Н. В. Мордовченков, П. Г. Николенко, А. А. Щеголев
СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СФЕРЕ ..
ESSENCE OF THE CONTROL SYSTEM OF THE PERSONNEL
© 2015
N. V. Mordovchenkov, the doctor of economic sciences, the professor of the chair «Service and economy of area of services» P. G. Nikolenko, the candidate of economic sciences, the associate professor of the chair «Service and economy of area of services» A. A. Schyogolev, the student Nizhniy Novgorod State Engineering-Economic Institute, Nizhniy Novgorod (Russia)
Abstract. The control system of the personnel in a hotel complex (on an example of LLC « Spring investments » « the Ibis Nizhniy Novgorod ») can be considered hotels as the systematized and conscious association of the managers operating for achievement of definite purposes, including the subject and object of management. The control system of the personnel in modern conditions in hotel « the Ibis Nizhniy Novgorod » is aimed at optimization of a personnel infrastructure. The department of hotel facilities depending on availability of contact to the client has two levels. The first level - the contact services, the second level - not contact services. The goals management of the personnel is the central link of managerial process by efficiency of activity as it allows to direct the company on achievement of global objectives, and then to estimate a degree of achievement of these objectives. In a control system of the personnel, allocate subsystems which elements cooperate, and the general manager heads of departments coordinates administrative functions as a whole. The source study analysis has allowed to allocate and characterize in a control system of the personnel of a subsystem: working conditions; labor attitudes; registrations and a registration of personnel; planning, forecasting and marketing of the personnel; progresses of the staff; the analysis and progress of means of stimulation of work; legal services; progresses of a social infrastructure and development of organizational structures. It is possible to present making control systems of the personnel in the form of a strategic card. Author's understanding of the problem in hand reduces to the following:
- The control system персоналом-is set of the interconnected operating subsystems of the personnel infrastructure including compliance of requirements of protection and working conditions, regulation and the control of labor and interpersonal attitudes, rotation, planning, progress, the analysis, controlling, marketing of the personnel with compliance with legislative norms;
- In modern conditions the control system of the personnel includes a personnel, legal, technical, technological, information, marketing, intellectual infrastructure, as well as a methodical basis of management.
In a control system of the personnel the due attention should be allocated to organizational structure of management and optimization of the personnel.
Keywords: an infrastructure; the staff; contact services; not contact services; object; organizational structure; a department; a subsystem; progress; system; the subject; labor attitudes; management of the personnel; working conditions; the account.
УДК 338.1
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА
© 2015
Н. А. Полянская, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и статистика»
А. Д. Рейн, преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино (Россия)
Аннотация. В статье проанализированы тенденции развития отрасли молочного скотоводства в Нижегородской области. Рассмотрены основные документы, регламентирующие деятельность молочного скотоводства, определены основные ключевые параметры государственной поддержки молочного скотоводства в Нижегородской области, проанализирован отчет о деятельность организаций по итогам реализации программ поддержки в 2013 году. Определены ключевые моменты государственной поддержки отраслей сельского хозяйства, в частности отрасли молочного скотоводства, проанализирован общий объем финансирования за счет средств как федерального, так и областного бюджетов. В соответствии с доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации было определено, что необходимо укреплять не только материально техническую базу, но и наращивать темпы роста поголовья крупного рогатого скота и повышать его продуктивность. Проведен анализ уровня произведенного молока и молочных продуктов Нижегородской области и численности поголовья, в результате которого было выявлено снижение данного показателя, совместно со снижением поголовья крупного рогатого скота. Также в статье была рассмотрена и проанализирована численность населения Нижегородской области и произведен расчет фактической потребности населения в молоке и молочных продуктах. Произведен расчет продуктивности молочного стада совместно с расчетами уровня потребления молока и молочных продуктов. В результате произведенных расчетов выявлено, что темп роста уровня потребления молока и молочных продуктов значительно выше чем аналогичный уровень производства, тем самым оставляя высокий уровень импорта молока в Нижегородскую область. Выводом статьи является обоснование возможности перспективного роста отрасли молочного скотоводства в Нижегородской области.
Ключевые слова: государственная поддержка, импорт, молоко, молочные продукты, поголовье, продуктивность, продовольствие, спрос, сельское хозяйство, уровень производства, уровень потребления, численность населения.
Агропромышленный комплекс Нижегородской области представляет собой сложную иерархическую и многоотраслевую систему, играющую существенную роль в экономике региона. При этом область имеет высокий уровень самообеспеченности практически всеми продуктами питания, производимыми в АПК, за исключением таких ключевых категорий как мясо и молоко. В связи с этим повышение производства молока играет важную экономическую и социальную роль в стратегии развития сельского хозяйства региона [1,15].
В настоящее время основным документом, разработанным для реализации стратегического направления развития сельского хозяйства в регионе является программа «Развитие молочного скотоводства с применением современных технологических решений в Нижегородской области на 2014-2016 годы», которая предусматривает финансирование в размере 6974250,0 тыс. рублей за весь период реализации программы, в том числе 1205770,0 тыс. рублей в 2014 году, 3293860,0 тыс. рублей в 2015 году и 2474620,0 тыс. рублей в 2016 году.
Финансирование проводится из областного бюджета и из внебюджетных источников. Ее целью является создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства, что само по себе является важным дополнением к Федеральной программе поддержки сельскохозяйственных производителей [18,19,20,8,2].
Ключевым направлением в данной программе является не только укрепление материально-технической базы отрасли молочного животноводства, но и увеличение производства молока в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 года №120, а также реализация мер по укреплению племенной базы молочного скотоводства. Таким образом данная программа предусматривает увеличение не только количественных показателей деятельности отрасли, но и качественных [5,11,14].
На рисунке 1 видно отрицательную тенденцию производства молока в Нижегородской области с 2007 по 2013 годы. При этом наиболее значительный спад производства зафиксирован в 2009-2010 г.г.
Рисунок 1 - Производство молока в Нижегородской области, тыс. тонн
В период незначительного роста - с 2011 года, по отношению к прошлогодним показателям производство молока увеличилось на 5,2 тыс. тонн, в 2012 году на 14,1 тыс. тонн, а в 2013 году на 0,1 тыс. тонн.
Аналогичная неблагоприятная ситуация наблюдается с динамикой поголовья скота (рисунок 2).
Рисунок 2 - Численность поголовья скота в Нижегородской области в период 2007-2013 гг., тыс. гол.
На начало исследуемого периода поголовье коров составляло порядка 153 тыс. голов, к 2013 году оно сократилось на 23 тыс. голов и составило 130 тыс. голов. Это во многом объясняется экономическим кризисом в 2008-2010 годов, в период которого сельскохозяйственным производителям в условиях сокращения финансирования приходилось забивать или реализовывать продуктивный скот [20].
В Отчете об эффективности реализации областной целевой программы за 2013 год говорится о некоторых невыполненных пунктах, которые предусматривает дан-
ная программа, и к причинам неисполнения непосредственных результатов областной целевой программы можно отнести:
- сокращение числа занятых в сельскохозяйственном производстве;
- рост цен на материально-технические ресурсы;
- неблагоприятные погодные условия в период посевных и уборочных работ.
В свою очередь, в этом документе говорится о мерах, которые предпринимаются для разрешения данной ситуации, в том числе:
- проводятся мероприятия по повышению качества производства сельскохозяйственной продукции, путем обновления машинно-тракторного парка, модернизация оборудования;
- мероприятия по расширению посевных площадей, в том числе под кормовые культуры;
- ведется строительство новых помещений для содержания скота [16].
Таким образом можно констатировать, что со стороны государства предпринимаются все более широкие меры исправления ситуации, сложившейся в период кризиса, изыскиваются новые пути сохранения и увеличения поголовья и производства продукции [12].
На основе данных о производстве молока и поголовья можно рассчитать продуктивность молочного стада [6].
Данный показатель является неотъемлемой частью факторов снижения производства молока (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика продуктивности поголовья в Нижегородской области
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Темп роста, %
Поголовье скота, тыс. гол. 153.2 145 137.7 136.7 133.8 134.6 130,5 85.2
Производство молока в Нижегородской области, тыс. тонн 640.4 629.8 605 592.4 597.6 611.7 611.8 95.5
Продуктивно сть одной головы, тонн 4,18 4,34 4,39 4,33 4,47 4,54 4,69 112,2
В Нижегородской области, несмотря на снижение уровня производства молока и поголовья коров, имеется тенденция к увеличению продуктивности молочного стада. Так, в 2013 году продуктивность одной головы составила 4,69 тонн в год, что больше уровня 2007 года на 12,2%, а уровня предыдущего года на 0,14 тонн. Если рассмотреть динамику по годам, то снижение продуктивности зафиксировано в неблагоприятном по природно-климатическим условиям 2010 году, недополучением урожая кормовых культур, а, следовательно, ухудшением качества кормовой базы [7].
При рассмотрении уровня и динамики производства молока, важно рассмотреть так же и уровень его потребления в Нижегородской области (рисунок 3).
Рисунок 3 - Динамика потребления молока и молочных продуктов в Нижегородской области на душу населения в год, кг.
Несмотря на снижение объемов производства, объем потребления молока и молочных продуктов в
Нижегородской области увеличивается с каждым годом. Так в 2013 году, по сравнению с 2007 годом потребление увеличилось до 249 кг в год, то есть увеличилось на 27 кг. В такой ситуации производителям молока необходимо наращивать производство равномерными с потреблением темпами, что даст в результате полное удовлетворение спроса населения на молоко и молочные продукты собственного производства.
В результате рассмотрения уровня потребления и уровня производства молока и молочных продуктов можно сказать, что Нижегородская область зависит от импорта данного вида продовольствия (таблица 2).
Таблица 2 - Сравнение показателей производства и потребления молока и молочных продуктов в Нижегородской области
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Потребление молока и молочных продуктов на душу населения в год. кг 222 234 234 235 239 248 249
Производство молока в Нижегородской области, тонн 640400 629800 605000 592400 597600 611700 611800
Численность населения, тыс. чел 3363 3344 3327 3308 3297 3290 3281
Потребление молока и молочных продуктов населением области в год,тонн 746586 782496 778518 777380 787983 815920 816969
Отклонение от производства молока, тонн 106186 352696 173518 184980 1903830 204220 205169
*Показатели рассчитаны по данным Росстата Показатель потребления молока всем населением Нижегородской области увеличивается и за исследуемый период потребление выросло на 9%, несмотря на то, что численность населения снизилась.
Открытым остается вопрос о недостаточном производстве молока в Нижегородской области, что наглядно показано на рисунках 5 и 6.
На рисунке 4, по линиям тренда видно, что потребление как в абсолютном значении, так и в динамике сильно преобладает над количеством произведенного молока. Максимальная разница между уровнями заметна в 2013 году. Тенденция опережающего потребления молока над уровнем производства свидетельствует, что если не принимать кардинальных мер для устранения сложившейся ситуации, объем импорта молока и молочной продукции в Нижегородскую область с каждым годом будет возрастать, что скажется на экономической и социальной ситуации в регионе, а также уровне самообеспеченности молоком и молокопродуктами.
900000 800000
Рисунок 4 - Сравнение уровней потребления и производства молока в Нижегородской области
Несмотря на ситуацию, сложившуюся с производством молока и молочных продуктов, в Нижегородской области имеется высокий потенциал изменения тенденций в положительную сторону. Рост спроса на мо-
локо даст мотив к разработке новых мер государственной поддержки производителей молочной продукции. Одним из ключевых направлений увеличения производства является внедрение ресурсосберегающих технологий и инновационных процессов [4, 9].
Рисунок 5 - Динамика отклонения уровня производства от уровня потребления молока и молочных продуктов в Нижегородской области.
Это позволит снизить затраты, связанные с производством и переработкой молока, повысить качество продукции и повысить уровень самообеспеченности региона продуктами питания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агропромышленный комплекс в России в 2007 году: стат. сб. М. : Министерство сельского хозяйства, 2008. 543 с.
2. Областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы» от 04 декабря 2012 года № 882.
3. Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы. ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации.
4. Распоряжение от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
5. Экономически значимая программа «Развитие молочного скотоводства с применением современных технологических решений в Нижегородской области на 2014-2016 годы», утверждена приказом министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 31 декабря 2013 года № 201.
6. Азрилиян А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян. М. : Институт новой экономики, 2002. 1280 с.
7. Андреев Ю. В. Влияние кормов на производство продукции скотоводства // Агробизнес Бурятии. 2009. № 1 (30) декабря. С. 14-17.
8. Волобуева А. А. Экономическое обоснование мер государственной поддержки сельскохозяйственных организаций: автореферат дис. канд. экон. наук : 08.00.05 / А. А. Волобуева. Курск, 2008. 18 с.
9. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. 2012 стат. сб. / Росстат. М., 2012. 227 с
10. Михайлюк О. Н. Планирование и эффективность использования бюджетных субсидий в АПК // Экономика сельскохозяйствен ных и перерабатывающих предприятий № 5. 2009 С. 28-30.
11. Постникова Л. В., Прокофьева Н. В. Учетно-аналитическое обеспечение государственной помощи в сельскохозяйственных организациях в условиях экономической интеграции: монография. М. : Изд-во РГАУ-МСХА, 2011. 160 с
12. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М. ИНФРА-М, 2008. 512 с.
13. Сёмин А. Н. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства: вопросы теории и практики. М.: Урал (ГСХА), 2007. - 200 с.
14. Агропромышленный комплекс Нижегородской области (по итогам 2012 года) [Электронный ресурс]. Нижний Новгород. 2013. 75 с. Режим доступа: http:// mcx-nnov.ru/apk_nizhobl_vc/Sbornik_ 2012.doc (Дата обращения: 12.01.2015).
15. Отчет об эффективности реализации областной целевой программы за 2013 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government-nnov. ru/?id=127764#point34 (Дата обращения: 9.01.2015).
16. Доклад группы экспертов Изборского клуба под руководством академика РАН С.Ю. ГлазьеваИйр:// www.dynacon.ru/content/articles/1725/ (Дата обращения: 11.01.2015).
17. Государственная программа развития сельского
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/902361843 (Дата обращения: 17.01.2015).
18. Господдержка сельского хозяйства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mcx.ru/news/news/ show/8636.355.html (Дата обращения: 17.01.2015).
19. Справочник о мерах и направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gp.specagro.ru/ (Дата обращения: 17.01.2015).
20. Агропромышленный комплекс Нижегородской области (по итогам 2010 года) [Электронный ресурс]. Нижний Новгород. 2011. 65 c. - Режим доступа: http:// mcx-nnov. ru/apk_ nizhobl_vc/agr_ prom_kom_2010.doc (Дата обращения: 19.01.2015).
© 2015
MODERN STATE OF THE DAIRY CATTLE BRANCH
N. A. Polyanskaya, the candidate of economic sciences, the associate professor of the chair
«Economics and statistics» A. D. Rhine, the teacher of the chair «Informational systems and technologies»
Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute, Knyaginino (Russia)
Abstract. In the article tendencies of progress of branch of dairy cattle breeding in the Nizhniy Novgorod area are analyzed. The basic documents regulating activity of dairy cattle breeding are considered, the basic key parameters of the state support of dairy cattle breeding in the Nizhniy Novgorod area are certain, the report on activity of the organizations on results of realization of programs of support in 2013 is analyzed. Key instants of the state support of branches of an agriculture, in particular branches of dairy cattle breeding are certain, the total amount of financing due to means both federal, and regional budgets is analyzed. According to the doctrine of a food security of the Russian Federation it has been certain, that it is necessary to strengthen not only financially technical base, but also to step up growth of a number of cattle and to raise its efficiency. The analysis of a level of the made milk and dairy products of the Nizhniy Novgorod area and number of a livestock as a result of which decrease in the given parameter has been revealed, in common with decrease in a number of cattle is lead. Also in article the population of the Nizhniy Novgorod area has been considered and analyzed and calculation of actual demand of the population in milk and dairy products is made. Calculation of efficiency of dairy herd together with calculations of a consumption level of milk and dairy products is made. As a result of the made calculations it is revealed, that pace of growth of a consumption level of milk and dairy products significantly above, than a similar level of production, that leaving a high level of import of milk in the Nizhniy Novgorod area. A conclusion of article is the background of a possibility of perspective growth of branch of dairy cattle breeding in the Nizhniy Novgorod area.
Keywords: the state support, import, milk, dairy products, a livestock, efficiency, the foodstuffs, demand, agriculture, a level of production, a consumption level, a population.