БЕЗОПАСНОСТЬ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
НА ТРАНСПОРТЕ
THE CONTEMPORARY STATE, OF THE PROBLEM AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF LAW ENFORCEMENT
AGENCIES IN TRANSPORT
УДК 351.81
И.В. ДОЛЖЕНКО
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
IVAN V. DOLZHENKO
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: согласно статье 71 Конституции Российской Федерации транспорт, пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации. В настоящее время значение транспорта для государства в целом возросло и имеет важную функцию, так как именно транспорт и его инфраструктура определяют пути сообщения как между регионами внутри страны, так и между другими государствами в целом. В данной статье рассмотрена роль транспортной полиции, определена ее значимость в сфере обеспечения транспортной безопасности. Также представлено современное состояние транспортной полиции и перспективы дальнейшего развития подразделений полиции в данной сфере деятельности. Представлены основные направления развития законодательства в сфере транспортной полиции и перспективы дальнейшего наделения сотрудников правоохранительных органов на транспорте рядом дополнительных полномочий, расширяющих права сотрудников полиции в данной сфере, а также представлены основные направления в сфере взаимодействия с иностранными партнерами, обмен положительным опытом в рассматриваемой сфере в целях улучшения и оптимизации работоспособности между подразделениями, обеспечивающими транспортную безопасность как внутри государства, так и за его рубежами.
Ключевые слова: транспорт, транспортная полиция, транспортная безопасность, проблемы, перспективы развития.
Для цитирования: Долженко И.В. Современное состояние, проблемы и перспективы развития правоохранительных органов на транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. -2024. - № 1. - С. 61-66.
Abstract: according to Article 71 of the Constitution of the Russian Federation, transport and communication routes are under the jurisdiction of the Russian Federation. As it currently stands, the importance of transport for the state as a whole has increased, since it is transport and its infrastructure that determine the routes of communication both between regions within the country and between other states as a whole. This article examines the role of the transport police and determines its significance in the field of ensuring transport security. The current state of the transport police and prospects for the further development of police units in this field of activity are also presented. The main directions of development of legislation in the field of transport police and the prospects for further vesting law enforcement officers in transport with a number of additional powers that expand the rights of police officers in this area are presented, as well as the main directions in the field of interaction with foreign partners, the exchange of positive experience in this area in order to improve and optimize performance between departments ensuring transport security.
Keywords: transport, transport police, transport security, problems, development prospects.
For citation: Dolzhenko I.V. The contemporary state, problems and prospects for the development of law enforcement agencies in transport // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 1. - P. 61-66.
Актуальность данной темы обоснована прежде всего особой значимостью транспортной инфраструктуры в современном мире, что, в свою очередь, вызывает острое внимание со стороны правоохранительных органов и органов власти, постоянное развитие и большой поток движения требуют от сотрудников полиции выполнения нелегких, а порой и нерешаемых задач.
Органы внутренних дел на транспорте - это одно из ключевых подразделений в системе органов внутренних дел, которое было создано непосредственно для обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью на железнодорожном, воздушном, речном и морском каботажном транспорте [1, с. 6; 2, с. 3]. На практике она получила название «транспортная полиция». Структуру подразделений, обеспечивающих безопасность на объектах транспорта, составляют линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Приказ МВД России от 15 июня 2011 г. № 636 «Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте» определяет основные задачи транспортной полиции по обеспечению общественной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и определяет обеспечение общественной безопасности и правопорядка как основное направление деятельности данного подразделения полиции1.
Хотя транспортная полиция и территориальные органы МВД России имеют некую схожесть в своих задачах и направлениях деятельности, они также имеют и существенные отличия в организации и осуществлении своих функций. Так, например:
1. Деятельность органов внутренних дел на транспорте четко ограничена территориальными рамками определенного объекта инфраструктуры.
2. Деятельность данных подразделений протекает во время постоянной и непрерывной работы транспортной инфраструктуры, к которым можно отнести непрерывную работу железно-
1 Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 28.02.2023) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2023) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
дорожных вокзалов, включающую непрерывный поток как людей, так и железнодорожных составов, что способствует неожиданному возникновению различных оперативно-служебных задач разного уровня, поэтому интенсивность действий подразделений органов внутренних дел (далее - ОВД) на транспорте намного выше нежели, чем у других подразделений.
3. Все выше перечисленное полностью исключает возможность получения необходимой помощи для решения поставленных задач.
Опираясь на представленные данные, следует сделать вывод, что действия сотрудников данных подразделений должны быть доведены до автоматизма, выполняться четко, следуя нормативно-правовым актам, которые созданы для регулирования узконаправленных задач по обеспечению общественного порядка и безопасности на объектах транспорта.
Органы внутренних дел на транспорте - это самостоятельно обособленная система органов внутренних дел, которая была создана для борьбы с преступностью и охраны общественного порядка на объектах транспорта [3, с. 23; 4, с. 14].
Так как именно бесперебойная работа объектов транспортной инфраструктуры имеет одно из ключевых значений, стратегия национальной безопасности Российской Федерации к одному из приоритетных направлений относит постоянное совершенствование функционирования бесперебойной работы транспортной инфраструктуры, что включает в себя и обеспечение безопасности данных объектов, и лиц, пользующихся услугами инфраструктуры2. Исходя из этого можно с уверенность сказать, что в современных масштабах развития транспортной инфраструктуры роль ОВД на транспорте, обеспечивающих безопасность и общественный порядок, очень сильно возросла.
Приоритетными направлениями, которые устанавливает руководство МВД России, являются вопросы повышения защищенности объектов транспорта от вмешательства в их нормальное функционирование и развитие, пресечение незаконной деятельности и совершения террористических актов в пределах ведения, а также меры по обеспечению кон-
2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р (ред. от 04.07.2019) «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
троля за грузовыми и пассажирскими отправлениями.
Хотя ключевая роль в области правового регулирования транспортной безопасности принадлежит Министерству транспорта Российской Федерации, МВД России не осталось в стороне и, в свою очередь, ведет разработку и принимает нормативно правовые акты, регулирующие свои направления деятельности в области транспортной безопасности и правопорядка на объектах инфраструктуры.
На данный момент ОВД на транспорте в случае возникновения осложненной оперативной обстановки принимает на себя выполнение следующих задач:
1. Блокирование аварийных зон.
2. Обеспечение порядка при эвакуации граждан.
3. Оказание помощи аварийно-спасательным службам железнодорожного транспорта, подразделениям пожарной охраны, работникам экстренной медицинской помощи.
4. Надзор за соблюдением должностными лицами и гражданами установленных правил поведения в аварийной зоне.
5. Пресечение фактов мародерства, паники, массовых беспорядков, распространения ложных и провокационных слухов.
6. Учет потерь пассажиров.
7. Установление личности погибших.
8. Организация опознания.
9. Розыск без вести пропавших [5, с. 14; 6, с. 45].
Также в ходе выполнения оператино-слу-
жебных задач по обеспечению общественного порядка и транспортной безопасности органы внутренних дел на транспорте в области обеспечения правопорядка и транспортной безопасности наделены следующей полномочиями:
1. Давать определение перечню угроз при совершении актов незаконного вмешательства.
2. Давать и направлять предложения и рекомендации субъекту транспортной инфраструктуры по вопросам безопасности.
3. Указывать на возможность применения дополнительных мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры [7, с. 33; 8, с. 202].
Так, к примеру, в области перевозки грузов Главным управлением на транспорте МВД России и линейными подразделениями органов внутренних дел на транспорте на постоянной основе организовываются и проводятся мероприятия, направленные на повышение эффективности работы по раскрытию преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота стратегически важных ресурсов.
Согласно Перечню стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1
Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей», к стратегически важным товарам и ресурсам в том числе относятся лес и лесоматериалы, драгоценные металлы и изделия из них, драгоценные и полудрагоценные камни, ресурсы флоры и фауны, уголь, нефть и нефтепродукты.
В 2023 году МВД России во взаимодействии с таможенными органами Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России), Росгвардией и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проведен ряд оперативно-разыскных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение противоправных деяний в указанной сфере.
В результате принятых мер в 2023 году органами внутренних дел на транспорте выявлено 18 преступлений по Центральному федеральному округу, связанных с незаконными хранением, перевозкой или пересылкой драгоценных металлов, а также их контрабандой. Из незаконного оборота изъято свыше 54 килограммов золота на общую сумму более 160 миллионов рублей.
Кроме того, за указанный период на объектах транспортного комплекса выявлено 376 преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере незаконного оборота древесины, из них 294 - в крупном и особо крупном размере. Возмещение материального ущерба по оконченным уголовным делам составило более 475 миллионов рублей.
Зарегистрировано 265 противоправных деяний, связанных с контрабандой лесоматериалов, еще 69 - с приобретением, хранением, перевозкой, переработкой или сбытом заведомо незаконно заготовленной древесины.
Также во взаимодействии с подразделениями Росфинмониторинга выявлено 15 фактов легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем в сфере лесопользования, из них 12 - в крупном и особо крупном размере.
Особое внимание уделялось документированию преступлений, совершенных в составе преступных сообществ. Мероприятия проводились совместно с оперативными подразделени-
ями ФСБ России и Федеральной таможенной службы. Возбуждено пять уголовных дел в отношении участников преступных организаций, подозреваемых в контрабандном вывозе незаконно добытой древесины.
В то же время уже в 2024 году Восточно-Сибирским ЛУ МВД России на транспорте возбуждено два уголовных дела в отношении участников преступного сообщества, состоящего из граждан КНР и России. Они подозреваются в незаконном перемещении через таможенную границу ЕврАзЭС не менее 68 тысяч кубометров пиломатериалов с предоставлением таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения о товаре. По предварительным данным, стоимость продукции превышает 425 миллионов рублей.
Учитывая весь объем компетенций и обязанностей в столь важной сфере деятельности, а также ряд мероприятий по взаимодействию с другими структурными подразделениями, существует большое разнообразие различного рода проблем, к которым можно отнести:
1. Нет четкого выделения оснований по принятию решений в области охраны правопорядка, несмотря на то что законодательно был выделен круг субъектов в сфере транспортной безопасности.
2. Механизмы взаимодействия между подразделениями юридически не определены, что вносит определенные сложности во взаимодействие.
3. Хотя региональные органы транспортной полиции и принимают активное участие в охране общественного порядка и обеспечении безопасности транспортной инфраструктуры, их роль и место никак не определены.
4. Что касается границ полномочий в данной сфере деятельности, относящихся к их компетенции в рамках выполнения задач по охране общественного порядка и общественной безопасности, то они не определены и не закреплены.
5. У территориальных органов МВД России на транспорте отсутствуют подразделения межведомственного взаимодействия в изучаемой сфере деятельности [9, с. 65; 10, с. 34].
Невозможно отрицать тот факт, что в рассматриваемом вопросе имеется ряд проблем, связанных с работой полиции, но в то же время идет непрерывная работа над устранением неточностей в работе полиции по наделению ее новыми полномочиями и правами, также работа в области взаимодействия со службами транспортной безопасности [2]. В целях развития и устранения имеющихся проблем осуществляется обмен опытом с иностранными партнерами, так, например, в мае 2022 года делегация во главе с начальником Главного управления на
транспорте МВД России генерал-лейтенантом полиции Олегом Калинкиным посетила Министерство внутренних дел Республики Беларусь.
В Минске российская делегация встретилась с первым заместителем Министра внутренних дел Республики Белорусь - начальником милиции общественной безопасности генерал-майором милиции Юрием Назаренко, начальником ГУВД Мингорисполкома генерал-майором милиции Михаилом Грибом, начальником отдела организации обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта МВД Республики Беларусь полковником милиции Геннадием Ворсо. На совещаниях коллеги обсудили актуальные вопросы российско-белорусского взаимодействия, перспективы дальнейшего двустороннего практического сотрудничества.
Целью данного визита был обмен опытом с иностранными коллегами в области эстафетного сопровождения поездов межгосударственного сообщения. Также обеими сторонами было отмечено, что многолетняя практика утверждения совместных графиков сопровождения поездов дает свои положительные результаты. Намечены дальнейшие пути развития согласованных мер по обеспечению общественной безопасности в железнодорожном подвижном составе, курсирующем между Россией и Беларусью. Итогом визита было определение совместных задач в области области транспортной безопасности и определение наиболее важных направлений развития данной сферы деятельности. Кроме того, была определена очень важная роль в использовании современных информационных систем и ресурсов.
Также российская делегация посетила Минский отдел внутренних дел на транспорте ГУВД Мин-горисполкома, расположенный на железнодорожном вокзале, Минский отдел внутренних дел на воздушном транспорте ГУВД Мингорисполкома, обслуживающий Национальный аэропорт Минск, метрополитен г. Минска, Центр управления перевозками службы перевозок государственного объединения «Белорусская железная дорога».
Белорусские коллеги поделились опытом обеспечения безопасности на транспорте, рассказали о технической оснащенности указанных объектов, а также о взаимодействие милиции и работников транспортной инфраструктуры. Были обсуждены подходы к противодействию возникающим вызовам и угрозам, профилактике и пресечению правонарушений на объектах транспорта. Для более качественного выполнения поставленных задач в настоящее время идет разработка новых положений, наделяющих транспортную полицию следующими полномочиями:
1. Возможность экспертной оценки состояния защищенности объектов инфраструктуры от воз-
можности террористического вмешательства и исключения дальнейшей возможности совершения террористического акта или акта незаконного вмешательства в функционирование транспортной инфраструктуры в целом.
2. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и разработка альтернативных вариантов решения конкретной уязвимости объекта инфраструктуры.
3. Возможность моделирования конкретных потенциальных или реальных угроз транспортной безопасности, которые повлекут за собой реальный ущерб не только материальным ценностям, но и нанесут вред жизни и здоровью граждан, а также дальнейшую выработку алгоритмов действий для предотвращения опасных последствий.
4. Разработка и внедрение алгоритмов недопущения и предотвращения опасных последствий при оценке уязвимости вокзалов, портов, аэропортов, железнодорожных магистралей.
5. Контроль перевозки грузов, которые имеют особое значение и требуют более пристального внимания.
6. Осуществление досмотровых мероприятий сотрудниками правоохранительных органов.
Итак, в заключение необходимо отметить, что Российская Федерация располагает большой территорией, поэтому транспорт в современном мире занимает ключевое положение как средство перемещения товаров, повседневно необходимых человеку, так и стратегически важных ресурсов. Поэтому вопрос безопасности имеет приоритетное значение для всего государства в целом. Изучение данного вопроса выявило, что имеются некоторые неточности и недоработки в области обеспечения транспортной безопасности, в частности касающиеся сотрудников полиции, но в то же время идет непрерывная работа над устранением и усовершенствованием законодательства в области наделения полиции рядом дополнительных полномочий в данной сфере. Также нельзя не отметить тот факт, что для оптимизации работы полиции проводится обмен опытом с иностранными партнерами с целью оптимизации работы в области обеспечения транспортной безопасности и обеспечения общественного порядка.
Литература
1. Зырянов С.М., Кузнецов В.И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журнал российского права. - 2012. - № 12. - С. 6-7.
2. Смирнова Т.С. Курс лекций по транспортной безопасности. - Москва: ФГБОУ «Учебно-методический цент по образованию на железнодорожном транспорте», 2020. - 296 с.
3. Целих А.Л., Махина С.Н. Вопросы компетенции в деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2019. - № 1. - С. 23-27.
4. Томилов В.В., Блинов П.Н. Транспортная безопасность: учебно-методическое пособие. - Москва: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2020. - 72 с.
5. Притула В.Н., Зайцев А.Н., Геворкян С.К. Транспортная безопасность // Транспортное право. - 2013. - № 2. -С. 14-16.
6. Бецков А.В. О правовом обеспечении авиационной безопасности в Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. - 2017. - № 4. - С. 44-46.
7. Бордунов В.Д., Елисеев Б.П. О концепции совершенствования Российского Воздушного кодекса // Научный вестник МГТУ ГА. - 2009. - № 144. - С. 32-33.
8. Комаров В.В. Правовые вопросы обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 3. - С. 201-205.
9. Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «человек» // Известия Южного федерального университета. - 2015. - № 8. - С. 65-67.
10. Малеев Ю.Н. Принуждение к безопасности // Евразийский юридический журнал. - 2013. - № 6 (61). - С. 32-35.
References
1. Zyryanov S.M., Kuznecov V.I. Transportnaya bezopasnost' i sistema sub»ektov ee obespecheniya // Zhurnal rossijskogo prava. - 2012. - № 12. - S. 6-7.
2. Smirnova T.S. Kurs lekcij po transportnoj bezopasnosti. - Moskva: FGBOU «Uchebno-metodicheskij cent po obrazovaniyu na zheleznodorozhnom transporte», 2020. - 296 s.
3. Celih A.L., Mahina S.N. Voprosy kompetencii v deyatel'nosti policii po obespecheniyu transportnoj bezopasnosti // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. - 2019. - № 1. - S. 23-27.
4. Tomilov V.V., Blinov P.N. Transportnaya bezopasnost': uchebno-metodicheskoe posobie. - Moskva: FGBU DPO «Uchebno-metodicheskij centr po obrazovaniyu na zheleznodorozhnom transporte», 2020. - 72 s.
5. Pritula V.N., ZajcevA.N., Gevorkyan S.K. Transportnaya bezopasnost' // Transportnoe pravo. - 2013. - № 2. - S. 14-16.
6. Beckov А.V. О ргауоуот obespechenii ау1асюппо] bezopasnosti V Rossijskoj Federacii // Trudy Akademii иргау1етуа MVD Rossii. - 2017. - № 4. - S. 44-46.
7. Bordunov V.D., ЕПэееу В.Р. О koncepcii sovershenstvovaniya Rossijskogo Vozdushnogo kodeksa // Nauchnyj vestnik MGTU GA. - 2009. - № 144. - S. 32-33.
8. Komarov У.У. Pravovye voprosy obespecheniya bezopasnosti na ob»ektah vozdushnogo transporta // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. - 2014. - № 3. - S. 201-205.
9. Кгаэпуапэкауа Т.М. Bezopasnost' i opasnost' kak fenomeny sistemy «chelovek» // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. - 2015. - № 8. - S. 65-67.
10. Maleev Yu.N. Prinuzhdenie k bezopasnosti // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2013. - № 6 (61). - S. 32-35.
(статья сдана в редакцию 15.01.2024)