Научная статья на тему 'Отношение студентов - будущих специалистов сферы спортивно-оздоровительного туризма к освоению профессии в процессе изучения иностранного языка'

Отношение студентов - будущих специалистов сферы спортивно-оздоровительного туризма к освоению профессии в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макерова Наталья Владимировна

Статья посвящена проблеме изучения профессионально-познавательной мотивации, отношения студентов профиля «Спортивно-оздоровительный туризм» к освоению будущей профессии в процессе изучения иностранного языка в вузе физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макерова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude of students-future specialists of sports and health-improving tourism industry to mastering profession during process of studying the foreign language

The article is devoted to the problem of professional education motivation, “Sports tourism” profile students’ attitude to mastering the future profession during the process of studying the foreign language in the higher educational institution of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Отношение студентов - будущих специалистов сферы спортивно-оздоровительного туризма к освоению профессии в процессе изучения иностранного языка»

УДК 796.077.5

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА К ОСВОЕНИЮ ПРОФЕССИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Наталья Владимировна Макерова, старший преподаватель, Национальный исследовательский университет «Московского энергетического института» в г. Смоленске

Аннотация

Статья посвящена проблеме изучения профессионально-познавательной мотивации, отношения студентов профиля «Спортивно-оздоровительный туризм» к освоению будущей профессии в процессе изучения иностранного языка в вузе физической культуры и спорта.

Ключевые слова: сфера спортивно-оздоровительного туризма, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, технология обучения иностранному языку.

ATTITUDE OF STUDENTS-FUTURE SPECIALISTS OF SPORTS AND HEALTH-IMPROVING TOURISM INDUSTRY TO MASTERING PROFESSION DURING PROCESS OF STUDYING THE FOREIGN LANGUAGE Natalya Vladimirovna Makerova, the senior teacher, Smolensk branch of National Research University "Moscow Power Engineering Institute"

Annotation

The article is devoted to the problem of professional education motivation, "Sports tourism" profile students' attitude to mastering the future profession during the process of studying the foreign language in the higher educational institution of physical culture and sports.

Keywords: sports and health-improving tourism industry, professional training, professional competence, foreign language teaching technology.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие сферы спортивно-оздоровительного туризма в нашей стране - одно из актуальных социально ориентированных направлений развития физкультурно-спортивной отрасли в целом. Реализуя современные технологии спортивно-оздоровительной, рекреационной, реабилитационной, эколого-туристско-краеведческой, экскурсионной направленности, спортивно-оздоровительный туризм призван решать задачи государственной важности. К которым можно отнести: оздоровление человеческого ресурса страны, повышение его трудоспособности, пропаганду здорового образа жизни, искоренение социально-негативных явлений, обеспечение рекреации, реабилитации, социальной адаптации граждан (в том числе детско-юношеского населения, людей с ограниченными возможностями).

Специалисты утверждают, что жизнеспособность и востребованность сферы спортивно-оздоровительного туризма в современных социально-экономических реалиях в значительной мере связана с его кадровым обеспечением. О.В. Алексеева подчеркивает, что отрасли в настоящее время нужны кадры, способные не только к реализации профессиональных технологий безопасного активного отдыха и реабилитации граждан, но и к коммуникации на иностранном языке [1]. Способность к решению профессиональных задач, основанных на информации и коммуникации, в том числе на иностранном языке, по мнению М.В. Полуэктовой и С.А Гониянца, является одной из ключевых компетент-ностей специалистов по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму [2].

Профессиональная подготовка компетентных и конкурентоспособных работников сферы СОТ осуществляется системой высшего образования по соответствующему профилю, которая реализуется в соответствии с требованиями ФГОС ВО третьего поколе-

ния.

Одной из обязательных базовых дисциплин, призванных вносить свой вклад в формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сферы спортивно-оздоровительного туризма, является учебный модуль «Иностранный язык», за которым закреплены компетенции, связанные с иноязычной коммуникацией не только в рамках межличностного и межкультурного, но и профессионально-делового взаимодействия (ОК-3, ПК-23).

Соответственно, от реализации технологии обучения иностранному языку в условиях высшего учебного заведения зависит качество профессиональной подготовки специалистов по СОТ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В 2015-2016 учебном году на базе Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма был организован констатирующий педагогический эксперимент, в рамках которого проводилось анкетирование, направленное на выявление отношения студентов, специализирующихся в спортивно-оздоровительном туризме к освоению основ профессиональной деятельности в процессе изучения иностранного языка в вузе. В опросе приняли участие 145 студентов I и II курсов СГАФКСТ, обучающихся по направлениям III отделения ФК.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате опроса в начале учебного года было выявлено, что студенты, обучающиеся по профилю «Спортивно-оздоровительный туризм» (направление бакалавриата: «Рекреация и СОТ») связывают свою будущую профессиональную деятельность с использованием иностранного языка и заинтересованы в его изучении для профессиональных целей в большей степени, чем студенты других профилей и направлений подготовки III отделения ФК СГАФКСТ.

Анкетирование студентов II курса, специализирующихся непосредственно в спортивно-оздоровительном туризме, выявило, что в начале учебного года 95% обучающихся расценивает владение иностранным языком как фактор повышения востребованности и конкурентоспособности специалиста соответствующего профиля на рынке труда, 5% респондентов затруднились с ответом.

В ходе опроса было также установлено, что 65% студентов полагают, что в процессе изучения иностранного языка в вузе можно повысить свой профессиональный уровень, 5% обучающихся не связывают возможность повышения профессиональной компетенции с иноязычным образованием, а 30% респондентов затруднились с ответом.

При этом 70% опрошенных проявляют желание к освоению избранной специальности посредством дисциплины «Иностранный язык», 30% студентов затруднились ответить, негативные ответы не выявлены.

Отметим, что 90% студентов, принявших участие в анкетировании считает, что курс иностранного языка в вузе должен иметь профессионально ориентированную направленность (связан с будущей профессией, нацелен на формирование профессиональной компетенции), а 10% обучающихся высказали противоположное мнение.

Однако немногие (15%) верят, что смогут реально повысить свою профессиональную компетентность по окончании курса иностранного языка в вузе, так как в большинстве (85%) считают традиционную (общепринятую) технологию обучения иностранному языку неэффективной в данном отношении, нуждающейся в модернизации.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии у студентов, специализирующихся в спортивно-оздоровительном туризме довольно высокого уровня профессионально-познавательной мотивации, положительного отношения, интереса, желания к освоению избранной специальности в процессе обучения иностранному языку, а также о вы-

сокой степени неудовлетворенности современной системой профессиональной подготовки средствами иностранного языка, неуверенности в ее реальных возможностях в вопросе повышения профессиональной компетентности.

Данные проведенного анкетирования явились основанием для экспериментальной оценки эффективности и совершенствования традиционной (общепринятой) технологии обучения иностранному языку в процессе профессиональной подготовки специалистов сферы СОТ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, О.В. Развитие профессиональной подготовки по спортивно-оздоровительному туризму в регионе / О.В. Алексеева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 1. - С. 136-143.

2. Полуэктова, М.В. Формирование базовых компетенций будущего специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму на выездных практических занятиях / М.В. Полуэктова, С.А. Гониянц // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2009. - № 4. - С. 73-78.

REFERENCES

1. Alekseeva, O.V. (2013), "Development of professional training in sports and health improving tourism in the region", Vestnik BGU, No.1, pp.136-143.

2. Poluektova, M.V. and Goniyants, S.A. (2009), "Forming the basic competences of future specialists in recreation and sport health-improving tourism during outdoor practical studies", The Bulletin of Vyatka State Humanities University, No. 4, pp. 73-78.

Контактная информация: makerita@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.06.2017

УДК 796.011.3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КАДЕТОВ СУВОРОВСКИХ

УЧИЛИЩ

Виталий Николаевич Максимов, соискатель, Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург,

Алексей Александрович Бобрищев, доктор психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного использования средств физической подготовки в процессе формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ.

Этими психолого-педагогическими условиями являются: создание обстановки на занятиях по физической подготовке для проявления кадетами значительных морально-волевых и физических усилий; наполненность занятий по физической подготовке с кадетами высоким нравственным содержанием; целенаправленное использование военно-прикладных средств физической подготовки на занятиях с кадетами; создание обстановки на занятиях для волевой обеспеченности военно-профессиональной направленности кадетов; использование методических приемов на занятиях по физической подготовке для формирования осознанного желания у кадетов служить России; повышенное внимание организации соревнований по военно-прикладным видам спорта с кадетами суворовских училищ.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; кадеты суворовских училищ; воен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.