т
4ft
Е. А. НЕРЕТИНА Е. В. СОЛДАТОВА
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА
Ключевые слова: регион, инвестиции, инновационная активность, инвестиционный потенциал, проект, маркетинг, рейтинг, предприятие
Аннотация. В статье представлены результаты исследования инвестиционного потенциала Республики Мордовия, выявлены основные источники финансирования регионального бизнеса, определены ключевые акторы инвестиционного рынка и стратегические объекты инвестирования. Особое внимание уделено специфике финансирования инновационных проектов, реализуемых региональными предприятиями и организациями, и методам привлечения инвесторов.
Реферат. Введение: региональные компании в поисках источников финансирования бизнеса вынуждены функционировать в противоречивых условиях. Несмотря на благоприятные тенденции на рынках капитала (снижение барьеров входа на российские и международные рынки инвестиционных ресурсов вследствие развития информационных технологий,
НЕРЕТИНА Евгения Алексеевна, заведующий кафедрой маркетинга Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор экономических наук, профессор (e-mail: ch.marketing@econom.mrsu.ru).
СОЛДАТОВА Елена Владимировна, доцент кафедры маркетинга Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук (e-mail: elensold@mail.ru).
© Неретина Е. А., Солдатова Е. В., 2016
расширение источников финансирования и появление новых инвестиционных инструментов), проблема поиска перспективных инвесторов и привлечения инвестиций в регион остается актуальной. В условиях сокращения бюджетных инвестиций, оттока иностранного капитала вследствие санкций, введенных в отношении России зарубежными государствами, доминирующей становится модель поведения инвесторов, основанная на спекулятивных ожиданиях.
Материалы и методы: информационной базой исследования стали данные Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства экономики Республики Мордовия, Корпорации развития Республики Мордовия, а также ежегодные статистические сборники, отчетность предприятий и организаций. В процессе исследования использованы методы индукции и дедукции, сравнения и группировок, контент-анализ, структурный анализ.
Результаты исследования: в Республике Мордовия выявлена положительная тенденция привлечения инвестиций в основной капитал. В структуре инвестиций региона по источникам финансирования доминируют собственные средства предприятий и организаций, значительную долю занимают бюджетные инвестиции. Отраслевая структура инвестиций свидетельствует о преобладании обрабатывающих производств, транспорта и связи. Среди предприятий, реализующих инвестиционные проекты на территории региона, преобладают крупные предприятия. Одним из стратегических инвестиционных проектов региона является развитие инновационного территориального кластера Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением», объединившего крупные промышленные предприятия, ведущие научные организации и вузы региона.
Обсуждение и заключения: в качестве перспективного методологического подхода к поиску и привлечению инвесторов рекомендуется использовать ценностно ориентированный подход, обеспечивающий баланс ценностей владельцев финансовых ресурсов и потребителей капитала.
Региональный бизнес с точки зрения привлечения источников финансирования в настоящее время функционирует в сложных и противоречивых условиях. С одной стороны, полностью устранены или минимизированы регулятивные, институциональные, культурные и технические барьеры на рынке капитала. Появился доступ к международным источникам финансирования бизнеса, выросло новое поколение инвесторов, рассматривающих акции как привлекательный объект размещения средств. Развитие информационных технологий обеспечило безбарьерный доступ к рынкам капитала. Существенно расширился выбор перспективных источников финансирования: бизнес-ангелы, бутстрэппинг, венчурные
капиталисты, банковские кредиты, факторинг, франчайзинг и др. Стратегическим ориентиром для иностранных инвесторов из развитых стран является диверсификация вложений за счет выхода на рынки развивающихся стран, в том числе на региональные рынки, и инвестирование в инновационно-активные компании. С другой стороны, наблюдается сокращение бюджетных трансфертов, отток иностранного капитала вследствие санкций, введенных в отношении Российской Федерации (РФ), снижение уровня деловой активности предприятий, а также доходов населения и др. Кризисное состояние экономики подталкивает инвесторов весьма избирательно подходить к выбору объектов инвестирования, обеспечивающих высокое соотношение доходности и риска. Высокая волатильность на рынках капитала изменяет модели их поведения, доминирующими становятся спекулятивные ожидания владельцев капитала. В этих условиях актуализируется проблема привлечения инвестиций в российские регионы.
Потенциал привлечения предприятиями и организациями средств инвесторов для развития бизнеса определяется уровнем инвестиционной привлекательности региона в целом1. В связи с этим руководство субъектов Федерации в сотрудничестве с менеджерами региональных предприятий2 и организаций должны в полной мере задействовать принципы и инструменты маркетинга для поиска и привлечения источников финансирования бизнеса3. Опыт предприятий и организаций Республики Мордовия демонстрирует необходимость использования маркетинга при выборе источников финансирования бизнеса и привлечении инвесторов.
Мордовия относится к группе регионов с невысоким уровнем инвестиционного потенциала. По данным рейтинга инвестиционной привлекательности регионов (ИЛЕХ) «Эксперт РА» за 2015 г., Мордовия заняла 67-е место в ранге инвестиционного потенциала (категория «Незначительный потенциал — умеренный риск» (3В2))4. При этом объем инвестиций в основной капитал в 2015 г. составил 52,4 млрд руб. (0,36 % объема инвестиций в основной капитал в РФ)5.
Динамика объемов инвестиций в рассматриваемый период характеризовалась нестабильностью. Значительный спад инвестиций ( — 11,5 % к 2013 г.) в 2014 г. обусловлен общемировыми и общероссийскими тенденциями стагнации
экономики, снижения темпов промышленного роста, сокращения потребительского спроса как драйвера регионального роста, уменьшения трансфертов в региональные бюджеты, оттока иностранных инвестиций в результате применения санкций зарубежными странами и др. В 2015 г. наметилась переломная тенденция — темп роста инвестиций составил 110,3 %, а в I квартале 2016 г. — 144,4 % (по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.)6. В Национальном рейтинге инвестиционного климата в 2016 г. республика заняла 17-е место (+7 к 2015 г.), войдя в число регионов с комфортными условиями для ведения бизнеса, прежде всего за счет институциональной составляющей (наличие институтов развития)7.
Анализ структуры инвестиций региона по источникам финансирования свидетельствует о доминировании собственных средств предприятий и организаций — 45,2 % и привлеченных средств (за исключением бюджетных) — 32,5 %, из них ресурсы коммерческих банков составили 8,4 %, заемные средства других предприятий и средства внебюджетных фондов — 0,8 %8. При этом значительную долю формируют бюджетные инвестиции в рамках реализуемой государственной программы «Экономическое развитие Республики Мордовия до 2018 г.». В общем объеме финансирования мероприятий Программы в 2015 г. (1 984,4 млн руб.) доля средств федерального бюджета составила 5,5 %, республиканского — 17,1 %, внебюджетных средств — 77,4 %. В 2015 г. финансирование инвестиционных проектов в регионе осуществлялось в рамках Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013—2018 гг., а также Комплексной программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011—2015 гг.
Объемы поступлений прямых иностранных инвестиций в регион незначительны: 2011 г. — 1 млн долл., 2012 г. — (-6) млн долл., 2013 г. — 4 млн долл., в 2014 г. — отсут-ствовали9. Привлечение иностранных инвесторов в регион является ключевой проблемой, так как по оценкам экспертов, 70,0—85,0 % новых прямых иностранных инвестиций следуют за вложенными средствами транснациональных компаний (ТНК).
Отраслевая структура инвестиций в экономику региона свидетельствует о преобладании обрабатывающих производств — 25,9 % (из них 4,4 % — производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, 0,9 % — производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, 0,7 % — производство прочих неметаллических минеральных продуктов), доля транспорта и связи — 25,5 %, на операции с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг приходится 15,5 %, сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство — 11,7 %10.
Среди предприятий, реализующих инвестиционные проекты на территории региона, доминируют крупные предприятия (на них приходится 75,4 % привлеченных инвестиций). Объем инвестиций в основной капитал средних предприятий в 2015 г. составил 4 257,8 млн руб., малых — 3 079,1 млн руб. Значительную долю вложений средних предприятий (42,1 %) составляют инвестиции в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство, 32,5 % вложений малых предприятий — в операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг11. В 2015 г. субъектами малого и среднего бизнеса получено 660 микрокредитов на сумму 589,4 млн руб.
В настоящее время в регионе реализуются 83 инвестиционных проекта, в качестве перспективных рассматриваются 42. Территориальная структура инвестиций свидетельствует о концентрации вложений (26 проектов) в г. Саранске, являющемся опорной точкой реализации инвестиционной и инновационной политики региона. Инвестиционную инфраструктуру Мордовии формируют 34 гринфилда с удобным расположением (инвестору предоставляется земельный участок, подготовленный для строительства) и 116 браун-филдов (инвестору предоставляются уже готовые здания на территории действующих предприятий и организаций или построенные специально для инвестора). В настоящее время разрабатывается Концепция развития индустриальных парков. На территории столицы региона размещены 3 инвестиционные площадки под индустриальные парки «Лисма», «Рабэкс/Групп Саранск» и «Александровский»12.
Одним из стратегических инвестиционных проектов региона является развитие инновационного территориального кластера Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления
освещением», в который входят 23 участника, из них 16 промышленных предприятий, 2 научные организации, 1 образовательное учреждение и др. Оперативное управление кластером осуществляет АУ «Технопарк-Мордовия». Совокупный объем инвестиций в соответствии с Программой развития кластера в 2012—2017 гг. составляют 17,247 млрд руб., из них 26,0 % — средства федерального бюджета, 8,0 % — средства республиканского и местного бюджетов, 66,0 % — внебюджетные средства. Объем инвестиционных затрат участников кластера в 2014 г. составил 1,45 млрд руб., объем НИР, выполняемых совместно двумя и более компаниями — 584,04 млн руб. Совокупная выручка организаций-участников кластера составила 8,62 млрд руб., в том числе от реализации инновационной продукции — 3,6 млрд руб., реализации продукции на внешних рынках — 570 млн руб.13
Для повышения инвестиционной привлекательности и привлечения дополнительных источников финансирования кластер заявлен на участие в федеральном проекте «Развитие инновационных кластеров — лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня», реализуемом Министерством экономического развития Российской Федерации. В результате конкурсного отбора не менее 5 субъектов страны (территории базирования инновационных территориальных кластеров) получат доступ к существующим формам поддержки развития территорий, в том числе в рамках государственных программ и институтов развития для выхода на внешние рынки.
Среди приоритетов инвестиционного развития региона также следует отметить промышленный кластер «Волоконная оптика и оптоэлектроника», агропромышленный кластер, кластеры «Электроника и приборостроение», «Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение» и др.
Особого внимания заслуживает инвестирование в инновационные проекты. В 2015 г. регион занял 20-е место в рейтинге инновационных регионов России (составляется Ассоциацией инновационных регионов России)14. По данным рейтинга инновационного развития субъектов Федерации (составляется НИУ ВШЭ), Мордовия в 2014 г. переместилась на 4-е место (+14 пунктов по сравнению с 2013 г.)15. За 2011—2014 гг. инновационная активность организаций республики выросла в 1,5 раза (с 12,4 до 18,3 %) (для
сравнения: в 2005 г. — 6,2 %), объем инновационных товаров, работ и услуг — в 1,4 раза (с 21,7 до 29,5 млн руб.). Рост производства инновационной продукции предприятий Мордовии в 2015 г. превысил темпы роста в целом по промышленности в 4 раза. При этом повышается привлекательность высокотехнологичного сегмента инновационного рынка для инвестиций: затраты на технологические инновации в 2014 г. составили 6,3 млн руб. (в 2012 г. — 3,6 млн руб., 2013 г. — 3,2 млн руб.). Количество используемых передовых производственных технологий в 2014 г. насчитывало 2 913 ед., созданных — 5 ед.
Затраты на исследования и разработки (R&D) за 2014 г. выросли в 1,5 раза (с 561,0 до 830,5 млн руб.). В их структуре значительную долю составляют расходы на разработки — 50,0 % в среднем, доля фундаментальных исследований соответствует прикладным — 25,0 % в среднем16. По оценкам экспертов, объемы НИОКР, выполненные субъектами малого предпринимательства, составляют не более 0,7 % от общего объема.
Одним из акторов инновационного развития региона является ООО «Центр нанотехнологий и наноматериалов Республики Мордовия» (ООО «ЦНН РМ»). Компания является совместным проектом «РОСНАНО» и Правительства Мордовии, формирующим условия для посевного финансирования и инкубирования стартапов в высокотехнологичном сегменте инновационного рынка региона («Приборы и комплексы», «Нанотехнологии в строительстве», «Силовая электроника», «Современная светотехника»), в том числе «упаковки» компании/проекта для запуска бизнеса и привлечения инвесторов.
ООО «ЦНН» сформирован внушительный портфель стар-тапов — 46 проектных компаний, 16 из них — в 2015 г. Консолидированный бюджет наноцентра составил 1,97 млрд руб. (данные на 25 сентября 2015 г.), в том числе инвестиции Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО — 1,15 млрд руб. Собственные инвестиции на-ноцентра в разработки проектных компаний (проведение НИОКР, инженерную и коммерческую экспертизу проектов, закупку технологического оборудования для осуществления разработки и производства инновационной продукции) в 2015 г. составили 103,4 млн руб. Объем инвестиций в
НИОКР с привлечением ведущих университетов России и Европы составил 5,5 млн руб. Наноцентр проводил также заказные ОКР с общей выручкой в 4,4 млн руб. Проекты ЦНН получили в 2015 г. гранты Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) на сумму 2 млн руб.
ООО «ЦНН» осуществляет также инвестиции на внешнем рынке. В 2015 г. наноцентром заключено инвестиционное соглашение с финским стартапом — разработчиком гибкой светодиодной пленки Flexbright, предусматривающее его участие в капитале компании и трансфере технологии на территорию России. Консолидированная выручка наноцентра и проектных компаний в 2015 г. составила 35 млн руб. Рост выручки организации по сравнению с 2014 г. составил 40,0 %, выручки стартапов — 25,0 %, зарегистрировано 9 ноу-хау17.
Особое место на рынке привлечения капитала занимают инновационные проекты Национального исследовательского Мордовского государственного университета. Объем НИОКР вуза в 2015 г. составил 316,8 млн руб. При этом в 2011— 2014 гг. средние темпы роста этого показателя были 22,0 %. В 2015 г. наблюдалось его существенное снижение, вызванное сокращением бюджетного финансирования, снижением уровня деловой активности заказчиков НИОКР и др. Среди источников финансирования НИОКР, выполненных этим университетом, доминируют внебюджетные источники (таблица).
Таблица
Структура источников финансирования НИОКР Национального исследовательского Мордовского государственного университета в 2015 г.18
Источник финансирования Сумма, млн руб. Доля, %
Прикладные хоздоговорные НИР 55,0 26,5
Экспериментальные хоздоговорные НИР по Постановлению Правительства России № 218 63,0 30,4
Внебюджетные прикладные, фундаментальные и экспериментальные НИР (гранты РГНФ, РНФ, РФФИ и прочие НИР) 52,0 25,0
Прикладные, фундаментальные и экспериментальные НИР, выполняемые за счет средств субсидии на выполнение госзадания 29,2 14,1
Гранты Президента России 0,6 0,3
Программа развития деятельности студенческих объединений образовательных учреждений ВПО 7,5 3,7
Итого 207,3 100,0
В 2015 г. университетом выполнялись работы в сфере R&D с 303 предприятиями и организациями региона (ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Саранский телевизионный завод», ОАО «Биохимик», ОАО «Саранский приборостроительный завод» и др.) и 34 организациями из других регионов России (ФГУП «ВИАМ» и НИИСФ РААСН (г. Москва), ОАО «НИИФИ» (г. Пенза) и др.), а также по заказам зарубежных грантодающих организаций. Объем средств, привлеченных в рамках международного сотрудничества на НИОКР, составил 9,73 млн руб., что выше показателя 2014 г. в 2,4 раза (4,03 млн руб.).
Основным способом коммерциализации инновационных разработок ученых университета является их реализация посредством создания и функционирования малых инновационных предприятий (МИП). Инновационный пояс Национального исследовательского Мордовского государственного университета в настоящее время насчитывает 25 МИП (2010 г. — 5, 2011 г. — 9, 2012 г. — 2, 2013 г. — 2, 2014 г. — 4, 2015 г. — 3). 4 МИП являются резидентами АУ «Технопарк Мордовия», 2 — резидентами инновационного центра «Сколково». Наблюдается положительная тенденция роста объемов реализованной МИПами продукции/услуг: 2011 г. — 6,6 млн руб., 2012 г. — 20,2 млн руб., 2013 г. —
9.6 млн руб., 2014 г. — 19,5 млн руб., 1-я половина 2015 г. —
4.7 млн руб. В 2015 г. доход МИПов составил 30,993 млн руб., что на 159,0 % превышает доход 2014 г.19
Количество заключенных вузом лицензионных договоров на право использования объектов интеллектуальной собственности в 2015 г. увеличилось на 133,0 % по сравнению с данными 2014 г., доход от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности — в 24 раза (5,825 млн руб. по сравнению с 238,4 тыс. руб. в 2014 г.).
Для привлечения потенциальных инвесторов в 2015 г. проведен анализ разработок и заделов вуза на предмет их востребованности компаниями, реализующими программы инновационного развития. Для продвижения научно-инновационных проектов и их экспертизы университет принимает участие в 12 технологических платформах («Биоэнергетика», «Биоиндустрия и биоресурсы — БиоТех2030», «Медицина будущего», «Новые полимерные композиционные материалы и технологии», «Технологии экологического развития»,
«Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа» и др.).
Главным институтом развития, осуществляющим привлечение инвестиций в экономику региона и поддержку инновационных проектов, является ООО «Корпорация развития Республики Мордовия». Основная функция корпорации — инвестиционный маркетинг региона: формирование предложений для инвесторов по реализации проекта в регионе, экспертиза инвестиционных проектов с целью оценки ценности (рентабельности) вложений для инвесторов, поиск и привлечение инвесторов, подключение частного капитала к инфраструктурным и социальным проектам, организация взаимодействия инвесторов с органами государственной власти по принципу «одного окна», развитие механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Корпорация также осуществляет финансирование инвестиционных проектов в форме долевого участия или предоставления льготного кредита. В настоящее время корпорацией сформировано 8 инвестиционных предложений. В 2015 г. Советом директоров корпорации проведено 11 конкурсов, по результатам которых признаны победителями 32 инвестиционных проекта для предоставления льготных кредитов. За 2009—2013 гг. реализовано 12 проектов ГЧП на основе договора аренды с инвестиционными обязательствами, общим объемом финансирования 87,92 млн руб. В статусе реализуемых находятся 5 проектов совокупной стоимостью 571,85 млн руб., перспективных — 5 проектов, стоимость которых составляет 319,75 млн руб.20
В Мордовии функционируют два венчурных фонда, обеспечивающих поддержку инновационных проектов субъектов малого и среднего бизнеса — ЗПИФ «Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия» (2010 г.), ЗПИФ «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия» (2006 г.). ЗПИФ «Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия» — закрытый паевой инвестиционный фонд смешанных инвестиций. Стоимость чистых активов (СЧА) фонда составила 461,7 млн руб. по состоянию на 29 июля 2016 г., доходность за год — 10,1 %. По СЧА фонд занимает 13-е место среди
фондов этой категории (23 фонда), по доходности — 6-е место. Стоимость пая — 115,4 млн руб., рост за последние пять лет — 16,3 %. ЗПИФ «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия» является закрытым фондом, предназначенным для квалифицированных инвесторов (раскрытие информации не предусмотрено законодательством). По состоянию на 2008 г. общая капитализация фонда составляла 880 млн руб.
Для микрофинансирования инвестиционных проектов в сфере малого и среднего бизнеса создана некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия». Отраслевая структура микрокредитов, выданных фондом, свидетельствует о преобладании кредитов предприятиям розничной торговли (28,0 %), производственным (15,0 %) и транспортным (13,0 %) предприятиям.
Поддержку инновационному предпринимательству в регионе также оказывает АУ «Технопарк-Мордовия». Технопарк осуществляет поиск потенциальных инвесторов для финансирования инновационных проектов компаний на основании получения статуса резидента. Численность компаний-резидентов насчитывает 82 ед. Технопарк обеспечивает им организационную и консультационную поддержку по поиску инвесторов и продвижению инновационной продукции. В структуре технопарка функционирует отдел анализа целевых программ, осуществляющий поиск перспективных программных источников финансирования инновационных проектов резидентов.
АУ «Агентство инновационного развития Республики Мордовия» (АИР РМ) оказывает поддержку инновационным предпринимателям в сфере промышленности, сельского хозяйства, 1Т-сферы, медицины и строительства на ранних стадиях развития бизнеса (от зарождения идеи до выхода инновации на рынок). Количество поддержанных проектов насчитывает 87 ед., 18 проектов находится на стадии поиска инвестора (объемы финансирования проектов — от 75 до 696 млн руб.). Источниками инвестиций 3 проектов, получивших финансирование в 2016 г., являются программы, реализуемые ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». По программе «Старт», предусматривающей поддержку стартапов
на ранних стадиях развития инновационного бизнеса в форме субсидии на выполнение НИОКР (выделяемой фонду из средств федерального бюджета), профинансирован проект «Разработка способа получения пищевой ксантановой камеди» (заявитель — физическое лицо, объем финансирования 2 млн руб.). Финансирование проекта на 2-м и 3-м этапе по этой программе предполагает софинансирование из внебюджетных источников. По программе «Коммерциализация» профинансированы проекты ООО «Торговый дом "ССТ"» «Разработка модельного ряда прицепов увеличенной грузовместимости» (14,5 млн руб.) и ООО «КМК» «Организация производства композитных сеток и вспомогательных элементов для армирования бетонных конструкций по технологии BASIS (10 млн руб.)21. Программа направлена на развитие взаимодействия малого инновационного бизнеса с крупными компаниями и предусматривает предоставление МИПам субсидии на выполнение НИОКР для последующей коммерциализации результатов работ предприятием, имеющим развитую производственную базу и сбытовую сеть.
АИР РМ также дает субъектам малого и среднего бизнеса возможность привлечения инвестиций на основе партнерства с Фондом развития интернет-инициатив, развивающего венчурную экосистему в сотрудничестве с бизнес-ангелами, корпорациями, вузами и оказывающего финансовую и экспертную поддержку интернет-проектов на ранних стадиях развития. Объем инвестиций фонда в определенный проект может составить от 2 до 324 млн руб.
В регионе также работает Центр инноваций социальной сферы Республики Мордовия, который осуществляет поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства для привлечения инвестиций в социальные проекты, выступая при этом оператором конкурсного отбора на предоставление соответствующей субсидии.
Для успешного продвижения инвестиционных проектов и взаимодействия с потенциальными инвесторами акторы, действующие на инвестиционном рынке республики, используют разнообразные инструменты маркетинговых коммуникаций. Среди наиболее востребованных следует отметить организацию и проведение совещаний, круглых столов, конференций и форумов; реализацию информационных кампаний по формированию привлекательного инвестиционного имиджа
Республики Мордовия, в том числе в иностранных СМИ. Кроме того, компании размещают информацию о проектах на сайтах, издают каталоги с описанием проекта (конкурентных преимуществах продукта, услуги или технологии и перспективах), а также разрабатывают презентационные материалы об инвестиционных возможностях региона.
Одним из популярных инструментов маркетинговых коммуникаций предприятий и организаций с потенциальными инвесторами на этапе их поиска и формирования контакта является участие в инвестиционных и инновационных форумах, выставках, конференциях. Например, ООО «ЦНН РМ» в 2015 г. для привлечения инвестиций в проектные компании приняло участие в более чем 20 мероприятиях различного уровня, среди которых Международная выставка MosBuild, «Отечественные строительные материалы» (г. Москва), Международная выставка электроники SEMICON Russia-2015, Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации — 2014» и выставка Open Innovations Expo, Международный форум инновационных технологий «Открытые Инновации» (г. Москва), Всероссийский светотехнический форум, Международная конференция «Аддитивные технологии: настоящее и будущее» (г. Москва) и др.
ООО «ЦНН РМ» и Национальный исследовательский Мордовский государственный университет ежегодно участвуют в Russian Startup Tour, в рамках которого презентуют инновационные разработки экспертам из Сколково, Российской венчурной компании, РОСНАНО, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Зворыкинского проекта и др.
Для формирования привлекательного имиджа региона и привлечения инвесторов обеспечивается участие Мордовии в таких рейтингах, как рейтинг инвестиционной привлекательности регионов (RAEX) Эксперт РА, Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (Агентство стратегических инициатив), Рейтинг инновационных регионов РФ (Ассоциация инновационных регионов РФ), Рейтинг инновационного развития субъектов РФ (НИУ ВШЭ).
В 2015 г. при участии Торгово-промышленной палаты Республики Мордовия организованы экономические миссии предприятий региона в Германию, КНР, Нидерланды, Корею. Состоялось участие в международной выставке «Зеленая
неделя — 2015» (г. Берлин), Российско-саудовском форуме инвестиционных и деловых возможностей (г. Москва), Международном инвестиционном форуме «Сочи-2015», Петербургском международном экономическом форуме и др.
Правительство Республики Мордовия использует различные инструменты стимулирования продаж с целью повышения инвестиционной активности субъектов рынка. Субъектам малого и среднего предпринимательства в 2015 г. предоставлены субсидии на оплату части процентов по кредитам в размере 7,8 млн руб., возмещение затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды — 30 млн руб. (получили 22 субъекта), а также затрат, связанных с приобретением оборудования для создания и (или) модернизации производства товаров — 15 млн руб. (получили 3 субъекта). Объем поручительств по банковским кредитам (сумма кредитов, полученных по поручительству АУ «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия») составил 248,6 млн руб.
Таким образом, в регионе сформирована современная инфраструктура инвестиционного рынка, определены приоритетные инвестиционные проекты, имеющие стратегическое значение для развития региона, повышается инвестиционная привлекательность инновационного бизнеса. При этом значительное внимание руководства региона и менеджеров предприятий уделяется привлечению ключевых акторов инвестиционного рынка. Тем не менее остается актуальной проблема привлечения инвесторов, особенно зарубежных, и наращивания инвестиционных ресурсов региона. Для ее решения целесообразно задействовать принципы и инструменты маркетинга, использовать ценностно ориентированный подход к привлечению владельцев капитала, обеспечивающий сбалансированность интересов владельцев финансовых ресурсов и потребителей капитала.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Солдатова Е.В. Имидж территории: сущность и инструменты формирования // Изв. Акад. управления: теория, стратегии, инновации. 2011. № 3. С. 12—16. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17102184 (дата обращения: 10.07.2016).
2 См.: Okunev D., Maikova S., Soldatova E. The methods of studying the territorial identity factors // Modern Management of Mine Producing,
Geology and Environmental Protection: 12th Intern. Multidisciplinary Sci. GeoConf. and EXPO. SGEM, 2012. С. 1159—1166. Available from: http:// elibrary.ru/item.asp?id=21898207 (дата обращения: 08.07.2016).
3 См.: Майкова С.Э., Сармаева Т.А. Анализ факторов территориальной индивидуальности городского округа Саранск // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2012. № 10. С. 95—102. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18777606 (дата обращения: 11.07.2016).
4 См.: Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов 2015 года. URL: https://raexpert.ru/ratings/regions/2015/ (дата обращения: 20.07.2016).
5 См.: Инвестиционная деятельность в Республике Мордовия. URL: http://mineco.e-mordovia.ru/index.php?option=com_content&view=article&i d=197&Itemid=450 (дата обращения: 12.07.2016).
6 Там же.
7 См.: Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. URL: https://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения: 20.07.2016).
8 См.: Инвестиционная деятельность в Республике Мордовия ...
9 См.: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. / Росстат. М., 2015. 1266 с.
10 См.: Инвестиционная деятельность в Республике Мордовия .
11 Там же.
12 См.: Сайт Корпорации развития Республики Мордовия. URL: http:// investrm.ru/ (дата обращения: 18.07.2016).
13 См.: Сайт АУ «Технопарк-Мордовия». URL: http://www.technopark-mordovia.ru/lighting-cluster (дата обращения: 18.07.2016).
14 См.: Сайт Ассоциации инновационных регионов России. URL: http:// www.i-regions.org/regions/the-republic-of-mordovia (дата обращения: 20.07.2016).
15 См.: Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 4 / под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 248 с.
16 См.: Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.07.2016).
17 См.: Сайт ООО «Центр наноматериалов и нанотехнологий Республики Мордовия». URL: http://cnnrm.ru (дата обращения: 18.07.2016).
18 См.: Отчет о реализации Программы развития ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» в 2015 г. 125 с.
19 Там же.
20 См.: Сайт Корпорации развития Республики Мордовия . .
21 См.: Сайт АУ «Агентство инновационного развития Республики Мордовия». URL: http://i-mordovia.ru/ (дата обращения: 18.07.2016).
E. A. NERETINA, E. V. SOLDATOVA. CURRENT STATE AND STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF INVESTING ACTIVITIES OF ENTERPRISES IN A REGION
Key words: region, investment, innovative activity, investment potential, project, marketing, rankings, enterprise
Abstract. The paper presents the results of a study of the investment potential of the Republic of Mordovia; the main sources of funding regional business are identified, the key actors in the investment market and strategic investment targets are singled out. Special attention is paid to specific features of financing of innovative projects undertaken by regional enterprises and organizations, as well as to methods of attracting investors.
Synopsis. Introduction: in their search for sources of funding business, regional companies have to operate under contradictory conditions. Despite favorable trends in the capital markets (reducing barriers to entry into the Russian and international markets of investment resources due to development of information technologies, expansion of funding sources and emergence of new investment instruments), the issue of finding prospective investors and attracting investment into the region remains relevant. In the face of reduction of public investment and outflow of foreign capital due to sanctions imposed on Russia by foreign states, the model of investor behavior based on speculative expectations becomes the dominant one.
Materials and Methods: the study was based on the data from the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, the Ministry of Economy of the Republic of Mordovia, the Corporation for Development of the Republic of Mordovia, as well as on annual statistical compilations and reports of enterprises and organizations. The research used the methods of induction and deduction, of comparison and grouping, as well as content analysis and structural analysis.
Results: the study of the investment potential of the Republic of Mordovia revealed a positive trend of attracting investments into the fixed capital. The structure of investment in the region by the sources of funding is dominated by the own funds of enterprises and organizations, public investment taking a significant share. Sectoral structure of investments indicates the predominance of manufacturing industries, transport and communication. Large enterprises dominate those implementing investment projects on the territory of the region. One of the strategic investment projects of the region is the development of innovative territorial cluster of the Republic of Mordovia, "Energy efficient lighting engineering and intellectual lighting control system", bringing together industrial enterprises, leading scientific organizations and the region's institutes of higher education.
Discussion and Conclusions: it is recommended to use the value-oriented approach as a promising methodological approach to the search and attraction of investors because it allows balancing the values of the owners of financial resources and those of the consumers of capital.
REFERENCES
1 Soldatova EV. Imidzh territorii: sushhnost' i instrumenty formirovanija [Image of a Territory: Essence and Formation Tools]. Izvestija Akademii upravlenija: teorija, strategii, innovacii = The Management Academy Bulletin: theory, strategy, innovations. 2011; 3:12—16. Available from: http://elibrary. ru/item.asp?id=17102184 (accessed 10.07.2016). (In Russ.)
2 Okunev D, Maikova S, Soldatova E. The methods of studying the territorial identity factors. Modern Management of Mine Producing, Geology and Environmental Protection: 12" International Multidisciplinary Scientific GeoConference and EXPO. SGEM; 2012. p. 1159—1166. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21898207 (accessed 08.07.2016).
3 Maikova SE, Sarmaeva TA. Analiz faktorov territorial'noj individual'nosti gorodskogo okruga Saransk [Analysis of Saransk city territorial identity factors]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Samara State University. 2012;10:95—102. Available from: http://elibrary. ru/item.asp?id=18777606 (accessed 11.07.2016). (In Russ.)
4 Rejting investicionnoj privlekatel'nosti regionov 2015 goda [The rating of the regions' investment attractiveness 2015]. Available from: https:// raexpert.ru/ratings/regions/2015/ (accessed 20.07.2016). (In Russ.)
5 Investicionnaja dejatel'nost' v Respublike Mordovija [Investment activity in the Republic of Mordovia]. Available from: http://mineco.e-mordovia.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=197 &Itemid=450 (accessed 12.07.2016). (In Russ.)
6 Ibid.
7 Nacional'nyj rejting sostojanija investicionnogo klimata v sub#ektah RF [The National rating of investment climate in subjects of the Russian Federation]. Available from: https://asi.ru/investclimate/rating/ (accessed 20.07.2016). (In Russ.)
8 See reference number 5 in the list of References.
9 Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli. 2015 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2015]. Moscow; 2015. 1266 p.
10 See reference number 5 in the list of References.
11 Ibid.
12 Sajt Korporacii razvitija Respubliki Mordovija [Mordovia Development Corporation website]. Available from: http://investrm.ru/ (accessed 18.07.2016). (In Russ.)
13 Sajt AU «Tehnopark-Mordovija» [Technopark Mordovia website]. Available from: http://www.technopark-mordovia.ru/lighting-cluster (accessed 18.07.2016). (In Russ.)
14 Sajt Associacii innovacionnyh regionov Rossii [The Association of Innovative Regions of Russia website]. Available from: http://www.i-regions. org/regions/the-republic-of-mordovia (accessed 20.07.2016). (In Russ.)
15 Rejting innovacionnogo razvitija sub#ektov Rossijskoj Federacii. Vypusk 4 [The rating of innovation development of the subjects of Russian Federation]. Moscow: Higher School of Economics; 2016. 248 p.
16 Sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service], Available from: http://www.gks.ru/ (accessed 20.07.2016). (In Russ.)
17 Sajt OOO «Centr nanomaterialov i nanotehnologij Respubliki Mordovija» [Nanomaterials and Nanotechnologies Center of the Republic of Mordovia website]. Available from: http://cnnrm.ru (accessed 18.07.2016). (In Russ.)
18 Otchet o realizacii Programmy razvitija FGBOU VO «MGU im. N.P. Ogareva» v 2015 g. [Report on implementation of Programme of development of Ogarev Mordovia State University in 2015]. 125 p.
19 Ibid.
20 See reference number 12 in the list of References.
21 Sajt AU «Agentstvo innovacionnogo razvitija Respubliki Mordovija» [Innovative development agency of the Republic of Mordovia]. Available from: http://i-mordovia.ru/ (accessed 18.07.2016). (In Russ.)
NERETINA Evgeniya Alekseyevna, Doctor of Economic Sciences, Full Professor, Head of the Department of Marketing, National Research Mordovia State University (Saransk, Russian Federation),e-mail: ch.marketing@econom.mrsu.ru.
SOLDATOVA Elena Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Marketing, National Research Mordovia State University (Saransk, Russian Federation), e-mail: elensold@mail.ru.
Поступила 01.09.2016.