Вестник Института экономики Российской академии наук
5/2019
ЧЖОН БЮНГТЭК
аспирант экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
Статья посвящена проблемам определения феномена электронной торговли и анализу основных тенденций ее развития в 2010-х годах в Республике Корея. Прослеживаются особенности трансформации инструментария международной торговли, которая все в большей степени вбирает в себя информационно-коммуникационные технологии. В результате происходит обновление и усложнение структуры торговли. Рассмотрено современное состояние электронной торговли в Республике Корея. На основании статистических данных анализируется специфика корейских платформ для электронной коммерции и выделяются ключевые аспекты, характеризующие уровень ее развития в стране. Приведены данные о платформах электронной торговли, предоставляющих услуги «онлайн-шоппинга» и электронной коммерции (onlineshopping company). Торговую активность фирм в данном секторе можно назвать «оцифрованной» торговлей. Информационной базой статьи являются статистические отчеты Банка Кореи, а также Статистической службы Кореи.
Ключевые слова: экспорт и импорт, электронная торговля, особенности электронной торговли в Республике Корея, цифровая экономика. JEL: F19.
DOI: 10.24411/2073-6487-2019-10066
Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий и Интернета позволяет преодолевать ограничения пространства и времени, которые были присущи традиционной торговле между странами на протяжении столетий. Появление мобильных технологий ускорило распространение Интернета и сопутствующих технологических решений, что сделало возможным интенсификацию торговли в тех сферах, которые ранее оставались за пределами торгового обмена. Примером этого является образовательная сфера - сегодня лекции известных преподавателей университетов через смартфоны доступны людям, находящимся в других географических зонах. Здравоохранение, сфера, традиционно привязанная к месту физического нахождения человека, также испытывает на себе влияние Интернета. Пациент может запросить заключение по рентгенографии в зарубежной клинике. Помимо этого, Интернет-технологии позволяют управ-
лять определенной частью бизнес-процессов дистанционно. В экономике традиционного типа подобного рода услуги не могли существовать, поскольку личные контакты поставщиков и потребителей были ключевым звеном, опосредующим торговые процессы.
Основные тенденции развития международной
электронной торговли
В результате внедрения Интернет-технологий возникла новая парадигма торговли со своими специфическими особенностями. Интернет сделал частью повседневной жизни такие феномены, как Интернет-шопинг и онлайн-банкинг, доступные на большинстве современных «девайсов», цифровой контент, включая кино, музыку, электронные книги, поисковые системы, социальные сети и сайты, на которых люди могут взаимодействовать для решения текущих задач и т. д. Возник целый пласт терминологии, описывающий новые отношения в рамках Интернет-пространства. Эта терминология, как и сами феномены, прочно укоренились в обществах и интегрировались в структуры экономики. Интернет-технологии сегодня стали частью инфраструктуры современной экономической системы.
Сложившиеся новые условия организации экономических процессов позволяют производителям и поставщикам товаров и услуг эффективно управлять дистрибьюторскими каналами при наличии временных ограничений. Это приводит к снижению временных издержек, а следовательно, и общей стоимости производства. Соответственно, высвобождаются ресурсы, которые могут быть направлены на другие цели. Потребители также выигрывают от распространения Интернет-торговли, так как им открывается расширенный доступ к информации о предлагаемых товарах и услугах на фоне более низких цен. Таким образом, новые экономические условия ведут к росту благосостояния населения [1].
Объем мировой электронной торговли в 2014-2017 гг. и его прогнозные значения до 2021 г. демонстрируют повышательную динамику (см. рис. 1). В 2014 г. объем электронной торговли составлял 1,336 трлн долл. США, а в 2017 г. уже на 700 млн долл. больше. Прогнозируется, что по итогам 2018 г. он составит 2,842 трлн долл. США. То есть в период с 2014 по 2018 г. средние ежегодные темпы прироста объема розничных продаж через Интернет составят 20,08%. В последующие годы можно ожидать ускорение динамики продаж, и к 2021 г. оборот электронной коммерции приблизится к отметке 5 трлн долл. США. Таким образом, можно говорить о том, что электронная торговля становится серьезным конкурентом традиционного способа продажи товаров через магазины, или, если использовать современный язык, «оффлайн».
6 (НЮ
5 ООО
4 878
Источник: Статистическая служба Кореи [15].
Рис. 1. Фактические и прогнозные значения мировых розничных продаж в сфере электронной торговли, 2014-2021 гг., млрд долл. США [2].
Феномен электронной торговли
Поскольку электронная торговля - феномен, возникший сравнительно недавно, она еще не получила устойчивого определения. В работах, которые рассматривают данную проблематику, можно встретить различные термины, описывающие процессы купли-продажи в Интернет-пространстве. В частности, наряду с термином «электронная торговля» встречаются такие, как «электронная коммерция», «электронный бизнес», «цифровой трейд», «онлайн-экономика» и другие. Тем не менее попытки конкретизировать данный феномен в научных терминах имеют место как со стороны научного сообщества, так и со стороны национальных и международных организаций. В исследованиях можно встретить следующие определения электронной коммерции: «использование коммуникационных технологий для передачи бизнес-информации и ведения бизнеса» [3], «любая сделка, совершенная через компьютерную сеть, в результате которой право собственности и право пользования товаром или услугой было передано от одного лица другому» [4], «производство, реклама, продажа и распространение товаров посредством телекоммуникационных сетей» [5], «использование электронных средств, например, телефона, факса, телевизора, Интернета, для осуществления коммерческих сделок» [6] и другие. В свою очередь электронный бизнес - это «любая,
базирующаяся на средствах Интернета бизнес-активность, преобразующая внутренние и внешние взаимоотношения для создания новых ценностей и использования появившихся рыночных возможностей» [3], «любой вид деятельности, которую организация осуществляет посредством сети связанных между собой компьютеров» [7].
В осмыслении феномена электронной торговли принимают участие национальные институты в сфере торговли. Согласно утверждению Комиссии США по международной торговле (United States International Trade Commission, USITC, далее Комиссия), электронная торговля - это «транзакция товаров и услуг через Интернет. Предлагая подробную классификацию различных видов электронной торговли, Комиссия выделяет контент, который передан через Интернет или цифровую технику (музыка, игра, видео, электронная книга и т. д.), социальные сети (сайты социальных сетей, блоги и т. д.), поисковые системы, сервисы (услуги) на базе Интернета (программное обеспечение, мобильные приложения, переданные через Интернет или облачное хранилище, услуги передачи данных, в том числе их обработки и хранения, вычислительные платформы)» [8].
Бюро экономического анализа (Bureau of Economic Analysis) и Исследовательский центр при Конгрессе США (Congressional Research Service) также дают собственное описание электронной торговли. С точки зрения Бюро экономического анализа, это «торговля посредством цифровой промышленности, являющаяся частью цифровой торговли, независимо от того, была ли торговля фактически осуществлена в цифровом формате или нет» [9]. Применительно к условиям Соединенных Штатов, Исследовательский центр при Конгрессе понимает электронную торговлю как «внутреннюю торговлю США, а также международную торговлю, в которой Интернет и Интернет-технологии играют особенно важную роль при заказе, производстве или поставке товаров и услуг» [10].
Определения международных организаций, таких как ВТО и ООН, носят более широкий характер. По мнению специалистов ВТО, электронная торговля включает в себя не только использование Интернета, но и других компьютерных сетей, телекса и телефакса, голосовой телефонии [11]. В соответствии с положениями Типового закона ЮНСИ-ТРАЛ (UNCITRAL - United Nations Commission on International Trade Law), электронную торговлю следует рассматривать как «сделки, заключаемые с помощью электронного обмена данными и других средств передачи данных, предусматривающих использование альтернативных бумажным формам и методам передачи и хранения информации» [12].
Таким образом, несмотря на некоторые отличия, приведенные выше определения, сходятся на том, что ключевая роль в процессе
электронной торговли принадлежит интернету и цифровым технологиям. При этом представляется что, «электронная коммерция» -более широкое понятие, выходящее за границы исключительно торговых отношений. В рамках настоящего исследования оба термина -«электронная коммерция» и «электронная торговля» используются как синонимы применительно к товарно-обменным отношениям, протекающим в Интернет-пространстве.
Подходы к классификации видов электронной торговли
в Республике Корея
Республика Корея (далее Корея) является одним из активных участников мировой электронной торговли. На фоне роста масштабов корейской электронной торговли возникла объективная необходимость классифицировать виды деятельности, представляющие электронную торговлю. За основу правительством были взяты принципы классификации, использовавшиеся в США. Так, Статистическая служба Кореи, выделила сделки вида B2B - Business to Business (между компаниями), B2G - Business to Government (между компанией и правительством) и B2C - Business to Consumer (между компанией и потребителем). Заметим, что данные по торговле B2B и B2G имеются только до 2014 г. по причине того, что эти сделки встречаются значительно реже, чем операции B2C. В сущности, данные, которые используются в настоящей статье для анализа динамики и тенденций развития Интернет-шопинга, это данные о продажах бизнеса потребителям. Применительно к операциям В2С были определены 12 видов товаров и услуг, на которые приходится основной оборот сделок. К ним относятся: туризм, одежда и аксессуары, косметика, запчасти для машин, автомобильные аксессуары, бытовая техника, электроника и средства связи [13].
Платформы для Интернет-торговли в Республике Корея
Для экспортно-импортных операций важно определение субъекта экономической деятельности. В случае электронной торговли, субъект, который выполняет торговые трансакции, называется Интернет-платформой для электронной торговли, или Интернет-шоппинг моллом. Эти платформы опосредуют импорт и экспорт товаров в Интернет-пространстве. В широком смысле, Интернет-платформу для электронной торговли можно определить как универсальную инфраструктуру, которая обеспечивает деятельность, имеющую отношение к торговым операциям, включая исследование рынка, заключение контрактов, таможенное оформление, оплату и т. д., через Интернет.
Интернет-платформы особенно благоприятно влияют на расширение возможностей для сотрудничества различных компаний, которые участвуют в процессе электронной торговли. В узком смысле Интернет-платформа для электронной торговли - это Интернет-магазин, который занимается экспортом и импортом товаров через Интернет. В мире наиболее крупной из числа Интернет-платформ для электронной торговли является американская компания Amazon, созданная в 1996 г. Она делает доступной покупку через Интернет самых различных товаров, в том числе бытовой техники, одежды, книг, аксессуаров. По итогам 2018 г. выручка этой компании составила 241,5 млрд долл. США. Помимо Amazon лидирующие позиции на мировом рынке занимают также онлайн-шоппинг моллы Ebay, Walmart, Costco и др.
В последние годы заметно увеличилось присутствие китайских Интернет-платформ для электронной коммерции, например выручка компании Alibaba в 2018 г. составила 54,8 млрд долл. США, а Jingdong молл, - 66,6 млрд долл. Китайские компании пока уступают по масштабам деятельности американскому гиганту, но они продолжают расти быстрыми темпами. Более конкурентоспособная цена китайских товаров является мощным фактором роста.
Как в США и Китае, в Республике Корея также существует множество Интернет-платформ для электронной торговли. Корейская Ассоциация Интернет-шоппинга (Korea On-Line Shopping Association) выделяет два вида Интернет-магазинов в зависимости от формы трансакции: «обычный» Интернет-магазин и «посреднический»/«открытый» Интернет-магазин (internet shoping intermediary/open market). Под «обычным» Интернет-магазином понимается Интернет-платформа, в которой одна компания осуществляет продажу товаров большому количеству клиентов через Интернет в киберпространстве. Термин «посреднический Интернет-магазин» означает Интернет-платформу, которая создает пространство, где многочисленные зарегистрированные на ней компании осуществляют продажу товаров клиентам -пользователям этой платформы.
На основании данных о выручке можно выделить несколько крупнейших Интернет-магазинов в Корее. Прежде всего стоит отметить главного игрока среди обычных Интернет-магазинов - компанию CJ E&M с оборотом 1,7 млрд долл. США в 2018 г., далее следуют E-mart online (совокупная выручка 1,2 млрд долл.), GS online (723 млн долл.), NS mall (460 млн долл.) и др. Главные посреднические Интернет-магазины (или открытые магазины) представлены компаниями Coupang, чей общий доход в 2018 г. составил 3,7 млрд долл. США, и Ebay Korea, которая контролирует такие популярные платформы, как Gmarket и Auction. В 2018 г. совокупный доход Ebay Korea составил 823 млн долл. США. Кроме того, главными посредническими Интернет-магазинами
в Корее являются 11 street (с доходом в 2018 г. в 566 млн долл. США), Interpark (с общим доходом в 443 млн долл.), T-mon (доход в 2018 г. составил 417 млн долл.), WEMAP (доход в 2018 г. - 360 млн долл.).
Остановимся на некоторых особенностях корейских Интернет-магазинов. Большинство «обычных» Интернет-магазинов достигли довольно высоких показателей совокупного годового дохода. Одна из причин этого кроется в их аффилированности с крупными компаниями. В корейском обществе «обычные» Интернет-магазины ассоциируются с корпорациями, которые, преследуя цель расширения спектра деятельности, создают собственные платформы для электронной торговли. Это позволило им встроиться в существующие каналы продаж и проводить маркетинг товаров и услуг среди тех, кто и так является их клиентом, тем самым расширяя свою доходную базу.
«Посреднические» платформы также достаточно успешны на рынке, несмотря на то, что общий объем их выручки уступает уровню «обычных» Интернет-магазинов. Им свойственен высокий уровень конкуренции между поставщиками, что создает более выгодные условия совершения покупок для потребителя. Корейские специалисты прогнозируют, что эта тенденция будет только усиливаться.
Современные тенденции развитии электронной
торговли в Корее
Развитие информационно-коммуникационных технологий способствовало расширению торговли товарами через Интернет в таких масштабах, что она превратилась в характерную особенность современной цифровой экономики. Электронная торговля также стала одной из важнейших форм торговых отношений между странами. Рассмотренные выше корейские Интернет-магазины являются активными участниками внешнеторговых отношений страны. Соответственно, доходы от продаж товаров зарубежным потребителям представляют собой экспорт Кореи, а покупка иностранных товаров корейскими потребителям через них является импортом страны. Релевантные статистические данные о движении товаров через Интернет-каналы ежегодно публикуются Статистической службой Кореи и, как правило, предоставляются по 14 категориям товаров (см. табл. 1).
За короткий период 2014-2018 гг. общий объем экспорта в сфере электронной торговли возрос с 640 млн долл. США до более чем 3,2 млрд долл., то есть в 5 раз. Соответственно, его доля в суммарном экспорте Кореи увеличилась с 0,1 до 0,52% за этот период. По итогам 2018 г. основными экспортными товарами стали косметика, одежда и аксессуары, электронная и бытовая техника. При этом косметические товары доминировали в общем объеме экспорта. Объемы продаж
Таблица 1
Экспорт товаров из Республики Кореи посредством электронной торговли, 2014-2018 гг., млн долл. США
2014 2015 2016 2017 2018
Компьютеры и периферийные устройства 15,58 11,88 12,34 7,81 6,27
Электронная и бытовая техника 52,06 50,75 57,36 66,44 88,87
Программное обеспечение 1,57 2,05 0,87 0,54 1,24
Книги 5,86 7,37 12,72 19,03 25,75
Канцелярские товары 17,44 4,62 4,85 5,41 3,96
Музыкальная и видеопродукция, музыкальные инструменты 21,18 22,75 20,47 30,82 54,18
Одежда и аксессуары 166 240,45 309,64 363,35 472,43
Товары для спорта и отдыха 10,07 11,68 16,89 14,71 13,50
Косметика 243,95 632,80 1410,08 1977,07 2435,97
Товары для детей 9,66 14,02 20,12 15,76 17,92
Продовольственные товары 31,15 31,82 28,40 27,46 41,10
Сельскохозяйственная продукция, продукция животноводства 14,90 15,06 0,63 0,1 0,33
Товары ежедневной необходимости, запчасти автомобилей и автомобильные аксессуары 28,49 40,06 46,03 41,59 37,86
Прочие 27,28 27,41 34,33 39,11 49,29
Итого 644,7 1112,73 1974,75 2609,21 3248.67
Источник: [14; 15].
корейской косметической отрасли иностранным потребителям посредством электронной торговли выросли за 4 года более чем в 10 раз. Если в 2014 г. экспорт этой отрасли составляли 243,95 млн долл. США, то в 2018 г. уже 2,5 млрд долл. Еще одной значимой экспортной позицией стали одежда и аксессуары. Сумма экспорта этих видов товаров через Интернет составила 166 млн долл. США в 2014 г., а в 2018 г. - уже более 472 млн долл. Далее следуют электронная и бытовая техника, музыка, видео и музыкальные инструменты и прочие категории.
Применительно к структуре основных торговых партнеров следует заметить, что, как и для внешней торговли в целом, Китай, Япония и США являются важными экспортно-импортными рынками. Экс-
Вестник ИЭ РАН. №5. 2019 С.178-190
порт в Китай через Интернет принес Республике Корея 2,6 млрд долл. США в 2018 г. Это составило 83,92% от общей экспортной выручки в сфере электронной торговли, хотя в 2014 г. на него приходилось только 302,59 млн долл., или 54,7% годового экспорта. Средние темпы прироста экспорта за последние 4 года составляли 78,47%.
На фоне Китая доли Японии и США выглядят скромнее. Так, в 2018 г. на Японию пришлось 5,61%, что в денежном эквиваленте было равно 173,85 млн долл. США. Таким образом, относительные показатели доли Японии сократились на 10 процентных пунктов, так как в 2014 г. она обеспечивала 15,48% корейского экспорта через Интернет-платформы. Доля США в 2018 г. составила 4,87%, или 150,82 млн долл. в 2018 г. (в 2014 г. на эту страну приходилось 1,65% продаж, или 91,48 млн долл.). Помимо отмеченных стран корейскую продукцию охотно покупают через Интернет потребители в странах АСЕАН (150,23 млн долл. США, 4,85% общего объема рассматриваемого экспорта), ЕС (32,36 млн долл., или 1,05%) и странах Ближнего Востока (7,29 млн долл., или 0,24%).
Данные об импорте Кореи по 13 категориям товаров в 20142018 гг. представлены в табл. 2. Как видно из данных табл. 2, в 2014 г. Корея импортировала посредством электронной торговли товаров на сумму более 1,5 млрд долл. США, а к 2018 г. объем импорта вырос до 2,6 млрд долл. Таким образом, в 2014 г. импорт существенно превышал объем экспорта, но в силу более быстрых темпов роста последнего к 2018 г. удалось добиться положительного баланса в электронной торговле. Эти различия прослеживаются также и в относительных показателях: в 2014 г. импорт через электронную торговлю составлял 0,29% от общего импорта Кореи, а в 2018 г. уже 0,51%. Основной категорией импорта для Кореи являются одежда и аксессуары. В 2014-2018 гг. их ввоз вырос с 770 млн долл. США до 970 млн долл., далее следуют продовольственные товары (594 млн долл. в 2018 г.), электронная и бытовая техника (401 млн долл. в 2018 г.) и др.
Главными партнерами по импорту являются США, Европейский Союз (ЕС) и Китай, при этом лидерство принадлежит США. В 2018 г. США обеспечили практически половину импорта посредством электронной торговли, оцениваемой в 1,4 млрд долл. США. Однако следует заметить, что наметилась тенденция к снижению доли США. За 4 года она сократилась с 72,73% до 52%. На ЕС приходилось 20,75% всего импорта в 2018 г., или 551,65 млн долл. США (в 2014 г. 9,75%, или 152,48 млн долл.). Импорт из Китая в 2018 г. формировал 17,24% общей суммы импорта, что эквивалентно 457,75 млн долл. США (в 2014 г. эти показатели составляли 13,71% и 214,33 млн долл.). Также важными партнерами для Кореи являются Япония (176,53 млн долл., или 6,65%), страны Океании (47,73 млн долл., или 1,8%) и др.
Таблица 2
Объем корейского импорта электронной торговли, 2014- 2018 гг.,
млн долл. США
2014 2015 2016 2017 2018
Компьютеры и периферийные устройства 34,19 38,19 38,06 33,51 47,61
Электронная и бытовая техника 97,85 123,65 165,41 245,17 401,48
Программное обеспечение 3,80 4,34 4,44 7,73 10,15
Книги 10,32 12,41 12,36 16,12 19,13
Канцелярские товары 5,23 6,58 7,21 7,45 10,77
Музыкальная и видеопродукция, музыкальные инструменты 7,08 6,83 6,24 6,32 8,10
Одежда и аксессуары 737,16 608,08 628,29 717,59 970,63
Товары для спорта и отдыха 24,76 26,58 28,13 34,75 47,84
Косметика 98,48 105,01 113,24 131,55 149,10
Товары для детей 51,29 54,6 54,65 47,79 57,37
Продовольственные товары 285,32 296,99 381,31 479,94 594,56
Сельскохозяйственная продукция, продукция животноводства 4,94 5,36 4,79 5,86 5,61
Товары повседневного спроса, запчасти для автомобилей автомобильные аксессуары 123,56 123,4 129,04 122,82 147,48
Прочие 79,64 90,66 69,64 127,18 185,89
Итого 1563,62 1502,67 1642,82 1983,79 2655,72
Источник: Статистическая служба Кореи [15].
4000
-2000 -1-
Источник: рассчитано автором по: [15].
Рис. 2. Динамика экспорта, импорта и сальдо электронной торговли, 2014-2018 гг., в млн долл. США.
Вестник ИЭ РАН. №5. 2019 С.178-190
В 2014 г. сальдо электронной торговли Кореи (см. рис. 2) было отрицательным (-950 млн долл. США), но уже в 2015 г. началось сокращение дефицита (до -450 млн долл.), а в 2016 г. Корея вышла на положительный баланс, составивший по итогам года 592 млн долл. Рассмотрим более подробно, в каких товарных категориях наблюдался профицит, а в каких дефицит.
По целому ряду товарных позиций имеет место значительное увеличение дефицита электронной торговли:
• по «продовольственным товарам» дефицит возрос с 250 млн долл. США в 2014 г. до 553 млн долл. в 2018 г.;
• по «одежде и аксессуарам» - с 571 млн долл. в 2014 г. до 498 млн долл. в 2018 г.;
• по «электронной и бытовой технике» - с 4,8 млн долл. в 2014 г. до 312 млн долл. в 2018 г.;
• по «товарам повседневного спроса, запчастям для автомобилей и автомобильным аксессуарам» - с 95 млн долл. в 2014 г. до 109 млн долл. в 2018 г.
В случае с категориями «Канцелярские товары» и «Сельскохозяйственная продукция, продукция животноводства» сальдо изменилось с профицита на дефицит. Положительное сальдо составляло 12 млн долл. США и 10 млн долл. в 2014 г. и сменило знак на -6,8 млн долл. и -5,3 млн долл. в 2018 г. по первой и во второй категориям соответственно.
В 2014-2018 гг. значение профицита по такой товарной позиции, как «Косметика», увеличилось с 145,47 млн долл. США до 2,3 млрд долл., или более чем в 9 раз. Таким образом, косметические товары стали основным источником положительного сальдо. В категории «Музыкальная и видеопродукция, музыкальные инструменты» также сохранился положительный баланс: в 2014 г. профицит составлял 14,1 млн долл. США, а в 2018 г. 46,08 млн долл., то есть увеличился в 3,5 раза. «Книги» - это единственная категория, в которой наблюдалось изменение сальдо баланса с дефицита на профицит. В 2014 г. сальдо экспортно-импортных операций составляло -4,46 млн долл. США, а в 2018 г. уже +6,62 млн долл.
В заключение отметим, что изменение информационно-коммуникационных технологий повлекло за собой трансформацию коммерческих сделок, которые отошли от традиционных форм в сторону все большей «оцифивровизации». Это внесло существенные коррективы в международную торговлю. В настоящее время мы можем наблюдать увеличение объема сделок в сфере электронной торговли. Эти процессы затронули и Республику Корея. В Корее наблюдается стреми-
* * *
тельное увеличение объема сделок через Интернет, электронная торговля становится источником поступлений в государственный бюджет в силу сохранения положительного торгового баланса. Как правило, потребительские товары выступают основным предметом сделок.
В ближайшем будущем Корею ожидает дальнейшее увеличение масштабов электронной торговли. В пользу этого говорит тот факт, что корейское общество уже встретило четвертую промышленную революцию. Интернет и информационные технологии уже сегодня являются частью фундамента национальной экономики. Сделки электронной торговли выгодны для всех, особенно для потребителей. Интернет предлагает более широкий ассортимент продукции, что расширяет границы выбора потребителя - теперь его диапазон поиска выходит за пределы национальных границ, поскольку такая трансакция освобождается от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (в целом ряде случаев) или получает некоторые льготы, что делает стоимость трансакции дешевле.
Для поставщиков также есть свои выгоды от электронной торговли. При совершении традиционных сделок поставщики товаров могли осуществлять продажу своей продукции только тем клиентам, которые непосредственно сами приходили в магазины. Но необходимость соблюдать это условие отпала с развитием электронной торговли. Потенциально, круг клиентов электронной торговли неограничен. Таким образом, электронная торговля позволяет распределять выгоды от экономической деятельности среди разных групп населения. Понимая это, корейское правительство активно поддерживает электронную торговлю.
ЛИТЕРАТУРА
1. Korea Information Society Development Institute, Countermeasures according to changes in ICT trade global paradigm, 2015(04). www.kisdi.re.kr/kisdi/jsp/fp/eng/ main.jsp (дата обращения: 10.09.2019).
2. Retail e-commerce sales worldwide from 2014 to 2021. www.statista.com/ statistics/379046/ worldwide-retail-e-commerce-sales (дата обращения: 10.09.2019).
3. Головцова И.Г., Мирзоев Р.Г., Ястребов А.П. Электронная коммерция: учебное пособие / ГУАП.-СПб., 2007.
4. Панкина Т.В. Электронная коммерция и электронная торговля: подходы к классификации // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2008. № 5 (23). С. 80-84.
5. Дик В.В.,Лужецкий М.Г., Родионов А.Э. Электронная коммерция. М., 2007.
6. Шамраев А.В. Правовое регулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы). М., 2003.
7. Эймор Д. Электронный бизнес. Эволюция и/или революция. М.: Вильямс, 2001.
8. USITC-U.S. International Trade Commission (2013). Digital Trade in the U.S. and Global Economics. Part 1. Investigation. No.332-531. USITC Publication 4415. www.usitc.gov/publications/332/pub4415.pdf (дата обращения: 10.09.2019).
9. Barefoot K., Curtis D., Jolliff W.A., Nicholson J.R., Omohundro R. Defining and Measuring the Digital Economy, BEA Working Paper 3/15/2018.
10. Irace M.A., Nelson R.M. International Trade and Finance: Overview and Issues for the 115th Congress, March 5, 2018. www.bea.gov/research/papers/2018/defining-and-measuring-digital-economy (дата обращения: 10.09.2019).
11. Перечень терминов, краткое описание процедур и договоренностей, принятых в рамках ВТО // Всемирная торговая организация: документы и комментарии / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Гарант-Сервис, 2001.
12. ЮНСИТРАЛ. Типовой закон об электронной торговле и Руководство по применению. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 1997.
13. Korea International Trade Association. Digital economy and Korean trade, 2016(19).
14. Economic Statistics System (Bank of Korea). ecos.bok.or.kr.
15. Statistics Korea. kostat.go.kr/portal/korea/index.action.
ABOUT THE AUTUR
Jeon Byungtaek - Graduate student of the Faculty of Economics of the Moscow State University named after M.V. Lomonosov. Moscow, Russia [email protected]
E-COMMERCE IN THE REPUBLIC OF KOREA, CURRENT STATE AND FEATURES This article is devoted to the problems of the phenomenon of e-Trade and to analysis of the trends of its development in the 2010s. In particular, it studied the features of the transformation of the tools of international trade with information and communication technologies. As well as it is paid attention to the state of electronic trade in the Republic of Korea including the Korean platforms for e-Trade in the Republic of Korea and highlighted the key aspects characterizing the level of development in the country. The author provides data on trading platforms for e-trade and the information base of the article is based on the statistical reports of the Bank of Korea, as well as the Statistical service of Korea Keywords: export and import, electronic commerce, features of electronic commerce in the Republic of Korea, digital economy.
JEL: F19.