4. Мухудадаев М.О. Политика модернизации отечественного образования: особенности и
противоречия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 10 (56). С. 137-149.
5. Менделеев Д.И. Заветные мысли. Гл. 6 «Об образовании, преимущественно высшем». //Электронная библиотека. iph.ras.ru/elib.htm.
Popova Victoria Eduardovna, senior teacher of chair of humanitarian disciplines, Rostov branch of the Russian customs academy (20, Budennovsky prosp., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF MODERN SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION IN THE TRANSFORMED
RUSSIAN SOCIETY
Abstract
The article examines the challenges faced by modern Russian system of higher education, the shortcomings of the national system of higher education, as well as trends in the development of higher education system, labeled with the beginning of the 1990s, and negative factors that have had a profound effect on the development of the educational environment.
Keywords: professional-quality graduates, personal qualities of graduates, mass higher education, highly qualified staff.
References
1. Sadovnichij V.A. Vysshee obrazovanie v Rossii. Dostupnost'. Kachestvo. Konkurentosposobnost' // Vysshee obrazovanie v Rossii.2006. № 7. S. 6-12.
2. Shrade U. Ideologija massovogo vysshego obrazovanija // Filosofija obrazovanija. 2006. № 3. S. 189-195.
3. Chistohvalov V.N. Formirovanie i realizacija integracionnyh obrazovatel'nyh processov v Rossijskoj Federacii i v Evropejskom Sojuze v 1991-2005 godah. Sravni-tel'nyj analiz, opyt, problemy i perspektivy: avtoref. dis. ...d-ra ist.nauk. M., 2010.
4. Muhudadaev M.O. Politika modernizacii otechestvennogo obrazovanija: osobennosti i protivorechija // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008. № 10 (56). S. 137-149.
5. Mendeleev D.I. Zavetnye mysli. Gl. 6 «Ob obrazovanii, preimushhestvenno vysshem» // Jelektronnaja biblioteka. iph.ras.ru/elib.htm.
УДК 338.242
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИ]|[1 И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Рогожин аспирант кафедры экономической теории
Роман и предпринимательства,
]алерьевич Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются конкурентные отношения в экономике России на современном этапе. Приведен анализ влияния государства на уровень развития конкуренции на национальном и региональном уровнях.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентная политика, антимонопольное регулирование, регион, стандарт конкуренции.
Состояние конкуренции в экономике выступает наиболее точным показателем успешности рыночных преобразований. Для экономики России характерен путь искусственного становления института конкуренции [1, с. 93], институциональная среда формировалась в условиях отсутствия конкурентных рынков и отношений в экономике страны.
До 2011 г. регулирование конкурентных отношений находилось в сфере формирования защитных механизмов антимонопольного регулирования, реализуемых Федеральной антимонопольной службой России (далее - ФАС России). Функции по развитию конкуренции не были закреплены ни за одним государственным органом исполнительной власти [2, с. 70].
С 2012 г. конкурентная политика как последовательная система мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту конкуренции, вошла в число приоритетных направлений экономического развития России.
В Послании Президента России Путина В.В. Федеральному Собранию (2014 г.) было отмечено, что для качественного обновления экономики нужна честная конкуренция, которая станет стержнем экономической политики.
Эффективность реализации конкурентной политики зависит, с одной стороны, от качества правовой среды, определяющей степень результативности антимонопольных органов в сфере контроля и надзора за исполнением антимонопольного законодательства, а с другой, от результативности экономических мер, стимулирующих развитие рынков [1, с. 90].
Центром исследования конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС под руководством проф. Шаститко А.Е. в 2012 г. проведено исследование макроэкономических последствий ограничения конкуренции [3, с. 50]. Результатом исследования стала интегральная количественная оценка потерь экономики, возникающих вследствие недостаточного развития конкуренции, которая составляет не менее 1,6 трлн руб. в год, или 3,0% ВВП. В то же время эксперты Аналитического центра при Правительстве России отмечают, что в дополнение к ежегодно упущенным 3 % ВВП, государство теряет еще столько же на осуществление контрольно-надзорных функций за бизнесом [4].
Важнейшими причинами слабого развития конкуренции на внутренних рынках являются: наличие чрезмерного нерыночного или монопольного сектора экономики, а также слишком большого госсектора [5, с. 20], многочисленные барьеры со стороны органов власти и местного самоуправления, иных хозяйствующих субъектов, обладающих рыночной властью.
Факторами, препятствующими развитию конкуренции, являются:
• административные барьеры;
• инфраструктурные ограничения;
• низкий уровень доступности кредитных ресурсов;
• проблемы доступа к государственному и муниципальному заказу;
Проблемы развития и защиты конкуренции в современной российской экономике стоят особенно остро, низкий уровень развития конкуренции - одна из важнейших причин высокого темпа роста цен, низкого качества предоставления услуг и ограниченности потребительского выбора [6, с. 92].
В настоящее время не существует единого подхода к оценке уровня развития конкуренции. Современные исследования основываются на анализе макроэкономических показателей, а также на использовании рейтингов, в том числе международных, основанных на опросах независимых экспертов.
В рейтинге Всемирного Банка «Doing Business» в целом при положительной динамике улучшения позиций (со 124-го места в 2010 г. до 62-го в 2014 г.) по ряду показателей, имеющих значение для уровня развития конкуренции, Россия занимает: 156-е место по получению разрешений на строительство, 143 -е по присоединению к электрическим сетям.
Аналогичная ситуация в рейтинге Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность». При положительной динамике позиций (с 63-го места в 2010 г.
до 53-го в 2014 г.) по ряду показателей Россия занимает: 119-е место по уровню внутренней конкуренции, 102-е по эффективности антимонопольной политики и уровню развития государственных институтов.
Примечательно, что ФАС России в рейтинге эффективности конкурентных ведомств (GCR) улучшила свои позиции (с 36-го места в 2006 г. до 17-го в 2013 г.). Таким образом, приведенные рейтинговые оценки указывают на наличие потенциальных «точек роста» в развитии конкурентных отношений в экономике России.
Для достижения целей повышения глобальной конкурентоспособности национальной экономики каждый из институтов государственной власти должен способствовать развитию конкурентной среды. Антимонопольный орган в рамках своей компетенции должен решать задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции, контроля за экономической концентрацией, антимонопольного регулирования в отраслях естественных монополий, контроля в сфере государственных и муниципальных закупок. В то же время, по статистике выявленных нарушений антимонопольного законодательства за последние годы, максимальный удельный вес приходится на антимонопольные акты и действия органов власти [7, с. 85].
Для анализа степени государственного влияния на экономику рассмотрим динамику развития хозяйствующих субъектов в России по формам собственности (табл. 1). Из приведенных в табл. 1 данных можно сделать вывод о наличии тренда роста числа хозяйствующих субъектов при снижении их доли в государственной и муниципальной собственности и роста в частном секторе.
Таблица 1
Распределение хозяйствующих субъектов в Российской Федерации по формам собственности*
2010 2011 2012
Количество хозяйствующих субъектов, тыс. 4823 4867 4886
В т. ч. по формам собственности, в % Государственная 2,5 2,4 2,3
Муниципальная 5,1 4,9 4,7
Частная 85,1 85,6 85,9
Собственность общественных объединений 3,3 3,1 3
Иная 4,1 4,1 4,1
* Здесь и далее составлено автором по данным ФСГС и ФНС России.
Для выявления основных тенденций на региональных рынках рассмотрим вышеназванную динамику на примере Ростовской области (табл. 2).
Таблица 2
Распределение хозяйствующих субъектов в Ростовской области по формам собственности
2010 2011 2012 2013 2014
Количество хозяйствующих субъектов, тыс. 90,0 90,7 91,8 87,5 88,1
В т. ч. по формам собственности, в % Государственная 3,3 3 2,9 2,8 2,9
Муниципальная 7 7 6,8 7,1 7
Частная 81,2 82,6 83,1 83 83,2
Собственность общественных объединений 5,4 4,5 4,5 4,3 4,1
Иная 3,1 2,9 2,7 2,8 2,8
Из представленной в табл. 2 информации можно сделать вывод о тенденции к снижению общего числа хозяйствующих субъектов при сохранении их доли в сфере государственной, муниципальной и частной собственности. В целом данная тенденция не соотносится с общероссийским трендом.
Конкурентный процесс по своей сути двусторонний, имеющий как конструктивную, так и деструктивную сторону. Нецелесообразная конкуренция может привести к значительным искажениям в системе стимулов участников рынка и послужить причиной торможения развития как отдельных отраслей, так и экономики в целом [8, с. 15]. Таким образом, эффективное государственное регулирование должно стимулировать или же, наоборот, де-стимулировать функционирование определенных элементов экономической системы.
В настоящее время реализуются государственные программы и планы мероприятий («дорожные карты») с целью повышения конкуренции в экономике России и создания благоприятных условий для ведения бизнеса. Также наблюдается тенденция привлечения бизнес-сообщества при выработке ключевых направлений деятельности в сфере конкуренции и антимонопольного регулирования как в кратко- так и в долгосрочной перспективе.
В рамках Национальной предпринимательской инициативы разработано и принято 15 «дорожных карт», в том числе реализуется дорожная карта «Развитие конкуренции и совершенствования антимонопольной политики», в соответствии с которой утвержден план мероприятий для органов власти по развитию конкуренции в соответствующих сферах экономики.
Одним из ключевых положений «дорожной карты» является реализация Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее - Стандарт), стратегической целью которого является выравнивание условий конкуренции в регионах России.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации Стандарт в «пилотном режиме» в 2014 г. был внедрен в шести регионах: Республика Татарстан, Хабаровский край, Волгоградская, Нижегородская и Ульяновская области, г. Санкт-Петербург.
В конце 2014 г. при подведении итогов «пилотного» внедрения Стандарта эксперты ФАС России в целом при положительных тенденциях от внедрения Стандарта отметили низкую активность со стороны региональных властей к развитию конкуренции в ряде «пилотных» регионов [9]. В то же время в 2014 г. инициативно к внедрению Стандарта присоединились Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Кировская, Московская, Омская, Пензенская, Саратовская, Тамбовская, Тульская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Удмуртская Республика, Республика Чувашия, Ярославская область.
«Дорожной картой» предусмотрено внедрение Стандарта в 2015 году во всех субъектах Российской Федерации.
Целями Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации являются:
1) установление требований к деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленной на создание условий для развития конкуренции;
2) обеспечение реализации системного подхода к деятельности по развитию конкуренции на всей территории Российской Федерации с учетом специфики функционирования региональной экономики;
3) формирование прозрачной системы работы региональных органов государственной власти в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции;
4) создание стимулов и условий для развития и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, устранения административных барьеров.
В рамках внедрения Стандарта развития конкуренции деятельность всех участников процесса содействия развитию конкуренции основывается на следующих принципах:
1) ориентация на интересы конечных потребителей;
2) заинтересованность руководства субъекта Российской Федерации;
3) системный подход при развитии конкурентных отношений;
4) постоянное улучшение;
5) прозрачность деятельности региональных органов власти.
Таким образом, исходя из целей и принципов Стандарта, можно сделать вывод о том, что развитие конкуренции в регионах основано на повышении качества государственного (регионального) управления.
В то же время, по мнению проф. Князевой И.В., развитие конкуренции в регионах - один из наиболее масштабных проектов, реализуемых уже 25 лет с переменным успехом [10].
Следующими действиям в институциональном развитии конкурентных отношений должны стать:
• разработка и внедрение Муниципального стандарта развития конкуренции в Российской Федерации;
• разработка и реализация национального рейтинга развития конкуренции;
• расширение программы приватизации государственного и муниципального имущества;
• сокращение присутствия государственных и муниципальных унитарных предприятий на определенных рынках;
• «концентрация внимания» ФАС России на деятельности крупного бизнеса.
Указанные направления позволят реализовать трансформационные процессы в сфере
конкурентных отношений на национальном и региональном уровнях, что приведет к формированию новых источников роста экономики России.
Литература
1. Игнатова Т.В., Мальцева О.В. Институциональная организация конкурентных отношений в современной экономике // Идеи и идеалы. 2012. Т. 1. № 1. - С. 89-96.
2. Мартыненко Т.В. Теория и практика государственного регулирования экономики в современной России. Монография. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС. 2011. - 143 с.
3. Шаститко А., Голованова С., Крючкова П., Курдин А., Новиков В., Овчинников М., Павлова Н. Последствия слабой конкуренции: количественные оценки и выводы для политики (Экспертно-аналитический доклад РАНХиГС) // Экономическая политика. 2012. № 6. - С. 5-53.
4. Официальный портал Открытого правительства России [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://open.gov.ru/events/5509924/?sphrase_id=71831
5. Мау В.А. В ожидании новой модели роста: социально-экономическое развитие России в 2013 году // Вопросы экономики. 2014. № 2. - С. 4-32.
6. Национальная экономика: приоритеты государственного регулирования. Коллективная монография / Под ред. проф. Т.В. Игнатовой. - Ростов н/Д: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС. 2013. - 220 с.
7. Мальцева О.В. Антимонопольное регулирование в России: практика и направления совершенствования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. - С. 84-91.
8. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К.Ю. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации: монография в 2 т. T. l. - М.: Научный эксперт, 2008. - 416 с.
9. Официальный портал ФАС России [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_36185.html
10. Князева И.В. Регионы: Стандарт конкуренции. // Официальный сайт газеты «Ведомости» [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/582471/standart-konkurencii
Rogozhin Roman Valeryevich, aspirant of Cathedra of Economic theory and Entrepreneurship, South-Russian Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
MODERN STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT COMPETITIVE RELATIONS
IN THE RUSSIAN ECONOMY
Abstract
The article deals with the problems of competitive relations in the Russian economy at present and proposed future prospects. Contains the analysis of the state influence on level of competition at national and regional levels.
Key words: competition, competition policy, antitrust regulation, region, competition standard.
References
1. Ignatova T.V., Mal'ceva O.V. Institucional'naja organizacija konkurentnyh otnoshenij v sovremennoj jekonomike // Idei i idealy. 2012. T. 1. № 1. - S. 89-96.
2. Martynenko T.V. Teorija i praktika gosudarstvennogo regulirovanija jekonomiki v sovremennoj
Rossii. Monografija. - Rostov n/D: Izd-vo SKAGS. 2011. - 143 s.
3. Shastitko A., Golovanova S., Kijuchkova P., Kurdin A., Novikov V., Ovchinnikov M., Pavlova N. Posledstvija slaboj konkurencii: kolichestvennye ocenki i vyvody dlja politiki (Jekspertno-analiticheskij doklad RANHiGS) // Jekonomicheskaja politika. 2012. № 6. - S. 5-53.
4. Oficial'nyj portal Otkrytogo pravitel'stva Rossii [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://open.gov.ru/events/5509924/?sphrase_id=71831
5. Mau V.A. V ozhidanii novoj modeli rosta: social'no-jekonomicheskoe razvitie Rossii v 2013 godu // Voprosy jekonomiki. 2014. № 2. - S. 4-32.
6. Nacional'naja jekonomika: prioritety gosudarstvennogo regulirovanija. Kollektivnaja monografija / Pod red. prof. T.V. Ignatovoj. - Rostov n/D: Izd-vo JuRIF RANHiGS. 2013. - 220 s.
7. Mal'ceva O.V. Antimonopol'noe regulirovanie v Rossii: praktika i napravlenija sovershenstvovanija // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2011. № 3. - S. 84-91.
8. Jakunin V.I., Sulakshin S.S., Fonareva N.E., Tot'ev K.Ju. Gosudarstvennaja konkurentnaja politika i stimulirovanie konkurencii v Rossijskoj Federacii: monografija v 2 t. T. l. - M.: Nauchnyj jekspert, 2008. - 416 s.
9. Oficial'nyj portal FAS Rossii [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_36185.html
10. Knjazeva I.V. Regiony: Standart konkurencii. // Oficial'nyj sajt gazety «Vedomosti» [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/582471/standart-konkurencii