3. Шинкаренкова М.Б. Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии: дисс. ... канд. филол. наук/ М.Б. Шинкаренкова - Екатеринбург, 2005.
© Н.А.Шабалина, 2008
А.С. Шемахова (Горловка)
СОВРЕМЕННАЯ РОК-ПОЭЗИЯ ВОСТОЧНОЙ УКРАИНЫ
«Захід України з його минулим (і частковим теперішнім) інтелігентного року, чи стьобної музики, разом із етно-колективами, наразі охопила хвиля ню-металу, важкої альтернативи і такого іншого... В цей час на сході країни народжувався інший рок. Його часто звуть “російським”. Тільки це наш, східноукраїнський рок»1. Время рождения этого «другого рока» последнее десятилетие ХХ-начало ХХІ века, место - Восток Украины. Группы2, сформировавшиеся в этот период, в настоящее время пользуются определенной известностью, выступают на различных фестивалях, гастролируют в рамках клубных концертов, организуют квартирники, как в Украине, так и за ее пределами.
Чем интересен рок восточной Украины? Прежде всего, хочется обратить внимание на развитие темы Родины. Оно имеет два направления. Понятие Родины как всего постсоветского пространства наиболее полно выражается через тему войны. Так, война в Чечне не воспринимается поэтами как чужая и служит поводом к философскому осмыслению жестокости и ненужности явления. Напр., песня «Границы»3 «Война»4 начинается как бы трансляцией последних новостей из горячей точки, и заканчивается словами:
Война - брат на брата, обида, расплата А кто-то должен носить награды,
Но вряд ли матери рады.
С Родиной-Донбассом связаны лейтмотивы степи (степные травы: полынь, ковыль), ветра, шахтерского труда. Напр., песня «ЛихоЛесья»5 «Имена»6, посвящена другу, погибшему в шахте. Причину такой двойственности отношения следует искать, прежде всего, в возрасте авторов текстов, чье раннее детство пришлось на период существование единого братского государства - СССР, с его интернациональностью и отсутствием границ, как геополитических, так и духовных.
Возникшая как протест против окружающей действительности с ее косностью, несправедливостью, угнетающим влиянием официальной идеологии, рок-поэзия не потеряла способность освещать социальные проблемы, существующие, в данном случае, на украинской почве:
- коррумпированность социальных и политических институтов:
По большому блату Диплом кандидату.
Даже клятва Гиппократа По большому блату.
Дашь на дашь Не дашь - не выйдешь.
И быть иначе не могло.
В первый ряд не с вашим рылом Всё ассигновано давно.
И счастливые билеты И козырные места.
Только Франклин улыбался
В ожиревшие глаза. «День Триффидов»7 «Блатная»8
- отсутствие социальных гарантий, ощущение беззащитности человека перед государством:
Стратегия терпения, тактика ожидания На произвол, на выживание Каждый день прятать следы раздражения Каждый день ждать удара на поражение.
Завтра обещают похолодания Предлагают лечение голоданием В их пожеланиях счастья и радости Я не вижу условий для встречи Старости...
Никаких условий для встречи Старости... «День Триффидов» «Нет условий»
- бедность основной массы население и вызванное этим недоверие к власти:
В дверь скребутся и просят покушать Мне тошно видеть, мне противно слушать Тройные подбородки по всем каналам Из тюремной параши воняет Майданом Под "дыкитанци" окэановэльзы Безотрадная юность вмерзает в погосты Поминки за поминками скребя по дну ложкой Рюмкой водки да хлебной крошкой Брезгливо ухмыльнулся вновь созванный консиллиум Тихо удавился прожиточный минимум Констатировал и конспектировал консилиум
Прожиточный максимум всё игнорировал «День Триффидов» «Эшелонами»
Очевидно, что переживания поэтов обращены к судьбе Украины, к осмыслению ее непростого настоящего. В то же время рок, который они представляют публике (именно представляют, потому что практически каждое выступление несет в себе элемент шоу) не случайно воспринимается как «русский». Дело тут не в языке, на котором исполняются песни, а в ориентации текстов преимущественно на русскую поэтическую традицию:
1. Обращение к русскому фольклору:
- использование фрагментов народных песен в текстах рок-произведений:
Ходят кони над рекою Ищут кони водопою
А к речке не идут Больно берег крут.
«ЛихоЛесье» «Ходят кони»
- использование и перефразирование пословиц
Коси коса пока роса,
Пока не залиты глаза,
Молись хозяин головы Пока не грянула гроза.
А родили нас видно не вовремя А развели нас кажется в самый раз Мягко устлано да жёстко уснуть Всё бы ладно да всё не в масть А родился груздем полезай в кузова В бурлаки подался - так и лямку тяни А коли в кони так и воду вози А коль надорвался так уж не стони
Ой-ой а мы живём Хрен-соль жуём тем и крепчаем Ой-ой кто не жевал кто не хлебал Тот не узнает «День Триффидов» «А мы живем?»
- использование тем и мотивов народных песен:
Завтра утром по росе я оседлаю вороного И отправлюсь стороной, да в дальнюю дорогу,
В горсть земли я соберу и к груди прижму целебно
Степь лесами обойду - тропами к закату. «ЛихоЛесье» «Дальняя дорога»
2. Обращение к классикам русской поэзии и поэзии русского рока:
- написание музыки на слова поэтов: «Не жалею, не зову, не плачу.» С. Есенина в исполнении «ЛихоЛесья».
- использование фрагментов стихотворений в качестве эпиграфа:
Мальчики да девочки Свечечки да вербочки Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький Не задуй огня.
Воскресенье вербное Завтра встану первая Для святого дня.
- использование поэтических мотивов, свойственных русскому символизму9: стихии (огонь, вода, воздух, земля); лунный мир (луна, месяц, серебро), демонизация образа женщины и др.
А. Блок «Вербочки» ■ «День Триффидов» «Весная православная»
, поговорок:
«Граница» «Коса»
- использование библейских мотивов, цитирование Библии:
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; И се, Я с вами во все дни до скончания века Аминь» (Священное писание - От Матфея, 28:19-20) («ЛихоЛесье» «Туда, где снятся сны.»).
Прилёг отдохнуть, когда крест свой нёс.
Издержался, изорвался, выбиваясь из сил.
Прилёг отдохнуть, да к земле прирос.
Шёл да не дошёл, жил да не дожил.
А жил страдал, любил, созидал Ждал, встречал, обнимал, целовал Что знал - научил, что имел - разделил
Чем мог, тем помог, да недоговорил. «День Триффидов» «Крест»
- мифотворчество. Так, у «ЛихоЛесья» три персонажа: Ёма, Джим и дядюшка Ах переходят из песни в песню. Ёме, напр., присущи демонические черты, она «носит какую-то смесь в стеклянном пузырьке, / Пьет и улетает, когда есть вероятность того, что сожгут на костре. Ёма «не знает, что такое страх, / Но она знает, кто такой Джим и дядюшка Ах» («4100»). Дядюшка Ах - что-то вроде высшей силы:
Он знаток непридуманных сказок Он отыщет тебя среди тысячи масок Он умеет угадывать сны на чужих простынях
Великий дядюшка Ах. «Дядюшка Ах»
- обращение к традиционным темам: любовь, смерть, дружба, творчество. Творчество, напр., является даром свыше, хотя иногда приносит боль и страдания:
Я знаю сам, что ты хочешь мне сказать,
Только ты не пытайся меня узнать.
Ты молчишь, но я знаю это сам -Только ты один веришь моим снам.
Про десять тысяч цветов и трав,
Десять тысяч стихов и ран. «ЛихоЛесье» «1000 цветов и трав
(1000 стихов и ран)»
Гляди, луна полна стихов,
Все больше схожих на грехи.
Пляши до третьих петухов,
Лихое имя береги.
И оторвавшись от окна,
Раскинем руки и взлетим... «Граница» «Коса»
- мотивы времени, дороги (пути), сна, дома, добра и зла, совести и т.д.
По шатким ступеням, по первому снегу Шатается Совесть по белому свету.
Шатается Совесть, не хочет обратно,
Кончается повесть да как-то нескладно.
Встретишь ее, передай, я скучаю.
Если встретишь ее, передай, я скучаю.
Я думал, мне незачем Совести бремя,
Я жил не стыдился, жил не сомневался.
Но вот прошло время, недолгое время,
И я убедился, как я ошибался. «Ощупь»10 «Совесть»11
Данное явление связано, прежде всего, с тем, что исторически южные (Таврия), восточные (Донбасс) и центральные (Малороссия) регионы Украины имеют неразрывные культурные связи с Россией. И сам рок восточной Украины родился из синтеза двух культур, что и воплотилось в текстах.
Подводя итог, можно сказать, что хотя рок-поэзия восточной Украины связана генетически с ее социально-политическими реалиями, её душа, ее поэтика, несомненно, принадлежит русскому року, который, в свою очередь, многое уже пережил и претерпел. Но потенциал его не исчерпан.
1. «Запад Украины с его прошлым (и частично настоящим) интеллигентного рока, или стёбной музыки, вместе с этно-коллективами, сейчас охватила волна ню-металла, тяжелой альтернативы и тому подобного. В это время на востоке страны рождался другой рок. Его часто называют «русским». Только это наш, восточноукраинский рок» (перевод автора) (Ялина. «ЛихоЛесье» в акустиці / http://rock.kiev.ua/arhiv/2007/264/).
2. «Ковтун и БЦК» (п. Сокологоровка Луганской области), «Мягкая машина» (г. Харьков), «ЛихоЛесье», «Ощупь» (г. Горловка Донецкой области), «Граница» (с. Благодатное Донецкой области), Желя (г. Донецк), «День Триффидов» (г. Шахтерск Донецкой области) и др.
3. «Граница» родилась на территории Великого Войска Донского году этак в 1914-ом после боя за Благодать (смотреть подтверждающий артефакт Тех Времён). До наших дней группа дожила в исходном составе, имея два официальных альбома. Остальные записи сгорели в огне революций и пожарищах войн». Состав: Сергей Гиленко (голос, гитара), Александр Бродяной: (гитары), Виктор Мокрый (бас), Андрей Крупенко (барабаны). - по материалам страницы группы на сайте Творческого фронта Чевенгур I http:IIwww.chevengur.mirgorod.ru/band_grz.html.
4. Здесь и далее цитируется по фонограммам на сайте I http:IIwww.chevengur.mirgorod.ru/ band_grz.html.
5. Группа организована 1999 г. в г. Горловка Донецкой области, Украина. Первоначальный состав Евгений Воронин, Михаил Ковалев и Дмитрий Дубров. Настоящий состав: Дмитрий Дубров (гитара, вокал, тексты песен), Михаил Ковалев (барабаны), Андрей Трофимов (бас гитара). С 2001 г. по 2007 г. записано 8 альбомов. Участие в проектах: «ГледБразерс», «Ощупь», «Рвы и нервы», «Пиши пропало», «МЫТЯ», «Дети Макаренко», «Сполохи», «Контра», «Читричи». Участие в сборниках: «Рок из подворотен» Санкт-Петербург 2003г.; «Вся Рок-Украина» Киев 2008г. Выступления в клубах: Рандеву (Горловка); GungTO'bazz (Донецк); Бард (Донецк); КЛРР (Харьков); Форт (Харьков); Агата (Харьков); MUSIC PEOPLE CLUB (Харьков); Вертикаль (Киев); Барвы (Киев); Контрабас (Одесса); Зеленый контрабас (Винница); Релакс (Москва); Рок-н-ролл-паб (Москва); Манхеттен (СПБ); Камчатка (СПБ) и др. - по материалам сайта группы «ЛихоЛесье» I http:IIlikholes.narod.ru/.
6. Здесь и далее цитируется по текстам на сайте группы «ЛихоЛесье» I http:IIlikholes.narod.ru/.
7. Группа организована в 1996 г. в г. Шахтерск Донецкой области, Украина. Состав: С. Салкин (голос, гитара), Д. Напильник (гитара). Записано 4 альбома. - по материалам страницы группы на сайте Творческого фронта Чевенгур I http:IIchevengur.infoIboardI23-1-0-5.
8. Здесь и далее цитируется по текстам на сайте I http:IIchevengur.info/boardI23-1-0-5.
9. Особенного внимания с этой точки зрения заслуживает художественный мир «ЛихоЛе-сья».
10. Проект Н. Бурмистрова (автор песен, вокал, гитара). Дата основания 2004 г. Основного состава нет, на запись и выступления приглашаются знакомые музыканты-единомышленники. - по материалам страницы группы на сайте Творческого фронта Чевенгур I http:IIchevengur.infoIboardI23-1-0-12.
11. Здесь и далее цитируется по фонограммам на сайте I http:IIchevengur.info/boardI23-1-0-12.
© А.С. Шемахова, 2008
О.А. Маркелова (Москва)
К ИСТОРИИ ИСЛАНДСКОГО ПАНК-РОКА:
«БЛЮЗ “ПОЛЯРНОГО МЕДВЕДЯ”» БУББИ МОРТЕНСА
Посвящается памяти моей матери, Татьяны Анатольевны Макаровой
Дебют Бубби Мортенса (Асбьёрн Кристинссон, 1956) как исполнителя и автора песен пришелся на конец 1970-х-начало 1980-х гг., совпав со временем рождения исландского панка. Бубби сразу же стал считаться одной из важнейших фигур панк-движения, хотя его песни не являются панк-роком по музыкальному стилю (они написаны на ритм-энд-блюзовой основе). Он начал выступать с песнями на стихи других авторов, в том числе своего брата Толли Мортенса, но вскоре взялся за сочинение собственных текстов. На протяжении своей творческой деятельности Бубби создавал последовательно несколько рок-групп: Utangardsmenn («Изгои») (1980-81), Ego (1981-84), Das Kapital (1984), MX-21 (1987). (Основу этих коллективов, как правило, представляли одни и те же участники: Толли Мортенс и братья Майк и Дэнни Поллоки.) Параллельно с этим Бубби выпускал сольные альбомы. В его ранних песнях преобладала социальная тематика, но со временем он отошел от нее; в последние годы Бубби пишет «светлые», оптимистичные песни в манере, тяготеющей к бардовской. Последние три года его творческой деятельности в основном посвящены переизданию старых материалов; новейший альбом - концертник «06.06.06» (2006).
Объектом нашего исследования будет альбом isbjarnarbtts («Блюз “Полярного медведя”» [название рыборазделочного комбината]; далее -ІВ) (1980). На момент своего появления он был новаторским в плане поэтической формы1 и задал некоторые темы, которым суждено остаться в исландском роке на многие десятилетия. С другой стороны, ІВ, будучи самым первым альбомом Бубби, фактически, его дебютом, до сих пор остается самым популярным из всего его творчества. Очевидно, он актуален не только для исландской рок-аудитории, но и для самого автора: песни с IB чаще других входят в новые альбомы и концертные программы Бубби (напр., заглавная песня входит в состав семи его альбомов от 1983 до 2006 года); он часто переиздается. (Последнее переиздание, с использованием архивных записей, не вошедших в окончательный вариант, было в 2005 г.; в текущем году готовится еще одно.) Очевидно, ответ на вопрос о причинах актуальности альбома лежит не только в экстралитературных причинах, но и в его внутренней специфике.
«Блюз “Полярного медведя”» в своем изначальном варианте включает в себя 13 песен: 1. isbjarnarbtts (Блюз «Полярного медведя»). 2. Hrognin eru
122