УДК 339.137.2: 005.584.1
DOI: 10.21685/2072-3016-2017-4-12
В. В. Окшин, А. М. Савина
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ
Аннотация.
Актуальность и цели. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты мониторинга состояния конкурентной среды на рынках товаров и услуг Оренбургской области. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена усилением конкуренции на региональных рынках и высокой степенью изменчивости внешней среды в условиях обострения конкуренции, которая оказывает влияние на социально-экономическое развитие территории. Цель исследования заключается в изучении уровня развития социально ориентированной конкуренции на региональном рынке.
Материалы и методы. Основным методом, используемым авторами при исследовании уровня развития конкуренции, является социологический опрос населения и предпринимателей. При изучении конкуренции на рынке использовались структурный, поведенческий и функциональный подходы с целью определения социально-экономических показателей для оценки уровня развития конкуренции на рынках товаров и услуг.
Результаты. На основе проведенного мониторинга состояния конкурентной среды авторами были выявлены проблемные сегменты регионального рынка, связанные с развитием конкуренции: рынок естественных монополий, социальных услуг и рынок добычи полезных ископаемых. Авторами предложено использовать социальные показатели оценки конкуренции при проведении мониторинга состояния конкурентной среды в регионе, ключевыми из которых будут являться уровень цен на рынках товаров и услуг, качество предоставляемых товаров и услуг, стабильность рыночного предложения товаров и услуг и возможность широты выбора товаров и услуг потребителями.
Выводы. Социальные показатели оценки конкуренции на региональных рынках товаров и услуг позволят оценить восприятие населением конкурентной среды и выработать социально ориентированную конкурентную политику.
Ключевые слова: конкуренция, мониторинг состояния конкурентной среды, социально ориентированная конкуренция.
V. V. Okshin, A. M. Savina
MONITORING OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT IN THE REGIONAL MARKET
Abstract.
Background. The article discusses the theoretical and practical aspects of monitoring of the competitive business environment on the market of goods and services in Orenburg region. The relevance of the research problem due to the increased competition in regional markets, and a high degree of environment' variability in conditions of increased competition, which has an impact on socio-economic development of the area. The purpose of the study is to explore the level of socially-oriented competition's level in the regional market.
Materials and methods. A sociological survey is the main method used by authors in the study of the competition's level. The proposals for the development of
competition in the regional market were formulated on the basis of behavioral, structural and functional approaches to the study of competition. Based on the monitoring of the competitive business environment, the authors have identified the problematic segments of the regional market associated with the development of competition: the market of natural monopoly, the market of social services and market mining.
Results. The authors propose to use social indicators to measure the competitive environment in the region, the key of which will be the level of prices in the market of goods and services, the quality of goods and services, stable market supply of goods and services and the breadth of goods and services' selection for consumers.
Conclusions. Social indicators of competition assessment in regional markets for goods and services will allow us to assess the perception of the competitive environment by the population and to develop a socially-oriented competition policy.
Key words: competition, monitoring of the competitive business environment, socially-oriented competition.
Конкуренция - это фундаментальная категория рыночной экономики, теоретические основы которой были заложены в трудах классиков рыночной экономики и изменялись под влиянием развития экономических отношений в мировой экономике. Вопросы конкуренции исследовались многими учеными. Так, по мнению М. Портера, «структура и развитие экономики и способы, которыми компании достигают конкурентного преимущества, являются сутью теории конкуренции» [1]. Она является неотъемлемым условием эффективного функционирования рынков, в целом обеспечивает конкурентоспособность экономики [2]. В «Большом социологическом словаре» дается определение конкуренции как «борьбы за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, характерной для товарного производства, основанного на частной собственности на средства производства» [3].
Конкурентоспособность можно измерить совокупностью экономических показателей, к которым можно отнести уровень производительности труда, степень развития инноваций, количество малых и средних предприятий и др. [4]. В современной России резко возросла дифференциация доходов, имущественного состояния и уровня жизни. По мнению В. В. Радаева, экономические реформы привели к сложной социально-демографической дифференциации общества [5].
В условиях сложной экономической ситуации конкуренция является эффективным средством, способствующим развитию региональной экономики [6]. В связи с этим необходимо изучение состояния и развития конкуренции на региональных рынках товаров и услуг.
Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2015 № 1738-р введен Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Целями введения данного стандарта являются:
- совершенствование антимонопольной политики Российской Федерации, защиты и развития конкуренции;
- установление системного подхода к осуществлению деятельности органов власти всех уровней по созданию условий для развития конкуренции в отраслях экономики с учетом специфики конкретного региона;
- создание прозрачной системы работы органов исполнительной власти по реализации мер в области развития конкуренции, обеспечения предостав-
ления качественных товаров и услуг населению региона и развитие малого и среднего бизнеса;
- выявление экономического потенциала развития региона по производству товаров и услуг и устранение административных барьеров для бизнеса с целью содействия развитию конкуренции [7].
Основным инструментом оценки состояния конкурентной среды на региональном рынке является мониторинг [8]. В социологическом словаре мониторинг определяется как «один из наиболее эффективных способов повторного социологического исследования, представляющего собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах и общностях (группах) изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них, осуществляемого через небольшие (квартал, год) промежутки времени» [9]. Под мониторингом, в широком смысле, понимается непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями. Мониторинг состояния конкурентной среды представляет собой систематический сбор и обработку информации, которая в дальнейшем используется для принятия управленческих решений по регулированию развития конкуренции на рынках региона. Результаты мониторинга могут использоваться органами власти для информирования предпринимателей и общественности, а также как инструмент обратной связи при осуществлении проектов или программ развития конкуренции [8]. Мониторинг состояния конкурентной среды позволяет выявить изменения на локальных рынках товаров и услуг региона, на основании которых будет выработан курс действий органов власти по развитию конкуренции на перспективу.
Мониторинг необходимо проводить ежегодно для оценки наличия или отсутствия административных барьеров для субъектов предпринимательской деятельности, состояния конкурентной среды, а также оценки удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг и состоянием ценовой конкуренции на региональном рынке.
При осуществлении мониторинга важным является выделение социально значимых и приоритетных рынков, на которых необходимо провести исследование. В Оренбургской области к числу социально значимых рынков относятся:
- рынки услуг дошкольного образования, детского отдыха и оздоровления, дополнительного образования детей, медицинских услуг;
- рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- рынки услуг в сфере культуры, жилищно-коммунального хозяйства, социального обслуживания населения, розничной торговли, связи;
- рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом.
Наряду с социально значимыми рынками в регионе выделяются приоритетные рынки по содействию развитию конкуренции:
- рынок выращивания овощей в закрытом грунте;
- рынок хранения овощей;
- рынок хранения зерна;
- рынок услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, подчиняющимся расписанию, в муниципальных образованиях.
Таким образом, мониторинг является основным инструментом реализации Стандарта развития конкуренции и оценки состояния конкуренции на региональном рынке. Мониторинг позволяет оценить динамику хозяйствующих субъектов на региональном рынке, административные барьеры входа на рынок, а также экономические и административные ограничения для развития конкуренции.
При проведении мониторинга состояния конкурентной среды на региональном рынке Оренбургской области в 2016 г. были использованы опросы населения, проводимые Федеральной антимонопольной службой и Оренбургским государственным университетом, с целью выявления удовлетворенности населением качеством товаров и услуг на региональном рынке, а также опросы предпринимательского сообщества с целью выявления условий ведения предпринимательской деятельности. Опросы населения и представителей бизнес-сообщества проводились методом анкетирования с выборкой 2472 респондента, в числе которых 1344 респондента составили потребители товаров и услуг и 1128 респондентов - представители предпринимательского сообщества.
Как показали результаты мониторинга, более половины опрошенных представителей предпринимательского сообщества отметили наличие высокой и умеренной конкуренции на региональном рынке. Большинство опрошенных респондентов отмечают рост числа конкурентов на рынке товаров и услуг и рост количества поставщиков однородных или идентичных товаров и услуг (рис. 1). Так, 50 % опрошенных предпринимателей отметили увеличение числа конкурентов бизнеса.
■ Увеличилось на 1-3 конкурента
■ Увеличилось более чем на 4 конкурента Сократилось на 1-3 конкурента
■ Сократилось более чем на 4 конкурента
■ Не изменилось Затрудняюсь ответить
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос
«Как изменилось число конкурентов бизнеса, который вы представляете, на основном рынке товаров и услуг за последние три года?»
Представители бизнес-сообщества отметили высокий уровень конкуренции на рынке транспорта, связи, розничной торговли, производства продуктов питания, строительства и рост числа конкурентов на данных рынках (рис. 2).
Слабая конкуренция отмечается респондентами на рынке естественных монополий, социальных услуг, на рынке добычи полезных ископаемых.
Основными административными барьерами для ведения или открытия нового бизнеса являются высокие налоги и нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (рис. 3).
^ ___ ,
О Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 10 [о
О
Рыболовство, рыбоводство 43 ""
ю Добыча полезных ископаемых 20 40 -¡^
О
Производство пищевых продуктов
О
Целлюлозно-бумажное производство п Производство резиновых и пластмассовых изделий
Производство готовых металлических изделий
О"
¡О Производство машин и оборудования
Производством распределение электроэнергии
Строительство 18 24
Торговля автотранспортными средствами 11 13 16
Оптовая торговля 47 29
Текстильное и швейное производство 13 ^
р! Обработка древесины и производство изделий из дерева 12 ^
Розничная торговля 12 19
Гостиницы и рестораны 42 38
Транспорт и связь 9 11
Финансовые услуги 59 25
Операции с недвижимым имуществом, аренда 16 56
__О
Образование 61 61 ^
Здравоохранение и предоставление социальных услуг ■ 67 17 г5
Предоставление коммунальных услуг 46 д
<»
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% I
о;
Рис. 2. Оценка предпринимателями состояния конкуренции в различных сферах экономической деятельности
I
I
п>
тз
-ч
о
о П> П>
о. §
<5" о
-ч П>
о'
3
И другое Нет ограничений
Силовое давление со стороны правоохранительных органов (угрозы, вымогательства и т.д.) Иные действия/давление со стороны органов власти, препятствующее ведению бизнеса на рынке или входу на рынок Ограничение органами власти инициатив поорганизации совместной деятельности малых предприятий Ограничения/сложность доступа к поставкам товара, оказанию услуг и выполнению работ в рамках госзакупок Ограничения/сложность доступа к закупкам компаний с госучастием и субъектов естественных монополий Необходимость установления партнерских отношений с органами власти
Высокие налоги
Сложность/затянутость процедуры получения лицензий
Коррупция (включая взятки, дискриминацию и предоставление преференций отдельным участникам на заведомо неравных условиях)
Нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность
Сложность получения доступа к земельным участкам
10
61
252
1 г ■ 33
■ 28
■ 41
■ 41
7 2
589
120
342
86
100
200
300
400
500
600
700
Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие из перечисленных административных барьеров являются наиболее существенными для открытия или ведения бизнеса?»
5 <»
п> о
3 §
<»
о;
0
Е §
■с п> о\
1 О" й (и
0 <»
П> О, п>
1 с Сс
О <»
§ N
о *
с Сс 43 п> со С
0
1
Кроме того, респонденты положительно оценили деятельность Федеральной антимонопольной службы и Правительства Оренбургской области, направленную на снижение административных барьеров и развитие конкуренции (рис. 4).
Органы власти помогают бизнесу своими действиями Органы власти ничего не предпринимают, что и требуется Органы власти не предпринимают каких-либо действий, но их участие необходимо
Органы власти только мешают бизнесу
В чем-то органы власти помогают, в чем-то мешают
| 10,9% 8,9 %
3,7 5
18,8 %
Другое | 1,1 % Затруднились ответить 16,8%
39,9 %
Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как бы Вы охарактеризовали деятельность органов власти на основном для бизнеса, который Вы представляете, рынке?»
Результаты опроса жителей Оренбургской области - потребителей товаров и услуг позволили выделить ряд сегментов рынка, на которых респонденты отметили завышение цен на товары и услуги, а также низкое качество предоставляемых товаров и услуг. К таким рынкам, по мнению респондентов, относится рынок предоставления медицинских и туристических услуг, а также услуги по детскому отдыху и оздоровлению.
Таким образом, результаты проведенного мониторинга позволяют выявлять проблемные сегменты регионального рынка, связанные с развитием конкуренции, выявить административные барьеры, которые наиболее существенны для начала бизнеса и его ведения, возможность их преодоления, а также оценить деятельность органов власти по стимулированию и развитию бизнеса в конкретном сегменте экономики.
При исследовании конкуренции многие авторы берут за основу три базовых подхода ее исследования:
- поведенческий;
- структурный;
- функциональный [6, 10, 11].
Поведенческий подход определяет конкуренцию как честное соперничество между продавцами за более выгодные условия продажи товаров. Структурный подход определяет содержание конкуренции типом рынка и условиями, которые господствуют на нем. Функциональный подход рассматривает экономическую сущность конкуренции и ее роль в экономическом развитии [12].
Данные подходы определяют модели исследования конкуренции, на основе которых формируются методики оценки состояния и развития конку-
ренции на региональном рынке товаров и услуг. При разработке методики оценки состояния и развития конкуренции на региональном рынке, особенно при проведении мониторинга состояния конкуренции на региональном рынке, необходимо учитывать социальные показатели оценки конкуренции, т.е. разрабатывать и использовать методики оценки социально ориентированной конкуренции, позволяющей оценить восприятие населением конкуренции в потребительском секторе [13]. Для этого можно использовать целый ряд показателей, среди которых ключевыми будут являться уровень цен на рынках товаров и услуг, качество предоставляемых товаров и услуг, стабильность рыночного предложения товаров и услуг и возможность широты выбора товаров и услуг потребителями.
Мониторинг, как инструмент исследования состояния конкуренции, в данном случае позволит оценить не только уровень развития конкуренции, но и социально-психологическое самочувствие населения как фона восприятия конкуренции, так как в совокупности социально-психологический климат региона оказывает существенное влияние на восприятие населением конкурентной среды и состояния региональных рынков. У органов власти за счет проведения мониторинга возникнут дополнительные возможности для выявления «очагов социальной напряженности» на региональных рынках, которые могут быть сняты за счет развития конкуренции на приоритетных и социально значимых рынках, а также за счет формирования социально ориентированной конкурентной политики на территории региона. Это во многом позволит повысить эффективность управления регионом в условиях изменения динамики конкурентной среды на региональных рынках товаров и услуг.
Библиографический список
1. Портер, М. Конкуренция : [пер. с англ.] / М. Портер. - М. : Вильямс, 2003. -496 с.
2. Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость : [пер. с англ.] / М. Портер. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с.
3. Большой толковый социологический словарь. - URL: https://gufo.me/dict/social_ diet
4. Конкурентоспособность региона: новые тенденции и вызовы / под общ. ред. А. И. Татаркина. - Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2003. - 360 с.
5. Радаев, В. В. Экономическая социология / В. В. Радаев ; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. - 603 с.
6. Голотин, И. С. Фактор территориальной конкуренции в многополюсном макрорегиональном развитии: условия, приоритеты и механизмы реализации (на материалах Юга России) : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Голотин И. С. - Ростов н/Д, 2008. - 24 с.
7. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Разработчик -ФАС России. - URL: http://fas.gov.ru/vazhnaya-informacziya/standart-razvitiya-konkurenczii
8. Ивашиненко, Н. Н. Разработка мониторинга конкуренции на муниципальном уровне / Н. Н. Ивашиненко, М. Л. Теодорович // Социологический альманах. -2015. - № 6 - С. 428-435.
9. Социологический словарь ИАЦ "SOCIUM". - URL: http://www.socium.info/dict. html
10. Калинин, Н. В. Рыночные концентрация и конкуренция / Н. В. Калинин, А. М. Мохотин, И. А. Смарагдов ; Российский экономический ун-т им. Г. В. Плеханова. Тульский филиал. - Тула : Шар, 2014. - 76 с.
11. Кирцнер, И. М. Конкуренция и предпринимательство = Competition and Entrepreneurship : [пер. с англ.] / И. М. Кирцнер. - М. : Юнити, 2001. - 239 с.
12. Мальцева, О. В. Анализ проблем и оценка уровня развития конкуренции в России / О. В. Мальцева // Journal of economic regulation = Вопросы регулирования экономики. - 2014. - Т. 5, № 1. - С. 69-76.
13. Теодорович, М. Л. Ресурсы применения партисипаторных технологий для повышения социальной защищенности населения России / М. Л. Теодорович, Н. Н. Ивашиненко // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. - 2012. - № 1 (25). - С. 33-43.
References
1. Porter M. Konkurentsiya: [per. s angl.] [Competition: translation from english]. Moscow: Vil'yams, 2003, 496 p.
2. Porter M. Konkurentnoepreimushchestvo: kak dostich' vysokogo rezul'tata i obespechit' ego ustoychivost': [per. s angl.] [Сompetitive advantage: how to achieve a high result and ensure its stability: translation from english]. Moscow: Al'pina Biznes Buks, 2005, 715 p.
3. Bol'shoy tolkovyy sotsiologicheskiy slovar' [The great explanatory sociological dictionary]. Available at: https://gufo.me/dict/social_dict
4. Konkurentosposobnost' regiona: novye tendentsii i vyzovy [Regional competitiveness: new trends and challenges]. Ed. by A. I. Tatarkin. Ekaterinburg: In-t ekonomiki UrO RAN, 2003, 360 p.
5. Radaev V. V. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economical sociology]. Moscow: Izd. dom GU VShE, 2005, 603 p.
6. Golotin I. S. Faktor territorial'noy konkurentsii v mnogopolyusnom makroregional'nom razvitii: usloviya, prioritety i mekhanizmy realizatsii (na materialakh Yuga Rossii): avtoref. dis. kand. ekon. nauk: 08.00.05 [The factor of territorial competitiveness in a multi-polar macro-regional development: conditions, priority and mechanism of development (by the materials of the Sounth of Russia): author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of economic sciences]. Rostov-on-Don, 2008, 24 p.
7. Standart razvitiya konkurentsii v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii. Razrabotchik- FAS Rossii [The standard of competition development in the subjects of the Russian Federation. Developer - FAS of the Russian Federation]. Available at: http://fas.gov.ru/ vazhnaya-informacziya/standart-razvitiya-konkurenczii
8. Ivashinenko N. N., Teodorovich M. L. Sotsiologicheskiy al'manakh [Sociological miscellany]. 2015, no. 6, pp. 428-435.
9. Sotsiologicheskiy slovar' IATs "SOCIUM" [Sociological dictionary IAC "SOCIUM"]. Available at: http://www.socium.info/dict.html
10. Kalinin N. V., Mokhotin A. M., Smaragdov I. A. Rynochnye kontsentratsiya i konkurentsiya [Market concentration and competition]. Tula: Shar, 2014, 76 p.
11. Kirtsner I. M. Konkurentsiya i predprinimatel'stvo = Competition and Entrepreneur-ship: [per. s angl.] [Competition and Enterpreneurship: translation from english]. Moscow: Yuniti, 2001, 239 p.
12. Mal'tseva O. V. Journal of economic regulation = Voprosy regulirovaniya ekonomiki [Journal of economic regulation = Problems of economic regulations ]. 2014, vol. 5, no. 1, pp. 69-76.
13. Teodorovich M. L., Ivashinenko N. N. Vestnik NNGU im. N. I. Lobachevskogo. Ser.: Sotsial'nye nauki [Bulletin of NNSU named after N. I. Lobachevsky. Series: Sociological sciences]. 2012, no. 1 (25), pp. 33-43.
Окшин Владимир Васильевич руководитель, Оренбургское Управление Федеральной антимонопольной службы (Россия, г. Оренбург, ул. Краснознаменная, 22); заведующий базовой кафедрой антимонопольного регулирования и организации закупок, Оренбургский государственный университет (Россия, г. Оренбург, проспект Победы, 13)
E-mail: [email protected]
Okshin Vladimir Vasil'evich Head of the Orenburg office of the Federal Antitrust Service (22 Krasnoznamennaya street, Orenburg, Russia); head of the base sub-department of antitrust regulation and organization of procurement, Orenburg State University (13 Pobedy avenue, Orenburg, Russia)
Савина Антонина Мечеславовна кандидат экономических наук, доцент, базовая кафедра антимонопольного регулирования и организации закупок, Оренбургский государственный университет (Россия, г. Оренбург, проспект Победы, 13)
E-mail: [email protected]
Savina Antonina Mecheslavovna Candidate of economic sciences, associate professor, base sub-department of antitrust regulation and organization of procuremen, Orenburg State University (13 Pobedy avenue, Orenburg, Russia)
УДК 339.137.2: 005.584.1 Окшин, В. В.
Мониторинг состояния конкурентной среды на региональном рынке / В. В. Окшин, А. М. Савина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. - № 4 (44). - С. 105-114. БОТ: 10.21685/2072-3016-2017-4-12