Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
268
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / AGRICULTURE / GOVERNMENTAL SUPPORT / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Найданова Э. Б., Полянская Н. М., Сахаровская Е. Ц., Цыренов А. Р., Бордоев Д. Г.

В современных условиях экономического развития, при обостряющейся продовольственной проблеме, особенно актуальны вопросы функционирования сельскохозяйственной отрасли. В современной России сельское хозяйство выступает очень важной сферой народного хозяйства, поскольку именно от уровня ее развития во многом зависит уровень продовольственной обеспеченности народонаселения страны. В России сегодня на долю сельского хозяйства в структуре валовой добавленной стоимости приходится более 5 %, и данный показатель возрастает из года в год. Однако в некоторых российских регионах сельское хозяйство нуждается в укреплении своих экономических и производственных позиций. В силу того, что сельское хозяйство на протяжении многих лет является отраслью со своими специфическими чертами и особенностями развития, то оказание государственной поддержки сегодня рассматривается как один из действенных инструментов, способных повлиять на эффективность деятельности аграрной сферы. В статье объектом исследования выступил один из регионов Дальневосточного федерального округа - Республика Бурятия. Авторами представлены основные показатели, отражающие эффективность деятельности сельхозотрасли за ряд лет. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно динамичном развитии сельского хозяйства, что можно связать с эффектом политики импортозамещения, принятой на фоне событий 2014 г. В статье представлен анализ эффективности реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и сельских территорий в Бурятии. В процессе исследования было выявлено, что на протяжении периода реализации Госпрограммы определенные показатели прогрессировали, а по ряду индикаторов не было достигнуто даже плановое значение. Авторами обозначены некоторые проблемы процесса реализации программы государственной поддержки сельского хозяйства, которые дают возможность обозначить основные направления развития ее механизма в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Найданова Э. Б., Полянская Н. М., Сахаровская Е. Ц., Цыренов А. Р., Бордоев Д. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND EFFECTIVENESS OF STATE SUPPORT FOR AGRICULTURE IN THE REGION (BASED ON THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)

In the current conditions of economic development, with an aggravating food problem, the functioning of the agricultural sector is especially relevant. In modern Russia, agriculture is a very important area of the national economy, since the level of food security of the country's population largely depends on its level of development. In Russia today, agriculture accounts for more than 5 % of the gross value added structure, and this indicator is increasing from year to year. However, in some Russian regions, agriculture needs to strengthen its economic and industrial positions. Due to the fact that for many years agriculture has been an industry with its own specific features and development features, the provision of state support is today considered as one of the most effective tools that can affect the efficiency of the agricultural sector. The object of the study was one of the regions of the Far Eastern Federal District - the Republic of Buryatia. The authors present the main indicators reflecting the efficiency of the agricultural sector over a number of years. The results obtained indicate a rather dynamic development of agriculture, which can be attributed to the effect of the import substitution policy adopted against the backdrop of the events of 2014. The article presents an analysis of the effectiveness of the implementation of the State Program for the Development of Agriculture and Rural Areas in Buryatia. In the course of the study, it was revealed that during the period of the implementation of the State program, certain indicators progressed, and for some indicators even the planned value was not achieved. The authors identified some problems of the process of implementing the state support program for agriculture, which make it possible to outline the main directions of development of its mechanism in the future.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №2, Том 12 / 2020, No 2, Vol 12 https://esj.todav/issue-2-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/54ECVN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Найданова Э.Б., Полянская Н.М., Сахаровская Е.Ц., Цыренов А.Р., Бордоев Д.Г. Современное состояние и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства региона (на материалах Республики Бурятия) // Вестник Евразийской науки, 2020 №2, https://esj.today/PDF/54ECVN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Naidanova E.B., Polyanskaya N.M., Sakharovskaya E.Ts., Tsyrenov A.R., Bordoev D.G. (2020). The current state and effectiveness of state support for agriculture in the region (based on the materials of the Republic of Buryatia). The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(12). Available at: https://esj.today/PDF/54ECVN220.pdf (in Russian)

УДК 332.1 ГРНТИ 06.61.33

Найданова Эржена Батожаргаловна

ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», Улан-Удэ, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=795346

Полянская Наталья Михайловна

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», Улан-Удэ, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=633267

Сахаровская Екатерина Цыреновна

ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», Улан-Удэ, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=430843

Цыренов Анатолий Ринчинович

ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», Улан-Удэ, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=470392

Бордоев Доржи Гармаевич

ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», Улан-Удэ, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id= 1067012

Современное состояние и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства региона (на материалах Республики Бурятия)

Аннотация. В современных условиях экономического развития, при обостряющейся продовольственной проблеме, особенно актуальны вопросы функционирования сельскохозяйственной отрасли. В современной России сельское хозяйство выступает очень важной сферой народного хозяйства, поскольку именно от уровня ее развития во многом зависит уровень продовольственной обеспеченности народонаселения страны. В России сегодня на долю сельского хозяйства в структуре валовой добавленной стоимости приходится более 5 %, и данный показатель возрастает из года в год. Однако в некоторых российских регионах сельское хозяйство нуждается в укреплении своих экономических и производственных позиций. В силу того, что сельское хозяйство на протяжении многих лет является отраслью со своими специфическими чертами и особенностями развития, то оказание государственной поддержки сегодня рассматривается как один из действенных инструментов, способных повлиять на эффективность деятельности аграрной сферы.

В статье объектом исследования выступил один из регионов Дальневосточного федерального округа - Республика Бурятия. Авторами представлены основные показатели, отражающие эффективность деятельности сельхозотрасли за ряд лет. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно динамичном развитии сельского хозяйства, что можно связать с эффектом политики импортозамещения, принятой на фоне событий 2014 г. В статье представлен анализ эффективности реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и сельских территорий в Бурятии. В процессе исследования было выявлено, что на протяжении периода реализации Госпрограммы определенные показатели прогрессировали, а по ряду индикаторов не было достигнуто даже плановое значение. Авторами обозначены некоторые проблемы процесса реализации программы государственной поддержки сельского хозяйства, которые дают возможность обозначить основные направления развития ее механизма в будущем.

Ключевые слова: сельское хозяйство; государственная поддержка; агропромышленный комплекс; государственное регулирование

В современном мире высоких технологий, нанопроизводств, интернета, глобализации, расширения границ, возможностей заменить натуральные продукты искусственными, значимость и приоритетность обеспечения населения продовольствием остается так же актуальной и первостепенной, как и прежде. Для решения продовольственного вопроса страны развитие аграрного сектора является основополагающим направлением во все времена и при любом государственном устройстве. К основной задаче сельского хозяйства относится постоянное и бесперебойное удовлетворение народонаселения необходимыми продуктами питания посредством производства недорогой, качественной, экологичной сельхозпродукции

В современной России за последние годы можно наблюдать тенденцию положительной динамики развития сельского хозяйства, поддержку со стороны государства на всех уровнях власти, внедрение новых инструментов в механизме регулирования отраслью. Большие возможности аграрная отрасль имеет в сфере разработки и внедрения инновационных технологий во все стадии воспроизводственного цикла [2].

[1].

Так, согласно статистике, в России на долю сельского хозяйства в структуре валовой добавленной стоимости на начало 2017 г. приходилось 5,10 %, в то время как в 2012 г. этот показатель составлял 4,70 % 1. А по последним данным Росстата производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 4 % в 2019 г., что составило около 5,9 трлн. руб. При этом величина прироста в растениеводстве составила 6,1 %, а в животноводстве - 1,6 %. Следует отметить, что в 2018 г. динамика в отрасли составила минус 0,2 %, то есть, была отрицательной2.

Однако дальнейший рост показателей развития отрасли в сегодняшних реалиях в ближайшее время вряд ли возможен. Ведь на Россию «обрушились» одновременно несколько проблем - пандемия, обвал фондовых рынков, снижение цен на нефть и ослабление курса национальной валюты. И в условиях кризиса экономики значимость государственной поддержки отечественных товаропроизводителей, особенно в аграрной сфере, как никогда необходима. На протяжении многих лет со стороны государства аграриям уделялось особое внимание, поскольку сельское хозяйство отличается специфическими условиями своего хозяйствования [3]. Аграрной сфере присущи факторы, связанные с природно-климатическими условиями, сезонностью, цикличностью производственного процесса и др. Особую значимость в таких условиях имеют региональные субъекты хозяйствования. И именно здесь формируется основа продовольственного обеспечения населения страны по всем направлениям [4].

Следует отметить, что механизм государственной поддержки сегодня включает в себя не только меры прямой финансовой помощи, а также социальные, кредитные, правовые инструменты.

Географически Россия является одним из крупнейших государств мира. В каждом регионе накоплен собственный опыт использования средств и механизмов государственной поддержки с учетом региональной специфики. В Республике Бурятия, которая с ноября 2018 г. включена в состав субъектов Дальневосточного федерального округа, разработана и планомерно внедряется в жизнь Программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» (далее - Программа). В Республике Бурятия Программа на период 2018-2020 гг. реализуется по следующим направлениям:

• развитие отраслей агропромышленного комплекса;

• техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие;

• стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе;

• развитие рыбохозяйственной отрасли;

• устойчивое развитие сельских территорий;

• развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия;

• развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Бурятия3.

1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 1162 с.

2 Официальный сайт Росстата России. [Электронный ресурс]: URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 09.03.2020).

3 Об утверждении Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия»: постановление Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 № 102.

В силу сложившейся географической принадлежности, Бурятия находится в зоне рискованного земледелия с климатом резко-континентального характера [5]. Республика Бурятия относится к регионам с относительно низким уровнем эффективности сельскохозяйственного производства. Поэтому помощь со стороны государства в регионе является необходимой составляющей для динамичного развития аграрной сферы.

Республика Бурятия имеет достаточно большой сельскохозяйственный потенциал, а в сельской местности проживает порядка 40 % всего населения региона. Наибольшую долю в структуре отраслей сельского хозяйства занимает животноводство [6].

В таблице 1 представлены данные в динамике по производству продукции сельскохозяйственного назначения по региону в хозяйствах всех категорий. Согласно официальной статистике, три четверти продукции приходится именно на животноводческое направление. В животноводстве республики преобладающим видов производства является мясомолочная продукция.

Таблица 1

Структура производства сельскохозяйственной продукции за 2016-2018 гг.

Показатели 2016 год 2017 год 2018 год

млн руб. % млн руб. % млн руб. %

Продукция сельского хозяйства, всего 15632,4 100 15061,2 100 16538,1 100

в том числе: растениеводства 4502,0 28,8 4341,6 28,8 5402,4 32,7

животноводства 11130,4 71,2 10719,6 71,2 11135,6 67,3

Составлено авторами на основе данных4

Наибольший удельный вес в структуре сельскохозяйственного производства занимает отрасль животноводства, которая на протяжении последних трех лет имеет достаточно стабильную динамику. Так, в структуре отраслей по производству сельхозпродукции животноводство в 2016 г. занимает 71,2 %, а в 2018 г. - 67,3 %.

По данным официальной статистики в 2018 г. во всех категориях хозяйств Бурятии поголовье крупного рогатого скота (КРС) насчитывало 328,8 тыс. голов, в том числе коров -140,7 тыс. голов (табл. 2).

Согласно представленным данным, поголовье скота в хозяйствах всех категорий за исследуемый период сократилась в 2018 г. по отношению к 2016 г. исключение составили лишь поголовье коз и овец, темп роста который показал 6,7 %.

Таблица 2

Динамика поголовья скота в хозяйствах всех категорий за 2016-2018 гг., тыс. гол.

Показатели 2016 год 2017 год 2018 год Темпы роста 2018 г. к 2016 г., %

Крупный рогатый скот 329,4 329,6 328,8 99,7

в том числе: коровы 143,8 142,7 140,7 72,8

свиньи 119,9 117,3 116,2 96,9

овцы и козы 262,2 279,6 279,7 106,7

Составлено авторами на основе данных4

Для сравнения: в 2015 г. поголовье КРС было на 100 тыс. голов больше. Также поголовье свиней составило в 2018 г. - 116,2 тыс. голов, а овец и коз - 279,7 тыс. голов.

4 Данные официального сайта территориальной службы государственной статистики по Республики Бурятия. Предпринимательство. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Режим доступа URL: http://burstat.old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/burstat/ru/statistics/enterprises/agriculture/.

Следует отметить, что в республике с 2010 г. достаточно активно стали использовать инновационную технологию по определению животных посредством чипирования. Именно с этой целью во всех племенных хозяйствах региона установили программу для электронного учета животных под названием «Селект».

Как нами было отмечено, Бурятия является регионом с животноводческой направленностью. И государственная поддержка в виде реализации Госпрограмм во многом направлена именно в данную сферу.

Рисунок 1 отображает динамику производства основных продуктов животноводческой сферы Бурятии за последние три года.

Так, производство скота и птицы сократилось на 2 тыс. тонн в 2018 г. по сравнению с 2016 г. и на 3,4 тыс. тонн по отношению к 2017 г. Показатели производства молока в регионе в 2018 г. снизились с 177,7 тыс. тонн в 2016 г. до 135,3 тыс. тонн в 2018 г. Показатели производства яиц и шерсти за исследуемый период существенно не изменились.

600

500

400

300

200

100

514 496 501

Скот и птица на Молоко, тыс. т убой (в убойном весе), тыс. т

Яйца, млн. шт.

Шерсть (в физическом весе), т

2016

2017

2018

0

Рисунок 1. Производство основных продуктов животноводства в 2016-2018 гг. (составлено авторами по данным4)

Следует отметить, что анализируемый период был весьма трудным для региона из-за природных катаклизмов. Засуха, ливневые дожди, угроза наводнения - все эти природные явления определенным образом отразились на показателях функционирования сельского хозяйства региона.

Сегодня на базе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия создана государственная Племенная служба, основной задачей которой является развитие племенного животноводства, организация искусственного воспроизводства сельскохозяйственных животных от высокопродуктивных производителей, создание объективной региональной базы данных племенного животноводства и повышение профессионального уровня специалистов в области животноводства. Именно благодаря тесному взаимодействию Племенной службы с аналогичными органами других субъектов РФ в Бурятии была организована межрегиональная выставка племенных сельскохозяйственных

животных «БайкалАгро». Данное мероприятие дало возможность обменяться передовым опытом по повышению эффективности развития племенного животноводства5.

Также следует отметить, что на конец декабря 2019 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий, по расчетам Бурятстата, составило 327,6 тыс. голов, что на 0,4 % меньше по сравнению с аналогичной датой 2018 г.6

2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Кормовые культуры - всего

Овощи открытого грунта

Картофель

Зерновые и зернобобовые культуры

| Вся посевная площадь

100

200

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

300

400

0

Рисунок 2. Динамика посевных площадей сельскохозяйственных культур за 2000-2018 гг., тыс. га (составлено авторами по данным4)

Растениеводство в регионе развивается не менее динамично. Растениеводство в Бурятии имеет три основных направления развития: зерновое хозяйство, картофелеводство, кормопроизводство. Процесс производства продукции растениеводства в регионе обусловлен особенностями природно-климатических условий, которые можно отнести к экстремальным. Также немаловажным фактором, влияющим на развитие данной отрасли, является неудовлетворительное состояние плодородия сельскохозяйственных угодий в целом. Вследствие уровня развития растениеводческой отрасли, сложившегося в республике, наблюдается несоответствие параметров производства и потребления продукции. Продолжается сокращение посевных площадей зерновых культур (рис. 2).

5 Официальный сайт Правительства Республики Бурятия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://egov-burvatia.ru/ (дата обращения: 30.03.2020).

6 Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республики Бурятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://burstat.old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/burstat/ru/statistics/enterprises/ (дата обращения: 10.03.2020).

Посевная площадь сократилась в 2 раза, при этом по всем видам культур также наблюдается заметное снижение площадей посева в 2018 г. по сравнению с 2000 г.

Вместе с тем, несмотря на сокращение сельскохозяйственных площадей, в республике можно наблюдать рост валового сбора сельхозкультур (табл. 3).

Таблица 3

Динамика и структура показателей валового сбора сельскохозяйственных культур за 2016-2018 гг., тыс. тонн

Показатели 2016 год 2017 год 2018 год

тыс. тонн % тыс. тонн % тыс. тонн %

Зерновые и зернобобовые культуры (в весе после доработки) 33,5 17,6 39,2 22,9 72,0 30,7

Картофель 116,5 61,3 96,5 56,3 117,3 50,1

Овощи, всего 37,8 19,9 33,7 19,7 41,5 17,7

Плоды и ягоды 2,2 1,2 2,0 1,2 3,4 1,5

Всего 190,0 100 171,4 100 234,2 100

Составлено авторами на основе данных4

Наибольший удельный вес в составе валового сбора растениеводческой продукции занимает картофель, при этом на протяжении рассматриваемых лет этот показатель снизился с 61,3 % в 2016 г. до 50,1 % в 2018 г. В то же время, за указанный период валовой сбор картофеля увеличился на 0,69 %. Снижение его удельного веса в объеме растениеводческой продукции обусловлено ростом валового сбора сельхозкультур.

Значительные изменения валового сбора наблюдаются по зерновым и зернобобовым культурам. Так, с 2016 г. по 2018 г. данный показатель увеличился вдвое. Одновременно наблюдается прирост валового сбора по ягодам и плодам, а также по овощам. Данная тенденция отражает уровень поддержки со стороны государства местных производителей.

В хозяйствах всех категорий в 2019 г., по предварительным данным, намолочено 87,1 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки), собрано 114,9 тыс. тонн картофеля, 39,2 тыс. тонн овощей открытого и защищенного грунта. Как и в предыдущие годы, основная часть зерновых и зернобобовых культур (69,7 %) выращена в сельскохозяйственных организациях, картофеля и овощей - в хозяйствах населения (80,5 % и 69,6 %).6

Таким образом, ретроспективный анализ эффективности деятельности сельского хозяйства республики показал, что отрасль развивается достаточно динамично.

Вместе с тем, в агропромышленной сфере сохраняется довольно непростая обстановка вследствие многих макроэкономических проблем, как в стране, так и в мировом пространстве. И именно эти обстоятельства усиливают накопившиеся проблемы в сельском хозяйстве.

В Бурятии во многих районах сельхозпроизводители ведут свою деятельность в непростых природно-климатических условиях. Темпы роста продукции животноводства малы, а в некоторые годы и вообще ниже уровня прошлых периодов. Из-за такой ситуации возникают проблемы с поставками сырья у перерабатывающих предприятий.

Главными проблемами, тормозящими развитие отрасли, являются следующие.

1. Экстремальные природные условия, поскольку республика находится в зоне резко-континентального климатического пояса.

2. Недостаточная доля в производстве сельхозпродукции сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств. Здесь следует отметить засуху последних 2-3 лет, перед последствиями которой малые предприятия являются наиболее уязвимыми. Ежегодно уменьшается размер погектарных субсидий, хотя цены на сырье растут. Был сокращен

информационно-методологический центр, оказывавший консультационные услуги фермерским хозяйствам, обращавшимся за государственной поддержкой.

3. Конкуренция с российскими и иностранными производителями, которую достаточно трудно преодолеть. Данная проблема может быть обусловлена низким уровнем технического оснащения. Согласно данным Счетной палаты РБ, за период 2016-2018 гг. наблюдается снижение объема закупа и представления к субсидированию самоходных зерноуборочных комбайнов - если в 2016, 2017 гг. было приобретено 5 и 6 единиц, то в 2018 г. - 2 единицы. Количество закупаемых и субсидируемых энергонасыщенных тракторов марки «Кировец» оставалось крайне низким и составило в 2016 г. - 1 ед., в 2017 г. - 2 ед., в 2018 г. -3 единицы. За весь период было закуплено всего 4 трактора 2 тягового класса марки «Беларус 1221.2» и «Джон Дир» по 2 в 2016 и 2018 гг.

Перечисленные обстоятельства свидетельствует об ограниченных финансовых возможностях сельскохозяйственных товаропроизводителей при закупе дорогостоящей высокопроизводительной техники. Наблюдается опережающий рост господдержки на возмещение затрат недорогой техники и оборудования невысокой производительности получателям мелкотоварной категории - ИП и КФХ на приобретение техники заготовки кормов в животноводстве.

Поэтому можно предположить, что в регионе отсутствует координированный, комплексный подход к предоставлению государственной поддержки, который мог бы качественно улучшить уровень технологического оснащения для каждого конкретного получателя-агрария.

Все перечисленные проблемы по развитию господдержки в Бурятии, несомненно, отображаются на достижении индикаторов Программы, а самое главное, не обеспечивают формирование необходимой базы для динамичного развития сельского хозяйства в целом, повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности сельхозорганизаций.

Вместе с тем, со стороны государства посредством различных инструментов проводится активная работа для снятия напряжения в сельскохозяйственной отрасли и повышения эффективности ее функционирования. Одним из инструментов является реализация Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия», принятая в 2013 г. В Госпрограмме по развитию АПК в Бурятии выделены основные целевые индикаторы, которые являются ключевыми параметрами, отражающими эффективность реализации. На период с 2017 по 2021 годы эти индикаторы подверглись корректировке (табл. 4).

Отмечается положительная динамика всех индикаторов в данном периоде. Согласно утвержденной программе, в 2014-2017 гг. большая часть средств выделялась на развитие направления животноводческой деятельности в регионе, переработки и реализации продукции животноводства. Также были выделены средства на растениеводческое направление в части переработки и продажи продукции растениеводства.

Так, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, за 2018 г. в разрезе Госпрограммы из 66 индикаторов достигнуто 53 (80,3 %).

Программа включает подпрограммы по разным периодам их реализации. В течение всего периода в Бурятии присутствовала поддержка на развитие мелиоративных работ земель сельхозназначения. Также активно поддерживалось направление по устойчивому развитию сельских территорий.

Таблица 4

Основные целевые индикаторы Программы на 2017-2021 гг.3

Показатели Ед. изм. Значения

2017 2018 2019 2020 2021

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) % 101,1 100,7 100,8 100,9 100,9

Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) % 101,1 101,0 101,0 101,0 101,5

Индекс производительности труда к предыдущему году % 102,0 102,0 102,0 102,0 102,0

Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) % 14,8 15 16 16,5 16,6

Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) руб. 18800 22000 22500 23000 25000

Финансовое содействие со стороны государства развитию сельскохозяйственной отрасли является существенной поддержкой для повышения уровня рентабельности производства продукции, для создания новых рабочих мест в связи с формированием крестьянских хозяйств и потребительских кооперативов [7]. За период действия данной программы в регионе существенно изменилась ситуация в селах, поскольку происходит всесторонняя поддержка молодых семей в рамках реализации мер подпрограммы по устойчивому развитию сельских территорий.

Финансирование направлений Госпрограммы осуществляется из различных источников (рис. 3).

10000

9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

Федеральный бюджет: 4064,6

■Региональный бюджет: 5255,6

■Местные бюджеты: 34,2

Ж Внебюджетные источники: 8769,8

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Годы

Рисунок 3. Бюджетные ассигнования по Программе в Республике Бурятия, млн руб. (составлено авторами по данным7)

Программой предусмотрено предоставление аграриям государственной финансовой помощи в объеме 18124,2 млн руб. В составе финансового обеспечения данной программы задействованы, как госбюджетные средства, так и внебюджетные ресурсы. При этом в период

7 Постановление Правительства РБ от 10.12.2013 № 644 «Об утверждении Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия».

2014-2015 гг. направлена наибольшая часть средств. В структуре источников финансирования преобладают внебюджетные источники - 48,39 %, на долю регионального бюджета приходится 29,00 %, на долю федерального - 22,42 %, на долю местных - 0,19 %.

Средства носят строго целевой характер и выделяются адресно на развитие производства и инфраструктуры на селе. Согласно особенностям развития регионального агропромышленного комплекса, с учетом социальных факторов, уровня жизни и других условий, в Программу включены некоторые целевые индикаторы, на основании которых можно определять уровень эффективности реализации мероприятий в регионе.

В период с 2017 по 2021 годы предполагается стабильная динамика индекса производительности труда, прирост индексов производства продукции сельского хозяйства и продуктов питания, планомерное увеличение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций в регионе, а также постепенное приращение размера среднемесячной зарплаты работников сельского хозяйства5.

К моменту завершения реализации Программы ожидается уверенное повышение степени эффективности сельскохозяйственного производства в регионе. Итак, потенциал сельского хозяйства региона пока еще не позволяет в полной мере активизировать деятельность региональных предприятий с целью увеличения объемов производства, масштабированию и расширению границ хозяйствования субъектов региона и насыщению рынка необходимым продовольствием и одновременно сырьевым ресурсом для промышленной индустрии. В силу недостаточной укомплектованности материально-технической и технологической базы, государственная политика не ориентирована в полном объеме на создание благоприятных условий. Также технологии управления на сельхозпредприятиях сильно отстают от современных методов. Вследствие этих обстоятельств невозможно обеспечить более эффективное и результативное развитие в условиях надвигающего кризиса [8].

По индикатору среднемесячной заработной платы в АПК без учета малого предпринимательства, план перевыполнен на 12 %, то есть зарплата составила 25,5 тыс. руб. Также, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, за 2018 г. в Баргузинском, Тункинском и Джидинском районах были выиграны гранты по созданию и развитию фермерского хозяйства.

На выполнение мероприятий Подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» общий объем бюджетного финансирования на 20162018 гг. составил 192,4 млн руб. Объем финансирования подпрограммы в 2018 г. увеличился к уровню 2016 г. в 3 раза и составил 83,9 млн руб. Отмечается высокая востребованность данного вида государственной поддержки у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Мерами господдержки воспользовались в 2016 г. 17 сельскохозяйственных товаропроизводителей, в 2017 году - 43, в 2018 г. - 79. При этом количество поданных заявок, в связи с неоднократным в течение года обращением за государственной поддержкой некоторыми получателями, росло еще более быстрыми темпами5.

Бюджетные средства, направленные в 2016 г. на оплату научно-исследовательских работ по темам «Разработка технологии «no-till» для новых сортов зерновых культур бурятской селекции в условиях сухостепной зоны Бурятии и «Создание нового сорта яровой пшеницы с высоким потенциалом засухоустойчивости и продуктивности», в размере 888,0 тыс. руб. использованы Министерством неэффективно - осуществлена приемка и оплата работы, не соответствующей требованиям государственного контракта (технического задания)7.

Необходимо отметить, что в республике для удовлетворения потребительских запросов населения в продовольствии наряду с оказанием государственной финансовой поддержки аграриям необходима институциональная помощь государства, в частности, формирование и

развитие в Бурятии специализированной структуры управления, в компетенции которой войдут вопросы, связанные с решением проблем продовольственного обеспечения. Такая структура управления может включать в себя государственные, рыночные и общественные институты, различные функции которых направляются на координацию и интеграцию межотраслевой, внутриотраслевой, межтерриториальной и внутритерриториальной составляющей данного процесса [9].

Таким образом, аграрная отрасль республики сегодня нуждается в реальных инвестиционных вложения со стороны государства и других инвесторов, в программах субсидирования, в активизации процесса частно-государственного партнерства, а также в разработке всех возможных форматов привлечения государства в процесс развития сельскохозяйственной отрасли, которая по своей сущности выступает в роли стратегически важного сектора всей национальной экономики.

Благодаря государственной поддержке сельского хозяйства, увеличивается количество рабочих мест в связи с образованием КФХ, развитием потребительских кооперативов. А в рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий молодые семьи получают господдержку по улучшению жилищных условий, вводятся в эксплуатацию спортивные площадки на территории региона [10].

Индикаторы, которые заложены в госпрограмму «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия», понятны для субъектов сельскохозяйственной деятельности и имеют положительную динамику роста по большинству индикаторов. Таким образом, сельское хозяйство и в целом агропромышленный комплекс страны и регионов, в частности, Республики Бурятия, нуждается в комплексной государственной поддержке для повышения эффективности функционирования отраслей растениеводства и животноводства, а также для повышения уровня продовольственного обеспечения и создания предпосылок укрепления национальной продовольственной безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Kolesnyak A.A., Naydanova E.B., Polyanskaya N.M., Kolesnyak I.A. State financial support for agricultural sector in region // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science conference proceedings. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. Krasnoyarsk, Russia, 2020. С. 22-30.

2. Полянская Н.М., Найданова Э.Б. Роль инноваций в экономике России и ее регионов // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 4 (29). С. 38.

3. Проблемы и перспективы развития агропромышленного производства / Под общей редакцией Л.Б. Винничек, А.А. Галиуллина. - Пенза: РИО ПГАУ, 2018. -208 с.

4. Сахаровская Е.Ц., Соктоев С.С. Экономические индикаторы продовольственного обеспечения Республики Бурятия в рамках государственной поддержки развития АПК // Инновационные подходы в отраслях и сферах: электрон. журн. 2019. Вып. 9 (сентябрь, 2019). URL: http://inf16.ru/vypusk-9-sentyabr-2019 (дата обращения 01.04.2020).

5. Дареев Г.Е. Тенденции, условия и актуальные проблемы развития сельского хозяйства в байкальском регионе // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2018. № 3 (31). С. 118-121.

6. Багайников М.Л. Развитие ресурсного потенциала агропродовольственного комплекса Байкальского региона: геоэкономический подход / М.Л. Багайников. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. 182 с.

7. Буздалов И.Н. Современное положение в сельском хозяйстве России: системный аграрный кризис продолжается // Общество и экономика. 2018. № 3. С. 75-92.

8. Воитлева З.А. Анализ современного состояния и роли сельского хозяйства в экономике страны и региона // Новые технологии. 2017. №1. С. 1-6.

9. Семин А.Н. О совершенствовании механизма государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. - № 11. С. 5-7.

10. Шевченко А.В. Актуальные направления и меры государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации / А.В. Шевченко, А.Б. Бабанов: непосредственный, электронный // Проблемы современной экономики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). Казань: Молодой ученый, 2018. С. 18-21. URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/317/14654/ (дата обращения: 29.03.2020).

Naidanova Erzhena Batozhargalovna

East Siberia state university of technology and management, Ulan-Ude, Russia

E-mail: [email protected]

Polyanskaya Natalia Mikhailovna

Banzarov Buruat state university, Ulan-Ude, Russia E-mail: [email protected]

Sakharovskaya Ekaterina Tsyrenovna

East Siberia state university of technology and management, Ulan-Ude, Russia

E-mail: [email protected]

Tsyrenov Anatoly Rinchinovich

East Siberia state university of technology and management, Ulan-Ude, Russia

E-mail: [email protected]

Bordoev Dorzhi Garmaevich

East Siberia state university of technology and management, Ulan-Ude, Russia

E-mail: [email protected]

The current state and effectiveness of state support for agriculture in the region (based on the materials of the Republic of Buryatia)

Abstract. In the current conditions of economic development, with an aggravating food problem, the functioning of the agricultural sector is especially relevant. In modern Russia, agriculture is a very important area of the national economy, since the level of food security of the country's population largely depends on its level of development. In Russia today, agriculture accounts for more than 5 % of the gross value added structure, and this indicator is increasing from year to year. However, in some Russian regions, agriculture needs to strengthen its economic and industrial positions. Due to the fact that for many years agriculture has been an industry with its own specific features and development features, the provision of state support is today considered as one of the most effective tools that can affect the efficiency of the agricultural sector.

The object of the study was one of the regions of the Far Eastern Federal District - the Republic of Buryatia. The authors present the main indicators reflecting the efficiency of the agricultural sector over a number of years. The results obtained indicate a rather dynamic development of agriculture, which can be attributed to the effect of the import substitution policy adopted against the backdrop of the events of 2014. The article presents an analysis of the effectiveness of the implementation of the State Program for the Development of Agriculture and Rural Areas in Buryatia. In the course of the study, it was revealed that during the period of the implementation of the State program, certain indicators progressed, and for some indicators even the planned value was not achieved. The authors identified some problems of the process of implementing the state support program for agriculture, which make it possible to outline the main directions of development of its mechanism in the future.

Keywords: agriculture; governmental support; agro-industrial complex; government regulation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.