Научная статья на тему 'Современное информационное пространство как фактор формирования готовности учителя информатики к развитию культуры медиапотребления'

Современное информационное пространство как фактор формирования готовности учителя информатики к развитию культуры медиапотребления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КУЛЬТУРА МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ / МЕДИАИНФОРМАЦИЯ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ / PROFESSIONAL TRAINING / CULTURE OF MEDIA USE / MEDIA INFORMATION / TRAINING OF A TEACHER OF INFORMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коповой Андрей Сергеевич, Давыдов Денис Александрович

Информационное пространство как феномен современной культуры привлекает к себе большое внимание исследователей. Механизмы его функционирования сложны и изменчивы. Информационные технологии проникают в разные сферы жизни, и образование не может оставаться в стороне. Мы наблюдаем процесс становления информационного общества. Успешность современного человека в профессиональной деятельности часто зависит от его способности находить, обрабатывать необходимую информацию. Эффективность ее поиска, критичность восприятия найденного и способность определить степень важности информации определяется уровнем культуры медиапотребления. Важнейшим этапом в формировании культуры медиапотребления является период школьного обучения, где основным субъектом формирования данной культуры, по нашему мнению, выступает учитель информатики. Сам же учитель информатики должен быть готов к целенаправленному формированию культуры медиапотребления у школьников, а, следовательно, должен иметь собственную сформированную культуру медиапотребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INFORMATION SPACE AS A FACTOR OF FORMATION OF A TEACHER OF INFORMATICS’S READINESS FOR THE DEVELOPMENT OF THE CULTURE OF MEDIA USE

Information space as a phenomenon of modern culture attracts great attention of researchers. The mechanisms of its functioning are complicated and changeable. Information technology penetrates into different spheres of life, and education cannot stay out of it. We are observing a process of forming an information society. The success of a modern person in his or her professional activity often depends on his or his ability to find, process the necessary information. The effectiveness of its search, the criticality of perception of what we have found and an ability to estimate the degree of importance of the information is determined by the level of the culture of media use. The most important stage in the formation of the culture of media use is a period of school learning where the main subject of the formation of this culture, in our opinion, is a teacher of informatics. The teacher of informatics himself or herself should be ready for a purposive formation of the culture of media use with school students, and, consequently, should have a formed culture of media use of his or her own.

Текст научной работы на тему «Современное информационное пространство как фактор формирования готовности учителя информатики к развитию культуры медиапотребления»

УДК 159.923:316.6

СОВРЕМЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ

Коповой А.С., Давыдов Д.А.

Информационное пространство как феномен современной культуры привлекает к себе большое внимание исследователей. Механизмы его функционирования сложны и изменчивы. Информационные технологии проникают в разные сферы жизни, и образование не может оставаться в стороне. Мы наблюдаем процесс становления информационного общества. Успешность современного человека в профессиональной деятельности часто зависит от его способности находить, обрабатывать необходимую информацию. Эффективность ее поиска, критичность восприятия найденного и способность определить степень важности информации определяется уровнем культуры медиапотребления. Важнейшим этапом в формировании культуры медиапотребления является период школьного обучения, где основным субъектом формирования данной культуры, по нашему мнению, выступает учитель информатики. Сам же учитель информатики должен быть готов к целенаправленному формированию культуры медиапотребления у школьников, а, следовательно, должен иметь собственную сформированную культуру медиапотребления.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, культура

медиапотребления, медиаинформация, подготовка учителя информатики.

MODERN INFORMATION SPACE AS A FACTOR OF FORMATION OF A TEACHER OF INFORMATICS’S READINESS FOR THE DEVELOPMENT

OF THE CULTURE OF MEDIA USE

Kopovoi A.S., Davydov D.A.

Information space as a phenomenon of modern culture attracts great attention of researchers. The mechanisms of its functioning are complicated and changeable. Information technology penetrates into different spheres of life, and education cannot stay out of it. We are observing a process of forming an information society. The success of a modern person in his or her professional activity often depends on his or his ability to find, process the necessary information. The effectiveness of its search, the criticality of perception of what we have found and an ability to estimate the degree of importance of the information is determined by the level of the culture of media use. The most important stage in the formation of the culture of media use is a period of school learning where the main subject of the formation of this culture, in our opinion, is a teacher of informatics. The teacher of informatics himself or herself should be ready for a purposive formation of the culture of media use with school students, and, consequently, should have a formed culture of media use of his or her own.

Keywords: professional training, culture of media use, media information, training of a teacher of informatics.

Современное информационное пространство - явление крайне не однородное и сложно поддающееся систематизации и классификации. Кроме того, медиа-пространство изменчиво и легко трансформируется в новые формы, приспосабливаясь к достижениям научно-технического процесса и ориентируясь на появляющиеся вкусы медиапотребителей, а иногда и формируя их. Однако, несмотря на сложность изучения современного

медиапространства, можно выделить две основные модели его функционирования.

Первая модель - культуро-центрированная, имеет свои истоки в далёком прошлом человеческой цивилизации, так как с древних времён производство информации было неразрывно связано с творческим поиском общепонятных способов выражения чувства и мысли, с созданием ёмкой по смыслу символики, позволяющей передавать от поколения к поколению все значимые элементы коллективного опыта. Поэтому при анализе исторических реалий развития информационного пространства, можно легко обнаружить, что исходно (то есть до времени тотальной коммерциализации масс-медиа) ценностно-смысловое ядро социальных институтов, ответственных за производство знаний и передачу информации представляло собой синтез идей государственного строительства и архетипически заданных образов национальной культуры. Культуро-центрированная модель функционирования СМИ предполагает приоритет производства и распространения общезначимых сведений (например, правового характера), информации узкопрофессиональной направленности, что наиболее часто находит выражение в деятельности датируемых государством и отдельными ведомствами издательств, телеканалов, Интернет-сайтов. Конечной целью деятельности СМИ в данном случае выступает сохранение этнокультурного единства и важнейших для отдельных граждан и всего общества норм и ценностей [1].

Вторая модель - рыночно-ориентированная, предполагает не столько производство информации, сколько создание непрерывного потока стимулов. В этом потоке каждое сообщение рассматривается как действующий или потенциальный стимул для формирования желаемого поведения потребителей, что находит широкое применение в технологиях прямой и косвенной рекламы. Таким образом, эталонным медиасообщением является сообщение с максимальным стимулирующим эффектом, а эталонным медиатекстом,

является тот, который в максимальной степени актуализирует эмоционально-потребностную сферу личности.

Важной особенностью рыночно-ориентированной модели является то, что в ней любая производящая информацию оргструктура (печатный орган, телеканал или радиостанция) со всеми имеющимися человеческими ресурсами, предстаёт в виде достаточно предсказуемой «социальной машины». Каждая деталь этой машины, при необходимости, может быть модернизирована, каждая операция откорректирована. Личное мнение телеведущих или гражданская позиция журналистов, представляют ценность, только в том случае если они удачно совпадают с соответствующей позицией руководителей/собственников медиакомпании.

Отметим, что рыночно-ориентированные масс-медиа находятся в непрестанных поисках различных форм и методов стимулирования определённых эмоциональных реакций или стратегий поведения потребителей, что затрагивает, прежде всего, молодёжную аудиторию. Для этого создаются самые различные медиатренды, декларируются новые направления в развитии музыки, моды, киноискусства, искусственно выращиваются квази-подростковые субкультуры и тиражируются персонифицированные образы их носителей. Как следствие, одним из результатов функционирования рыночноориентированной модели СМИ является подмена традиционной ценностносмысловой основы национальной культуры её имитацией, составленной из претенциозных медийных культов и псевдо-эпических артефактов.

Современное образование как социальный институт, естественно активно включено во все общественные, экономические и политические процессы, происходящие в российском обществе. Значительная часть современного информационного пространства имеет большое образовательное значение, выступает в качестве источника и хранилища огромного количества знаний. Причем знания в информационном пространстве постоянно пополняются, уточняются и сохраняют свою актуальность. Ту часть единого

информационного пространства, которая имеет образовательное значение, можно назвать информационно-образовательным пространством. По сути информационно-образовательное пространство по типу функционирования можно отнести к культуро-центрированной модели. Однако, на наш взгляд, успешность развития образовательной составляющей современного информационного пространства заключается в разработке и предложении рыночно-ориентированных медиапродуктов. Это обусловлено тем, что учебные заведения сегодня предоставляют широкий спектр образовательных услуг, фактически конкурируя друг с другом. Результатом конкуренции выступает рост качества подготовки учащихся. Наиболее престижные и известные вузы в стране имеют высокий уровень информатизации. Чтобы продуктивно использовать все возможности информационно-образовательного пространства учащийся, будь то студент вуза или ссуза, должен обладать высоким уровнем сформированности культуры потребления информации.

Многие современные молодые люди не могут концентрировать своё внимание на том, что реально важно для их личного и профессионального роста и направлять индивидуальные психические ресурсы на наиболее значимые сферы деятельности, поскольку они не умеют отделять стимулирующие медиапосылы от действительно полезной информации. Даже если медиа-продукция, откровенно ориентированна на стимулирование потребительского спроса, она может восприниматься ими как дающая объективную картину социальной реальности. Как следствие, агрессивное медиа-стимулирование вызывает не только желаемые потребительские реакции, но и тревожный рост численности в молодёжной среде двух социальных групп: а) неудовлетворённых своим качеством жизни, озлобленных молодых людей, воспринимающих себя «обманутыми неудачниками» на чужом празднике жизни и б) предельно прагматичных, не склонных к нравственной рефлексии, молодых людей, предпочитающих в поисках лучшей жизни не созидать, надеяться и терпеть, а манипулировать или «продавливать» по принципу «цель оправдывает

средства». При всех различиях между молодыми людьми из первой и второй группы, они в равной степени подвержены влиянию иррациональных установок в процессе медиапотребления, а значит и риску формирования медиазависимости. [2]

По данным проведенных нами опросов до 80% школьников (в зависимости от школы и возраста) имеют дома персональный компьютер, причем, чем старше класс, тем больше в нем учащихся имеют компьютеры. Более 60% школьников имеющих персональные компьютеры дома имеют выход в Интернет, причем их время в сети и характер, получаемой ими информации никем не контролируется. Более 50% школьников проводят за компьютером не менее 4 часов в день, что за частую меньше чем то время которое они проводят в общении с родителями, соответственно те примеры поведения и те стимулы которые они получают из медиа-пространства для них часто более значимы и достоверны чем знания и установки транслируемые родителями.

Закончив школу, человек имеет сформировавшийся стиль медиапотребления, сложившиеся медиа-пристрастия. Если во время обучения в школе его индивидуальный стиль медиапотребления был сформирован как продуктивный, ориентированный на получение образовательно-значимой информации, то во время профессионального образования учащийся будет более успешен в поиске и овладении необходимыми знаниями.

Основным субъектом развития информационных технологий и информационной грамотности в современной школе является в первую очередь учитель информатики. Поэтому его роль в процессе формирования у учащихся культуры потребления информации велика. Учитель информатики должен выступать не только в качестве учителя-предметника, но и в качестве тьютора в условиях стремительного развития информационного общества. В современной роли учитель информатики является так же и организатором процесса информатизации образования, координатором внедрения средств

информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Подготовка же учителей должна быть построена таким образом, чтобы учитель смог подготовить будущих граждан к условиям жизни в обществе, где решающую роль будут играть информация, развитые средства коммуникации и высокие скорости информационного обмена.

Таким образом, очевидна необходимость формирования культуры медиапотребления не только у учеников и современных учителей, а также у нынешних студентов педагогических вузов, и в первую очередь - будущих учителей информатики.

В качестве педагогических условий подготовки учителя информатики к формированию культуры медиапотребления могут быть выделены: наличие культуры медиапотребления у самого преподавателя; конструктивное общение между преподавателем и учащимися, способствующее формированию интереса к освоению студентом информационно образовательного пространства; ориентация на самостоятельное развитие студентом своей культуры медиапотребления; включение в учебный процесс специальных дисциплин (например, курсы «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании», «Теория и методика обучения информатике», специальный курс «Формирование у школьников культуры медиапотребления»), развивающих культуру медиапотребления.

К необходимым информационно-познавательным компетенциям, которые учащиеся могут и должны приобретать в современном образовательном пространстве, можно отнести:

• внимательно отслеживать воспринимаемые потоки информации автономно и оперативно дифференцировать поступающие сообщения по их актуальной значимости, источникам и причинам возникновения;

• адекватно оценивать ценностно-смысловую нагрузку медиапродуктов, информационных сообщений, выделяя ключевые смыслы и сопоставляя вкладываемые в них ценности с собственной системой ценностей, а также теми

ценностями, которые являются доминирующими среди их ближайшего окружения;

• полностью или частично блокировать информацию, провоцирующую аффективные реакции, эмоциональный дисбаланс, непродуктивные конфликты с окружающими и т.п.;

• активно формировать и поддерживать наиболее полезную для адаптации и личностной самореализации информационную среду, своевременно отключая или переключая информационные потоки.

При обучении молодых людей осознанному медиапотреблению нужно заострять их внимание на эмоциональных аспектах воздействия СМИ. В идеале знания о мире, о современных тенденциях в культурной жизни, получаемые молодыми людьми из медиапространства, должны выполнять не только ориентирующую и адаптивную, но и своеобразную терапевтическую функцию, поддерживая в них на должном уровне чувство защищенности, безопасности, собственного достоинства. На практике процесс восприятия и переработки поступающей медиаинформации происходит во многих случаях достаточно проблематично, а иногда и с весьма болезненными последствиями. Различная деструктивная информация, приходящая из медиапространства, вызывает стрессовые состояния, усиливает чувство дезадаптации и провоцирует возникновения апатии, латентного депрессивного состояния, снижая эффективность профессиональной и образовательной деятельности.

Анализ программных документов, регламентирующих содержание современного профессионального педагогического образования, показывает, что подготовка студентов педагогических вузов, в частности будущих учителей информатики, к работе по формированию у школьников культуры медиапотребления является актуальной задачей их профессиональноличностного становления. Необходимость ведения данной работы отражена в:

• Г осударственном образовательном стандарте высшего

профессионального образования специальности 050202 «Информатика», где в

разделе о требованиях к знаниям и умениям психолого-педагогической подготовки специалистов указывается на необходимость обладания системой знаний и умений в области профессиональной деятельности: «Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации... Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя информатики являются:

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения информатике, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

- оказание помощи в социализации учащихся;

- формирование общей культуры учащихся;

• в Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО-3) по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», где в разделе о требованиях к результатам освоения основных образовательных программ указывается на необходимость овладения рядом компетенций: «Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: готовностью использовать основные

методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8), способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9), способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12)».

Работа по формированию у школьников культуры медиапотребления требует особых подходов к содержанию и методике профессионально-

педагогической подготовки будущих учителей информатики, в которой ориентация на деятельность по формированию у школьников культуры медиапотребления является необходимым компонентом становления их профессионального мастерства.

Список литературы

1. Развитие культуры медиапотребления: социально-психологический анализ : монография / Ю.Н. Долгов, А.С. Коповой, Г.Н. Малюченко, В.М. Смирнов. Саратов: СГУ, 2009. 210 с.

2. Коповой А.С., Долгов Ю.Н. Возможности и риски интеграции

медийного и образовательного пространств // Образование в современном информационном обществе: Синергетическая модель: Материалы

Всероссийской научно-практической конференции (Балашов 14 - 15 мая 2009 г.). Саратов, 2009. С. 62-66.

References

1. Dolgov Yu. N., Kopovoi A.S., Malyuchenko G.N., Smirnov V.M. Razvitie kul'tury mediapotrebleniya: sotsial'no-psikhologicheskiy analiz : monografiya [The development of the culture of media use: a socio-psychological analysis: a monograph]. Saratov: SSU, 2009. 210 p.

2. Kopovoi A.S., Dolgov Yu.N. Obrazovanie v sovremennom informatsionnom

obshchestve: Sinergeticheskaya model': Materialy Vserossiyskoy nauchno-

prakticheskoy konferentsii (Balashov 14 - 15 maya 2009 g.) [Education in modern information society: the synergetic model: the proceedings of All-Russian scientific and practical conference (Balashov, May 14-15, 2009)]. Saratov, 2009. pp. 62-66.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Коповой Андрей Сергеевич, заведующий кафедрой педагогики факультета психологии, кандидат педагогических наук, доцент

Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» ул. Ленина, д.118, кв. 24, г. Балашов, Саратовская область, 412315, Россия e-mail: mkrass@yandex. ru

Давыдов Денис Александрович, аспирант кафедры педагогики

Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

2я Хоперская ул., д.42, кв. 16, г. Балашов, Саратовская обл., 412315, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS

Kopovoi Andrei Sergeyevich, head of the Chair of Pedagogy of the Faculty of Psychology, a candidate of psychological sciences, an associate professor

Balashov institute (branch) of Federal State Government Supported Educational Institution of Higher Professional Education “Saratov state university named after N.G. Chernyshevsky”

118 Lenin Street, Flat 24, Balashov, Saratov region, 412315, Russia e-mail: mkrass@yandex. ru

Davydov Denis Alexandrovich, post graduate student of the Chair of Pedagogy

The Balashov institute (branch) of Federal State Government Supported Educational Institution of Higher Professional Education “Saratov state university named after N.G. Chernyshevsky”

2ya Khopyorskaya Street, House 42, Flat 16, Balashov, Saratov region, 412315, Russia

e-mail: [email protected] Рецензент:

Тимушкин А.В., доктор педагогических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.