Научная статья на тему 'Современное состояние и структура международной торговли услугами в Республике Корея'

Современное состояние и структура международной торговли услугами в Республике Корея Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
683
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ / СТРУКТУРА ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ / УСЛУГИ В ЭКОНОМИКЕ / ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ / REPUBLIC OF KOREA / INTERNATIONAL TRADE IN SERVICES / STRUCTURE OF TRADE IN SERVICES / SERVICES IN ECONOMY / ECONOMY / ECONOMY OF THE REPUBLIC OF KOREA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжон Бюнгтэк

Целью настоящего исследования является анализ торговли услугами Республики Корея и ее основных тенденций развития. В статье проанализированы состояние и структура торговли услугами, в частности, экспорта и импорта Республики Корея в этой сфере. А также рассчитан индекс сравнительных преимуществ (анг. Revealed Comparative Advantage, RCA), для того чтобы более подробно рассмотреть позицию Республики Корея на мировом рынке в сфере торговли услугами и ее конкурентоспособность. Для анализа рассмотрены данные Всемирного Банка, Международного торгового центра и Банка Кореи за период с 2009 по 2018 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state and structure of international trade in services in the Republic of Korea

The purpose of this study is to analyze trade in services in the Republic of Korea and its current development trends. The article examines the state and structure of trade in services, in particular, exports and imports of the Republic of Korea in this area. With the calculated the RCA index in the world market the position and competitiveness of the Republic of Korea is assessed. The data (the period from 2009 to 2018) from the World Bank, the International trade center and the Bank of Korea are considered for the analysis.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и структура международной торговли услугами в Республике Корея»

Современное состояние и структура международной торговли услугами в Республике Корея

Аннотация

Целью настоящего исследования является анализ торговли услугами Республики Корея и ее основных тенденций развития. В статье проанализированы состояние и структура торговли услугами, в частности, экспорта и импорта Республики Корея в этой сфере. А также рассчитан индекс сравнительных преимуществ (анг. Revealed Comparative Advantage, RCA), для того чтобы более подробно рассмотреть позицию Республики Корея на мировом рынке в сфере торговли услугами и ее конкурентоспособность. Для анализа рассмотрены данные Всемирного Банка, Международного торгового центра и Банка Кореи за период с 2009 по 2018 годы.

Ключевые слова: Республика Корея, международная торговля услугами, структура торговли услугами, услуги в экономике, экономика, экономика Республики Корея.

Current state and structure of international trade in services in the Republic of Korea

Jeon Byungtaek (The Republic of Korea),

Moscow State University (119991, Russian Federation, Moscow, Leninskie gory 1), faculty of economics, department of world economy - Postgraduate student, Еmail: [email protected]

The purpose of this study is to analyze trade in services in the Republic of Korea and its current development trends. The article examines the state and structure of trade in services, in particular, exports and imports of the Republic of Korea in this area. With the calculated the RCA index in the world market the position and competitiveness of the Republic of Korea is assessed. The data (the period from 2009 to 2018) from the World Bank, the International trade center and the Bank of Korea are considered for the analysis.

Keywords: the Republic of Korea, international trade in services, structure of trade in services, services in economy, economy, economy of the Republic of Korea.

8 - 2019 Российский внешнеэкономический вестник

УДК 339/5(519.5) ББК 65.428 Ч-578

Чжон Бюнгтэк (Республика Корея),

МГУ (119991, Российская Федерация, Москва, Ленинские горы, д. 1), экономический факультет, кафедра мировой экономики - аспирант,

Еmail: [email protected]

Abstract

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И КЛАССИФИКАЦИИ УСЛУГ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

Сегодня услуги превратились в важный фактор экономического развития и занимают большую часть не только национальной, но и мировой экономики, включая сферу торговли. Международная торговля услугами - это своего рода «невидимая» торговля. В широком смысле она представляет «международную коммерческую транзакцию товаров и услуг». В зависимости от объекта транзакции можно выделить торговлю товарами и торговлю услугами [1]. В науке существует много различных вариантов определения международной торговли услугами. Рассмотрим некоторые из них.

Стерн Р. М. и Хоекман Б. М. (Stern R. M. & Hoekman B. M.) определяют международную торговлю услугами как явление, заключающееся в получении дохода внутренними факторами от нерезидентов в обмен на свои услуги, которые для первых являются нерелевантными [2]. Ридл Д. И. (Riddle D. I.) утверждал, что для появления международной торговли услугами необходимы два фактора. Ученый условно обозначал их как место и отношение собственности. Под местом он понимал стороны сделки, представленные различными странами, а под отношениями собственности - зависимость от владельца предприятия, участвующего в международной торговле услугами [3]. Фекетекути Г. (Feketekuty. G.) полагал, что международная торговля услугами - это экономическая деятельность. Стоит подчеркнуть, что в экспортирующей стране услуги добавляют ценность человеку, финансовому капиталу, информации и т. д., в стране импорта услуги также добавляют ценность подобным факторам (человек, финансовый капитал, информация и т. д.) [4].

Отдельные международные экономические организации дают свое определение международной торговли услугами. Так, Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) определяет торговлю услугами так: 1) возможность ссылаться на услуги, производимые резидентами одной страны и используемые / получаемые / оплачиваемые резидентами другой страны; 2) услуги, экспортируемые из страны-поставщика и импортируемые в другую страну (данное определение было сформулировано ОЭСР в целях более широкого толкования феномена международной торговли услугами); 3) услуги, произведенные в основном в одной стране и используемые / полученные / оплаченные резидентами другой страны. В рамках международной торговли существуют факторы, которые определяют право на утверждение и транспортировку услуг, передвижение капитала и кадров, продвижение информации и товаров [5].

В Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), принятом в ходе многосторонних переговоров Всемирной Торговой Организации (ВТО), отмечено: торговля услугами - это транзакция услуг через границу (а не производство и распределение услуг внутри одной страны), деятельность по предоставлению

^ 32

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2019

нематериальных услуг, то есть услуг, несвязанных с товаром в его материальной форме [6]. Помимо этого, ВТО выделяет 4 вида торговли услугами в зависимости от способа поставки. К первому виду относится торговля услугами, которая осуществляется с территории одной страны на территорию другой страны, то есть «трансграничная поставка», например, услуги колл-центра. Ко второму виду относится торговля услугами, предоставляемыми потребителю за рубежом, например, услуги, оказываемые туристам в стране их временного пребывания: места в гостинице, экскурсии, организация досуга и проч. Третий вид торговли услугами предполагает обеспечение экспортером своего коммерческого присутствия в стране-импортере (филиалы международных сетей ресторанов общественного питания, таких как KFC, Starbucks, McDonal's и др.). Четвертый вид торговли услугами заключается в предоставлении своих услуг поставщиком одной страны потребителям в другой стране через свое непосредственное физическое присутствие в этой стране (иностранный хирург приезжает за границу для проведения операции или иностранный инженер приезжает за границу для участия в строительстве за границу и др.).

В Международном Валютном Фонде (МВФ) в целях создания платежного баланса, было решено рассматривать международную торговлю товарами и услугами как «все транзакции между резидентами и нерезидентами одной страны», также был определен диапазон торговли. По определению МВФ, международная торговля услугами [7] - это: 1) все сделки, которые происходят между резидентами и нерезидентами (согласно традиционному концепту); 2) 1. + диапазон международных сделок неторгуемых услуг. То есть, данная концепция включает неторгу-емые услуги, которые потребляются иностранными гражданами в родной стране и за границей; 3) сделки, включая нефакторные услуги, например, расходы на дипломатов и войска, дислоцированные за рубежом; 4) сделки, включая факторные услуги, то есть сервисная деятельность зарубежных филиалов компаний и сервисная деятельность внутренних филиалов компаний. Эти аспекты экономической деятельности представляют собой особую важность и находят отражение в дебете и кредите платежного баланса.

Помимо этого, в шестом издании Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (РПБ6) [8], опубликованном МВФ, выделяется 12 основных видов услуг: 1) производственные услуги в отношении физических исходных ресурсов, находящихся в собственности других лиц; 2) услуги технического обслуживания и ремонта, не отнесенные к другим категориям; 3) транспорт; 4) поездки; 5) строительство; 6) услуги страхования и пенсионного обеспечения; 7) финансовые услуги; 8) сборы за использование интеллектуальной собственности; 9) телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги; 10) прочие деловые услуги; 11) услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха; 12) государственные товары и услуги, не отнесенные к другим категориям.

8 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

33 Q

Таким образом, несмотря на существование различных концепций, можно сказать, что у них есть общий элемент - отношения по поводу продажи и потребления услуг, которые не имеют материального выражения, между резидентами и нерезидентами. То есть в широком смысле международная торговля услугами есть «нематериальная торговля между резидентами и нерезидентами, которые живут в разных странах», или продажа, которая осуществляется производителем из одной страны покупателю, представляющего другую страну.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

Как отмечалось выше, за последние два десятилетия имело место значительное увеличение объемов международной торговли услугами. По данным Всемирного банка, в 2018 г. доля торговли услугами в мировом ВВП составляла 13,07% (см. рисунок 2), что в два раза выше, чем 20 лет назад. При этом ее доля в ВВП стран ОЭСР составляет 14,44%, в странах Еврозоны этот показатель составляет около 23,06%, а в странах Восточной Азии и Тихоокеанского региона - около 11,13%. Таким образом страны Еврозоны являются лидерами по объемам международной торговли услуг. В период 1997-2018 гг. они демонстрировали среднегодовые темпа прироста экспорта и импорта на уровне 17,53%, для сравнения в странах ОЭСР и Тихоокеанского региона темпы прироста за аналогичный период составили 11,13% и 9,76% соответственно.

Рисунок 1

Доля экспорта и импорта услуг в ВВП в отдельных группах стран (%)

30

о Н—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I

1997 2002 2007 2012 2017

Мир ОЭСР ~~ Зона евро ^"Восточная Азия и Тихий океан

Источник: составлено по данным Всемирного Банка. URL: https://data.worldbank.org/ indicator/NV SRV.TOTL.ZS

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2019

Применительно к динамике международной торговли услугами с точки зрения объемов экспорта и импорта отдельных стран, можно отметить, что абсолютным лидером являются США. В 2018 г. США экспортировали более 828 424 млн долл. США услуг, что составляет 14,2% мирового экспорта (см. таблицу 1). Второе место заняла Великобритания, она экспортировала услуг на сумму 377 923 млн долл. США, или 6,5% мирового экспорта, что в два раза меньше, чем США; далее следуют Германия, сумма экспорта услуг которой была равна 342 771 млн долл. США, или 5,9% мирового экспорта, и Франция, которая в том же году экспортировала услуг на сумму 276 037 млн долл. США, или 5,1% мирового экспорта. Азиатские страны пока уступают европейском в экспорте услуг. Китай, крупнейшая экономика в Азии на сегодняшний день, экспортировал услуг на сумму 206 453 млн долл. США, что равно 4,1% мирового экспорта, тогда как доля Республика Кореи составила лишь 1,7%, или 99057 млн долл. США. В 2018 г. Российская Федерация находилась на 25-ом месте по объему экспорта услуг, который составил 57729 млн долл. США.

По объему импорта услуг США также являются самым крупным потребителем. В 2018 г. США импортировали услуг на сумму 559217 млн долл. США, или 10,2% мирового импорта. Вторую строчку занимает Китай, который лишь на 0,7% уступает США. В том же году Китай импортировал услуг на сумму 525 825 млн долл. США (9,5% мирового импорта). Третьим крупнейшим импортером является Германия, ее импорт составил 365704 млн долл. США (или 6,6% мирового импорта), потом следуют Франция - 257371 млн долл. США (4,7% мирового импорта) и Великобритания 234968 млн долл. США (4,3% мирового импорта). Импорт Республики Корея составил 128794 млн долл. США, или 2,3% мирового импорта. Импорт услуг Российской Федерацией был равен 94702 млн долл. США, что эквивалентно 1,7% мирового импорта в том же году.

Таким образом, развитые страны являются не только крупнейшими поставщиками и потребителями услуг, но и нетто-экспортерами, то есть они продают услуг на мировом рынке значительно больше, чем потребляют. Этого нельзя сказать о Республике Корея, для которой характерен отрицательный баланс в международной торговле услугами.

Таблица 1

Ведущие мировые экспортеры и импортеры услуг по состоянию на 2018 г.

Экспорт Импорт

Стоимость Стоимость

Место Страна млн долл. США Место Страна млн долл. США

(Сумма экспорта) (Сумма экспорта)

1 США 828 424,00 1 США 559 217,00

2 Великобритания 377 923,27 2 Китай 525 815,85

3 Германия 342 771,61 3 Германия 365 704,44

8 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

35 Q

Экспорт Импорт

Место Страна Стоимость млн долл. США (Сумма экспорта) Место Страна Стоимость млн долл. США (Сумма экспорта)

4 Франция 292 437,40 4 Франция 257 371,23

5 Китай 233 566,80 5 Великобритания 234 968,14

17 Республика Корея 99 057,20 11 Республика Корея 128 794,30

25 Российская Федерация 64 758,76 16 Российская Федерация 94 702,38

Источник: составлено по данным Всемирного Банка. URL: https://data.worldbank.org/ indicator/BX.GSR.NFSV CD?locations=IM

СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

В 1960-1970-е гг. экономика Республики Корея была ориентирована прежде всего на товарное производство, но в 1980-е гг. началась постепенная структурная перестройка, когда больше внимания стало уделяться сфере услуг. Факторы производства, сосредоточенные до того момента в обрабатывающей промышленности, стали переходить в сектор услуг. Некоторые специалисты обращали внимание на данный процесс перехода и увязывали его с началом так называемой деиндустриа-лизиции ^е^шШа^айоп). Однако перемены, которые наблюдались в корейской экономике с начала 1980-х гг., соответствовали мировым тенденциям.

По данным Банка Кореи, доля сектора услуг в ВВП Кореи увеличилась с 43,3% в 1970 г. до 44,2% в 1980 г. и продолжила расти. В 2018 г. в секторе услуг производилось 52,84% корейского ВВП, что соответствовало объему 611 млрд долл. США. По мировым меркам развитых стран это невысокий показатель, поскольку доля сектора услуг в мировом ВВП доходит до 70%, для развитых она в среднем составляет 75%, а в США - 80%.

Темпы роста внешней торговли услугами в Корее сопоставимы с мировыми темпами роста. За период 1980-2018 гг. внешняя торговля услугами в среднем увеличивалась на 9,57% в год и в 2018 г. составила 16,98% всего объема внешней торговли страны. Однако, как отмечалось выше, росту объемов торговли сопутствовало увеличение дефицита. За исключением 1998-1999 гг., отмеченные Азиатским финансовым кризисом, отрицательный баланс в торговле услугами имел место в период 1990-2018 гг. Основная причина негативного баланса состояла в превышении темпов наращивания импорта услуг над темпами приращения экспорта. По данным Банка Корея, средние темпы прироста экспорта за 20 лет, начиная с 1998

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2019

г., были равны 8,93%, тогда как темпы прироста импорта составляли 10,5%. Наибольший разрыв между динамикой экспорта и импорта услуг пришелся на 20092018 гг. Для этих лет характерны негативные темпы наращивания вывоза, которые в среднем составили 0,46%, а ежегодное приращение импорта было равно 3,4%.

Рисунок 2

Динамика экспорта, импорта услуг и сальдо торговли услугами в Республике Корея, 1980-2018 гг.

Источник: составлено по данным Банка Кореи URL: https://ecos.bok.or.kr/

При формировании статистической отчетности о внешней торговли услугами Банк Кореи и Статистическая служба Кореи следуют рекомендациям МВФ. Они также выделяют 12 видов «торгуемых» услуг, которые приведены выше. Согласно данной классификации, профицит в торговле наблюдается по четырем статьям, а именно: «строительство», «финансовые услуги», «информационные, компьютерные и телекоммуникационные услуги», «услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха», тогда как остальные статьи являются источником дефицита.

В платежном балансе строительство включает в себя управление, ремонт, продление срока имущества в виде зданий и инженерно-технического благоустройства земельных участков и других строительных объектов - дорог, мостов, плотин и др. Строительство за рубежом включает строительные работы, осуществляемые для нерезидентов предприятиями - резидентами страны, составляющей статистику (экспорт), и товары и услуги, приобретенные этими предприятиями у резидентов принимающей страны (импорт). Строительство является одной из самых доходных статей платежного баланса Кореи. Начиная с 1980 г. по настоящее время, Корея ежегодно экспортирует строительных услуг на сумму 55 332 млн долл. США.

8 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

37 0

Это также одно из наиболее динамичных направлений экспорта со средними темпами роста 11,38%. Импорт в сфере строительства составляет 11 458 млн долл. США. Таким образом, за последние 40 лет баланс в торговле услугами складывался в пользу Кореи и размеры прибыли достигали 43 874 млн долл. США

В информационных, компьютерных, и телекоммуникационных (далее ИКТ) услугах выделяют три подвида - телекоммуникационные услуги, компьютерные услуги и информационные услуги. Телекоммуникационные услуги означают передачу звука, изображений, данных или другой информации с помощью телефона, факса и т.д. Компьютерные услуги включают в себя услуги, связанные с аппаратным и программным обеспечением, а также услуги по обработке данных; информационные услуги подразделяется на услуги информационных агентств и прочие информационные услуги. Услуги информационных агентств, в свою очередь, включают обеспечение средств массовой информации сводками новостей, фотоматериалами и др., а прочие информационные услуги подразумевают услуги, связанные с базами данных, хранением и распространением данных и баз данных и т. д.

ИКТ услуги являются еще одной доходной статьей в платежном балансе Кореи наряду со строительством. До 2011 г. по статье ИКТ в торговле сохранялся дефицит, но после 2012 г. Корея смогла нарастить экспорт и выйти на положительный баланс. В 2012 г. экспорт составлял 1,4 млн долл. США, а в 2018 г. - 2106,8 млн долл. США. Таким образом, средний темп прироста экспорта услуг на протяжении последних лет составил 22,05% в год.

В платежном балансе компонент финансовые услуги охватывает услуги по финансовому посредничеству, вспомогательные услуги (сюда не входят страховые компании и программы пенсионного обеспечения). То есть это услуги, которые обычно предоставляются банками и другими финансовыми посредниками и вспомогательными организациями, а также услуги, сопутствующие операциям с финансовыми инструментами, приемом депозитных вкладов и выдачей ссуд, аккредитивы, услуги консультационного характера. По данной статье среднегодовые объемы экспорта и импорта Кореи в период 2000-2008 гг. составляли 690,1 и 657,2 млн долл. США, торговый баланс был положительным. Однако после мирового финансового кризиса 2008 г. сальдо стало негативным.

Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха являются еще одной доходной статьей платежного баланса Кореи. Эти услуги включают в себя аудио- и видео услуги и услуги, связанные с ними, прочие услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха. Аудио- и видео услуги охватывают услуги в сфере кинематографа, индустрии музыки, радио и телевидение и услуги, связанные с исполнительским искусством в широком смысле.

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2019

Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха включают в себя четыре подкомпонента: услуги в области здравоохранения, услуги в области образования, услуги в области культурного наследия и досуга, и прочие услуги частным лицам. По данной статье Корея вплоть до 2013 г. была нетто-импортером, а вплоть до 1996 г. экспорт и вовсе был нулевым. Ситуация стала изменяться, начиная с 2014 г., когда профицит в торговле услугами в сфере культуры начал стремительно расти, достигнув показателя 295,5 млн долл. США в 2018 г. При этом в 2016 г. был достигнут абсолютный рекорд. Тогда положительное сальдо составило 470 млн долл. США. Безусловно, объемы доходов по данной статье пока еще уступают прибыли от торговли услугами в строительстве, финансовой сфере и ИКТ, но эксперты ожидают, что профит в этой сфере будет увеличиваться.

Основным источником дефицита в торговле услугами выступает статья зарубежные поездки. После финансового кризиса 2008 г. его объем продолжал увеличиваться и в 2018 г. составил более 160000 млн долл. США. Также стоит обратить внимание на статью «прочие деловые услуги», которые включают услуги в области научных исследований и разработок, профессиональных услуг и услуг консультирования по вопросам управления и технических услуг, связанных с торговлей и прочими деловыми услугами. Она также является одним из основных причин общего дефицита в торговле услугами. Размер дефицита в среднем составлял 6774 млн долл. США, начиная с 1998 г., а в 2018 г. вырос примерно на 40% до отметки 11 211 млн долл. США.

Статья «сборы за использование интеллектуальной собственности» представляют собой плату экономических агентов в Корее за использование иностранных авторских прав, патентов, товарных знаков, опытно-конструкторских разработок и т.д. Если субъекты экономической деятельности продают аналогичные права субъектам за рубежом, то это считается экспортом. По данной статье ежегодные размеры дефицита Кореи стабильно составляют 2199 млн долл. США последние 40 лет. Иная ситуация складывается в сфере транспортных услуг. Транспортные услуги включают в себя морской, воздушный, космический, железнодорожный транспорт и др. С 1980-х гг. торговый баланс в этой сфере складывался в пользу Кореи, но в 2016 г. он сменился на отрицательный. Для секторов «услуги по переработке товаров», «услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров», «государственные товары и услуги» также характерен дефицит.

Таблица 2

Динамика сальдо торгового баланса в сфере услуг, 2009-2018 гг.

2009 2010 2011 2012 2013

Платежный баланс в торговле услугами -9 337,7 -13 972,8 -12 056,5 -5 057,5 -6 328,8

Услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам -4 463,0 -4 743,1 -7 249,6 -6 652,6 -5 707,9

8 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

39 ^

2009 2010 2011 2012 2013

Транспортные услуги 4 815,6 8 656,7 6 331,6 10 131,4 7 340,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поездки -5 261,6 -8 502,9 -7 558,1 -7 372,0 -7 255,2

Строительство 11 746,8 9 675,2 11 683,7 16 345,4 15 522,5

Страхование и услуги негосударственных пенсионных фондов -394,7 -367,4 -167,8 -304,4 -274,6

Финансовые услуги -866,0 -267,6 -230,2 -436,4 -755,2

ИКТ -444,1 -410,6 -216,0 1,4 325,3

Сборы за использование интеллектуальной собственности -4 100,2 -5 994,5 -3 016,0 -4 713,7 -5 481,5

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров -3,7 -27,7 202,3 168,2 -17,3

Прочие деловые услуги -10 120,0 -11 811,2 -11 806,8 -12 412,4 -10 072,2

Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха -91,2 -244,0 -87,6 -95,0 -83,8

Государственные товары и услуги 419,0 64,3 58,0 282,6 130,5

2014 2015 2016 2017 2018

Платежный баланс в торговле услугами -3 290,1 -14 625,8 -17 338,4 -36 734,1 -29 737,1

Услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам -5 644,0 -6 095,5 -5 761,9 -6 955,0 -7 557,5

Транспортные услуги 6 193,9 4 650,9 -1 328,5 -5 418,4 -4 373,9

Поездки -5 732,2 -10 471,5 -10 357,4 -18 323,7 -16 654,0

Строительство 15 287,9 9 643,4 9 556,5 7 877,9 9 483,1

Страхование и услуги негосударственных пенсионных фондов 60,0 -97,0 -283,3 -106,0 -97,1

Финансовые услуги -333,7 -76,6 61,5 296,4 846,1

ИКТ 967,1 702,5 990,5 1,125,6 2,106,8

Сборы за использование интеллектуальной собственности -5,004,4 -3,502,4 -2,493,4 -2,414,8 -2,128,6

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров -58,1 -31,3 0,9 -99,0 -15,7

Прочие деловые услуги -9,144,8 -9,288,3 -7,721,2 -12,213,5 -11,211,2

Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха 16,4 223,6 468,3 197,6 259,5

Государственные товары и услуги 101,8 -283,6 -470,4 -701,2 -394,6

Источник: составлено по данным Банка Кореи URL: https://ecos.bok.or.kr/

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2019

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ

В теоретических моделях сравнительное преимущество страны выражается в относительных ценах, определяемых при отсутствии международной торговли. Поскольку такая ситуация невозможна в реальном мире, экономисты используют косвенные методы оценки сравнительных преимуществ. Индекс для расчетов сравнительных преимуществ (RCA: Revealed Comparative Advantage) был предложен Б. Баласа (B. Balassa)1 [9] и доработан Т. Воларсом (T. Vollarth)2 [10]. Он используется для анализа секторов и выявления тех, в торговле которыми страна обладает сравнительными преимуществами. За основу, как правило, берется среднемировой показатель.

Индекс RCA определяется как соотношение двух показателей. В числителе находится доля экспорта товара (услуги) в общем объеме экспорта. В знаменателе доля мирового экспорта этого же товара (услуги) в общем объеме мирового экспорта. Индекс принимает значение в диапазоне от 0 до +да. Если значение превышает 1, считается, что страна имеет явное сравнительное преимущество.

Где

- xij: экспорт услуги i из страны j

- xtj: совокупный экспорт услуги из страны j

- Xiw: мировой экспорт услуги i

- Xtw: совокупный мировой экспорт услуги

xij

Индекс RCA = ^ Xtw

В таблице 3 приведены расчеты индекса RCA Кореи за последние 10. За основу для расчетов были взяты данные, опубликованные Международным торговым центром (анг. Internatinoal Trade Center: ITC). Как следует из таблицы, отрасли, в которых Корея имеет сравнительные преимущества, а значит - обладает международной конкурентоспособностью - это «строительство», «услуги по переработке товаров», «транспортные услуги», «сборы за использование интеллектуальной собственности», «прочие деловые услуги», «услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха». При этом наибольший показатель сравнительных преимуществ характерен для строительной сферы. Он был равен 6,53 в 2018 году. Это существенно выше, чем в США - 0,12, Великобритании - 0,49, или Германии - 0,39).

Индекс конкурентоспособности в сфере транспортных услуг Кореи составил 1,66 в 2018 году. Это в 2,5 раза выше, чем в США (0.65) и Великобритании (0,63), но близок к уровню конкурентоспособности Германии. Однако заметим, что пози-

8 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

41 Q

ции Кореи на мировом рынке транспортных услуг постоянно снижались, начиная с 2009 г. Индекс конкурентных преимуществ в сфере «услуги по переработке товаров» был равен 1,27 в 2018 г., что выше, чем у Великобритании (0,52) и ниже, чем в Германии (1,35). При этом здесь также наблюдалось ослабление позиций Кореи, как и в случае транспортными услугами. Индекс «сборов за использование прав интеллектуальной собственности» находился на уровне 1,14, что в два раза ниже, чем аналогичный показатель в США (2,28); что касается «услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха», то Корея (1,39) здесь опережает США (0,43) и Германию (0,08), но уступает показателю Великобритании (1,88).

За исключением отмеченных 5 секторов услуг (услуги по переработке товаров, транспортные услуги, сборы за использование интеллектуальной собственности, прочие деловые услуги. Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха) остальные секторы не обладают сравнительными преимуществами на мировых рынках. Несмотря на то что «строительство», «транспортные услуги», «услуги по переработке товаров» занимают сильные конкурентные позиции, индекс конкурентоспособности снижается, тогда как в случае статей «сборы за использование интеллектуальной собственности», «услуги частным лицам и услугами в сфере культуры и отдыха» она, наоборот, росла в последние 10 лет. Эта динамика отражает структурную перестройку в корейской экономике и меняющийся характер ее конкретных позиций на мировых рынках.

Таблица 3

Динамика индекса RCA Республики Корея в торговле услугами, 2009-2018 гг.

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Услуги по переработке товаров 1,33 1,45 1,30 1,37 1,60 1,45 1,46 1,38 1,37 1,27

Транспортные услуги 2,19 2,40 2,15 2,09 1,97 1,80 1,94 1,68 1,62 1,66

Поездки 0,55 0,52 0,57 0,54 0,58 0,66 0,64 0,74 0,62 0,66

Строительство 8,80 7,10 8,59 9,34 10,14 8,29 6,37 6,76 5,69 6,53

Страхование и услуги него сударственных пенсионных фондов 0,17 0,26 0,23 0,18 0,23 0,27 0,30 0,28 0,44 0,32

Финансовые услуги 0,25 0,23 0,23 0,21 0,14 0,14 0,19 0,22 0,30 0,35

ИКТ 0,16 0,17 0,19 0,18 0,25 0,30 0,38 0,41 0,50 0,49

Сборы за использование интеллектуальной собственности 0,79 0,67 0,83 0,65 0,73 0,70 0,93 0,99 1,16 1,14

Q 42

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2019

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Услуги по техническому обслуживанию и 0,03 0,02 0,23 0,18 0,00 0,08 0,22 0,22 0,26 0,32

ремонту товаров

Прочие деловые услуги 0,75 0,79 0,78 0,79 0,84 0,87 0,91 0,99 1,09 1,05

Услуги частным лицам и услуги в сфере 0,67 0,57 0,69 0,76 0,82 0,91 0,98 1,28 1,16 1,39

культуры и отдыха

Государственные товары и услуги 0,85 0,72 0,81 0,74 0,79 0,72 0,76 0,71 0,91 0,99

Источик: Рассчитано на основе данных International Trade Center. URL: http://www. intracen.org/itc/sectors/services/tradestatistics/

ВЫВОДЫ

Можно сделать вывод, что объем торговли услугами Кореи постоянно увеличивается, но пока занимает сравнительно набольшую часть в общем объеме внешней торговли страны. Ее доля составляет 16,9% от общего объема. Торговля услугами характеризуется превышением импорта над экспортом, что негативно сказывается на сальдо. Доходными статьями для Кореи являются «строительство», «ИКТ», «финансовые услуги», «услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха», а наибольший дефицит наблюдается по статье «поездки». Когда растут доходы населения, спрос на туристические поездки за границу и обучение за рубежом также возрастают. По статье «прочие деловые услуги», связанные с деятельностью предприятий за границей, также наблюдается большой дефицит, что отражает прогрессирующую глобализацию корпоративного сектора Кореи.

С точки зрения индекса сравнительных преимуществ, такие сектора корейской экономики, как «строительство», «транспортные услуги», «услуги по переработке товаров», «сборы за использование интеллектуальной собственности», «услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха», пока отличаются высокой международной конкурентоспособностью, но в последние годы здесь наблюдается тенденция к снижению.

В заключение отметим, что для уменьшения дефицита платежного баланса в секторе услуги и повышения конкурентоспособности требуются долгосрочные решения, поскольку отрасли, в которых наблюдается дефицит, не смогут развиться в короткие сроки. Например, требуется развивать дополнительные туристические ресурсы, достопримечательности, создавать необходимую инфраструктуру, поддерживать сектор деловых услуг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, растить управленческие кадры. Упомянутые секторы требуют инвестиционных мер и решений на перспективу.

8 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

43 Q

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 B Balassa 'Competitiveness of American manufacturing in world markets', in B Balas-sa (ed), Changing patterns in foreign trade and payments (New York: Norton, 1964), pp. 26-33

2 T. Vollrath, "A Theoretical Evaluation of Alternative Trade Intensity Measures of Revealed Comparative Advantages", Wellwirtschfllied Archiv, Volume 127, 1991, pp.265-280.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Sung Il-Suck. (1995). The Emerging Service Economy and Structure of Trade in Services in Korea, Korea trade review, 20(1), 127-158.

2. Stern, R. M., & Hoekman, B. M. (1987). Issues and data needs for GATT negotiations on services.

3. Riddle, D. I., & Riddle, D. I. (1986). Service-led growth: the role of the service sector in world development. New York: Praeger.

4. Feketekuty, G. (1988). International trade in services: an overview and blueprint for negotiations, Ballinger Pub Co,

5. Wölfl, A. (2005). The service economy in OECD countries (Vol. 275). Paris: OECD.

6. Karsenty, G. (2000). Assessing trade in services by mode of supply. GATS 2000: New Directions in Services Trade Liberalization, 33-56.

7. Lehmann, A,, Tamirisa, N, T,, & Wieczorek, J, (2003), International Trade in services: Implications for the IMF, International Monetary Fund,

8. International Monetary Fund, (2010), Balance of Payments and International Investment Position Manual (BPM6), International Monetary Fund,

9. Balassa, B. (1964). Competitiveness ofAmerican Manufacturing in World Market. Changing Patterns of Foreign Trade and Payment, Balassa, B.(ed.), 26-27.

10. Vollrath, T. L. (1991). A theoretical evaluation of alternative trade intensity measures of revealed comparative advantage. Weltwirtschaftliches Archiv, 127(2), 265-280.

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.