Проведенное исследование позволяет сделать предварительные выводы:
1. В процессе обучения основам саморегуляции и формирования у спортсменов навыка самостоятельного применения упражнений на саморегуляцию у них повышался уровень показателей самочувствия и настроения, снижался уровень нервно-психического напряжения. Спортсмены экспериментальной группы становились более уверенными в своих силах.
2. Применение данного метода с учетом индивидуальных характеристик организма позволило в 70^85% случаев нормализовать функциональное состояние спортсменов в процессе всего учебно-тренировочного и соревновательного периода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сон, Дук Сунг. Тхэквондо. Базовый курс / Дук Сунг Сон, Роберт Дж. Кларк ; пер. с англ. Ю. Григорьевой. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 384 с.
REFERENCES
1. Son, Duk Sung, and Clark, J. Robert (2004), Taekwondo. Basic course, FAIR-PRESS, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.02.2017
УДК 796.51
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ТУРИЗМУ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Ульяна Викторовна Наумова, аспирант, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО СГАФКСТ), Смоленск
Аннотация
В статье анализируется состояние и проблемы подготовки специалистов по спортивно-оздоровительному туризму в высшем учебном заведении. Выявлены наиболее эффективные формы организации учебных занятий и проведена оценка дисциплин по степени их влияния на формирование профессиональных компетенций студентов, специализирующихся в спортивно-оздоровительном туризме. Установлено, что наиболее значимыми профессиональными навыками являются: умение читать топографические и спортивные карты, пользоваться компасом и ориентироваться на местности, что обусловливает необходимость разработки и внедрения инновационной методики самостоятельной подготовки спортивно-топографических карт, которая должна отвечать требованиям безопасности, быть относительно простой и эффективной.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, профессиональные компетенции, топографическая карта, подготовка специалистов.
CURRENT STATUS AND PROBLEMS OF ORGANIZATION OF PROFESSIONALS TRAINING IN SPORT TOURISM UNDER CONDITIONS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Ulyana Victorovna Naumova, the post-graduate student, Smolensk State Academy of Physical Education, Sport and Tourism, Smolensk
Annotation
The article analyses the state and problems of the professionals training in sports tourism in higher education institution. The most effective forms for lessons organizing, and the evaluation of the disciplines has been undertaken considering the degree of their influence on formation of the professional competence of students specializing in sports tourism. It has been established that the most important professional skills are the following: the ability to read the topographic and large scale maps, to use a compass and nav-
igate across the terrain and it necessitates the development and implementation of the innovative methods of self-preparing of the sports-topographic maps, which should meet the security requirements to be relatively simple and effective.
Keywords: sport and health tourism, professional competence, topographic map preparation.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время специфика подготовки кадров в высших учебных заведениях заключается в формировании у студентов умений и навыков, необходимых для успешного выполнения практических задач. Важность развития профессиональных компетенций отмечается и в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».
Безусловно, что успех и безопасность любого туристского мероприятия, связанного с активными способами передвижения, во многом зависят от умения правильно разработать маршрут; знаний методов организации и проведения тренировок и соревнований по спортивному ориентированию и туризму; умений свободно передвигаться по пересечённой местности, определять своё положение по спортивно-топографической карте, выбирать и реализовывать оптимальный путь движения. Всё это возможно только при хорошей топографической подготовке, как руководителей, так и членов туристских спортивных походов и соревнований по спортивному ориентированию [1, 4, 5, 6].
МЕТОДИКА
С целью анализа состояния и проблем организации подготовки специалистов по спортивно-оздоровительному туризму в условиях высшего учебного заведения, нами было проведено анкетирование студентов 3-4 курса СГАФКСТ, специализирующихся в спортивно-оздоровительном туризме и выпускников академии данного направления подготовки. Применялись современные методы исследования, апробированные в области рекреации и туризма [2]. Всего был опрошен 51 человек, из них 12 имеют разряды по спортивному туризму и один студент является мастером спорта по спортивному ориентированию. Средний возраст респондентов составил 23,8±2,4 года.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате анализа фактического материала установлено, что для студентов направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» наиболее значимыми профессиональными навыками являются: умение читать топографические и спортивные карты, пользоваться компасом и ориентироваться на местности (таблица 1).
Таблица 1 - Значимость показателей технической и физической подготовленности, влияющих на формирование компетенций специалистов по спортивно-оздоровительному туризму_
Профессиональные умения и навыки Формируемые компетенции Сумма баллов Ранг
Умение читать топографические и спортивные карты ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК 8 156 1
Умение пользоваться компасом ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК 8 209 2
Навыки ориентирования на местности ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК 8 214 3
Навыки визуального определения расстояний на местности ПК 1, ПК 2, ПК 3 249 4
Уровень развития специальной выносливости ОК 7, ПК 3, ПК 4 290 5
Навыки визуального определения расстояний на карте ПК 1, ПК 2, ПК 3 292 6
Навыки преодоления естественных препятствий ОК 7, ПК 3, ПК 4 332 7
Навыки организации и проведения бивачных работ ПК 24 337 8
Уровень развития скоростно-силовых способностей ОК 7, ПК 3, ПК 4 413 9
Уровень развития скоростных способностей ОК 7, ПК 3, ПК 4 416 10
Уровень развития силовых способностей ОК 7, ПК 3, ПК 4 459 11
Это можно объяснить тем, что данные навыки будут востребованы в их дальнейшей спортивной и профессиональной деятельности, дадут возможность оптимально за-
трачивать усилия при преодолении естественного рельефа местности.
Подготовка специалистов по спортивно-оздоровительному туризму заключается в применении системно изложенного комплекса дисциплин, которые обеспечивают формирование знаний, умений и навыков профессиональной деятельности [3].
Установлено, что для 26,1% респондентов наиболее важной является дисциплина «Основы спортивно-оздоровительного туризма», затем идут «Топография и ориентирование на местности» (19,6%), «Организация и проведение соревнований по спортивно-оздоровительному туризму» (17,0%) (таблица 2).
Таблица 2 - Влияние учебных дисциплин на формирование профессиональных компетенций студентов_
Учебные дисциплины Значимость (в %)
Основы спортивно-оздоровительного туризма 26,14
Топография и ориентирование на местности 19,61
Организация и проведение соревнований по СОТ 17,00
Безопасность в сфере рекреации и туризма 8,50
Рекреалогия 7,19
Профессиональное мастерство 5,23
География рекреационных систем и туризма 3,92
Теория и методика физической рекреации 3,27
Курортология 2,61
Сооружения в рекреации и туризме 1,96
Краеведение 1,31
Основы менеджмента рекреации и туризма 1,31
Маркетинг рекреации и туризма 0,65
Правовые основы рекреации и туризма 0,65
Туринформатика с основами рекламы 0,65
Такие результаты опроса можно объяснить тем, что дисциплины, имеющие высокий рейтинг, являются основополагающими по направлению подготовки, так как формируют целый ряд важнейших компетенций.
При этом наиболее важными для своей будущей профессиональной деятельности респонденты считают знания методов и средств организации и проведения занятий (37,3%) и соревнований (21,5%) по спортивно-оздоровительному туризму (таблица 3).
Таблица 3 - Наиболее важные знания для студентов, специализирующихся в спортивно-оздоровительном туризме_
Профессиональные знания Оценка (в %)
Методы и средства, используемые при организации и проведении занятий по спортивно-оздоровительному туризму 37,25
Методические основы организации и проведения соревнований по спортивному ориентированию и туризму 21,57
Рекреационная и оздоровительная деятельность 21,57
Основы комплектования туристских групп и проведения походов 9,80
Основы формирования техники передвижения по пересечённой, залесённой, каменистой и болотистой местности, высокотравью и т.п. 5,88
Меры профилактики травматизма и правила безопасности при проведении занятий и соревнований по туризму 3,92
При определении наиболее значимых умений для будущей профессиональной деятельности респонденты на первое место поставили умение свободно передвигаться по местности, определять своё положение по карте, выбирать и реализовывать оптимальный путь движения, эффективно пользоваться компасом (31,37%) (таблица 3).
Таблица 3 - Наиболее важные умения для студентов, специализирующихся в спортивно-оздоровительном туризме_
Формируемые умения Средние данные (в %)
Свободно передвигаться по местности, определять своё положение по карте, выбирать и реализовывать оптимальный путь движения 31,37
Формируемые умения Средние данные (в %)
Самостоятельно проводить занятия по спортивно-оздоровительному туризму и спортивному ориентированию 27,45
Правильно подобрать оборудование, инвентарь и картографический материал для занятий по спортивному ориентированию и туризму 19,61
Организовать процесс обучения основам спортивного ориентирования и туризма 17,65
Умение проводить рекреационные занятия, направленные на укрепление здоровья 3,92
Результаты проведённого анкетирования показали, что большинство респондентов (66,7%) считают наиболее эффективным методом освоения техники чтения спортивных и топографических карт - практические занятия на местности (таблица 4). Таблица 4 -Наиболее эффективные методы освоения техники чтения спортивных и топографических карт
Метод освоения техники чтения спортивно-топографических карт Показатели (в %)
Практические занятия на местности с топографическими или спортивными картами 66,7
Практические занятия на местности с самостоятельной рисовкой окружающего ландшафта 31,3
Теоретические занятия в классе 1,9
Представленные выше результаты можно объяснить тем, что практические занятия играют более важную роль в освоении профессиональных компетенций, по сравнению с теоретическими занятиями.
ВЫВОДЫ
Таким образом, анализ результатов анкетирования позволяет заключить, что к ведущим профессиональным компетенциям, влияющим на продуктивность трудовой деятельности специалистов по спортивно-оздоровительному туризму, относятся: умение читать топографические и спортивные карты; пользоваться компасом; безошибочно ориентироваться на местности. Овладение данными специфическими навыками диктует необходимость, в первую очередь, хорошо знать основы картографии и уметь самостоятельно составить простейшую топографическую карту-схему по маршруту передвижения. Поэтому назрела острая необходимость разработки инновационной методики самостоятельной подготовки спортивно-топографических карт, которая должна отвечать требованиям безопасности, быть относительно простой, доступной и эффективной, благодаря получению студентами быстрого, положительного и реально ощутимого результата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронов, Ю.С. Индивидуализация тренировочного процесса начинающих ориентировщиков на основе методики активного обучения : методические рекомендации / Ю.С. Воронов ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск : [б.и.], 1999. - 15 с.
2. Воронов, Ю.С. Основы научного исследования туризма: состояние, проблемы, технологии : монография / Ю.С. Воронов ; Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Смоленск : [б.и.], 2008. - 302 с.
3. Воронов, Ю.С. Повышение эффективности обучения юных спортсменов-ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам на основе учёта возрастной структуры соревновательной деятельности / Ю.С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 53-58.
4. Кузнецова, В.В. Факторная структура специальной подготовленности квалифицированных спортсменов 19-20 лет, специализирующихся в беговых видах ориентирования / В.В. Кузнецова // Физическая культура и спорт Северо-Запада России. - 2011. -№ 5. - С. 41-44.
5. Гулидин, П.К. Топографическая подготовка в спортивно-оздоровительном туризме: методические рекомендации / П.К. Гулидин, А.В. Матвеева ; Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова. - Витебск : [б.и.], 2004. - 28 с.
6. Куликов, В.М. Топография и ориентирование в туристском путешествии / В.М. Куликов, Ю.С. Константинов. - М. : ЦДЮТиК, 2002. - 72 с.
7. Концептуальные основы подготовки кадров по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» / В.В. Кузин, С.А. Гониянц, А.И. Исмаилов, В.Г. Щербаков // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 47-49.
REFERENCES
1. Voronov, Yu.S. (1999), Individualization of the training process of novice orienteers based on the methodology of active learning, Smolensk.
2. Voronov, Yu.S. (2008), Bases of scientific research of tourism: status, problems, technology: monograph, Smolensk.
3. Voronov, Yu.S. (2012), "Increasing the effectiveness of training young athletes orienteering technical and tactical actions and skills based on consideration of the age structure of competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No.3, pp. 53-58.
4. Kuznetsova, V.V. (2011), "The Factor structure of the special preparedness of qualified athletes of 19-20 years, specialized in the running types of orientation", Physical culture and sport of Northwest Russia, Smolensk, pp. 41-44.
5. Gulidin, P.K. and Matveeva, A.V. (2004), Topographic skills in the sports tourism, Vitebsk.
6. Kulikov, V.M. and Konstantinov, Yu.S. (2002), Topography and orientation on tourist travel, Moscow.
7. Kuzin, V.V., Goniyants, S.A., Ismailov, A.I. and Scherbakov, V.G. (2003), "Conceptual framework training, specializing in "Recreation and sports tourism"", Theory and practice ofphysical culture, No.5, pp.47-49.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.02.2017
УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ВОДОЛАЗНОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ АНГЛИИ
Олег Викторович Новосельцев, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Александр Александрович Бурняшев, кандидат педагогических наук, Научно-исследовательский институт спасения и подводных технологий, г. Ломоносов; Роман Владимирович Кириченко, кандидат педагогических наук, Данил Владимирович Ставицкий, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье на основе анализа материалов отечественной и зарубежной печати излагаются особенности организации профессиональной и физической подготовки специалистов водолазной службы вооруженных сил Англии.
Ключевые слова: особенности организации, профессиональная и физическая подготовка, специалисты водолазной службы вооруженных сил Англии.
VOCATIONAL AND PHYSICAL TRAINING OF DIVING SERVICE SPECIALISTS IN
ENGLAND ARMED FORCES
Oleg Viktorovich Novoseltsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored worker of science of the Russian Federation, Alexander Aleksandrovich Burnyashev, the candidate of pedagogical sciences, Research Institute of Rescue and Underwater Technologies, Lomonosov; Roman Vladimirovich Kirichenko, the candidate of pedagogical sciences, Danil Vladimiro-vich Stavitsky, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian
Federation, St. Petersburg
Annotation
In the article, on the basis of the domestic and foreign press materials analysis, the features of the organization of the vocational and physical training of the diving service specialists of England armed