ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АПК
УДК 338.43
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Е.Р.Бортневская
CURRENT STATUS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF MARKET OF MILK AND DAIRY PRODUCTS (AS EXEMPLIFIED IN THE NOVGOROD REGION)
E.R.Bortnevskaia
Институт экономики и управления НовГУ, [email protected]
На основе оценки современного состояния регионального рынка молока и молочной продукции выявлены проблемы и факторы, сдерживающие его развитие. Предложены меры стабилизации рынка. Даны рекомендации по его дальнейшему развитию.
Ключевые слова: рынок молока и молочной продукции, производство, потребление, розничные и закупочные цены, государственная поддержка, субсидии
On the basis of a current state assessment of the regional market of milk and dairy products the problems and factors hindering its development are revealed. The measures for the market stabilization are offered. Some recommendations on its further development are made.
Keyword: market of milk and dairy products, production, consumption, retail and purchase prices, state support, subsidies
Одним из главных сегментов продовольственного рынка страны является рынок молока и молочных продуктов. Это обусловлено значимостью молока и молочных продуктов в питании населения как источника полноценных животных белков, жиров и углеводов, минеральных веществ, витаминов и других необходимых компонентов в рационе человека.
Животноводство — ведущая отрасль сельского хозяйства Новгородской области, стоимость валовой продукции которого составляет 89% в общем объеме производства продукции в сельскохозяйственных организациях. Доля сельскохозяйственных организаций региона, занимающихся молочным скотоводством — более 60% от их общей численности, что определяет важность исследования ситуации в данной отрасли.
Показатели, характеризующие состояние рынка молока и молочной продукции в Новгородской области, представлены в табл. 1. Как видно из таблицы, с 1995 по 2012 год поголовье крупного рогатого скота и коров в области уменьшилось в 4,5 раза, производство молока сократилось с 225,8 тыс. тонн до 97,8 тыс. тонн. В ресурсном обеспечении региона доля внутриобластного производства молока составила лишь 40,2%. Постепенное повышение благосостояния россиян и улучшение качества жизни в последнее десятилетие обусловили рост потребительского спроса на различные молочные продукты до 169,6 тыс. тонн. На основе прогноза потребления и производст-
ва основных продуктов питания рассчитано, что к 2020 г. недостаток внутриобластного производства молока составит 149,1 тыс. тонн [1].
В 2013 г. в регионе было произведено 60,6 тыс. тонн цельномолочной продукции (в пересчете на молоко), 426,4 тонн масла сливочного и паст масляных, 5575,9 тонн сыра и творога, 147 тонн сыра и сырных продуктов [2].
Ввиду высокой питательной ценности молочных продуктов их потребление должно быть достаточным как относительно норм рационального питания, так и разнообразного выбора товара и ассортимента. Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 02.08.2010 г. № 593н рациональная норма потребления молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) — 320—340 кг/год на человека (в том числе молока, кефира йогурта жирностью 0,5—3,2% — 110 кг, масла животного — 4 кг, творога — 18 кг, сметаны — 4 кг, сыра — 6 кг) [3]. В то же время до 2000 г. по нормам, разработанным ИП РАМН и одобренными Минздравом СССР 30.07.1986 г., она составляла 404 кг/год на человека.
По потреблению молокопродуктов на душу населения область занимает двадцать второе место в России. По данным Новгородстата в 2012 г. житель области потреблял 273 кг молока, кефира, сметаны, йогуртов и прочих производимых из молока продуктов питания [4].
Таблица 1
Баланс производства и потребления молока и молокопродуктов в Новгородской области, тыс. тонн [5]
Показатели Годы 2012 г. к 1995 г.
1995 2000 2005 2010 2011 2012 +, - %
Производство
Запасы на начало года 2,1 3,2 8,3 12,6 7,6 7,0 +4,9 333,3
Производство 225,8 150,9 124,1 101,7 100,8 97,8 -128 43,3
Ввоз, включая импорт 28,0 37,1 107,5 164,3 148,1 138,7 +110,7 495,3
Итого ресурсов 255,9 191,2 239,9 278,6 256,5 243,5 -12,4 95,2
В т. ч. доля производства, % 88,2 78,9 51,7 36,5 39,3 40,2 -48
Потребление
Производственное потребление 42,0 24,8 15,9 15,8 17,0 16,6 -25,4 39,5
Вывоз, включая экспорт 24,0 23,5 60,9 90,9 63,5 50,0 +26 208,3
Личное потребление 182,4 138,8 153,8 164,3 169,0 169,6 -12,8 92,9
Запасы на конец года 7,4 4,1 9,3 7,6 7,0 7,3 -0,1 98,6
Доходы населения должны обеспечивать возможность приобретения им продуктов питания по научно обоснованным нормам. По критериям ВОЗ в России недоедает 1/4 населения. Причина этого лежит в высоких ценах на продовольственные товары. Материалы выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств региона в 2012 г. свидетельствуют о том, что расходы на покупку продуктов питания в городах составляют 34,2%, в сельских населенных пунктах — 31% [5]. Средняя розничная цена 1 л питьевого молока на 12.05.2014 г. по области — 41,6 руб. Она колеблется от 38,27 руб. в Мошенском муниципальном районе до 45,93 руб. в Волотовском [6].
Обеспечить покупательную способность населения возможно двумя основными путями: повышением доходов и снижением розничных цен на продукты питания. В Европе во многих странах исполь-
зуют второй путь: контроль розничных цен. В данном случае государство должно контролировать цены на минеральные удобрения, ГСМ, семенной материал и др., потребляемые сельскохозяйственными производителями, а также закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.
Розничные и закупочные цены на молоко в Новгородской области (табл. 2) свидетельствуют об ущемлении интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Перерабатывающие предприятия закупают сырье по низким ценам, на их долю приходится основной доход. Поэтому контролю подлежат прибыль переработчиков, наличие различных посредников, величина торговой надбавки для розничной торговли и, в итоге, розничные цены на молочные продукты.
Таблица 2
Закупочные цены в рублях на молоко с 05.05.2014 года [6]
Молоко, базисной жирностью 3,4%
Предприятия Высшего сорта Хозяйствам, без НДС Населению
I сорт II сорт несортовое I сорт II сорт несортовое
ЗАО «Лактис» 15,81-20,90 15,4520,45 12,5116,56 15,00
ОАО «Боровичский молочный завод» 19,00-19,30 17,30 13,00 10,00
ООО «Большое Замошье» 17,0019,00 - - 14,00 - -
ООО «Мстинское молоко» 16,00-22,00 13,0018,00 5,4510,00
ЗАО «Поддорский молочный завод» 14,00 10,00 6,00 14,00 10,0 6,00
ООО «Лакто-Новгород» 16,20-19,09 14,4018,64 9,8012,70
Перспективы развития отечественного молочного животноводства напрямую зависят от оператив-
ности и эффективности управленческих решений, поскольку на вывод отрасли из кризисной ситуации
за счет активного государственного регулирования через механизмы «желтой корзины» осталось лишь 4 года (до 2017 г.), которых объективно недостаточно.
Производство молока-сырья имеет ярко выраженный сезонный характер, отражающийся на цене: летний период, характеризующийся высокими объемами предложения и низкими закупочными ценами, и зимний период — период сокращения предложения и максимизации уровня цены. Для решения данной проблемы необходимы популяризация и широкое освещение полезных свойств сухого молока, что сможет сформировать стартовую площадку для решения проблемы его дискредитации как следствия введения в свод технического регламентирования отрасли понятия «молочный напиток»; интенсивное развитие масло- и сыродельческой отраслей молочной промышленности как отраслей с наибольшим уровнем молокоемкости, ключевых потребителей сухого молока.
Современное сельскохозяйственное производство не может существовать без постоянной поддержки со стороны государства. И чем выше интенсификация производства, тем выше эта поддержка. Так, в США дотации государства достигают 25—30% стоимости реализованной продукции. В странах Западной Европы интенсификация сельскохозяйственного производства выше, чем в США, больше и дотации государства, достигающие 40—50%. Государственные дотации сельскому хозяйству составляют: в Канаде — 20%, в странах ЕС — 35—40%, в Японии — 60%, в Норвегии — 65%, в Швеции, Финляндии, Швейцарии — 70%, в Австралии — 4%, в России — 6%.
В последние годы государственные дотации сельскому хозяйству начали оценивать в расходах на гектар угодий. По различным данным государственные дотации в США составляют от 350 до 750 долларов на га, в ЕС — 1050 долл./га (650— 700 евро/га). В России дотации составляют 35 долл./га. Следует учитывать, что в РФ далеко не все из господдержки получает сельхозпроизводитель. Значительная часть идет на погашение процентов по полученным производителем под высокие процентные ставки кредитам, т.е. часть дотации предоставляется не сельхозпроизводителю, а банку в качестве государственной дотации в погашение процентов [7].
Для решения проблем национального рынка молока и молочной продукции в настоящее время сформирована весомая нормативно-правовая база. Принципиально новой мерой государственной поддержки молочного скотоводства является субсидирование 1 л (кг) товарного молока, что свидетельствует о переходе господдержки от мер компенсационного характера к мерам, направленным на стимулирование производства.
Для этих целей было выделено 12,7 млрд. руб. из федерального и 7,89 млрд. руб. из регионального бюджета. Субсидии предусмотрены только для молока высшего и первого сортов. Согласно ведомственной отчетности за 2013 г. по РФ удельный вес представленного на субсидирование молока высшего сорта достиг 62,5%, первого сорта — 37,5%. Средняя
цена реализации представленного на субсидирование молока составила 16,3 руб./кг. Ставка субсидии на 1 л (кг) реализованного товарного молока в среднем составила 1,98 руб., в том числе 1,22 руб. — из федерального и 0,75 руб. — из региональных бюджетов. Молоко высшего сорта субсидировалось в среднем по ставке 1,43 руб., первого сорта — 0,85 руб. По результатам, полученным из субъектов Федерации, показатели идентификации представленного на субсидирование молока высшего и первого сорта в среднем составили по содержанию жира 3,69% и белка — 3,09% [8].
Совокупность критериев, необходимых для получения субсидий (содержание жира и белка, выход телят на 100 коров), с четко обозначенными границами их значений подвергаются множественной критике со стороны аграрного бизнес-сообщества, так как оцениваются большинством экспертов рынка как труднореализуемые и противоречивые. Наибольшей критике подвергаются установленные целевые значения выхода телят на 100 коров, поскольку высокий уровень молочной продуктивности, к которому в условиях инновационной экономики нужно стремиться, как правило, является обратно пропорциональным показателю воспроизводства молочного стада коров. С 2016 г., когда выход телят на 100 коров должен быть не менее 80 голов, многие сельскохозяйственные организации, специализирующиеся на производстве молока-сырья, скорее всего, не попадут в список предприятий, имеющих право на господдержку, что сократит и без того низкий уровень инвестиционной привлекательности молочного скотоводства.
Для решения данной проблемы необходима корректировка «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока», подкрепленная научно-обоснованными выводами.
Также рекомендуется обеспечить выделение субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на содержание условной головы скота в размере 12,6 тыс. руб. Субсидии на содержание племенного скота должны быть выше на 40%, с учетом коэффициентов перевода племенного скота по сравнению с беспородными сельскохозяйственными животными и спецификой рынка племенного скота, не компенсирующего дополнительных затрат, что составит 17,6 тыс. руб. [9].
С условиями вступления в ВТО система государственного регулирования агропродовольственных рынков концептуально меняется. На примере развитых странах Запада мы видим, что в целом именно субсидии определяют возможность рентабельного ведения аграрного производства. В Новгородской области производство молока не обеспечивает в нужном объеме потребность на внутреннем рынке региона. При отсутствии должного внимания к данной проблеме жители России будут вынуждены удовлетворять свою потребность в молочном белке за счет продукции иностранных производителей.
1. Киркорова Л.А., Павлова Е.Б. Прогнозирование как инструмент обеспечения продовольственной безопасности // Известия Международной академии аграрного образования. 2013. Вып. № 18. СПб., 2013. С. 159-162.
2. Социально-экономическое положение Новгородской области в 2013 году [Электр. ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области]. URL: http://novgorodstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novgo rodstat/ru/publications/official_publications/electronic_versio ns/ (дата обращения: 17.05.2014).
3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 02.08.2010 № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» [Электр. ресурс] // Закон прост! Правовая консультационная служба. URL: http://www.zakonprost.ru/content/ base/164812 (дата обращения: 17.05.2014).
4. Новгородская область в цифрах. В. Новгород.- 2013. — 104 с.
5. Статистический ежегодник Новгородской области. Великий Новгород, 2013. 333 с.
6. Рынок сельскохозяйственной продукции [Электр. ресурс] // Департамент сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области. URL: http://apk.novreg.ru/ in-dex.php/2013-03-22-09-57-11/viewcategory/93-informatsiya-po-tsenam (дата обращения: 17.05.2014).
7. Ангелов А.И. Продовольственная безопасность страны [Электр. ресурс] // Движение за возрождение отечественной науки. URL: http://www.za-nauku.ru/ in-dex.php?option=com_content&task=view&id=8044&Itemid =35 (дата обращения: 17.05.2014).
8. Подведены итоги показателей качества реализованного молока [Электр. ресурс] // ИА Аграрные новости. URL: http://agro-new.ru/?p=15285 (дата обращения: 17.05.2014).
9. Стерлядникова И.И., Бурова И.А. Направления повышения конкурентоспособности сельского хозяйства в условиях вступления в ВТО (на примере Новгородской области). Проблемы адаптации хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса к условиям ВТО. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием ; НовГУ им Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2013. С. 152-156.
References
1. Kirkorova L.A., Pavlova E.B. Prognozirovanie kak instrument obespecheniia prodovol'stvennoi bezopasnosti
[Forecasting as the instrument of ensuring food security (on materials of the Novgorod region)]. Izvestiia Mezhdunarodnoi akademii agrarnogo obrazovaniia, 2013, no. 18, pp. 159-162.
2. Sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie Novgorodskoi oblasti v 2013 godu [Social and economic state of Novgorod region in 2013]. Novgorod Region Federal State Statistics Service. Available at: http://novgorodstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novgo rod-
stat/ru/publications/official_publications/electronic_versions/ (accessed 17.05.2014).
3. Prikaz Minzdravsotsrazvitiia RF ot 02.08.2010 № 593n «Ob utverzhdenii rekomendatsii po ratsional'nym normam pot-rebleniia pishchevykh produktov, otvechaiushchim sovre-mennym trebovaniiam zdorovogo pitaniia» [Order of the Ministry of Health Care and Social Development of the Russian Federation "On approval of recommendations on food intake according to up-to-date requirements to healthy eating" № 593n enacted August 2, 2010]. Available at: http://www.zakonprost.ru/content/base/164812 (accessed 17.05.2014).
4. Novgorodskaia oblast' v tsifrakh [The Novgorod Region in figures]. Veliky Novgorod, 2013. 104 p.
5. Statisticheskii ezhegodnik Novgorodskoi oblasti [Novgorod region statistical yearbook]. Veliky Novgorod, 2013. 333 p.
6. Rynok sel'skokhoziaistvennoi produktsii [Agricultural commodities market]. Department of Agriculture and Food Products of the Novgorod Region. Available at: http://apk.novreg.ru/index.php/2013-03-22-09-57-
11/viewcategory/93-informatsiya-po-tsenam (accessed
17.05.2014).
7. Angelov A.I. Prodovol'stvennaia bezopasnost' strany [Food security of the country]. Available at: http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=80 44&Itemid=35 (accessed 17.05.2014).
8. Podvedeny itogi pokazatelei kachestva realizovannogo moloka [The sold milk quality ratings]. Available at: http://agro-new.ru/?p=15285 (accessed 17.05.2014).
9. Sterliadnikova I.I., Burova I.A. Napravleniia povysheniia konkurentosposobnosti sel'skogo khoziaistva v usloviiakh vstupleniia v VTO (na primere Novgorodskoi oblasti) [The ways of improving the agricultural sector competitiveness under the WTO accession (by the example of Novgorod region)]. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem "Problemy adaptatsii khoziaistvuiushchikh sub"ektov agropromyshlennogo kompleksa k usloviiam VTO" [Proc. of the All-Russ. Res. and Pract. Conf. "Problems of agroindus-trial complex adaptation to the WTO requirements"]. Veliky Novgorod, 2013, pp. 152-156.