Научная статья на тему 'Государственное и частное высшее образование в развитых странах: сравнительный контекст'

Государственное и частное высшее образование в развитых странах: сравнительный контекст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2190
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕНТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ / АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ / БИНАРНАЯ СИСТЕМА / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PUBLIC SECTOR / PRIVATE SECTOR / STATE-CENTRIC MODEL / AMERICAN MODEL / BINARY SYSTEM / NON-PROFIT ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цигулева Олеся Владимировна

В статье проведён сравнительный анализ государственного и частного высшего образования в развитых странах мира. Исследуя данную проблему, автор отмечает, что в таких странах, как Великобритания, Германия, Франция, роль государства в сфере высшего образования очень высока, в США, наоборот, превалирует частный сектор высшего образования. Показано, что страны, имеющие высокий процент негосударственных высших учебных заведений, достигают таких же стандартов качества обучения, как и страны, в которых сложились преимущественно государственные секторы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and non-state high education in developed countries: a comparative context

The article provides a comparative analysis of public and private high education in developed countries. Having investigated this problem the author notes that in some countries such as the UK, Germany, France, the role of government in high education is very high but the United States on the contrary prevails private sector of high education. It is shown that countries with a high percentage of private high education institutions reach the same standards of quality as well as the country in which the public sector of education is mainly composed.

Текст научной работы на тему «Государственное и частное высшее образование в развитых странах: сравнительный контекст»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378+37.0

О. В. Цигулева

Государственное и частное высшее образование в развитых странах: сравнительный контекст

В статье проведён сравнительный анализ государственного и частного высшего образования в развитых странах мира. Исследуя данную проблему, автор отмечает, что в таких странах, как Великобритания, Германия, Франция, роль государства в сфере высшего образования очень высока, в США, наоборот, превалирует частный сектор высшего образования. Показано, что страны, имеющие высокий процент негосударственных высших учебных заведений, достигают таких же стандартов качества обучения, как и страны, в которых сложились преимущественно государственные секторы образования.

The article provides a comparative analysis of public and private high education in developed countries. Having investigated this problem the author notes that in some countries such as the UK, Germany, France, the role of government in high education is very high but the United States on the contrary prevails private sector of high education. It is shown that countries with a high percentage of private high education institutions reach the same standards of quality as well as the country in which the public sector of education is mainly composed.

Ключевые слова: государственный сектор, частный сектор, государственно-центричная модель, американская модель, бинарная система, некоммерческая организация.

Keywords: public sector, private sector, state-centric model, American model, binary system, non-profit organization.

Глобализация представляет собой непрерывный процесс адаптации и стандартизации всех аспектов общественной жизни. Современное высшее образование, являясь одним из важнейших факторов, определяющих ход этого процесса, становится также и движущей силой реформ в мире [1].

Сегодня в образовательном пространстве развитых стран сложились и действуют главным образом европейская и американская системы образования. В первой, называемой еще государ-ственно-центричной, преобладают государственные учебные заведения [2]. Великобритания, Германия, Франция, Швеция - во всех этих и других европейских странах роль государства в сфере высшего образования весьма и весьма значительна [3]. В странах Западной Европы 95% студентов обучаются в государственных высших учебных заведениях.

Во второй структуре, так называемой американской модели, превалируют в основном частные вузы, жизнедеятельность которых, как и государственных, определяются факторами, правилами и историей, уходящей в глубину веков.

Система высшего образования в Великобритании берет свое начало в XII в., когда были основаны Оксфордский и Кембриджский университеты. Обучение в Англии проходит по Национальному учебному плану, принятому в Англии, Ирландии и Уэльсе. Система образования в Шотландии отличается от принятой на большей части территории Великобритании, например бакалавриат (первая ступень высшего образования] длится четыре года, а не три.

До 60-х гг. высшее образование в Великобритании осуществлялось исключительно в университетах [4]. Но в 50-60-х гг. в Великобритании начинают резко обостряться противоречия между возможностями системы образования на всех ее уровнях и общественными потребностями социально-экономического характера. Реформы образования в Великобритании начались с высшей школы. В начале 60-х гг. в стране стал ощущаться острый дефицит высококвалифициро-

© Цигулева О. В., 2014 178

ванных кадров. За этот период в стране было создано 23 университета, многие из которых действуют и в настоящее время.

В 60-е - начале 70-х гг. в Великобритании формируется бинарная система высшего образования, представленная, с одной стороны, университетами, с другой - политехническими колледжами и другими учебными заведениями общественного сектора высшего образования.

Пришедшее к власти в 1979 г. консервативное правительство начало проводить тактику сближения двух секторов высшего образования, выравнивания правовой основы деятельности всех высших учебных заведений вне зависимости от их статуса. Мероприятия этого периода были направлены на поощрение деятельности высших учебных заведений по совершенствованию механизмов управления и финансирования в целях удовлетворения социально-экономических потребностей страны.

Закон о дальнейшем и высшем образовании, принятый в 1992 г., упраздняет бинарную систему (противопоставляющую университетам политехнические институты и колледжи], учреждает единую модель высшего образования, предоставляя политехническим колледжам и эквивалентным учебным заведениям статус университета [5].

Самое главное, но не самое существенное отличие университетов Великобритании, отмечает М. В. Зонова [6], заключается в том, что не существует специализации или деления на экономические, юридические, медицинские и т. д. университеты. Под крышей одного вуза существуют факультеты или колледжи, в которых студенты могут получить экономическое, юридическое или любое другое образование.

Основными источниками финансирования высшего образования в Великобритании являются:

- гранты центрального правительства, выплачиваемые через три совета по высшему образованию в Англии, Шотландии и Уэльсе и через департамент образования Северной Ирландии; взносы, выплачиваемые местным органам управления образованием, для покрытия расходов, связанных с обучением;

- гранты научно-исследовательских проектов и поддержки постдипломного обучения;

- частные источники, такие как пожертвования, промышленность, финансирующая специфические научно-исследовательские гранты [7].

Государственные субсидии для британских университетов, как пишет В. А. Зернов, составляют более 60% от всего федерального бюджета. Обучение в британских вузах не является для студентов бесплатным. Местные студенты платят около 1000 фунтов в год [8]. В зависимости от объемов государственного финансирования вузы подразделяются на четыре категории: низкую, среднюю, выше средней, высшую. Отнесение вуза к той или иной категории происходит на основе системы оценки эффективности деятельности образовательного учреждения.

В Германии насчитывается более 300 вузов. Почти все они государственные и финансируются государством на федеральном, региональном (земли] и местном (муниципалитеты] уровнях [9].

Немецкая система государственного образования включает в себя вузы разных типов: университеты, школы искусств, высшие медицинские и педагогические учебные заведения.

Однако система высшего образования в Германии также дополнена частными или церковными университетами, юридически признаваемыми не только в Германии, но и в других странах. Частные учебные заведения должны соблюдать определенные условия. Если их признают на национальном уровне, они находятся в равном положении с государственными университетами в отношении прав и обязанностей, а также присвоения университетских квалификаций. Поэтому все правила, которые действуют в отношении государственных университетов, применимы к частным.

Частные университеты в Германии работают на основе самофинансирования. Обычно средства поступают от оплаты за обучение, денежных пожертвований, фондов, проектов и т. д. Как правило, негосударственные высшие учебные заведения предлагают ограниченный набор курсов обучения, имея в среднем около 600 студентов, значительно меньше государственных учебных заведений, среднее число студентов в каждом из которых в десять раз больше.

Система высшего образования Франции радикально отличается от англосаксонской модели, в частности структурой получаемых степеней [10].

Во Франции ответственность за высшее образование, особенно в том, что касается гарантии качества учебных курсов и присваиваемых степеней, лежит на государстве. Во Франции из 540 вузов 160 (30%) являются частными. Они характеризуются, как правило, небольшим количеством обучающихся в них студентов (100-200 человек]. Частное высшее образование является независимым во Франции. Это означает, что любое частное учебное заведение может быть сформировано без предварительного разрешения, однако любое частное учебное заведение, которое

179

стремится к признанию своего качества, должно быть готово к тому, что качество его деятельности и предоставляемого обучения будет оцениваться по системе критериев, устанавливаемых государством.

Частное высшее образование во Франции является свободным. Это означает, что возможно создание любого частного учебного заведения без предварительного лицензирования, однако такое заведение должно получить свидетельство о качестве предоставляемого образования, должно быть готово к оценке качества своей работы и предоставляемых услуг в порядке, установленном государством. Необходимо отметить, что отмечается идентичность данной процедуры, как и в Германии.

Во Франции частное высшее образование представлено по большей части учебными заведениями, дающими религиозное и бизнес-образование. Государственный сектор в сильно централизованной системе образования был создан таким образом, чтобы удовлетворить все потребности населения в образовательных услугах, а поскольку Франция является светским государством, то религиозное образование не может осуществляться в государственных вузах.

В отличие от стран Западной Европы, в американской модели ярко выражен сектор частного высшего образования. Частный сектор системы высшего образования в США играет более важную роль [11].

Становление и развитие американской системы образования отражает своеобразие американской истории, ту систему ценностей, на которой базируется американское общество. История становления системы высшего образования США началась в первые десятилетия XVII в. и неразрывно связана с традициями английских университетов. Первый американский колледж, позднее названный в честь священнослужителя Джона Гарварда, был учрежден в 1642 г. Большая часть его преподавателей получила образование в Кембридже и намеревалась воссоздать традиции английской учености в Новом Свете. В 1707 г. был принят устав университета, сформированы совет попечителей и система административного управления во главе с президентом. Данная модель управления, основанная на принципе университетской автономии и выборности руководящих должностей, послужила прообразом для всех американских университетов и просуществовала без значительных изменений до наших дней. С этого момента начинается размежевание с английской университетской традицией, где за университетом также признается право на самоуправление. В Соединенных Штатах кураторство изначально осуществлялось не государственными органами, а советом попечителей, состоящим из наиболее известных и уважаемых выпускников вузов.

Первые полтора столетия своего существования американская система высшего образования развивается как конгломерат частных (платных] вузов, сообразно спросу на образование, а не требованиям социального заказа. Социальный заказ изменяет облик образовательной системы после получения американскими колониями независимости. На всех уровнях частные институты соревнуются друг с другом и с государственными в привлечении взносов, поступающих от студентов. Чисто коммерческих учебных заведений среди частных вузов и колледжей всего около 600 [12]. Основная масса частных вузов - это некоммерческие и негосударственные структуры, получающие государственное финансирование. В США число негосударственных вузов превышает количество государственных, но по численности обучающихся отношение частных к государственным составляет 30/70. К негосударственным вузам США, имеющим статус неприбыльных организаций, относятся такие известные вузы, как Гарвардский, Йельский и Стэнфордский университеты. Вузов, которые ориентируются на увеличение прибыли, сравнительно немного. Как правило, такие вузы занимаются заочным обучением. При этом негосударственный сектор аккумулирует около четверти (26,1%) всех преподавателей высшей школы США. По мнению С. А. Смирнова, рейтинг ведущих негосударственных вузов весьма высок, они, как правило, более элитарны, учеба в них значительно дороже, чем в государственных [13].

Большинство частных учебных заведений финансируют свою деятельность в основном из средств, поступающих в качестве оплаты за обучения. Так, например, 3500 вузов США, выдающих дипломы о высшем образовании, - это частные корпорации, ответственность за которые возложена на попечителей, как правило, бывших выпускников и других частных лиц, оказывающих филантропическую помощь [14]. В то же время частные вузы получают и некоторое количество общественных денег от штата или федерального правительства, гарантированные ссуды и стипендии (федеральные и от штата], выплачивающиеся студентам дополнительно, а также федеральные исследовательские взносы для небольшого числа крупных исследовательских университетов. В США федеральное правительство покрывает 11% текущих расходов государственных университетов и 17% частных. Обычно из федерального бюджета финансируются высокопрестижные частные исследовательские университеты, вклад которых в развитие науки и подготовку научных кадров имеет общегосударственное значение. 180

Превалирование частных вузов объясняется крайне либеральной системой управления университетами, основывающейся на абсолютном приоритете институциональной автономии и минимальном государственном вмешательстве. Это основное отличие американской системы высшего образования от других систем атлантической модели. Как отмечает В. С. Вахштайн, нигде больше либерализация управления высшим образованием не достигла таких масштабов, как в США, и нигде не казалась столь эффективной [15]. Лишь отчасти этот успех можно объяснить политическими причинами: нормативно закрепленными и успешно функционирующими механизмами вузовского самоуправления. «Негосударственная» природа американского высшего образования и либеральные способы управления обусловлены в первую очередь историческими факторами.

Сравнительно-педагогический анализ образовательных систем разных стран позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, основой образовательной деятельности в развитых странах всегда был и остается государственный сектор. Наполняемость частных вузов значительно меньше в сравнении с государственными. Господство государственного сектора в образовательных системах развитых стран - это объективный фактор, вытекающий из внутреннего единства образовательного процесса, преемственности различных ступеней, требующих единой стратегии, выработку которой непрерывно и интенсивно ведут во всех странах в течение последних десятилетий.

Во-вторых, результаты анализа показывают, что страны, имеющие высокий процент негосударственных высших учебных заведений, достигают таких же стандартов качества обучения, как и страны, в которых сложились преимущественно государственные сектора образования.

В-третьих, положительные результаты образования обычно связаны с факторами организационного плана и деятельностью частных образовательных учреждений.

В-четвертых, необходимы тесные контакты и взаимосотрудничество между государственным и частным секторами высшего образования на базе кооперации, обменов через общественные организации, фонды, научно-методические центры и др.

Примечания

1. Андриенко Е. В. Влияние глобализации на региональную стратегию развития высшего образования // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 31-35.

2. Зернов В. А. и др. Негосударственная высшая школа России: становление, состояние, перспективы развития. М.: Универ. кн., 2009. С. 219.

3. Там же.

4. URL: http://works.tarefer.ru/64/100495/index.html

5. Там же.

6. Зонова М. В. Опыт Великобритании в создании эффективной системы высшего экономического образования // Модернизация образования в условиях глобализации: сб. материалов науч. конф., посвящ. 75-летию Тюмен. гос. ун-та. 14-15 сентября, 2005 г. Ч. 2. С. 70-71.

7. Мотова Г. Н., Наводнов В. Г. Модели аккредитации за рубежом. 2-е изд, испр. и доп. Центр государственной аккредитации. М.; Йошкар-Ола, 2005. С. 13-14.

8. Зернов В. А. и др. Указ. соч. С. 211.

9. Раппопорт Е. Страна академических свобод: высшее образование в Германии // Платное образование. 2006. № 4. С. 50-53.

10. URL: http://expat.su/france/sistema-vyisshego-obrazovaniya-frant1ii/

11. Цигулева О. В. Современное состояние негосударственного сектора высшего образования в США // Информационное пространство современной науки: материалы II Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. С. 124-130.

12. Вахштайн В. С. Современная высшая школа в США // Вестник педагогических инноваций. 2009. № 1 (17). С. 101-115.

13. Зернов В. А. и др. Указ. соч. С. 19.

14. Смирнов С. А. Становление и институционализация высшего негосударственного образования в современной России. Ростов н/Д, 1998. С. 39.

15. Андриенко Е. В. Указ. соч. С. 105.

Notes

1. Andrienko E.V. Vliyanie globalizacii na regional'nuyu strategiyu razvitiya vysshego obrazovaniya [Impact of globalization on higher education regional development strategy] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal - Siberian pedagogical journal. 2013, No. 5, pp. 31-35.

2. Zernov V.A. and others Negosudarstvennaya vysshaya shkola Rossii: stanovlenie, sostoyanie, perspektivy razvitiya [Non-state higher school of Russia: formation, present state and perspectives of development]. Moscow. Univer. kn. 2009. P. 219.

3. Ibid.

4. Available at: http://works.tarefer.ru/64/100495/index.html (in Russ.)

5. Ibid.

6. Zonova M. V. Opyt Velikobritanii v sozdanii ehffektivnoj sistemy vysshego ehkonomicheskogo obrazovaniya [British experience in the creation of an effective system of higher economic education] // Modernizaciya obrazovaniya v usloviyah globalizacii: sb. materialov nauch. konf., posvyashch. 75 letiyu Tyumen. gos. un-ta - Modernization of education in the context of globalization: collection of materials of scientific. conf. devoted to the 75th anniversary of Tumen State University. September 14-15, 2005. Pt. 2. Pp. 70-71.

7. Motova G. N., Navodnov V. G. Modeli akkreditacii za rubezhom [Accreditation models abroad]. 2nd ed., rev. and add. National accreditation centre. Moscow; Yoshkar-Ola. 2005. Pp. 13-14.

8. Zernov V. A. and others. Op. cit. P. 211.

9. Rappoport E. Strana akademicheskih svobod: vysshee obrazovanie v Germanii [Country of academic freedom: higher education in Germany] // Platnoe obrazovanie - Paid education. 2006, No. 4, pp. 50-53.

10. Available at: http://expat.su/france/sistema-vyisshego-obrazovaniya-frant1ii/ (in Russ.)

11. Ziguleva O. V. Sovremennoe sostoyanie negosudarstvennogo sektora vysshego obrazovaniya v SSHA [Modern state of the private sector of higher education in the USA] // Informacionnoe prostranstvo sovremennoj nauki: materialy II Mezhdunar. zaoch. nauch. prakt. konf. - Information space of modern science: materials of the II international absent scient.-practical conf. Cheboksary. Research institute of pedagogy and psychology, 2010. Pp. 124-130.

12. Wachstein V. S. Sovremennaya vysshaya shkola v SSHA [Modern high school in the USA] // Vestnik pedagogicheskih innovacij - Herald of pedagogical innovations. 2009, № 1 (17), pp. 101-115.

13. Zernov V.A. and others. Op. cit. P. 19.

14. Smirnov S.A. Stanovlenie i institucionalizaciya vysshego negosudarstvennogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii [The formation and institutionalization of non-state higher education in modern Russia]. Rostov-na-Donu. 1998. P. 39.

15. Andrienko E.V. Op. cit. P. 105.

УДК 37

А. А. Кузнецов, Т. Н. Суворова

Развитие методической системы обучения в условиях информатизации образования

В статье дается исторический обзор основных тенденций развития отечественного образования за последнее столетие. Рассматриваются актуальные на сегодняшний день направления модернизации российской школы. В статье подчеркивается, что для повышения качества образования и выхода на новый уровень его результатов, исходя из системно-деятельностного подхода в обучении, требуется реализация новых видов учебной деятельности в образовательном процессе, а для этого потребуется внедрение новых организационных форм обучения в рамках современной информационно-образовательной среды. Большое внимание уделено изменениям, которые в настоящее время затрагивают все компоненты методической системы обучения: цели, содержание, формы, методы и средства обучения. Излагаются взгляды авторов на основные отличия в характере связей между компонентами методической системы обучения в традиционных условиях и условиях информатизации образования.

The paper provides a historical overview of the main trends in the development of national education in the last century. Today modernizing trends of the Russian school are acute. The paper emphasizes that the quality of education and a new level of its results, based on a system-active approach of learning, require implementation of new types of learning activities in the educational process, and this would require the introduction of new organizational forms of learning within the framework of modern information-educational environment. Attention is paid to the changes that currently affect all components of the methodological training system: objectives, content, forms, methods and means of teaching. Tha paper sets out the views of the authors on the basic differences in the nature of relationships between the components of methodical system of training in traditional terms and conditions of informatization of education.

© Кузнецов А. А., Суворова Т. Н., 2014 182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.