Н.В. Корякина
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ НА МИРОВОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики в связи с неблагоприятными внешними условиями и внутренней нестабильностью и связанными с этим экономическими и социальными последствиями необходимы меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики. На выявление предкризисных состояний предприятий и своевременное принятие мер по их санации, на обеспечение структурной перестройки экономики направлена промышленная политика региона.
Ключевые слова: промышленная политика, промышленный комплекс, обрабатывающее производство, интенсификация промышленного процесса, инновационная инфраструктура области.
Развитие экономики региона и его инфраструктуры (муниципальных образований) невозможно без правильного выбора приоритетов их социально-экономического развития. Этот выбор опирается прежде всего на закономерности долгосрочного экономического роста региона, направления социально-экономического развития и сложившиеся конкурентные преимущества.
В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности, высокого уровня инфляции в стране замедляются темпы экономического роста. Особого внимания заслуживает промышленный сектор экономики.
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), сокращение промышленного производства нарастает. В ноябре 2008 г. к ноябрю 2007-го оно составило 8,7%, в декабре 2008 г. к декабрю 2007-го - 10,3%, в январе 2009 г. к январю 2008-го - 16%. Январское падение оказалось самым глубоким с октября 1994 г. и сопровождалось обвальным падением рубля. Лидерами январского падения оказались обрабатывающие отрасли.
© Корякина Н.В., 2010
О масштабах торможения экономики свидетельствует тот факт, что производство и распределение электроэнергии, газа и воды в январе 2009 г. не увеличилось. Объяснить это аномально теплой зимой нельзя. Январь 2008 г. также был относительно теплым, однако производство и распределение электроэнергии, газа и воды тогда выросло к январю 2007 г. на 20%. В январе же 2009 г. к январю 2008-го зафиксировано сокращение на 7%.
По традиции последних лет отрицательная динамика наблюдалась и в добывающей промышленности: - 3,6% к январю 2008 г. Незначительным было лишь сокращение добычи нефти (0,8%). Однако добыча природного газа упала на 10,5%, угля - на 17,9%, железной руды - на 39,7%1.
Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики в связи с неблагоприятными внешними условиями и внутренней нестабильностью и связанными с этим экономическими и социальными последствиями необходимы меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики.
Промышленная политика (англ. industrial policy) - политика государства и промышленных корпораций, направленная на рост промышленного производства, обеспечение его эффективности и конкурентоспособности, содействие технико-технологическому процессу2.
Практика показывает, что автоматические стабилизаторы и механизмы промышленной политики региона и государства в целом считаются лишь относительно эффективными. Они могут адекватно работать в условиях как подъема, так и спада экономики. В связи с этим при разработке направлений, принятии решений в области промышленной политики целесообразно тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в перспективе. Ведущим фактором эффективности промышленной политики региона является адресность принимаемых мер, в том числе стимулирования предприятий промышленного сектора экономики.
Ведущей отраслью промышленности в Московской области является машиностроение и металлообработка. С развитием машиностроения связано появление металлургии, использующей вторичное сырьё и производящей качественный металлический прокат и литьё. Химическая промышленность Московской области, использующая в основном привозное сырьё, специализирована на производстве минеральных удобрений, кислот, искусственного волокна, фармацевтических препаратов. Промышленность стройматериалов, работающая в основном на базе местного сырья, обеспечивает строительство, ведущееся в регионе и Москве. Развита деревообрабатывающая и стекольная промышленность. Текстильная
отрасль представлена многими крупными реконструированными и новыми предприятиями по выпуску хлопчатобумажных, шерстяных и шёлковых тканей. Треть производства всех тканей России, почти 40% ковровых изделий приходится на Московскую область. Пищевая, швейная, обувная промышленность обеспечивает местные потребности.
По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики, промышленность Московской области остается наиболее эффективной отраслью экономики. Доля промышленности в структуре оборота организаций всех видов экономической деятельности в Московской области составляет 26,8% (по состоянию на 1.01.2009 г.).
По итогам 2008 г. оборот организаций обрабатывающих производств Московской области составил 1183,9 млрд руб., прирост к 2007 г. - 24,9% в фактических ценах. Обрабатывающие производства являются основным видом промышленного производства в Московской области. В структуре промышленного производства на их долю приходится 88,7%. По обрабатывающим производствам объем отгруженных товаров вырос на 26,9% и составил 1092,4 млрд руб.
Динамику производства без учета роста цен, т. е. результат изменения только физического объема производимой продукции, характеризует индекс промышленного производства. В 2008 г. индекс по Московской области составил 109% (по России - 102,1%). Вместе с тем динамика индекса разнится по видам промышленного производства. Положительная динамика индекса промышленного производства наблюдается:
- в целлюлозно-бумажном производстве и издательско-поли-графической деятельности - 148,1%;
- обработке древесины и производстве изделий из дерева -144,6%;
- производстве резиновых и пластмассовых изделий - 119%;
- производстве машин и оборудования - 116,6%.
Между тем в таких видах промышленности региона, как обувная промышленность, производство кокса и нефтепродуктов, производство электрооборудования, производство транспортных средств, текстильное и швейное производство, с сентября 2008 г. в результате кризиса банковской системы индекс промышленного производства продолжает снижаться. Наблюдается снижение выпуска продукции и в натуральном выражении.
Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям промышленности составил 87,9 млрд руб., в том числе по организациям обрабатывающих производств - 49,9 млрд руб.
На долю инвестиций в основной капитал по организациям обрабатывающих производств приходится 21,2% объема всех инвестиций в экономику Московской области.
Динамика инвестиций в основной капитал по крупным и по средним организациям промышленности Московского региона имеет позитивный характер. Однако, как показывает практика, объем их недостаточен и темпы модернизации промышленности региона по-прежнему низки.
Главная причина - износ основных фондов в промышленности. В настоящее время он превышает 47%. Удельный вес полностью изношенных основных фондов близится к 20%. Средний возраст более половины производственного оборудования промышленности области близится к 20 годам и продолжает увеличиваться. Сдерживающим фактором развития промышленного комплекса Московской области остается не только физический, но и моральный износ основных фондов. Снижение технологического уровня промышленного сектора экономики области рассматривается как следствие недофинансирования одного из главных источников инновационного роста - науки.
Правительству Московской области необходимо учесть угрозу технологической деградации промышленности как для конкурентоспособности региона, так и для его безопасности.
Пока промышленность остается наиболее эффективной отраслью экономики области. Более 46,9% прибыли, полученной организациями всех видов деятельности в области, приходится на промышленность. Сумма прибыли на 1.12.2008 г. составила 77,5 млрд руб., что на 9,5 млрд руб. выше, чем за соответствующий период прошлого года.
Среди организаций промышленности прибыль получили 1008 организаций, или 76,7% общего количества отчитывающихся организаций. По организациям, входящим в обрабатывающие производства, прибыль получила 851 организация, или 79,6% общего количества отчитывающихся организаций. Полученная прибыль составила почти 69,5 млрд руб.3
Однако сложившуюся картину назвать абсолютно положительной нельзя. Многие предприятия промышленности региона являются убыточными. В условиях финансового кризиса их число растет.
В 2008 г. с убытком работало более 306 организаций промышленности, общий размер которого составил 12,2 млрд руб., что на 6,9% больше, чем в прошлом году. Увеличились размеры просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей промышленных организаций.
Сдерживают рост промышленности области острая нехватка рабочих кадров и специалистов высокой квалификации, в том числе рабочих специальностей, низкая конкурентоспособность большинства видов выпускаемой продукции, невысокий размер долгосрочных инвестиций и отсутствие доступных кредитных средств.
С целью преодоления имеющихся барьеров на концептуальном уровне промышленная политика обязана ответить на ряд вопросов:
1. Каким должно быть производственное наполнение (структура промышленности) экономического роста?
2. Что может послужить основными источниками экономического роста?
3. Как лучше мобилизовать и по целевому назначению использовать источники?
4. Кто может послужить основным субъектом модернизации промышленности в различных ее секторах (государство, крупный, средний или малый бизнес, иностранный капитал)?
5. Каким должен быть экономический механизм, чтобы заинтересовать хозяйствующих субъектов в активном участии и сотрудничестве по реализации программ, связанных со структурными преобразованиями и модернизацией промышленности?
Формулируя основы промышленной политики, правительству Московской области необходимо детализировать ее содержание, выработать приоритетные направления. К ним целесообразно отнести в первую очередь такие направления, применительно к которым регион сможет сохранить и в дальнейшем закрепить свои конкурентные преимущества.
Как показали исследования, потенциальными конкурентными преимуществами в области обладают организации обрабатывающего производства как основного вида промышленного производства.
Среди них:
- производство пищевых продуктов;
- производство машин и оборудования;
- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
- производство транспортных средств и оборудования (машиностроение);
- производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
- металлургическое производство готовых металлических изделий;
- химическое производство.
В структуре обрабатывающего производства промышленного комплекса региона на данные виды производств приходится наибольший удельный вес по объему отгрузки товаров.
Мировой финансовый кризис выявил необходимость осуществления совместных скоординированных действий правительства страны и администраций регионов. Важнейшей задачей остается сбалансированный рост экономики области, в том числе ее промышленного комплекса.
Сформулированная президентом Российской Федерации задача - преодолеть последствия кризиса, сохранить и преумножить экономический потенциал, выйти на реализацию поставленных задач и достижение стратегических целей - нашла отражение не только в промышленной политике Московского региона, но и в стратегии его развития до 2020 г. К 2020 г. валовой региональный продукт по отношению к 2008 г. предусмотрено удвоить, объем привлеченных инвестиций увеличить в 4 раза и обеспечить вхождение области в первую пятерку субъектов Федерации. В основе этого движения остается привлечение инвестиций, нацеленных на создание эффективных рабочих мест и формирование инновационного, конкурентоспособного сектора экономики, способного стать локомотивом экономического развития4.
С целью перехода промышленности области на инновационный путь развития в регионе требуется сформировать мощную инновационную систему, которая обеспечит постоянное комплексное развитие инновационной деятельности.
Для интенсификации процесса промышленного освоения инновационной продукции, формирования сбалансированного рынка всех ее видов предстоит реализовать комплекс мероприятий, направленных:
- на развитие инновационной инфраструктуры области;
- увеличение доли инновационной продукции, разрабатываемой, производимой и реализуемой в Московском регионе;
- рост числа инновационно-активных промышленных предприятий в области, в том числе малых инновационных предприятий;
- закрепление молодых специалистов в научных и промышленных организациях в инновационной сфере;
- повышение результативности исследовательских работ, уровня защиты интеллектуальной собственности, увеличение объемов внедрения разработок.
Особое внимание следует уделять стимулированию инвестиционных проектов, повышающих спрос на промышленную продукцию товаропроизводителей за счет развития инфраструктуры
промышленной деятельности, а также межрегионального сотрудничества.
Намеченные к реализации меры по стимулированию инновационной активности организаций промышленности должны базироваться на развитии механизмов государственно-частного партнерства, которое предусматривает не только долевое финансирование инновационных проектов, но и привлечение средств внебюджетных фондов развития и иностранных инвестиций. Усилится работа по созданию территорий инновационного развития. Темпы экономического развития Московского региона в определяющей степени будут зависеть от объемов и темпов инвестиций в основные фонды.
По информации областного Министерства экономики, в Московской области практически исчерпан ресурс свободных строительных площадок, имеющих инфраструктуру, подготовленную к размещению крупных и средних объектов, соответствующих современным технологическим стандартам и требованиям.
Эффективно реализовать инвестиционную и инновационную политику органов государственной власти Московской области позволит Закон Московской области от 23 мая 2008 г. № 71/2008-0З «О промышленных округах». Он направлен на повышение инвестиционной привлекательности региона и эффективного социально-экономического развития его инфраструктуры (муниципальных образований).
Принятый закон предусматривает создание промышленных округов на территории области в соответствии со стратегией ее социально-экономического развития, Генеральным планом развития, а также особенностями размещения производительных сил на территории региона посредством нового строительства или развития застроенных территорий. Кроме того, в условиях финансового кризиса Закон будет способствовать созданию дополнительных качественных рабочих мест, поскольку предполагается, что каждый промышленный округ будет представлять собой объединение нескольких крупных производств, для которых обязательно потребуются рабочие места. И наконец, Закон направлен на реализацию стратегии поддержки малого и среднего бизнеса региона.
Формирование промышленных округов Московской области послужит основой для успешной реализации промышленной политики и развития экономики региона.
Примечания
Товкайло М. В Росстат явился призрак «черного вторника». Промпроизвод-ство ведет себя как в октябре 1994 г. [Электронный ресурс] // Сайт газеты «Газета». 17.02.2009. № 27. [М., 2008]. URL: http://gzt.ru/Gazeta/ (дата обращения: 17.02.2009).
Райзберг Б.А., Лозовский ЛШ, Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 313.
Справка о состоянии дел в промышленности и науке Московской области за январь-декабрь 2008 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства промышленности и науки Московской области. [М., 2008]. URL: http:// mpn.mosreg.ru/soc_eco_analysis/ (дата обращения: 19.02.2009). Доклад Губернатора Московской области Б.В. Громова «Итоги работы Правительства Московской области в 2008 г. и задачи на 2009 г.» [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Московской области. [М., 2008]. URL: http://www.mosreg.ru/soc_eco_reports/ (дата обращения: 19.02.2009).
2
3
4