3. V. P. Bitkova Money, credit, banks: textbook and workshop for universities / [and others]; edited by. - 3rd ed., revised. and additional - Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. - 559 p. - (Higher education). - ISBN 978-5-534-13469-8. - Text: electronic // Educational platform Urayt [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/488804 (date of access: 04/29/2022), p. 964.
4. Varfolomeeva V. A., Ivanova N. A. Finance and monetary circulation: a teaching aid / compiled by E. I. Popova. - 2nd ed., revised. and additional - Shadrinsk: ShSPU, 2021. - 90 p. - Text: electronic // Doe: electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/book/182181 (date of access: 05/03/2022). - Access mode: for authorizations. users, p. 31.
5. Dvoretskaya, A. E. Money, credit, banks: a textbook for universities / A. E. Dvoretskaya. 3rd ed., revised. and additional - Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. - 551 p. - (Higher education). - ISBN 978-5-534-14481-9. - Text: electronic // Educational platform Urayt [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/489225 (date of access: 04/29/2022), p. 69.
7. Kropin, Yu. A. Money, credit, banks: textbook and workshop for universities / Yu. A. Kropin. - 3rd ed., revised. and additional - Moscow: Izdatelstvorayt, 2022. - 391 p. - (Higher education). - ISBN 978-5-534-14601-1. - Text: electronic // Educational platform Urayt [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/489679 (date of access: 04/29/2022), p. 96.
8. V. Yu. Katasonova Money, credit, banks: textbook and workshop for universities / V. Yu. Katasonov [and others]; edited by V. Yu. Katasonov, - 3rd ed., revised. and additional - Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. - 559 p. - (Higher education). - ISBN 978-5-534-13469-8. - Text: electronic // Educational platform Urayt [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/488804 (date of access: 04/29/2022), p. 96.
9. E. I. Popova. Finance and money circulation: educational and methodological manual / compiled by E. I. Popova. - 2nd ed., revised. and additional - Shadrinsk: ShSPU, 2021. - 90 p. - Text: electronic // Doe: electronic library system. URL: https://e.lanbook.com/book/182181 (accessed 04/29/2022). - Access mode: for authorizations. users, p. 23.
10. Mashunin, Yu. K. Forecasting and planning of socio-economic systems: a textbook for high schools / Yu. K. Mashunin. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. - 330 p. - (Higher education). - ISBN 978-5-534-14698-1. - Text: electronic // Educational platform Urayt [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/ 496702 (date of access: 05/06/2022), p. 32.
11. Tarkhanova, E. A. Banking. Tests: textbook for universities / E. A. Tarkhanova. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. - 40 p. - (Higher education). - ISBN 978-5-534-13857-3. - Text: electronic // Educational platform Urayt [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/506938 (date of access: 05/06/2022), p. 54.
EDN: CQKCFA
Е.В. Алексеева - к.э.н., доцент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
E.V. Alekseeva - candidate of economic Sciences, associate Professor, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
В.И. Кытьков - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
V.I. Kytkov - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
В.Н. Чичерова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
V.N. Chicherova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ THE CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CURRENCY CONTROL
IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В настоящее время совершенствование внешнеэкономической деятельности имеет важное значение в условиях применения экономических санкций, вводимых в отношении нашей страны. Регулирование внешнеэкономической деятельности необходимо рассматривать в качестве существенного фактора увеличения результативности хозяйственной деятельности, как на уровне отдельных бизнес-организаций, так и в масштабах всего государства. Управление внешнеэкономическими связями любого современного государства в определенном смысле представляет собой неотъемлемую часть мировой экономики и международных экономических отношений. В данной статье проведен анализ валютного контроля, рассмотрены меры, вводимые в отношении нарушителей валютного законодательства, а также пути их пресечения. Актуальность данного исследования обусловлена сохранением высоких объемов сомнительных валютных операций, а также наличием каналов незаконного вывода денежных средств с территории России.
Abstract. Currently, the improvement of foreign economic activity is important in the context of the application of economic sanctions imposed on our country. Regulation of foreign economic activity should be considered as a significant factor in increasing the efficiency of economic activity, both at the level of individual business organizations and on the scale of the entire state. The management of foreign economic relations of any modern state in a certain sense is an integral part of the world economy and international economic relations. This article analyzes currency control, considers measures introduced against violators of currency legislation, as well as ways to prevent them. The relevance of this study is due to the persistence of high volumes of dubious currency transactions, as well as the presence of channels for illegal withdrawal of funds from the territory of Russia.
Ключевые слова: валютный контроль, таможенные органы, валютные операции, незаконное перемещение валюты, участник внешнеэкономической деятельности, эффективность валютного контроля.
Keywords: currency control, customs authorities, currency transactions, illegal movement of currency, participant in foreign economic activity, effectiveness of currency control.
В условиях больших объемов внешнеторговой деятельности отечественных предприятий, одной из главных функций страны в части обеспечения экономической безопасности является обеспе-
чение безопасности в сфере валютных отношений. При этом ключевым вектором защиты государственных интересов в области валютных отношений остается валютный контроль за соблюдением резидентами законодательства в процессе исполнения обязательств по внешнеторговым контрактам, а также борьба с легализацией доходов, полученных незаконными путями. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Центральным банком, таможенными и налоговыми органами, а также коммерческими организациями - уполномоченными банками.
Наибольшую угрозу для экономики страны представляют нарушения валютного законодательства, на чью долю приходится не более 15 % от общего объема - нарушения, которые принимают форму непоступления валютной выручки по экспортным контрактам, а также невозврата осуществленных платежей за непоставленную продукцию по импортным контрактам.
Динамика объемов незаконно выведенных из России средств и количества возбужденных ФТС России дел представлена на рисунке 1. Объем незаконно выведенных денежных средств из РФ, зафиксированных ФТС России, колеблется в районе 40-60 миллиардов рублей в год.
J л Л
2019 г. 2020 г. 2021 г.
■ Объем незаконно выведенных из РФ денежных средств, млрд руб.
■ Количество возбужденных уголовных дел
Рисунок 1 - Динамика объемов незаконного вывоза наличных денежных средств, зафиксированных ФТС России в 2019-2021 г., млрд долл. США
По статистическим данным, представленным на рисунке 1, можно сделать вывод, что за анализируемый период наблюдается неоднозначная динамика объемов незаконно вывезенных из РФ денежных средств. Так, в 2021 году этот показатель оказался на уровне 67,0 млрд. долл. США, что на 75,39 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и на 6,52 % больше относительно 2019 года. Однако в 2020 году относительно 2019 года наблюдается снижение объемов незаконно вывезенных денежных средств - снижение составило 39,27 пп. Количество возбужденных уголовных дел имеет схожую тенденцию - в 2021 году данный показатель оказался на уровне 489, что больше по сравнению с 2020 годом на 110,78 % в относительном и на 257 в абсолютном выражении, относительно 2019 года - 75,27 пп. и 210 соответственно.
Продуктивной формой осуществления контрольных мероприятий в сфере валютного контроля считаются скоординированные проверочные мероприятия таможенных и налоговых органов, которые предполагают многосторонний анализ внешнеторговых контрактов, учитывающих одновременно и перевозку товаров, и оказание услуг.
Рассмотрим динамику проводимых таможенными органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, а также количество возбужденных дел об административных правонарушениях по статье 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ - далее) (нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования) за период 2019-2021 гг. (таблица 1).
500 450 400 350 300 250 200 150 100 SO О
Таблица 1 - Динамика количества таможенных проверок в сфере валютного контроля
и возбужденных дел об административных правонарушениях статьи 15.25 КоАП РФ
" '—-Годы Показатель ■—- 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп прироста 2021 г. в % к:
2020 г. 2019 г.
Количество проверок, тыс. ед. 10,0 6,0 5,0 -16,67 -50,00
Количество дел об АП по ст.15.25, тыс. ед. 14,5 8,0 7,0 -12,5 -51,72
Сумма нарушения, млрд. руб. 86,0 35,0 52,0 48,57 -39,53
Согласно статистическим данным, представленным в таблице 1 можно сделать вывод, что количество дел об административных правонарушениях, возбужденных по статье 15.25 в 2021 г. сократилось на 12,5 пп. относительно 2020 года в относительном выражении и на 1000 в абсолютном, сокращение относительно 2019 года составило 51,72 % и 7500 соответственно. Подобная динамика свидетельствует о повышении эффективности работы таможенных органов в отношении пресечения нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации. В 2021 г. также сократилось количество проведенных ФТС России проверок соблюдения резидентами - участниками ВЭД требований валютного законодательства Российской Федерации. Так, в 2021 г. их количество составило 5 тыс. единиц, что на 1 тыс. единиц меньше по сравнению с 2020 годом и на 5 тыс. единиц меньше по сравнению с 2019 годом, сокращение в относительном выражении относительно 2020 года и 2019 года составило 16,67 % и 50,00 % соответственно.
Сокращение числа дел об административных правонарушениях обусловлено тем, что с 31 июля 2020 года для участников внешней экономической деятельности за впервые совершенное правонарушение, которое касается нерепатриации иностранной валюты, предусмотрено предупреждение или штраф от 5 до 30 % непоступивших средств. Для профессиональных участников внешней экономической деятельности - это предупреждение или штраф от 3 до 5 %. Резидент больше не привлекается к административной ответственности по ч. 1 и 4 ст. 15.25 КоАП РФ, в случае, если причитающиеся ему в соответствие с внешнеторговым договором средства в установленный срок были зачислены на иностранный счет и в течение 45 дней с этой даты переведены им на свой счет в уполномоченном банке. Кроме того, резидент не привлекается к ответственности, если он исполнил обязанность по репатриации средств не позднее 45 дней от установленного внешнеторговым договором срока.
В полном объеме отменена административная ответственность за неисполнение обязанности по репатриации в части экспорта, когда сумма обязательств по договору не превышает 200 тысяч рублей.
Необходимо рассмотреть валютный контроль в качестве механизма борьбы с незаконным выводом денежных средств, легализацией преступных доходов, финансированием терроризма на территории нашей страны.
С целью противодействия подозрительным финансовым операциям ФТС России регулярно передает в Банк России сведения о декларациях на товары с признаками недостоверности информации о цене продукции для блокировки банками сомнительных валютных операций. Результативность такого сотрудничества подтверждается значительным сокращением объема валютных операций с использованием декларации на товары.
Введен институт профессиональных участников внешней экономической деятельности, для которых предусматриваются дополнительные преференции, в том числе, наличие статуса профессионального участника внешней экономической деятельности может уменьшить риск привлечения к ответственности за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам.
ФТС России осуществлены мероприятия, которые направлены на обеспечение автоматизации процедур валютного контроля, учитывающих направление запросов резиденту о представлении подтверждающей документации (копий документов) и информации с применением информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности», которая создана АО «Российский экспортный центр».
В рамках последующей автоматизации процессов сотрудничества с бизнес-сообществом осуществлена доработка информационного сервиса «Валютный контроль» Личного кабинета, в рамках которого заинтересованные участники внешней экономической деятельности имеют возможность получать информацию, которая находится в распоряжении таможенных органов.
Система валютного регулирования и валютного контроля в нашей стране активно меняется и трансформируется в соответствие с особенностями внешнеполитической ситуации и тенденциями развития мировой экономики. Каждый год наблюдаются новации в законодательной базе.
Так, с 1 июля 2021 года было отменено правило о репатриации валютной выручки для определенных категорий валютных резидентов. Резиденты имеют возможность исполнять экспортные
внешнеторговые договоры посредством зачисления валютной выручки на счета в иностранных банках или другими разрешёнными законодательством РФ методами. Другими словами, за несколькими исключениями, резиденты освобождены от обязанности получать выручку от нерезидентов в валюте на российские счета. Данное правило затрагивает экспортные договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами до дня его вступления в силу, но по которым не были исполнены обязательства по оплате в зарубежной валюте.
Кроме того, с 1 июля 2021 года появилось понятие - «Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг». Данный термин применятся в контексте регламентов использования валютными резидентами РФ зарубежных платёжных систем.
Банкам рекомендовали передавать налоговым и таможенным органам сведения о подозрительных валютных операциях.
У банков может появиться возможность осуществлять запрос информации и документов по валютным операциям, подтверждающих источники происхождения денежных средств на счетах, информацию об IP и MAC-адресах, номерах телефонов и СИМ-арт, основаниях зачисления.
Новшества также предусматривают развитие обмена информацией по клиентским операциям между банками, Росфинмониторингом и ФНС России. Налоговым органам будет проще администрировать дела, которые связаны с нарушением валютного законодательства.
С 1 июля 2021 года была отменена обязанность по репатриации валютной выручки по валютным контрактам, кроме сырьевых (и некоторых исключений). Кроме того, был разработан новый законопроект, в котором содержатся предложения разрешить резидентам не зачислять в РФ 10% выручки по валютным сырьевым контрактам, с 1 января 2023 года и в дальнейшем увеличивать данный лимит до полного освобождения с 2024 года.
С 9 марта 2022 года Центральный банк РФ ввел запрет на продажу наличной валюты физическим лицам до 9 сентября 2022 года. С 18 марта банк разрешил продавать наличную валюту гражданам, но только ту, что поступила в кассы кредитной организации после 9 апреля 2022 года. Общий лимит тот же - $ 10 000 или эквивалент в евро.
Таким образом, можно отметить, что на сегодняшний день валютный контроль представляет собой важный элемент системы обеспечения экономической безопасности страны. Работа государственных органов и уполномоченных банков в части данного вида контроля ориентирована не только на обнаружение нарушений валютного законодательства в связи с выполнением российскими лицами обязательств по внешнеторговым контрактам, но и на пресечение проведения подозрительных валютных операций, которые представляют собой опасность в виде незаконного вывода капитала за границу. В соответствие с ограниченной компетенцией каждого органа в области валютного контроля важное значение имеет межведомственное сотрудничество, которое позволяет оперативно обнаружить участников ВЭД с признаками ненадежности и пресекать их неправомерные намерения в рамках внешнеторговой деятельности. Вышеотмеченные направления позволят и в последующем совершенствовать организацию валютного контроля в нашей стране.
Источники:
1. Федеральный закон от 10.12.2003 №173 - ФЗ (ред. от 01.05.2022 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле». // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_45458/.
2. Алексеева Е.В., Габдуллина С.Х. Деятельность ФТС России как органа валютного контроля: практика осуществления и проблемы // Вестник Академии знаний. 2021. № 2 (43). С. 329-333.
3. Алексеева Е.В., Петухова В.В. Перспективы развития деятельности таможенных органов в системе валютного регулирования и контроля // Вестник Академии знаний. 2020. № 6 (41). С. 20-23.
4. Ахмедзянов Р.Р., Зверева В.В. Анализ деятельности и перспективы развития ФТС России как органа валютного контроля // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 1 (39). С. 24-28.
5. Мигел А.А., Шуликова М.А. Совершенствование валютного контроля в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в России // Russian Economic Bulletin. - 2020. -Т. 3. №2. - С. 177-181.
6. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гужа В.О. Показатели деятельности органов валютного регулирования и валютного контроля//Вестник Калужского университета. 2019. № 2. С. 73-77.
7. Тимохин А.Ю., Дорожкина Т.В. Содействие ФТС России развитию нормативной базы по осуществлению валютного контроля//Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5-3. С. 89-92.
8. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. - Электронный ресурс. - [Режим доступа]: URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 04.05.2022 г.).
References:
1. Federal Law of December 10, 2003 No. 173 - FZ (as amended on May 1, 2022) "On currency regulation and currency control". // SPS "Consultant Plus". [Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_45458/.
2. Alekseeva E.V., Gabdullina S.Kh. The activity of the Federal Customs Service of Russia as a currency control body: implementation practice and problems // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 2 (43). pp. 329-333.
3. Alekseeva E.V., Petukhova V.V. Prospects for the development of the activities of customs authorities in the system of currency regulation and control // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 6 (41). pp. 20-23.
4. Akhmedzyanov R.R., Zvereva V.V. Analysis of the activities and development prospects of the Federal Customs Service of Russia as a currency control body // Natural Humanitarian Studies. 2022. No. 1 (39). pp. 24-28.
5. Miguel A.A., Shulikova M.A. Improving currency control in the system of combating the legalization (laundering) of criminal proceeds and the financing of terrorism in Russia // Russian Economic Bulletin. - 2020. - T. 3. No. 2. - S. 177-181.
6. Petrushina O.M., Neparko M.V., Guzha V.O. Indicators of activity of bodies of currency regulation and currency control//Bulletin of Kaluga University. 2019. No. 2. S. 73-77.
7. Timokhin A.Yu., Dorozhkina T.V. Assistance of the Federal Customs Service of Russia to the development of the regulatory framework for the implementation of currency control//Economics and Business: Theory and Practice. 2019. No. 5-3. pp. 89-92.
8. Official website of the Federal Customs Service of the Russian Federation. - Electronic resource. - [Access mode]: URL: https://customs.gov.ru/ (date of access: 05/04/2022).
EDN: CRACUA
Л.Б. Атаева - к.э.н., доцент кафедры финансы и кредит, Северо-Кавказская государственная академия, [email protected],
L.B. Ataeva - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, North Caucasus State Academy.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE FINANCIAL MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию проблем на финансовом рынке Российской Федерации, к которым следует отнести отток капитала из России, российско-украинский конфликт с последующими санкциями со стороны Запада, проблема погашения внешнего долга, зависимость РФ от курсов валют, отключение России от межбанковской системы передачи информации и платежей SWIFT в которую входили крупнейшие отечественные банки, в том числе Центральный Банк России. Автором проведен анализ динамики финансового рынка за 2019-2021 гг., страховых премий и выплат, количественных изменений финансового и микро-финансового рынков, динамики уровня инфляции. На основе проведенного исследования автором сделаны и предложены мероприятия для дальнейшего развития российского финансового рынка.
Abstract. This article is devoted to the study of problems in the financial market of the Russian Federation, which include the outflow of capital from Russia, the Russian-Ukrainian conflict with subsequent sanctions from the West, the problem of repayment of foreign debt, the dependence of the Russian Federation on exchange rates, the disconnection of Russia from the interbank system of information transmission and payments SWIFT, which included the largest domestic banks, in particular including the Central Bank of Russia. The author analyzes the dynamics of the financial market for 2019-2021, insurance premiums and payments, quantitative changes in the financial and micro-financial markets, the dynamics of the inflation rate. Based on the conducted research, the author has made and proposed measures for the further development of the Russian financial market.
Ключевые слова. Финансовый рынок Российской Федерации, Центральный Банк России, валютный рынок, денежный рынок, фондовый рынок, срочный рынок, российско-украинский конфликт, санкции, отток капитала.
Keywords. Financial market of the Russian Federation, Central Bank of Russia, foreign exchange market, money market, stock market, futures market, Russian-Ukrainian conflict, sanctions, capital outflow.
Финансовый рынок представляет собой сферу рыночных отношений, обеспечивающих аккумуляцию и межотраслевое перераспределение денежных капиталов в целях непрерывности и рентабельности воспроизводства». Поэтому, на ее взгляд, целесообразна широкая трактовка финансового рынка, включая все его сегменты - фондовый, кредитный, валютный, страховой [1, 2].
На сегодняшний день финансовый рынок является одним из самых значительных элементов экономики, так как именно он имеет возможность мобилизовать временно свободные средства и рационально распределить их среди экономических секторов. Данный механизм способствует развитию экономики, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, поэтому улучшение работы финансового рынка актуальная проблема, решение которой приведет к модернизации экономики.
Проведем анализ динамики финансового рынка за 2019-2021 годы, представленный в таблице 1.
Таблица - 1 Динамика финансового рынка России за 2019-2021 гг., млрд руб. [3, 4]
Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021/2019, %
Фондовый рынок: рынок акций, депозитарных расписок (ДР), паев 12443 23905 29997 241,1
Рынок облигаций 28219 30617 18608 65,9
Денежный рынок 346347 426781 474033 136,9
Валютный рынок 308274 328946 319784 103,7
Срочный рынок 82370 129864 158009 191,8
По данным таблицы 1 можно сделать следующий вывод. Объем торгов на фондовом рынке за исследуемый период имел тенденцию к увеличению в 2,4 раза, на денежном рынке на 36,9 % и сроч-