сравнительная педагогика
УДК 378+37.0
Цигулева Олеся Владимировна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры перевода и переводоведения Новосибирского военного института им. генерала армии И.К.Яковлева МВД России, [email protected], Новосибирск
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОяНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО образования в СТРАНАХ АЗИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
Аннотация. Данная статья посвящена анализу негосударственного сектора высшего профессионального образования в странах Азии и Латинской Америки. Анализируя негосударственный сектор высшего образования, автор акцентирует внимание на том, что для большинства стран Азии и Латинской Америки характерна система негосударственного высшего образования. Исследуя данную проблему, автор отмечает, что подсистемы государственного и частного высшего образования сосуществуют в одном образовательном пространстве. Государство в большинстве стран Азии и Латинской Америки оказывает разного рода финансовую поддержку частному сектору образования, стимулируя тем самым дальнейшее развитие сети негосударственных вузов.
Ключевые слова: система негосударственного высшего образования, частные университеты, «несложные» вузы, коммунитарные университет, субвенции.
Tsiguleva Olesya Vladimirovna
Сandidate ofPedagogical Science, Professor of Novosibirsk Military Institute of Interior Troops named after general of the Army I.K. Yakovleva of Ministry of Internal Affairs, [email protected], Novosibirsk
CURRENT STATE OF PRIVATE EDUCATION IN COUNTRIES OF ASIA AND LATIN AMERICA
Abstract. This article is devoted to the analysis of non-state sector of higher education in the countries of Asia and Latin America. Analyzing non-state sector of higher education, the author focuses attention that in the majority of the countries of Asia and Latin America the private sector of education dominates. Investigating this problem, the author notes that the subsystems of public and private higher education coexist in the educational space. The state gives any financial support to the private sector of education in the majority of the countries, stimulating further development of a network non-state higher education institutions.
Keywords: system of non-state higher education, private universities, «not complicated» higher education institutions, kommunitarny university, subventions.
Анализ развития негосударственного сектора высшей школы показывает, что для большинства стран Азии и Латинской Америки характерна система негосударственного высшего образования. Подсистемы государственного и частного высшего образования сосуществуют в одном образовательном пространстве. Они функционируют не изолированно друг от друга, что, конечно, приводит к взаимовлиянию.
Так, например, государственные вузы, стремясь расширить свою экономическую
самостоятельность, выступают в качестве товаропроизводителя интеллектуальной продукции и образовательных услуг, реализуя часть своей продукции на платной основе частным лицам.
Частный сектор образования в свою очередь дополняет государственный, расширяя тем самым возможности получения высшего образования для всех слоев населения. Само существование негосударственных учебных заведений поддерживается еще и тем, что они более гибко и квалифицированно могут
реагировать на диверсифицированные, нестандартные потребности общества.
Анализируя систему высшего негосударственного образования Японии, В.И. Степанов отмечает, что из 446 японских вузов только 96 являются государственными, таким образом, статус негосударственных имеют почти 80 % вузов [9, с. 42].
В Южной Корее частные вузы составляют достойную конкуренцию государственным, порой выгодно отличаясь от последних. Гибкость в организации учебного процесса, меньшая заорганизованность, различные фонды - все это характерно для частных вузов. Количество учащихся, зарегистрированных в негосударственном секторе, примерно такое же, как и в Японии (около 75%), но общественное финансирование гораздо ниже. Государство практически не субсидирует частный сектор высшего образования.
На Филиппинах число обучающихся в негосударственном секторе сегодня составляет свыше 80%. Проблемы частного образования перешли в разряд политических накануне национальных выборов 1998 года, так как студенты представляли значительную часть электората. За исключением университета в Филиппинах - государственного учебного заведения - качество образования в большинстве других общественных колледжей и университетах ухудшается в связи со скудными материальными ресурсами. Сегодня частный сектор играет немаловажную роль в развитии и усовершенствовании высшего образования. Несмотря на то, что учебные заведения существуют исключительно на плату за обучение и взносы спонсоров, тем не менее цена обучения ежегодно контролируется правительством, которое старается сохранять ее по возможности низкой.
В Индонезии около 60% студентов обучаются в негосударственных вузах, которые получают взносы, составляющие 70% от их ресурсов. В Таиланде, в отличие от большинства азиатских стран, частный сектор высшего образования традиционно невелик (около 6% всех зарегистрированных студентов). Китай имеет давнюю историю частного образования. Частное (минбан) высшее образование вновь возникло в Китае в 1982 году как следствие политической реформы бывшего лидера Дэн Сяо Пиня.
Закон о стимулировании негосударствен-
ного образования определил его характер и правовой статус, провозгласил НОУ в качестве общественно полезного дела. В.А. Зернов указывает на то, что названный закон впервые четко установил, что народное образование, включающее в себя и профессиональную переподготовку, является составной частью общей системы социалистического образования [6, с. 266]. Закон уравнял «правой статус» негосударственных и государственных учебных заведений, их преподавателей и учащихся, предоставив последним равные права с учащимися государственных школ той же ступени и того же типа продолжения образования, трудоустройства, получения социальных льгот.
Развитие негосударственного сектора проходит весьма интенсивно в Китае. Согласно данным, доля негосударственного сектора в структуре высшего образования составляет 38,8 %, а численность учащихся в них достигла 2450,8 человек [4, с. 330]. Это результат действия Закона.
Несмотря на то, что сегодня негосударственное образование в Китае в основном концентрируется на дошкольном и неформальном обучении, масштабы высшего образования невелики, тем не менее в негосударственные вузы по приблизительным подсчетам поступают около 21 % молодежи [4, с. 338].
Появление частных университетов в Бангладеш связано с вступлением в силу в 1992 году ряда законов об управлении высшим образованием. Однако несмотря на принятие ряда законов в сфере высшего образования, негосударственный сектор высшего образования стал неотъемлемой частью образовательной системы только спустя пять лет. До реформы образовательная система Бангладеш состояла из восьми университетов, которые могли принять ограниченное количество абитуриентов. Это вынуждало большую часть богатого населения Бангладеш получать образование за границей. Начиная с 1992 года в стране открылось 16 частных университетов. Поддержка негосударственного сектора осуществляется за счет спонсоров, лично заинтересованных в образовании.
В Латинской Америки на сегодняшний день насчитывается свыше 5 тысяч высших учебных заведений, из которых около 800 -
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
университеты (320 - государственные, 490 -частные) [1, с. 40].
По мнению Э.В. Ермолаева, характерной особенностью высшего негосударственного образования Латинской Америки является преобладание небольших (до 5 тыс. студентов), «несложных» вузов, где нет аспирантуры, и практически не проводятся научные исследования [5].
В негосударственных вузах Латинской Америки наиболее популярными являются гуманитарное и социально-экономическое направления. Так, например, в ряде стран Латинской Америки обучение таким специальностям, как управление, право, педагогика, преимущественно осуществляется в частных вузах.
Большинство стран Латинской Америки получают различные субвенции с целью развития негосударственного сектора высшего образования. С 1989 года в Чили частные университеты также стали получать косвенные дотации, которые выделяются избирательно, с учетом процента успевающих студентов. Кроме того, некоторые частные чилийские вузы получают благотворительные пожертвования, а организации, выделяющие их, частично освобождаются от налогов.
В Бразилии первые частные университеты появились в 1944 г. Эти были католические университеты Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Несмотря на свое название эти учебные заведения получили статус светских согласно решению правительства. Их создание прошло по уже утвердившейся схеме объединения ранее существовавших и аккредитованных государством факультетов. Дальнейшее развитие высшего образования шло по пути усиления государственного начала в нем, с одной стороны, и расширения его частного сектора - с другой.
Федеральное правительство контролировало и субсидировало все новые университеты, сформированные в 50-е гг. на основе объединения и последующей федерализации факультетов и находящихся в подчинении государственных органов власти отдельных бразильских штатов. Этот процесс сопровождался признанием государством работников вновь образованных университетов своими служащими, а также передачей собственниками частных учебных заведений всех прав на имущество государству.
Л.М. Бухарева акцентирует наше внимание на том, что группа частных университетов в Бразилии неоднородна, они подразделяются на предпринимательские (или коммерческие), конфессиональные и комму-нитарные [2, с. 101]. Основное отличие между ними состоит в отношении к получению прибыли от своей деятельности. Конфессиональные и коммунитарные университеты организованы как частные или гражданские фонды, их имущество не находится в собственности ни университета, ни предприятий, ни любых частных лиц с собственными экономическими интересами.
В Бразилии в отличии от других стран Азии и Латинской Америки имеется собственный механизм финансовой поддержки частной высшей школы. С 1975 года в стране существует система государственного кредитования частных вузов, позволяющая учащимся почти полностью возмещать плату за обучение. Помимо вышесказанного, федеральное правительство предложило университетам Программу образовательного кредита, созданную в 70-е гг. Государство направляло свои средства непосредственно частному университету, который освобождал некоторых студентов (по усмотрению университетов) от ежемесячной оплаты своей учебы. Кредит возвращался государству студентом в течение определенного срока начиная с момента окончания им университета.
В Колумбии с 1980 года частные университеты были объявлены общественными организациями (т.е. не преследующими своей целью получение прибыли). Негосударственные вузы находятся под административным и финансовым надзором Колумбийского университета поддержки высшего образования. Он ежегодно утверждает размеры платы за обучение, вводимой частными вузами. Кроме того, некоторые частные университеты в колумбийской провинции периодически получают дотации из бюджетов местных администраций.
Таким образом, проведенный обзор зарубежного опыта развития частного высшего образования позволяет нам утверждать, что в большинстве стран Азии и Латинской Америки частные вузы берут на себя свыше половины всего социального заказа на высшее образование. Государство же в данном случае оказывает разного рода финансовую
поддержку частным вузам, стимулируя тем самым дальнейшее развитие сети негосударственных вузов внутри страны.
Библиографический список
1. Аралов А. В. Управления негосударственным ВУЗом в условиях рынка образовательных: учеб. пособие. - Ессентуки: Изд-во «Ессентук-ский Институт Управления Бизнеса и Права». -2000. - 116 с.
2. Бухарева Л. М. Государственный и частный секторы высшего образования в Бразилии // Педагогика. - 2002. - № 29. - С. 98-103.
3. Вахштайн В. С. Современная высшая школа в США // Вестник педагогических инноваций. - 2009. - № 1 (17). - С. 101-115.
4. Дагуан У, Сюэлянь К. Негосударственное образование в КНР. Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже ХХ-ХХ1 века. - М., 2007. - С. 327-341.
5. Ермолаева Е. В. Частная высшая школа в Латинской Америке // Высшее образование в России. - 1998. - № 3. - С. 45-48.
6. Зернов В. А. и др. Негосударственная высшая школа России: становление, состояние, пер-
спективы развития. - М.: Университетская книга, 2009. - 388 с.
7. Ильинский И. М. О российских образовательных реформах// Высшее образование для XXI века: VI международная научная конференция. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. -С. 8-26.
8. Павлова Т. Л., Цигулева О. В. Компетент-ностный подход как основа развития профессиональной мобильности //Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 111-114.
9. Степанов В. И. Проблемы становления и развития негосударственного сектора образования в России: монография. - Барнаул : изд-во Алт. ун-та, 2004. - 360 с.
10. Темирбекова А. З. Опыт стран с развитой системой высшего образования в области регулирования рынка труда // Сервис в России и за рубежом. - 2010. - № 3. - С. 140-148.
11. Altbach P. «Private higher education: Themes and Variations in Comparative Perspective» Institute of International Education (IIE) / P. Altbach. - New York, 1999. - P. 311-325.
12. Lin J. Social transformation and private education in China/ J. Lin. - Westport, Connecticut: Praeger Publishers. 1999. - 220 p.