УДК 070
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЖУРНАЛОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ТАМБОВСКИХ ИЗДАНИЙ)
© Екатерина Анатольевна ЗВЕРЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой журналистики и издательского дела, e-mail: [email protected]
Актуальность изучения тамбовских журналов обусловлена возрастающей ролью региональных СМИ и необходимостью выявления степени типичности ситуации на информационном рынке Тамбовской области для всей системы общероссийской провинциальной прессы. Для определения ключевых тенденций процесса функционирования журналов предметно анализируются занимающие ключевые позиции деловые журналы и издания досугово-развлекательного типа.
Ключевые слова: журналы; региональная пресса; досугово-развлекательные издания; деловая пресса.
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к изучению системы тамбовских журналов обусловлено возрастающей ролью региональных СМИ, как наиболее приближенных к местной аудитории и способных реально оказывать на нее влияние. Не вызывает сомнений необходимость существования изданий местного типа: функционирование государства с его административно-территориальными структурами, а также наличие различных социальных, национальных, профессиональных, этнических групп требует создания местной прессы [1, с. 1415]. Можно выделить ряд особенных функций и задач местной печати:
1) способность учитывать особенности дифференцированных групп с учетом местных условий;
2) возможность удовлетворять информационные запросы читателей, связанные с микросредой обитания;
3) реконструкция микросвязей в условиях урбанизации;
4) сохранение и развитие исторического и культурного наследия.
Как отмечается в последнем отраслевом докладе Федерального агентства по печати Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, «рынки печатных СМИ в регионах России в целом развивались под влиянием тех же факторов, что и общероссийский рынок, хотя различия в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и их отдельных частей, безусловно,
вносили свои коррективы в этот процесс. За год объемы региональных рынков прессы выросли в среднем на 3-5 %, а рекламные доходы подчас до 10 % и более» [2, с. 73].
На региональных рынках прессы обостряется конкурентная борьба как внутри печатного сектора (рост наименований и тиражей бесплатных журналов, давление федеральных сетевых изданий), так и с «внешними» электронными конкурентами - Интернетом и телевидением. Тем не менее, региональная пресса уверенно держит второе место по объему рекламных бюджетов после телевидения.
Лидирующими по количественным показателям (тираж, аудитория, доходы от рекламы) группами журнальной периодики на региональных рынках прессы стабильно являются рекламные и рекламно-информационные издания, деловая пресса, развлекательная периодика и телегиды. Как показывают мониторинги Федерального агентства по печати, на протяжении последних лет региональные рынки печатных СМИ стабильно концентрируются вокруг нескольких востребованных тематик: «80 % изданий, выпускаемых 14 крупными региональными издательствами России, представляют собой информационные и рекламные проекты. Это стилеобразующий «глянец», шоппинг- и си-тигиды, а также журналы, справочники и каталоги на темы строительства, ремонта, интерьера, авто, здоровья» [3, с. 59].
Ситуация на информационном рынке тамбовской области в известной мере отра-
жает общероссийскую провинциальную ситуацию. Ключевые позиции занимают рекламно-информационные (как сетевые -«DeLuxe», так и оригинальные - «Деловой Тамбов», «Недвижимость Тамбовщины»,
«Свадебный мир») и деловые журналы (зачастую с системой бесплатной дистрибуции путем адресной рассылки - «Регион 68», «Я № 1. Бизнес-издание»). Причина кроется в первую очередь в материальном факторе: выпуская рекламно-информационные издания, проще всего получить прибыль от рекламодателей, а деловой тип изданий также напрямую связан с финансовой составляющей и обеспечивает бизнес-коммуникацию.
В регионе получил распространение досугово-развлекательный тип издания. В Тамбове яркие представители такого направления склонны типологически смешиваться с рекламно-информационными («Атмосфера большого города», «Broadway. Афиша Тамбова», «Ашка»), женскими («Тамбовский женский журнал»), семейными («Солнечный круг») и даже спортивными изданиями («Здоровье, физкультура, спорт»). Данный тип изданий находит отклик у аудитории, привлекая качественным оформлением, позитивным настроем и обилием историй успеха.
В то же время на рынке собственно тамбовских журналов отсутствуют такие популярные в общероссийском масштабе типы издания, как мужские журналы и издания, посвященные компьютерам, Интернету и мобильной связи, телегиды и прочее - видимо, в силу большей частью внерегионального характера.
В любом случае, сегмент тамбовских журнальных изданий недостаточно исследован. Все это мешает пониманию особенностей функционирования региональной прессы, необходимому при решении ее проблем, а также выработке издателями стратегии развития бизнеса СМИ, адекватной современной ситуации.
1. Издания тамбовского региона в системе деловой прессы России.
Основной функцией деловых журналов традиционно считается удовлетворение информационных потребностей людей, причастных к экономике, бизнесу, политике. Исследователи деловой прессы выделяют единые видообразующие признаки изданий данного типа - это деловая проблематика, высо-
кое качество предоставляемых информационных продуктов, достоверность информации, глубина проработки освещаемых проблем, объективность [4].
В целом по России на региональном журнальном рынке стабильные позиции постепенно занимают федеральные сети деловых изданий: «Эксперт», «Бизнес-журнал», «Деловой квартал» и др. Деловые журналы с бесплатно-адресной формой распространения появились в регионах еще в 1999 г. Самым первым был журнал «Эксперт», который к настоящему времени обогатился пятью региональными выпусками: «Эксперт Северо-Запад», «Эксперт Урал», «Эксперт Сибирь», «Эксперт Волга», «Эксперт Юг» [5]. С 2002 г. ИД «Компьютерра» начинает выпускать региональные версии московского «Бизнес-журнала», в 2004 г. к ним присоединяются сети екатеринбургского «Делового квартала» и санкт-петербургского журнала «Шеф (The Chief)» [6, c. 38]. Причем это не «кальки» центрального издания, а полноценные региональные деловые журналы со своим контентом и рекламой. Конечно, активнее региональная журнальная пресса развивается в крупных регионах и городах, например, в группе региональных версий «Эксперта» самыми успешными предсказуемо стали «Эксперт Сибирь» и «Эксперт Урал», но думается, можно говорить о перспективности регионального направления не только в журнальном сегменте, но и в плане концентрации, объединения медиаресурсов. Стоит отметить, что в региональных центрах чаще всего издаются два-три федеральных сетевых бренда, поскольку издатели не видят практического смысла в заполнении рынка крупных городов одновременно всеми «сетевиками».
Что касается выхода собственных деловых региональных изданий, то момент их появления приходится на начало 1990-х гг. Так, одними из первых стали журналы «Дело. Экономическое обозрение» (Самара, 1992 г.), «Волга-Бизнес» (Самара, 1992 г.), «Нижегородский предприниматель» (1997 г.), «Top-Manager» (Санкт-Петербург, 1999 г.), «Люди Дела» (Новосибирск, 1999 г.) [6, с. 39]. Но массово такие издания пришли на рынок в XXI в., а наиболее активный рост деловых изданий в регионах России пришелся на 2007-2009 гг.
Исследователь Л.Б. Голикова констатирует: «несмотря на географическое, экономическое и политическое разнообразие регионов, в региональных деловых журналах много общего: формат, содержание, территория распространения, способы распространения и каналы доставки» [4, с. 11]. Действительно, чаще всего издания данного типа выходят в формате А4, средним объемом 50-70 страниц, тиражом от 4 до 12 тыс. экземпляров. Периодичность в основном ежемесячная, небольшая часть изданий выходит один раз в две недели и лишь единицы -еженедельно. Целевая аудитория - собственники компаний, менеджеры и госслужащие высшего и среднего звена. Модели распространения можно представить следующими вариантами: только город, где выходит издание; город выпуска плюс несколько соседних городов; основные населенные пункты всего региона. Надрегиональными изданиями становятся немногие: например, «Континент Сибирь. Стратегии успеха» (Новосибирск, Омск, Кемерово, Красноярск, Томск, Барнаул, Иркутск) или «Волга-Бизнес» (21 регион РФ).
На территории тамбовской области над-региональные деловые издания представлены журналом «Я № 1. Бизнес-издание», распространяющимся еще и в Белгородской, Воронежской, Курской и Липецкой областях. Это рекламно-информационное издание
ежемесячно выходит в формате А4, средним объемом в 100 страниц, тиражом 10 тыс. экз. и адресуется представителям деловой и политической элиты регионов, топ-менеджерам предприятий, специалистам по маркетингу и работе с персоналом. Система дистрибуции журнала включает следующие направления: выкладка издания в премиум-точках (престижных заведениях, бизнес-центрах, элитных салонах красоты и фитнес-клубах, автосалонах) Белгорода, Воронежа, Липецка, Курска, Тамбова; персональная адресная доставка; целевое распространение на мероприятиях делового и светского характера; на бортах авиакомпаний [7].
Основное преимущество журнала «Я № 1. Бизнес-издание» связано с возможностью интегрировать и презентовать информацию пяти областей, поэтому ведущий раздел - «Черноземье» - это анализ макроэкономической ситуации и основных трендов региона, информация о социально-экономи-
ческом положении областей, городов и районных центров.
Кроме того, публикации раздела «Мастер-класс» готовятся ведущими бизнес-тренерами и консалтерами, опираются на фактический материал из реальной практики различных компаний. Рубрики этого раздела («Маркетинг», «Менеджмент», «Безопасность», «Финансы») представляют собой
эксклюзивные авторские материалы, знакомящие читателей с эффективными инструментами и новыми методами ведения бизнеса. Среди авторов журнала: Андрей Ренард (председатель Правления ЕМС), Константин Смоленцев (Председатель Совета директоров МК «Смоленцев и Партнеры»), Глеб Архангельский (Генеральный директор консалтинговый компании «Организация времени»), Сергей Макшанов (Управляющий группой компаний «Институт тренинга - АРБ Про»), Геннадий Константинов (Директор Центра корпоративного управления) и др. [8].
Самым разнообразным по формату и стилю подачи информации является раздел «В интересах», базирующийся на рубриках «Личности», «Космополит», «Мода», «Проект». Интервью с успешным человеком, репортажи со светских мероприятий сочетаются с рассказами о стиле от историка моды Александра Васильева и оригинальными проектами. Например, «Кулинарная БОС-Совка» - уникальный интерактивный проект, предназначенный для объединения лидеров регионального бизнеса, а также нестандартного продвижения брендов и компаний. Таким образом, синтетический формат надре-гионального «Я № 1. Бизнес-издания» сочетает деловую информацию для практического применения, материалы образовательного и развлекательного характера.
Для тамбовской области «собственным» деловым изданием является информационноаналитический журнал «Регион 68». Как и большинство своих собратьев, «Регион 68» распространяется бесплатно, адресуясь региональным политикам, бизнесменам, руководителям, общественным деятелям, т. е. тем, «кто принимает решения» [9]. Для этой уважаемой категории читателей предусмотрена адресная доставка, а остальные читатели могут ознакомиться с изданием по традиционным каналам распространения - в административных органах власти, офисах орга-
низаций, предприятий и управлений, туристических компаниях, автомобильных салонах, бутиках одежды, обуви и ювелирных салонах, гостиницах, ресторанах и базах отдыха.
Формально-технологические признаки
журнала соответствуют модели данного типа изданий: формат А4, количество полос - 48, тираж - 4 тыс. экземпляров, периодичность выхода - один раз в два месяца. Учредителем журнала является ООО «Издательство
Юлис», что тоже вписывается в общероссийскую тенденцию, поскольку практически все региональные деловые журналы не могут существовать без серьезной коммерческой базы. Такой «подстраховкой» для журналов могут быть другие бинес-проекты учредителя (как у «Издательства Юлис»), или СМИ-доноры в составе крупного издательского дома, или головная компания (для филиала сетевого издания) [6, с. 40].
В качестве основных источников информации редакция журнала называет пресс-службы администрации Тамбовской области, администрации г. Тамбова, органов законодательной власти и местного самоуправления г. Тамбова. Ключевая функция «Региона 68» -информационно-аналитическая - реализуется в публикациях аналитической информации о событиях регионального и федерального уровней, в предоставлении данных мониторингов и социологических исследований, проводимых специалистами-социологами в области экономики, политики и культуры. Как отмечает редакция, «главная цель - донести до читателей журнала аналитическую информацию о событиях регионального и федерального уровней, активно влияющих на динамику развития области» (из интервью с Е.В. Балагуровой - главным редактором журнала «Регион 68» (февраль 2011 г. - февраль 2012 г.). Для максимально интересной и полноценной реализации цели и задач журнала, в «Регионе 68» создана система рубрик [10-12], построенная на сочетании серьезной общественно-политической («События. Факты», «В коридорах власти», «На высшем уровне», «Национальные проекты», «Общество»), деловой («Бизнес-школа», «Экономика», «Финансы»), правовой («Юридическая гарантия», «Закон и порядок»), историкокультурной («Духовное возрождение», «Исторический экскурс», «Культура», «Тамбовские бренды», «Персона», «Гостиная») и
рекреативной информации рекламно-справочного характера («Увлечения», «Афиша», «Профкалендарь»). Кроме того, в журнале прослеживает направление lifestyle, поскольку издание отчетливо формирует стиль жизни представителей регионального бизнес-сообщества при помощи рубрик «Стиль», «Туризм», «VIP-тур», «Интернет», «Уровень жизни», «Автосалон», «Автостиль».
Таким образом, помимо формальнотехнологических признаков, региональные деловые издания роднит наличие рубрик о взаимоотношениях бизнеса и власти, страте -гиях развития экономики региона, законодательстве, финансах, кадрах, IT-технологиях, маркетинге. Дополняют этот список новости региона, анализ рынков, консультации специалистов, истории успеха, персоны номера, стиль жизни предпринимателей. Реализация возможности удовлетворять информационные запросы читателей, связанные с конкретным регионом, сохранение и развитие исторического и культурного наследия территории - вот еще один существенный фактор в пользу развития данного типа изданий. Думается, что несмотря на конкуренцию с федеральными деловыми изданиями, у региональных журналов есть серьезный потенциал, позволяющий предполагать активное развитие именно регионального сегмента деловой прессы.
2. Тенденции функционирования досугово-развлекательного типа изданий тамбовского региона.
Достаточно популярны в регионе шопинг-гиды («Все: строительство, ремонт, дизайн», «Все Авто») и журналы-каталоги («Magazine выходного дня»), но предметом анализа в данной работе стали издания, отвечающие характеристикам журнала как типа издания.
Основные представители журнальных изданий досугово-развлекательного типа -это рекламно-информационные («Атмосфера большого города», «Broadway. Афиша Тамбова», «Ашка»), женские («Тамбовский женский журнал»), семейными («Солнечный круг»), спортивныме издания («Здоровье, физкультура, спорт»). Если в целом по стране доля бесплатных изданий в общем количестве СМИ отдельно взятого регионального центра обычно находится на уровне 50 %, то в тамбовском регионе все досугово-развле-
кательные издания относятся к данному виду распространения.
Из рекламно-информационных изданий в данное время на тамбовском рынке стабильно выходит журнал «Атмосфера большого города», хотя, на наш взгляд, наиболее оригинальным и креативным изданием данного типа был журнал «Ашка» ООО «АТ «Масс-медиа» - дочернего предприятия рекламного агентства «Арт-рек». «Ашка» начала выходить в свет в апреле 2011 г. с рекламной целью и с установкой на целевую аудиторию от 15 до 20 лет. Журнал объемом 48 полос формата А5 бесплатно распространялся в кафе, магазинах и салонах, фитнес-центрах, салонах красоты, торговых центрах и кинотеатрах города Тамбова [13]. Выходил два раза в месяц тиражом 5 тыс. экземпляров до июня 2012 г.
Это позитивное издание, предназначенное совершенно молодой аудитории, читали и взрослые люди, сохранившие творческое мышление. Журнал адресовался «активным людям, находящимся в культурном поле. Мы пишем обо всем необычном и интересном, что происходит вокруг и что, возможно, не всегда заметно с первого взгляда» [14].
Как отмечает сотрудник редакции журнала Анастасия Мазнева, «журналисты самостоятельно придумывали темы для номеров, прорабатывали будущие материалы, советовались друг с другом, как лучше разместить тот или иной материал на страницах и какой вариант дизайна выбрать, чтобы он был наиболее привлекательным и выгодным. Иначе говоря, журнал был своеобразным конструктором, в котором творческие порывы молодых специалистов воплощались в самые неожиданные проекты» [15].
В журнале присутствовало достаточно большое количество рекламы. Тематическим полем для этого полноцветного издания «общего содержания» ^епегаИШ;еге8^ стала жизнь, актуальные темы за пределами политики, интересные люди, события в мире денег, кино, музыки, спорта, науки, технологий.
Система рубрик включала как постоянные - «Крупным планом», «Изменившие мир», «Послушать», «Проверено на себе», «Наш топ», «Посмотреть», так и значительную часть «плавающих». Для рубрики «Проверено на себе» журналисты издания решались на отчаянные поступки ради профес-
сиональной цели - показать и рассказать читателям о какой-либо проблеме с неожиданного ракурса: «например, один из авторов поработал ассистентом врача в больнице, другой две недели старательно сортировал бытовые отходы и был вынужден мыться в тазу в целях экономии воды, а третий учился не просыпать планерки и каждое утро вставал под телефонные звонки из Нью-Йорка или Барнаула» [15].
Журнал, ориентирующийся на «активных людей, способных высказывать свою точку зрения», должен использовать все современные способы работы с аудиторий. Так, «интерактивной» можно назвать рубрику «Наш топ», поскольку итогом становился своеобразный рейтинг пожеланий и мнений читателей. Схема интерактива была следующей: тема и потенциальные герои будущего «Нашего топа» могли быть предложены как редакцией, так и читателями. Далее следовало активное голосование в группе издания в одной из социальных сетей, а потом составление журналистами «Нашего топа» по результатам «гласа народа».
Кроме того, редакция проводила интерактивные акции и конкурсы. Например, читатели могли предложить свой вариант обложки. После голосования в соцсетях вариант победителя появлялся на первой полосе издания. Внимание аудитории привлек и новогодний конкурс: участницы проекта выкладывали ВКонтакте свои фото, по которым шло интерактивное голосование. Четыре победительницы получили в подарок фотосессию с ведущим тамбовским фотографом Павлом Тереховым, а одна из них - свое фото на обложке журнала «Ашка».
Таким образом, редакция «Ашки» доказывала один из ключевых тезисов концепции издания: «Наша информационная политика определяется исключительно потребностями и интересами наших читателей» [14]. К сожалению, финансовый кризис вынудил учредителей издания прекратить его выпуск.
Более стабильно складывается история «Тамбовского женского журнала». Его обычный номер - это 70-90 полос формата А4, издающихся тиражом 4 тыс. экземпляров один раз в два месяца. Журнал имеет свой сайт в интернете (http://www.gg68.ru/) и свою страничку в социальной сети (http://vk.com/ с1иЬ37174007). Издание распространяется
через торгово-развлекательные центры, спортивно-медицинские комплексы, стоматологические клиники, салоны красоты, парикмахерские и солярии, туристические компании, автомобильные салоны, бутики одежды, обуви и ювелирные салоны, гостиницы, рестораны и базы отдыха, офисы организаций, предприятий и управлений, ЗАГС [16].
Единственный в регионе журнал для женщин и о женщинах предлагает своим читательницам интервью со знаменитыми людьми, репортажи об интересных событиях города, эксклюзивные фотосессии, медицинские рекомендации и советы психолога, советы косметологов и стилистов, оригинальные рецепты. Очевидно, что целевая аудитория «Тамбовского женского журнала» - это женская аудитория, но журнал периодически адресуется еще и детям: для них редакция раз в год (обычно к 1 июня - ко «Дню защиты детей») выпускает детский номер «Тамбовского женского журнала», публикует много детских фотосессий. Внимание к детской аудитории благополучно сочетается с указанными на обложке «18+»: возрастные ограничения - дань требованиям к рекламе (в журнале есть реклама алкоголя) и откровенным фотосессиям. Редакционный коллектив надеется, что благоразумная читательница их издания сама может контролировать воспитание детей и прекрасно разберется в том, что может быть продемонстрировано подрастающему поколению, а что - нет.
За время существования «Тамбовского женского журнала» (с 2009 г.) концепция журнала менялась, точнее, усовершенствовалась. Первоначально журнал выходил в малом формате, но, как отмечает главный редактор издания М.А. Донецкова, «читатель был недоволен, т. к. маленькие фотографии в журнале никому не интересны. Поэтому три года назад мы изменили формат. Тяжело переходили на другой уровень, т. к. это стоило денег и немаленьких, но это был правильный выбор. Со временем «Тамбовский женский журнал» начал «толстеть». Сначала 50 страниц, потом 60 страниц, а сейчас 100» (из интервью с М. А. Донецковой - главным редактором «Тамбовского женского журнала» (с 2009 г. по настоящее время).
С момента основания издания существуют такие рубрики, как «Гость в дом», «Женский клуб», «Женщина в профессии»,
«Женщина за рулем», «Преображение»,
«Академия здоровья», «Вокруг света»,
«Дневник блондинки», «Фотосессия», «За кадром», «Поздравляем». Редакция журнала старается не отходить от первоначальной концепции, но и постоянно развиваться, придумывать что-то новое. Так, из недавних нововведений стоит отметить рубрику «Светские мероприятия» и совместный проект с имидж-студией «SOPHIE» - рубрику «Отражение» [17], практикоориентированные
странички психолога и юриста.
Редакция журнала не скрывает, что коммерческая составляющая является одной из важнейших. Да, журнал должен приносить прибыль, а потому занимается продажей рекламной площади, но другой, не менее важной целью издания, стала информационная. Журнал рассказывает людям о жизни звезд российской эстрады, о происходящих московских событиях, на которые представители «Тамбовского женского журнала» получают аккредитацию: например, о неделе моды в г. Москве. Редакция освещает события в г. Тамбове - это различные выставки, запоминающиеся мероприятия, все то новое и интересное, что появляется в городе. Кроме того, редакция журнала постоянно готовит различные творческие проекты (фотосессии, сотрудничество с салонами красоты), придумывает что-то красивое, чтобы люди получали эстетическое удовольствие и полезную информацию.
Таким образом, востребованность контента развлекательного и рекламного характера в ближайшей перспективе вряд ли существенно уменьшится. Следовательно, издателям досугово-развлекательного типа изданий в качестве главных направлений развития стоит сконцентрировать усилия по наращиванию числа клиентов, оптимизации бизнес-процессов и стартам новых локальных проектов. Совершенно очевидно, что региональная пресса как рыночный сегмент остается пространством с конкурентной средой, центром которой является борьба за потенциальную аудиторию читателей и потенциальные средства рекламодателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные трудности журнального сектора региона достаточно четко обозначила
главный редактор «Тамбовского женского журнала» М. А. Донецкова - это крайняя малочисленность и нестабильность сегмента журнальных изданий: «очень много появляется журналов и много исчезает, потому что издавать журналы в Тамбове - это дорогостоящий бизнес, дорогостоящий продукт. Нам всем известна судьба журналов «Ашка», «Бродвей», «Солнечный круг» - их уже нет... Журнал «Deluxe» выходит, но вынужденно нарушает периодичность. У нас нет мужских журналов и нет детских. Сейчас журналы выживают с помощью рекламы. Я считаю, это неправильным, потому что работать под рекламу нельзя, но, тем не менее, именно это определяет наши тамбовские журналы» (из интервью с М.А. Донецковой -главным редактором «Тамбовского женского журнала» (с 2009 г. по настоящее время)).
Существенной проблемой является конкуренция с общероссийскими журналами, изначально имеющими «фору» в коммерческом и стратегическом плане. Сложнее удержать тамбовскую аудиторию из-за конкуренции с сетью Интернет, которая пользуется несравнимо большим спросом, чем печатная пресса. Но если с общероссийскими изданиями придется считаться как с неизбежной данностью, то Интернет можно и нужно использовать в своих целях и обратить конкурента в мощного союзника.
Думается, что перспективы современного журнального пространства тамбовского региона связаны именно с освоением интернет-пространства и созданием электронных версий СМИ. Насущная необходимость соответствия современным требованиям медийного рынка требует пристального внимания к продвижению интерактивных проектов. Естественно, это длительный и сложный процесс, требующий от издателей журналов новых форм и методов развития обратной связи с аудиторией, но неизбежная конкурентная борьба за читателей потенциально содействует росту активности региональной прессы в Интернете, а также вовлечению ее читателей в создание контента как способа повышения жизнеспособности и сохранения лояльности аудитории.
1. Типология местной прессы. Советский Союз -Польша: сборник / под ред. Е.А. Корнилова. Ростов н/Д, 1991.
2. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под общ. ред. В.В. Григорьева. М., 2013.
3. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под общ. ред. В.В. Григорьева. М., 2011.
4. Голикова Л.Б. Система деловых журналов в России: особенности становления, функционирования и развития: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2009.
5. МедиаАтлас. URL: http://www.mediaatlas.ru/ editions/?a=view&id=2596 (дата обращения:
19.02.2013).
6. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. М., 2009.
7. Я № 1. Бизнес-издание. Воронеж, 2010. Сентябрь.
8. Портал о рекламе в Белгороде. URL: http:// beluygorod.ru/katalogcompany.html? sobi2T ask= sobi2Details&catid=57&sobi2Id=68 (дата обращения: 26.02.2013).
9. Группа компаний «Юлис». URL: http://www. yulis.ru/2012-06-25-10-06-10 (дата обращения:
19.02.2013).
10. Регион 68. Тамбов, 2013. № 1-2.
11. Регион 68. Тамбов, 2012. № 11-12.
12. Регион 68. Тамбов, 2011. № 1-2.
13. Pressa.Ru. URL: http://pressa.ru/izdanie/50474 (дата обращения: 19.07.2013).
14. Газета «А» и журнал «Ашка». Открытая группа ВКонтакте. URL: http://vk.com/gazeta_a (дата обращения: 19.04.2013).
15. Мазнева А. Другая газета «А» и журнал «Аш-ка» в контексте современной тамбовской прессы // Региональная журналистика: от истории к современности: интернет-конференция. URL: http://tsutmb.ru/nu/nauka/index.php/ razdel/meropr/-2011.html?sobi2Task=sobi2 Details&catid=31&sobi2Id=665 (дата обращения: 19.04.2013).
16. Тамбовский женский журнал. URL: http:// www.gg68.ru/ (дата обращения: 2.04.2013).
17. Тамбовский женский журнал. 2011. № 3-4 (25-26). С. 20-21.
Поступила в редакцию 18.05.2013 г.
UDC 070
MODERN SYSTEM OF REGIONAL MAGAZINES: PROBLEMS AND PERSPECTIVES (ON MATERIAL OF TAMBOV PUBLICATIONS ANALYSIS)
Ekaterina Anatolyevna ZVEREVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philology, Associate Professor, Head of Journalism and Publishing Department, e-mail: [email protected]
Actuality of studying the Tambov magazines caused the increasing role of regional media and the need to identify the level of a typical situation in the information market of the Tambov region for the entire system of the all-Russian provincial press. To determine the key trends of the process of functioning of magazines the occupying key positions business magazines and publications such as leisure and entertainment are objectively analyzed. The conclusion of the current state and prospects of the Tambov magazine editions is made.
Key words: magazines; regional press; leisure and entertainment publications; business press.
УДК 621.397.13
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
© Татьяна Евгеньевна САМОТОЙЛОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры журналистки и издательского дела, руководитель Научно-образовательной лаборатории студенческого телевидения, e-mail: [email protected] © Евгения Петровна СЕМИШОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики и издательского дома, начальник Управления медиа-коммуникаций, e-mail: [email protected]
Проанализирована роль университетского телевидения в формировании корпоративной культуры современной студенческой молодежи. Рассмотрены теоретические подходы к изучению университетских СМИ, особенности влияния телевидения как социального института на культуру студенчества.
Ключевые слова: корпоративные СМИ; университетское телевидение; студенческая молодежь; информационное взаимодействие.
Сегодня корпоративное телевидение уверенно входит в системы корпоративных масс-медиа, действующих в различного типа организациях и компаниях. Данная тенденция актуальна и для высших учебных заведений. Действительно, в нашей стране практически каждый вуз стремится к организации собственного медиапространства. В частности, корпоративное телевидение сегодня функционирует во множестве столичных и региональных вузов [1; 2]. На примере Тамбовской области мы видим, что в университетах региона организованы и успешно развиваются собственные телевизионные площадки. В частности, в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина университете таковой является телестудия
«ТГУ-ТВ», действующая на базе научнообразовательной лаборатории университетского телевидения.
По данным за март 2010 г., университетское телевидение в том или ином варианте существовало в 31 университете России (из выступления директора Центра информационных технологий журфака СПбГУ Александра Васина на межвузовской конференции «СМИ в современном мире. Современные исследователи»).
«По типу вещания, - рассказывает
А. Васин, - большинство университетов (77 %) для трансляции используют интернет (ІР-ТУ). В других случаях (27 %) университетское телевидение выходит на региональных СМИ, например, один раз в неделю. И