Литература
1. Гендина Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе: стандарты высшего учебного заведения / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова. - Кемерово: КемГУКИ, 2002. - 170 с.
2. Выпускные квалификационные работы: стандарты ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова; Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2012. - 107 с.
3. Пилко И. С. Традиции и новации в образовательной практике КемГУКИ // Вестник Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2011. - № 14. -С. 131-134.
4. Пилко И. С. О приоритетах компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию // Вестник Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2011. - № 15. - С. 110-116.
Literatura
1. Gendina N. I. Normativno-metodicheskoe obespechenie uchebnogo protsessa v vuze: standarty visshego uchebnogo zavedeniya / N. I. Gendina, N. I. Kolkova. - Kemerovo: KemGUKI, 2002. - 170 s.
2. Vypusknye kvalifikatshionnye raboty: standarty FGBOU VPO «Kemerovskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv» / N. I. Gendina, N. I. Kolkova; Kemerovskij gos. un-t kul'tury i iskusstv. -Kemerovo: KemGUKI, 2012. - 107 s.
3. Pilko I. S. Tradicii i novacii v obrazovatel'noj praktike KemGUKI // Vestnik Kemerov. gos. un-ta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - 2011. - № 14. - S. 131-134.
4. Pilko I. S. O prioritetah kompetentnostnogo podhoda k vysshemu professional'nomu obrazova-niju // Vestnik Kemerov. gos. un-ta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. -
2011. - № 15. - S. 110-116.
УДК 378:006.036
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КЕМГУКИ НА ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА, БАКАЛАВРИАТА, МАГИСТРАТУРЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ
Приводятся результаты исследования, лежащего в основе разработки новой системы стандартов КемГУКИ на выпускные квалификационные работы. Характеризуются внутривузовские стандарты, регламентирующие подготовку дипломных работ и проектов, бакалаврских работ, магистерских диссертаций.
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, выпускные квалификационные работы, внутривузовские стандарты, дипломные работы, дипломные проекты, бакалаврские работы, магистерские диссертации.
N. I. Gendina, N. I. Kolkova
SYSTEM OF STANDARDS IN KEMEROVO STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS FOR QUALIFYING THESIS ON EDUCATIONAL PROGRAMS FOR SPECIALISTS, BACHELOR’S DEGREE, MASTER’S DEGREE: RESEARCH AND DEVELOPMENT RESULTS
The article characterizes the essence of the issue defining the development of the system of educational standards of Kemerovo State University of Culture and Arts for final qualification works (thesis) in the conditions of multilevel education system.
The major traditions of standardization in Kemerovo State University of Culture and Arts are examined. results of the research concerning the new educational standards in Kemerovo State University of Culture and Arts for qualifying thesis are presented through analysis of the content for the third level educational standards (Bachelor’s degree, Specialist, Master’s degree). The interaction between the activities and the requirements for final qualification works (thesis) of the postgraduates (Bachelor’s degree, Specialist, Master’s degree) in the University of culture and arts is defined: text, text in the combination with experienced example, text in the combination with art, creative and performing activities.
The main educational standards for universities which define the requirements for thesis and projects, baccalaureate works, master dissertations are characterized. Requirements for final qualification works (thesis) in the frame of «High educational institution - Department» are differentiated. Conditions of successful implementation of the educational standards for high institution are defined. Approaches to quality control of final qualification works (thesis) are offered.
Keywords: Federal state educational standards for higher education, qualifying thesis, baccalaureate works, master dissertations.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения как причина разработки системы стандартов КемГУКИ на выпускные квалификационные работы. Суть проблемной ситуации: ФГОС ВПО третьего поколения нормативно закрепили переход отечественной высшей школы на многоуровневую систему подготовки кадров. В соответствии с этими стандартами обязательной частью итоговых аттестационных испытаний студента является выпускная квалификационная работа (ВКР), подтверждающая соответствие профессиональной подготовки студента требованиям Государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки (специальности). Выпускные квалификационные работы выполняются:
• для степени (квалификации) «бакалавр» -в форме бакалаврской работы;
• для квалификации «дипломированный специалист» - в форме дипломной работы (дипломного проекта);
• для степени (квалификации) «магистр» -в форме магистерской диссертации.
В соответствии с тем, что в ФГОС ВПО третьего поколения права на определение требований к содержанию, объему и структуре ВКР закреплены за высшими учебными заведениями, перед КемГУКИ, как и перед всеми вузами, встала задача - определить нормативные требования к выпускным квалификационным работам в условиях многоуровневой системы подготовки кадров. Сложность такой задачи обусловлена, во-первых, принципиальной новизной ситуации -в КемГУКИ, как и в других вузах, сегодня отсутствует опыт подготовки бакалавров и магистров, следовательно, необходимо сформулировать требования к выпускным квалификационным работам, которые никогда ранее в вузах не выполнялись. Во-вторых,
применительно к творческим вузам фактор новизны ВКР осложняется их отраслевой спецификой, связанной с тем, что в Университете культуры и искусств выпускные квалификационные работы целого ряда направлений подготовки (например, 071200 «Хореографическое искусство», 073100 «Музыкальноинструментальное искусство», 071400 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и др.) характеризуются наличием не только научно-исследовательской, но и творческо-исполнительской составляющей. В качестве способа, позволяющего решить эту задачу, в КемГУКИ был избран путь разработки системы стандартов на ВКР.
Традиции стандартизации в КемГУКИ. Выбор именно такого способа обусловлен наличием в нашем вузе многолетних традиций стандартизации учебно-методического обеспечения. Так, еще в 1988 году по инициативе и под руководством профессора С. А. Сбитнева на библиотечном факультете Кемеровского государственного института искусств и культуры была разработана первая версия стандартов предприятия (СТП) на систему учебно-методической документации. В сборник внутривузовских стандартов вошли документы, регламентирующие подготовку учебных программ, методических рекомендаций по изучению курсов, описание лабораторных (практических) работ, программ производственной практики, структуру и правила оформления курсовой, дипломной работы, а также домашних заданий [2]. В 1989 году этот сборник был удостоен 3-й премии Всероссийского конкурса на лучшую НИР по актуальным проблемам библиотечного дела, проводимого Министерством культуры России и Государственной публичной библиотекой им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Десятилетний опыт внедрения в практику работы института стандартов предприятия на учебно-методическую доку-
ментацию подтвердил плодотворность вну-тривузовской стандартизации и обусловил необходимость ее обновления. В 1998 году на факультете информационных технологий Кемеровского государственного института искусств и культуры был подготовлен новый вариант стандартов предприятия, получивший название «Система вузовской учебной документации. Стандарты высшего учебного заведения» [3]. Разработчиками этой версии стандартов явились Н. И. Гендина - доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе; Н. И. Колкова - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой технологии автоматизированной обработки информации и вычислительной техники, декан факультета информационных технологий. Разработанные ими стандарты высшего учебного заведения «Система вузовской учебной документации» прошли экспертизу в экспертно-консультативном совете по научным исследованиям в области культуры и искусства Министерства культуры Российской Федерации, были рекомендованы для системы вузов искусств и культуры и переизданы в 2002 году [4]. Они получили положительную оценку и нашли достаточно полное отражение в работе ведущих отечественных специалистов в области теории и технологии создания учебных текстов, профессоров А. А. Гречихина и Ю. Г. Древса [11, с. 132-133,139-150].
Таким образом, прототипом для разработки системы стандартов КемГУКИ на выпускные квалификационные работы явилась «Система вузовской учебной документации. Стандарты высшего учебного заведения», в частности, СТП 1. 105-98 Дипломные работы (проекты). Требования к выполнению и представлению [4, с. 63-81].
Однако со времени внедрения в 1998 году в КемГУКИ «Системы вузовской учебной документации. Стандарты высшего учебного
заведения» в системе высшего профессионального образования произошли кардинальные изменения, связанные, прежде всего, с переходом к системе многоуровневой подготовки кадров и реализацией компетент-ностной модели подготовки выпускников. Кроме того, существенные изменения коснулись и сферы отечественной стандартизации. Поэтому разработка системы стандартов КемГУКИ на выпускные квалификационные в 2011/2012 учебном году потребовала проведения специального исследования.
Характеристика НИР, лежащей в основе разработки новой системы стандартов КемГУКИ как многопрофильного учебного заведения. Предмет исследования - требования к структуре, содержанию, объему, представлению и защите выпускной квалификационной работы в условиях бакалавриата, специалитета, магистратуры.
Методологической базой исследования явились принципы системного и деятельностного подходов. В ходе исследования был использован комплекс методов: информационный анализ и синтез, сравнение, систематизация, моделирование, опросные методы (анкетирование, интервьюирование), эксперимент, экспертиза.
Цель исследования - разработка концепции выпускной квалификационной работы в условиях многоуровневой системы подготовки кадров в современной высшей школе: специалитет, бакалавриат, магистратура. Достижение этой цели предусматривало решение следующих задач:
• анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей подготовку ВКР в высшей школе РФ;
• анализ содержания ФГОС ВПО третьего поколения, регламентирующих многоуровневую подготовку кадров в КемГУКИ (бакалавриат, специалитет, магистратура);
• определение форм ВКР по уровням обучения (бакалавриат, специалитет, магистра-
тура) в соответствии со спецификой подготовки кадров в Университете культуры и искусств;
• изучение изменений в сфере отечественной стандартизации, произошедших в период с момента введения в КемГУКИ в 1998 году «Системы вузовской учебной документации. Стандарты высшего учебного заведения»;
• разработка структуры и содержания стандартов на ВКР КемГУКИ (бакалавриат, специалитет, магистратура).
Ниже приведена краткая характеристика того, как решалась каждая из этих задач, какие результаты при этом были получены.
Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей подготовку ВКР в высшей школе РФ. Анализу подлежали следующие нормативно-правовые документы в сфере образования:
• Федеральный закон «Об образовании»;
• Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
• решение коллегии Минобрнауки РФ «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования» от 31.01.07;
• Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 № 264 (в редакции Постановления Правительства РФ от 17.09.01 № 676, от 03.10.02 № 731, от 27.12.02 № 919, от 31.03.03 № 175);
• методические рекомендации по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний по направлению подготовки (специально-
сти высшего профессионального образования / Письмо Министерства образования РФ от 18.05.2002 № 14-55-359 ин/15. Бюллетень Минобразования России № 7, 2002).
Результаты анализа послужили основой для построения системы стандартов КемГУКИ на выпускные квалификационные работы, соответствующей нормативноправовым документам, регламентирующим деятельность высшей школы РФ на современном этапе.
Анализ содержания ФГОС ВПО третьего поколения, определяющих многопрофильную и многоуровневую подготовку кадров в КемГУКИ (бакалавриат, специалитет, магистратура). Многопро-фильность отражается в составе институтов и кафедр, входящих в состав КемГУКИ, а также количестве направлений и профилей подготовки, специальностей и специализаций. В составе КемГУКИ функционируют семь институтов (институт музыки, институт социально-культурных технологий, институт театра, социально-гуманитарный институт, институт визуальных искусств, институт хореографии, институт информационных и библиотечных технологий); тридцать кафедр, среди которых девять общеобразовательных и двадцать одна выпускающая кафедра. КемГУКИ реализует подготовку кадров в рамках бакалавриата, специалитета и магистратуры. Обучение студентов в вузе ведется по 21 направлению подготовки бакалавров, 4 направлениям магистратуры, 17 специальностям.
Для выявления нормативных требований к ВКР нами были проанализированы государственные образовательные стандарты (ФГОС) ВПО всех специальностей и направлений подготовки, реализованных в КемГУКИ, в том числе - специалитете, бакалавриате, магистратуре. Итогом анализа явился вывод о том, что государственные
образовательные стандарты (ФГОС) ВПО как второго, так и третьего поколений, предоставляя вузам право самостоятельно определять требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ в условиях бакалавриата, специалитета, магистратуры, не содержат конкретных рекомендаций по их определению. Отсутствуют они и в других нормативно-методических документах в системе высшего профессионального образования РФ.
Определение форм ВКР по уровням (бакалавриат, специалитет, магистратура) обучения в соответствии со спецификой подготовки кадров в университете культуры и искусств. В творческих вузах вопрос о форме ВКР всегда носил дискуссионный характер. В ходе полемики высказывались различные, порой диаметрально противоположные, точки зрения: ВКР должна носить исключительно творческо-исполнительский характер и вообще не предполагает подготовку текстов; ВКР может воплощаться в форме текста, но она должна носить реферативный характер, поскольку главным является подготовка выпускника в сфере творческо-исполнительской деятельности. В то же время, для таких специальностей, как дизайн, информатика, библиотечно-информационная деятельность, отстаивалось мнение о необходимости выполнения дипломного проекта, со всеми атрибутами данной формы самостоятельной работы студентов. Еще одна точка зрения базировалась на убежденности в необходимости выполнения выпускниками Университета культуры и искусств дипломной работы. Это многообразие точек зрения обусловлено широким диапазоном подготовки кадров в творческих вузах (от вокалиста до информатика), существующими традициями, а также отсутствием четких требований к форме ВКР в ГОС ВПО и ФГОС ВПО.
В ходе исследования предстояло дать ответ на ряд сложных вопросов: чем отличается
бакалаврская работа от дипломной, дипломная работа от магистерской диссертации? В какой форме должна быть представлена ВКР выпускника творческого вуза: в форме текста, творческо-исполнительской работы? Или должно быть обеспечено сочетание различных компонентов, либо предложено нечто иное?
В качестве основы, позволяющей принять объективные решения относительно формы ВКР в зависимости от направления (профиля) подготовки, нами был избран деятельностный подход. Его суть заключалась в том, что во всех анализируемых ФГОС нами были вычленены, сгруппированы и проанализированы виды деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник соответствующей специальности (направления подготовки). При этом анализ видов деятельности велся применительно к каждому уровню подготовки: бакалавриат, специалитет, магистратура (табл. 1).
Таблица 1 Соотношение видов деятельности выпускников специалитета, бакалавриата, магистратуры в разрезе реализованных в КемГУКИ основных образовательных программ
Вид деятельности Специа- литет Бака- лав- риат Маги- стра- тура
1. Аналитическая + + +
2. Аудиторская + - -
3. Балетмейстерская + + -
4. Балетмейстерско-постановочная - - +
5. Воспитательная + - -
6. Диагностическая + - -
7. Инновационная + - +
8. Информационноаналитическая + + -
9. Информационнокоммуникативная - - +
Продолжение таблицы 1
Вид деятельности Специа- литет Бака- лав- риат Маги- стра- тура
10. Информационнотехнологическая - + -
11. Конкретноисследовательская + - -
12. Консалтинговая + - -
13. Консультационная + - -
14. Контрольноревизионная + - -
15. Коррекционноразвивающая + - -
16. Культурнообразовательная - - +
17. Культурно-просветительская (просветительная) + + +
18. Маркетинговая + - -
19. Менеджерская - - +
20. Методическая + + -
21. Музыкальноисполнительская - + +
22. Музыкальнопросветительская - + +
23. Научноисследовательская + + +
24. Научно-методическая + + +
25. Научно-педагогическая - - +
26. Нормативнометодическая + - -
27. Образовательная + + -
28. Образовательновоспитательная + - -
29. Организационная + - -
30. Организационноуправленческая + + +
31. Педагогическая + + +
32. Планово-финансовая + - -
33. Преподавательская + + -
Продолжение таблицы 1
Вид деятельности Специа- литет Бака- лав- риат Маги- стра- тура
34. Проектная + + +
35. Проектноаналитическая + + +
36. Проектноисследовательская + - -
37. Проектнотехнологическая + - +
38. Производственнопрактическая + - -
39. Производственнотехнологическая - + +
40. Производственноуправленческая + - -
41. Профессиональная + - -
42. Психологопедагогическая - + +
43. Психологопедагогическое сопровождение - + -
44. Психолого-педагоги-ческое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования - - +
45. Психолого-педагогиче-ское сопровождение детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании - - +
46. Режиссерско-постановочная - + +
47. Репетиторская + + -
48. Сервисная + + +
49. Социальнопедагогическая + + -
50. Социолизирующая + - -
51. Танцевальнотерапевтическая - - +
Окончание таблицы 1
Вид деятельности Специа- литет Бака- лав- риат Маги- стра- тура
52. Творческая + - -
53. Творческо-исполнительская + + -
54. Творческо-производственная - + +
55. Управленческая + - -
56. Учебно-воспитательная + - -
57. Учебно-педагогическая + - -
58. Учетно-аналитическая + - -
59. Художественная - + -
60. Художественновоспитательная + - -
61. Художественнокритическая - - +
62. Художественнопедагогическая + - -
63. Художественнопостановочная + + -
64. Художественнопросветительская - + -
65. Художественнотворческая + + +
66. Художественное руководство деятельностью учреждений культуры - + -
67. Художественное руководство творческим коллективом - + -
68. Экономическая + - -
69. Экспериментальноисследовательская + - -
70. Экспертная - + +
71. Экспертноконсультационная + - +
72. Эксплуатационная + - -
Всего 5G 32 29
Выявленный состав видов деятельности выпускников университета культуры и искусств, заданный ГОС ВПО и ФГОС ВПО, позволяет утверждать, что любая специальность или любое направление (профиль) подготовки характеризуется многообразием видов деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник. Среди них как специфические (творческие) виды деятельности, характерные для творческого вуза; так и общие, характеризующие выпускника любого вуза и предполагающие письменное (текстовое) подтверждение уровня своей профессиональной подготовленности. Так, например, выпуск бакалавров по направлению подготовки 073100 «Музыкальноинструментальное искусство» предусматривает их готовность к следующим видам профессиональной деятельности:
• музыкально-исполнительская;
• педагогическая;
• художественное руководство творческим коллективом;
• организационно-управленческая;
• музыкально-просветительская.
Как видно из этого примера, бакалавр должен быть подготовлен не только к музыкально-исполнительской, то есть сугубо художественно-творческой деятельности, но и к организационно-управленческой, педагогической, просветительской деятельности, реализация которой невозможна вне способности устно и письменно критически анализировать и обобщать информацию, вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свои профессиональные позиции.
Многообразие видов деятельности выпускников университета как творческого вуза заставило задуматься над дифференциацией не только видов, но и форм ВКР, включая анализ составных частей ВКР. Как показал анализ ВКР, выполненных выпускниками КемГУКИ за последние 10 лет, их основными составными частями выступают: текст, опытный образец, творческо-исполнительская работа (ТИР).
Текст как часть выпускной квалификационной работы - это документ, содержащий результаты самостоятельного научного исследования или проектирования по определенной теме. Обязательным компонентом текста является аналитическая часть. Структура аналитической части ВКР является инвариантной для любого профиля подготовки выпускников бакалавриата и специалитета. В составе текста бакалаврской работы, содержащей проектную часть, должны быть представлены расчеты, подтверждающие экономическую эффективность или оценку (обоснование) социальной эффективности предлагаемого в бакалаврской работе опытного образца. В составе дипломного проекта текст также должен дополняться расчетной частью.
Опытный образец как часть выпускной квалификационной работы - это самостоятельно созданный выпускником продукт профессиональной деятельности, наличие которого подтверждается актом внедрения или актом о его публичном представлении. Опытный образец является авторским продуктом, представленным в виртуальной или материальной форме. Например, в качестве опытного образца, разработанного выпускником Университета культуры и искусств, могут выступать сайты, базы данных, электронные издания, электронные коллекции, виртуальные выставки, музейные экспозиции, электронные архивы, мультимедийные летописи, путеводители и т. п.; фотовыставки, фильмы, произведения декоративноприкладного искусства, серии плакатов, дизайн-проекты (книги, рекламы, мебели, интерьера и т. п.) и др.
Творческо-исполнительская работа как часть выпускной квалификационной работы - это самостоятельно созданный выпускником продукт профессиональной деятельности (исполнительской, концертной и др.), связанный с осуществлением социальнокультурных проектов. Например: исполнение
музыкального произведения, танца, сольной концертной программы; выступление в составе ансамбля, выступление в спектакле, руководство творческим коллективом, постановка праздника и др.
В результате определения основных составных частей ВКР (текст, опытный образец, творческо-исполнительская работа) стало возможным дифференцировать основные формы ВКР в творческом вузе. В зависимости от специальности или направления (профиля) подготовки ВКР может принимать одну из трех форм: либо текст, либо сочетание текста с опытным образцом, либо сочетание текста с творческо-исполнительской работой.
Виды и формы ВКР были соотнесены со ступенью обучения, что позволило получить своего рода «матрицу», отражающую вариативность ВКР в творческом вузе в условиях многоступенчатого обучения (табл. 2).
Таблица 2
Виды и формы выпускных квалификационных работ в условиях многоуровневого обучения
Ступень обучения Виды выпускных квалификационных работ Формы выпускных квалификационных работ
Специа- литет Дипломные работы Текст Текст+опытный образец Текст+творческо- исполнительская работа
Дипломные проекты Текст+опытный образец
Бакалав- риат Бакалаврские работы Текст Текст+опытный образец Текст+творческо- исполнительская работа
Магистра- тура Магистерские диссертации Текст
В результате анализа нормативной, научной и учебно-методической литературы нами были уточнены и сформулированы рабочие дефиниции понятий «дипломная работа», «дипломный проект», «бакалаврская работа», «магистерская диссертация», позволяющие вычленить отличительные особенности каждой из этих видов ВКР и дифференцировать квалификационные требования к ним (табл. 3).
Таблица 3
Виды ВКР: сущность и квалификационные требования
Вид выпускной квалификационной работы Сущность выпускной квалификационной работы Квалифика- ционные требования
Диплом- ная работа Выпускная квалификационная работа, связанная с проведением самостоятельного научного исследования по определенной теме, которое может сопровождаться созданием продукта профессиональной деятельности в виде опытного образца, либо подготовкой творческо-исполнительской работы Установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников спе-циалитета, то есть студентов пятого курса обучения, требованиям ГОС ВПО к подготовке выпускников по соответствующей специальности
Диплом- ный проект Выпускная квалификационная работа, связанная с проведением самостоятельного проектирования по определенной теме. Отличительным элементом текста дипломного проекта является наличие расчетов, подтверждающих эффективность предлагаемого в дипломном проекте опытного образца Установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников спе-циалитета, то есть студентов пятого курса обучения, требованиям ГОС ВПО к подготовке выпускников по соответствующей специальности
Окончание таблицы 3
Вид выпускной квалификационной работы Сущность выпускной квалификационной работы Квалифика- ционные требования
Бака- лаврская работа Выпускная квалификационная работа, связанная с проведением самостоятельного практикоориентированного научного исследования или проектной разработки по определенной теме, которые могут сопровождаться либо созданием продукта профессиональной деятельности в виде опытного образца, либо подготовкой и представлением творческо-исполнительской работы Установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников бакалавриата требованиям ФГОС ВПО по соответствующему направлению (профилю) подготовки
Маги- стерская диссер- тация Самостоятельно выполненная и логически завершенная выпускная квалификационная работа, связанная с проведением самостоятельного научного исследования теоретического или прикладного характера, направленного на получение и применение новых знаний Установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников магистратуры требованиям ФГОС ВПО по соответствующему направлению (профилю) подготовки
Проведенный анализ видов деятельности выпускника Университета культуры и искусств, заданный ГОС ВПО и ФГОС ВПО, введение наряду с понятием «вид ВКР» понятия «форма ВКР», позволили четко дифференцировать формы ВКР для бакалавриата (табл. 4) и специалитета (табл. 5) с учетом направления (профиля) подготовки или специальности.
Таблица 4
Формы выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) выпускников бакалавриата КемГУКИ
Форма выпускной квалификационной работы выпускников бакалавриата в разрезе направлений подготовки
Текст Текст и опытный образец Текст и творческо-исполнительская работа
033000.62 «Культуроло- гия» 071900.62 «Библиотечно- информа- ционная» деятельность 071200.62 «Хорео- графическое искусство»
050100.62 «Педагогическое образование» 072300.62 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» 071400.62 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»
050400.62 «Психолого- педагоги- ческое образование» 072500.62 «Дизайн» 071500.62 «Народная художест- венная культура»
071800.62 «Социально- культурная деятель- ность» 072600.62 «Декоративноприкладное искусство и народные промыслы» 071600.62 «Музыкальное искусство эстрады»
100100.62 «Сервис» 080200.62 «Менеджмент» 073100.62 «Музыкально-инструментальное искусство»
230700.62 «Прикладная информатика» 073400.62 «Вокальное искусство»
100400.62 «Туризм» 073500.62 «Дирижи- рование»
073700.62 «Искусство народного пения»
Таблица 5
Формы выпускной квалификационной работы (дипломной работы или дипломного проекта) выпускников специалитета КемГУКИ
Таким образом, в исследовании были реализованы принципы деятельностного и системного подхода к дифференциации видов и форм ВКР применительно к специфике творческого вуза, осуществляющего подготовку кадров в условиях многоуровневой системы образования. Это позволило каждой выпускающей кафедре вуза получить четкое представление о том, какие виды и формы ВКР ей предстоит реализовать.
Для того, чтобы полученными в ходе исследования результатами можно было воспользоваться на практике, в учебном процессе, необходимо было воплотить их в виде некоторого рабочего инструмента. Как уже отмечалось выше, в качестве такого инструмента были избраны стандарты на ВКР. В свою очередь, разработка стандартов на ВКР потребовала анализа состояния отечественной стандартизации.
Изучение изменений в сфере отечественной стандартизации, произошедших в период с момента введения в КемГУКИ в 1998 году «Системы вузовской учебной документации. Стандарты высшего учебного заведения». Кардинальные изменения в сфере отечественной стандартизации связаны с отменой ФЗ «О стандартизации» от 10 июня 1993 года № 5154-1 . На смену этому закону пришел ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ, введенный в действие с 1 июля 2003 года [12]. На основании этого закона были существенно обновлены нормативно-технические документы в сфере стандартизации в Российской Федерации [5-10]. В частности, был введен в действие ГОСТ Р 1.0-2004, в соответствии с которым с 2004 года понятие «Стандарты предприятия (СТП)» в России не действует. Взамен него с 2004 года введено в действие понятие «Стандарты научно-технических, инженерных, коммерческих и обществен-
Форма выпускной квалификационной работы выпускников специалитета в разрезе специальностей
Текст Текст и опытный образец Текст и творческо-исполнительская работа
031401.65 «Культуро- логия» 070503.65 «Музейное дело и охрана памятников» 050601.65 «Музыкальное образование»
050711.65 «Социальная педагогика» 070601.65 «Дизайн» 070105.65 «Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)»
071400.65 «Социально- культурная деятельность» 070801.65 «Декоративно- прикладное искусство» 070201.65 «Актерское искусство»
080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 071201.65 «Библиотечно- информа- ционная деятельность» 070209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»
100103.65 «Социальнокультурный сервис и туризм» 080507.65 «Менеджмент организации» 071301.65 «Народное художественное творчество»
080801.65 «Прикладная информатика (в информационной сфере)»
ных организаций (СТО)» [5]. Следовательно, разработанные в конце 90-х годов ХХ века в КемГУКИ стандарты высшего учебного заведения как стандарты предприятия подлежат замене на стандарты организации или СТО. ГОСТ Р 1.12-2004 определяет их следующим образом: «Стандарт организации: стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. Примечание 1. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона “О техническом регулировании” к организациям, имеющим право утверждать стандарты соответствующего уровня, в частности, относятся коммерческие, общественные, научные организации, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц» [5].
Таким образом, на основании анализа действующей в сфере стандартизации РФ нормативной базы было принято решение о разработке системы стандартов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» на выпускные квалификационные работы в следующем составе:
• СТО 1.1-2012. Система внутривузовской учебной документации. Выпускные квалификационные работы. Дипломные работы и проекты. Требования к выполнению и представлению;
• СТО 1.2-2012. Система внутривузовской учебной документации. Выпускные квалификационные работы. Бакалаврские работы. Требования к выполнению и представлению;
• СТО 1.3-2012. Система внутривузовской учебной документации. Выпускные квалификационные работы. Магистерские диссертации. Требования к выполнению и представлению.
Разработка структуры и содержания стандартов на ВКР КемГУКИ (бакалавриат, специалитет, магистратура). В соответствии с практикой стандартизации, в частности, с правилами построения локальных стандартов, нами была предложена единая структура СТО, предназначенных для различных уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратура. Основными разделами СТО являются:
• Область применения
• Нормативные ссылки
• Общие положения
• Порядок выполнения
• Структура текста
• Требования к представлению содержания текста
• Требования к оформлению текста
• Порядок защиты
• Приложения.
В таблице 6 приводится краткая характеристика каждого из этих разделов.
Таблица 6
Единство структуры СТО на выпускные квалификационные работы, выполняемые в условиях многоуровневого обучения
Наименование раздела СТО на выпускные квалифик. работы Состав элементов раздела СТО на выпускные квалифик. работы
Область приме- нения Объект рассмотрения. Вид выпускных квалификационных работ. Масштаб использования. Состав требований. Состав пользователей
Продолжение таблицы 6
Наименование раздела СТО на выпускные квалифик. работы Состав элементов раздела СТО на выпускные квалифик. работы
Норма- тивные ссылки ГОСТ 7.1-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.11-2004. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках; ГОСТ 7.12-93. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила; ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу Отчет о научноисследовательской работе. Структура и правила оформления; ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76). Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация; ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения; СТП 1.002-98. Система вузовской учебной документации. Формы организации учебного процесса в вузе. Термины и определения; СТП 1.104-98. Система вузовской учебной документации. Курсовые работы (проекты). Требования к выполнению и представлению
Продолжение таблицы 6
Наименование раздела СТО на выпускные квалифик. работы Состав элементов раздела СТО на выпускные квалифик. работы
Общие положения Место выпускной квалификационной работы в составе итоговой государственной аттестации выпускника. Определение понятий вида и формы представления выпускной квалификационной работы. Цель и задачи выполнения выпускной квалификационной работы. Требования к способностям выпускника при выполнении выпускной квалификационной работы
Порядок выполне- ния Общие требования. Выбор и утверждение темы. Состав задания. План-график с характеристикой видов работ на этапах выполнения выпускной квалификационной работы. Требования к нормоконтролю за соблюдением требований стандарта на выпускную квалификационную работу
Структура текста Состав структурных элементов. Требования к обложке, титульному листу. Требования к заданию. Требования к реферату. Требования к оглавлению. Требования к введению, основной части, заключению. Требования к списку литературы. Требования к вспомогательным указателям. Требования к приложениям
Требования к представлению содержания текста Требования к тексту. Требования к ссылкам на структурные элементы ВКР: таблицы, иллюстрации, формулы, уравнения, приложения. Требования к представлению таблиц, иллюстраций, формул, уравнений, приложений, сокращений и условных обозначений
Окончание таблицы 6
Наименование раздела СТО на выпускные квалифик. работы Состав элементов раздела СТО на выпускные квалифик. работы
Требования к оформлению текста Требования к выполнению текста. Требования к форматированию текста. Требования к распечатке текста. Требования к объему текста. Требования к нумерации страниц текста, глав, параграфов, пунктов и подпунктов. Требования к оформлению названий глав, параграфов, пунктов и подпунктов. Требования к оформлению структурных элементов ВКР: «реферат», «оглавление», «введение», «заключение», «список литературы», «приложение». Требования к расстоянию между заголовками и текстом
Порядок защиты Состав этапов подготовки к защите. Требования к предварительной защите. Требования к отзыву научного руководителя. Требования к рецензии. Требования к акту внедрения (акту о представлении результатов ТИР). Условия допуска к защите. Состав этапов защиты. Требования к докладу и электронной презентации. Порядок обсуждения и принятия решения об оценке ВКР
Прило- жения Задание. План-график. Обложка. Титульный лист. Оглавление. Примеры библиографического описания документов. Отзыв научного руководителя. Рецензия. Акт внедрения (акт о публичном представлении ТИР)
В целом разработанная система стандартов на ВКР преследует цель четкой организации работы как студентов, выполняющих ВКР, так и преподавателей, осуществляющих руководство этой работой. СТО позволяют дать четкий ответ на вопросы «Зачем»? («Кому?»), «Что?» и «Как?» (табл. 7).
Таблица 7
Основные виды информации, представленные в разделах стандартов КемГУКИ на выпускные квалификационные работы
Виды информации Содер- жание инфор- мации Разделы СТО
Ознакомительная Зачем? Кому? Область применения. Нормативные ссылки. Общие положения. Приложения
Организационная Что? Структура текста. Порядок выполнения. Порядок защиты. Приложения
Технологическая Как? Требования к представлению содержания текста. Требования к оформлению текста. Приложения
Разработанная система стандартов позволяет определять важнейшие количественные и качественные параметры ВКР для различных уровней образования (табл. 8).
Таблица 8
Важнейшие параметры выпускных квалификационных работ в условиях многоуровневого обучения
Характеристика ВКР Специалитет Бакалавриат Магистратура
Название ВКР Дипломная работа. Дипломный (проект) Бакалаврская работа Магистерская диссертация
Форма ВКР Текст. Текст/опытный образец. Текст/творческо-исполнительская работа Текст. Текст/опытный образец. Текст/творческо-исполнительская работа Текст
Объем ВКР 50-70 страниц без учета приложений (кегль 14, междустрочный интервал 1,5) 30-50 страниц без учета приложений (кегль 14, междустрочный интервал 1,5) 70-90 страниц без учета приложений (кегль 14, междустрочный интервал 1,5)
Отличительные особенности содержания текста Интегративный характер, направленность на комплексный подход к решению профессиональных теоретикоприкладных задач Интегративный характер с доминирующей прикладной, практикоориентированной направленностью результатов Интегративный характер с доминирующей концептуальной, теоретикометодической направленностью результатов
Структурные элементы текста Обложка, титульный лист, задание, реферат, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения
Виды приложений Дифференцируются по профилю подготовки (литературный сценарий, афиша, монтажный лист, программа концерта, план сцены, эскизы костюмов, видео-и аудиоматериалы, отзыв в СМИ, методики, программы эксперимента, паспорт сайта, руководство пользователя и т. п.)
Виды опытного образца Дифференцируются по профилю подготовки (сайты, базы данных, электронные издания, электронные коллекции, виртуальные выставки, музейные экспозиции, архивы, мультимедийные летописи, фотовыставки, фильмы, произведения декоративно-прикладного искусства, серии плакатов, дизайн-проекты (книга, реклама, мебель, интерьерь и т. п.) и др.
Виды ТИР Дифференцируются по профилю подготовки (исполнение музыкального произведения, танца, сольной концертной программы; выступление в составе ансамбля, выступление в спектакле, руководство творческим коллективом, постановка праздника и др.)
Система оценки Пятибалльная, основанная на рейтинговой оценке каждого компонента ВКР
Тип стандарта СТО
Включение в состав предлагаемой системы стандартов такого элемента, как «Приложения», позволяет четко определять, что и как именно должно быть сделано, наглядно представлять многие «размытые» и неотчетливо трактуемые в профессиональной педагогической литературе понятия, обеспечивая, в конечном итоге, соблюдение единства требований к ВКР (табл. 9).
Таблица 9
Состав приложений к СТО на выпускные квалификационные работы, выполняемые в условиях многоуровневого обучения
Отдельного комментария требует такое приложение в составе СТО, как примеры библиографического описания документов в списке литературы ВКР. Это приложение представляет собой специально разработанную совокупность примеров библиографических описаний документов, выполненных
в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». В его состав вошли примеры библиографического описания документов в зависимости от количества авторов (библиографическое описание под одним, двумя, тремя авторами, под заглавием (когда четыре автора и более); периодичности (библиографическое описание продолжающихся, периодических, непериодических сборников); степени самостоятельности и вхождения в состав другого документа (библиографическое описание статьи из сборника, из журнала, газеты); вида документа (библиографическое описание диссертации, автореферата диссертации, стандартов, официальных документов - указов, законов, постановлений); носителя информации: библиографическое описание локальных (CD дисков, DVD дисков) и удаленных электронных ресурсов (базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы), составных частей электронного ресурса (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах).
Цель этого приложения - повышение качества списков литературы в ВКР, облегчение работы студентов по оформлению ВКР.
В силу новизны особого внимания заслуживает в разработанных стандартах отражение специфики магистерской диссертации как ВКР. Наряду с определением формальных признаков и требований к магистерской диссертации, СТО формулирует сущность цели, задач и требований к магистерским диссертациям, определяет требования к научной новизне магистерской диссертации (табл. 10).
Название приложения Диплом- ные работы (проекты) Бака- лавр- ские работы Маги- стерские диссерта- ции
Форма ВКР + + -
Задание + + -
План-график + + +
Обложка + + +
Титульный лист + + +
Оглавление + + +
Примеры библиографического описания документов + + +
Отзыв научного руководителя + + +
Рецензия + + +
Акт внедрения (акт о публичном представлении ТИР) + + -
Таблица 10
Отличительные особенности магистерской диссертации в составе СТО на магистерскую диссертацию
Наименование признака Значение признака
Цель магистерской диссертации Освоение правил научной деятельности, подготовка к дальнейшей, более квалифицированной практической и глубокой исследовательской работе и, в отличие от кандидатской диссертации, направленной на решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложение научно обоснованных технических, экономических или технологических разработок, обеспечивающих решение важных прикладных задач
Задачи подготовки магистерской диссертации Систематизация и интеграция теоретических знаний, расширение и углубление практических умений по направлению (профилю) магистерской подготовки при проведении конкретного научного исследования
Результат магистерской диссертации Присвоение не ученой, а академической степени, присуждаемой по окончании обучения по соответствующей ООП, которая ориентирована на подготовку магистранта (выпускника) научно-исследовательской, научно-педагогической или управленческой деятельности
Вид и специфические особенности НИР Учебно-исследовательская работа, направленная на моделирование уже известных, типовых решений, предусмотренных ООП
Объем списка литературы Магистерская диссертация базируется на использовании, как правило, 40-60 документов в отличие от кандидатской диссертации, предполагающей использование не менее 100-150 документов
Объем магистерской диссертации В среднем 70-90 страниц (без учета приложений) в отличие от объема кандидатской диссертации - 150 страниц
Состав документов, прилагаемых к магистерской диссертации Отзыв научного руководителя, внешняя рецензия
Признаки научной новизны • Построение рабочих определений (дефиниций) или уточнение рассматриваемых в диссертации понятий; • установление каких-либо зависимостей между рассматриваемыми в диссертации процессами, явлениями и т. п.; • систематизация и классификация рассматриваемых в диссертации объектов; • разработка или усовершенствование уже известных технологий, методик, моделей и т. п.; • определение новых областей практического применения уже известных теоретических решений какой-либо проблемы; • самостоятельная интерпретация и истолкование научных публикаций, теоретических воззрений, явлений, процессов и т. п.
Окончание таблицы 10
Наименование признака Значение признака
Общие требования к подготовке магистранта При выполнении магистерской диссертации работы магистрант должен продемонстрировать способности: • самостоятельно поставить исследовательскую задачу, оценить ее актуальность и социальную значимость; • планировать проведение научного исследования; • выдвинуть научную (рабочую) гипотезу; • обосновать выбор методологии и комплекса современных методов решения исследовательской задачи; • собрать и обработать информацию по теме магистерской диссертации; • изучить и критически проанализировать полученные материалы; • глубоко и всесторонне исследовать выявленную проблему; • выработать и описать свой вариант решения рассматриваемой проблемы; • обосновать отличительные особенности предлагаемого подхода к решению исследовательской задачи; • систематизировать и обобщить полученные результаты научного исследования; • сформулировать логически обоснованные выводы; • разработать научно обоснованные рекомендации по внедрению полученных результатов в практику; • научно аргументировать и защищать свою точку зрения, опираясь на компетенции, сформированные в ходе обучения
Специальные требования к выполнению магистерских диссертаций Определяются соответствующими выпускающими кафедрами
С учетом сведений, представленных в таблице 10, становится возможным дать четкие ответы на вопросы, связанные с выбором параметров, позволяющих четко дифференцировать магистерские и кандидатские диссертации (табл. 11).
Таблица 11
Сравнительная характеристика магистерских и кандидатских диссертаций
Окончание таблицы 11
Наименование требования Кандидатская диссертация Магистерская диссертация
Наличие автореферата диссертации обязательно не является обязательным требованием
Назначение официальных оппонентов обязательно не является обязательным требованием
Выводы и рекомендации
1. К числу важнейших факторов, обусловивших необходимость разработки новой системы внутривузовских стандартов
Наименование Кандидатская Магистерская
требования диссертация диссертация
Наличие научных обязательно не является
публикаций обязатель-
у автора ным требо-
диссертации ванием
на выпускные квалификационные работы в КемГУКИ, относятся следующие:
• изменение системы высшего профессионального образования РФ - введение многоуровневой системы подготовки кадров в современной высшей школе: бакалавриат, специалитет, магистратура;
• ориентация на компетентностный подход к подготовке выпускников, нормативно закрепленный ФГОС ВПО 3-го поколения;
• анализ видов профессиональной деятельности выпускников, зафиксированных ГОС ВПО и ФГОС ВПО;
• учет особенностей ВКР в творческом вузе, обусловливающий вариативность их форм: текст, текст+опытный образец, текст+ТИР;
• наличие изменений в сфере отечественной стандартизации, в частности, замена стандартов предприятия (СТП) на стандарты организации (СТО).
2. Проведенное исследование позволило разработать систему стандартов ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» в следующем составе:
• СТО 1.1-2012. Система внутривузовской учебной документации. Выпускные квалификационные работы. Дипломные работы и проекты. Требования к выполнению и представлению.
• СТО 1.2-2012. Система внутривузовской учебной документации. Выпускные квалификационные работы. Бакалаврские работы. Требования к выполнению и представлению.
• СТО 1.3-2012. Система внутривузовской учебной документации. Выпускные квалификационные работы. Магистерские диссертации. Требования к выполнению и представлению.
3. Важнейшими отличительными чертами новой системы СТО КемГУКИ являются:
• определение трех основных форм представления ВКР: текст, текст в сочетании с опытным образцом, текст в сочетании с творческо-исполнительской работой;
• закрепление дифференцированного подхода к выбору формы ВКР в зависимости
от специальности или направления (профиля) подготовки;
• разграничение уровня требований к ВКР в системе «Вуз - выпускающая кафедра». Вуз на основе СТО регламентирует форму, структуру, объем ВКР; задает порядок выполнения и защиты ВКР; определяет единые требования к представлению и защите ВКР. Выпускающая кафедра на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников определяет требования к содержанию глав и параграфов текста ВКР; задает требования к виду и содержанию опытного образца; задает требования к виду и содержанию ТИР. Кроме того, выпускающая кафедра обеспечивает нормоконтроль за соблюдением требований СТО к структуре, представлению содержания и оформлению текста ВКР;
• определение уровня ответственности за качество ВКР: ответственность за достоверность содержания аналитического обзора, корректное использование заимствованных материалов, соблюдение норм научного цитат-поведения в рамках ВКР несут студент и научный руководитель ВКР.
4. Внедрение системы СТО КемГУКИ предполагает их обязательное обсуждение на всех кафедрах, как выпускающих, так и невыпускающих, и утверждение ученым советом вуза. Кроме того, условием успешного внедрения стандартов является широкая разъяснительная работа и обучение преподавателей-руководителей ВКР навыкам работы с новыми стандартами.
5. Самостоятельным перспективным направлением стандартизации ВКР является разработка системы оценки их качества, включая:
• определение состава критериев и показателей оценки качества ВКР;
• выработку правил принятия решения по оценке уровня сформированности компетенций выпускника;
• оценку уровня сформированности компетенций выпускника.
Литература
1. Гендина Н. И. Проблема интеграции информационной и медиаграмотности: международный опыт и российские реалии // Вестник Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2012. - № 19-1. - С. 54-71.
2. Гендина Н. И. Система учебно-методической документации: стандарты предприятия (учреждения) / Н. И. Гендина, С. А. Сбитнев, Н. И. Колкова, В. Т. Сбитнев, Ю. Б. Ли, В. С. Арнаутов, В. П. Лушников, Г. Ф. Леонидова; Кемеровский гос. ин-т культуры. - Кемерово, 1988. - 60 с.
3. Гендина Н. И., Колкова Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе: стандарты высшего учебного заведения [рекомендованы Мин-вом культуры РФ для вузов искусств и культуры]. - Кемерово, 1998. - 170 с.
4. Гендина Н. И., Колкова Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе: стандарты высшего учебного заведения [рекомендованы Мин-вом культуры РФ для вузов искусств и культуры]. - 3-е изд., стер. - Кемерово, 2002. - 170 с.
5. ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. Взамен ГОСТ Р 1.0-92; введ. 2004-12-30. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005. - 12 с.
6. ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. Взамен ГОСТ Р 1.12-99; введ. 2005-07-01. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005. - 10 с.
7. ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения. Взамен ГОСТ Р 1.4-93; введ. 2005-07-01. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005. - 8 с.
8. ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения. Взамен ГОСТ Р 1.7-2008 в части раздела 8 и приложений Ж, И, К (ИУС 6-2009); введ. 2005-07-01. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005. - 35 с.
9. ГОСТ Р 1.6-2005. Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы; введ. 2006-07-01. - М.: Стандартинформ, 2006. - 16 с.
10. ГОСТ Р 1.8-2011. Стандартизация в Российской Федерации. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения. Взамен ГОСТ Р 1.8-2004; введ. 2012-01-01. - М.: Стандартинформ, 2012. - 24 с.
11. Гречихин А. А., Древс Ю. Г. Вузовская учебная книга. Типология, стандартизация, компьютеризация: учебно-методическое пособие в помощь автору и редактору. - М.: Логос: Москов. гос. ун-т печати, 2000. - 255 с.
12. Российская Федерация. Законы. О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федер. закон [принят Гос. думой 15 декабря 2002 года: одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 года]. - Режим доступа: http://files. stroyinf.ru/Data1/10/10844/ (дата обращения 21.11.2012).
Literatura
1. Gendina N. I. Problema integracii informacionnoj i mediagramotnosti: mezhdunarodnyj opyt i rossijskie realii // Vestnik Kemerov. gos. un-ta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. -
2012. - № 19-1. - S. 54-71.
2. Gendina N. I. Sistema uchebno-metodicheskoj dokumentacii: standarty predprijatija (uchrezhdenija) /
S. A. Sbitnev, N. I. Kolkova, V. T. Sbitnev, Ju. B. Li, V. S. Arnautov, V. P. Lushnikov, G. F. Leonidova; Kemerovskij gos. in-t kul'tury. - Kemerovo, 1988. - 60 s.
3. Gendina N. I., Kolkova N. I. Normativno-metodicheskoe obespechenie uchebnogo processa v vuze: standarty vysshego uchebnogo zavedenija [rekomendovany Min-vom kul'tury RF dlja vuzov iskusstv i kul'tury]. - Kemerovo, 1998. - 170 s.
4. Gendina N. I., Kolkova N. I. Normativno-metodicheskoe obespechenie uchebnogo processa v vuze: standarty vysshego uchebnogo zavedenija [rekomendovany Min-vom kul'tury RF dlja vuzov iskusstv i kul'tury]. - 3-e izd., ster. - Kemerovo, 2002. - 170 s.
5. GOST R 1.0-2004. Standartizacija v Rossijskoj Federacii. Osnovnye polozhenija. Vzamen GOST R 1.0-92; vved. 2004-12-30. - M.: IPK Izdatel'stvo standartov, 2005. - 12 s.
6. GOST R 1.12-2004. Standartizacija v Rossijskoj Federacii. Terminy i opredelenija. Vzamen GOST R 1.12-99; vved. 2005-07-01. - M.: IPK Izdatel’stvo standartov, 2005. - 10 s.
7. GOST R 1.4-2004. Standartizacija v Rossijskoj Federacii. Standarty organizacij. Obshhie polozhenija. Vzamen GOST R 1.4-93; vved. 2005-07-01. - M.: IPK Izdatel’stvo standartov, 2005. - 8 s.
8. GOST R 1.5-2004. Standartizacija v Rossijskoj Federacii. Standarty nacional’nye Rossijskoj Federacii. Pravila postroenija, izlozhenija, oformlenija i oboznachenija Vzamen GOST R 1.7-2008 v chasti razdela 8 i prilozhenij Zh, I, K (IUS 6-2009); vved. 2005-07-01. - M.: IPK Izdatel’stvo standartov, 2005. - 35 s.
9. GOST R 1.6-2005. Standartizacija v Rossijskoj Federacii. Proekty standartov. Organizacija provedenija jekspertizy; vved. 2006-07-01. - M.: Standartinform, 2006. - 16 s.
10. GOST R 1.8-2011. Standartizacija v Rossijskoj Federacii. Pravila provedenija v Rossijskoj Federacii rabot po razrabotke, primeneniju, obnovleniju i prekrashheniju primenenija. Vzamen GOST R
1.8-2004; vved. 2012-01-01. - M.: Standartinform, 2012. - 24 s.
11. Grechihin A. A., Drevs Ju. G. Vuzovskaja uchebnaja kniga. Tipologija, standartizacija, komp’juterizacija: uchebno-metodicheskoe posobie v pomoshh’ avtoru i redaktoru. - M.: Logos: Moskovskij gos. universitet pechati, 2000. - 255 s.
12. Rossijskaja Federacija. Zakony. O tehnicheskom regulirovanii [Jelektronnyj resurs]: feder. zakon [prinjat Gos. Dumoj 15 dekabrja 2002 goda: odobren Sovetom Federacii 18 dekabrja 2002 godu]. - Rezhim dostupa: http://files. stroyinf.ru/Data1/10/10844/ (data obrashhenija 21.11.2012).
УДК 02
А. Г. Гук, Е. В. Мартынова, Л. М. Туева
ТЕКСТ ДОКУМЕНТА КАК КОММУНИКАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (развитие идей С. А. Сбитнева о документных коммуникациях)
В статье ставится задача представить междисциплинарные концептуальные основы работы с текстами документов в библиотечно-информационной деятельности. Обосновывается место текста документа в информационном пространстве и в системе социальной документной коммуникации. Выводится определение понятия «текст», которое может быть использовано в дальнейшем в документовед-ческих исследованиях. Указываются качества текста документа, называются его системные свойства, раскрываются уровни реализации. Приводятся примеры внедрения в учебный процесс по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» дисциплин, обеспечивающих знания по основам текстологии.
Ключевые слова: текст, текст документа, информационное пространство, социальные документные коммуникации.