Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСТЕНИЕВОДСТВА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СУБСИДИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / FINANCIAL SUPPORT / CROP PRODUCTION / REGIONAL CONDITIONS / AGRICULTURE / SUBSIDIES / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеев Владимир Иванович

Предметом исследования являются источники финансирования и государственная поддержка растениеводства в регионе. Целью работы является проведение анализа эффективности государственной финансовой поддержки растениеводства на региональном уровне. Задачи исследования: оценка уровня государственной финансовой поддержки сельского хозяйства; изучение результатов государственной поддержки растениеводства в Бурятии; анализ эффективности направлений государственной поддержки растениеводства в Республике Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимофеев Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CONDITIONS FOR FINANCIAL SUPPORT OF CROP PRODUCTION IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

The subject of the research is the sources of funding and state support for crop production in the region. The purpose of this work is to analyze the effectiveness of state financial support for crop production at the regional level. Research objectives: assessment of the level of state financial support for agriculture; study of the results of state support for crop production in Buryatia; analysis of the effectiveness of state support for crop production in the Republic of Buryatia. Keywords: financial support, functioning of crop production, regional conditions, agriculture, subsidies, efficiency.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ»

Данная площадь исходит из стоимости кубического метра группы 26000 рублей. Распределение технологических зон распределительного центра по группе "бакалейные товары" наглядно представлено на рисунке 4,

12зга ,3J

5Ю1.ЭН

SlüiJS

3-ина лэачерир

{груаоаан lUIOtlLMï), ïro

Зона храие^мл

{плеща at

r pa-, оли н

Г рз-здэзн, S

Уча стон - -1" товаров, Snp

Уча стс к

ИМЯ Г ■ вкто A3 ЧИП

"OMOOS . 5 КМ

Рисунок 4 Распределение технологических зон товарной группы "бакалейная продукция" в распределительном центре

Хранение товаров группы "бакалейные товары" требуется примерно 30% общей площади распределительного центра в целом.

Таким образом, распределительный центр играет важнейшую роль в формировании бесперебойного обеспечения торговой сети не-обходимыми товарами. Существенно сокраща-

ет время доставки товаров от производителя к конечному потребителю и оперативно реагирует на изменяющийся спрос со стороны рынка сбыта. Учет таких аспектов, как особенности хранения, интенсивность потребления, позволят организовать эффективную систему, интегрированную в товаропроводящую сеть.

Литература:

1. Иванов Г.Г., Киреева Н.С Складская логистика: учебник. - м.: Форум; Икфра-М, 2016.

2. Логистика: интеграция и оп Химизация логистических биз пес-процессов е целях поставок/В, В. Дыбская [и др.]. - М.: ЭКСМО, 2014.

3. Петрова A.B. Особенности развития продовольственных торговых сетей е Свердловской области. - Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 11 (112). - С 595-599.

4. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и оборочу е них продовольственного сырья и пищевых продуктов.

5. СанПиН 2.3.2,1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов".

6. Федеральная служба государственной статистики. Розничная торговля. [Электронный ресурс] URL: http://www.qks.ru.

□ Üittan площадь склада So6ui

REGIONAL CONDITIONS FOR FINANCIAL SUPPORT OF CROP PRODUCTION IN THE REPUBLIC OF BURYATIA Timofeev Vladimir Ivanovich, PhD ofEconomics, Associate Professor, Department of Economy and Organization of Agro industrial Complex, Buryat State Agricultural Academy named after V.R. F Hippos/a, Ulan-Ude, Republic of Buryatya

The subject of the research is the sources of funding and state support for crop production in the region. The purpose of this work is to analyze the effectiveness of state financial support for crop production at the regional level. Research objectives: assessment of the level of state financial support for agriculture; study of the results of state support for crop production in Buryatia; analysis of the effectiveness of state support for crop production in the Republic ofBuryatia, Keywords: financial support, functioning of crop production, regional conditions, agriculture, subsidies, efficiency.

Keywords: financial support; crop production; regional conditions; agriculture; subsidies; efficiency.. DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.17

УДК 336.6 ВАК РФ 08,00.10

1 Тимофеев BM, 2020

РЕГИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РА СТЕНИЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Предметом исследования являются источники финансирования и государственная поддержка растениеводства в регионе. Целью работы является про ведение анализа эффективности государственной финансовой поддержки растениеводства на региональном уровне. Задачи исследования: оценка уровня государственной финансовой поддержки сельского хозяйства; изучение результатов государственной поддержки растениеводства в Бурятии; анализ эффективности направлений государственной поддержки растениеводства в Республике Бурятия.

Ключевые слова: финансовая поддержка; функционирование растениеводства; региональные условии; сельское хозяйство; субсидии; эффективнос ть.

Роль сельского хозяйства в экономике региона обуславливает значительный объем средств, направляемых из республиканского бюджета на развитие отрасли. Основное направление финансовой поддержки растениеводства включает предоставление субсидий на элитное семеноводство, сельскохозяйственное страхование, приобретение семян в районы Крайнего Севера, закладку многолетних насаждений, предоставление компенсации при нанесении ущерба в результате засухи и др. Реализация указанных направлений требует эффективного использования бюджетных средств, направляемых на государственную финансовую поддержку растениеводства в Республике Бурятия. Рассмотрим в таблице 1 основные показатели растениеводства в Республике Бурятия,

Таблица 1 - Показатели производства продукции растениеводства в Республике Бурятия, 2009=2017 годы, тыс. тонн?

Виды 2009 2011 2013 2015 2017 2017 г по

продукции отношению к 2009г, %

Зерно 79,3 150,0 232,5 291,4 360,7 455

Картофель 167,8 170 176 187 200 119

Овощи 46,6 52 59 67 80 172

Корма, тыс. тк. 362,7 500,0 750,0 950,0 1148,4 317

ед.

О

си о си

-О О-

ш

Оч к-=с

о

со со

со г

Ё

87

Как видно из таблицы 1, во всех категориях хозяйств зерновых намолочено 13,4 тыс. тонн в весе после доработки (81,2% к 1 октября 2017 г.). Картофеля произведено 94,9тыс. тонн (73,4% к 1 октября 2017 г.), собрано 27,9 тыс. тонн овощей открытого и защищенного грунта (64,6% к 1 октября 2017 г.). Основная часть зерновых (74,6%) выращена в сельскохозяйственных организациях, картофеля и овощей - в хозяйствах населения (82,0 и 81,6%, соответственно) [1,45].

В 2015 году резкое увеличение объема субсидий на основные мероприятия подпрограммы произошло за счет компенсации ущерба, вызванного в результате засухи. Предоставление средств из республиканского бюджета, напротив, имеет тенденцию к сокращению.

Планируемые объемы денежных средств на оказание государственной поддержки растениеводства в целом превышают значения фактических показателей.

Несмотря на введение в 2015 г. новых статей расходов, средства на гос. поддержку растениеводства с 2013 по 2015 гг. понижаются. В результате наблюдается сокращение средств на такие значимые статьи расходов, как субсидии по страхованию и субсидии на элитное семеноводство.

Таким образом, в 2014-2015 годах имело место низкое качество планирования и освоения бюджетных средств (в основном по направлению кредитования). Вместе с тем, наблюдается положительная динамика освоения бюджетных ассигнований, предусмотренных Минсельхозпроду РБ.Так, в 2016 году освоено 99,9% бюджетных назначений, при 96,8% за 2014 год.

Удельный вес бюджетных расходов на реализацию Госпрограммы в области сельского хозяйства, в общем объеме расходов бюджета в Республике Бурятия составил в 2016 г. 2,32%.

В 2014-2016 гг. сельскохозяйственные товаропроизводители республики были вынуждены работать в условиях засухи. В связи с засу-

ТИМОФЕЕВ Владимир Иванович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономики и организации АПК Бурятская государственная сель скохозяйственная академия имени 8.Р. Филиппова, Улан-Удэ, Республика Бурятия

хой был введен режим "Чрезвычайная ситуация" в 2014 г. в 8 районах, в 2015 г. - в 18 районах, s 2016 г, - в 14 районах, были уничтожены значительные площади посевов сельскохозяйственных кул ьтур - от 13,5% до 5 2,3% от общей посевной площади. 2012 год был одним из немногих периодов, когда в республике не была зафиксирована почвенная засуха.

В результате, в анализируемом периоде произошло значительное ухудшение ряда показателей в сельском хозяйстве, прежде всего в растениеводстве, что повлияло на низкую оценку эффективности реализации подпрограмм, входящих в состав Госпрограммы в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства РЕ No500 от 27.09.2011 г.

Основным недостатком Методики является отсутствиеоценкидостижения индикаторов в динамике, оценка основывается на степени достижения плановых значений индикаторов за отчетный год.

При этом по степени достижения ожидаемых результатов реализации Госпрограммы наблюдается серьезное отставание. Так, количество сельскохозяйственных организаций уменьшилось с 635 ед. в 2013г. до 491 ед. в 2016 г., или на 22,7%. Количество индивидуальных предпринимателей снизилось с 3060 ед. в 2013г. до 1806ед. в 2016г. или в 1,7 раза.Указанные изменения отчасти могут являться следствием укрупнения хозяйствующих субъектов, ликвидации неэффективных хозяйств, числящихся "на бумаге".

Валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Республики Бурятия в 2016 г. (в действующих ценах} составила 19,1 млрд руб., что больше уровня 2013 г. на 34,5%. Доля производства Республики Бурятия в общем объеме производства в РФ незначительна и составила 0,34%.

В сельскохозяйственных организациях, К(Ф)Х и ИП за этот период наблюдается рост производства (в сопоставимых ценах), соответственно, на 27,4% и 1,1%, Этого роста, учитывая высокую концентрацию производства в ЛПХ, оказалось недостаточно для обеспечения роста в целом.

Ежегодно продолжающаяся засуха предопределила увеличение доли продукции животноводства с 62% в 2013 г. до 65,6% в 2016 г, (в хозяйствах всех категорий). Наибольшее увеличение доли продукции животноводства наблюдается в категории "сельскохозяйственные организации" с 57,4% в 2013 г. до 77,6% в 2016 г.

в общей структуре производства, что объясняется концентрацией в сельхозорганизаци-ях производства зерновых культур, наиболее зависимых от погодных условий.

За период 2013-2016гг. наблюдается опережающий рост производства продукции сельского хозяйства по категориям сельскохозяйственные организации (144,7%) и крестьянские (фермерские хозяйства и ИП (146,6%) над категорией хозяйств населения - 130,2%, что привело к увеличению доли производства в сель-хозорганизациях с 24,6% в 2013 г. до 26,4% в 2016 г. При этом основное производство валовой продукции по-прежнему сконцентрировано в хозяйствах населения - 68,7%.

Наблюдается опережающий темп роста производства продукции в расчете на 1 рубль господдержки в категории СХО, КФХ и ИП -127,1.

При этом отсутствует какая-либо зависимость объема производимой валовой продукции от объемов предоставляемых субсидий.

Так, в 2019 г, объем производства продукции сельского хозяйства в действующих ценах составил 16682,5 млн рублей, при этом значение индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году составило 99,6% при целевом значении в 100,8%.

Как видно из таблицы 2, среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве выросла значительно к уровню 2017 г, - на 5,8% (22825,7 руб.) на 22,67% и составила в 2019 г. 28000 руб.

Таблица 2-Среднемесячная заработная плата

в сельском хозяйстве (без субъектов малого предпринимательства), руб.

Сложилась устойчивая тенденция снижения инвестиционной привлекательности отрасли АПК в Республике Бурятия. На снижение инвестиций также оказывают влияние кризисные явления, труднодоступность кредитов, платежеспособность сельскохозяйственных организаций. Дальнейшее снижение объема инвестиций в основной капитал может привести к увеличению себестоимости производства продукции сельского хозяйства и снижению ее конкурентоспособности.

Следует отметить, что в Республике Бурятия отсутствовали меры государственной под-

Показатели 2017 2018 2019

Плановый размер среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве 18800,0 22000,0 22500,0

Фактический размер среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве 22825,7 25500,0 28000,0

держки по компенсации расходов на подготовку чистых паров, в то время как в Забайкальском крае на эти цели ежегодно направлялась субсидия из федерального и регионального бюджета - от 71,8 до 84,3 млн руб. из них доля федеральных средств составляла до 94,9%.

Исходя из достигнутых результатов за 2014-2016 гг. и индексов производства продукции растениеводства, установленных в Госпрограмме на 2017-2020 гг. производство продукции растениеводства в республике к 2020 г. снизится на 21,4% к уровню 2012 г. в сопоставимых ценах.

На один рубль предоставленной господдержки в отрасли растениеводства в Республике Бурятия приходилось от 13,4 руб. в 2013г. до 12,8 руб. в 2016 г. произведенной продукции растениеводства (в СХО, КФХ и ИП}. Наблюдается снижение данного соотношения на 4,5%. Данное соотношение в Республике Бурятия значительно выше, чем в соседнем Забайкальском крае (10,0 руб. на рубль субсидий в 2016 г.). Что позволяет сделать вывод о большей результативности предоставляемых субсидий в области растениеводства в Республике Бурятия (в СХО, КФХ и ИП), чем в Забайкальском крае [1, 40].

Отмечается увеличение недостигнутых плановых значений посевных площадей, предусмотренных в соглашениях с хозяйствами при предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки. Если в 2014 г. объем недостигнутых плановых показателей составил 5,3 тыс. га, то в 2016 г. уже 10,9 тыс. га, рост в 20,6 раза. 8 случае если сельхозтоваропроизводителями в 2014-2016 гг. были бы исполнены показатели результативности, установленные соглашениями, посевная площадь по Республике Бурятия была бы сохранена и составила 157,7,158,3, 157,5 тыс. га в 2014, 2015, 2016 гг., соответственно.

Кроме того, выявлены случаи установления в соглашениях с хозяйствами плановых значений посевных площадей в 2015 г. ниже, чем было фактически ими достигнуто по двум хозяйствам, что оказало влияние на снижение посевных площадей.

За исключением изложенных замечаний в анализируемом периоде обеспечен 100-про-центный уровень освоения выделенных бюджетных средств, грубых и систематических нарушений законодательства, порядков предоставления не наблюдается.

Таким образом, несмотря на увеличение субсидий на 11,7% 2016 к 2014 г., произошло снижение этого показателя в целом по респуб-

лике на 3,8% за тот же период, а в категории СХО, КФХ и ИП на 10,1 % (с 147,6 тыс. га до 132,7 тыс. га). Указанные изменения происходили на фоне снижения общего объема субсидий. Снижение посевных площадей, помимо прямого негативного эффекта, привело к снижению объема субсидии из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки.

Необходимо отметить, что при заключении соглашений с получателями хозяйств Минсельхозпрод РБ ограничивается лишь одним показателем результативности - сохранение или увеличение посевных площадей, засеваемых элитными семенами, имеющим опосредованное влияние на индикаторы Госпрограммы, не созданы стимулирующие меры по увеличению эффективности производства продукции растениеводства получателями субсидии.

По сути, меры господдержки способствуют лишь компенсации части текущих производ-^ ственных затрат. По данным сводной отчетности удельный вес субсидий в затратах на производство продукции растениеводства в сельскохозяйственных организациях РБ составляет 12%.

В аграрном комплексе Республики Бурятия, поддерживаемом государством и в последние годы тянувшим экономику республики вперед, начались проблемы.

Всего за 2013-2017 годы на поддержку отрасли растениеводства по восьми мероприятиям было направлено около полутора миллиардов рублей из двух уровней бюджета,

В том числе по двум видам субсидий, которые были введены в 2017 году - это уже озвученная несвязанная поддержка картофелеводства, а также субсидия на приобретение семян зерновых и кормовых культур [2,57).

Периодически мы сталкиваемся с тем, что отдельные сельхозтоваропроизводители не выполняют взятые на себя обязательства.

Так, по итогам 2017 года Министерством инициирована работа по возврату несвязанной поддержки в области растениеводства (на общую сумму 1 064 405,28 рублей):

- по четырем хозяйствам - из-за несоблюдения комплекса агротехнологических работ (не были внесены минеральные удобрения);

- по двум хозяйствам (Баргузинского района, КФХ Тарбагатайского района) за снижение посевной площади к уровню предыдущего года.

Что касается общих проблем развития отрасли растениеводства в Республике Бурятия на примере зерносеющих хозяйств мы можем увидеть, что ежегодные природные аномалии

О

ш о си

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-О О-

ш

Оч н-=Е

о

со со

со г

<к Ё

89

отрицательно сказались не только на производственных, но и, соответственно, финансово-экономических показателях их деятельности.

То есть, результаты деятельности аграриев по-прежнему зависимы от природно-климати-ческих условий. Особенно это касается зернового производства.

Пахотные угодья Бурятии изначально имеют низкие запасы гумуса (менее 2%) в отличие от регионов с благоприятными условиями, где слой гумуса составляет 5-7 %. Вариант, когда увеличение валовых сборов осуществляется за счет охвата большего количества площадей или ожидания хорошей погоды, уже не работает.

Для примера можно привести качество семенного материала. Со своей стороны, Министерством предусмотрены практически все мероприятия, касающиеся семян - субсидирование части стоимости элитных семян, семян 1-2 репродукций, 50% стоимости семяочисти-тельной техники и оборудования. При этом, по данным ФГБУ "Россельхозцентр", по состоянию в 2018 году из проверенных семян кондиционными являются 62%.

Нормальный полноценный комплекс агро-технологических мероприятий способен даже в засушливые годы существенно сократить потери. Это и работа с парами, как залог будущего урожая, доведение семян до кондиционных качеств, соблюдение сроков посева, внесение минеральных и органических удобрений, средств защиты растений. При этом не следует забывать, даже самый идеально разработанный план не гарантирует достижение поставленной цели. Не менее важно, чтобы стратегическое управление стало частью общей политики аграрной отрасли и сельхозтоваропроизводители осознавали важность и необходимость правильной реализации и оценки стратегии [3,44].

Что касается паров. Рекомендуемая площадь чистого пара в структуре пашни 8 обороте от 20 до 30 %. Предлагаемая ставка на 1 га паров - 700 рублей. Ожидаемая площадь посевов зерновых и кормовых культур составит 130 тыс га. (130тыс. га * 30% = 39,0 тыс. га. 39,0*700 руб. = 27,3 тыс. руб.). Для выплаты субсидий потребуется финансирование в размере 27,3 тыс. руб.

Обновленная Программа предполагает финансирование из федерального бюджета в 2018 г. в размере 241 млрд рублей, а в 2019-2020 гг.- по 242 млрд руб. в год, следует из проекта изменений в госпрограмму.

В текущей версии госпрограммы объемы финансирования из федерального бюджета ус-

тановлены на 2020 год- 194,06 млрд рублей. Ее обновленная версия предполагала, что в 2018 на госпрограмму из бюджета РФ будет направлено 241,273 млрд рублей, в 2019 г. - 242,218 млрд руб., в 2020 г. - 242,224 млрд руб.

Следует отметить, что система предоставления и распределения федеральных субсидий не позволяет регионам самостоятельно определять направления финансирования отраслей сельского хозяйства с учетом региональных особенностей и приоритетов.

В целом, учитывая изложенное, можно сделать вывод, что наблюдается тенденция снижения привлекательности земледелия в Республике Бурятия, что в свою очередь вызвано неблагоприятными климатическими условиями ряда последних лет, низкой технической обеспеченностью, низкой долей мелиорируемых и орошаемых угодий, ведущими к снижению урожайности и рентабельности, особенно в производстве зерновых и зернобобовых культур. Предоставляемые меры господдержки не способствуют не только модернизации и повышению эффективности производства, но и простому воспроизводству продукции растениеводства. Государственная поддержка агропромышленного комплекса Республики Бурятия фактически сводится к одному - поддержанию доходности сельскохозяйственных организаций и конкурентоспособности производимой продукции. Исследование показало необходимость корректировки целевых индикаторов, заложенных в программе, и включение в их состав стоимостных показателей позволяет оценить экономический эффект, полученный на каждый рубль выделенных субсидий в виде увеличения объема валовой продукции растениеводства, поскольку, на наш взгляд, основной целью поддержки является поддержание продовольственной безопасности и самообеспеченности основными продуктами.

Примечания:

1. Характеристика сельского хозяйства республики е таблицах, графиках, группировках: статистический сборник. - Улан-Удэ Бурятстат, 2019. - 78 с.

2. Тимофеев В.И. Финансовая поддержка разви тия регионального агропромышленного комплекса // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2019. № 10(180). -С. 57-62.

3. Тимофеева Н.С. Проблемы социально-эконо мического развития сельских территорий и на правления устойчивого роста экономики села П Управление устойчивым развитием. - 2019. - №3 (22).-С. 41 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.