УДК 785.16:821.161.2-192 ББК Щ318.5+Ш33(4Укр)64-453 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.09.91
А. С. НАДЕН
Горловка
ПОЭЗИЯ, ОПАЛЁННАЯ ВОЙНОЙ (ОБЗОР РОК-ПОЭЗИИ ДОНБАССА)
Аннотация: Статья посвящена рок-поэзии Донбасса (ДНР) периода АТО. В статье освещается восприятие рок-поэтами происходящего в сложный исторический период.
Ключевые слова: Донбасс, гимн, самоидентификация, абстракция, рок-поэзия.
Сведения об авторе: Наден Анна Станиславовна, лаборант компьютерного класса Горловского педагогического института иностранных языков.
Контакты: Украина, Донецкая обл., г. Горловка, ул. Рудакова, 22, [email protected]
A. S. NADEN
Gorlovka
POETRY, SCORCHED BY WAR (REVIEW ROCK-POETRY OF DONBASS)
Abstract: The article is devoted rock-poetry of Donbass (DPR) period ATO. The article highlights rock-poets' perception of what is happening in a difficult historical period.
Key words: Donbass, anthem, identity, abstraction, rock-poetry. About the author: Naden Anna Stаnislavovna, Computer Class Assistant at Donbass State pedagogical University.
На четвертом курсе института я писала курсовую работу «Песни о войне в творчестве Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Галича». Тогда эта тема казалась почти классической и такой далёкой. Сегодня, когда война разворачивается, без преувеличений, за окном, тема оживает.
Оживает и живёт в творчестве рок-поэтов, как тех, кто остался в мятежной ДНР, так и тех, кто покинул её пределы. Пожалуй, наиболее популярным исполнителем в данный момент является Салим Салкин, известный как автор гимна ДНР. Группа «День Триффидов» имеет солидный музыкальный стаж и позиционирует себя как социальный панк-рок. И воистину, самые острые социальные проблемы постоянно освещаются в текстах группы [8]. Остаться в стороне от потрясений, постигших наш край, они просто не могли. Как отметил фронтмен группы в одном из интервью: «Мы не знали чем помочь, вое-
© А. С. Наден
вать не умеем <.. .> Сделали марш, в народ пошло, дух поднимает» [1]. Гимн ДНР не является оригинальным текстом группы, это кавер-версия неизвестного исполнителя 60-х, получившая второе рождение. Собственные же тексты «Дня Триффидов» («Прощание с Окраиной», «Приказ "дожить да расцвета"», «Ответка» и др.) более остры и даже в какой-то мере агрессивны.
Так, в песне «Ответка» автор припоминает «противнику» всё пережитое
горе:
Мы не зря в окопах мёрзли и нам нечего терять
Подвози подарки, батька - великих укров поздравлять
Спиввитчизникам расскажем, что сюда не надо приходить
Ща немного перекурим и дадим им прикурить
Их учитель по истории позабыл предупредить
Не знала нечисть та что русских невозможно победить
За невыученные уроки и за парня за того
За того и за другого и за деда моего
Ответка! Будет вам ответка!
Будет дискотека, будет и хардрок!
Ответка! Только сходим мы в разведку
Будет вам и белка, будет и свисток!
Мы напомним некорректно за Иловайск и про Шахтёрск
За Первомайск, Луганск и Счастье и ещё за Краматорск
За Горловку дадим особо на орехи и на чай
За Никишино пропишем и за Славянск получай!
За растерзанные судьбы, за расстрелянных детей
За украденное счастье, за отцов и матерей
За голод и разруху самых лучших городов
За девчонок самых лучших и за наших пацанов
Ответка! Будет вам ответка!
Будет вам Одесса! Будет вам Донецк!
Ответка! Будет вам ответка!
Трохи почекайте и будет вам1 [2]
Двигаясь дальше по тексту, мы найдём вполне оптимистические прогнозы: «Как заходили наши деды - мы обязательно придём / В Киев, Харьков, Львов, Одессу и к Обаме "на приём"» [2]. В песне переданы основы мировоззрения тех, кто воспринял республику: неприязнь к господствующей на Украине идеологии, самоидентификация «я - русский, православный», понимание данного этапа истории, как продолжения битвы против фашизма.
Стоит обратить внимание на способ воспроизведения времени и места действия в текстах. По этому критерию песни можно разделить на две группы: одни авторы предпочитают конкретику, их лирический герой живёт в реальности, другим ближе иносказание, отвлечённость, уход в другую реальность или же другое время.
1 Сохранена орфография автора.
Помимо «Дня Триффидов» ярким представителем первой группы является молодой горловский коллектив «Просто». По настроению тексты фронтмена группы близки текстам Салкина. События в художественном пространстве разворачиваются от первых митингов в песне «Тотальный Пи» через осознание невозврата в «Посты, посты» к жизнеутверждающему итогу в «Опустевшем Донбассе»:
Но не время сдаваться, мы ещё поживём. Ещё в нашем караю будет детский звон.
Я верю в жизнь! Скажи мне, друг. Пусть не молкает сердца стук. Я верю в жизнь! Скажи мне, друг. Пусть не молкает сердца стук. [6]
А вот «Зимний альбом» группы «Где?» - это совсем другая история. Произведения данного коллектива - это всегда живопись, живопись музыкой, живопись словом. Всё очень обычно и просто, мистически странно и филологически тонко. «Вечер смешал у моста полустертые лица» [7], сон и явь, реальность и фантазию. Знакомые силуэты города расплываются, выплёскиваются на берег фонтана какими-то странными формами не то жизни, не то смерти. Книжные герои бродят по совсем не книжным улицам. Кажется, вот-вот терриконы превратятся в вулканы, а возможно, там где-то путь в царство Аида. Памятники оживают, а пророки оказываются пустышками. Память стирает всё ненужное, остаётся магия Нового Года, любовь, трамваи, проспекты и «старый шахтёр с неизменною лампой в руке»1. Всё на своих местах, а годы идут, годы идут.
Но вдруг происходит резкий перелом. «Учитель больше не хочет учить» [7] и «De Рго&г^» [7] уже не та. В привычный мир вплёскивается что-то новое. Аллюзии расплываются в улыбке, бабушка ждёт в воскресенье пирожки и портвейн, церковный хор продолжает петь, на камне у дороги проступают малопонятные за пределами горловского мира письмена. Инженера2 трудно узнать, зато Дуброва3 легко. Шекспир, Байрон, Артём, Дрантя возникают то там, то тут, ведь «ад закрыт на евроремонт, а рай - на переучёт» [7]. А виной всему, кажется, «Штука», прилетевшая из бесконечности и разделившая всё на «до» и «после».
Прилетела штука и упала на пол. В паутине смысла оборвалась нить. Раньше я без штуки жил себе, не плакал,
1 Статуя шахтёра у художественного музея Горловки.
2 Петр Горлов - основатель Горловки, горный инженер.
3 Фронтмен рок-группы «ЛихоЛесье».
А теперь со штукой мне придётся жить. [7]
Никому не ведомо, что это за Штука и каково её назначение, но с ней теперь необходимо считаться и смириться. Остаётся загадкой, то ли это сама Штука несёт в себе заряд, изменивший обычный порядок вещей, заряд сомнений и противоречий, то ли в городе танцующих домов и без Штуки что-нибудь этакое приключилось бы. А возможно, Штуки и нет вовсе, раз названия у неё нет и нет смысла. А возможно, завтра придёт Дед Мороз, расколдует Штуку и из неё вырастут одуванчики. Всё возможно, пока есть в этом городе любовь.
Психологизм альбома замечателен. Когда город, живущий по своим давно прописанным законам, превращается в место военных действий, сознание каждого его жителя меняется, знакомые с детства вещи, места, памятники обретают новый смысл. В то же время происходящее не поддается осмыслению и пониманию, всё кажется театром абсурда. Каждый задаёт себе вопросы: почему это случилось? И почему это случилось именно с нами? Ответ, возможно, кроется в исконной «самости» Донбасса, в его истории и менталь-ности жителей.
«Самость» эта очерчена в песне «PLOTNIK82»1 «Архипелаг-Донбасс», написанной ещё несколько лет назад. А вот пейзажи военного Донбасса могли бы стать декорациями к его «Сталкеру». «Родины нет во мне» - философское осмысление происходящего, где на фоне извечной борьбы «патриотов», которые «обличают / убивают / хоронят других», «кто-то пьёт своё пиво и доволен вполне», и «стать одним из них» - это личный выбор каждого, ведь «свобода - это козырь у меня в рукаве» [3]. Ощущение абсурда происходящего углубляется в композиции «Из этой страны», где из фантасмагории бытия:
Бежали вдогонку за солнцем, Всё катится за горизонт. И дети жгут себя, мешая магний-стронций, И дети так спешат уйти на фронт
вырывается отчаянный крик лирического героя: «Выведи меня из этого запоя или выгони из этой страны» [3].
Метафизическое бегство в прошлое предпринимает группа «Граница» в своём альбоме «Знамя цвета ночи». Песни альбома, авторство которых принадлежит отчасти известным фигурам махновщины, уносят нас во времена гражданской войны начала XX века, русскоязычные песни сплетаются с песнями на украинском языке, как степные травы, создавая неповторимый колорит края:
Ой, ти батьку степ,
1 Сольный проект фронтмена группы «ЛихоЛесье» Д. Дуброва.
274
Степ широкий, Поговоримо iз тобою. Молодi мо1, буйш роки, Та й спливли за водою. Молодi мо1, буйнi роки, Та й спливли за водою [5].
Другие песни являются народными или стилизованы под них. Так, композиция «Ой, у полi жито» написана на мотив украинской народной песни, с тем отличием, что в народном варианте разыгрывается любовная драма, а в варианте «Границы» - историческая. «Козаченька вбито», но оплакивать его выходят не три обманутые им девушки, а «мила», сестра и мать.
В заключение хотелось бы отметить ещё одного интересного исполнителя, это Тим Талер со своими инструментальными композициями: «Блокпост», «Подвал», «Перемирие» [4]. Тревога, переданная в первых двух произведениях, несколько утихает в последнем, но лишь утихает, ожидание внезапного нарушения хрупкого мира остаётся, остаётся и ощущение опасности и неопределённости.
Литература
1. Интервью с Салимом Салкиным [Электронный ресурс]: Видио. -Режим доступа: ht:tps://vk.com/duЫ1851307?z=video-11851307_170366037%2F0234bf1f68346d0d98 (дата обращения: 26.04.2015).
2. Сайт группы «День Триффидов» [Электронный ресурс]: Видио, аудио, фото, электронный текст. - Режим доступа: http://dentriffidov.su (дата обращения: 26.04.2015).
3. Сайт группы «ЛихоЛесье» [Электронный ресурс]: Видио, аудио, фото, электронный текст - Режим доступа: http://liholesie.ru (дата обращения: 26.04.2015).
4. Сайт проекта «Тим Таллер» [Электронный ресурс]: Видио, аудио, фото, электронный текст. - Режим доступа: http://timtaler.su (дата обращения: 26.04.2015).
5. Страница группы «Граница» [Электронный ресурс]: Видио, аудио, фото, электронный текст. - Режим доступа: https://granitsa2012.kroogi.com/ (дата обращения: 26.04.2015).
6. Страница группы «Просто» [Электронный ресурс]: Видио, аудио, фото, электронный текст. - Режим доступа: https://vk.com/club21118138 (дата обращения: 26.04.2015).
7. Тексты песен «Зимнего альбома» [Электронный ресурс]: Электронный текст. - Режим доступа: http://gdegroup.narod.ru/winter (дата обращения: 26.04.2015).
8. Шемахова А. С. Современная рок-поэзия восточной Украины [Текст] / А. С. Шемахова // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2008. - Вып. 10. - С. 117-121.