оценкам банка Goldman Sachs, импорт в 2022 году снизится на 20 %, профицит текущего счета составит $ 250-300 млрд [8].
Увеличение мировых цен на нефтепродукты и газ окажет влияние на экспортную составляющую таможенных платежей. По данным Минфина России доходы в 2022 году в среднем от таможенных платежей оцениваются к уровню 2021 года в размере 128 %.
Таким образом, исходя из вышесказанного, внешнеторговую деятельность Российской Федерации можно считать устойчивой и конкурентоспособной. Подтверждением данного вывода служат показатели 2021 года и прогнозные показатели 2022 года, которые указывают на то что внешнеторговая деятельность России способна перестраиваться в сложившихся реалиях. Россия имеет множество внешнеторговых отношений с зарубежными странами, которые являются надёжными партнёрами во внешнеэкономических связях.
Источники:
1. Ахмедзянов Р.Р., Мигел А.А., Воробьева Е.Д. Состояние и направления развития системы экспортного контроля в России // Вестник Академии знаний. 2020. № 6 (41).
2. Петрушина О.М., Соколова Т.С., Меркулова А.И. Практика взимания и обеспечения уплаты таможенных платежей в России // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29 (3). С. 290-293.
3. Алексеева Е.В., Ефимова Ю.С. Анализ деятельности таможенных органов в сфере осуществления экспортного контроля в Российской Федерации. Дневник науки. 2020. № 4 (40). С. 39.
4. ФНС России. [Электронный ресурс] - Режим доступа -https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/taxes/ndpi/.
5. ФТС России. [Электронный ресурс] - Режим доступа -https://customsforum.ru/news/big/bulavin-za-schet-tamozhennykh-platezhey-formiruetsya-tret-dokhodov-federalnogo-byudzheta-553639.html.
6. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://minfin.gov.ru/common/ upload/library/2020/10/main/ ONBNiTTP_2021_2023 .pdf.
7. Россия и АТЭС: основные векторы экономического сотрудничества. [Электронный ресурс] - Режим доступа -https://www.hse.ru/data/2010/10/18/1222774503/Россия%20и%20АТЭС%20основн^Iе%20векторы %20экономического%20сотрудничества.р(1£
8. РБК. [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://www.rbc.ru/newspaper/2022/04/05/6247047f9a794 76a264d88c8. References:
1. Akhmedzyanov R.R., Miguel A.A., Vorobyeva E.D. The state and directions of development of the export control system in Russia // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. № 6 (41).
2. Petrushina O.M., Sokolova T.S., Merkulova A.I. The practice of collecting and ensuring the payment of customs duties in Russia // Natural sciences and humanities research. 2020. No. 29 (3). pp. 290-293.
3. Alekseeva E.V., Efimova Yu.S. Analysis of the activities of customs authorities in the field of export control in the Russian Federation. Diary of Science. 2020. No. 4 (40). p. 39.
4. The Federal Tax Service of Russia. [Electronic resource] - Access mode - https://www.nalog.gov.ru/ rn77/taxation/taxes/ndpi /.
5. The Federal Customs Service of Russia. [Electronic resource] - Access mode -https://customsforum.ru/ news/big/bulavin-za-schet-tamozhennykh-platezhey-formiruetsya-tret-dokhodov-federalnogo-byudzheta-553639.html.
6. The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2021 and for the planning period of2022 and 2023. [Electronic resource] - Access mode - https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/10/main/ ONBNiTTP_2021_2023.pdf.
7. Russia and APEC: the main vectors of economic cooperation. [Electronic resource] - Access mode - https://www.hse.ru/data/ 2010/10/18/1222774503/Russia%20i%20ATEC%20 main%20vectors%20economical%20cooperation.pdf
8. RBC. [Electronic resource] - Access mode - https://www.rbc.ru/newspaper/2022/04/05/6247047f9a 79476a264d88c8.
EDN: AYZNTF
О.М.Петрушина - к.э.н., заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
O.M.Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
Т.В. Черникова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
T.V. Chernikova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
О.И. Фролова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,
O.I. Frolova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФТС РОССИИ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ ACTIVITIES OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN THE FIELD OF CURRENCY CONTROL: THE MODERN ASPECT
Аннотация. Ключевые направления деятельности ФТС России в сфере обеспечения экономической безопасности государства - формирование системы таможенного контроля, как наиболее эффективного инструмента, обеспечивающего абсолютное соблюдение установленного порядка. В целях достижения данной задачи ФТС и подчиненные ей органы проводят проверки соблюдения положений законодательства при перемещении валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу, таким образом, реализуя функцию валютного контроля в пределах своей компетенции. В статье проведен анализ дея-
тельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации в сфере валютного контроля. Проведен анализ показателей деятельности вышеуказанных органов в сфере валютного регулирования, выявлены основные проблемы и пути их решения.
Abstract. The key areas of activity of the Federal Customs Service of Russia in the field of ensuring the economic security of the state are the formation of a customs control system as the most effective tool ensuring absolute compliance with the established procedure. In order to achieve this task, the Federal Customs Service and its subordinate bodies conduct inspections of compliance with the provisions of the legislation when moving currency and other currency valuables across the customs border, thus implementing the function of currency control within their competence. The article analyzes the activities of the Federal Customs Service of the Russian Federation in the field of currency control. The analysis of the performance indicators of the above-mentioned bodies in the field of currency regulation has been carried out, the main problems and ways to solve them have been identified.
Ключевые слова: валютный контроль, валютное регулирование, таможенные органы.
Keywords: currency control, currency regulation, customs authorities.
Денежно-кредитная политика является важным направлением в осуществлении государственной политики, которая проявляется в комплексе мер экономики и права в области международных валютных отношений, цель которых - поддержание валютного баланса [3]. Целями таможенных органов в области в валютного контроля, в соответствии с Федеральным Законом «О таможенном регулировании в РФ» от 03.08.2018 № 289-ФЗ, является:
— обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
— обеспечение экономической безопасности РФ;
— обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров[4].
Наделение ФТС России статусом органа валютного контроля и расширение полномочий таможенных органов позволили повысить уровень работы таможни по направлению валютного контроля и принесли определенные результаты. Ежегодно при осуществлении валютного контроля таможенные органы сталкиваются с различными сомнительными внешнеторговыми сделками и попытками незаконного вывода капитала за рубеж.
В условиях реформирования таможенных органов в 2021 году было обеспечено перераспределение полномочий между таможнями фактического контроля и электронными таможнями в целях исключения дублирования функций, в том числе по валютному контролю, которые учтены в Общем положении о региональном таможенном управлении и Общем положении о таможне.
При осуществлении таможенными органами контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, обеспечено смещение акцентов на аналитическую работу, направленную на выявление сомнительных валютных операций, связанных с незаконным выводом денежных средств за рубеж, в том числе во взаимодействии с налоговыми органами и уполномоченными банками.
0 2000 4000 6000 8000 10000
Рисунок 1 - Количество проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства в 2019 - 2021гг., ед.
Мы видим, что за анализируемый период количество проверок снизилось в 2 раза, что обусловлено приостановлением в период с 21 мая по 30 июня 2020 года инициирования и проведения таможенными и налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, отменой требования о репатриации денежных средств по контрактам с расчетами в рублях, совершенствованием процедуры предпроверочного анализа деятельности участников ВЭД в целях минимизации количества нерезультативных проверок, а также либерализацией требований валютного законодательства.
В целях противодействия сомнительным финансовым операциям ФТС России на регулярной основе передает в Банк России информацию о ДТ с признаками недостоверности сведений о цене товара для блокировки банками сомнительных валютных операций. Так, в рамках указанного взаимодействия в 2021 году предотвращен незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации на сумму более 74 млн долларов США (рисунок 2).
2019 г 2020 г. 2021 г.
Рисунок 2 - Объем предотвращенного незаконного вывода денежных средств
за рубеж, млн долл. США
Для повышения эффективности проводимой работы, ФТС России подготовлен проект новой редакции Соглашения об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы, который предусматривает получение от Банка России информации о результатах использования банками информации таможенных органов о признаках проведения сомнительных валютных операций, а также обмен результатами оценки участников ВЭД по уровню риска нарушения валютного законодательства.
В целях исключения из ЕГРЮЛ номинальных юридических лиц таможенные органы передают в налоговые органы информацию о признаках недостоверности сведений, включенных в реестр, либо их образовании через подставных физических лиц. В 2021 году ФТС России направлена в ФНС России информация в отношении 1 172 юридических лиц (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели взаимодействия ФТС РФ и ФНС РФ в сфере валютного контроля
Наименование показателя 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в % к
2019 г. 2020 г.
Количество юридических лиц, в отношении которых направлена информация в ФНС, ед. 1 299 787 1 172 90,2 148,9
Количество принятых решений об исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ, шт. 255 249 219 85,9 88,0
Сумма предотвращенных сомнительных внешнеторговых сделок, млрд долл. 2,3 1,5 0,8 34,8 53,3
Данные таблицы 6 свидетельствуют в целом о положительной динамике за анализируемый период. Это связано, прежде всего, с проведенной работой по автоматизации процедур валютного контроля и повышению эффективности межведомственного информационного взаимодействия, в рамках которой осуществлены следующие мероприятия:
1. заключено Соглашение об информационном взаимодействии ФТС России и Росфинмони-торинга, позволяющее интегрировать в ЕАИС таможенных органов информацию Росфинмониторин-га (в том числе об участниках ВЭД, имеющих высокие риски вовлеченности в противоправную деятельность, сведения Росфинмониторинга об операциях с денежными средствами или иным имуществом проверяемых лиц) для выявления на ранних стадиях признаков проведения сомнительных операций, направленных на незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации;
2. автоматизирован процесс выявления таможенными органами завышения цены ввозимых товаров, что позволило исключить субъективный фактор при принятии решений об информировании ФТС России и Банка России для последующей блокировки банками платежей участника ВЭД по контракту;
3. обеспечена доработка информационных систем, реализующих автоматическую сверку сведений из пассажирских таможенных деклараций с данными о лицах, причастных к экстремизму и
терроризму (в связи с переходом таможенных органов на новую централизованную версию программного средства совершения таможенных операций (ПЗ «Рабочее место СТО»), а также внедрением новых структур и форматов пассажирской таможенной декларации). Сверка с электронной копией пассажирской таможенной декларации осуществляется в режиме реального времени.
При проведении контроля за валютными операциями, которые связаны с перемещением товаров и транспортных средств, таможенными органами обеспечена аналитическая работа. Цель такой работы - выявление сомнительных валютных операций, которые могут быть связаны с незаконным отмыванием денежных средств за границу, в том числе при взаимодействии с налоговыми органами и уполномоченными банками.
Подробная динамика дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ (нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования) представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика проведения проверок соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в 2019-2021гг., тыс. ед.
Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в % к
2019 г. 2020 г.
Количество проверок соблюдения участниками ВЭД актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования 10 6 5 50,0 83,3
Количество возбуждённых дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ 14,5 8 7 48,3 87,5
По данным из таблицы 2 можно сказать, что в динамике за 3 года общее количество проверок снижается. Так, в 2021 году их количество составило 5 тыс., что на 16,7 % меньше по сравнению с 2020 годом и на 50 % меньше по сравнению с 2019 годом. Что касается дел об АП, то их количество также уменьшилось практически вдвое. Так, в отчетном году их количество снизилось до 7 тысяч, что на 12,5 % меньше по сравнению с прошлым годом и на 51,7 % по сравнению с базисным годом. Также можно заметить тенденцию, что количество проверок и количество дел об АП снижаются одновременно. Таким образом, можно утверждать, что проверки стали более тщательными и результативными.
Наглядно динамика и структура возбужденных дел по статье 15.25 КоАП РФ представлена на рисунке 3.
60
5 11 14
21 16
17 58 20 35 40
59
■ ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ 1ч. 4-4.1 ст. 15.25 КоАП РФ
■ ч. 5-5.2 ст. 15.25 КоАП РФ
■ ч. 6-6,4 ст. 15.25 КоАП РФ
Рисунок 3 - Количество дел, возбужденных таможенными органами по статье 15.25 КоАП РФ в 2019-2021 гг., в % [4]
По данным из рисунка 3 можно увидеть изменение структуры дел по различным частям статьи 15.25 КоАП РФ. Так, по первой части статьи (Осуществление незаконных валютных операций) удельный вес увеличился с 4 до 11 %. По части 5-5.2 (Невыполнение резидентом обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств) количество дел также увеличилось с 17 % до 35 %, то есть практически в два раза. Также удельный вес снизился по делам части 4-4.1 (Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ). Значение показателя в отчетном году - 14 %, что на треть (7 %) меньше по сравнению с 2019 годом (21 %). Дела по части 6-6.4 (Несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам) также имеют тенденцию к снижению. В 2021 году их количество в общем количестве дел по данной статье составило 40 %, что на 19 % и 18 % меньше по сравнению с 2020 и 2019 годами соответственно.
За последние пару лет в области валютного регулирования происходили как положительные, так и отрицательные изменения. К таким изменениям можно отнести:
1. изменились требования о репатриации валюты по валютным контрактам. Требования теперь будут применяться к займам, которые представляются резидентами нерезидентам, а также правила распространяются теперь и на физических лиц;
2. для уточненных правил репатриации установлены соответствующие критерии внешнеторговых договоров [2];
3. с 1 июля 2021 г. стала осуществлять свою деятельность система «Одно окно». Данная система необходима для представления информации и документов резидентами.
Таким образом, можно сделать вывод, что ФТС России, будучи органом валютного контроля в РФ, постоянно проводит проверки соблюдения валютного законодательства и принимает меры для их пресечения. Исходя из этого, можно сказать, что таможенным органам отведена важная роль по сохранению валютного баланса и обеспечение экономической безопасности государства.
Источники:
1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34661/ 4adb77015309c711961ab12777e722a3b004b694/.
2. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств" от 02.08.2019 N 265-ФЗ (последняя редакция) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 330658/.
3. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ (последняя редакция) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 304093/.
4. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii.
5. Ахмедзянов Р.Р., Зверева В.В. Анализ деятельности и перспективы развития ФТС России как органа валютного контроля//Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 1 (39). С. 24-28.
6. Петрушина О.М., Мельник В.Н. Анализ осуществления валютного контроля таможенными органами//Тенденции развития науки и образования. 2019. № 49-8. С. 80-83.
7. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гужа В.О. Показатели деятельности органов валютного регулирования и валютного контроля//Вестник Калужского университета. 2019. № 2. С. 73-77.
References:
1. "The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses" of 30.12.2001 N 195-FZ (ed. of 16.04.2022) - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/4adb77 015309c711961ab 12777e722a3b004b694/.
2. Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Currency Regulation and Currency Control" regarding the liberalization of restrictions on foreign Exchange Transactions by residents using Accounts (Deposits) Opened in Banks Located Outside the Territory of the Russian Federation and the Repatriation of Funds" dated 02.08.2019 N 265-FZ (latest edition) - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_330658/.
3. Federal Law "On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 03.08.2018 N 289-FZ (latest edition) - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/docu.
4. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation". - [Electronic resource]. - Access mode: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii.
5. Akhmedzyanov R.R., Zvereva V.V. Analysis of the activities and prospects for the development of the Federal Customs Service of Russia as a currency control body//Natural sciences and humanities research. 2022. No. 1 (39). pp. 24-28.
6. Petrushina O.M., Melnik V.N. Analysis of currency control by customs authorities//Trends in the development of science and education. 2019. No. 49-8. pp. 80-83.
7. Petrushina O.M., Neparko M.V., Guzha V.O. Performance indicators of currency regulation and currency control bod-ies//Bulletin of Kaluga University. 2019. No. 2. pp. 73-77.