СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА
О.В. Маркова, канд. экон. наук, доцент Московский международный университет (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11003
Аннотация. В статье рассматриваются современные тенденции в сфере логистических услуг и деятельности функциональных операторов. Отмечается активная деятельность 3PL-провайдеров в связи с динамичным развитием сферы распределения. В то же время выделяются трудности роста современного рынка логистических услуг в отечественной экономике. Определяются механизмы для снижения данных барьеров развития логистического сервиса.
Ключевые слова: глобализация и индивидуализация, логистическая услуга, аутсорсинг, функциональные операторы, логистические провайдеры, транспортно-складские услуги, цепи распределения.
Трансформационные процессы экономик стран мира, дальнейшее распространение мегатенденций глобализации и индивидуализации представляют развитие информационных, телекоммуникационных и транспортных технологий, создание глобальных электронных рынков формируют условия для трансформации функциональных операторов в комплексные логистические услуги [1, с. 221].
Логистическая услуга - это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителя путем поставки необходимого товара в необходимом количестве, в нужном месте, в определенное время по минимально возможной цене [2, с. 328].
Аутсорсинг в логистике - это целенаправленное выделение отдельных бизнес-процессов для осуществления всех или отдельных функций по распределению продукта компании, а также транспортировку, хранение, управление запасами, обслуживания клиентов и построение систем логистической информации и передача их реализации на договорной основе другим организациям, специализирующимся в области логистики и имеющим соответствующий опыт, знания, технические средства [3].
Как показали проведенные исследования, для современного этапа развития
рынка логистических услуг характерно следующие тенденции [4]:
- привлечение логистических операторов для выполнения логистических функций, что значительно повышает эффективность деятельности;
- интенсивное развитие глобальных логистических операторов;
- увеличение ценности услуг логистических компаний для клиентов из-за снижения расходов вместе с расширением возможностей и географии деятельности;
- расширение межрегионального доступа к рынкам сбыта;
- инновационное развитие инфраструктуры логистических процессов;
- расширение контуров информатизации, что проявляется в готовности логистических компаний оперативно предоставлять клиентам необходимую информацию;
- заключение долгосрочных контрактов (на 3-5 и более лет), что позволяет реали-зовывать долгосрочные планы развития и длительного сотрудничества;
- интеграционные процессы в отрасли способствуют формированию различных союзов и объединений.
Провайдеры логистических услуг делятся на четыре основные группы [5, с. 140]:
1) 2РЬ-провайдеры - узкоспециализированные логистические посредники,
предлагающие аутсорсинг отдельных задач.
2) 3РЬ-провайдеры. Они обеспечивают бесперебойное функционирование основных элементов цепи распределения.
3) 4РЬ-провайдеры - это логистические интеграторы полного цикла. Причем могут работать как самостоятельно, используя собственные реальные физические активы, так и привлекая сторонних исполнителей -3РЬ-провайдеров и выступая в качестве посредников.
4) 5РЬ-провайдеры - логистика электронной коммерции - управление всеми компонентами цепи поставок посредством электронных средств информации. Для 5РЬ-провайдеров характерно предоставление широкого спектра услуг, низкий уровень логистических активов, глобальные масштабы деятельности.
Анализ структуры рынка 3PL-операторов показывает, что сегмент «управление внутренними перевозками» является самым мощным, его доля составляет 35%, за которым следует сегмент международных перевозок (доля - 28,54%).
Особую конкуренцию в среде 3PL-операторов имеют поставщики различного рода ИТ-решений, учитывая активное развитие систем Global Transportation Management (TMS) и модуля Business Intelligence (BI) а также системы RFID, позволяющие виртуализировать информацию и сокращать инвестиции в отрасль.
К основным тенденциям при оказании логистических услуг 3PL-оператором можно отнести следующее:
а) распространение автоматизации и робототехники. Так снижение цен на системы автоматизации вместе со снижением затрат на их установку в складском секторе позволило снизить уровень накладных расходов на рабочую силу, повысить производительность труда и уровень сервиса, оптимально использовать площадь склада, а также грузоподъемность и пробег транспорта;
б) применение логистических технологий на основе интеллектуального программного обеспечения с целью соответствия спроса и предложения в режиме реального времени. Распространение таких
ИТ-платформ, как онлайн-бронирование в международном секторе экспедирования, обеспечило оптимальную загрузку автотранспорта и снижение удельных расходов на транспортировку;
в) усиление тенденции к специализации провайдеров на рынке логистических услуг посредством слияний и поглощений (к примеру, в секторах экспресс-доставки грузов и 3PL) явилось дополнительным фактором конкурентоспособности и обеспечило соответствующие преимущества логистическим посредникам;
г) влияние факторов внешней среды, главными из которых являются деглобали-зация, вызванная Вгехк и развитием территориального рынка Канады, США и Мексики по договору о свободной торговле НАФТА, а также глобальные карантинные меры.
Учитывая данные тенденции развития рынка логистических услуг, отметим основные проблемы, которые сдерживают его развитие и рост в отечественной экономике:
- несвоевременное обновление основных средств в отраслях производственной инфраструктуры, отставание их технического уровня от современных и перспективных требований;
- недостаточный уровень межотраслевой координации в развитии единого транспортного пространства, что приводит к неравномерности его развития и снижению эффективности использования подвижного состава;
- отсутствие интеграции звеньев складской системы с торговыми, производственными и таможенными ресурсами;
- низкая эффективность экономических и финансовых механизмов в развитии региональной логистики (недостаточный уровень инвестиций в региональные программы).
В современных условиях также формируется новый вид предпринимательства -глобальное логистическое провайдерство. Оно основано на работе крупных провайдерских компаний, сотрудничающих со средними и малыми предприятиями, сферой деятельности которых является регио-
1б3
нальный, локальный уровень или специа- лей, организацию рациональной системы лизированный сервис. логистического обслуживания потребно-
Комплексная программа развития логи- стей регионов в перевозках, формирования стической отрасли является одним и вари- конкурентной среды на региональном антов решения вышеупомянутых проблем рынке транспортно-складских услуг и то-и повышения эффективности этих отрас- му подобное.
Библиографический список
1. Бауэрсокс Д. Логистика: интегрированная цепь поставок / Д. Бауэрсокс, Д. Клосс; 2-е изд. - М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2017. - 640 с.
2. Гаджинский A.M. Логистика учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2016. -419 с.
3. Симонова Л.Н. Рынок логистического аутсорсинга 2018. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ma-research.ru/research/item/153-rynok-logisticheskogo-autsorsinga-2017.html (дата обращения: 19.04.2020)
4. Connecting to Compete 2019: Trade Logistics in the Global Economy. The Logistics Performance Index and Its Indicators / JF. Arvis, D. Saslavsky, L. Ojala, B. Shepherd, Ch. Busch, A. Raj, T. Naula. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wb-lpi-media.s3.amazonaws.com/LPI_Report_2019.pdf (дата обращения: 08.05.2020)
5. Неруш ЮМ. Транспортная логистика / ЮМ. Неруш, C.B. Саркисов. - M.: Изд-во Юрайт, 2019. - 351 с.
CURRENT STATE AND PROSPECTS OF LOGISTICS SERVICE DEVELOPMENT
O.V. Markova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Moscow International University (Russia, Moscow)
Abstract. The article discusses current trends in the field of logistics services and the activities of functional operators. The active activity of 3PL providers is noted in connection with the dynamic development of the distribution sector. At the same time, the difficulties of growth of the modern logistics services market in the domestic economy are highlighted. Mechanisms for reducing these barriers to the development of logistics services are defined.
Keywords: globalization and individualization, logistics service, outsourcing, functional operators, logistics providers, transport and warehouse services, distribution chains.