Научная статья на тему 'Матрица институционального развития государственно-частного партнерства в политике Республики Мордовия'

Матрица институционального развития государственно-частного партнерства в политике Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / АРЕНДА С ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ / ГЧП-ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савкин Святослав Петрович

Государство, ограниченное факторами внешней и внутренней среды, не способно самостоятельно достичь устойчивого развития без поддержки бизнес-сообщества. Социально-политическое партнерство государства и бизнеса обуславливает значимость слияния политических, экономических и культурных мотиваций в единый «национальный интерес», стимулируя общественный прогресс. Поэтому необходим анализ механизмов развития государственно-частного партнерства в субъектах Приволжского федерального округа в рамках формирования интегративной модели отношений между государственным и частным секторами для совершенствования экспертной базы при подготовке ГЧП-проектов. Модель: Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа современных публикаций, нормативно-правовой базы, программно-целевых документов стратегического характера федерального и регионального уровней по теоретическим и практическим аспектам государственно-частного партнерства. Методологический потенциал включает: общенаучные методы сбора фактов, моделирования, научных абстракций, анализа и синтеза, системного подхода, индукции и дедукции, исторический и логический, классификаций. В совокупности они позволили систематизировать, сопоставить по содержанию и значению, выявить наиболее эффективные технологии по приложению механизмов партнерства на федеральном, региональном и местном уровнях власти. Выводы: Предложена концептуальная трактовка институционального развития ГЧП в Республике Мордовия, раскрывающая фазовый сценарий внедрения солидарных принципов отношений в региональную политику. Развитие института ГЧП в регионе видится в отраслевом охвате, совершенствовании его нормативно-правовой базы, при использовании всех модификаций ГЧП, гибком распределении рисковых обязательств, создании благоприятных условий для инвестирования частным лицам. На основе изучения опыта реализации инвестиционных проектов и инструментов привлечения финансовых средств даны рекомендации по расширению использования концессионного механизма в договорной практике региона. Формирование необходимой платформы для обмена опытом по реализации проектов и выработке политических инструментов в данной сфере в субъектах РФ требует синхронизации федерального и регионального законодательства. Практическое значение: Реализация предложенных мероприятий создаст методологическую и методическую базу для координации концессионной деятельности при реализации крупных инвестиционных проектов на уровне представительных органов государственной власти Мордовии, в функции которого войдут выдача концессий и мониторинг исполнения соглашений. В контексте ограниченного финансирования инвестиционных программ из средств республиканского бюджета Республики Мордовия концессия может стать одним из наиболее доступных и эффективных форм привлечения капитала в региональную экономику, не увеличивая долговые обязательства и не снижая кредитный рейтинг. Это может быть учтено при разработке законодательных, нормативно-правовых, правительственных и ведомственных решений по вопросам государственно-частного партнерства. Оригинальность/ценность: Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании институционального развития государственно-частных отношений, разработке методического подхода к формированию механизма стратегического управления ГЧП-проектами на региональном уровне. Работа предназначена для специалистов в области юриспруденции и экономики, а также представителей государственных органов управления и бизнес-структур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MATRIX OF INSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN POLITICS REPUBLIC OF MORDOVIA

Affected by limited factors of external and internal environment government it is not able on their own to achieve sustainable development without the business and community support. Social and political partnership of state and business determines the importance of the merger of political, economic and cultural motivations in a single "national interest", stimulating social progress. That is why it is necessary to analyze the mechanisms of public-private partnership in the Volga Federal District regions within the formation of an integrative model of relations between the public and private sectors to improve expertise of PPP projects. Materials and methods: The research tasks were solved by analysis of contemporary publications, regulatory and legal framework, regulatory and legal framework, the federal and regional program-targeted strategic documents in area of theoretical and practical aspects of public-private partnerships. Methodological potential includes following general scientific methods: collection of facts, simulation, scientific abstraction, analysis and synthesis, system approach, induction and deduction, historical and logical methods, classification. In total they allowed to systematize, compare the content and significance, and to identify the most efficient partnership technologies of at the federal, regional and local levels. Conclusions: A conceptual interpretation of the institutional development of PPP in the Republic of Mordovia explaining the phase plan for the implementation of the solidarity relations principles in regional policy is proposed. PPP development in the region seems to the sectoral coverage, regulatory framework improving, using every modifications of PPP, the flexible distribution of risk commitments, creating an enabling environment for investment by private individuals. Recommendations are made to expand the use of the concession mechanism in the region contractual practices by studying the experience of investment projects and raising finance. Creating of platform to exchange of project activity experience and to develop such policy instruments in the subjects of the Russian Federation requires synchronization of the federal and regional law. Results: The implementation of the proposed measures creates methodological framework for the coordination of concession activities in major investment projects at the government level of Mordovia, whose functions will include the issuance of concessions and monitoring the implementation of agreements. According the limited financing of investment programs from the budget of the Republic of Mordovia concession can be one of the most available and effective ways of raising capital in the regional economy without increasing the debt and reducing the credit rating. It should be taken into account in the development of legislative, regulatory, governmental and departmental solutions for public-private partnerships. Value: Scientific novelty of the research consists in theoretical justification of institutional development of public-private relationships, developing a methodological approach to create mechanism of strategic PPP-projects management of the regional level. The article will be interesting for specialists in the field of law, economics, government and business.

Текст научной работы на тему «Матрица институционального развития государственно-частного партнерства в политике Республики Мордовия»

9.5. МАТРИЦА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОЛИТИКЕ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Савкин Святослав Петрович, аспирант отдела региональных исследований и программ

Место учебы: Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.

213013@mail.ru

Аннотация: Государство, ограниченное факторами внешней и внутренней среды, не способно самостоятельно достичь устойчивого развития без поддержки бизнес-сообщества. Социально-политическое партнерство государства и бизнеса обуславливает значимость слияния политических, экономических и культурных мотиваций в единый «национальный интерес», стимулируя общественный прогресс. Поэтому необходим анализ механизмов развития государственно-частного партнерства в субъектах Приволжского федерального округа в рамках формирования интегративной модели отношений между государственным и частным секторами для совершенствования экспертной базы при подготовке ГЧП-проектов.

Модель: Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа современных публикаций, нормативно-правовой базы, программно-целевых документов стратегического характера федерального и регионального уровней по теоретическим и практическим аспектам государственно-частного партнерства. Методологический потенциал включает: общенаучные методы - сбора фактов, моделирования, научных абстракций, анализа и синтеза, системного подхода, индукции и дедукции, исторический и логический, классификаций. В совокупности они позволили систематизировать, сопоставить по содержанию и значению, выявить наиболее эффективные технологии по приложению механизмов партнерства на федеральном, региональном и местном уровнях власти.

Выводы: Предложена концептуальная трактовка институционального развития ГЧП в Республике Мордовия, раскрывающая фазовый сценарий внедрения солидарных принципов отношений в региональную политику. Развитие института ГЧП в регионе видится в отраслевом охвате, совершенствовании его нормативно-правовой базы, при использовании всех модификаций ГЧП, гибком распределении рисковых обязательств, создании благоприятных условий для инвестирования частным лицам. На основе изучения опыта реализации инвестиционных проектов и инструментов привлечения финансовых средств даны рекомендации по расширению использования концессионного механизма в договорной практике региона. Формирование необходимой платформы для обмена опытом по реализации проектов и выработке политических инструментов в данной сфере в субъектах РФ требует синхронизации федерального и регионального законодательства.

Практическое значение: Реализация предложенных мероприятий создаст методологическую и методическую базу для координации концессионной деятельности при реализации крупных инвестиционных проектов на уровне представительных органов государственной власти Мордовии, в функции которого войдут выдача концессий и мониторинг исполнения соглашений. В контексте ограниченного финансирования инвестиционных программ из средств республиканского бюджета Республики Мордовия концессия может стать одним из наиболее доступных и эффективных форм привлечения капитала в региональную экономику, не увеличивая долговые обязательства и не снижая кредитный рейтинг. Это может быть учтено при разработке законодательных, нормативно-правовых, правительственных и ведомственных решений по вопросам государственно-частного партнерства.

Оригинальность/ценность: Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании институционального развития государственно-частных отношений, разработке методического подхода к формированию механизма стратегического управления ГЧП-проектами на региональном уровне. Работа предназначена для специалистов в области юриспруденции и экономики, а также представителей государственных органов управления и бизнес-структур

Ключевые слова: инвестиционная политика, государственно-частное партнерство, концессионное соглашение, аренда с инвестиционными обязательствами, ГЧП-проект.

THE MATRIX OF INSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN POLITICS REPUBLIC OF MORDOVIA

Savkin Svyatoslav P., postgraduate student

Study place: Research Institute of classical Sciences under the Government of the Republic of Mordovia.

213013@mail.ru

Abstract: Affected by limited factors of external and internal environment government it is not able on their own to achieve sustainable development without the business and community support. Social and political partnership of state and business determines the importance of the merger of political, economic and cultural motivations in a single "national interest", stimulating social progress. That is why it is necessary to analyze the mechanisms of public-private partnership in the Volga Federal District regions within the formation of an integrative model of relations between the public and private sectors to improve expertise of PPP projects.

Materials and methods: The research tasks were solved by analysis of contemporary publications, regulatory and legal framework, regulatory and legal framework, the federal and regional program-targeted strategic documents in area of theoretical and practical aspects of public-private partnerships. Methodological potential includes following general scientific methods: collection of facts, simulation, scientific abstraction, analysis and synthesis, system approach, induction and deduction, historical and logical methods, classification. In total they allowed to systematize, compare the content and significance, and to identify the most efficient partnership technologies of at the federal, regional and local levels.

Conclusions: A conceptual interpretation of the institutional development of PPP in the Republic of Mordovia explaining the phase plan for the implementation of the solidarity relations principles in regional policy is proposed. PPP development in the region seems to the sectoral coverage, regulatory framework improving, using every modifications of PPP, the flexible distribution of risk commitments, creating an enabling environment for investment by private individuals. Recommendations are made to expand the use of the concession mechanism in the region contractual practices by studying the experience of investment projects and raising finance. Creating of platform to exchange of project activity experience and to develop such policy instruments in the subjects of the Russian Federation requires synchronization of the federal and regional law.

Results: The implementation of the proposed measures creates methodological framework for the coordination of concession activities in major investment projects at the government level of Mordovia, whose functions will include the issuance of concessions and monitoring the implementation of agreements. According the limited financing of investment programs from the budget of the Republic of Mordovia concession can be one of the most available and effective ways of raising capital in the regional economy without increasing the debt and reducing the credit rating. It should be taken into account in the development of legislative, regulatory, governmental and departmental solutions for public-private partnerships.

Value: Scientific novelty of the research consists in theoretical justification of institutional development of public-private relationships, developing a methodological approach to create mechanism of strategic PPP-projects management of the regional level. The article will be interesting for specialists in the field of law, economics, government and business.

Keywords: investment policy, public-private partnership, concession agreement, lease with investment commitments, the PPP project.

Одним из основополагающих факторов пространственного измерения российской политики является потенциал применения государственно-частного партнерства (ГЧП) в субъекте Российской Федерации и динамики институционального дизайна в данной сфере. В нестабильных условиях внешней политической обстановки государство, ограниченное конституциями и национальными традициями, не способно достойно перейти на уровень устойчивого развития без поддержки бизнес-сообщества. Подобная форма социально-политического взаимодействия объясняет необходимость слияния политических, экономических и культурных мотиваций в единый «национальный интерес» и служит стимулом общественного прогресса.

Политический смысл ГЧП заключается в долгосрочном симбиозе государственного и частного участников, основанном на потребности разработки соответствующих проектов, предусматривающих достижение задач общественно-правовых систем по обеспечению доступности и улучшению качества общественных услуг за счет концентрации частных ресурсов и сегрегации рисков между ними. Предметно ГЧП выражено в предоставляемой государством, муниципальными органами власти и организациями бюджетного сектора собственности и услуг, находящихся в их ведении. Сущность проектов в данной сфере варьируется от передачи функций публичного сектора частному по строительству, реконструкции, модернизации, обслуживанию и эксплуатации объектов инфраструктуры, а означает любые функции общественных и государственных услуг, закрепляемых за частным лицом на коммерческой основе.

Сегодня формирование интегративной модели подобных отношений ассиметрично в мезоуровневой плоскости. Исследование региональных ГЧП-проектов, инициированное в 2014 г. Центром развития государственно-частного партнерства, по критериям долго-срочности (от 3-х лет), принадлежности к классифика-

тору объектов общественной инфраструктуры и принципу разделения рисков между частным и публичными субъектами ГЧП показало наиболее распространенные их организационно-правовые формы: концессионные соглашения и соглашения о гЧп в формате регионального законодательства. Кроме того, проводилась оценка проектов, выполненных на позициях, приравненных к ГЧП и соответствующих требованиям рейтинга - аренда с инвестиционными обязательствами, контракты жизненного цикла, государственные закупки с отсрочкой платежа при распределении рисков между сторонами и сроком более 3-х лет.

Анализируя развитие механизмов ГЧП в субъектах РФ, составители рейтинга базировались на инсценированной ими методике оценки факторов, действующих на них. С целью определения уровня потенциала каждого конкретного региона для привлечения инвестиций в такие проекты по условиям развитости институциональной среды, опыту в их реализации, инвестиционной привлекательности для инфраструктурных инвесторов, а также установления диапазона оцениваемых проектов был разработан классификатор объектов общественной инфраструктуры в разрезе социальной, коммунальной, энергетической и транспортной сфер.

Если общее количество проектов, зарегистрированных в 60 субъектах РФ по состоянию на 1 февраля 2014 г., составило 131 [10, с. 4], то на 1 марта 2015 г. -586 [11, с. 4]. При подсчете ГЧП-проектов среди субъектов РФ в 2014 г. был выявлен самый высокий показатель, характерный для регионов Приволжского федерального округа (ПФО), в котором на различных стадиях (от инициирования до эксплуатации объекта) находились 34 таких проекта, в том числе в коммунальной сфере - 9, социальной - 17, транспортной -5, энергетической - 3 [10, с. 9]. Ситуация с рейтингом регионов России по уровню развития ГЧП на 1 февраля 2014 г. и 1 марта 2015 г. представлена в таблице 1.

Таблица 1

Показатели развития механизмов ГЧП в субъектах РФ _в разрезе ПФО в 2014 - 2015 гг.*_

Регионы ПФО Значение показателя развития сферы ГЧП, % Рейтинговая позиция Повышение/ пониже-

по состоянию на по состоянию на 1 по состоянию на по состоянию на ние рейтин-

1 февраля 2014 г. марта 2015 г. 1 февраля 2014 г. 1 марта 2015 г. говой позиции

Республика Башкорто- 48,7 54,3 16 11 +5

стан

Кировская область 42,3 30,5 25 52 -27

Республика Марий Эл 28,9 24,4 52 69 -17

Республика Мордовия 28,8 26,1 53 64 -11

Нижегородская область 62,3 61,5 5 5 0

Оренбургская область 42,9 44,5 23 26 -3

Пензенская область 28,0 32,8 54 44 + 10

Пермский край 49,4 50,0 14 14 0

Самарская область 54,3 59,6 8 7 -1

Саратовская область 18,9 34,2 71 41 +30

Республика Татарстан 70,6 66,7 2 2 0

Удмуртская Республика 42,6 49,6 24 15 +9

Ульяновская область 17,7 52,5 72 12 +60

Чувашская Республика 25,4 42,5 60 28 +32

*Составлена по: Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации / Авторский коллектив: М. В. Ткаченко, А. С. Конгулов, А. А. Долгов. М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. С. 4-5; Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014-2015 / Мин-во экономики РФ. М.: НП «Центр развития ГЧП», 2015. С. 4-5.

Характеризуя динамику развития системы ГЧП в регионах ПФО в 2013-2014 гг., следует отметить позитивный рост рейтинговых позиций Ульяновской области (+60), Чувашской Республики (+32), Саратовской области (+30), Пензенской области (+10), Удмуртской Республики (+9) и Республики Башкортостан (+5). Стабильными в этом отношении оказались Нижегородская область, Пермский край и Республика Татарстан.

Снижение показателей по заданным экспертами критериям продемонстрировали Кировская область (-27), Республика Марий Эл (-17), Республика Мордовия (-11), Оренбургская (-3) и Самарская (-1) области. В связи с этим целесообразно проанализировать общественно-политическое пространство развития сферы ГЧП в одном из регионов ПФО - Республике Мордовия, которая относится к субъектам РФ с низким потенциалом ее развития, входящим в диапазон 25-35 %. Такие субъекты РФ находятся на начальной стадии постепенного создания базовых условий для реализации ГЧП-проектов, во многих из них нет практики их инициирования и адаптации в региональном социуме. К тому же, значительное влияние на место субъекта РФ в рейтинге оказывает низкий уровень развития нормативно-правовой базы, санкционирующей их исполнение и придающей им инвестиционную привлекательность.

Важно иметь в виду, что при подобном дифференцированном развитии института ГЧП в регионах просматривается фазовый сценарий внедрения принципов партнерства в системы государственного и муниципального управления, который включает в себя сле-

дующие стадии:

I. Легитимизация. Подразумевает инициацию на уровне органов государственной власти субъекта РФ решения о создании системы управления ГЧП, обоснование векторов инфраструктурного развития на концепте ГЧП, разработку и утверждение регионального закона о ГЧП с необходимыми регламентами и распорядительными документами.

II. Практическое внедрение. Означает создание профильных структур по развитию и управлению гЧп, платформы взаимодействия с потенциальными частными инвесторами и экспертным сообществом по вопросам портфеля проектов, проведение стартовых мероприятий по привлечению к ним потенциальных инвесторов, запуск системы проектного управления.

III. Оценка результатов развития ГЧП в субъекте РФ. Содержит в себе ежегодное подведение итогов проведенной работы, приведение в соответствие региональной нормативной правовой базы, пересмотр и доработку действующего механизма управления проектами в ре-версионном режиме.

IV. Конституирование. Объектировано на разработке и утверждении программы развития сферы ГЧП в субъекте РФ, увеличении числа целевых секторов, новых прод-жектов и финансовых манипуляторов, расширении пула потенциальных партнеров, повышении квалификации кадрового состава истэблишмента на постоянной основе.

В настоящее время конструирование институционального пространства ГЧП в Республике Мордовия аргументировано в качестве актуального направления региональной политики. Паритетный характер взаимодействия органов управления и бизнес-сообщества стал политическим посылом обращений Главы Республики Мордовия в посланиях Государственному Собранию Республики Мордовия 2012-2015 гг. [5-8], а также важным аспектом в документах программно-целевого регулирования социально-экономического развития Республики Мордовия - Программе действий Правительства Республики Мордовия на 2013 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [9], Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года [14], Стратегии инвестиционного развития Республики Мордовия до 2020 года [13], Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года [15] и др.

Формирование необходимой платформы для обмена опытом по реализации ГЧП-проектов и помощи в выработке важных политических инструментов в данной сфере в субъектах РФ невозможно без синхронизации законодательства на федеральном и региональном уровнях. Так как существовавшее нормативно-правовое поле развития сферы ГЧП в Республике Мордовия не учитывало местную специфику отношений органов государственной власти, самоуправления и частных инвесторов, Министерством экономики Республики Мордовия был разработан проект Закона РМ «Об участии Республики Мордовия в государственно-частном партнерстве». В нем императивом ведения паритетных отношений является концентрация материальных и финансовых ресурсов, а также применение средств внебюджетных фондов для исполнения социально значимых, в том числе инфраструктурных, инновационных, инвестиционных проектов и программ на территории республики [4].

Рис. Концепт институционального

Указанный законопроект регламентирует условия государственно-частного партнерства при их соответствии стратегическим целям и приоритетам, определенным в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы [12], схеме территориального планирования Республики Мордовия [2].

Необходимо указать основные нормативные правовые документы, которые являются косвенными механизмами регулирования сферы ГЧП на территории региона [13]:

- Закон РМ от 28.12.2012 г. № 58-З «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций»;

- постановление Правительства РМ от 18.02.2013 г. № 48 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области социальной поддержки и защиты граждан, семьи, поддержки материнства, отцовства и детства, реабилитации инвалидов, безработных и иных категорий граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, а также благотворительную деятельность»;

- постановление Правительства РМ от 10.11.2014 г. № 554 «Об утверждении Положения об определении размера и порядка выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Республики Мордовия, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг»;

развития ГЧП в Республике Мордовия

- подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» государственной программы РМ «Социальная поддержка граждан» на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РМ от 18.11.2013 г. № 504.

Существующая нормативно-правовая база обусловила социальный характер ГЧП-проектов. В регионе оказывается государственная поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям путем предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия на реализацию общественно значимых программ. В частности, проекты Социальная гостиная «Пиэтас», Мете^кафе «Серебряный возраст» и Клуб интеллектуального общения людей старшего поколения «Золотой возраст» направлены на увеличение количества социально-бытовых и культурно-досуговых услуг маломобильным группам населения и людям преклонного возраста. Некоторые проекты предусматривают оказание бесплатных социально-правовых услуг, защиту прав и законных интересов граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Наличие высокоразвитой законодательной инфраструктуры гарантирует эффективное привлечение инвестиций и конструктивность государственно-частных отношений в целом. Для активизации инвестиционной деятельности в республике федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления используют различные нормативно-правовые, финансовые и нефинансовые регуляторы и меры по поддержке инвесторов (табл. 2).

Таблица 2

Нормативно-правовой инструментарий привлечения инвестиций в Республику Мордовия*_

Законодательный акт, регламентирующий привлечение финансовых средств Формы и методы государственной поддержки Содержание инструмента

Закон РМ от 20.02.2006 г. № 6-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия» Государственная поддержка инвесторов Предоставление налоговых льгот и преференций, субсидий, инвестиционного налогового кредита, государственных гарантий, бюджетных кредитов и пр.

Закон РМ от 27.11.2003 г. № 54-З «О налоге на имущество организаций» Льготы по налогу на имущество организаций Освобождение от уплаты налога на имущество организаций, реализующих инновационные и приоритетные инвестиционные проекты

Закон РМ от 25.11.2004 г. № 77-З «О снижении ставок по налогу на прибыль организаций» Льготы по налогу на прибыль организаций Налог на прибыль организаций в размере 13,5 % уплачивается резидентами, реализующими приоритетные инвестиционные проекты

В соответствии с решениями органов местного самоуправления Освобождение от уплаты земельного налога Муниципальные органы власти могут не взимать земельный налог у инвесторов, зачисляемый в местный бюджет

Постановление Правительства РМ от 18.03.2013 г. № 89 «Об утверждении Правил предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение машин и оборудования, используемых для реализации инвестиционных проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы» Субсидии за пользование кредитами российских кредитных организаций и на уплату лизинговых платежей Предоставляются в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка РФ, но не более 2/3 от суммы фактически уплаченных процентов по проектам, включенным в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы

Закон РМ от 21.02.2008 г. № 5-З «О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия» Государственные гарантии субъектам инвестиционной деятельности Предоставляются юридическим лицам и муниципальным образованиям безвозмездно на конкурсной основе

Закон РМ от 24.12.2010 г. № 106-З «О Залоговом фонде Республики Мордовия»; Постановление Правительства РМ от 21.02.2011 г. № 60 «Об утверждении Порядка формирования и учета залогового фонда Республики Мордовия»; Постановление Правительства РМ от 23.04.2007 г. № 181 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам предоставления государственного имущества в залог» Залоговое обеспечение под привлекаемые кредиты Предлагаются юридическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, реализующим проекты в приоритетных сферах региональной экономики на конкурсной основе в обеспечении исполнения их обязательств перед кредитными организациями в форме залога республиканского имущества

Соглашения об инвестиционном сотрудничестве между инвестором и Правительством РМ Помощь инвесторам в создании необходимой инфраструктуры Подбор земельных площадок и оказание помощи по обеспечению инфраструктурными объектами при строительстве транспортных, инженерных и энергетических коммуникаций

Закон РМ от 4.02.2009 г. № 5-З «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения»; Постановление Правительства РМ от 27.12.2010 г. № 515 «О вопросах реализации Комплексной программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы»; Постановление Правительства РМ от 4.07.2011 г. № 236 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции»; Постановление Правительства РМ от 4.07.2011 г. № 237 «Об утверждении Порядка предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга)» Снижение налоговой нагрузки и предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Снижение налоговой нагрузки с 15 до 5 % в зависимости от видов экономической деятельности в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Закон РМ от 20.02.2006 г. № 6-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия» Помощь инициаторам инвестиционных проектов и потенциальным инвесторам Предоставление перечня свободных площадок и земельных участков для организации производства, а также инвестиционных предложений для предприятий республики

Указ Главы РМ от 26.07.2013 г. № 155-УГ «Об утверждении инвестиционной декларации Республики Мордовия»; Указ Главы РМ от 26.07.2013 г. № 156-УГ «О совете по улучшению инвестиционного климата в Республике Мордовия» Формирование благоприятного инвестиционного фона, снижение административных барьеров Выработка предложений по организации взаимодействия партнеров

* Составлена по: Сводная таблица по материалам, присланным из партнерства в социальной сфере (по состоянию на 18.05.2015 г.) [Электр В настоящее время институциональное пространство ГЧП в Мордовии образуют Государственное Собрание Республики Мордовия, Правительство Республики Мордовия, органы исполнительной власти (Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, Министерство экономики Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи), ООО «Корпорация развития Респуб-

ионов, о проблемах и перспективах развития государственно-частного чый ресурс]. URL: socio-forum.ru (дата обращения: 15.10.2015). лики Мордовия» и АУ «Агентство инновационного развития Республики Мордовия».

В полномочия парламентского корпуса республики при реализации соответствующих соглашений входят законотворческая деятельность и контроль за соблюдением и исполнением законов на территории региона, связанных с участием органов государственной власти и местного самоуправления в области ГЧП.

Правительство Мордовии принимает решения о проведении конкурса на право заключения соглашения о ГЧП, устанавливает порядок проведения таких конкурсов, имеет право на заключение или прекращение действия этих договоров и пр.

Органы исполнительной власти в республике занимаются разработкой проектов и подготовкой соглашений о сотрудничестве органов государственной власти и частных инвесторов, проведением конкурсов по отбору частных партнеров на право заключения соглашения о ГЧП, а также мониторингом соблюдения договорных условий и др.

В компетенцию ООО «Корпорация развития Республики Мордовия» и АУ «Агентство инновационного развития Республики Мордовия» входят разработка мер по стимулированию инвестиционной активности, формированию механизма взаимодействия инвесторов с органами государственной власти республики, а также отбор, подготовка и формирование портфеля социально значимых проектов, реализуемых на основе ГЧП [1].

Для координации процессов реализации инвестиционных проектов в республике функционирует Межведомственная комиссия по рассмотрению проблемных вопросов в данной области, утвержденная постановлением Правительства РМ от 14.03.2011 г. № 78. Согласно Указу Главы РМ от 26.07.2013 г. № 156-УГ в республике функционирует Совет по улучшению инвестиционного климата при Главе РМ. В целях интеграции научного сообщества, промышленного кластера и бизнес-структур с органами государственной власти и местного самоуправления при формировании института ГЧП в регионе создан Координационный Совет РМ по инновационной деятельности, действующий на основе Указа Главы РМ от 23.03.2012 г. № 42-УГ. Совет предпринимателей и Совет директоров промышленных предприятий при Главе РМ выступают в качестве совещательно-консультативных структур, обеспечивающих консенсус государства с производственным и предпринимательским секторами экономики.

Кроме того, Законом РМ от 8.08.2013 г. № 51-З «Об Инвестиционном фонде Республики Мордовия» был сформирован Региональный инвестиционный фонд, аккумулирующий часть средств республиканского бюджета РМ, используемую для реализации на территории региона ГЧП-проектов. Так, в соответствии со ст. 4 бюджетные ассигнования Фонда предоставляются на конкурсной основе в форме: бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности республики и субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов [3].

Следует указать, что в сложившихся политических и социально-экономических условиях приоритетными секторами для развития ГЧП в республике являются инновационная и образовательная деятельность, модернизация жилищно-коммунального хозяйства, производственная, транспортная и логистическая инфраструктуры, жилищное строительство. Не случайно, основными проектными темами с применением механизма ГЧП в Мордовии в 2009 - 2013 гг. стали строительство и реконструкция блочных котельных на договорах аренды с инвестиционными обязательствами в Атюрьевском, Краснослободском, Лямбирском, Руза-евском, Теньгушевском и Чамзинском районах. В 2012

г. началась реализация проекта на основе концессионного соглашения по реконструкции объектов водоснабжения в г. Темникове в рамках сотрудничества администрации Темниковского муниципалитета и ООО Темниковский «Водоканал» [1].

Требуется обратить особое внимание на возможность расширения концессионной практики в договорных отношениях между государством и частными инвесторами в регионе, поскольку полученный эффект от применения данного инструмента увеличения инвестиционного потока в обновление производственного потенциала и социальных объектов выражается в восстановлении объекта, отсутствии дополнительных расходов бюджета и пополнении его доходной части за счет повышения налогооблагаемой базы юридических и физических лиц. К ключевым институциональным преимуществам концессий можно также отнести ясность правового режима вследствие действия Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», опыт реализации концессионных проектов в России на всех уровнях управления, устойчивую судебную практику в этой области, целевую определенность подобного сотрудничества и возможность использования некоторых инструментов привлечения дополнительных финансовых средств (выпуск облигаций концессионера и др.). При этом объектом концессионного договора может быть государственное или муниципальное имущество, оборото-способное ограниченно или изъятое из оборота (субъекты хозяйствования, природные ресурсы, монопольные виды деятельности и др.), а предметом - его строительство и (или) реконструкция.

Учитывая многоплановость реализуемых задач в регионе, для координации концессионной деятельности целесообразно создать представительный орган государственной власти Мордовии, ответственный за выдачу концессий и контроль за реализацией соглашений. В контексте ограниченных возможностей финансирования инвестиционных программ объектов государственной собственности из средств республиканского бюджета РМ, концессия может стать одним из наиболее доступных и эффективных форм привлечения капитала в экономику, не увеличивая долговые обязательства и не снижая кредитный рейтинг.

Эволюционизация института ГЧП в региональном ракурсе видится не только в секторальном охвате экономики, развитии его нормативно-правовой базы, возможности использования всего спектра моделей ГЧП, разделения рисков в зависимости от специфики проектов и устойчивости их потока, но и в формировании комфортной бизнес-среды для инвестирования общественной инфраструктуры.

Становится очевидным, что реализовать масштабные инфраструктурные проекты силами только государства или частных инвесторов невозможно. Поэтому необходимо их взвешенное и конструктивное взаимодействие, которое позволит достичь максимальных результатов в региональной инвестиционной политике. Устойчивое взаимопонимание между государственными структурами и бизнес-сообществом, стабилизация очереди инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках ГЧП, на наш взгляд, возможны при более активном и адекватном приложении механизмов партнерства на федеральном, региональном и местном уровнях власти, а также при совершенствовании экспертной базы и подготовки ГЧП-проектов.

Список литературы:

1. Корпорация развития Республики Мордовия. Официальный сайт [Электронный ресурс]. http://investrm.ru/gchp/proekty1/realizuemye (дата обращения: 05.11.2015).

2. О схеме территориального планирования Республики Мордовия: Закон Республики Мордовия от 23.04.2013 г. № 34-3 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.rU/9092284/#ixzz3qQBYFmtX (дата обращения: 03.11.2015).

3. Об Инвестиционном фонде Республики Мордовия: Закон Республики Мордовия от 8.08.2013 г. № 51-3 [Электронный ресурс]. Система ГАРАНТ. URL: http://www.garant.rU/hotlaw/mordovia/489417/#ixzz3qbFdIxT

1 (дата обращения: 05.11.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Об участии Республики Мордовия в государственно-частном партнерстве: Законопроект [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-mordovia.ru/file/33646 (дата обращения: 03.11.2015).

5. Послание Главы Республики Мордовия Н. И. Меркушкина Государственному Собранию Республики Мордовия от 27.01.2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-mordovia.ru/content/view/772 (дата обращения: 06.10.2015).

6. Послание Главы Республики Мордовия В. Д. Волкова Государственному Собранию Республики Мордовия от

25.01.2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-mordovia.ru/content/view/3180 (дата обращения: 08.10.2015).

7. Послание Главы Республики Мордовия В. Д. Волкова Государственному Собранию Республики Мордовия от

31.01.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-mordovia.ru/content/view/3601 (дата обращения: 11.10.2015).

8. Послание Главы Республики Мордовия В. Д. Волкова Государственному Собранию Республики Мордовия от

27.01.2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-mordovia.ru/content/view/2531 (дата обращения: 16.10.2015).

9. Программа действий Правительства Республики Мордовия на 2013 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-mordovia.ru/content/view/2532 (дата обращения: 16.09.2015).

10. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации / Авторский коллектив : М. В. Ткаченко, А. С. Конгулов, А. А. Долгов. М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. С. 4.

11. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014 - 2015 / Мин-во экономики Российской Федерации. М.: НП «Центр развития ГЧП», 2015. С. 4.

12. Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы [Электронный ресурс]. URL: http://mineco.e-mordovia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 164&Itemid=178 (дата обращения: 03.11.2015).

13. Стратегия инвестиционного развития Республики Мордовия до 2020 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.07.2014 г. № 275. Официальный сайт Министерства экономики Республики Мордовия [Электронный ресурс]. URL: http://mineco.e-

mordovia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 198&Itemid=449 (дата обращения: 01.10.2015).

14. Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfo.ru/?id=37359 (дата обращения: 29.09.2015).

15. Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года [Электронный

ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/819073683 (дата обращения: 30.09.2015).

ОТЗЫВ

на статью С. П. Савкина «Матрица институционального развития государственно-частного партнерства в политике

Республики Мордовия» Современные общественно-политические реалии предопределили актуализацию проблем развития государственно-частного партнерства (ГЧП) как одной из форм взаимодействия политической и бизнес-элиты. Вектор внутренней региональной политики в условиях модернизации политической системы должен быть направлен на обеспечение паритетного и взвешенного диалога между органами государственной власти и представителями бизнес-сообщества и поиск консенсуса для публичного и частного партнеров. Реформирование политических институтов, модернизация экономики и повышение качества жизни населения требуют детализированного изучения института государственно-частных отношений на региональном уровне.

Теоретическая значимость представленного исследования состоит в том, что автор проанализировал показатели развития механизмов ГЧП в субъектах ПФО в рамках формирования интегративной модели отношений между государственным и частным секторами. Это существенным образом дополняет концептуальное видение институционального развития ГЧП в Республике Мордовия, раскрывающее фазовый сценарий внедрения принципов партнерства во внутреннюю региональную политику.

На основе изучения опыта реализации ГЧП-проектов и инструментов привлечения инвестиций в статье вполне обосновано подытожены выводы по расширению использования концессий в договорной практике публичного и частного партнеров на территории Республики Мордовия.

Статья С. П. Савкина «Матрица институционального развития государственно-частного партнерства в политике Республики Мордовия» представлена к изданию впервые. Она выполнена на высоком научном уровне, в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к материалам подобного рода, и может быть опубликована в научном издании, где рекомендуется апробация диссертационного исследования, представленного на соискание искомой ученой степени.

Заведующий кафедрой

всеобщей истории, политологии и регионоведения ФГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», доктор политических наук

И.В. Бахлов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.