ПРАКТИКА.
5. Миненок М.Г. Проблемы борьбы с организованной преступностью. Калининградский го-
сударственный университет http://www.oprave.ru/statii/Krimin
6. Попов В.И. Актуальные проблемы борьбы с наиболее опасными проявлениями органи-
зованной преступности: Монография. - М.: СГУ, 2004. С 382.
СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ
В.И. ДИДЕНКО.
кандидат юридических наук, доцент (БелЮИ МВД России);
А.Д. ПОНОМАРЕНКО,
кандидат юридических наук, доцент (БелЮИ МВД России)
В своей статье «Прямой адрес: kremlin g ov. ru» (Рос. газ. 2009. № 171. 11 сентября.) Президент России Д.А. Медведев обозначил социальные недуги, тормозящие развитие нашего общества, и в первую очередь это вековая (хроническая) коррупция.
Коррупцией Россия была поражена всегда. Не составил исключение и советский период. В этот период несмотря на тотальный контроль со стороны различных общественных и государственных структур коррупция находила свое проявление в таких известных делах как «узбекское дело», дело 1-го секретаря Краснодарского райкома КПСС Медунова, дело Вышку (Молдавская ССР).
С периода 90-х годов коррупция в России приобрела системный характер и оказывает разрушительное воздействие на функционирование государственных институтов. Как констатировал и признал в недавнем интервью один из реформаторов А.Чубайс - самая большая ошибка была допущена в сфере ваучеризации. На тот период, действительно, государственная власть не создала прозрачных правил приватизации общественного благосостояния.
Существенные изменения социально-экономических условий жизни всегда выводят коррупцию на новый криминогенно качественный уровень.
Коррупция в России приобрела системный характер и оказывает разрушительное воздействие на функционирование государственных институтов.
Власть, общество на современном этапе пришли к пониманию, что противодействие и борьба с коррупцией и взяточничеством является одной из основных составляющих системы экономической безопасности Российской Федерации.
Как известно, в силу конституционных предписаний (ст.15) общепризнанные нормы
и принципы международного законодательства имеют приоритет перед национальным законодательством.
Во время саммита лидеров «Группы восьми» в Санкт-Петербурге 16 июля 2006 г. был принят план действий по борьбе с коррупцией, в котором в целях развития международного обязательства Российской Федерации по борьбе с масштабной коррупцией в сфере государственного управления на высоком уровне подтверждены обязательства, в частности:
выявлять и преследовать в судебном порядке коррумпированных государственных чиновников и тех, кто их подкупает, обеспечить эффективное преследование в судебном порядке в соответствии с национальным законодательством тех, кто занимается коррупцией;
взаимодействовать со всеми международными финансовыми центрами и частным сектором с целью воспрепятствовать созданию благоприятных условий для хранения активов, добытых незаконным путем лицами, вовлеченными в коррупцию в сфере высшего государственного управления;
совместно друг с другом, а также с международными и региональными институтами по вопросам развития решительно бороться с мошенничеством и коррупцией и неправомерным использованием государственных ресурсов, поддерживать национальные усилия по борьбе с коррупцией путем создания институциональной основы и укрепления правопорядка, финансовой транспарентности и подотчетности, а также реформирования систем государственных закупок.
25 декабря 2008 года был принят системообразующий Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Закон определен как основной законодательный акт в системе мер противодействия кор-
рупции. Принятие данного Закона явилось реализацией Указа Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции».
Законом устанавливаются: основные принципы противодействия коррупции; правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Раскрываются такие дефиниции:
а) понятие «коррупции» как социально-юридического явления, «коррупционного правонарушения» как отдельного проявления коррупции, влекущего за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и «противодействия коррупции» как скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или)ликвидации их последствий;
б) меры по профилактике коррупции, включающие в себя:
специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей РФ и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами РФ, предусматривающие в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц;
совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов РФ;
возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности;
в) определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя:
совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;
разработку системы мер, направленных
на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне;
сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий;
введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции (в МВД России в декабре 2008 года принят Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД);
обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах.
В своей статье Президент Д.А. Медведев обозначил одну из причин коррупции - чрезмерное присутствие государства во всех сколько-нибудь заметных сферах экономической и иной общественной деятельности. В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом стала настоятельной необходимостью.
В рамках мер по законодательному обеспечению противодействия коррупции Национальный план противодействия коррупции предусматривал также подготовку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов о внесении в законодательные акты РФ изменений. Такие законопроекты разработаны и приняты:
1) Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2008 г. № 5-ФКЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"»;
2) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"».
В соответствии с названным Законом внесен комплекс взаимоувязанных изменений в целый ряд федеральных законодательных актов, в том числе в Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральные законы
ПРАКТИКА.
от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (наименование в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 1ЗЗ-ФЗ), от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Внесенными изменениями уточнены требования к судьям, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований, членам избирательных комиссий, Председателю, заместителю Председателя и аудиторам Счетной палаты РФ и служащим Банка России.
Определен порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера претендента на должность судьи, а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей претендента на должность судьи;
3) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"».
Данным Законом в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Верховного Совета
РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (название в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 68-ФЗ). Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ, от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (наименование в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ), от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», от 21 июля
1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и от 27 мая
1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения, в соответствии с которыми на сотрудников милиции, прокуратуры, органов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ, военнослужащих распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом «О противодействие коррупции» и Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением запретов, препятствующих выполнению указанными сотрудниками служебных обязанностей.
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» дополняется положениями, в соответствии с которыми оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться для решения вопроса о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим сведений о доходах и об имуществе при наличии соответствующего запроса, кроме того, к задачам оперативно-розыскной деятельности дополнительно относится обнаружение имущества, подлежащего конфискации;
Изменения, вносимые в УПК РФ, направлены на упрощение порядка привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и других категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Весьма эффективно в правовом поле борьбы с коррупцией является дополнение УПК РФ главой 40-1, которая регламентирует особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве (глава введена Федеральным законом от 29 июня 2009 года, № 141-ФЗ) и по смыслу которой обвиняемый (подсудимый) может быть освобожден от отбывания наказания в
случае активного содействия обвиняемого в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления;
Нельзя не согласиться, что наиболее пораженными коррупцией являются структуры власти и управления, связанные с рассмотрением и решением вопросов финансирования, кредитования, осуществления банковских операций, приватизации, лицензирования и квотирования, импорта и экспорта, распределения фондов, создания и регистрации малых предприятий, по вопросам земельной реформы.
Сама же государственная коррупция существует постольку, поскольку существует возможность чиновника распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений.
Профилактика подкупа государственных и муниципальных служащих - одно из наиболее сложных направлений предупреждения коррупции, может проходить по следующим направлениям:
1. Ни один закон не в состоянии работать в обществе, в котором низки нравственные и моральные устои.
Формирование общественного мнения и подготовка единой концепции о критериях честности в сфере государственной службы могут стать основой общенациональной борьбы с коррупцией. Поэтому необходимо принять Кодекс профессиональной этики государственного служащего, Кодекс профессиональной этики муниципального служащего.
2. Эффективной превентивной мерой против взяточничества и злоупотреблений является детальная регламентация в нормативных документах служебной деятельности чиновника. Перечень запрещенных вариантов поведения государственных и муниципальных служащих должен быть известен каждому.
3. Реализация на деле, а не на словах принципа равенства граждан перед законом. В Российской Федерации законодательно установлен достаточно широкий круг лиц, обладающих иммунитетом неприкосновенности той или иной степени.
Анализ материалов, посвященных коррупции, за последние четыре года убедительно иллюстрирует неравенство граждан. К суду привлекались только действующие чинов-
ники низового уровня. Должностные лица среднего звена перед судом не представали. Высшие должностные лица либо вообще оставались безнаказанными, либо привлекались к ответственности после ухода со своих должностей (экс-губернаторы и экс-мэры).
4. Актуальными остаются такие способы борьбы с коррупцией, как тщательный подбор кадров, конкурсные испытания при выдвижении на руководящую должность, участие коллектива в этом процессе. Эти мероприятия играют значительную роль в процессе борьбы с коррупцией.
5. Программа противодействия коррупции не в последнюю очередь должна содержать перечень гарантий, повышающих престиж государственной службы и ее надежность в глазах общества.
Одновременно с увеличением денежного содержания и введением крепкой системы социальных гарантий необходимо избавляться от устаревшей системы ведомственных льгот, связанных с бытом чиновников.
6. Усиление роли законов в действиях чиновников неизбежно способствует ограничению коррупции. Для этого могут понадобиться, в частности, следующие меры:
- уменьшение сферы действия личного усмотрения;
- установление жесткого порядка взаимодействия чиновников и граждан, при котором гражданам всегда и полностью известны их права и обязанности чиновников;
- ужесточение контроля над государственными служащими и ответственности за отклонения от предписанного законами поведения.
7. Повышение престижа государственной службы, где свою позитивную роль должны сказать средства массовой информации.
Пути снижения уровня коррупции до состояния подконтрольности государству и обществу следует видеть в:
- упорядочении экономической деятельности и отношений собственности;
- резком ограничении сферы запретительства и чиновничьего усмотрения в экономике и других областях повседневной жизни;
- создании соответствующих правовых и организационно-управленческих механизмов, эффективно работающей судебной системы, способной реально защищать права и интересы граждан;
- обеспечении неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения.
Необходимо сделать вывод, что ядром системы предупреждения коррупции высту-
пают две группы мер правового характера: - антикоррупционное законодательство и правоприменительная практика по реализации антикоррупционного законодательства.
Если антикоррупционное законодательство к настоящему периоду времени в основном принято (законы, постановления правительства и др.), то теперь многое в эффективности противодействия коррупции и минимизации ее уровня в Российской Федерации зависит от механизма его реализации.
Как подчеркнул в выше упомянутой статье Президент Д.А. Медведев, действовать надо прямо сейчас: терпеливо, прагматично, последовательно, взвешенно.
За последнее время значительно активизировалась деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Так, в Следственном комитете при МВД России прошел брифинг на тему «Особенности расследования уголовных дел об организованной преступной деятельности и коррупции», где отмечалось, что количество преступлений коррупционной направленности неуклонно растет. За первую половину 2009 года было возбуждено 31,4 тысячи уголовных дел о присвоении и растрате, более 9 тысяч - о взяточничестве и 1,3 тысячи - о коммерческом подкупе (Щит и меч. 2009. № 34. 10 сентября).
Литература:
1. О противодействии коррупции: Федеральный закон РФ от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 // СЗ РФ. 2008. № 21. Ст. 2429.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции ООН «Против коррупции» от 31 октября 2003 года и Конвенции «Об уголовной ответственности за коррупцию» от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона РФ «О противодействии коррупции»: Федеральный закон РФ от 25.12.2008 г. № 280-ФЗ.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»: Федеральный закон РФ от 25.12.2008 г. № 274-ФЗ.
4. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента Российской Федерации от
19 мая 2008 г. № 815.
5. Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 //
Система КонсультантПлюс: Версия Проф. Дата печати 18.09. 2009.
6. Медведев Д.А. Прямой адрес: kremlin gov. ru. // Рос. газ. 2009. 11 сентября. № 171.
ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ РЕПУТАЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
И.с. МАКСИМОВ,
кандидат социологических наук, доцент (БелЮИ МВД России);
А.А. БРАГИН,
кандидат социологических наук, доцент (БелЮИ МВД России)
Забота о репутации - это верный признак развивающейся организации, пытающейся определить гармоничные варианты своего сосуществования с обществом.
Репутация представляет собой сформировавшееся общественное мнение о качествах, достоинствах и недостатках того или иного социального объекта. Репутация - это мнение, которое составляют о человеке или организации, исходя из многих факторов: слов, поступков, внешнего вида, интересов и др. Репутация присуща каждому объекту
социальной реальности. В одних случаях она проявляется стихийно, а в других она может быть предметом управления.
Устойчивая позитивная репутация подразделения органов внутренних дел предоставляет немало выгод. Вот некоторые из них. Во-первых, положительная репутация, несомненно, способствует росту доверия к подразделению. Она придает в глазах граждан дополнительную психологическую ценность всему, что связано с деятельностью конкретного подразделения. Во-вторых,