УДК 332.812.14
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Д.А. Юсупова
Аннотация. В данной статье рассматривается сущность основных фондов жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности. Автор анализирует различия в интерпретации фраз «жилищно-коммунальные услуги», «жилье», «коммунальные услуги» с дальнейшей систематизацией для разработки общего определения. В этой связи мы можем сформулировать цель этой статьи, которая заключается в изучении состояния и перспектив развития жилищно-коммунальной системы в России. В статье также определяется концепция жилищного фонда и его градация в зависимости от форм собственности, приводится общее описание текущего состояния жилищно-коммунального хозяйства, определяются основные подсистемы жилищно-коммунального хозяйства. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной деятельности при рассмотрении вопросов реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а также эффективности предприятий в этой отрасли и формировании стратегий для дальнейшего развития.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, инфраструктура; предприятия, закономерности, основные фонды.
THE CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE EFFICIENCY OF FIXED ASSETS OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
D.A. Yusupova
Abstract. This article examines the essence of fixed assets of housing and communal services of various forms of ownership. The author analyzes the differences in the interpretation of the phrases «housing and communal services», «housing», «utilities» with further systematization for the development of a common definition. In this regard, we can formulate the purpose of this article, which is to study the state and prospects of development of the housing and communal system in Russia. The article also defines the concept of housing stock and its gradation depending on the forms of ownership, provides a general description of the current state of the housing and utilities sector, defines the main subsystems of the housing and utilities sector. The main provisions and conclusions of the article can be used in scientific activity when considering issues of reforming housing and communal services, as well as the efficiency of enterprises in this industry and shaping strategies for further development.
<jb
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Keywords: housing and communal services, infrastructure; enterprises, laws, fixed assets.
На сегодняшний день жилищно-коммунальные услуги являются одним из основных секторов российской экономики, который обеспечивает население жизненно важными услугами и отраслью со всей необходимой инженерной инфраструктурой.
Развитие и процветание жилищно-коммунального хозяйства является важным системным фактором устойчивого социально-экономического развития страны, где экономическая эффективность жилищно-коммунального хозяйства огромна, но его непосредственное влияние на социальное воспроизводство капитала еще более значимо поскольку он определяет уровень и качество жизни населения РФ [1, с. 14-16].
Обеспечение населения жильем является наиважнейшей социально-экономической проблемой, жилье считается основным показателем социального благосостояния государства и граждан.
Выбор подходов к решению этой проблемы во многом зависит от:
- общей степени решенности проблемы;
- уровня жилищного строительства;
- политической оценки;
- мотивации поведения.
В соответствии с Федеральным законом от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, независимо от формы собственности, то есть жилых зданий, специализированных домов (для одиноких пожилых людей, общежития, гостиницы-приюты, пансионаты для инвалидов, ветеранов и т.д.), квартир, жилых помещений; других жилых помещений в других зданиях, пригодных для проживания [2, с. 92-93].
Жилье рассматривается как самая важная часть социальной инфраструктуры. Это комплекс отраслей сферы услуг, обеспечивают удовлетворение: приоритетных социальных потребностей населения (Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики»).
Сегодня в ЖКХ действует более 60 тыс. предприятий, которые предоставляют государственные услуги для городов и населенных
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
пунктов, где на этих предприятиях работают 5,3 млн чел. (6,1 % от общего числа населения, занятого в экономике страны).
Объем произведенных жилищных услуг увеличивается с каждым годом, доля жилья и коммунальных услуг в ВВП в России в целом в 2017 г. составила 9,4 %.
Кроме того, в жилищно-коммунальном секторе функционирует большое количество предприятий различных форм собственности: частная, акционерная, ведомственная и другие, основная доля в структуре коммунальных услуг - энерго- и газоснабжающие компании.
Что касается коммунальных услуг, то наблюдается следующее: производство услуг растет из-за перевода жилищно-коммунальных объектов в регионе из отделов (фабрик, воинских частей и т.д.) в собственность региона; растут цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (как из-за роста стоимости энергоресурсов, так и из-за увеличения потерь в сетях при использовании изношенного или неэффективного оборудования). Обратная тенденция наблюдается в водной промышленности, где происходит сокращение объема перевалов сточных вод и водоснабжения из-за технических ограничений по пропускной способности, отсутствия строительства новых инженерных сооружений.
Также существует следующая тенденция: объем теплоснабжения увеличивается за счет значительного увеличения потребления тепловой энергии промышленными предприятиями, но объем потребления тепловой энергии населения снижвется. Это объясняется почти постоянным перегревом теплоносителя к установленным стандартам.
Увеличились потери в процессе производства и транспортировки ресурсов, бывают случаи повреждения жилищно-коммунальной инфраструктуры. Необходимо преодолеть эту проблему масштаба инвестиций с одной стороны, но с другой стороны, эффективность инвестиционной безопасности вызывает сомнения.
Коммунальные предприятия (SGA) специализируются на фи-нансированим жилищного строительства и общественных работ в коммерческих банках, на привлечении средств на модернизацию инфраструктуры [3, с. 104-106]. Основная функция SGA, которая позволяет им использовать мощное преимущество для реализации
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
инфраструктурных проектов, одобренных SGA, - выдавать гарантии по кредитам коммерческих банков. Такие страховые средства с конечной целью кредита обеспечиваются гарантией SGA, что позволит снизить стоимость заимствований.
Проведем сравнительный анализ объектов собственности жилищно-коммунальных предприятий, классифицировав их по критерию высокой, средней и низкой инвестиционной привлекательности.
Высокой инвестиционной привлекательностью характеризуются:
- региональные жилищные фонды и нежилые помещения;
- объекты имущества региональных коммунальных предприятий, переданные в управление экономикой, оперативное управление, аренду, безвозмездное использование, доверительное управление;
- земельные и другие природные ресурсы, принадлежащие предприятиям жилищно-коммунального хозяйства региона.
К средней инвестиционной привлекательности относятся:
- предприятия, организации, учреждения жилищно-коммунального хозяйства региона;
- имущество, обеспеченное правом оперативного управления, безвозмездное пользование коммунальными услугами региона;
- имущество, созданное (приобретенное жилыми и коммунальными предприятиями в регионе за свой счет или получившее бесплатно).
К низкой инвестиционной привлекательности относятся:
- акции, доли имущественных вкладов на предприятиях различных форм собственности, ценные бумаги, принадлежащие жилищно-коммунальному хозяйству региона;
- объекты интеллектуальной собственности, другое движимое и недвижимое имущество предприятий жилищно-коммунального хозяйства региона;
- инфраструктурные коммунальные услуги региона.
Из рассмотренной классификации мы заключаем: модернизация объектов собственности жилищно-коммунальных предприятий имеет низкую инвестиционную привлекательность, которая необходима прежде всего для частного капитала.
Постоянный, сгруппированный, подробный и текущий мониторинг состояния жилищно-коммунальных предприятий (монито-
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
ринг) обеспечивает базу данных для стратегического планирования предприятий. Для проведения мониторинга необходимо влиять на принятие управленческих решений, в этом случае мониторинг становится уникальным инструментом для подготовки и обоснования управленческих решений [4, с. 38-39].
Рассмотрим предлагаемый перечень и содержание задач мониторинга эффективности инвестиционной поддержки жилищно-коммунальных услуг в регионе в таблице 1.
Таким образом, в ходе исследования, направленного на выявление проблем и тенденций развития российской жилищно-коммунальной системы, можно сформулировать ряд выводов [8, с. 92-95]:
- с началом реформ, проводимых в России, существует явная тенденция к тому, что государство отказывается финансировать жилищно-коммунальные услуги и увеличивает нагрузку на домашние хозяйства;
- согласно официальным статистическим материалам, переход на частную или государственно-частную форму управления предприятиями в жилищно-коммунальном секторе не способствовал повышению эффективности их деятельности;
Есть ряд проблем, которые были выявлены при анализе деятельности жилищно-коммунального хозяйства в 2005 г., которые, в случае их разрешения, позволят ему выполнять задачи Президента РФ в рамках плана реформы жилищно-коммунального хозяйства [5, с. 14-16].
Самыми важными из них являются:
- внедрение существующих и разработка новых эффективных механизмов привлечения внебюджетных фондов для реализации мер по увеличению капитала, в том числе на местном уровне, для развития и совершенствования управления жилыми комплексами;
- повышение эффективности (возврата) средств федерального бюджета в форме капитальных вложений в муниципальную инфраструктуру;
- увеличение поддержки субсидируемых субъектов РФ, которые не могут самостоятельно финансировать проекты модернизации комплекса снабжения;
- совершенствование системы управления рынком для территориальных поставщиков, в основном за счет интеграции и со-
Таблица 1
Задачи мониторинга эффективности инвестиционного обеспечения ЖКХ региона
№ Задачи Содержание задач
1 Анализ программ модернизации ЖКХ региона Анализ сценариев развития жилья и инфраструктуры; прогнозирование развития градообразующей базы; установление целевых показателей и индикативное планирование развития жилья и коммунальных услуг. Оценка моделей финансирования жилищно-коммунальных услуг и инвестиционных затрат, анализ вариантов тарифной политики жилигцно-коммуналь-ного хозяйства, оценка соответствия источников финансирования с учетом характеристик региона и его поселений. Анализ нормативного обеспечения жилищно-коммунальные услуги
2 Диагностика состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры Оценка надежности и качества обслуживания, определение приоритетов развития; оценка доходов и платежеспособности населения, инвестиционные потребности, резервы для повышения ресурсной эффективности производства услуг и надежности услуг. Анализ системы стандартов - показателей для расчета затрат, тарифов и показателей их увеличения
3 Анализ взаимодействия частного бизнеса и овганов власти Оценка финансового и инвестиционного потенциала рынка коммунальных услуг и жилищных услуг; анализ схем взаимодействия частного бизнеса и местных органов власти
4 Анализ схем муниципального управления ЖКХ Оценка осуществления договорных отношений на основе муниципального (городского) заказа как инструмента регулирования рынка коммунальных услуг, системы контрактов органов местного самоуправления, предприятий и потребителей в контексте нового Жилищного кодекса, норм и требований обслуживания контракты, инвестиционные обязательства и имущественные отношения
Таблица 1 (продолжение)
5 Анализ взаимодействия организаций ЖКХ с потребителями Анализ информационных и информационно-аналитических центров для государственных служб, ситуационных центров при главах администраций; оценка системы сбора и сбора; анализ взаимодействия управляющих компаний с ассоциациями домовладельцев, менеджеров по управлению жильем, резидентов и менеджеров. Оценка системы обучения и конкурсного отбора менеджеров
6 Анализ финансирования и ценообразова-ниявЖКХ Анализ финансовых моделей и сценариев тарифной политики
7 Экспертиза тарифов Оценка обоснованности затрат, расчет затрат и прибыли, инвестиционная составляющая, надбавки и плата за подключение; анализ тарифов (в том числе многоразовых) в сфере водопровода, теплоэнергетики, жилья, услуг по сбору, вывозу и удалению твердых отходов
8 Мониторинг инвестиций Оценка целей, планируемых результатов, инвестиционных затрат и их баланса с источниками финансирования; оптимизация инвестиционного потенциала жилищно-коммунальных предприятий для обеспечения требуемых масштабов замены и модернизации основных фондов на основе тарифных ограничений, возможности реструктуризации затрат, планов развития жилищно-коммунальных систем. Оценка потребностей в привлеченных инвестиционных ресурсах, в том числе осуществляемых с участием частного капитала
9 Мониторинг предлагаемых инвестиционных рычагов Анализ моделей для оценки долгосрочных активов региона САРМ, направления рынка активов жилищно-коммунального хозяйства в регионе ЭМЬ; оценка эффективности генерируемых моделей роста рентабельности жилищно-коммунальных объектов в регионе
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
кращения муниципальных и государственных предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
- обеспечение эффективного использования государственного или муниципального имущества по концессионным договорам и улучшение качества потребительских товаров, работ и услуг;
- осуществление мер по реконструкции и реорганизации объектов концессионного договора на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревших и физически изношенных устройств;
- на федеральном уровне - единая процедура предоставления субсидий и льгот для оплаты жилья и коммунальных услуг посредством персонализированных счетов и возложение этих функций на органы социального обеспечения;
- организация оперативного мониторинга изменений издержек, соблюдения федеральных и региональных стандартов оплаты жилищно-коммунального хозяйства, анализа экономически обоснованных затрат на коммунальные услуги, экспертизы производственных и инвестиционных программ и их соответствия применимым тарифам;
- завершение технической инвентаризации основных фондов жилищно-коммунального хозяйства с регистрацией в регистрирующих органах и планированием ежегодного объема реконструкции и заменой их результатов.
В целях повышения эффективности можно предложить различные меры для развития жилищного фонда [6, с. 100-102]:
- организовать качественный учет жилищного фонда для определения фактического состояния жилищного фонда;
- поставить жилищный фонд в стандартное состояние и соблюдать действующие гигиенические и технические правила и стандарты, продолжать работу по сбору средств для капитального ремонта жилищного фонда;
- установить цели для капитального ремонта жилых зданий и создать эффективную систему мониторинга;
- во время капитального ремонта достичь такого качества, чтобы получить дома, в которых граждане довольны.
Жилищно-коммунальное хозяйство - это территория, постоянно контролируемая российским гражданским обществом и населением. Изменения в отрасли продолжаются более десяти лет.
cjb
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Только качественных изменений почти не произошло, несмотря на постоянный спрос на услуги. Реформы, которые были начаты, далеки от совершенства, и из года в год усиливается системный кризис в жилищно-коммунальном секторе: стоимость услуг неуклонно возрастает, снижается его качество, снижается инфраструктура снабжения, а число несчастных случаев растет [7, с. 94-95].
Для того, чтобы повысить эффективность организационных и экономических механизмов, необходимо, в первую очередь, применение таких инструментов, как внедрение управляющих компаний для улучшения качества жилищно-коммунального хозяйства и спасения населения.
Факторы, способствующие использованию в этой ситуации, могут включать снижение налоговой нагрузки на компании, предоставляющие жилищные услуги, дальнейшее развитие фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства и т.д.
Учитывая социально-экономическое положение населения, ценовую ситуацию на рынке жилья (доступное жилье и техническое состояние), можно сделать вывод, что капитальный ремонт должен быть приоритетом в комплексе репродуктивных мер для продления жизненного цикла жилых зданий. Таким образом, решение жилищной проблемы должно проводиться путем тщательного ремонта как на дороге к строительству, так и параллельно с улучшением качества управляемого здания, которое было построено.
Библиографический список
1. ВСН 58-88(р). Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения // СПС «Гарант». URL: http://www. garant.ru/ (дата обращения: 02.02.2018).
2. Доклад о результатах анализа состояния системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Центр независимого мониторинга исполнения Указов Президента РФ «Народная экспертиза» ОНФ. М., 2015.
3. Белова Т.В. Современное состояние жилищного фонда: постановка основных проблем и пути решения // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 6.
4. Воронина В.М. Из опыта развития компании на основе усиления адаптивных возможностей к изменениям рыночной среды // Интеллект, инновации, инвестиции. 2016. № 2.
<jb
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
5. Гусейнов Г.Б. Совершенствование муниципального управления сферой ЖКХ // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 6-1 (90).
6. Зинатуллин А.З. Состояние и перспективы развития сферы ЖКХ // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2014. № 1 (7).
7. Ковалев А.В. Организация стратегического планирования на предприятии ЖКХ // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7-2.
8. Ляндау Ю.В. Процессно-проектное управление организациями комплекса ЖКХ // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2014. № 4 (70).
9. МакаровД.В. Исторические аспекты развития жилищно-коммунального хозяйства в России (ХШ1-ХХ1 вв.). Иваново, 2015.
10. Нахабин А.В. Формирование метода инвестирования в инновационную деятельность в секторе ЖКХ // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2014. № 1.
11. Обухов Г.В. Развитие государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ // Вестник Сибирской академии права, экономики и управления. 2016. № 1 (7).
Д.А. Юсупова
Аспирант,
Дагестанский государственный технический университет,
г. Махачкала
Е-mail: [email protected]