УДК 371.113
ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
© 2018
Коваль Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры естественно-математических
дисциплин и методики их преподавания Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования (83001, ДНР, Донецк, ул. Артема, 129а, e-mail: koval_n@hotmail.com)
Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы, методы и средства педагогического анализа, глубокое понимание и правильное применение которых обеспечивает успешную аналитическую деятельность руководителя общеобразовательной организации. В работе представлены различные взгляды на систему принципов и методов педагогического анализа. У Ю.А. Конаржевского система принципов представлена следующими элементами: принцип объективности, принцип взаимосвязи и взаимодействия, принцип развития, принцип системного подхода, принцип главного звена, принцип комплексного подхода, принцип целенаправленного планирования, принцип массовости, принцип воспитательного воздействия. П.И. Третьяков делает акцент на принципах системы информационно-аналитической деятельности: полнота и конкретность, системность, цикличность, объективность. Л.И. Фишман описывает целенаправленность, системность и четкость как принципы аналитической деятельности. В исследовании выделены принципы педагогического анализа, которые обязательно включались учеными в рассматриваемую систему: объективность, системность, полнота и конкретность. Обязательной переменной, входящей в модель функции педагогического анализа, являются методы осуществления анализа. Г.Г. Габдуллин видит следующие методы педагогического анализа: системный подход, математическая статистика, сравнение, обобщение. К методам накопления информации или анализа Л.М. Плахова отнесла: мозговой штурм, метод «рыбий скелет», диаграммы Парето и гистограммы. Ю.А. Конаржевский обосновал такие методы аналитической деятельности: наблюдение, измерение, беседа, построение графиков и диаграмм, работа с документацией, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, идеализация, установление причинных связей, декомпозиция, классификация, группировка, мысленный эксперимент. Так как педагогический анализ является особым видом познавательной деятельности, то ему соответствуют средства научного исследования (средства познания): материальные, информационные, математические, логические и языковые, которые могут быть использованы в аналитической деятельности руководителя общеобразовательной организации.
Ключевые слова: руководитель общеобразовательной организации, аналитическая деятельность, педагогический анализ, принципы педагогического анализа, методы педагогического анализа, средства педагогического анализа.
PRINCIPLES, METHODS AND MEANS OF THE ANALYTICAL ACTIVITY OF HEADS OF THE GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
© 2018
Koval Natalia Nikolaevna, Senior Lecturer of the Department of Natural and Mathematical
Disciplines and Methods of Teaching Donetsk Republican In-Service Teachers Training Institute (83001, DPR, Donetsk, st. Artem, 129a, e-mail: koval_n@hotmail.com)
Abstract. The article considers the basic principles, methods and means of pedagogical analysis, the deep understanding and proper application of which ensures a successful analytical activity of the head of the general education organization. The paper presents various views on the system of principles and methods of pedagogical analysis. In Yu.A. Konarzhevsky's system of principles is represented by the following elements: the principle of objectivity, the principle of interconnection and interaction, the principle of development, the principle of a systematic approach, the principle of the main link, the principle of integrated approach, the principle of purposeful planning, the principle of mass character, the principle of educational influence. P.I. Tretyakov emphasizes the principles of the system of information and analysis: completeness and concreteness, systemic, cyclical, objective. L.I. Fishman describes purposefulness, consistency and clarity as principles of analytical activity. In the study, the principles of pedagogical analysis are singled out, which are necessarily included by scientists in the system under review: objectivity, systemic, completeness and concreteness. The mandatory variable included in the model of the function of pedagogical analysis is the methods of performing the analysis. G.G. Gabdullin sees the following methods of pedagogical analysis: a systematic approach, mathematical statistics, comparison, generalization. To methods of accumulation of information or analysis Plakhova attributed: brainstorming, the "fish skeleton" method, Pareto diagrams and histograms. Yu.A. Konarzhevsky substantiated such methods of analytical activity: observation, measurement, conversation, construction of graphs and diagrams, work with documentation, analysis and synthesis, induction and deduction, comparison, analogy, idealization, causation, decomposition, classification, grouping, thought experiment. Since pedagogical analysis is a special kind of cognitive activity, it corresponds to the means of scientific research (means of cognition): material, informational, mathematical, logical and linguistic means of cognition, which can be used in the analytic activity of the head of the general education organization.
Keywords: the head of the general educational organization, analytical activity, pedagogical analysis, principles of pedagogical analysis, methods of pedagogical analysis, means of pedagogical analysis.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В условиях преобразования и модернизации всех уровней системы образования Донецкой Народной Республики претерпевают коррекцию и трансформацию подходы к управлению общеобразовательными организациями.
Сегодня дальнейшее и целенапрвленное совершенствование управления школой является одной из наиболее первоочередных и трудных проблем. Решать эту проблему необходимо комплексно: с одной стороны, это повышение квалификации руководителей в деле управ-
ления школой, а с другой - разработка теоретических основ управления и педагогического анализа.
Только руководитель нового склада мышления и мировоззрения, активно использующий инновационные подходы в управленческой деятельности, способен на уровне общеобразовательной организации качественно и успешно реализовать все реформы.
Качественный педагогический анализ способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, избеганию формализма в оценке результатов деятельности школьного коллектива, так как только познание сущности управляемых процессов дает возможность
Koval Natalia Nikolaevna pedagogical
PRINCIPLES, METHODS AND MEANS ... sciences
сознательно воздействовать на их ход и развитие. Эффективность педагогического анализа связана с глубоким знанием основных положений педагогики, методик преподавания, возрастной и социальной психологии, и с умением применять эти знания в школьной практике. Успех аналитической деятельности достигается последовательным применением руководителем общеобразовательной организации всех принципов педагогического анализа, определяется уровнем владения его методами и средствами.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Целый ряд ученых в своих диссертационных исследованиях рассмотрели вопросы управления аналитической деятельностью педагогического коллектива (И.А. Абрамова [1], Н.П. Пичугова [2]), проектирования системы информационно-аналитической деятельности руководителей школ (С.С. Аладышев [3], Т.В. Вдовина [4], Е.В. Назначило [5]), формирования аналитической компетентности различных специалистов (Н.А. Зинчук [6], Л.П. Половенко [7], О.Н. Ярыгин [8, 9, 10]), разработки модели повышения качества аналитической составляющей профессиональной деятельности руководящих кадров (А.А. Коростелев [11-14]), организации контрольно-аналитической деятельности в условиях личностного подхода к образованию (Ю.М. Тулинцев [15]), формирования информационно-аналитической компетентности руководителей профессионально-технических учебных заведений (В.В. Ягупов [16]).
В.И. Бондарь, В.М. Кожухар, Ю.А. Конаржевский, А.А. Коростелев, К.Л. Крутий, Г.О. Савченко, В.А. Слас-тенин, В.Д. Федоров, Г.В. Федоров, В.В. Ягупов, О.Н. Ярыгин расскрыли значение педагогического анализа в управлении и учебно-воспитательном процессе.
Ю.А. Конаржевский, А.А. Коростелев, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Л.И. Фишман рассматривали принципы, методы и средства педагогического анализа.
Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотрение и описание основных принципов, методов и средств аналитической деятельности руководителей общеобразовательных организаций.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Успешная аналитическая деятельность руководителя общеобразовательной организации невозможна без глубокого понимания и правильного применения закономерностей и принципов.
По мнению Ю.А. Конаржевского, принципы педагогического анализа отражают объективные закономерности и связи, присущие процессу научного познания [17]. Он определяет следующие принципы педагогического анализа:
1. Принцип объективности. Отделение существенных признаков анализируемого объекта от несущественных, фиксация внутренне и внешне присущих характеристик данному объекту, установление закономерностей в учебно-воспитательном процессе, учет как количественных, так и качественных параметров; изучение источника противоречий в развитии анализируемых явлений и процессов, логики их движения, учет их связи с противоречиями; выявление причинно-следственных связей; исследование руководителем школы каждого отдельного явления.
2. Принцип взаимосвязи и взаимодействия. Рассмотрение всей совокупности педагогических явлений, в каких бы условиях они ни протекали, в их взаимосвязи и взаимодействии, что является важным свойством педагогической системы, предпосылкой ее устойчивости, а также изменений, которые могут происходить в системе. Выявив характер взаимодействия двух педагогических явлений, можно определить, какое из них является 132
причиной, а какое - следствием.
3. Принцип развития. Изучение предмета анализа в процессе его возникновения, становления, изменения и развития.
4. Принцип системного подхода. Исследование общеобразовательной организации как целостной и динамичной системы, характеризующейся целесообразностью своей деятельности и наличием внутренних и внешних связей, среди которых управленческие играют главную роль.
5. Принцип главного звена. Сосредоточение усилий педагогического анализа на основных направлениях, главном звене, нахождение их в конкретных условиях. Главное звено - это тот элемент системы, на который можно эффективно воздействовать для достижения цели кратчайшим путем.
6. Принцип комплексного подхода. Выделение в анализируемом явлении или процессе сторон, подлежащих изучению с позиций различных наук: педагогики, психологии, социологии, физиологии и т.д. Действия всех участников анализа согласованны; роли нравственных, ценностных и психологических факторов при анализе любой педагогической проблемы учтены.
7. Принцип целенаправленного планирования. Предусматривает четкую формулировку и глубокое осмысление руководителями общеобразовательных организаций общей и частных целей педагогического анализа; подразделение целей по временному признаку на стратегические, тактические и оперативные; контроль и реализацию целей. Второй стороной данного принципа выступает планирование аналитической деятельности администрации школы и педагогического коллектива на учебный год по достижению намеченной цели (целей).
8. Принцип массовости. Постоянным и систематическим анализом должны быть охвачены все члены педагогического коллектива. Внедрение самоанализа в деятельность каждого педагога.
9. Принцип воспитательного воздействия. Означает, что организация и проведение анализа любого педагогического процесса или явления в обязательном порядке должны преследовать воспитательные цели.
Ю.А. Конаржевский отмечает, что эффективность педагогического анализа достигается последовательным применением всех принципов, в совокупности представляющих собой систему, в которой каждый из них взаимодействует со всеми или большинством принципов [17].
П.И. Третьяков выделяет в теории управления школой по результатам следующие принципы системы информационно-аналитической деятельности [18, с. 1821]:
1. Полнота и конкретность. Информация должна быть максимально полной по своему объему и предельно конкретной для эффективного формирования и функционирования информационно-аналитической системы как основного инструмента управления.
2. Системность. Определение содержания, объема, источников системы информационно-аналитической деятельности общеобразовательной организации, а также формы и места хранения информации, ее уровней (административно-управленческий, коллективно-коллегиальный, ученическое самоуправление).
3. Цикличность. Учет цикличности информационных потребностей представителей каждого уровня системы информационно-аналитической деятельности.
4. Объективность. Педагогический анализ информации направлен на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных средств, способов для достижения целей, а также на объективную оценку результатов образовательного процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.
Л.И. Фишман подчеркивает, что качество аналитической деятельности определяется соблюдением трех
принципов [19, с. 36]:
1. Целенаправленность. Для анализа необходима «точка отсчета», «система координат», каковыми являются управленческие цели.
2. Системность. Учет системных свойств объекта педагогического анализа позволяет вскрывать причины явлений и фактов, отделять их от следствий и состоит в декомпозиции объекта, изучении каждого элемента и последующем синтезе.
3. Четкость. Фиксация важных фактов. Анализ должен обеспечивать и цели развития, и цели функционирования образовательной системы: есть информация, которую периодически (из года в год, из месяца в месяц и т.д.) необходимо получать и анализировать руководителям школы, чтобы вовремя корректировать образовательный процесс, избежать разрушения системы.
М.М. Поташник и В.С. Лазарев обращают внимание на то, что педагогический анализ - первый шаг на пути определения целей и способов их достижения, задача которого состоит в том, чтобы структурировать и конкретизировать общую проблему для ее решения по частям. Исследователи отмечают необходимость опираться на ряд принципов анализа, реализация которых обеспечивает:
- полноту и операциональность выделения значимых проблем;
- конкретность определения проблем (уровень и определенность структуры проблем должны обеспечивать поиск идей для их решения);
- обоснованность оценок значимости выделенных проблем;
- прогностичность анализа (ориентированность анализа на требования прогнозируемого будущего) [20, с. 198-199].
Анализ научно-педагогической литературы показал, что общепринятой классификации принципов педагогического анализа нет, однако можно выделить принципы, которые обязательно включались учеными в рассматриваемую систему: объективность, системность, полнота и конкретность [21-25].
Рассмотрим методы педагогического анализа как способы реализации его принципов. Под методами педагогического анализа будем понимать систему приемов и способов реализации принципов аналитической деятельности для достижения основных целей управления.
Мы согласны с мнением Ю.А. Конаржевского о том, что педагогический анализ как вид деятельности возникает в результате интериоризации (процесс перехода во внутреннюю деятельность из внешней) и принадлежит к мыслительному виду познавательной деятельности [17, с. 22]. Педагогический анализ, как разновидность внутренней деятельности, специфичность которой обусловливается особенностями содержания объекта, на который направлены его мыслительные операции, использует свои собственные методы. Очевидно, что значительная часть аналитических методов - это творческие аналитические процедуры, мобилизующие не только осознаваемое руководителем знание, но и бессознательное, интуитивное, возможности которого значительно превосходят механизмы осознаваемой интеллектуальной деятельности [26, с. 249]. Они неэффективны без латерального (умение мыслить нелинейно, нестандартно) [27] и творческого мышления, которое позволяет по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения.
Так, Г.Г. Габдуллин определил следующие методы педагогического анализа: системный подход (метод изучения объектов и предметов анализа как элементов целостной системы), математическая статистика (способ систематизации статистических данных всей школы в целом с целью выявления тенденций их развития), сравнение (способ определения наличия и величины отклонений достигнутого результата от цели для
определения их причин), обобщение (способ выделения главных и общих признаков, обнаруженных фактов и явлений педагогического процесса и его результатов) [28].
К методам накопления информации или анализа Л.М. Плахова относит [29, с. 32]:
- мозговой штурм (совместное генерирование идей по решению проблем с последующей группировкой, отбором и их оценкой);
- метод «рыбий скелет» (инструмент, обеспечивающий системный подход к определению фактических причин возникновения проблем; позволяет визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями, а также ранжировать факторы по степени их значимости.);
- диаграммы Парето и гистограммы (используются для отображения числовой информации о возможных причинах возникновения проблем).
Ю.А. Конаржевский, подчеркивая, что первой ступенью научного анализа является эмпирический уровень, а последней - теоретический (научный) уровень, поставил в соответствие каждому уровню аналитической деятельности свои методы [17]. Так, к эмпирическому уровню ученый относит:
- наблюдение (метод, позволяющий получить обширную информацию о человеке, явлении или процессе; научное наблюдение как психодиагностический метод обладает рядом характеристик: постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов, то есть, наблюдение как метод включает: цель наблюдения и схему наблюдения [30, с. 66]);
- измерение (количественные диагностические методы включают различные виды тестирования и шкалирования; тест - небольшое стандартизированное задание, с помощью которого проводится психологическое исследование; с помощью тестов определяют уровень умственного развития, степень одаренности, изучают структурные качества личности, устанавливают состояния человека и их особенности, прогнозируют границы возможностей дальнейшего развития человека и т.д.; используются личностные опросники; шкалирование - диагностический метод, с помощью которого реальные качественные психические явления получают свое числовое выражение в форме количественных оценок; выделяют три вида шкал: оценочные шкалы, шкалы ранжирования, социометрические шкалы [31, с. 21-29]);
- беседа (метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации; необходимо знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам; целесообразно использовать косвенные и проективные вопросы [30, с. 71]);
- построение графиков и диаграмм (графики и диаграммы позволяют визуализировать данные, выявить либо общие тенденции, либо подробности исследуемого явления, либо сравнить величины);
- работа с документацией (анализ результатов контрольных работ, сочинений, срезов и т.д.: этот метод позволяет получить информацию об индивидуально-психологических особенностях и способностях, об уровне развития мышления, знаний, умений и навыков; качественные, количественные, содержательные, формальные характеристики умений и способностей учащихся [31, с. 20]).
Теоретическому уровню педагогического анализа соответствуют такие методы:
- анализ и синтез (анализ - метод, представляющий собой мысленное расчленение исследуемого объекта на составные элементы с целью изучения его структуры, свойств, внутренних связей, отношений; синтез - метод, представляющий собой мысленное соединение составных элементов, свойств, связей исследуемого объекта, и изучение этого объекта как единого целого);
Koval Natalia Nikolaevna pedagogical
PRINCIPLES, METHODS AND MEANS ... sciences
- индукция и дедукция (индукция - метод, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов, с движением мысли от единичного к общему; дедукция - мыслительный процесс, в котором знания об элементе класса выводятся из знания общих свойств всего класса, мысль исследователя идет от общего к частному);
- сравнение (предполагает сравнение данной системы, педагогического явления или процесса с другими, что позволяет обнаруживать их специфику);
- аналогия (предполагает доказательство аналогии между двумя объектами и перенос системы объяснений с одного объекта на другой);
- идеализация (метод, представляющий собой мысленную процедуру, связанную с представлением чего-либо в качестве идеала и последующим сравнением реального объекта с идеалом);
- установление причинных связей (этот метод включает в себя разнообразные логические средства и способы познания: метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков);
- декомпозиция (расчленение любого сложного явления на простые составляющие);
- классификация (упорядочение объектов по существенным признакам некоторых классов);
- группировка (метод расчленения сложного массового явления на различные группы с целью всесторонней характеристики его состояния, развития и взаимосвязей);
- мысленный эксперимент (метод научного познания, который заключается в том, что исследователь оперирует не конкретным, чувственным материалом, а идеальным, модельным образом).
Очевидно, что методы аналитической деятельности разнообразны, руководитель общеобразовательной организации выбирает те из них, которые более эффективны в каждой конкретной ситуации и зависят от цели и предмета анализа. При этом руководителю необходимо обеспечить научно обоснованное, рациональное сочетание методов при реализации функции педагогического анализа.
Согласимся с Ю.А. Конаржевским, что педагогический анализ - это процесс познания педагогической действительности, процесс проникновения педагога, руководителя школы в сущность педагогических явлений. Педагогический анализ проходит сложный путь к установлению причины педагогического явления, к окончательным выводам о положении дел в организации, он движется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. В соответствии с этим, отмечает ученый, познание руководителя начинается со знакомства с документами, информационными и статистическими отчетами, с посещения уроков, воспитательных мероприятий, бесед с учителями и учащимися и т.д., что дает возможность увидеть положительные и отрицательные явления в школе, разделить их на объективные и субъективные, установить систематичность их проявления, тенденции развития. Эмпирический уровень познания в аналитической деятельности дает конкретный материал для абстрактного мышления, здесь живое созерцание - это созерцание организованное, стремящееся к определенной цели, системное и строго спланированное обследование. Ступень познания, связанная с абстрагированием, характеризуется вычленением и обобщением признаков, сравнением полученного результата с определенными эталонами и нормами, затем окончательным выяснением причин изучаемого явления и переходом к практике, формулировке выводов и выработке конструктивных предложений по устранению выявленных недостатков и их причин. В последующем руководитель общеобразовательной организации осуществляет проверку своих выводов в процессе выполнения коллективом поставленных перед ним задач, следовательно, в процессе педагогического анализа практика оказывается основой познания и критерием истины [17]. 134
Так как педагогический анализ - особый вид познавательной деятельности, ему будут соответствовать средства научного исследования (средства познания). Сегодня в науке различают следующие средства познания [32, с. 96-99]:
- материальные - это, в первую очередь, приборы для научных исследований; им принадлежит главная роль в эмпирической проверке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии новых фактов; оказывают огромное влияние на формирование понятийного аппарата наук;
- информационные - это вычислительная техника, информационные технологии, спутниковые навигационные системы, средства телекоммуникаций; широко используется для автоматизации эксперимента в различных отраслях науки, что позволяет значительно упростить исследовательские процедуры и сократить время обработки статистических данных;
- математические - это средства, позволяющие рассматривать абстрагированные количественные отношения, логически возможные формы, то есть такие, которые выводят по логическим правилам из ранее известных отношений и форм; позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности; используются в математическом моделировании;
- логические помогают исследователю выполнять необходимые мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент), пользоваться формами логического познания (понятиями, суждениями, умозаключениями);
- языковые - правила построения определений понятий (дефиниций); необходимы для уточнения введенных понятий, символов и знаков, для построения рассуждений и доказательств, формулировки гипотезы, получения выводов, для употребления новых понятий и знаков.
Все указанные средства могут быть использованы в аналитической деятельности руководителя общеобразовательной организации. Методы определяют средства педагогического анализа. Так, при наблюдении педагог использует материальные (особые карты, формы, журналы, шаблоны, протоколы) и информационные (аудио-, фото-, видеоаппаратура) средства. Наблюдение чаще всего сопровождается другими эмпирическими методами - беседой и измерением. Во время беседы руководитель пользуется языковыми средствами, что позволяет глубже познать психологические особенности личности учащегося, педагога, уровень и характер знаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных (логические средства), полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Обычно протокол составляют после беседы [33]. Языковые (содержание тестов, описание шкал), логические (анализ результатов тестирования, опросников), материальные (секундомер, термометр, тонометр, весы и т.д.) и математические средства будут необходимы в процессе измерения. При работе с различной школьной документацией используются материальные (формы, шаблоны), языковые (критерии, нормы, выводы и замечания) и логические (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение) средства. На теоретическом уровне педагогического анализа в приоритете будут логические средства в сочетании с математическими и информационными средствами познания.
Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований по этому направлению. Успешная аналитическая деятельность руководителя общеобразовательной организации зависит от глубокого понимания и правильного применения закономерностей и принципов педагогического анализа.
Ю.А. Конаржевский определил следующие принципы аналитической деятельности: принцип объективно-
сти, принцип взаимосвязи и взаимодействия, принцип развития, принцип системного подхода, принцип главного звена, принцип комплексного подхода, принцип целенаправленного планирования, принцип массовости, принцип воспитательного воздействия.
П.И. Третьяковым были выделены в теории управления школой по результатам следующие принципы системы информационно-аналитической деятельности: полнота и конкретность, системность, цикличность, объективность.
Целенаправленность, системность, четкость -принципы аналитической деятельности, описанные Л.И. Фишманом.
Можно выделить принципы педагогического анализа, которые обязательно включались учеными в рассматриваемую систему: объективность, системность, полнота и конкретность.
Методы педагогического анализа - это способы реализации его принципов.
Г.Г. Габдуллин определил следующие методы педагогического анализа: системный подход, математическая статистика, сравнение, обобщение.
К методам накопления информации или анализа Л.М. Плахова отнесла: мозговой штурм, метод «рыбий скелет», диаграммы Парето и гистограммы.
Ю.А. Конаржевский, подчеркивая, что первой ступенью научного анализа является эмпирический уровень, а последней - теоретический (научный) уровень, поставил в соответствие каждому уровню аналитической деятельности свои методы. Эмпирическому уровню соответствуют методы: наблюдение, измерение, беседа, построение графиков и диаграмм, работа с документацией. Теоретическому уровню педагогического анализа соответствуют такие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, идеализация, установление причинных связей, декомпозиция, классификация, группировка, мысленный эксперимент.
Педагогический анализ - особый вид познавательной деятельности, ему соответствуют средства научного исследования (средства познания). Сегодня в науке различают: материальные, информационные, математические, логические и языковые средства познания, которые могут быть использованы в аналитической деятельности руководителя общеобразовательной организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова Т.В. Управление аналитической деятельностью педагогического коллектива в образовательном учреждении: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Абрамова Т.В.; Челяб. ин-т повышения квалификации и переподгот. кадров работников образования. — Челябинск, 1996. — 23 с.
2. Пичугова Н.П. Аналитическая деятельность субъектов образования как средство управления качеством профессиональной подготовки будущих учителей в педагогическом колледже: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 /Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009. 23 с.
3. Аладышев С.С. Проектирование системы информационно-аналитической деятельности руководителя общеобразовательной школы на основе ЭВМ : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.С. Аладышев ; Барнаул. гос. пед. ун-т. — Барнаул, 2001. — 19 с.
4. Вдовина Т.В. Информационно-аналитическая деятельность руководителя гимназии по повышению качества образовательного процесса : автореф. дис. ... канд. пед. наук /Вдовина Т.В. — М., 2003. —19 с.
5. Назначило Е.В. Развитие информационно-аналитической компетентности преподавателя в процессе непрерывного педагогического образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Назначило Елена Валерьевна. — Магнитогорск, 2003. 193 с.
6. Зтчук Н.А. Формування аналтично! компетентностi майбутнiх менеджерiв у вищих навчальних закладах: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04/ЗiнчукНаталiя АнатолЯвна. — Ки!в, 2010. 219 с.
7. Половенко Л.П. Аналтична компетентн^ть — ключо-вий складник професшно! компетентностi майбутнiх фахiвцiв з економiчноl юбернетики / Половенко Л.П. // Научные журналы НТУ «ХПИ»: Теория и практика управления социальными системами № 1 -НТУ «ХПИ», 2012. С. 82-91
8. Ярыгин О.Н. Методология формирования компетентности в аналитической деятельности при подготовке научных и научно-педагогических кадров: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.08 /Ярыгин Олег Николаевич; [Место защиты: ГОУВПО «Тольяттинский государственный университет»].- Тольятти, 2012.
494 с.: ил.
9. Ярыгин О.Н., Рябова В.М. Неявное знание как компонент компетентности в аналитической деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4 (5). С. 131-134.
10. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.
11. Коростелев А.А. Система повышения качества аналитической составляющей профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений: дисс. докт. пед. наук: 13.00.08 — Тольятти, 2009. — 467 с.
12. Коростелёв А.А. Технология обучения педагогических кадров аналитической деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольяттин. гос. ун-т. Тольятти, 2003
13. Коростелев А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 334-337.
14. Коростелёв А.А. Теоретический аспект ролевого значения аналитической деятельности руководителей образовательных учреждений во внутришкольном управлении // Вестник психотерапии. 2007. № 24 (29). С. 96-100.
15. Тулинцев Ю.М. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя школы в условиях личностного подхода к образованию : автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Тулинцев Ю.М.; Волгогр. гос. пед. унт. - Волгоград, 1995. — 20 с.
16. Ягупов В.В. 1нформацшно-аналтична компетентн^ть керiвникiв професшно-техтчних навчальних закладiв: поняття, змiст i структура. / В.В. Ягупов. Режим доступа: http://lib.iitta.gov. ua/7875/1/Статья_нформ.-анал_комп1.готовоdoc.pdf
17. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. — М.: Педагогика, 1986. — 144с.
18. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента — М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
19. Фишман Л.И., Рогожкина Н.В., Чупин В.Н., Дудников В.В. Сам себе инспектор: самооценка качества управления школой. — М.: Сентябрь, 2005. — 144 с.
20. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. — М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
21. Коваль Н.Н. Модель формирования аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 166-174.
22. Коваль Н.Н. Аналитическая деятельность: «пирамида целей» на основе ТАРРОС «Landrail» // Карельский научный журнал. 2014. № 2 (7). С. 38-42.
23. Коваль Н.Н. Аналитическая деятельность: планирование на основе ТАРРОС «Landrail» // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 73-77.
24. Коваль Н.Н. Современные информационно-коммуникационные технологии в аналитической управленческой деятельности: проблемы и перспективы //Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 39-44.
25. Коваль Н.Н. Основные аспекты аналитической деятельности руководителя общеобразовательной организации //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 116-121.
26. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2003. — 368 с.
27. ДеБоно Э. Латеральное мышление. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997. — 384 с.
28. Габдуллин Г.Г. Организационно-педагогические основы управления общеобразовательной школой: Учебное пособие. — Казань: КГПИ, 1985. — 107с.
29. Плахова Л.М., Решетников Н.Н., Шимутина Е.Н. Организация труда руководителя образовательного учреждения: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. — М.: АПК и ППРО, 2007. — 64 с.
30. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. — СПб.: Питер, 2003. — 652 с: ил.
31. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
32. Новиков А.М., Новиков ДА. Методология. — М.: СИН-ТЕГ. — 668 с.
33. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.
Статья поступила в редакцию 23.08.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018