УДК 332. 142
СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА СТРАТЕГИРОВАНИЯ
ПРОЦЕССА СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АСИММЕТРИИ В РЕГИОНАХ
ЖЕЛЕЗНЯКОВ С.С.,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, управления и политики ФГБОУ ВО ЮЗГУ, e-mail: [email protected], тел. +7(4712) 22-26-51.
РИСИН И.Е.,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой региональной экономики и территориального управления ФГБОУ ВО ВГУ, e-mail: [email protected], тел. + 7 (4732) 266-17-54.
Реферат. В настоящее время одной из важных проблем современной региональной экономики на фоне введенных экономических ограничений рядом стран Европы, США, Канады и других в адрес России была и продолжается оставаться снижение уровня территориального неравенства (асимметрии) в социально-экономическом разрезе территорий нашей страны. Поиск подходов к ее решению в настоящее время оказывается в проблемном поле стратегического управления. Авторами для получения оценки сложившейся практики стратегирования процесса снижения социально-экономической асимметрии в субъектах РФ выполнен сравнительный анализ стратегий развития территорий, в частности, Белгородской, Воронежской, Курской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Сахалинской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Республики Карелия, Коми, Татарстана. Особое внимание при анализе авторами уделено региональным практикам, формам и инструментам, с помощью которых органы публичной власти в своих регионах снижают социально-экономическую асимметрию. Полученную информацию по составу стратегических задач снижения территориального неравенства в социально-экономическом разрезе по субъектам РФ авторы сгруппировали и содержательно раскрыли сильные и слабые стороны. На основе полученной группировки реализуемых программ и практик в регионах страны можно сделать вывод о том, что целевая функция процесса снижения социально-экономической асимметрии должна предусматривать их взаимосвязанную постановку и комплексное решение, способное принести заметный синергетический эффект. Выделенные формы и инструменты в статье не являются сквозными для регионов, попавших в выборку, к тому же оказываются избирательными. Состав и сложность задач снижения территориальной социально-экономической асимметрии в регионах России обусловливает потребность в использовании инструментария управления, который в полном объеме будет удовлетворять требованиям необходимого и достаточного разнообразия. Выявленные нами «сильные» и «слабые» стороны современной практики стратегирования процесса снижения социально-экономической асимметрии должны быть учтены при осуществляемой ныне разработке качественно обновленных стратегий регионального развития в субъектах РФ.
Ключевые слова: регионы, снижение социально-экономической асимметрии, сильные и слабые стороны практики.
MODERN PRACTISE OF STRATEGIROVANIYA REDUCTION OF THE SOCIO-ECONOMIC ASYMMETRY IN THE REGIONS
ZHELEZNYAKOV S.S.,
Candidate of Economic Sciences, Associate professor, head, department of economics, management and policy Southwest State University (Kursk); e-mail: [email protected].
RISIN I.E.,
Doctor of Economic Sciences, Professor, head, department of regional economics and territorial administration Voronezh State University (Voronezh); e-mail: [email protected].
Abstract. Currently, one of the most important problems of modern regional economy against the backdrop of economic restrictions imposed by several countries in Europe, USA, Canada and others against Russia has been and continues to be the reduction of territorial inequalities (asymmetry) in the context of socio-economic areas of our country. Nowadays finding the solutions to this problem finds itself in the troubled field of strategic management. For evaluating current practice strategy development process of reducing the social and economic asymmetry in the RF subjects the authors performed a comparative analysis of the development strategies of the territories, in particular, Belgorod, Voronezh, Kursk, Novosibirsk, Rostov, Samara, Sakhalin regions, Krasnodar and Stavropol regions, Republic of Karelia, Komi, Tatarstan. Particular attention authors pay to the analysis of regional practices, forms and tools by which the public authorities in these regions reduce the social and economic asymmetry. All received information authors grouped by the composition of the strategic objectives and substantially uncovered strengths and weaknesses. On the basis of the groups by existing programs and practices in the regions of the country it can be concluded that the objective function of the decline of social and economic asymmetry must provide statement of interconnected and integrated solution that can bring a significant synergistic effect. Dedicated forms and tools in the article are not through to the regions in the sample, they are also selective. The composition and the complexity of the task of reducing territorial socio-economic asymmetry in the regions of Russia show the necessity to use management tools that will fully meet necessary requirements and sufficient variety. We identified the "strong" and "weak" side of the modern practice of strategy development process to reduce socio-economic asymmetry. They should be taken into account in current ongoing development of qualitative renewal strategies of regional future developments in Russian Federation.
Key words: regions, reducing socio-economic asymmetry, the strengths and weaknesses of the practice. Введение. В спектре ключевых проблем современной региональной экономики важное место занимает сниже-
ние уровня асимметрии в социально-экономическом пространстве субъектов РФ. Ее решение ныне оказывается в проблемном поле стратегического управления.
Для получения оценки сложившейся практики страте-гирования процесса снижения социально-экономической асимметрии в регионах России нами проведен сравнительный анализ стратегий развития субъектов РФ.
Объектная база анализа включает регионы, входящие в состав разных федеральных округов. В их числе: Белгородская [1], Воронежская [2], Курская [3], Новосибирская [4], Ростовская [5], Самарская [6], Сахалинская [7] облас-
ти, Краснодарский [8] и Ставропольский [9] края, Республики Карелия [10], Коми [11], Татарстан [12].
Результаты и обсуждения. Предметная база сравнительного анализа сориентирована на выявление общего и особенного в составе задач и основных мер, направленных на снижение социально-экономической асимметрии в регионах, форм и инструментов, посредством которых органы публичной власти регионов намерены воздействовать на этот процесс.
Систематизация информации по составу стратегических задач снижения социально-экономической асимметрии в субъектах РФ представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Стратегические задачи снижения социально-экономической асимметрии в субъектах РФ
Субъект РФ Задачи снижения социально-экономической / асимметрии
1 2
Белгородская область - повышение степени однородности социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов; - обеспечение комплексного устойчивого развития сельских территорий области; - социальное обустройство сельских поселений с уровнем комфорта не ниже городского; - повышение престижа проживания и работы в сельской местности
Воронежская область - развитие моногородов на основе диверсификации экономики; - выравнивание уровня жизни села по сравнению с городом, придание развитию социально-экономического потенциала села устойчивого и необратимого характера
Курская область - улучшение среды проживания в населенных пунктах области, включая сохранение благоприятных экологических условий проживания в области; - развитие программ содействия строительству доступного и комфортного жилья; - развитие программ поддержки сельского подворья, развития в нем товарного производства
Краснодарский край - рост экономического потенциала муниципальных образований; - повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований; - создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития бизнеса разного уровня
Новосибирская область - преодоление депрессии и ускорение экономического роста в малых городах и районах области; - формирование на всей территории области сфер приложения труда, обеспечивающих высокий уровень доходов населения
Республика Карелия - формирование специализированных зон интенсивного экономического развития; - привязка территорий, не попавших в зоны интенсивного развития, к «центрам развития»
Республика Коми - формирование опорных центров с инновационной экономикой; - развитие малого и среднего предпринимательства в городах и районах; - формирование транспортной инфраструктуры, обеспечивающей связанность и транспортную доступность всех населенных пунктов; - выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
Республика Татарстан - развитие самозанятости и малого бизнеса в сельской местности и небольших городах, в том числе среди экономически неактивного населения; - индустриализация агропромышленного комплекса региона, связанная с созданием муниципальных индустриальных парков; - оптимизация числа сельских муниципальных образований; - обеспечение связности и доступности населенных пунктов через развитие сети региональных и местных дорог, а также маршрутов общественного транспорта; - повышение уровня жизни в малых городах и селах путем развития инженерной инфраструктуры; - развитие действующих и создания новых объектов региональной инновационно-инвестиционной инфраструктуры (зоны развития, индустриальные парки и технопарки)
Ростовская область - формирование благоприятных условий для проживания населения и ревитализация шахтерских территорий; - формирование совместно с муниципальными образованиями и бизнес-сообществом кадрообра-зовательной программы, направленной на устранение дисбаланса на рынке труда; - повышение инвестиционной привлекательности шахтерских территорий; - развитие инженерной и транспортной инфраструктуры; - развитие сельских территорий за счет формирования и внедрения стандартов «городского образа жизни», развитие социальной инфраструктуры (прежде всего системы начального образования); - улучшение инфраструктурной базы муниципального хозяйства; - улучшение среды проживания в населенных пунктах области, включая сохранение и создание благоприятных экологических условий проживания; - поддержка развития депрессивных территорий
Продолжение таблицы 1
1 2
Самарская область - усиление связанности территорий Самарско-Тольяттинской агломерации (СТА) на основе активного использования конкурентных преимуществ двухъядерной структуры СТА, обеспечение диффузии инноваций на периферийные территории; - обеспечение дальнейшего развития субрегионов (территориальных кластеров); - создание условий для комплексного, пропорционального развития полупериферийных и периферийных территорий, развития человеческого потенциала, независимо от места проживания, обустройство необходимой транспортной и инженерной инфраструктуры
Сахалинская область - создание зон опережающего развития; - обновление экономических профилей муниципальных образований
Ставропольский край - формирование и развитие «полюсов роста», имеющих большой горизонт позитивного влияния на развитие окружающих территорий; - создание локальных «точек роста» и зон их влияния на территориях с относительно низким стартовым уровнем развития; - достижение экономической суверенности муниципальных территорий; - формирование единого экономического пространства, вовлечение в реализацию общего стратегического замысла всех муниципальных образований; - создания условий для более равномерного распределения частных инвестиций между муниципальными районами и городскими округами; - создание на территории края сети поселений 21 века (агрополисов), базирующихся на наукоемких сельскохозяйственных производствах
Таблица 2 - Основные меры органов публичной власти, обеспечивающие снижение социально-экономической асимметрии в субъектах РФ
Субъект РФ Основные меры органов публичной власти, обеспечивающие снижение социально-экономической асимметрии в регионах
1 2
Белгородская область - создание условий для более равномерного распределения частных инвестиций между муниципальными районами и городскими округами области; - стимулирование органов местного самоуправления к расширению и укреплению налогового потенциала муниципалитетов; - активизация межмуниципального сотрудничества; - стимулирование частного инвестирования в производство и социальную сферу муниципальных образований
Воронежская область - обеспечение реализации областным центром дополнительных функций (логистики, дистрибуции, инновационного центра) в отношении других территорий, наращивания их объема; - постепенное укрупнение административных районов с параллельным выделением опорных центров социального и культурного обеспечения в сельской местности; - организация рынка сбыта для продукции, производимой в сельских домашних хозяйствах, формирование и развитие современных фермерских рынков в городах; - содействие развитию цивилизованного рынка сбыта сельскохозяйственной продукции путем создания снабженческо-сбытовых и перерабатывающих сельскохозяйственных кооперативов
Курская область - бюджетная поддержка муниципальных проектов, направленных на усиление социальной защиты, развитие бюджетной сети; - развитие торговых центров и специализированных зон, рассчитанных на приграничную торговлю; - создание и развитие кластеров, участники которых функционируют на территориях разных муниципальных образований
Краснодарский край - создание и развитие особых экономических зон; - развитие экспортно-ориентированного предпринимательства на территории региональных промышленно-производственных зон; - развитие инвестпроводящей сети с участием районов и городов
Новосибирская область - создание новых точек экономического роста в районах; - повышение конкурентоспособности муниципальных образований; - использование кластерной политики для реализации конкурентных преимуществ территорий; - организация экономического пространства, обеспечивающая комфортные условия и достойный уровень жизни населения на всей территории области; - строительство качественных дорог, обеспечивающих полную транспортную доступность для всех районов области
Республика Карелия - формирование специализированных зон интенсивного экономического развития, представленных центрами и коридорами развития с привлечением близлежащих территорий; - привязка территорий, не попавшие в зоны интенсивного развития, к «центрам развития», посредством реализация проектов, направленных на привлечение кадров, развитие вспомогательных производств, строительство объектов инфраструктуры
Республика Коми - привлечение общественных объединений, профессиональных ассоциаций к разработке и реализации программ социально-экономического развития городов и районов; - стимулирование инвестиционной активности как в традиционных для сельских районов видах деятельности, так и в новых; - содействие формированию опорных центров с инновационной экономикой, сквозными направлениями деятельности которых являются: производство новых машин и оборудования, информационных технологий, конструкционных и строительных материалов; - содействие переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в более благоприятные для проживания южные районы Республики Коми
Продолжение таблицы 2
1 2
Республика - создание многофункционального межтерриториального интегрированного медико-
Татарстан реабилитационного кластера, рассредоточенного по территории региона; - расширение программ самозанятости и развития малого бизнеса, особенно в сельской местности и небольших городах, в том числе среди экономически неактивного населения; - упразднение отдельных сельских поселений в качестве единиц муниципально-территориального деления с вхождением их территорий со всеми ресурсами в границы других, более сильных, муниципальных образований; - разработка и реализация флагманских проектов пространственного развития (развития водных пространств и прибрежных ландшафтов муниципальных районов, расположенных вдоль рек; создание новой скоростной связи, формирующей единый коридор развития, который объединит Казанскую и Камскую агломерации); - стимулирование «чистых» производств и сервисных компаний, имеющих «зеленый сертификат» в экономике муниципальных районов; - стимулирование развития действующих и создания новых объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры
Ростовская область - разработка и реализация стратегии развития, в которой шахтерские города и территории будут функционализированы по отношению к развитию области в целом и по отношению друг к другу; - формирование муниципальными образованиями и бизнес-сообществом кадрообразователь-ной программы, направленной на устранение дисбаланса на рынке труда; - создание промышленной зоны, индустриального парка, рекреационных зон; - формирование и внедрение в сельских территориях стандартов «городского образа жизни»; - разработка и реализация областных программ содействия строительству доступного и комфортного жилья; - поддержка развития депрессивных территорий посредством формирования логистических комплексов вдоль федеральной трассы Дон
Самарская область - интеграция инфраструктур соседних муниципальных образований с целью формирования действенных форм межмуниципальной кооперации, организация совместных производств
Сахалинская область - организация особых экономических зон портового типа; - создание на депрессивных территориях локальных структур экономического развития; - создание коммуникационных площадок для обмена опытом между поселениями (их объединениями) по формированию социально-экономической политики; - дополнение традиционного промышленно -сырьевого направления экономической деятельности муниципальных районов новыми (инновационно-технологическим, туристско-рекреационным)
Ставропольский край - формирование кластеров двух уровней: регионального (федерального) и муниципального (местного); - определение и закрепление критериев отбора проблемных территорий для принятия целенаправленных мер по их развитию; - привлечение инвесторов для создания крупных развлекательных объектов - аквапарков, развлекательных комплексов, тематических парков; - поддержка проектов по созданию скоростных "туристических коридоров" - установлению и улучшению транспортной связи между курортами Карачаево-Черкесской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Краснодарского края, Астраханской области; - формирование территорий - центров инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности
Анализ информации, представленной в таблице 2, позволяет акцентировать внимание на мерах, во-первых, предусматривающих тесное взаимодействие органов власти и бизнеса; во-вторых, имеющих существенный потенциал воздействия на развитие относительно «слабых» территорий. В их числе:
- создание условий для более равномерного распределения частных инвестиций между муниципальными районами (Белгородская область);
- укрупнение муниципальных образований с параллельным выделением опорных центров социального и культурного обеспечения в сельской местности (Воронежская область);
- развитие инвестпроводящей сети с участием всех муниципальных районов и городов (Краснодарский край);
- создание новых точек экономического роста (Новосибирская область), формирование зон интенсивного экономического развития, представленных центрами и кори-
дорами развития с привлечением близлежащих территорий (Республика Карелия);
- активизация и развитие форм межмуниципального сотрудничества (Белгородская, Сахалинская области).
Вместе с тем, следует отметить, что названные меры не являются сквозными для регионов, попавших в выборку, к тому же оказываются избирательными. На самом деле, они являются инвариантными, поскольку без создания инвестпроводящей сети невозможно обеспечить «движение» инвестиций от центра к периферии экономического пространства регионов; без инвестиций и мобилизации разных видов ресурсов, территориально рассредоточенных по разным муниципальным образованиям, нельзя создать новые точки экономического роста.
Систематизация информации по составу форм и инструментов управления снижением социально-экономической асимметрии в субъектах РФ представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Формы и инструменты управления процессом снижения социально-экономической асимметрии в субъектах РФ__
Субъекты РФ Формы и инструменты управления процессом снижения социально-экономической асимметрии в субъектах РФ
Белгородская область территориальные промышленные кластеры; многофункциональные сельские кластеры;
зоны опережающего развития; региональные и муниципальные программы по поддержке занятости сельского населения; межмуниципальные объединения муниципальных районов и городских округов
Воронежская область региональная схема развития и размещения производительных сил региона; стратегии и программы социально-экономического развития муниципальных образований; территориальные кластеры; зоны опережающего развития; муниципальные программы многоцелевой направленности; фермерские рынки в городах; областной заказ на подготовку специалистов сельскохозяйственного профиля; мониторинг земель сельскохозяйственного назначения
Курская область территориальные кластеры; финансирование из областного бюджета муниципальных проектов, направленных на усиление социальной защиты, развитие сети бюджетных учреждений; областная программа содействия строительству в муниципальных образованиях доступного и комфортного жилья, областная программа поддержки сельского подворья
Краснодарский край территориальные кластеры; особые экономические зоны разных типов; стратегии и программы социально-экономического развития муниципальных образований; частно-государственное партнерство; инновационно-технологические центры, «бизнес-инкубаторы», технопарки, технополисы
Новосибирская область генеральная схема развития области, генеральные планы развития основных городов областного подчинения; целевые программы; территориальные кластеры; инновационная инфраструктура (инновационно-технологические центры, «бизнес-инкубаторы», технопарки), логистические центры; компенсация части затрат малых предприятий, производящих социально значимую продукцию, оказывающих услуги или ведущих деятельность на территории отдаленных районов области
Республика Карелия специализированные зоны интенсивного экономического развития; туристско-рекреационная зона; локальные инновационно-промышленные и рекреационные зоны; технопарки и инновационные центры, создаваемые вокруг научных и промышленных центров; инновационные зоны содействия научной и инновационной деятельности (наукограды; технограды; научные парки; технико-внедренческие зоны); проекты ГЧП в сфере охраны окружающей среды; мультимодальные транспортные центры
Республика Коми стратегии социально-экономического развития муниципальных образований; схема развития и размещения производительных сил региона; целевые программы социальной, в т.ч. экологической направленности; проекты ГЧП в сферах образования, здравоохранения, ЖКХ
Республика Татарстан экономические кластеры; областные программы самозанятости и развития малого бизнеса, особенно в сельской местности и небольших городах; проектное финансирование для территориальных программ занятости; муниципальные индустриальные парки; стратегии муниципальных образований; флагманские проекты пространственного развития; зоны развития; технопарки
Ростовская область стратегии развития муниципальных образований (шахтерских городов); экологические программы; кадрообразовательная программа; промышленная зона; индустриальный парк; рекреационные зоны; бюджетная поддержка муниципальных проектов; областные программы содействия строительству доступного и комфортного жилья
Самарская область стратегии развития муниципальных образований; кластеры; технопарк; особые экономические зоны
Сахалинская область особые экономические зоны; бизнес-инкубаторы
Ставропольский край кластеры регионального и местного уровней; зоны технико-внедренческого типа; агрополисы
Ее анализ свидетельствует о достаточно высоком уровне разнообразия форм и инструментов управления процессом снижения социально-экономической асимметрии в регионах страны. В их числе:
- кластеры муниципального уровня (Белгородская область, Ставропольский край); агрополисы (Ставропольский край);
- межмуниципальные объединения муниципальных районов и городских округов (Белгородская область);
- схема развития и размещения производительных сил региона (Воронежская область, Республика Коми), стратегии развития муниципальных образований (Воронежская область, Краснодарский край, Республика Коми);
- областной заказ на подготовку специалистов сельскохозяйственного профиля (Воронежская область), областные программы самозанятости и развития малого бизнеса в сельской местности и небольших городах (Республика Татарстан); региональные и муниципальные программы по поддержке занятости сельского населения (Белгородская область);
- областные программы содействия строительству в муниципальных образованиях доступного и комфортного жилья, поддержки сельского подворья (Курская область).
Выводы. Необходимо отметить, что названные формы и инструменты не являются сквозными для регионов, попавших в выборку, к тому же оказываются избирательными. Между тем, состав и сложность задач снижения социально-экономической асимметрии в субъектах РФ обусловливает потребность в применении инструментария управления, удовлетворяющего требованиям необходимого и достаточного разнообразия.
Полагаем, что выявленные нами «сильные» и «слабые» стороны современной практики стратегирования процесса снижения социально-экономической асимметрии в субъектах РФ должны быть учтены при осуществляемой ныне разработке качественно обновленных стратегий регионального развития в соответствие с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [13].
Список использованных источников
1. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. - Режим доступа: http:// www.belregion.ru/strat_ser
2. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года (актуализированный вариант). - Режим доступа: http://econom.govvm.ru/images/stories/docs_190711/Project_Strategii.doc
3. Стратегия социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года. - Режим доступа: http://adm.kursk.ru/index.php?id=28mat_id=815
4. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года. - Режим доступа: http:// www.nso.ru/activity/socio-Economic_Polisy/Strat_Plan/Documents/1654.pdf
5. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года. - Режим доступа: http://ww.doriand.ru/Data/Sites/1/media/administration/ word/2012/strtegia_2020/strateg_2020_red1752_111124.doc
6. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года. - Режим доступа: http:// www.protown.ru/russia/obl/article_1085.htm
7. Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года. - Режим доступа: http:// www.admsakhalin.ru.
8. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 года - Режим доступа: http:// Krasnodar.ru/content/592/show/49081/
9. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года. - Режим доступа: http://stavinvest.ru?page-strategia-sotsialno-economicheskogo-razvitia-stavropol.
10. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года. - Режим доступа: http:// spb -venchur. ru/regions/42/strategykar.htm
11. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года / rkomi.ru/services/strategia/
12. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года - Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/strategiea.htm
13. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - Режим доступа: КонсультантПлюс // www.consultant.ru.
List of sources used
1. The strategy of social and economic development of the Belgorod region for the period till 2025. - Access mode: http:// www.belregion.ru/strat_ser
2. The strategy of social and economic development of the Voronezh region for the period till 2020 (the staticized option). - Access mode: http://econom.govvrn.ru/images/stories/docs_190711/Project_Strategii.doc
3. The strategy of social and economic development of Kursk region for the period till 2020. - Access mode: http://adm.kursk.ru/index.php?id=28mat_id=815
4. The strategy of social and economic development of the Novosibirsk region for the period till 2025. - Access mode: http:// www.nso.ru/activity/socio-Economic_Polisy/Strat_Plan/Documents/1654.pdf
5. The strategy of social and economic development of the Rostov region for the period till 2020. - Access mode: http ://www. donland. ru/Data/Sites/1/media/administration/ word/2012/strtegia_2020/strateg_2020_red1752_111124.doc
6. The strategy of social and economic development of the Samara region for the period till 2020. - Access mode: http:// www.protown. ru/russia/obl/article_1085. htm
7. The strategy of social and economic development of area Sakhalinskjy for the period till 2025. - Access mode: http:// www.admsakhalin.ru
8. The strategy of social and economic development of Krasnodar Krai for the period till 2020 - Access mode: http:// Krasnodar.ru/content/592/show/49081/
9. The strategy of social and economic development of Stavropol Krai till 2020 and for the period till 2025. - Access mode: http://stavinvest.ru?page-strategia-sotsialno-economicheskogo-razvitia-stavropol
10. The strategy of social and economic development of the Republic of Karelia till 2020. - Access mode: http:// spb-venchur. ru/regions/42/strategykar. htm
11. The strategy of social and economic development of the Komi Republic for the period to 2020 years / rkomi.ru/services/strategia/
12. The strategy of social and economic development of the Republic of Tatarstan till 2030 - Access mode: http ://mert.tatarstan. ru/strategiea.htm
13. The federal law of the Russian Federation of June 28, 2014 № 172-FZ «About strategic planning in the Russian Federation». - Access mode: ConsultantPlus//www.consultant.ru.