Научная статья на тему 'Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении'

Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / THE SOCIAL ENVIRONMENT / THE PERSON AND THE STATE SOCIAL INTERACTION / PRIMARY AND SECONDARY SOCIALISATION / ADAPTATION / THE EDUCA-TIONAL ENVIRONMENT / SECULAR EDUCATION / STRUCTURAL MODEL OF SECULAR EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холопова Любовь Алексеевна

статье речь идёт о важности составляющих той среды, где развивается личность и получает первые социальные опыты, которые должны ей помочь определиться в жизни во всех положительных смыслах и стать достойным гражданином страны, уметь противостоять негативным вызовам среды. В связи с этим предлагается, как один из путей, гражданское образование, цель которого развитие гражданского и духовного самосознания личности в учебновоспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Холопова Любовь Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern social environment and its role in self-determination of the person, in civil formation

In article it is a question of importance of components of that environment where the person de-velops and receives the first social experiences which should it help to be defined in life in all positive senses and to become the worthy citizen of the country, to be able to resist to negative calls of environment. In this connection it is offered, as one of ways, the secular education, which purpose development of civil and spiritual consciousness of the person in teaching and educational process.

Текст научной работы на тему «Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении»

КОНТ TFTTT

Холопова Л. А. Современная социальная среда и Г^"| её роль в самоопределении личности и граждан- '—' ском становлении // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12105. - 0,3 п. л. - URL: http://

www.covenok.ru/koncept/2012/12105.htm. - Гос. научно метоаическии электронный журнал Эл No фс ?? 4gg65 _ |SSN 2304.120Х

ART 12105 УДК 316.614

Холопова Любовь Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга Кемеровской области kholopova [email protected]

Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении

Аннотация. В статье речь идёт о важности составляющих той среды, где развивается личность и получает первые социальные опыты, которые должны ей помочь определиться в жизни во всех положительных смыслах и стать достойным гражданином страны, уметь противостоять негативным вызовам среды. В связи с этим предлагается, как один из путей, гражданское образование, цель которого развитие гражданского и духовного самосознания личности в учебновоспитательном процессе.

Ключевые слова: социальная среда, личность и государство, социальное взаимодействие, первичная и вторичная социализация, десоциализация, адаптация, образовательная среда, гражданское образование, структурная модель гражданского образования.

Главная ценность современной гуманистической концепции - признание уникальной целостности личности в процессе её самовыражения. Поэтому личностноориентированная среда должна быть наполнена таким содержанием, которое позволяло бы развивать творческую и социальную активность молодого человека с учётом индивидуальной направленности. Безусловно, эта среда должна быть нравственной. Однако, как верно замечено классиком, « жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», поэтому большую роль играет тот факт, как общество на государственном уровне оказывает влияние на личностно-ориентированную образовательную среду.

В современном мире сталкиваются два воззрения, касающиеся взаимоотношений между личностью и государством: подданническое и гражданственное. Первое предполагает слепое повиновение государству и безусловное превосходство обязанностей перед правами. Во втором - приоритет отдан партнерским отношениям между государством и гражданином, в рамках которых обе стороны имеют взаимные обязательства, а гражданин имеет права, которые гарантированы не только Конституцией, но и международными стандартами в области прав человека. В том и другом случае «личность усваивает образцы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, навыки, знания, позволяющие ей успешно функционировать в обществе» [1, с. 60], то есть социализироваться.

Ни для кого не секрет, что сегодня государство не проявило достаточной заинтересованности в воспитании дееспособных участников социального взаимодействия, поэтому современная российская молодёжь социализируется в сложных условиях. Об этом студенты пишут и в своих анкетах. Так, отвечая на вопрос «С оптимизмом или нет вы смотрите в будущее?», многие отмечают, что мало внимания

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Холопова Л. А. Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12105. - 0,3 п. л. - URL: http://

www.covenok.ru/koncept/2012/12105.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс ?? 4gg65 _ |SSN 2304.120Х

ART 12105 УДК 316.614

уделяется проблемам молодёжи, не работают законы, слабо развивается производство, сложно решить жилищный вопрос.

Социально-политическое положение молодёжи во многом зависит от направленности общественного развития, политической системы общества. С помощью политики молодёжь решает задачи, стоящие перед ней. «За годы становления рыночной экономики в России в динамике ценностных ориентаций и процессе адаптации молодёжи проявился ряд противоречий. Как показывают социальные исследования, часть молодёжи считает, что появилось больше возможностей использовать свои способности и знания. В то же время многие недооценивают важность такого качества, как профессионализм» [2, с. 66]. Объясняется это и тем, что разрушены связи вузов с предприятиями, отсутствует система распределения, статус молодого специалиста ничем не подкреплён. Оговорюсь - не везде и не все специальности. Но всё-таки большинство выпускников, получив дипломы, отправляются «в никуда». Казалось бы, хорошо - свобода выбора, чего не было в советской системе образования. Но выбор предполагает наличие выбора, то есть возможности выбирать из чего-то. А такой возможности нет. В то же время не хватает специалистов инженерных и технических специальностей, проблема с квалифицированными рабочими. Сегодня уже проблема с врачами, воспитателями детских садов, обозначилась невозможность полноценного преподавания отдельных предметов из-за нехватки учителей, несмотря на повышение заработной платы. С другой стороны, бывают ситуации, когда выпускники неохотно идут или отказываются совсем работать по специальности в связи с низкой заработной платой, невозможностью решить жилищный вопрос, непорядочностью работодателей, которые лишают будущего работника официальной заработной платы, тем самым и должных отчислений в пенсионный фонд, скрываясь от налогов и обманывая государство. В договоре указывают минимальную оплату труда. Всё это является результатом разрыва между первичной и вторичной социализацией, правовой и социализацией нравственного поведения.

В семье, скажем, воспитывают у ребёнка ответственность и порядочность, честность, а на уровне больших групп, организаций и официальных учреждений выпускник сталкивается с обманом и подлостью. Его индивидуальный социальный опыт не соотносится с законами, чаще - беззаконием, и опытом социальной среды, которая диктует своим гражданам динамику преступного сознания и поведения.

Диктат идёт и со стороны средств массовой информации - разгул беспринципности, вседозволенности, безответственности, подкреплённый устрашающим ростом наркомании, алкоголизма и проституции. В результате у нас всё больше становится родителей, которым не нужны их дети. Разрушается важнейший институт первичной социализации - семья. Страшная цифра: ежегодно мы теряем по разным причинам около 10 тыс. (!) детей, «цветов жизни». «Главным для большинства молодых людей стала не семья, а деньги и карьера. Про детей забыли, ими некогда заниматься. У некоторых граждан просто атрофировались родительские инстинкты». Мамы, отказывающиеся от своих детей в роддоме! Каждый год несколько десятков тысяч отказных детей. Матери объясняют такой поступок материальными причинами. Но как показывает практика (эксперимент в Курске), даже в случае предложения им денег, работы и жилья, всё равно отказываются» [3, с. 63].

В настоящее время широко распространена «критическая теория социализации» [4, с. 403], которая принадлежит немецкому философу и социологу Ю. Хабер-

«VI О <Х»

КОНЦЕПТ

Холопова Л. А. Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12105. - 0,3 п. л. - URL: http://

www.covenok.ru/koncept/2012/12105.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс ?? 4gg65 _ |SSN 2304.120Х

ART 12105 УДК 316.614

месу. Социализация в теории этого философа имеет своей целью самоутверждение личности, что предполагает и воспитание критического отношения к элементам социальной среды. Индивидуальная жизнь личности, поиски своего «Я» - факторы постоянного её развития. Адаптация означает стремление индивида найти в своем внутреннем мире те черты, которые помогают приспособиться к другим людям.

А если родителей нет, нет их поддержки и любви, и ребёнок входит в число тех самых отказников? Вырастет ли человек способным критически оценивать социальную среду? Вряд ли! Он не только не сможет критически оценить социальную среду, но и свои возможности и способности. Адаптируясь в общество, не способное жить по нравственным законам и, конечно, не проповедующее эти законы, юная личность начнёт воспроизводить нормы и установки, которые приобрела, происходит процесс десоциализации.

Сегодня особенностью школьной среды является подготовка учащихся к ЕГЭ. Можно не знать истории своей страны, не воспринимать шедевры русской и международной культуры, но научиться выполнять ЕГЭ. Хотя в сущности, ЕГЭ - это некий стандарт. А стандарт и не предполагает развития индивидуальности. В связи с этим не происходит развития активной личности, способной сделать правильный выбор, осознавая реально свои возможности и способности. Наоборот, создаётся иллюзия, что достаточно «натаскивания» по ЕГЭ, и все дороги открыты. Можно поступить в любой вуз. Не поэтому ли уже сейчас мы говорим о том, преподавая на первом курсе, что много студентов, слабо усвоивших школьную программу. Таким студентам трудно учиться, и происходит отсев. Таким образом, будущий специалист не нашёл себя.

Как же изменить ситуацию? Возможно один из путей - это развитие гражданских качеств личности (мы много рассуждаем по поводу гражданского общества и гражданского самосознания, а думается, нужно создавать личностноориентированную среду, наполненную гражданским содержанием) на всех уровнях обучения, сохраняя преемственность средней и высшей школы. Изменить систему образования в школе, уйти от формализма и бездумного подражательства, от тотального обучения всех без учёта врождённых способностей, изменить пространственно-временные рамки школьной среды. Предложенная далее модель показывает один из путей гражданского образования в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.

Гражданское образование, на наш взгляд, - это многосторонний процесс, в результате которого на основе обучения и воспитания происходит развитие гражданских качеств и компетенций личности для реализации себя в социальной роли гражданина страны [5, с. 3-4].

Оно будет эффективным, если в основе созданной модели лежит взаимодействие всех уровней деятельности - аудиторной, внеаудиторной и внеучебной. Надо отметить, что под «уровнем организации гражданского образования» понимается уровень организации деятельности обучающихся, поскольку сущность современного образования, на наш взгляд, должна иметь деятельностный характер [6, с. 3-4].

Аудиторный уровень гражданского образования наиболее эффективно ориентирован на формирование соответствующих понятий и на их основе - убеждений, складывающихся в гражданское мировоззрение.

КОНЦЕПТ

Холопова Л. А. Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12105. - 0,3 п. л. - URL: http://

www.covenok.ru/koncept/2012/12105.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс ?? 4gg65 _ |SSN 2304.120Х

ART 12105 УДК 316.614

Аудиторные средства являются системообразующими для двух следующих моделей организации гражданского образования - предметно-тематической и надпредметной.

В основе предметно-тематической модели лежат те или иные учебные курсы. Однако освоение граждановедческой тематики в рамках и в контексте собственно учебного текста по устанавливаемым этим текстом правилам способно свести на нет важнейший компонент гражданской компетентности - личное отношение студента к темам граждановедения.

Надпредметная модель организации гражданского образования (ценностная) ориентирована на создание ценностного граждановедческого контекста, идентификацию и трансляцию гражданских ценностей в процессе преподавания любых учебных предметов, независимо от их содержания. Но надо учитывать отсутствие в российском образовании ряда необходимых для реализации данной модели традиций. Это традиции свободного обсуждения, «проговаривания» моральных и этических понятий с обучающимися; традиции бережной передачи преподавателем знаний и ценностей, относящихся к правам человека, этике социальной ответственности, установкам толерантности и плюрализма мнений; традиции демократичных отношений между обучающими и обучающимися.

Третьим уровнем организации гражданского образования является внеучебный. Гражданское образование на внеучебном уровне нацелено на решение задач по включению студентов в абсолютно реальную, «не адаптированную» социальную практику [7, с. 4].

Данному уровню организации гражданского образования в наибольшей степени соответствует социально-проективная модель, предполагающая участие ОУ в различных социальных проектах как международного, так и местного значения, связанных не только с тематикой гражданского образования.

Данная структурная модель призвана объединить все уровни учебновоспитательной деятельности. Кроме этого, она должна включать следующие компоненты: цель, задачи, принципы, уровни, формы и методы организации гражданского образования, а также его критерии и результат, что наглядно представлено в предложенной нами модели (рис. 1).

Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить, что исчерпанность модели «Общество - социальная машина» заставляет по-новому увидеть проблему гуманизма: резервы развития экономики, технологии, науки следует искать в самих людях, - без учёта и использования личностных ресурсов дальнейшее усовершенствование различных подсистем общества оказывается невозможным. Человечество начинает открывать истинную ответственность каждого человека независимо от расовой, национальной, религиозной и политической принадлежности за происходящее на земле. Наступает время, когда выбор человека становится в зависимость от самого себя. Поэтому образовательная среда должна, бесспорно, быть ориентирована на личность, должна создавать условия для выявления всех потенциальных, позитивных возможностей личности с последующей реализацией себя в социальной роли гражданина страны, жителя Земли.

гм yj nj

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 12105 УДК 316.614

Холопова Л. А. Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12105. - 0,3 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12105.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Рис. 1. Структурная модель гражданского образования в учебно-воспитательном процессе

Ссылки на источники

1-3. Рахимов Р. Молодёжная политика и социальное развитие студентов // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 60-66.

4. Хьелл Л., Зинглер Д. Теория личности (Основные положения исследования и применения). -СПб.: Питер Ком, 1998. - 608 с.

5-7. Холопова Л. А., Кучерявенко С. В. Гражданское образование как система менеджмента. // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 8. - С. 3-4.

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 12105 УДК 316.614

Холопова Л. А. Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12105. - 0,3 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12105.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Holopova Ljubov,

The candidate of pedagogical sciences Jurginsky technological institute of Tomsk polytechnical university, Jurga of the Kemerovo region, Russia

The modern social environment and its role in self-determination of the person, in civil formation The summary. In article it is a question of importance of components of that environment where the person develops and receives the first social experiences which should it help to be defined in life in all positive senses and to become the worthy citizen of the country, to be able to resist to negative calls of environment. In this connection it is offered, as one of ways, the secular education, which purpose development of civil and spiritual consciousness of the person in teaching and educational process.

Keywords: the social environment, the person and the state social interaction, primary and secondary socialisation, десоциализация, adaptation, the educational environment, secular education, structural model of secular education. g. 772304 120128

ISSN 2304-120X

977230412012808

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.