СЕКЦИЯ 1
В.С. СОЛОВЬЁВ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Е.Б. РАШКОВСКИЙ
Институт мировой экономики и международных отношений РАН,
г. Москва
СОВРЕМЕННОЕ И БИБЛЕЙСКОЕ В НАСЛЕДИИ ВЛ. СОЛОВЬЁВА, ИЛИ О ДУХОВНЫХ ПРЕДПОСЫЛКАХ СОЛОВЬЁВСКОГО «ЛИБЕРАЛИЗМА»
Основные положения доклада строятся на гранях , с одной стороны, библейских исследований, а с другой - мировых и отечественных соловьёвских исследований последних десятилетий (включая и исследования автора этого доклада в обеих областях).
Библия - при глубоком прочтении текстов Ветхого и Нового Завета - есть основной кодовый текст свободы не только для европейской, но также и для российской культуры. Не просто негативной свободы от внешнего людского произвола, но и -воистину - нашей небесной свободы, «свободы славы детей Бо-жиих» (Римл. 8:21). Нашей свободы не только от порабощения другими людьми или безличными институтами и коллективами, но и от порабощения самими собой. Нашей свободы от, казалось бы, фатальных сил социального, психологического, интеллектуального и религиозного отчуждения, от господства во все времена набирающих самостоятельную силу абстракций («отвлеченных начал»).
В этом смысле библейская динамика свободы есть движение от «свободы от», т.е. от негативной свободы, от глумления и рабства, к «свободе ради», к свободе быть - к свободе нашего человеческого возрастания в контексте «Божественного всеединства». Т.е. к свободе той внутренней жизни (в терминах Соловьёва - «истинной жизни»), что нераздельно связана со всем подлинным богатством духовных, культурных и общественных форм человеческой коммуникации. Иными словами, в контексте
внутреннего достоинства человека перед Богом, Вселенной, другими людьми и самим собой.
Пожалуй, одной из серьезных недоработок соловьёвского «либерализма» (при всей искренности и богатстве его личного гражданского опыта) представляется недооценка философом важности моментов самоорганизации именно в недрах гражданского общества. Самоорганизации, переходящей тогдашний барьер «малых дел» и осознающей важность своего институционально оформленного и договорного (т.е. конституционного) закрепления.
Но эта недооценка не столько вина, сколько беда философа. Ибо она представляется, прежде всего, данью институциональной незрелости страны и доселе не избытому патерналистскому характеру нашего менталитета.
И всё же если наша страна и её интеллигенция всерьез заинтересованы в векторе духовно обоснованной свободы, то интенсивной работы с соловьёвским наследием нам не обойти.
25.02.08 (Иверской иконы Божией Матери) С.А. ГРИБ
Главная астрономическая обсерватория РАН, г. Санкт-Петербург
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО ИМЕНИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЁВА НА ПУТЯХ ОСМЫСЛЕНИЯ БЛАГОДАТНОГО ВСЕЕДИНСТВА
Кратко излагается история возникновения в Санкт-Петербурге религиозно-философского общества имени Владимира Соловьёва. Реально оно существовало задолго до официального признания возможности осуществления свободных религиозно-философских дискуссий в России, и в частности Санкт-Петербурге. В годы перестройки нелегально существовавшие философские и богословские кружки вышли из подполья. Так, в феврале 1992 года было создано Санкт-Петербургское религиозно-философское общество имени Владимира Соловьёва, одного