УДК 531.86 (094.5)
Развитие нормативной правовой базы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2009
А.В. Костров, Центр «Нормативного регулирования» ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) С.Н. Азанов, Центр «Нормативного регулирования» ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Аннотация
Определена структура, оценено состояние и указаны направления развития нормативной правовой базы, регулирующей отношения, связанные с обеспечением защищенности (безопасности) участников дорожного движения, снижением тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения (БДД); дорожно-транспортное происшествие (ДТП); нормативный правовой акт (НПА); нормативная правовая база (НПБ); совокупность нормативных правовых актов (НПА); федеральный закон (ФЗ); федеральный подзаконный акт (ФПА); чрезвычайная ситуация (ЧС).
Safety of travelling motion: development of normative legal base
ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009
^V. Kostrov, VNII GOChs S.N. Azanov, VNII GOChs
Abstract
A normative legal base is examined in area of providing of safety of travelling motion. Directions of development of this base are offered.
Key words: traffic safety, traffic accident, normative regulatory act, normative legal base, federal law, emergency situation.
Содержание
Введение
1. Структура нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности дорожного движения
1.1. Первая подсовокупность нормативных правовых актов
1.2. Вторая подсовокупность нормативных правовых актов
2. Результаты анализа нормативной правовой базы
3. Законодательство в области обеспечения безопасности дорожного движения за рубежом
4. Направления развития нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности дорожного движения
Заключение
Введение
В качестве базовых терминов в статье используются термины, закрепленные в законе [1]: дорога; транспортное средство (ТС); дорожное движение (ДД); участник дорожного движения (УДД); безопасность ДД (БДД); дорожно-транспортное происшествие (ДТП).
Полномочиями по обеспечению БДД в том или ином объёме наделены следующие министерства Российской Федерации (РФ): МВД России; Минтранс России; Минпромэнерго России: Минздравсоцразвития России; Мининформсвязи России; Минобрнауки России; МЧС России; Минобороны России; Минкультуры России и др. Головным ведомством в осуществлении деятельности по обеспечению БДД является МВД России (обеспечение БДД — одна из главных задач этого министерства). Основные функции в этой деятельности данного министерства выполняют Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России и Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России.
Совершенствование нормативной правовой базы (НПБ) в области обеспечения БДД (в рамках функций МВД России) — прерогатива ДОБДД. Государственная инспекция безопасности дорожного движения осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в рассматриваемой области. Свои задачи она решает во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), органами исполнительной власти субъектов РФ (ОИВС РФ), органами местного самоуправления (ОМС) муниципальных образований, др. органами МВД России, организациями, средствами массовой информации (СМИ). В установленном законодательством РФ порядке ГИБДД осуществляет сотрудничество с иностранными компетентными органами (ИКО).
Научную поддержку в решении проблем обеспечения БДД выполняет Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России (НИЦ ПБДД МВД России).
В соответствии с Указом Президента РФ [2] Правительству РФ и ОИВС РФ предписано принять неотложные меры, направленные на:
1) совершенствование НПБ, регулирующей отношения, связанные с обеспечением БДД;
2) повышение эффективности и оперативности оказания экстренной помощи физическим лицам, пострадавшим в ДТП;
3) реализацию в установленные сроки федеральной целевой программы (ФЦП) [3].
В России в последнее десятилетие погибло в ДТП более 300 тыс. человек, около 3 млн. человек получили ранения. Социально-экономические потери от ДТП сопоставимы с вкладом в валовой внутренний продукт (ВВП) страны отдельных её отраслей экономики [4]. Проблема обеспечения БДД заострена в обязательствах государства по реализации своей политики в области охраны жизни, здоровья и имущества граждан, в т.ч. при ДД.
Для реализации ФЦП [3] Правительством РФ привлекаются МВД России (головной исполнитель), МЧС России, Минздравсоцразвития России, др. федеральные министерства и ведомства, ОИВС РФ, ОМС. Этой программой МЧС России предписано выполнить исследования и разработки по 20-ти проблемам (темам), в т.ч. разработка проектов нормативных правовых актов (НПА), нормы и положения которых должны быть направлены на юридическое закрепление в законодательстве: способов ликвидации последствий ДТП; правил привлечения сил и средств, обеспечивающих сокращение времени прибытия экстренных служб на место ДТП; совершенствование технологии проведения спасательных работ на месте ДТП и др.
Представляется, что для существенного повышения эффективности деятельности государства и общества по обеспечению БДД необходимо провести совершенствование НПБ на основе достаточно полной и глубокой систематизации, в первую очередь, федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере указанного обеспечения.
В настоящее время трудно указать на работы, в которых бы рассматривалась такая систематизация.
Цель настоящей статьи: 1) установить в порядке подготовки проведения указанной систематизации структуру действующей НПБ в сфере обеспечения БДД, охарактеризовать основные недостатки этой НПБ; 2) обозначить правовое пространство в сфере обеспечения БДД, сформулировать направления развития имеющейся НПБ, главным из которых должно быть направление систематизации, в частности кодификации законодательства.
Актуальность поставленной задачи подтверждается материалами обсуждения рассматриваемой проблемы на заседаниях Второго Международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» («Круглый стол» № 4), СПб., 2008.
1. Структура нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности дорожного движения
Общепризнано: рассматриваемая НПБ — один из важнейших факторов обеспечения БДД. Эту НПБ в РФ составляют: ратифицированные РФ международные соглашения по БДД; Конституция РФ; федеральные законы и федеральные подзаконные акты (указы и нормативные распоряжения Президента РФ, постановления и нормативные распоряжения Правительства РФ, межотраслевые и отраслевые НПА); законы и подзаконные акты субъектов РФ.
Совокупность действующих НПА, составляющих рассматриваемую НПБ, в настоящей статье разделяется на две подсовокупности. Первая основывается на использовании таких базовых юридических понятий (терминов) как «ДД», «БДД», «ДТП». Она создавалась и продолжает развиваться в настоящее время (в виде института права) при непосредственном участии и коор-
динирующей роли МВД России, в структуру которого, как следует из выше изложенного, входит ГИБДД (Положение о ГИБДД утверждено Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711). Вторая подсовокупность базируется на использовании таких терминов, как «чрезвычайная ситуация» (ЧС), «предупреждение ЧС», «ликвидация ЧС» [5 ] .
Стержневым НПА в первой подсовокупности является федеральный закон (ФЗ) [1], во второй — ФЗ [5]. Российское законодательство не исключает привлечение второй подсовокупности для регулирования отношений в сфере обеспечения БДД [6]. Дело в том, что некоторые ДТП толкуются как ЧС [7]. В [8] ДТП с тяжкими последствиями (происшедшем на территории РФ, в котором погибло 5 и более человек, называемом также автомобильной катастрофой) относится к «техногенной ЧС». Статистика таких ЧС (ДТП) отображается в «Сведениях о чрезвычайных ситуациях». Далее, обеспечение БДД осуществляется в соответствии с НПА первой подсовокупности посредством реализации механизма «предупреждения ДТП». Во второй подсовокупности этот же механизм определяется термином «предупреждение ЧС». Таким образом, налицо понятийная общность указанных подсовокупностей НПА.
Сформируем составы рассматриваемых подсовокупностей и представим их в наиболее систематизированном и достаточно полном (для настоящей статьи) виде (НПА субъектов РФ не рассматриваются).
Нормативные правовые акты обеих подсовокупностей подразделяются на следующие одинаковые группы: международные соглашения (конвенции); Конституция РФ; федеральные законы РФ (в т.ч. федеральные конституционные законы (ФКЗ)); федеральные подзаконные НПА (указы и нормативные распоряжения Президента РФ, постановления и нормативные распоряжения Правительства РФ); федеральные подзаконные межведомственные и ведомственные НПА.
Формирование групп основывается на следующих принципах: 1) отбор НПА в группу проводится по признаку наличия в нём (в НПА) норм и положений, в той или иной степени регулирующих отношения, связанные с обеспечением БДД, посредством механизмов предупреждения и смягчения последствий ДТП — предупреждения и ликвидации ЧС; 2) расположение НПА в группах — с учетом значения их юридической силы (погрупповое ранжирование объектов по значению юридической силы); 3) хронологический порядок расположения НПА в группах.
1.1. Первая подсовокупность нормативных правовых актов
Совершенно не системно эта подсовокупность рассматривается в публикациях [4, 5, 9], которые содержат отличающуюся друг от друга НПБ. В [9], например, отмечено, что сфера БДД на федеральном уровне регулируется 14 федеральными законами, 9 указами
Президента России, 35 постановлениями Правительства Российской Федерации, а в [4] сказано, что сфера дорожного движения на федеральном уровне регулируется 16 федеральными законами, 10 указами Президента России, около 40 постановлениями Правительства Российской Федерации, многими ведомственными документами. Приведенные толкования сильно коррелированны: в обоих источниках фигурируют «Президент России», но «Правительство Российской Федерации», что наводит на мысль о том, что указанные данные, разные по своим значениям, принадлежат одному и тому же источнику. В источнике [10] перечень НПА включает 4 федеральных закона, 7 федеральных подзаконных актов.
Следует также отметить, что указанные выше источники, содержащие НПА рассматриваемой подсовокупности, содержат их перечни, весьма ограниченные по числу и различные по составу. Это подтверждает факт не системного представления НПА.
Итак, представим состав первой подсовокупности НПА в следующем виде.
Международные соглашения:
Конвенция о дорожном движении (Вена, 08.11.1968) (кратко — КоДД): ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г. № 5938-УШ.
Конвенция о дорожных знаках и сигналах (Вена 08.11.1968) (кратко — КоДЗиС).
Конституция Российской Федерации — основной закон РФ.
Федеральные законы РФ:
Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции».
Закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности».
Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
ФЗ от 10.12.1994 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
ФЗ от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ «Гражданский Кодекс Российской Федерации» — Ч. I и II.
ФКЗ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
ФКЗ от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
ФЗ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
ФЗ от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ «Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации» (КоАП).
ФКЗ от 30.01.2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении».
ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
ФЗ от 07. 07. 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».
ФЗ от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
ФЗ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации».
Федеральные подзаконные нормативные правовые акты:
Правила дорожного движения РФ: Утв. постановлением Совета Министров—Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (в ред. от 10.01.2000 г. № 24).
Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации: Утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711.
Постановление Правительства РФ от 04.12.1998 г. № 1441 «Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог Российской Федерации и наличию...».
Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации: Утв. Указом Президента РФ от 19.07.2004 г. № 927.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 г. № 482 «Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков».
Указ Президента РФ от 02.09.2006 г. № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».
Федеральные подзаконные межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты:
Приказ Министерства здравоохранения СССР от 04.01.1983 г. № 3 «О профилактике дорожно-транспортных происшествий и совершенствовании системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях» (ред. приказа Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555; Приказа Минздравмедпрома РФ от 20.08.1996 № 325).
Соглашение по взаимодействию МЧС России и Федеральная дорожная служба России по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах федерального значения (Утв. первым зам. директора ФДС А. Артюховым 20.07.1998 г. и министром МЧС России С. Шойгу 24.06.1998 г.).
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 г. № 73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (ред. приказа Минтранса РФ от 14.10.1999 г. № 77, зарегистр. в Минюсте РФ 18.12.1995 г. № 997).
Приказ Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 26.03.1999 г. № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» (ред. приказа Минздравсоцразвития России от 16.11.2004 г. №197).
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004 г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» (зарег. в Минюсте РФ 23.11.2004 г. № 6136).
Наставление по работе дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации: Утв. приказом МВД России — ред. от 31.12.2005 г. № 1175.
1.2. Вторая подсовокупность нормативных правовых актов
Данная подсовокупность, как следует из вышеизложенного, формируется впервые. Отдельные НПА в этой подсовокупности те же, что и в первой подсовокупности. Это выражает внутреннюю взаимосвязанность законодательства РФ в рассматриваемой сфере деятельности государства.
Международные соглашения:
Соглашение государств-участников Содружества Независимых Государств от 22.01.1993 г. «О взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
«Положение о межгосударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств-участников Содружества Независимых государств» от 22.03.1996 г.;
«Порядок организации взаимодействия государств-участников СНГ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: Утв. Советом глав правительств стран СНГ 29.11.2001 г.
Конституция Российской Федерации — основной закон РФ.
Федеральные законы РФ:
Закон РФ от 5.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности».
ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
ФЗ от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах».
ФЗ от 22.08.1995 г. № 141-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
ФКЗ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
ФЗ от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
ФЗ от 27.07.2000 г. № 149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
ФКЗ от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении».
ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
ФЗ от 7.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи».
ФЗ от 21. 07. 2005 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
Федеральные подзаконные нормативные правовые акты:
Перечень сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Утв. постановлением Правительства РФ от 3.08.1996 г. № 924.
Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794.
Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304.
Федеральные подзаконные межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты:
Приказ МЧС России и Минздрава России от 2.04.1997 г. № 185/94 «О взаимодействии МЧС России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Примерное Положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий: Утв. заместителями министров МВД России, МЧС России и Минздрава России от 17.04.2003 г.
Такой представлена НПБ, сформированная на основе двух подсовокупностей НПА. Каждый из законов НПБ был подвергнут анализу на предмет установления юридических механизмов регулирования отношений, связанных с обеспечением БДД. Ограничения объема статьи не позволяют дать толкования этих механизмов. В следующем разделе изложена лишь выводная часть проведенного анализа.
В заключение данного раздела следует отметить, что сформированная НПБ может быть дополнена как законами, так и подзаконными актами.
2. Результаты анализа нормативной правовой базы
При формулировании результатов использовались отдельные положения источников [11-13]. Они представлены в следующем виде:
а) Рассмотренные НПА имеют содержательную общность (по целям, предмету регулирования) хотя и разрабатывались на основе различных установок и различных исходных терминологий. Наличие этой общности, тем не менее, не предопределяет наличия в настоящее время НПА, нормы и положения которого обеспечивали бы четкую координацию действий соответствующих министерств и ведомств при предупреждении и, особенно, при смягчении последствий ДТП, а также привлечение с указанной целью имеющихся ресурсов.
б) Действующая НПБ не соответствует отдельным установлениям Конституции РФ, особенно в части соблюдения прав и свобод человека (например, права и свободы участников ДД ограничиваются подзаконны-
ми и отраслевыми НПА, что противоречит ч.3 ст. 55 Конституции РФ), законодательно закрепленным принципам разделения полномочий и предметов ведения между ФОИВ и ОИВС РФ, между ОГВ и ОМС. В целом рассмотренные подсовокупности НПА имеют значительные юридические пробелы и несоответствия нормам международного права. Проблема усугубляется тем, что НПА, регулирующие БДД, относятся к разным отраслям (подотраслям) законодательства РФ (разная юридическая терминология, отличающиеся подходы к регулированию отношений). Действующие НПА в рассматриваемой сфере (обеспечения БДД) не отвечают единым принципам; нормы и положения НПА не систематизированы. Отсутствует простота и четкость формулирования норм и положений действующих НПА, что существенно снижает их эффективность применения и пользования огромным числом физических лиц, большая часть которых не имеет необходимой юридической подготовки.
в) Отсутствуют нормы и положения, определяющие:
— полномочия и задачи иных (кроме МВД России) министерств и ведомств, привлекаемых для обеспечения БДД;
— межведомственную координацию взаимодействия сил и средств, привлекаемых для предупреждения ДТП (ЧС), снижения тяжести их последствий.
г) Нормы и положения законодательства, регулирующие отношения по вопросам поддержания дорожной инфраструктуры в надлежащем состоянии, не соответствуют современным требованиям. Различные виды санкций за нарушения ПДД, установленные КоАП, весьма либеральны. Законодательство не эффективно в части выполнения аварийно-спасательных работ и услуг (оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при ДТП, вызова скорой медицинской помощи, больничный уход за пострадавшими и др.).
д) В действующей НПБ не обнаружены нормы и положения, регулирующие отношения по обеспечению БДД на основе использования аудита дорожных проектов, в частности проектов по развитию дорожной инфраструктуры (установка «благожелательных» и проти-воаварийных придорожных объектов, создание мостов, пешеходных дорожек, разноуровневых пересечений, дренажных систем, «замедлителей» транспортных потоков, мест парковки ТС за городом (въезд в город на общественном транспорте) и др.
3. Законодательство в области обеспечения безопасности дорожного движения за рубежом
В отдельных странах правовая стратегия обеспечения БДД принята в узкой постановке, а именно, — осуществляется регулирование отношений, связанных только с обеспечением «безопасности» ДД. В большинстве же стран законодательство в рассматриваемой сфере строится в расчете на более широкий предмет регулирования — регулирования отношений, связанных с
осуществлением ДД вообще, а не только с обеспечением «безопасности» ДД как таковой.
Законы о ДД в широкой постановке приняты в Латвии, Эстонии, Азербайджане, Украине, Белоруссии, Италии, Китае, Турции, Японии, законы о ДД и обеспечении «безопасности» ДД — в Австрии, Болгарии, Великобритании, Дании.
В Эстонии, например, действуют законы, регулирующие отношения, связанные с движением и общественного, и грузового и др. видов транспорта. Наряду с законами там действуют и ПДД.
Подобная же правовая структура НПА («закон+ПДД») принята в Великобритании, Венгрии, Индии, Индонезии, Ирландии, Латвии, Литве. В некоторых странах ограничиваются только ПДД. В Азербайджане, Италии, Китае, Турции, Японии ПДД, как составная часть, включена в законы о дорожном движении или приняты законодательными органами власти. В Испании подобный закон именуется как «Основной закон о движении механических транспортных средств и о безопасности дорожного движения». В Германии действуют законы: «О безопасности ДД» (основной), «Кодекс положений о допуске к ДД» (регулирует отношения, связанные с водителями, регистрацией нарушений, требованиями по экологии и др.); «О нарушениях правил ДД». Действует также «Каталог дорожных штрафов».
В Швеции законодательно регулируются отношения, связанные с: 1) нарушениями ПДД (вождение в нетрезвом виде, без водительского удостоверения); 2) подготовкой водителей, изъятием водительских удостоверений; 3) с установлением требований к автошколам; 4) с применением штрафов за нарушения правил стоянки; 4) превышением максимально допустимой перевозимой массы; 5) принудительной эвакуацией транспортных средств; 5) перевозкой опасных грузов и др.
Наиболее развитой НПБ в рассматриваемой сфере эксперты считают НПБ Франции. Она включает 5 томов ПДД, которые подразделяются на законодательную и регламентирующую части. Содержащиеся в этих томах положения и нормы регулируют весьма широкий круг отношений в сфере ДД.
4. Направления развития нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности дорожного движения
Рассматриваемые направления вытекают из общих выводов к разделу 2 настоящей статьи. Они могут быть сформулированы в следующем виде:
4.1 Систематизация, в частности кодификация, законодательства в сфере обеспечения БДД, расширение сферы правового регулирования систематизированного (кодифицированного) НПА в сравнении со сферой регулирования действующего в настоящее время ФЗ «О безопасности дорожного движения». При этом возможно использование рассмотренной в предыдущем разделе правовой структуры «закон + ПДД» с учётом
принятых Законодателем новаций в Кодексе об административных правонарушениях, Градостроительном кодексе и др., возможно также использование законодательного опыта Франции.
4.2 Приведение норм и положений НПА в строгое соответствие с требованиями международных Конвенций по обеспечению БДД, исключение противоречий между установлениями Конституции РФ, нормами и положениями законов и подзаконных актов РФ, особенно в части, касающейся соблюдения прав и свобод УДД.
4.3 Ужесточение санкций за нарушения ПДД, определяемых нормами КоАП с ориентацией на уровень санкций зарубежных стран; усиление административных и уголовных санкций по отношению к взяточникам на автодорогах, коррупционерам в системе обеспечения БДД.
4.4 Приведение норм и положений НПА, регулирующих отношения в области обеспечения БДД, в соответствие с законодательно закреплёнными принципами разделения полномочий и предметов ведения между ФОИВ и ОИВСР, между ОГВ и ОМС.
4.5 Принятие НПА, определяющего правила организации взаимодействия органов, должностных лиц соответствующих министерств и ведомств в процессе предупреждения ДТП и снижения тяжести их последствий.
4.6 Принятие норм и положений, регулирующих отношения, которые связаны с осуществлением официальной системы обязательного обучения основам БДД.
4.7 Разработка и принятие норм, совершенствующих лицензирование автотранспортной деятельности, особенно физических лиц.
4.8 Разработка и принятие в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» технических регламентов и соответствующих им стандартов, регулирующих отношения, связанные с:
а) повышением темпов развития дорожной инфраструктуры;
б) поддержанием более высокого эксплуатационного уровня используемой на территории РФ автотранспортной техники.
4.9 Включение в кодифицируемый ФЗ норм и положений, регулирующих отношения по вопросам:
а) введения временных ограничений движения по причинам не связанным с БДД, а именно разрешать устанавливать сезонные ограничения движения на дорогах с целью обеспечения сохранности последних;
б) установления ответственности соответствующих ОГВ и ОМС за состояние БДД на находящихся в их ведении дорогах;
в) регламентации допуска к ДД транспортных средств по критериям экологической безопасности;
г) определения ответственных за регулирование ДД органов и должностных лиц;
д) установления особого порядка движения общественного транспорта в городах;
е) создания необходимых условий для работы дорожно-эксплуатационных служб (ДЭС) в условиях заторов («пробок») и др.
4.10 Разработка и принятие норм, регулирующих отношения, связанные с внедрением аудита проектов по развитию дорожной инфраструктуры (в т.ч. и тех, которые указаны в п.7 настоящего раздела), направленных на повышение БДД.
Заключение
Главное, что следует из данной статьи — это вывод о необходимости систематизации законодательства, действующего в рассматриваемой сфере регулирования отношений. Основополагающим связующим звеном в проведении указанной систематизации, как показал анализ НПБ, является понятийная общность таких законодательно закрепленных терминов, как «дорожно-транспортное происшествие» и «чрезвычайная ситуация техногенного характера».
Первый из указанных терминов — родовой термин в подотрасли права, регулирующей отношения, связанные с обеспечением БДД; второй, лингвистически подобный, — в подотрасли, связанной с реализацией защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
В качестве базовых НПА при проведении указанной систематизации следует принять федеральные законы «О безопасности дорожного движения» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также соответствующие этим законам подзаконные акты — Правила дорожного движения (ПДД); Положение о РСЧС, Положение о классификации ЧС природного и техногенного характера и др.
Сформулированные основные направления совершенствования рассматриваемой НПБ должны быть, по нашему мнению, учтены при проведении систематизации законодательства.
Представляется необходимым на первом этапе систематизации детально разработать положения ст. 5, 6 Закона [1], касающиеся: установления полномочий и ответственности Правительства РФ, ФОИВ, ОИВС РФ и ОМС; координации деятельности, направленной на предупреждение ДТП и снижение тяжести их последствий деятельности ФОИВ, ОИВС РФ, ОМС, общественных объединений, юридических и физических лиц.
Выполнение предлагаемой систематизации потребует проведения широких предварительных межведомственных организационных согласований и развёртывания комплексных исследований. Но это необходимо сделать, поскольку потери людей, число пострадавших и материальные ущербы на автодорогах страны возрастают.
Литература_
1.Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2. Указ Президента РФ от 22.099.2006 г. № 1042 «О
первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».
3. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»: Утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 100.
4. Фёдоров В.А. Правовое регулирование дорожного движения в России// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.— 2007, № 19 (336) .
5. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
6. Примерное положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий: Утв. заместителями Министров МВД, МЧС и Минздрава России от 17.04.2003 г.
7. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
8. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2007 году». — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) , 2007.
9. Витковский А.И. Нормативно-правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2006, № 15 (303).
10. Нормативная правовая база в области обеспечения БДД, оказания помощи пострадавшим при ДТП и страхования. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) , 2007 -http:www. dtp rescue. ru.
11. Войтенко В.П. О некоторых аспектах государственного регулирования деятельности в области безопасности дорожного движения // Выступление на парламентских слушаниях на тему: «Об оптимизации правового обеспечения БДД в РФ», 7.06.2004 г.
12. Состояние безопасности дорожного движения. Партнёрский обзор по стране: Российская Федерация / Пер. с англ. Road Safety Performance. National Peer Review: Russian Federation. — ECMT — 2006, www. cent. org .
13. Федеральная целевая подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения» (включенная в ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)): Утв. постановлением Правительства РФ от 5.12.2001 г. № 848.
Сведения об авторах_
Анатолий Васильевич Костров: ведущий научный сотрудник направления Центра «Нормативного регулирования» ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), к. т. н.
Сергей Николаевич Азанов: начальник направления Центра «Нормативного регулирования» ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
Тел.: (495) 449-90-44.