НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век
научный электронный журнал
ПЕТРОЗАВОДСКИМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
http://LLL21.petrsu.ru
http://petrsu.ru
Издатель
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет», Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
II и V V
Научный электронный ежеквартальный журнал НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК
Выпуск 3 (7). Autumn 2014
Редакционный совет
О.Грауманн Е. В. Игнатович
B. В. Сериков
C. В. Сигова
И. З. Сковородкина Е. Э. Смирнова И. И. Сулима
Главный редактор
И. А. Колесникова
Редакционная коллегия
Т. А. Бабакова Е. В. Борзова А. Виегерова С. А. Дочкин А. Клим-Климашевска Е. А. Маралова А. В. Москвина А. И. Назаров Е. Рангелова А. П. Сманцер
Служба поддержки
А. Г. Марахтанов Е.Ю. Ермолаева Т. А. Каракан Е. В. Петрова Ю.Ю. Васильева Е.Н. Воротилина
ISSN 2308-7234
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-57767 от 18.04.2014
Адрес редакции
185910 Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33, каб. 254а
Электронная почта: [email protected]
© ФГБОУ ВПО «ПетрГУ» © авторы статей
УДК 37
МАЛАНЬИН Виктор Сергеевич
адъюнкт Академии ФСИН России, ст. лейтенант внутренней службы (Рязань)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ ФСИН РОССИИ
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования профессиональной компетентности у слушателей в учебных центрах ФСИН России. Выводы сделаны на основе научно-педагогического анализа и оценки современного состояния и опыта практической деятельности этих центров. В своих исходных методологических посылках и выводах автор опирается на положения нормативных документов, содержащих квалификационные требования к деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, и педагогические идеи, связанные с пониманием профессиональной компетентности и процессов ее формирования в современных условиях, исследовательские данные. Использованные методы: опрос (анкетирование, индивидуальные беседы), наблюдение, теоретический анализ и синтез. В статье представлены данные об основных мотивах участия сотрудников уголовноисполнительной системы в профессиональном обучении, об отношении обучающихся к служебной подготовке как форме дополнительного профессионального образования, к ее достоинствам и недостаткам. Представлена степень понимания преподавателями и слушателями сущности профессиональной компетентности. Автором обозначены основные содержательные и методические противоречия процесса формирования профессиональной компетентности у слушателей в учебных центрах, сформулированы условия повышения эффективности подготовки. Анализ содержания и практики организации процесса формирования профессиональной компетентности у слушателей в учебных центрах ФСИН России показывает, что данные центры нуждаются в оптимизации. Предлагаемые автором теоретические положения, выводы и рекомендации направлены на повышение эффективности педагогического управления процессом формирования профессиональной компетентности у слушателей учебных центров ФСИН России.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, учебный центр, Федеральная служба исполнения наказаний России, сотрудники уголовно-исполнительной системы, повышение квалификации
CURRENT STATE AND PROSPECTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT AT THE TRAINING CENTER OF THE FEDERAL SERVICE FOR EXECUTION AND PUNISHMENT (FSEP)
Malanin V.
Abstract: the article discusses current state and practices of the FSEP training centers and the issues related to professional competence development of trainees. The author's methodological assumptions and conclusions are based on: the provisions of the regulations which provide the competence requirements for employees of the penitentiary system; pedagogical ideas related to professional competence and understanding the processes of its formation in the present context; research material.
The following methods were used: survey (questionnaire, individual interviews), observation, theoretical analysis and synthesis. The paper reveals the motivation of penitentiary system employ-
ees for professional development, their attitude toward professional training as a form of continuing professional education, its positive and negative aspects; the degree of teachers' and students' understanding of the professional competence concept.
The author outlines the key content and methodological contradictions of the process of professional competence development among trainees and presents the requirements to improve this process and training efficiency. Suggested theoretical principles, conclusions, and recommendations aim to improve the efficiency of pedagogical management at the FSEP training centers.
Key words: professional competence, training center, the Federal Service for Execution and Punishment, employees of the penitentiary system, professional development.
Сегодня учебные центры Федеральной службы исполнения наказаний России организуют учебный процесс в соответствии с законодательством в области дополнительного образования, действующими образовательными стандартами и принятыми на их основе ведомственными нормативными актами. В спектр их задач входит профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы; постоянное повышение качества этой подготовки с учетом современных требований, новейших достижений науки и техники, формирование у слушателей стремления к самостоятельному совершенствованию и пополнению своих знаний. Предусмотрена также реализация других профессиональных образовательных программ в соответствии с задачами, определенными Уставом учебных центров; совершенствование правового, нравственного, эстетического и физического воспитания слушателей, привитие им высоких профессиональных качеств, дисциплинированности, исполнительности и моральной стойкости.
Подготовка персонала новой формации, способного адекватно воспринимать современные международные стандарты обращения с осужденными, установление высокого социального статуса и престижа службы в уголовноисполнительной системе являются наиболее актуальными вопросами в системе дополнительного профессионального образования кадров на базе учебных центров ФСИН России. Специфика службы в исправительных учреждениях связана с постоянным общением их сотрудников с людьми, осужденными к лишению свободы, что само по себе содержит элементы отрицательного воздействия и возлагает огромную ответственность на специалиста за компетентность в своей области профессиональной деятельности.
Учитывая актуальность данной проблемы, нами было предпринято исследование, частью которого стало определение проблем и перспектив формирования профессиональной компетентности слушателей в процессе профессиональной подготовки на базе учебных центров ФСИН РФ. Его констатирующий этап проходил в 2011 г. на базе учебного центра в Краснодарском крае. В эксперименте приняло участие 170 слушателей программ профессиональной подготовки, направленных из исправительных учреждений, занимающих должности младших инспекторов отделов безопасности и охраны. Около 85 % слушателей, проходящих профессиональную переподготовку в учебном центре, мужчины, молодые люди со среднеспециальным образованием. Чуть более 15 % -женщины. Количество тех, кто до обучения работал по специальности, соответ-
ствующей программе профессиональной подготовки, в среднем составило около 37 %.
На основе анализа результатов анкетирования, а также из личных бесед со слушателями и преподавателями мы получили данные об основных мотивах участия в обучении. Приобрести новые знания, умения, навыки для работы в новой сфере профессиональной деятельности стремятся 62,5 %. Испытывают желание получить документ, дающий право на продолжение службы в уголовно-исполнительной системе, 35,3 %. Для некоторых актуальны причины, продиктованные условиями социально-экономической ситуации в России: потеря работы или страх ее потерять; невозможность трудоустроиться по специальности, низкая заработная плата (22,1 %). Обучаются по иным причинам 17,6 %.
Освоить новую образовательную программу, не меняя сферы профессиональной деятельности, хотят более трети слушателей. Третья часть от общего числа опрошенных слушателей обучается «для общего развития», под которым подразумевается: получение знаний для решения личных, семейных проблем, реализация творческих способностей, стремление быть высокообразованным человеком. Чем старше человек, тем более преобладают внутренние мотивы (показатель повышается с 12 до 18 %). Особенно это касается перспектив общения в процессе обучения с интересными людьми и реализации творческих способностей.
Анализ результатов опроса и анкетирования обучающихся по вопросу понимания ими сущности профессиональной компетентности показал следующее: 17 % слушателей знакомы с термином «профессиональная компетентность»; 28 % слушателей считают, что осознанно формируют свою профессиональную компетентность; 55 % затруднились ответить на вопрос о сущности и содержании профессиональной компетентности. Непосредственную связь профессиональной компетентности с изучением гуманитарных, правовых и специальных дисциплин видят только 52 % слушателей; 30 % слушателей рассматривают гуманитарные и правовые дисциплины как фактор общекультурного развития, а 18 % слушателей не видят практической значимости целой группы изучаемых предметов для их профессиональной деятельности.
В целом результаты констатирующего этапа исследования показали достаточный, но невысокий уровень профессиональной компетентности слушателей. Так, средний бал у слушателей из отделов безопасности составил 3,2, а из отделов охраны - 3,3 балла по пятибалльной шкале. В значительной степени это обусловлено недостаточным вниманием к данной проблеме в процессе служебной деятельности [1]. Как мы увидели из данных опроса, профессиональная компетентность значительно возрастает у сотрудников, работающих более 5 лет. Это объясняется несколькими причинами, в первую очередь, наличием личного опыта, полученного методом собственных проб и ошибок. Что же делать с огромным количеством сотрудников с меньшим сроком службы? Результаты исследования свидетельствуют о том, что основным противоречием процесса формирования профессиональной компетентности у слушателей в учебных центрах на методическом уровне становится противоречие между высокими требованиями к качеству, результатам подготовки
профессиональных компетентных сотрудников и внедрения в практику современных методик обучения [2]. На личностно-индивидуальном уровне существуют следующие противоречия:
- между высокими требованиями к подготовке слушателей и индивидуальной способностью реализовать эти требования;
- между высокими требованиями к профессиональной компетентности слушателей и осознанностью этих требований каждым слушателем;
- между высокими требованиями к преподавателям и их степенью.
Важна также степень активности, целеустремленности на пути к самосовершенствованию.
Последнее положение подтверждается следующими цифрами. По данным опроса преподавателей, 60 % из них занимается самосовершенствованием на регулярной основе, самостоятельно изучая научно-методическую литературу, 30 % посещают занятия своих коллег с целью изучения опыта преподавания по специальным дисциплинам. Однако при этом установлено, что большая часть делает это во время плановых открытых занятий. По собственной инициативе во взаимном посещении принимает участие не более 10 % преподавательского состава.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено отношение обучающихся к служебной подготовке как форме дополнительного профессионального образования, степени ее необходимости, положительным сторонам и недостаткам. Экспертами был оценен уровень организации профессиональной подготовки как средний (50 %), выше среднего (25 %), ниже среднего (17 %). Отвечая на вопрос о том, является ли актуальной проблема совершенствования организации профессиональной подготовки, более 70 % слушателей и экспертов отметили ее актуальность. Полученные данные свидетельствуют о своевременности и необходимости обращения к проблеме совершенствования работы учебных центров ФСИН.
В ходе экспертной оценки и ранжирования ее результатов выявлены личностные позиции участников образовательного процесса в отношении совершенствования организации профессиональной подготовки в учебных центрах. В целом 91,7 % преподавателей-экспертов и 89,7 % слушателей уверены в необходимости ориентировать обучение на повышение профессиональной компетентности.
Как показало исследование, в настоящее время существуют противоречия, связанные с недостатками в планировании и организации процесса обучения в учебном центре, устранение которых позволит повысить его эффективность. Приведем некоторые из них:
- между высокими требованиями, предъявляемыми к организации процесса формирования профессиональной компетентности, и актуальной возможностью реализации этих требований в учебном центре;
- между необходимостью своевременного внесения корректив в содержание и объем формируемых знаний, умений и навыков и статичностью целей и задач подготовки;
- между потребностью в комплексном целостном контроле оценки системы знаний, навыков и умений и отсутствием четких критериев оценки их эффективности.
Так, 60 % респондентов указали, что распределение времени между дисциплинами в учебном центре произведено без обоснования месторасположения учебных дисциплин в системе подготовки слушателей. 70 % акцентировали внимание на том, что разработка учебных программ и формирование тематических планов проводятся без учета взаимосвязей смежных дисциплин. 45 % респондентов указали на несовершенство системы контроля эффективности и качества подготовки. Недостаточное материально-техническое оснащение циклов отметили 34 % респондентов; на то, что существующая практика слушателей не направлена на самообразование, указали 65 % участников опроса.
Разрешение выявленных противоречий во многом зависит от умения руководства и преподавательского состава правильно построить процесс формирования профессиональной компетентности у слушателей в учебных центрах ФСИН России; четкости определения его целей и задач; установления необходимого взаимодействия между элементами системы формирования профессиональной компетентности (целями, содержанием, формами, методами, средствами); индивидуализации и дифференциации данного процесса. Вместе с тем анализ содержания и практики организации процесса формирования профессиональной компетентности у слушателей в учебных центрах ФСИН России показал, что они нуждаются в оптимизации.
В частности, редко проводятся межцикловые научно-теоретические и научно-практические конференции, семинары по вопросам формирования профессиональной компетентности у слушателей, а на циклах - открытые занятия, в ходе которых преподаватели могли бы совершенствовать свою профессиональную компетентность. Не скоординирована деятельность различных циклов, всех преподавателей по проектированию и реализации межпредметных и меж-цикловых связей, учитывающих корреляцию общепрофессиональных и специальных дисциплин в вопросах формирования профессиональной компетентности у слушателей.
В ходе исследования была выявлена зависимость качества формирования профессиональной компетентности у слушателей за время обучения в учебном центре от следующих условий:
- степень профессиональной компетентности, подготовленности преподавателей, осуществляющих профессиональную подготовку;
- состояние учебно-материальной базы учебного центра, наличие современных технических средств, программное обеспечение;
- уровень мотивации, осознанности и ответственности самих слушателей, проходящих обучение в учебных центрах, за повышение своей профессиональной компетентности;
- моделирование профессиональной деятельности слушателей на занятиях, в особенности по специальной подготовке;
- степень внедрения современных технологий обучения в процесс форми-
рования профессиональной компетентности у слушателей;
- системность и целенаправленность процесса формирования профессиональной компетентности у слушателей.
Для повышения эффективности работы по формированию профессиональной компетентности сотрудников исправительных учреждений необходимо проведение структурных и содержательных изменений в работе учебных центров ФСИН России. В основу разработки соответствующих программ и планов должно быть заложено соответствие их содержания современным достижениям науки, квалификационным требованиям к сотруднику, опыту практической деятельности слушателей.
Следует отметить, что достижение поставленных образовательных и воспитательных целей с применением современных методов и форм обучения невозможно без совершенствования деятельности преподавателей, профессиональной компетентности и личностным качествам которых принадлежит главная роль в процессе обучения слушателей [3]. Однако проведенный нами опрос преподавателей показал, что только 12 % успешно внедряют в учебный процесс современные технологии обучения, 60 % в основном применяют традиционные технологии, 28 % не работают над применением современных технологий. Можно сделать вывод о том, что совершенствование процесса формирования профессиональной компетентности у слушателей потребует освоения преподавательским составом современных технологий обучения. Это позволит проводить занятия по специальным дисциплинам с применением интерактивных форм обучения (комплексных специальных учебных задач, профессиональных игр, интерактивных заданий, тренировок, учебных дежурств).
Непосредственным фактором, который оказывает влияние на формирование профессиональной компетентности у слушателей, выступает отношение самих слушателей к учебе. Проведенное исследование свидетельствует: 40 % преподавателей полагают, что улучшению отношения курсантов к учебе может способствовать повышение их мотивации освоения будущей профессиональной деятельности. Поэтому большое значение для повышения эффективности учебных занятий имеет способность преподавателей обеспечивать позитивную мотивацию учения, стимулирующую деятельность обучающихся [4].
Анализ современной практики процесса формирования профессиональной компетентности у слушателей в учебных центрах ФСИН России позволил выявить противоречия между следующими факторами:
- эффективностью, результативностью формирования профессиональной компетентности у слушателей учебных центров и недостаточным уровнем содержания, организации и модели осуществления данного процесса;
- содержанием профессиональной деятельности слушателей непосредственно в практических органах и возможностями ее моделирования, проектирования и конструирования в процессе формирования профессиональной компетентности при подготовке в учебном центре;
- сложностью учебного материала дисциплин для усвоения слушателями и уровнем их предшествующей подготовки;
- между требованиями к практической составляющей компетентности выпускников и ее недостаточной сформированностью за время обучения в учебном центре;
- необходимостью активизации самосовершенствования профессиональной компетентности обучаемых и низким уровнем мотивации слушателей учебных центров;
- повышением требований к уровню профессиональной компетентности слушателей и отсутствием готовности у части руководящего и преподавательского состава к инновационной деятельности.
Перспективы работы по повышению эффективности формирования профессиональной компетентности у слушателей учебных центров ФСИН России во многом связаны с разрешением этих противоречий.
Список литературы
1. Баткина И. Б. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы как социокультурное явление. Воронеж, 1996. 102 с.
2. Конопляникова М. В. Развитие у курсантов вузов МВД мотивации профессиональной подготовки // Мир образования - образование в мире. 2013. № 2. С. 178-185.
3. Литвишков В. М., Маланьин В. С. Профессиональная подготовка сотрудников в учебных центрах ФСИН России // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 5.
С. 36-37.
4. Сочивко Д. В., Крымова Ю. В. Психодинамика лояльности - толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 28-36.