Научная статья на тему 'Современное дошкольное детство - территория игры'

Современное дошкольное детство - территория игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
742
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / CHILDHOOD / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / GAME RULES / ИГРА С ПРАВИЛАМИ / PLAY ACTIVITIES / ROLE PLAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нисская Анастасия Константиновна

Сегодня многие родители сталкиваются с настойчивым напоминанием педагогов и психологов о необходимости игры в дошкольном возрасте. Порой оно звучит несовременно, формально. Действительно, для чего терять время на пустые забавы, когда ребенок уже умеет налаживать контакт со взрослыми и сверстниками, живо интересуется техникой письма, счета и чтения, мечтает об отличных отметках, а кроме того, совершенно не желает играть и не верит ни в какое «понарошку»? Возможно, он уже перерос игру, и ему стало неинтересно? Может быть, современным детям вообще не нужна игра? Или компьютерные игры в полной мере удовлетворяют игровую потребность? В данной статье авторы пытаются найти ответы на эти вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary childhood - territory of play

Today many parents are faced with persistent reminder from educators and psychologists about the need to play in the preschool years. Sometimes it sounds unmodernly. Indeed, why we should waste time on fun when the child is already able to establish contact with adults and peers, is keenly interested in technology, numeracy and reading, dreams about high marks, and besides, is not willing to play, and does not believe in “makebelieve”? Perhaps the child has already outgrown the play? May be today’s children do not need the play at all? Or computer games fully satisfy the need for the play? In the article authors try to find answers on these questions

Текст научной работы на тему «Современное дошкольное детство - территория игры»

А. К. Нисская

Современное дошкольное детство - территория игры

Нисская Анастасия Константиновна - кандидат психологических наук, психолог ГБОУ детский сад №2523 «Академия детства» (Москва, Россия)

Сегодня многие родители сталкиваются с настойчивым напоминанием педагогов и психологов о необходимости игры в дошкольном возрасте. Порой оно звучит несовременно, формально. Действительно, для чего терять время на пустые забавы, когда ребенок уже умеет налаживать контакт со взрослыми и сверстниками, живо интересуется техникой письма, счета и чтения, мечтает об отличных отметках, а кроме того, совершенно не желает играть и не верит ни в какое «понарошку»? Возможно, он уже перерос игру, и ему стало неинтересно? Может быть, современным детям вообще не нужна игра? Или компьютерные игры в полной мере удовлетворяют игровую потребность? В данной статье авторы пытаются найти ответы на эти вопросы.

Ключевые слова: детство, игровая деятельность, образовательное пространство, сюжетно-ролевая игра, игра с правилами.

Contemporary childhood - territory of play

Nisskaya Anastasya,

PhD in Psychology, psychologist of preschool establishment #2523 (Moscow, Russia)

Today many parents are faced with persistent reminder from educators and psychologists about the need to play in the preschool years. Sometimes it sounds unmodernly. Indeed, why we should waste time on fun when the child is already able to establish contact with adults and peers, is keenly interested in technology, numeracy and reading, dreams about high marks, and besides, is not willing to play, and does not believe in "make-believe"? Perhaps the child has already outgrown the play? May be today's children do not need the play at all? Or computer games fully satisfy the need for the play? In the article authors try to find answers on these questions..

Keywords: childhood, play activities, educational space, role play, game rules.

Как и для чего появилась игра?

Вопрос о том, зачем ребенок играет, во все времена волновал философов, ученых и практиков. В середине XIX века были ученые, которые полагали, что ребенок, как и животное, играет, выплескивая накопившуюся энергию, реализует сиюминутную потребность. При этом он отвлекается от более важных занятий, не осуществляет «долгосрочный вклад» в свое будущее развитие. Игра понималась лишь как сопровождение деятельности, «приложение», позволяющее «выпустить пар».

Согласно другому мнению, игра рассматривалась как особый инстинкт, заложенный

в каждом животном, имеющий наследственную природу, связанную с полом детеныша.

Ряд исследователей рассматривал игру в качестве своеобразного защитного механизма психики, который позволяет «проиграть» запрещенные обществом «сценарии» и избавиться от напряжения, связанного с нереа-лизованностью агрессивных и сексуальных потребностей.

В перечисленных подходах социально-психологическая сторона игры была представлена лишь отчасти. Однако уже в них отражалась важность игровой деятельности детей. К раскрытию роли игры наиболее близко подошли исследователи отечественной психологической школы (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин

РОДИТЕЛИ ПРОСЯТ СОВЕТА

к

и др.). Прежде всего, они проанализировали структуру игры и установили такие ее основные элементы, как сюжет и роль. Дело в том, что в сюжетно-ролевой игре ребенок вместе с взрослым и сверстниками может прикоснуться к реальной человеческой деятельности, смоделировать и освоить ее квинтэссенцию - нормы и правила, регулирующие отношения между людьми. Игра позволяет маленькому человеку присваивать общественный опыт, накоплению которого была посвящена, ни много ни мало, вся история человечества. Чем более развиты и сложны виды деятельности в обществе, чем больше поколений вносило свой вклад, усложняло и развивало принятые сегодня типы отношений, культуры и производства, тем больше требуется времени ребенку на их освоение. Постепенно погружаясь в человеческую культуру, преображая задатки и инстинкты, данные природой, ребенок становится человеком. Усложнение производства и связанных с ним отношений сделало необходимым появление детства как особого времени подготовки к взрослости, усвоения норм и правил и игры как основного средства этой подготовки.

Детство существовало не всегда, и до сих пор многие традиционные культуры не предполагают длительного процесса освоения отношений. Если производство примитивно, а нормы - просты, то уже маленький ребенок может выполнять простейшие функции не в игре, а в реальной трудовой деятельности. Отказывая ребенку в его праве на игру, мы отказываем ему в полноценном детстве.

Так выглядит появление игры в историческом аспекте. А как же она возникает для каждого отдельного мальчика и девочки, которых мы воспитываем, учим, развиваем?

Игра возникает из столкновения двух обстоятельств: с одной стороны, желания ребенка деятельно и активно участвовать вжизни взрослых,выполнять аналогичную деятельность, быть принимаемым и уважаемым, а с другой - ограничениями объективного характера, делающими невозможным полноценное участие ребенка в социальной жизни. Только если взрослый, предлагая ребенку игрушку и способ действия, показывает сходство условных игровых действий с реальными, у ребенка открывается возможность овладеть первичными смыслами деятельнос-тей и отношений между людьми. Вне общения игра не зарождается, никакого «инстинктивного» механизма ее формирования не существует.

Игра - источник развития

Так какие же перемены происходят в развитии играющего ребенка, появление каких новообразований подготавливает игра?

Позволяя ориентироваться в мире общественных отношений, стремлений и смыслов деятельности, игра способствует развитию мотивационно-потребностной сферы личности. Примеривая на себя роли «мамы», «учителя», «продавца», «врача» и т.д., ребенок получает разносторонний опыт. Результатом его становится формирование качественно новых стремлений и желаний. Для ребенка более важно теперь занять новую социальную позицию, быть успешным и принимаемым сверстниками, интересным и желанным партнером в игре, чем удовлетворить сиюминутные желания.

В игре ребенок сталкивается с необходимостью поступаться своими желаниями под влиянием правил или при выполнении игровых действий, продиктованных ролью. Подобные самоограничения, указания сверстников на несоответствие между поведением ребенка и ролью, контроль над реализацией роли другими детьми обеспечивают переход к произвольной регуляции поведения и за пределами игры. Произвольное поведение, осуществляемое и контролируемое ребенком в соответствии с образцом и правилами, становится доступным благодаря принятию на себя роли и взаимному контролю выполнения игровых ролей со стороны участников игры. Благодаря игре развивается произвольность восприятия, внимания, памяти и т.д.

Сюжетно-ролевая игра создает возможности преодоления познавательного «эгоцентризма», позволяя посмотреть на ситуацию или событие с точки зрения другого. Принятие роли в игре и замещение реальных предметов и действий игровыми аналогами делают необходимой координацию различных позиций и желаний участников и точек зрения партнеров. Играющим приходится принимать во внимание позиции друг друга в соответствии с ролевыми отношениями.

Важна роль игры в формировании опосредствования и, следовательно, идеального плана сознания. Игровые действия, выполняемые первоначально во внешнем (материальном) плане, постепенно становятся внутренними (умственными). Умственные действия лежат в основе наглядно-образного мышления, высших форм восприятия и воображения.

Как играть с ребенком

Если ребенок играет крайне редко или его совсем не увлекает эта деятельность, взрослому важно приобщить ребенка к игре. Для этого необходимо выделить особое время и пространство. Нет необходимости отдавать дни напролет игре, забывая про личную жизнь и карьеру. Достаточно сорока минут или часа в день, но это время должно быть безраздельно вашим с ребенком - не отвлекайтесь на телефонные разговоры, хозяйственные заботы и мысли о работе. Игровое пространство также не должно заполонять весь дом, обрушивая и подчиняя себе все и вся (если у вас нет такого желания). Ребенку необходимо выделить определенное место для игры (как школьнику - для учебы), границы которого должны уважать другие члены семьи. Игровое пространство должно быть привлекательным и интересным, насыщенным разнообразными игрушками, а также материалами, позволяющими создавать и преобразовывать окружающий мир. Организовать определенный порядок в этом «заповедном уголке» помогут законы «волшебного мира», выдуманного вами совместно. Сюжет игры будет подчинять себе пространство, превращая «хаос» в «космос». Кроме того, такое общение поможет вам найти общий язык, понять друг друга, по-новому полюбить. При организации игры необходимо

учитывать интересы и настроение ребенка. Если ребенок подавлен, устал или занят другой деятельностью - отложите игру на другое время.

Помимо организации игрового пространства важно развивать содержание игры. Принято выделять игру с правилами, сюжетную и режиссерскую. На разных этапах развития ребенка они могут принимать различные формы, занимать разное место и иметь особое наполнение. В данной статье мы рассмотрим развитие первых двух форм, вынося режиссерскую игру за скобки. К ней мы вернемся в следующих статьях.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) основное место в сюжетной игре ребенка занимает предмет и действия с ним. Основной функцией такой игровой деятельности является усвоение культурно-принятого способа использования предмета. Ребенок подражает действиям взрослого. Роль и сюжет такой игры очень простые. Вначале взрослый помогает словесно обозначить (назвать) роли, демонстрирует игровые действия и побуждает ребенка действовать с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами, называть себя именем игрового персонажа.

Вы можете начать играть с куклой и игрушечными предметами на глазах у ребенка, выполняя конкретные действия из повседневной жизни:

• жарить кукле на обед котлеты;

• варить суп;

• ставить чайник;

• накрывать на стол;

• мыть посуду;

• укладывать куклу спать, баюкать;

• путешествовать с куклой в машине (собираться в дорогу, заправляться, ремонтировать машину, организовывать пикник и т.д.).

Демонстрируя несколько связанных по смыслу игровых действий, вы называете исполняемую роль (я - мама, я - водитель и т.п.) и приглашаете ребенка поиграть вместе (осуществить такие же действия).

После такой игры «рядом» можно попробовать играть вместе. Оживляйте игрушки диалогами, высказывайтесь от их имени, побуждайте ребенка к тому же. Это можно сделать, задавая вопросы, обсуждая и комментируя игровые действия. Пусть ваша кукла спросит куклу ребенка, что было самым вкусным на обед, что она увидела во время поездки и т.п.

Постепенно показывайте ребенку, что можно играть рядом и вместе со сверстниками (во дворе, в гостях), присоединяться к их игровым действиям и приглашать их в свою игру. Замечательным средством развития ролевого взаимодействия и активного диалога между детьми может оказаться игра в «телефон». Первым знакомством с ней может стать стихотворение К. Чуковского «У меня зазвонил телефон...». Также вы можете разыгрывать обычные для взрослого телефонные разговоры: заказ еды и продуктов по телефону, ее выбор, перечисление; звонок доктору, другу, родственнику и т.п.

Игра с правилами в возрасте 3-4 лет лишь начинается, потому что произвольное поведение только формируется. Тем не менее, вы можете предложить ребенку и его сверстникам простые двигательные игры, в которых будет четко обозначено начало (хлопком в ладоши, свистком, восклицанием) и выполняемые по сигналу действия (бег и остановка, приближение и удаление, приседание и т.п.). Наиболее ярким примером подобных игр является «Солнце и дождик». В то время, когда взрослый говорит: «Светит солнышко» ребенок бегает, прыгает и веселится, а когда «пошел дож-

дик» - ребенок прячется под зонтик в руках у взрослого.

По тому же принципу построены игры «У медведя во бору.», «Мороз - красный нос» и многие другие. Не забывайте, что игра должна, во-первых, приносить ребенку радость, и лишь во-вторых, тренировать его произвольность, внимание и реакцию, поэтому ваша эмоциональная включенность - залог успеха и развития.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) является периодом расцвета сюжетной игры. Центральным содержанием игры становится выполнение роли и связанных с ней действий.

В этом возрасте многие дети уже осваивают простые парные ролевые действия, ролевой диалог со сверстником, умеют принимать игровую роль и владеют условными предметными действиями. Наступает период формирования более сложного ролевого поведения в сюжетной игре. Ребенок учится перестраивать ролевое поведение в соответствии с ролью и действиями партнеров, менять игровую роль и заново называть ее в процессе игры. Для этого взрослый, принимая участие в игре, направляет ее таким образом, чтобы ребенок был вынужден соотносить свою роль с другими. Подспорьем здесь могут стать сюжеты

с несколькими персонажами, связанными определенной иерархией. Одна из ролей будет центральной (основной), другие (дополнительные) - связаны с ней по смыслу. «Морское путешествие» может включать роль капитана, взаимодействующего с коком, матросом, водолазом; «Полет на самолете» - пилота, стюардессу, пассажира; «Кабинет врача» - врача, медсестру, пациента и т.п.

Так, предлагая ребенку вначале центральную роль (например, автомобилиста), вы можете взять себе одну из дополнительных (работника автосервиса, заправщика, пассажира) и менять их по мере разворачивания сюжета. Таким образом, родитель демонстрирует возможность смены ролей и стимулирует к этому ребенка.

Более гибкое отношение к роли, способность переключаться с одной на другую, учитывать роли партнеров - важнейший фундамент, позволяющий ребенку успешно включаться в игры сверстников. Формирование у дошкольника желания и умения подойти к играющим во дворе или в гостях детям, включиться и обогатить их игру - задача родителя. Помните о том, что побуждающая, на первый взгляд, фраза: «Иди, играй!» может быть воспринята ребенком как указание немедленно стать успешным в коммуникации со сверстни-

ками. Без вашего участия и достаточной компетентности вашего ребенка такое указание не сможет быть выполнено. Скорее всего, оно будет ассоциироваться лишь с неуспешностью и неудовлетворенностью.

Важно поощрять инициативу ребенка и поддерживать предлагаемые им повороты сюжета. Количество используемых игрушек постепенно уменьшается, по сравнению с предыдущим возрастным этапом, акцент смещается на реализацию роли самим ребенком, взаимодействие с другими участниками, ролевой диалог. При необходимости введения определенной атрибутики старайтесь использовать предметы-заместители, дайте простор для воображения ребенка, активизируйте его образное мышление. Особая роль родителя - в расширении репертуара сюжетов для детской игры, как на основе реальных общественных отношений, так и на основе сказочных и литературных сюжетов.

Игра с правилами после четырех лет становится значительно полнее, обретает черты соревнования: появляются обязательные правила, критерии выигрыша. Роль взрослого - быть партнером и одновременно - экспертом, задающим правила и контролирующим их выполнение. После 4,5 лет стоит начинать формировать представление ребенка о сорев-

РОДИТЕЛИ ПРОСЯТ СОВЕТА

новательной ситуации, определять и использовать в самостоятельной игре со сверстниками критерии выигрыша. Обращайте внимание при выборе игр, чтобы они не требовали исключительных возможностей от детей и предоставляли им равные шансы на победу («Лото», «Гусек» и т.д.), поддерживайте и инициируйте доброжелательное отношение друг к другу и на эмоционально сдержанную реакцию на проигрыш и победу.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Центральным содержанием сюжетной игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Осуществляется предварительное планирование: сначала формулируется замысел игры, сюжет, распределяются роли. Игра развертывается преимущественно в речевом плане.

Роль взрослого на этом этапе больше связана с обогащением, подключением к игре, чем с ее инициацией. Подсказывая новые сюжеты для игр, включайте персонажей из различных литературных произведений, мультфильмов, детских спектаклей и т.п. Тем самым вы сможете «расшатать» игровые стереотипы, открыв дорогу самостоятельному придумыванию необычных сюжетов и творческому комбинированию событий. Особенно интересным может стать сюжет игры, в котором встречаются персонажи из различных источников. Предложите ребенку сюжет знакомой ему истории из популярных детских произведений («Рапунцель», «Сказка о потерянном времени») и включите новых персонажей - Вовку из Тридевятого царства, Маугли, Волшебника страны Оз и др.

Постоянно пополняя свои знания о современной детской литературе, вы сможете предлагать ребенку и его друзьям новые игры, развивать их вкус и успешно конкурировать с большинством негативных образов детской субкультуры, транслируемых телевидением.

Игры с правилами занимают в старшем дошкольном возрасте особое место. Дети уже готовы к состязательным отношениям со сверстниками, желание победить и достичь результата побуждает их соблюдать правила. Кроме того, с помощью взрослого дети могут распределять функции и роли в играх, использовать соответствующие нормы определения первенства (жребий, очередность) и проверять правильность реализации роли друг другом. На этом этапе вы можете организовывать подвижные игры ребенка и его друзей, включающие соревнования в ловкости, скорости,

точности («Попади в обруч», «Ловишки», «Уголки», «Веревочка»). Можно также предлагать игры на сообразительность («Скажи наоборот», «Я садовником родился», «Да» и «нет» не говори»), а также использовать разнообразные настольные и словесные игры.

В современном детстве намечается тенденция к спаду игровой деятельности и снижению ее уровня. Место детской игры в вашей семье в эру распространения мультимедийных технологий и виртуального общения будет зависеть от того, насколько вы осознаете роль игры в формировании психики ребенка. Она гораздо больше, чем посещение специальных подготовительных к школе классов. Нам представляется особенно важным подчеркнуть, что игровое пространство - это тот фантастический и удивительный мир, который вы и ваш ребенок можете создать вместе, узнавая и обогащая друг друга, наслаждаясь общением и совместными достижениями. Именно этот опыт останется с вашим ребенком на всю жизнь и будет ассоциироваться со словом «детство». ■

Литература

1. Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций. - М., 2005.

2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. -М., 2002.

3. МихайленкоН.Я.,КоротковаН.А. Проблемы сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко. - М., 1987.

4. Развитие+: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Ч. 1. Младший и средний дошкольный возраст / Под ред. А. И. Булычевой. -М., 2012.

Статья поступила в редакцию 8.02.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.