внутреннего достоинства человека перед Богом, Вселенной, другими людьми и самим собой.
Пожалуй, одной из серьезных недоработок соловьёвского «либерализма» (при всей искренности и богатстве его личного гражданского опыта) представляется недооценка философом важности моментов самоорганизации именно в недрах гражданского общества. Самоорганизации, переходящей тогдашний барьер «малых дел» и осознающей важность своего институционально оформленного и договорного (т.е. конституционного) закрепления.
Но эта недооценка не столько вина, сколько беда философа. Ибо она представляется, прежде всего, данью институциональной незрелости страны и доселе не избытому патерналистскому характеру нашего менталитета.
И всё же если наша страна и её интеллигенция всерьез заинтересованы в векторе духовно обоснованной свободы, то интенсивной работы с соловьёвским наследием нам не обойти.
25.02.08 (Иверской иконы Божией Матери) С.А. ГРИБ
Главная астрономическая обсерватория РАН, г. Санкт-Петербург
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО ИМЕНИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЁВА НА ПУТЯХ ОСМЫСЛЕНИЯ БЛАГОДАТНОГО ВСЕЕДИНСТВА
Кратко излагается история возникновения в Санкт-Петербурге религиозно-философского общества имени Владимира Соловьёва. Реально оно существовало задолго до официального признания возможности осуществления свободных религиозно-философских дискуссий в России, и в частности Санкт-Петербурге. В годы перестройки нелегально существовавшие философские и богословские кружки вышли из подполья. Так, в феврале 1992 года было создано Санкт-Петербургское религиозно-философское общество имени Владимира Соловьёва, одного
из основателей русской религиозной философии (СПбРФОС); целью общества является возрождение русской религиозно-философской мысли путем проведения собраний, семинаров, конференций и привлечения к участию в них ученых, философов, богословов и всех интересующихся русской религиозно-философской мыслью и её значением для современности. Члены общества считают себя продолжателями дела религиозно-философского общества, существовавшего в Петрограде до 1917 года. Общество придерживается антиномизма православной догматики, из которого во многом следует антиномизм русской религиозно-философской мысли и устремление к coincidentia oppositorum, к всеединству при видении мира в сиянии Фаворского света. При этом имеется представление о том, что системы всеединства не являются достроенными (у Вл. Соловьёва, о.П.Флоренского, о.С.Булгакова и др.), как бы для свидетельства смирения перед Невыразимым. Считаем, что Вл.Соловьёв, А.Мейер и Я.Друскин призывают адептов русской религиозной философии не только мыслить, но и идти по пути, на который они указывают, претерпевая все лишения и испытания, к Логосу, через отвержение и преображение своего ratio. Здесь можно увидеть претворение мысли в жизнь на основе исповедуемых ими «живых идей».
A.B. БРАГИН
Ивановский государственный энергетический университет
КОНСЕРВАТИВНАЯ АПОЛОГИЯ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ B.C. СОЛОВЬЁВА: ПРОБЛЕМА НЕНАСИЛИЯ,
ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И НЕОЛИБЕРАЛИЗМА
Основные страны Западного мира, заложившие основу современной глобальной цивилизации, являются наследниками христианской католической культуры, преодоление которой, начатое в эпоху Нового времени, сегодня практически завершилось. По справедливому замечанию B.C. Соловьёва, сделанному еще в конце XIX века, «она (западная цивилизация. - А.Б.) пред-