УДК / UDC 334.012.64:001.895(571.51)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ
THE CURRENT STATE OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES IN KRASNOYARSK REGION: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Кирюшин В.А., аспирант Kiryushin V.A., Post-graduate student Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема расширения потенциала малых инновационных предприятий в развитие региона, стабильности его развития и конкурентоспособности с более мощными объектами производства. Экономика, которая выбирает инновационный путь развития, не сможет обойтись без основных проводников новых технологий и инноваций, которыми являются малые инновационные предприятия (МИП). Общее представление о МИП очевидно из их названия - это предприятие малого бизнеса, которое осуществляет некую инновационную деятельность. Тем не менее, данное определение должно быть конкретизировано в сторону описания основных особенностей МИП. Решение этой проблемы видится в возможности развития программа переориентации экономики края в сторону индустриального развития.
ABSTRACT
In article the problem of expansion of capacity of the small innovative enterprises in development of the region, stability of its development and competitiveness with stronger objects of production is considered. The economy which chooses an innovative way of development, won't be able to do without the main conductors of new technologies and innovations which the small innovative enterprises (SIE) are. The general idea about SIE is obvious from their name is a small business which carries out a certain innovative activity. Nevertheless, this definition has to be concretized towards the description of the main features of SIE. The solution of this problem seems in possibility of development the program of reorientation of economy of edge towards industrial development.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
МИП, индустриальное развитие, регион, экономическая конкурентоспособность, бизнес-инкубатор, инновационные технологии.
KEY WORDS
SIE, industrial development, region, economic competitiveness, business incubator, innovative technologies.
В условиях последовательного включения России в мировые информационные, финансовые, товарные, технологические и трудовые потоки постиндустриальной экономики, расширения международных связей и усиления межгородской и межрегиональной конкуренции, проблемы социально-экономического развития региона становятся особенно актуальными.
Красноярский край занимает первое место в России по запасам древесины, второе - по запасам гидроэнергетических ресурсов, третье - по запасам минерального топлива. Край располагает месторождениями руд черных и цветных металлов, золота, природного камня, нерудных строительных материалов, обнаружены значительные
запасы нефти и газа. В отличие от европейских и западносибирских районов РФ эти запасы зачастую еще мало разрабатывались. Кроме того, в процессе освоения Восточной Сибири в 20 веке в Красноярском крае был сконцентрирован мощный и конкурентоспособный производственный, сельскохозяйственный и научно-технический потенциал. Избыток электроэнергии и пониженные тарифы на нее способствуют эффективной деятельности в крае энергоемких производств.
Поскольку порядка 80% территории края покрыто лесами, общие запасы древесины составляют 7,8 млрд. м 3 (9,4% от общероссийских). Лесосырьевые ресурсы края по породно-качественным характеристикам являются одними из лучших в мире. Важнейшее значение имеют водные и гидроэнергетические ресурсы, как было уже нами показано в первой главе работы.
В то же время в последовавшей после 2008 года сложной экономической конъюнктуре Красноярский край столкнулся с многочисленными вызовами.
В качестве основных проблем краевого социально-экономического состояния называются:
- как и во всей российской экономике - высокая зависимость от экспорта ресурсов, недостаточная конкурентоспособность несырьевых отраслей;
- относительно низкий уровень качества жизни населения и недостаточная эффективность экономики региона;
- недостаточно эффективные механизмы внедрения передовых конкурентоспособных технологий, задающих новые «точки роста» и обеспечивающих процессы экономического, социального и культурного развития;
- устаревшие схемы организации жизнедеятельности и недостаточное обновление системы социальных отношений и взаимодействий;
- низкая инвестиционная и инновационная активность, высокая ресурсоемкость производства и жизнедеятельности;
- неконкурентоспособность на региональном, межрегиональном и зарубежных рынках многих видов выпускаемых товаров и услуг;
- нестабильная экологическая ситуация, особенно в промышленных зонах при постоянном многократном превышении ПДК вредных выбросов в атмосферу и водные источники;
- недостаточно надежное энерго-, водо- и теплоснабжение, транспортное обслуживание;
- проблемы личной безопасности населения и сохранности личной собственности; высокий уровень криминализации бизнеса;
- ухудшение здоровья населения, рост числа лиц, признанных нетрудоспособными;
- отток квалифицированных кадров в другие регионы и страны.
В качестве глобальных вызовов социально экономическому положению края красноярские ученые описывают следующие [1]:
«Обострение глобальной конкуренции и «провисание» целых секторов экономики, в связи с открытостью экономической системы страны;
формирование новых мировых экономических центров;
формирование секторов новой экономики и возрастание роли нематериальных активов в экономике индустриально развитых стран;
нарастание дефицита энергоносителей в мире;
неустойчивость мировых цен на энергоносители, цветные металлы и другие первичные ресурсы;
демографический кризис и связанная с ним депопуляция в восточных районах».
Малый бизнес является основой мелкотоварного производства; ведущим сектором экономики, обеспечивает насыщение рынка потребительскими товарами и услугами повседневного спроса, дополнительными рабочими местами, обладает высокой мобильностью, рациональными формами управления; формирует новый социальный слой предпринимателей-собственников, осуществляет структурную
перестройку экономики, быструю окупаемость затрат, свободу рыночного выбора, способствует ослаблению монополизма, развития конкуренции.
Малому бизнесу присущи и определенные недостатки: недостаток финансовых средств; слабое сегментирование собственной доли рынка; неадекватность технического оснащения и обеспечения сырьем по сравнению с крупными предприятиями; нехватка квалифицированной рабочей силы, влияние рыночной конъюнктуры и т.п..
Инновационные малые предприятия являются структурной частью сектора малого предпринимательства, с присущими ему особенностями и функциями, что позволяет рассматривать эту форму хозяйствования как самостоятельное экономическое явление. В хозяйственном механизме МИП выполняют четко очерченные функции, занимая свои позиции в конкретных отраслях экономики и в самом процессе нововведений. Кроме того, на малых инновационных предприятиях формируется специфический тип предпринимательского поведения, обусловленной инновационной составляющей.
Общее представление о малых инновационных предприятиях (МИП) очевидно из их названия - это предприятие малого бизнеса, которое осуществляет некую инновационную деятельность. Тем не менее, данное определение должно быть конкретизировано в сторону описания основных особенностей МИП, к которым, по нашему мнению, относятся следующие:
1.Самостоятельность МИП в принятии решений.
2.Вытекающая из нее ответственность МИП по его обязательствам.
3.Наличие конкретных результатов их действий (разработка инноваций и т.п.).
Следовательно, можно сформулировать следующее определение МИП: малое
инновационное предприятие - это предприятие, отвечающее юридическим критериям предприятия малого бизнеса, самостоятельно занимающееся инновационной деятельностью и отвечающее за последствия принимаемых управленческих решений, а также имеющее конкретные результаты своих действий в виде инноваций, НИОКР, позитивного влияния на инновационность и конкурентоспособность региона.
В качестве основного статистического критерия отличия МИП от обычного малого предприятия выступает доля выпуска инновационной продукции в общем объеме выпускаемой продукции. Отличие малого инновационного предприятия от среднего и крупного соответствует отличиям малого бизнеса вообще, определение малого бизнеса в РФ определяется законодательно. А именно, к предприятиям малого бизнеса в нашей стране относятся:
1) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;
3) выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн. рублей.
Некоторые определения МИП имеются в нормативных документах регионов РФ. Так, в Городской целевой программе развития поддержки малого и среднего предпринимательства г. Москвы малое и среднее инновационное предприятие трактуется «как субъект малого и среднего предпринимательства, занимающийся деятельностью, направленной на внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в технологические процессы, новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках».
В литературе имеется различная классификация малых инновационных предприятий, причем квалификация часто связана с инновационными результатами их деятельности.
Так, по содержанию осуществляемых МИП инноваций можно различить:
1.МИП с продуктовыми инновациями.
2.МИП с технологическими инновациями.
3.МИП, результатом деятельности которого являются управленческие инновации.
4.МИП с организационно-производственными инновациями.
5.МИП с социальными инновациями.
По степени новизны результатов разработок МИП могут различаться:
1.Принципиально новые разработки.
2.Модернизации.
3.Улучшения конструкторско-технологических решений.
По содержанию работ:
1.Научно-технические МИП.
2.Научно-производственные.
3.Посреднические, то есть осуществляющие разного рода консультации, маркетинговый, экономический и тому подобный анализ, а также услуги внедренческого характера.
4.МИП, осуществляющие научно-технические услуги: например, оформление патентов, стандартизация изобретений, хранение документации, учет объектов интеллектуальной собственности.
По этапам инновационного процесса, с которыми связано данное МИП:
1.Этап разработки.
2.Этап промышленного освоения инновации.
3.Этап внедрения инновации в производство.
4.Этап распространения инновации.
5.Этап эксплуатации.
По ориентации на внутренний или внешний рынок:
внешнеэкономические МИП.
2.МИП с ориентацией на внутренний рынок.
По степени риска:
1.МИП с очень высокой степенью риска. Данный тип МИП часто определяется также как венчурное предприятие или венчурная организация.
2.МИП с умеренной степенью риска.
3.МИП с низкой степенью риска.
Венчурное (рисковое) финансирование можно определить как разновидность движения денежного капитала, которая возникла под влиянием системы субсидирования научно-исследовательских работ по индивидуальным проектам и программам или как руководимый профессионалами пул инвестиционных средств.
Поэтому значительную актуальность в нынешних условиях развития национальной экономики приобретает формирование государственной и региональной регуляторной политики в обеспечении успешного функционирования сферы малого бизнеса. Ведь, по мнению большинства отечественных ученых и практиков, в нашей стране до сих пор нет системы научных исследований, адаптированных к деятельности малого бизнеса как на уровне предприятий и бизнес-процессов, так и на уровне оценки предпринимательской среды в целом. Соответственно, отсутствуют эффективные механизмы государственной поддержки малого предпринимательства, позволяющих ему активно и успешно развиваться на любом уровне.
Механизм управления МИП может быть определен как совокупность элементов, взаимодействие которых позволит обеспечивать осуществление циклически повторяющегося процесса, направленного на успешное проведение деятельности от генерации идеи и дальнейшей ее формализации в новый продукт, востребованный потребителями. При этом механизм управления включает в себя многие аспекты инновационной деятельности, такие как организационные, экономические, финансовые, правовые, социальные и др., которые представляют собой отдельные подсистемы. Одной из наиболее важной является организационно-экономическая подсистема механизма управления инновационной деятельностью предприятия [2].
Действия механизма управления инновационной деятельностью заключаются в том, что в процессе управления управляющая система (субъект управления), основываясь на объективно существующих принципах, воздействует различными методами на управляемую систему (объект управления - инновационная деятельность) с тем, чтобы обеспечить выполнение поставленной цели.
Понимание необходимости поддержки МИП и актуальности этой проблемы имеется и у руководства Российской Федерации. Так, 15 августа 2009 года в Российской Федерации вступил в силу федеральный закон №217-ФЗ [3] , создающий правовую основу для инновационных предприятий, созданных при бюджетных научных учреждениях и государственных высших учебных заведениях. Основной целью закона является обеспечение реального внедрения в производство результатов научно-технической деятельности. Права на эти результаты принадлежат учреждениям науки и образования, поскольку созданы за счет бюджетных средств. Закон предоставляет возможность для учреждений науки и образования быть участниками и учредителями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям.
В то же время процесс создания МИП в Российской Федерации - новое, малоисследованное еще явление, которое сталкивается с многочисленными проблемами, хотя могло бы внести значительный вклад в развитие инновационной экономики, особенно в таких сравнительно низкотехнологичных областях, как сельское хозяйство.
Цель исследования: объектом исследования является инновационное развитие Красноярского края, а предметом исследования - малые инновационные предприятия в АПК Красноярского края и их роль в повышении конкурентоспособности края. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что МИП могут сыграть важную роль в повышении конкурентоспособности Красноярского края и его агропромышленного комплекса. Рассмотреть как индустриальное развитие повысит конкурентоспособность МИП в Красноярском крае.
Задачи исследования: использования полученных выводов для обоснования направлений развития малых инновационных предприятий Красноярского края.
Результаты исследования
Учитывая то, что малые предприятия могут реализовать свои возможности практически во всех сферах деятельности, у предпринимателей растет заинтересованность в их инновационной деятельности, которая обеспечивает их стабильное развитие в новых условиях. Основное преимущество таких предприятий в их мобильности, быстрому восприятии и генерировании новых идей. В отличие от крупных предприятий, малые фирмы охотно берутся за разработку и освоение оригинальных нововведений, инноваций в тех сферах, которые для крупных компаний кажутся или неперспективными, или высоко рискованными. Во многих случаях малые инновационные предприятия способны конкурировать с крупными, действуя в узкоспециализированном направлении, даже при ограниченности финансовых средств.
Главной целью деятельности посредников на рынке новинок является умение сделать из интеллектуального продукта товар, пользоваться спросом на рынке и приносить научно-технический, экономический рыночный эффект. Новые объекты интеллектуальной собственности требуют прогнозирования, оценки, налаживания производства, проведения маркетинговых исследований и конкретных действий по продвижению новых технологий и продуктов, создания спроса на них. Нужна определенная совокупность экономических отношений, в рамках которой происходит взаимодействие субъектов инновационной деятельности, формируются и развиваются взаимосвязи между генератором и потребителем инноваций. Инновационный процесс состоит в сочетании объектов интеллектуальной собственности с реальным рыночным спросом.
В этих целях были созданы бизнес-инкубаторы, которые позволяют отследить закономерность создания МИП. В крае ведется активное развитие инфраструктуры МИП. Основу физической инфраструктуры поддержки составляет КГАУ «Красноярский
региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор», запущенный в июне 2011 года, в состав которого входят офисы для резидентов, действует специальный отдел сопровождения проектов, предоставляющий необходимые консалтинговые услуги. По итогам 2012 года резидентами являются 91 компания (по итогам 2011 - 63 компании), из них 28 размещены на площадях бизнес-инкубатора. В 2013 году планируется дальнейшее развитие КРИТБИ[4], в том числе в направлении роста числа резидентов и создании филиальной сети в муниципальных образованиях края и вузах.
При создании МИПа ВУЗ обязан внести в уставной капитал интеллектуальную собственность, исключительные права на которую остаются за учебным заведением. Научные и образовательные учреждения могут создавать хозяйственные общества единолично либо с привлечением других лиц в качестве учредителей. Доля научных и образовательных учреждений в уставном капитале создаваемых ими обществ должна быть более 25 % (для акционерных обществ) и более 1/3 (для обществ с ограниченной ответственностью). Доля (акции) других лиц участвующих в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину.
Кроме того, помимо прав на интеллектуальную собственность, научными и образовательными учреждениями в уставный капитал хозяйственных обществ могут быть внесены денежные средства, оборудование и иное имущество, находящееся в оперативном управлении учреждений, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
При этом законом установлено ограничение на распоряжение долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ. Так, отчуждение (распоряжение) принадлежащих научным и образовательным учреждениям акций (долей) в созданных с их участием хозяйствующих обществах допускается только с предварительного согласия собственника имущества этих учреждений. Данное ограничение относится ко вкладам в уставный капитал как прав на использование результатов интеллектуальной деятельности по лицензионным договорам, так и денежных средств, оборудования и иного имущества.
Непосредственно после принятия закона в 44 вузах Рособразования (из подведомственных 364) было создано 116 хозяйственных обществ с 881 рабочим местом[5]. К концу 2011 годы было создано 1149 малых инновационных предприятий в вузах[6].
По имеющимся экспертным оценкам, число малых инновационных компаний в стране на 2010 год составило менее 100 тысяч[7]. Вклад их в ВВП России составляет от одного до двух процентов, что на порядок отличается от доли малого высокотехнологичного бизнеса в экономиках развитых стран мира. Так, практика стран СНГ свидетельствует о том, что иностранные инвесторы предпочитают регионам урбанизированным, с развитой инфраструктурой, с наличием квалифицированных трудовых ресурсов[8].
Поддержка субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере на ранней стадии их деятельности будет осуществляться в краевом бизнес-инкубаторе посредством предоставления, в том числе, следующих услуг:
предоставление оборудованных рабочих мест и нежилых помещений.
2.Предоставление лабораторного и экспериментального оборудования для проведения исследований.
З.Обеспечение средствами связи для ведения переговоров с конечным потребителем, потенциальными инвесторами.
4.Доступ в Интернет.
5.Предоставление в аренду оборудования и лизинг недвижимого имущества
б.Оказание услуг бухгалтерского учета субъектам малого предпринимательства.
7.Консалтинговые услуги по позиционированию инновационных проектов,
исследования рынка и так далее.
С целью стимулирования спроса на инновационную продукцию малых предприятий в Красноярском крае министерством инвестиций и инноваций края
ведется активное взаимодействие с Фондом инфраструктурных и образовательных программ ОАО «РОСНАНО». В 2012 году совместно определен комплекс мер, направленный на формирование и развитие механизмов стимулирования спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию в Красноярском крае.
Таким образом, на территории края создана эффективная система управления инновационным развитием региона, активно развивается финансовая инфраструктура поддержки инноваций, а также формируется ряд объектов физической инновационной инфраструктуры, объединенных в единую логическую цепочку.
Инвестиционная деятельность в области инноваций приводит к созданию высококонкурентной продукции различного рода, производство которой в динамике возрастает. Для предпринимателя, занимающегося инновационным бизнесом, необходимо выделить те информационные источники, которые помогут найти инновационную идею. Этими источниками могут быть конкретные знания: о рынке и его потребности, о появлении новых технологий, материалов, способов производства, о существующих структурных или географических разрывы в обеспеченности каким-то определенным товаром.
Конкретными источниками инновационных идей могут выступать: потребители - с точки зрения изучения потребительского спроса; ученые, в том случае, если они занимаются изобретением или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию новой продукции или услуг; конкуренты, в части своей стратегии и деятельности, связанной с изучением потребительского спроса; торговые агенты, дилеры и другие посредники; непосредственно работники предприятия, при этом в процесс зарождения инновационных идей вовлекается как можно большее количество сотрудников.
В современных условиях разработка инновационного проекта должна быть сосредоточена на конкретных рыночных потребностях. Научно-технические работники могут стремиться к очень высокому уровню параметров нового изделия, не всегда соответствует реальным требованиям потребителей и может привести к снижению доходности продукта. В качестве возможности для развития программа рассматривает переориентацию экономики края в сторону индустриального развития, а в качестве угрозы - изменения конъюнктуры на рынках сбыта продукции края, угрозы также связываются «с ростом стоимости инвестиционных ресурсов и цен на продукцию и услуги естественных монополий; с сохранением инфраструктурных ограничений; с недостаточной эффективностью федеральных мер по стимулированию развития на территории регионов Сибири глубокой переработки добываемого сырья и производства продукции с высокой добавленной стоимостью; с ужесточением конкуренции со стороны Китая на рынках продукции первого передела».
Помимо исследований красноярских ученых, проводятся различные общенациональные исследования, результатом которых является формирование разного рода рейтингов конкурентоспособности регионов РФ. Так, в 2012 году было проведено исследование Евразийского института конкурентоспособности в сотрудничестве с компанией StrategyPartnersGroup и Сбербанком. Согласно выводам исследователей, за исключением Новосибирской области, ни один из сибирских регионов не попал в первую десятку наиболее конкурентоспособных. Красноярский край попал на 20 место среди регионов РФ по показателю конкурентоспособности.
В 2008 году В рейтинг национальной и международной конкурентоспособности российских регионов от «Бауман Инновейшн» вошли 38 субъектов РФ[9]. В результате анализа показателей конкурентоспособности регионы распределились по следующим группам:
1. Лидирующие.
2. Относительно благополучные.
3. Средняя группа.
4. Отстающие.
5. Проблемные.
Данный рейтинг оценил Красноярский край довольно высоко, и по итогам исследования край вошел в группу «высокая конкурентоспособность -преимущественно устойчивый характер развития» (АВ), наряду с такими высокоразвитыми субъектами РФ, как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан и Свердловская область.
В целом наша страна стабильно занимает низкие места в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности. Имеются в виду, прежде всего, два наиболее известных рейтинга: рейтинг конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) и Индекс глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума). В рейтинге IMD за 2008 г., включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место. В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF за 2008 г., включающем 131 страну, Россия заняла 58-е место. Таким образом, высокий уровень Красноярского края среди других регионов РФ по конкурентоспособности еще не говорит о его высокой конкурентоспособности на мировом уровне, так как конкурентоспособность РФ в целом довольно низкая.
Сложность разработки, реализации мероприятий и действий, направленных на разрешение проблемы конкурентоспособности, на повышение её уровня, заключается в том, что на сегодняшний день на многих рынках (местных, межрегиональных, международных и др.) нет достаточного уровня стабильности, что вызвано использованием неконкурентных методов и приёмов борьбы за потребителя, высокими политическими рисками.
Инновационная деятельность Красноярского края, как важная составляющая его конкурентоспособности в целом находится на среднем для России уровне (за исключением большого отставания по числу студентов и объему инновационной продукции), который весьма низок по сравнению с уровнем развитых стран. Инвестирование на инновации в Красноярском крае постоянно растет, но не приводит к существенному росту инновационной продукции в крае[10]. В то же время, несмотря на традиционную сырьевую ориентацию экономики Красноярского края, наличие различных отраслей в краевой экономике, в том числе и высокотехнологичных, может стать опорой для развития в них инновационных технологий.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. http://www.vertical.su/files/apm/11_brochures/strategiya_12_final.pdf
2. Савчук А.В. Организационно-экономический механизм инновационного развития крупной компании: Монография - Донецк - 2004г. - с. 404
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Федеральный закон РФ №217-ФЗ от 02.08.2009
4. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства. Дорожная карта предпринимателя Красноярского края: метод. пособие для субъектов малого и среднего предпринимательства. — Красноярск, 2012.
5. http://www.rsci.ru/innovations/small_innovative_enterprises/62180.php
6. Сахаров С. Малое инновационное предприятие: критерии отнесения и особенности функционирования // Современная школа России. - М, 2012
7. «Эксперт Юг» №18-19 (107)
8. Кривуц, Ю.М. 1нвестицмна привабливють Укра'ши: переваги й недолги. [Текст]: / Ю.М. Кривуц, Д.А. Трушюна // Вюник МСУ. Серiя "Економiчнi науки". - т^М. - №1. -2004. - С.29-31.
9. http://bujet.ru/article/50182.php
10. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю. Режим доступа: http://www.krasstat.gks.ru