УДК 338.48-44(1-22) А.И. СЕСЕЛКИН, Т.В. РАССОХИНА
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ
Авторы анализируют проблему создания условий для устойчивого развития сельских территорий средствами социального туризма, опираясь на Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. Раскрываются цели, задачи и принципы организации данной деятельности.
Ключевые слова: социальный туризм, сельское хозяйство, сельские территории, устойчивое развитие сельских территорий.
The authors review the problematic of the conditional development of .social tourism on the agricultural territories. The article works with state development program in the area of agricultural development and sets up goals and principles of the research in this area.
Key words: social tourism, agriculture, agricultural territories, stable development of agricultural territories.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определены основные цели государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе, в частности устойчивое развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельского населения, включая жителей поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию.
Под сельскими территориями законодательство Российской Федерации понимает территории сельских поселений и соответствующие межселен-ные территории [2]. Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании
© Сесёлкин А.И., Рассохина Т.В., 2013
может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения.
Территория России превышает 17 млн кв. км, из которых 400 млн га (23,4%) составляют земли сельскохозяйственного назначения. Демографические ресурсы сельских территорий составляют 38 млн человек (27% общей численности населения), в том числе трудовые ресурсы - 23,6 млн человек, плотность населения низкая -2,3 человека на 1 кв. км. Поселенческий потенциал насчитывает 155,3 тыс. сельских населенных пунктов, из которых 142,2 тыс. имеют постоянных жителей. В сельском расселении преобладает мелкодисперсность -72% сельских населенных пунктов имеют численность жителей менее 200 человек, а поселения с численностью свыше 2 тыс. человек составляют 2%.
Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Рос-
сийской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, определены основные направления государственной экономической политики в области устойчивого развития сельских территорий.
Государственная программа развития сельского хозяйства предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
В целях реализации положений указанных актов разработана Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) [2]. Меры Концепции имеют целью вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности.
Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан.
Развитие туризма в сельских регионах - это инструмент перераспределительной модели для сокращения разрыва между наиболее отсталыми сельскими районами и другими отраслями экономики. Эта модель предусматривает следующие положения:
• сельские районы рассматриваются по преимуществу как районы сла-
боразвитые, структурно отстающие от развития городских районов в силу неблагоприятных природных и социально-экономических факторов;
• потребность развития, применяемая в этой модели, требует диверсификации доходов сельскохозяйственных предприятий, поскольку сельское хозяйство является основной отраслью производства в этих районах. В то же время модель признает, что сельское хозяйство не может быть единственным рычагом, с помощью которого можно преодолеть разрыв между этими районами и остальной экономикой1.
Сельскохозяйственное производство на сегодняшний день в развитых странах становится все более и более наукоемким, что вызывает резкое сокращение рабочих мест и ведет к повышению безработицы в сельской местности. К тому же постоянно возрастает опасность возникновения кризиса перепроизводства сельскохозяйственной продукции. Все это требует вовлечения людей в сопутствующие индустрии, такие как туризм, производство сувенирной продукции и т.д.
В развивающихся странах ситуация несколько иная, упадок сельского хозяйства, высокая безработица в сельской местности и отсутствие должного финансирования для поднятия отрасли вынуждают правительства искать решения проблем как у иностранных государств, так и внутри страны. Опыт Восточной Германии, после воссоединения, показал, что простые вливания денежных средств извне не дают ощутимого эффекта без мобилизации внутренних ресурсов населения, так как в этом случае предприни-
1 Rural development policy 2007-2013. URL: http://ec.europaeu/agriculture/mrdev/ index_ en.htm
матель рискует не собственными средствами. В свою очередь, когда внешние вливания являются лишь поддерживающим источником, а основной источник - собственные средства начинающего любой бизнес (собственные денежные средства или занятые у родственников, знакомых), то в результате получается более устойчивое и мобильное предприятие.
Сельское хозяйство в большинстве административных районов Российской Федерации по-прежнему остается основной сферой приложения труда жителей сельских территорий, вследствие чего сельскую экономику можно характеризовать как моноотраслевую. Такая ситуация обусловлена низким уровнем производительности труда в отрасли (по различным оценкам, в 8-10 раз ниже по сравнению с наиболее развитыми странами),
рост которой сдерживается не только инвестиционно-технологическими факторами, но и неразвитостью на селе альтернативной сферы деятельности, призванной сосредоточить избыточную рабочую силу, высвобождаемую из аграрного производства.
Уровень жизни сельского населения остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов. По данным Росстата, уровень безработицы в сельской местности в 2012 году составлял 8,5% (в среднем по России - 5,5%). Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве - 14 017 руб., а в среднем по всем отраслям экономики -26 822 руб.
Актуальными остаются проблема сокращения численности населения в сельской местности и высокий уровень безработицы (таблица).
Изменение численности населения в РФ
Наименование показателя 2010 г. 2011 г. 2012 г. I квартал 2013 г.
Всего Село Всего Село Всего Село Всего Село
Численность населения, млн чел. 142,9 37,6 142,9 37,5 143,0 37,3 143,3 37,2
Численность экономически активного населения, тыс. чел. 75 448 18 906 75 752 19 119 75 676 18 100 75 255 17 973
Уровень экономической активности, % 67,7 65,2 68,3 66,2 68,7 65,8 68,3 65,3
Численность занятого населения, тыс. чел. 69 803 16 864 70 732 17 264 71 545 16 561 70 899 16 347
Уровень занятости, % 62,7 58,2 63,8 59,8 64,9 60,2 64,3 59,4
Численность безработных граждан, тыс. чел. 5645 2042 5020 1855 4131 1540 4355 1626
Уровень безработицы, % 7,5 10,8 6,6 9,7 5,5 8,5 5,8 9,0
Источник. Росстат.
Бедность, разрушающая трудовой и массовым явлением. Можно сказать, генетический потенциал села, остается что бедность концентрируется в сель-
ских территориях, на которые приходится 42% всего малоимущего (по располагаемым ресурсам) населения России, тогда как на долю сельского населения приходится 27% общей численности населения страны.
Выход села из кризиса и переход в фазу устойчивого развития тормозят следующие факторы:
• ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, которая доминирует в управлении социально-экономическим развитием села на федеральном, региональном и местном уровнях;
• узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие целостной стратегии и эффективных механизмов осуществления программ устойчивого сельского развития;
• ограничение доступа жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования;
• слабое развитие институтов гражданского общества в сельской местности, и прежде всего местного самоуправления;
• недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
Государственная политика в области устойчивого развития сельских территорий включает систему правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленную на повышение эффективности сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения, а также раци-
ональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала сельских территорий.
Целями государственной политики в области устойчивого развития на период до 2020 года являются:
• создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития;
• устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны и благосостояние российских граждан;
• повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, а также приближение села к городским жизненным стандартам;
• замедление процесса депопуляции, стабилизация численности сельского населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
• сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения;
• рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды;
• сохранение и приумножение культурного потенциала села.
Государственная политика в области устойчивого развития сельских территорий осуществляется в соответствии со следующими принципами:
• развитие сельской местности как единого территориального исторически сложившегося комплекса, выполняющего производственно-экономическую, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную и другие общенациональные функции;
• обеспечение конституционных прав сельских граждан на труд с достойной оплатой, а также доступность качественного образования, медицинской помощи и других социальных услуг;
• гарантирование сельским территориям государственной поддержки, обеспечивающей полное использование и развитие их природного и социально-демографического потенциала;
• партнерство между государством, органами местного самоуправления, бизнесом и сельским населением в целях достижения устойчивого развития сельских территорий;
• расширение и углубление связей села с городом, интегрирование села в единую общеэкономическую систему на основе агропромышленной интеграции и кооперации, развития рекреационных зон для горожан, дорожно-транспортных коммуникаций, современных форм связи и создания единых систем социального обслуживания населения;
• использование потенциала развития всех сельских населенных пунктов с выделением центров межселенного обслуживания;
• развитие на селе местного самоуправления, институтов гражданского общества, всех форм кооперации, повышение участия сельского населения в принятии решений, связанных с доступом к природным ресурсам (земельным, водным, лесным), социальным услугам, а также с перспективами развития сельских поселений.
Достижение целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий осуществляется путем решения следующих приоритетных задач:
1) стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность;
2) диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения;
3) улучшение жилищных условий сельского населения;
4) создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.
Мы видим, что в условиях резкого обострения ситуации в демографической и трудовой сферах села важнейшей задачей является разработка мер по поэтапному переходу от преимущественно монофункциональной модели сельской экономики к полифункциональной и диверсифицированной. Это предполагает создание в сельской местности максимально возможного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения в сфере занятости.
Одной из мер в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда на селе является стимулирование увеличения рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности во всех возможных организационных формах, особенно в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе, подсобных промышленных организациях и народных промыслах, лесопромышленном, водохозяйственном и строительном комплексах, а также в производстве местных строительных материалов.
В период глобальных изменений потребительского поведения и фокусировки на ценностях устойчивого развития сельский социальный туризм может и должен стать инструментом сглаживания разницы между более развитыми урбанизированными реги-
онами и менее развитыми сельскохозяйственными. Основная идея сельского социального туризма - персонализированный подход по предоставлению услуг размещения, проживания, питания в сельской местности, знакомство с сельским образом жизни, культурой, бытом.
Необходимо добавить, что сельский туризм, основанный на принципах устойчивого развития, в совокупности с грамотным маркетингом и широкой кооперацией позволит получить долгосрочный экономический и социальный эффект в рамках заданной территории. Хотя туристская деятельность оказывает как прямое, так и косвенное влияние в основном на экономическое развитие, ее преимущества выходят далеко за пределы экономики, она способна возродить и оживить
умирающие сельские общины, создавая новые рабочие места и возможности, особенно для молодежи. Туризм, «распространяясь на многомиллионное население страны, превращается в общественное явление грандиозного масштаба и значимости, отражающее степень зрелости социальных отношений, прямо воздействующих на стабильность и сплоченность общества, качество жизни его граждан. Поэтому это явление и называют не просто туризмом, а социальным туризмом» [4]. Именно система отпускных чеков «Отдых», обеспечивающая не только устойчивое развитие туризма в целом, но и доступность его для широких слоев населения, способна стимулировать устойчивое развитие сельских территорий средствами социального туризма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие: учебное пособие. М.: Приор, 2003. С. 94-108.
2. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р.
3. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717.
4. Пугиев В.Г. Дорогой созидания: профсою-
зы, социальный туризм, подготовка туристских кадров. М.: Логос, 2013. С. 99-100.
5. Рассохина Т.В. Научно-педагогическое сопровождение обеспечения устойчивого развития туристских дестинаций // Туризм: Экономика и право. 2012. № 1.
6. Рассохина Т.В., Сесёлкин А.С. Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации // Вестник университета (ГУУ). 2013. № 1. С. 85-95.
7. Gossling S, Hall M.C., Page S. and Weaver D. (eds.) Sustainable Tourism Future: Perspectives on Systems, Restructuring and Innovations. London: Routledge, 2009.
УДК 338.48-6:615.8(479) Ю.А. КИРЕЕВА, В.А. СИКОРСКАЯ
ВОЗРОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ КИСЛОВОДСКА
Раскрываются возможности развития социально-оздоровительного туризма в туристской дестинации Кисловодска, для которого сегодня важно вступление в Европейскую ассоциацию исторических городов-курортов.
Ключевые слова: социальный туризм, социально-оздоровительный туризм, туристская де-стинация.
The article views the possibilities of developing social-sanitation tourism of the Kislovodsk tour destination, shows the importance of joining the European association of historical sanitation cities.
Key words: social tourism, social-sanitation tourism, tour destination.
На сегодняшний день тема социального туризма в России не только актуальна, но и является обсуждаемой проблемой, так как данный вид туризма в России попросту отсутствует в наши годы. Возвращаясь в прошлое, в период начала ХХ в. и период СССР, можно отчетливо проследить становление и развитие социального туризма. Первый этап его развития приходится на 1920-е годы и характеризуется созданием социально-экономических условий для развития массового социального туризма, а также организационным становлением экскурсионного и туристского движения. Появились профсоюзы, были созданы такие организации, как «Интурист», «Советский турист» и другие.
Позднее «Интурист» стал заниматься организацией не только групповых туров, но и индивидуальных морских и речных туров, поездок иностранных туристов на курорты СССР, а со-
© Киреева Ю.А., Сикорская В.А., 2013
ветских граждан - на зарубежные курорты (с 1956 по 1985 г. СССР посетили более 70 млн иностранцев из 162 стран, хотя не все приезжали как туристы). А уже с 1964 г. «Интурист» стал принимать туристов для оздоровления на наиболее популярных курортах страны. В число таких вошли санатории, известные минеральными источниками, - Сочи (Мацеста), Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Желез-новодск [4].
В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей [1].
Понятие «дестинация» существует еще с XIX в., но в повседневный обиход стало входить лишь недавно. Для обычных туристов данное слово