Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИЦИЯ / СИСТЕМА МВД РОССИИ / ПРАВОПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матюхин Олег Игоревич

В статье рассматривается роль транспортной полиции в обеспечении безопасности на объектах транспорта, а также вопросы, связанные с изменением организационной структуры данных подразделений. Проведен анализ федерального законодательства, ведомственных приказов, а также статистические данных. Рассмотрены особенности организации деятельности транспортной полиции по обеспечению правопорядка. Сделаны выводы о том, что обеспечение транспортной безопасности - это приоритетная задача государства, от эффективной работы правоохранительной системы зависит степень защищенности от актов незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES RELATED TO ENSURING OF SECURITYAT TRANSPORT FACILITIES

The article discusses the role of the transport police in ensuring security at transport facilities, as well as issues related to changing the organizational structure of these units. An analysis of federal legislation, departmental orders, as well as statistical data was carried out. The peculiarities of the organization of the transport police activities to ensure law and order are considered. It was concluded that ensuring transport security is a priority of the state, the degree of protection from acts of illegal interference in the activities of transport infrastructure depends on the effective operation of the law enforcement system.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА»

Проблемные вопросы, связанные с обеспечением безопасности на объектах транспорта

ОЛЕГ ИГОРЕВИЧ МАТЮХИН,

адъюнкт 3 факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]

Problematic issues related to ensuring of security at transport facilities

OLEG IGOREVICH MATYUKHIN,

Adjund: of the 3rd Faœlty (Training of Sсientifiс and Pedagogiœl Staff) (Management Aeademy of the Ministry of the Interior of Russia)

E-mail: [email protected]

УДК 351.81

Аннотация. В статье рассматривается роль транспортной полиции в обеспечении безопасности на объектах транспорта, а также вопросы, связанные с изменением организационной структуры данных подразделений. Проведен анализ федерального законодательства, ведомственных приказов, а также статистические данных. Рассмотрены особенности организации деятельности транспортной полиции по обеспечению правопорядка. Сделаны выводы о том, что обеспечение транспортной безопасности -это приоритетная задача государства, от эффективной работы правоохранительной системы зависит степень защищенности от актов незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова и словосочетания: транспортная полиция; система МВД России; правопорядок; общественная безопасность на транспорте; транспортная инфраструктура.

Annotation. The article discusses the role of the transport police in ensuring security at transport facilities, as well as issues related to changing the organizational structure of these units. An analysis of federal legislation, departmental orders, as well as statistical data was carried out. The peculiarities of the organization of the transport police activities to ensure law and order are considered. It was concluded that ensuring transport security is a priority of the state, the degree of protection from acts of illegal interference in the activities of transport infrastructure depends on the effective operation of the law enforcement system.

Keywords and phrases: transport police; system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; rule of law; public safety in transport; transport infrastructure.

Обеспечение безопасности на объектах транспортной инфраструктуры является одной из приоритетных задач на сегодняшний день. Следует согласиться, что «транспорт любого государства определяет облик экономического и социального развития» [2].

Неслучайно в своем выступлении заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Д. А. Медведев «О мерах

по повышению эффективности обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации» подчеркнул, что «динамичное развитие транспортного комплекса требует от профильных органов власти вывести эту работу на еще более эффективный уровень»1. Отдель-

1 Дмитрий Медведев провел совещание по вопросу обеспечения транспортной безопасности // Официальный сайт Совета Безопас-

ным компонентом выступает защита транспортной инфраструктуры от противоправных проявлений.

В ст. 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определены цели ее обеспечения2. Основной же угрозой являются акты незаконного вмешательства, а также условия и факторы, способные причинить ущерб или вред жизни и здоровью людей. В этой связи можно сказать, что состояние защищенности объектов транспорта определяется эффективной работой субъектов транспортной безопасности, специализированных организаций и компетентных органов [2].

Говоря о роли органов внутренних дел в обеспечении транспортной безопасности, необходимо отметить, что предназначение полиции состоит в защите жизни и здоровья граждан, обеспечении правопорядка и общественной безопасности, противодействии преступности3.

Вопросы в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности на объектах транспорта возложены на Главное управление на транспорте МВД России4.

В 2020 г. органами внутренних дел на транспорте было зарегистрировано 33 527 (-7,3 %) преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких 8 708 (-7,1 %), выявлено 19 525 (-5,4 %) лиц, их совершивших5. На коллегии МВД России по итогам работы за 2020 г. показатели деятельности органов внутренних дел на транспорте подверглись критике со стороны руководства Министерства внутренних дел Российской Федерации [1].

С одной стороны, обсуждение вопросов о значимости транспортной полиции в обеспечении общественной безопасности на транспорте как части национальной безопасности, а с другой стороны, реальные преобразования в организационной структуре органов внутренних дел на транспорте порождают состояние

ности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/news/ allnews/2843/.

2 О транспортной безопасности [Электронный ресурс]: федер. закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 О полиции [Электронный ресурс]: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 24 февраля 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Об утверждении Положения о Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 680.

5 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2020 г. // Официальный сайт МВД России. URL: https://xn—b1aew.xn—p1ai/reports/

item/22678184.

неопределенности в вопросах их дальнейшего реформирования.

Издание приказа МВД России от 24 августа 2020 г. № 5926 создало некоторые предпосылки дальнейшего реформирования транспортной полиции. В соответствии с данным приказом территориальные органы МВД на транспорте (линейные управления, отделы) переходят в оперативное подчинение руководителей территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту их дислокации. Вместе с этим в практической деятельности возникает ряд проблемных вопросов организационного и правового характера в части реализации требований данного приказа.

Кроме того, разработаны проекты приказов по определению критериев формирования линейных управлений (отделов, отделений) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и нормативов штатной численности сотрудников с учетом пассажиропотока, грузооборота, населенности территории и линейного построения деятельности. Реализация данных предложений предусматривает реорганизацию или ликвидацию управлений, отделов и отделений, а также сокращение штатной численности, что приведет к существенным изменениям в организационно-структурном построении органов внутренних дел на транспорте.

На сегодняшний день органы внутренних дел на транспорте представляют целостную сложную систему с соответствующими полномочиями и функциями. Эффективность ее функционирования зависит от согласованности действий подсистем, т. е. линейных отелов и отделений на районном уровне, связующим звеном которых выступают линейные управления на окружном и межрегиональном уровне.

Система управления в данном случае в организационно-структурном построении включает такие составляющие, как схему связности, т. е. способ объединения подсистем в единое целое, многообразие компонентов, число связей и силу взаимодействия.

В свою очередь при прогнозируемых организационных изменениях транспортной полиции существует опасность рисков, связанных с качеством выполнения правоохранительных функций, в частности, таких как обеспечение общественной безопасности, укрепление правопорядка, защита прав и свобод граждан,

6 О внесении изменений в приказ МВД России от 30 июня 2011 г. № 760 «Об утверждении схем размещения и подчиненности территориальных органов МВД России, реализующих задачи и функции органов внутренних дел на транспорте»: приказ МВД России от 24 августа 2020 г. № 592.

борьба с преступностью, охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений в системе транспортного комплекса.

В этой связи следует отметить, что возникновение транспортной полиции имеет свою историю и уходит корнями в XVIII в., дальнейшее поэтапное развитие происходит в советском государстве. 18 февраля 1919 г. ВЦИК издает Декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны»7.

Образование транспортной полиции как самостоятельного подразделения, прежде всего, обуславливает ряд факторов, таких как: специфика среды деятельности, которую определяет транспортный комплекс как объект правоохра-ны; линейная дислокация объектов оперативного обслуживания; множественность субъектов обеспечения транспортной и общественной безопасности на ограниченной территории; постоянная динамичность и сменяемость пассажиров [3, с. 79].

Транспортная полиция оказывает существенное влияние на повышение уровня безопасности и поддержание правопорядка на объектах транспорта. Результаты работы в полной мере удовлетворяют социальные потребности общества и создают уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов. Кроме того, в условиях реформирования органов внутренних дел на транспорте в 2011 г.

7 Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны: декрет ВЦИК от 21 февраля 1919 г. // СУ РСФСР. 1919. № 5. Ст. 46.

и сокращения сотрудников транспортной полиции удалось сохранить кадровое ядро на всех уровнях системы управления.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что на данном этапе развития транспортной полиции, наряду с прогнозируемыми изменениями в организационной структуре, нельзя забывать о решении приоритетной государственной задачи — повышении эффективности транспортной безопасности на объектах транспорта.

На сегодняшний день накопленный опыт органов внутренних дел на транспорте позволяет добиваться положительных результатов, своевременно реагировать на совершаемые преступления и правонарушения, противостоять внешним и внутренним угрозам и в целом обеспечивать правопорядок на транспорте.

Прежде чем реформировать такую сложную систему, необходимо рассчитать и спрогнозировать все риски и негативные последствия преобразований, что в свою очередь обусловливает четкое понимание построения организационной структуры, отвечающей современным вызовам преступности и способной быстро адаптироваться к внешним и внутренним факторам. Возникает объективная необходимость в глубоком научном анализе и прогнозировании вопросов организационного и правового характера, чтобы понять, насколько принимаемые управленческие решения будут способствовать укреплению правопорядка и обеспечению общественной безопасности на транспорте.

Список литературы:

1. Жаткина Т. Российскую полицию ждет новая реформа. URL: https://ura.news/ news/1052475425 (дата обращения: 10.04.2021).

2. Пестов Н. Н., Кирюхин В. В., Янчен-

ко И. Л. Обеспечение органами внутренних дел правопорядка на транспорте: исторические,

правовые и организационные аспекты: монография. Москва, 2019.

3. Трофимов Д. А. Транспортная безопасность в системе национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.