 20,89
Декабрь 40,52 58,38 50,25 69,30 14,92 20,06 16,10 22,68
В первом полугодии 2004 г. ситуация более сложная. Расчеты Рос-птицесоюза показывают, что 1 т комбикорма должна стоить 9 тыс. руб. Эту цену можно компенсировать в высокотехнологичных хозяйствах, где затраты кормов на приросты бройлеров не превышают 1,9-1,95 кг, на 1 тыс. яиц - 125-140 кг. Резервы в бройлерном производстве есть. Сегодня на лучших птицефабриках реально получать среднесуточный прирост 40 г при расходе 1,95 кг кормов. В 2003 г. с таким приростом было произведено 568 тыс. т мяса бройлеров, или 62 % от общего объема. К сожалению, в среднем по РФ этот показатель на 20 % ниже, поскольку 4 % мяса производят хозяйства, где прирост ниже 30 г.
По расчетам специалистов Росптицесоюза, при строгом соблюдении всех технологических параметров можно увеличить производство мяса бройлеров на 220 тыс. т в живой массе, или на 26 %.
Медленно устранятся технологические погрешности и в яичном птицеводстве. По-прежнему курицу-несушку вместо 12 месяцев в среднем эксплуатируют 11 месяцев. Если в среднем по отрасли себестоимость де-
сятка яиц составляет 15 руб., то на птицефабриках, где строго соблюдается технология производства, можно достичь снижения себестоимости до 10 руб. Только 14 % от валового объема производится хозяйствами с продуктивностью 250-280 яиц, 11 % - там, где птицефабрики получают не менее 250 яиц на несушку.
Таким образом, рынок мяса птицы в России постепенно расширяется, причем немалую роль в этом играют отечественные производители. Внедряя новые технологии производства и расширяя ассортимент производимой продукции, наши птицефабрики с легкостью отбивают покупателей у иностранных производителей. Но в таких условиях дальнейшее экстенсивное развитие хозяйств приведет только к убыткам. Производителям следует срочно решать проблемы внутрипроизводственного характера, влекущие за собой снижение производительности труда работников, качества продукции, увеличение потерь и другие.
Список литературы
1. Абрамова Л. А. Тенденции развития переработки мяса птицы // Птица и птице-продукты. - 2003. - №4.
2. Мировой рынок мяса птицы // Птица и птицепродукты. - 2004. - №1.
3. Мойса В. Российский рынок мяса птицы: взгляд импортера // Птица и птицепродукты. - 2003. - №4.
4. Трегубов В. А. Обзор состояния и прогноз производства продукции животноводства на 2003 год // Зоотехния. - 2003. - №9.
5. Эрнст Л.К. Животноводство России 2001-2010 // Зоотехния. - 2001. - №10.