КОНТ тнгтт
Елагина В. С. Формирование исследовательской компетенции в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12102. - 0,3 п. л. - URL:
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12102.htm. научно метоаическии электронный журнал Гос Эл No фс ?? 4gg65 _ |SSN 2304.120Х
ART 12102 УДК 378.147.88
Елагина Вера Сергеевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск V 275@mail.ru
Формирование исследовательской компетенции в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза
Аннотация. Исследовательскую компетенцию педагога следует рассматривать как один из важнейших компонентов его профессионально-педагогической компетентности. Ее формирование происходит непосредственно в процессе осуществления студентами исследовательской деятельности. В статье проводится сравнительный анализ учебно- и научно-исследовательской деятельности, определяются особенности исследовательской деятельности студентов, характеризуются ее функции.
Ключевые слова: учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность студентов, исследовательская компетенция, функции исследовательской деятельности.
Исследовательская компетенция, на наш взгляд, является важной составляющей профессионализма учителя и выступает условием его развития и реализации готовности учителя к педагогической деятельности. Не случайно одной из задач высшего педагогического образования является подготовка будущего учителя к исследовательской деятельности. Вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные исследования позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей [1].
Исследовательская компетенция является основой для развития интеллектуальных, коммуникативных, проектировочных умений, развивает критическое мышление, творческие способности студентов.
Обобщая различные подходы к определению сущности исследовательской компетенции, отметим, что однозначного толкования этого понятия нет. Одни ученые [2; 3] считают, что исследовательскую компетентность следует рассматривать как составляющую профессиональной компетентности, другие [4; 5] - неотъемлемым компонентом общей и профессиональной образованности, третьи [6-8] определяют исследовательскую компетентность как совокупность знаний и умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности.
Разделяя взгляды А. В. Хуторского [9], считаем, что исследовательская компетенция носит метапредметный характер по отношению к образовательному процессу и является ключевой по отношению к педагогической деятельности учителя. Метапредметный характер исследовательской компетенции проявляется в той совокупности обобщенных знаний и умений, а также в уровне развития интеллектуальных способностей студентов, которые позволяют им осуществлять широкий перенос сформированных методологических (исследовательских) умений на различные виды педагогической деятельности, что гарантирует успешность учителю в быстро меняющемся современном мире.
f\j ■Л f\j
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12102.htm
КОНТ тнгтт
Елагина В. С. Формирование исследовательской компетенции в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12102. - 0,3 п. л. - URL:
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12102.htm. -научно метооическии электронный журнал Гос Эл No фс ?? 4gg65 _ |SSN 2304.120Х
ART 12102 УДК 378.147.88
Исследовательская компетенция следует отнести к ключевым компетенциям, так как ее присутствие имеет определяющее, ключевое значение для профессиональной педагогической деятельности, развития педагогического мастерства и профессионализма. Наличие исследовательских знаний и умений является одной из ярких характеристик уровня профессиональной зрелости педагога.
Успешность исследовательской деятельности студентов во многом определяется личностными качествами, к которым следует отнести такие, как критичность и самокритичность, неудовлетворенность достигнутыми результатами, мощный интеллект, выраженную способность контролировать свои действия, способность к нестандартному решению теоретических и экспериментальных задач, наблюдательность, честность, открытость и смелость отстаивания своих взглядов и позиций, собственное видение проблемы, самостоятельность, инициативность и ответственность и другие.
В нашем исследовании мы рассматриваем исследовательскую компетенция педагога как компонент его профессионально-педагогической компетентности; как характеристику личности учителя, владеющего методологическими знаниями и умениями, технологией исследовательской деятельности и проявляющего готовность к их использованию в профессиональной деятельности. Студенты, целенаправленно занимающиеся исследовательской деятельностью, заметно отличаются теми качествами, которые характерны для исследователя. Их характеризует познавательная активность, желание не просто приобрести профессионально важные знания и умения, но и исследовать образовательный процесс в школе, изучить возрастные, психологические особенности учащихся, характер их взаимоотношений друг с другом, с учителями, использовать в организации учебно-познавательного процесса в школе инновационные методы и формы обучения; стремление проверять на собственном опыте педагогические новации, современные педагогические технологии, находить новую информацию из собственного опыта; особая чувствительность проблемам; способность к дивергентному поиску решения выявленных проблем; способность к рефлексии.
Исследовательская деятельность студентов отличается от научноисследовательской деятельности ученого, занимающегося научным исследованием. Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, проявлениями которой являются поисковая активность и исследовательское поведение студента. В отличие от научного исследования, целью которого является производство новых знаний, решение крупных научных проблем в различных областях деятельности человека, учебно- и научноисследовательская деятельность студентов направлена на формирование исследовательских умений и навыков, как универсального способа познания окружающей действительности, развитие познавательной мотивации, приобретение знаний о методах и методиках освоения действительности, приобретение знаний, новых и значимых для студентов, будущих педагогов.
Рассматривая исследовательскую деятельность студентов как синтез учебноисследовательской и научно-исследовательской деятельности, мы вкладываем разное понимание сущности этих видов деятельности.
Так, под учебно-исследовательской деятельностью студентов мы понимаем деятельность, в результате которой они приобретают необходимые навыки творческой исследовательской деятельности. В процессе решения задач, как правило, уже разработанных в науке, студенты приобретают умения самостоятельно осуществ-
«VI О <Х»
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12102.htm
КОНТ тнгтт
Елагина В. С. Формирование исследовательской компетенции в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12102. - 0,3 п. л. - URL:
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12102.htm. научно метооическии электронный журнал Гос Эл No фс ?? 4gg65 _ |SSN 2304.120Х
ART 12102 УДК 378.147.88
лять поиск необходимой информации, изучая и анализируя не только учебную литературу, но и дополнительную. С целью развития информационных умений организуется работа студентов по составлению библиографических списков, написанию аннотаций, кратких рефератов, тезисов, докладов и сообщений теме своего исследования, постановки целей и задач исследования, планированию и организации микроэкспериментов, овладению методами и методиками исследования, анализу и обобщению полученных результатов и их объяснению.
Научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как поисковая деятельность научного характера, направленная на решение задач неизвестным результатом. Эта деятельность связана с анализом реального образовательного процесса, выдвижением гипотез и их экспериментальной проверкой, построением модели учебного или воспитательного процесса, выявлением педагогических условий эффективного построения образовательного процесса в школе. В результате глубокого теоретического анализа исследуемой проблемы, объяснения педагогических явлений и процессов, установления их связей и отношений, теоретического и экспериментального обоснования фактов, выявления закономерностей посредством научных методов познания студент открывает «новое знание», носящее не только субъективный характер, но и приобретающее определенную объективную теоретическую значимость, новизну для образовательной практики.
Формирование исследовательской компетенции студентов происходит непосредственно в процессе осуществления исследовательской деятельности, функциями которой являются аналитическая, ориентационная, прогностическая, информационная и моделирующая.
Аналитическая функция исследовательской деятельности проявляется в пси-холого-педагогическом анализе образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. Сущность анализа заключается в том, чтобы установить причинно-следственные связи между компонентами учебно-воспитательного процесса - целью, содержанием, формами, методами, условиями, в которых он протекает, и его результатами, а также проследить влияние процесса на уровень обученности и воспитанности учащихся. Теоретический анализ педагогических процессов направлен на выявление фактов, явлений; установление состава элементов данного факта или явления; раскрытие содержания и определение роли каждого из элементов данной структуры; проникновение в процесс развития целостного явления; определение его места в образовательном процессе.
Основные требования к анализу педагогического процесса, явления или ситуации:
- соответствие содержания поставленным целям;
- системность, которая предполагает охват анализом не только всех компонентов системы обучения и воспитания, но и всех участников учебно-воспитательного процесса;
- объективность, основывающаяся только на достоверных данных, на научных методах исследования;
- логичность, проявляющаяся в том, что любые проблемы образования должны анализироваться в следующей логике: признаки, указывающие на наличие проблемы; тенденции; причины тенденций; задачи деятельности педагога; система мер; необходимые условия и средства; сроки, ответственные, где и как подводятся итоги; ожидаемые результаты; прогноз будущей педагогической ситуации.
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12102.htm
КОНТ тнгтт
Елагина В. С. Формирование исследовательской компетенции в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12102. - 0,3 п. л. - URL:
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12102.htm. научно метооическии электронный журнал Гос Эл No фс ?? 4gg65 _ |SSN 2304.120Х
ART 12102 УДК 378.147.88
Таким образом, сущность аналитической функции состоит в том, чтобы исследовать, оценить учебно-воспитательный процесс, свою профессиональную деятельность в период педагогической практики, прогнозировать развитие ситуации и собственный стиль и стратегию поведения в данной ситуации и в результате сделать выводы, способствующие выходу на более качественный, эффективный уровень педагогической деятельности.
Ориентационная функция направлена на формирование системы представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего исследования, или выполняемого действия, определение оценочных отношений к предмету исследования. Она выражается в умении студента определять направление исследовательской деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе работы, прогнозировать результаты этой работы.
Информационная функция реализуется через поиск студентами учебной, научной, мировоззренческой, нравственно-эстетической, справочной, методической информации, а также информации из различных интернет-ресурсов. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственными идеями является важнейшим средством формирования и развития личности студента. Не менее важным является формирование умений самостоятельной работы с информацией, включающей такие виды умений, как написать реферат, тезисы, аннотацию, рецензию, разработать план, конспект, составить библиографический список и др. В последние годы особую актуальность приобретает владение современными информационными средствами, компьютерными технологиями. В связи с этим возникает необходимость формирования таких умений, как работа с обучающими и контролирующими программами, с цифровыми образовательными ресурсами, электронными учебными пособиями, электронной почтой, ICQ, текстовыми редакторами, электронными таблицами, моделями, тестами.
Прогностическая функция предполагает у студентов наличия умения предвидеть конечной результат исследовательской деятельности.
Умение прогнозировать, осуществляемое на научной основе, опирается на знания сущности, закономерностей и логики педагогического процесса. К прогностическим умениям следует отнести умение выдвигать гипотезы, формулировать цели и задачи предстоящего исследования, подобрать способы достижения поставленных целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов педагогического исследования, распределить время, спланировать и составить алгоритм своих действий, использовать комплекс методов и методик, адекватных исследованию.
Моделирующая функция реализуется в процессе исследования объектов познания на их моделях. Построение педагогических моделей позволяет с достаточной точностью описывать реально существующие явления и процессы так, как они проходили бы в действительности. С ней проводится опытно-экспериментальная работа с целью получения информации о педагогической системе, при необходимости можно скорректировать ее структуру, внутренние связи между составляющими ее компонентами, получить достаточно устойчивые результаты, позволяющие сделать выводы и перенести результаты в образовательный процесс школы.
Таким образом, в процессе освоения студентами всех компонентов научного исследования у них формируется исследовательская компетенция, особенностями которой являются: решение нестандартных задач с помощью эвристических методов;
rv /j ги
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12102.htm
КОНТ тнгтт
научно-методический электронный журнал ART 12102 УДК 378.147.88
Елагина В. С. Формирование исследовательской компетенции в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12102. - 0,3 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12102.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
использование различных методов исследования при решении проблемных ситуаций, встречающихся в образовательном процессе школы; возможность использовать сформированные исследовательские умения в любых педагогических ситуациях; готовность включаться в инновационные процессы школы, в результате чего у студента развиваются профессионально значимые качества учителя-исследователя; ценностное осмысление роли исследовательского поиска в педагогической деятельности.
Ссылки на источники
1. Российское образование - 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Международной научной конференции. «Модернизация экономики и глобализация»; Москва, 1-3 апреля 2008 г. / Под. ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. - М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2008. - 39 с.
2. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя. - Красноярск: КГУ, 1998. - 118 с.
3. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.: РАУ, 1993. - 25 с.
4. Лаптев В. В. Научный подход к построению программ исследования качества образования // Модернизация общего образования на рубеже веков: сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - С. 3-10.
5. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. - М.: Педагогика, 1990. - 221 с.
6. Зеер Э. Ф. Обновление базового профессионального образования на основе компетентностного подхода // Профессиональное образование. - 2007. - № 4. - С. 9-10.
7. Талызина Н. Ф., Печенюк Н. Т., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. - 173 с.
8. Чошанов М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессионально школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1996. - 34 с.
9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как результат личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
Elagina Vera,
Dr of Pedagogy, Professor of the Chair of Pedagogy of the Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk Investigation Competence Forming during Professional Teaching if Pedagogical High Educational Establishment Students
Abstract. The teacher investigation competence should be considered as one of the most important components of his professional pedagogical competence. Its formation could be observed during students investigation activity. There is a comparative analysis of study and scientific activity in the article? The author also describes students research work peculiarities and characterizes its functions.
Key words: study and investigation activity, scientific investigation activity, investigation competence, research work functions.
ISSN 2304-120X
772304
120128
977230412012808
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12102.htm