Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ'

СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговая политика / налоговое бремя / нагрузка / развитие / экономика / tax policy / tax burden / burden / development / economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барышова Ю. Н., Барышов А. С.

Налоги как центральный институт доходов государственного бюджета не насчитывают и двухсот лет. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно–технического прогресса Налоговая политика – это один из основных инструментов бюджетной политики, а также привлечения финансовых ресурсов на нужды государства. Это отмечается в законах, Налоговом кодексе Российской Федерации, нормативных актах и других документах. Она призвана стимулировать воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. В статье рассмотрены вопросы развития налоговой политик РФ, Затронут вопрос налогового бремени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TAX POLICY OF RUSSIA

Taxes as the central institution of state budget revenues have not been counted for two hundred years. In a modern civilized society, taxes are the main form of state income. In addition to this financial function, the tax mechanism is used for the economic impact of the state on social production, its dynamics and structure, on the state of scientific and technological progress. Tax policy is one of the main tools of budgetary policy, as well as attracting financial resources for the needs of the state. This is noted in laws, the Tax Code of the Russian Federation, regulations and other documents. It is designed to stimulate reproductive processes in the national economy. The article considers the issues of the development of the tax policy of the Russian Federation, touches upon the issue of the tax burden

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ»

СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Барышова Ю.Н., Барышов А.С.

Московская международная академия, Москва

Аннотация

Налоги как центральный институт доходов государственного бюджета не насчитывают и двухсот лет. В современном цивилизованном обществе налоги -основная форма доходов государства. Помимо этой финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса Налоговая политика - это один из основных инструментов бюджетной политики, а также привлечения финансовых ресурсов на нужды государства. Это отмечается в законах, Налоговом кодексе Российской Федерации, нормативных актах и других документах. Она призвана стимулировать воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. В статье рассмотрены вопросы развития налоговой политик РФ, Затронут вопрос налогового бремени.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговое бремя, нагрузка, развитие, экономика

MODERN TAX POLICY OF RUSSIA

Yu.N. Baryshova, A.S. Baryshov Moscow International Academy, Moscow

Abstract

Taxes as the central institution of state budget revenues have not been counted for two hundred years. In a modern civilized society, taxes are the main form of state income. In addition to this financial function, the tax mechanism is used for the economic impact of the state on social production, its dynamics and structure, on the state of scientific and technological progress. Tax policy is one of the main tools of budgetary policy, as well as attracting financial resources for the needs of the state. This is noted in laws, the Tax Code of the Russian Federation, regulations and other documents. It is designed to stimulate reproductive processes in the national economy. The article considers the issues of the development of the tax policy of the Russian Federation, touches upon the issue of the tax burden

Keywords: tax policy, tax burden, burden, development, economy

Н алоговая политика Российской Федерации — это совокупность принципов, методов, целей и мероприятий органов государственной власти в области налогообложения граждан и организаций, взимания у них налогов и иных обязательных платежей. В 2022 году налоговая политика способствовала достижению национальных целей развития Российской Федерации посредством обеспечения стабильности отечественной экономики в условиях внешнего санкционного давления. Были внесены изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, направленные на предоставление мер поддержки гражданам и субъектам малого и среднего предпринимательства, скорейший возврат средств в экономику, а также на расширение проактивного администрирования.

В 2023-2025 годах налоговая политика будет направлена на создание условий для роста экономики с минимальными потерями для потенциала развития Российской Федерации. Сохранится акцент на повышении эффективности стимулирующей функции системы налогообложения и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.

Современное налоговое законодательство направлено на стимулирование прежде всего добывающей промышленности. Существует ряд методов для привлечения инвестиций, создание условий развития высокотехнологичного сектора экономики. Однако данный инструментарий находится на уровне создания или же корректировки. В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности. Один из важнейших аспектов функционирования налоговой системы - это проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия. И главной задачей всех налоговых реформ, особенно в период кризиса, служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов, но не определены ни временные, ни нормативные рамки этого процесса.

Для расчета налоговой нагрузки предприятия имеются различные методики. Различие методик в том, какие показатели берутся для расчета (прибыль, выручка, добавленная стоимость и др.). Для анализа налоговой нагрузки необходимы следующие данные: выручка от реализации продукции и сумма уплаченных налогов.

В перечень уплачиваемых налогов входят все без исключения налоги и обязательные платежи предприятия в бюджет и во внебюджетные фонды. Иногда предлагают исключить из расчета налоговой нагрузки такие платежи как НДС, акцизы, отчисления во внебюджетные социальные фонды. Но абсолютно нейтральных для предприятия налогов просто не существует. Они реально уплачиваются за счет текущих денежных поступлений, а степень их перелагаемости непостоянна и осуществляется не в полном объеме. Эта перелагаемость, как известно, зависит от эластичности спроса на соответствующую продукцию. При устоявшемся уровне цен и высоких ставках косвенного налогообложения их дальнейшее повышение приведет к существенным потерям доходов у товаропроизводителей.

Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять не более 30-40 % от дохода.

Управление человеческими ресурсами

Уровень налогового бремени в Российской Федерации предприятий, работающих по общей системе налогообложения, составляет от 2 до 70 % от суммы выручки. Таковы особенности общей системы налогообложения. И это объясняется не ошибками учета. Налоговая цена полученной выручки у каждого предприятия своя и зависит от показателей, определяющих базы налогообложения по налогам, уплачиваемым предприятием.

Однако, предприятия до сих пор не используют в полном объеме налоговое законодательство. Необходимо отметить тот факт, что Налоговый кодекс сформирован, при внимательном его изучении, в пользу налогоплательщика.

В учетной политике любого предприятия в России по налоговому и бухгалтерскому учету прописано, что амортизация основных средств предприятия начисляется линейным способом. При этом способе амортизация начисляется равномерно в течение всего срока полезного использования основного средства. Но при этом, проанализировав все способы начисления амортизации можно прийти к выводу, что при линейном способе общая сумма налога на имущество организаций будет больше по сравнению со способом списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования объектов основных средств. Выбор способа начисления амортизации основных средств является важной задачей, решив которую налогоплательщик может оптимизировать налог на имущество организаций. Кроме того, являясь одним из расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, налог на имущество организаций играет важную роль в исчислении налога на прибыль. Следовательно, при определении оптимального размера налоговых платежей организация должна определить, какой способ начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете даст лучший вариант.

Одной из основной рекомендацией по снижению налоговой нагрузки предприятия является применение законодательно установленных отсрочек и рассрочек по уплате налогов. Предприятие по причине кризисного финансового состояние не в состоянии соблюдать законодательно установленные сроки.

Законодательство дает возможность применения статей 64-66 НК РФ отсрочек и рассрочек уплаты налогов и инвестиционного налогового кредита. Для этих целей предприятие составляет график погашений задолженности с учетом срока и с учетом начисленных процентов. Это позволяет предприятию распределить равномерно свое налоговое бремя на шесть месяцев (или один год), а также устраняет возможность возбуждения дела о банкротстве. Поэтому вопрос о снижении налоговой нагрузки полностью ложится на плечи бухгалтеров предприятий и юридические службы для выявлений лозеек в налоговом законодательстве.

Немного о новшествах в налоговом законодательстве. 12 июля 2024 г. подписан закон № 176-ФЗ о существенных поправках в налоговое законодательство.

Вместо сегодняшней двухступенчатой системы стандартных ставок 13% и 15% с 2025 года по НДФЛ начнет действовать прогрессивная шкала. Она включает пять ставок, применяемых к годовому доходу физлиц — налоговых резидентов РФ:

◊ до 2,4 млн — 13%;

◊ свыше 2,4 до 5 млн руб. — 15%;

◊ свыше 5 до 20 млн руб. —18%;

◊ свыше 20 до 50 млн руб. — 20%;

◊ свыше 50 млн руб. — 22%.

Прогрессивные ставки станут применять не ко всему доходу в целом, а к суммам, превышающим пороговые значения.

По-новому будут облагаться подоходным налогом дивиденды — ставку 15% станут применять к сумме дивидендов, превышающих 2,4 млн руб. в год (сейчас — свыше 5 млн руб.), а до 2,4 млн включительно будет применяться 13% НДФЛ.

Для некоторых категорий ставки сохранятся на прежнем уровне, в частности:

◊ В местностях, где к заработку применяются территориальные коэффициенты и надбавки (Крайний Север и т.п.), законодатели сохранили для таких доплат ставку 13% с дохода в пределах 5 млн руб. и 15% — с дохода, превышающего 5 млн руб.

◊ Денежное довольствие и иные выплаты за участие в СВО будут облагаться НДФЛ как и сейчас: 13% — с дохода до 5 млн руб. включительно, и 15% с части дохода свыше 5 млн руб.

Общая ставка налога на прибыль в 2025 году вырастет с 20% до 25%.

При этом в федеральный бюджет должно зачисляться 7%, а в период 2025-2030 гг. — 8%.

Нулевую ставку для ИТ-компаний повысят до 5% на период с 2025 по 2030 гг.

Для малых технологических компаний регионы смогут устанавливать пониженную ставку налога на прибыль в части, уплачиваемой в бюджет субъекта. Такое право им дано на период 2025-2030 годов.

Новый местный налог — туристический вводится с 1 января 2025 года взамен курортного сбора (новая глава НК). Решение о его введении на своей территории будут принимать муниципалитеты.

Максимально возможная ставка туристического налога составит в 2025 году 1% от стоимости оказанных услуг по предоставлению мест для временного проживания (гостиниц, хостелов и т.п.), и будет расти ежегодно на 1 процент — до 5% в 2029 году. Ставки могут быть дифференцированными (с учетом категории средств размещения, сезонности).

Предусмотрен и минимальный налог — произведение 100 руб. на число суток проживания. Если исчисленный по ставке налог окажется меньше, чем минимальный, уплачивается минимальный налог. Можно долго перечислять все новшества в налоговой политике. Выше приведены примеры наиболее интересных.

Таким образом, Россия оказалась в условиях разрастающихся санкций. Именно поэтому нашей стране тяжело участвовать в реформировании международной налоговой системы для решения налоговых проблем, связанных с цифровизацией экономики, восстановления стабильности и справедливости международной налоговой системы, а также предотвращения дальнейших несогласованных односторонних налоговых мер. Тем не менее, присоединение России к глобальной инициативе поможет побороть самые вопиющие и активно применяемые инструментов

Список литературы

1. Адвокатова А. С., Вишневская Н. Г., Гончаренко Л. И. Новые тренды развития налогового администрирования в условиях цифровой экономики. Современная архитектура финансов России. Монография. Эскиндаров М. А., Масленников В. В., ред. М.: Когито-Центр; 2020. С. 486.

2. Мельникова Н. П., Тихонова А. В. Изменение роли косвенного налогообложения в современных условиях. Современная архитектура финансов России. Монография. Эскиндаров М. А., Масленников В. В., ред. М.: Когито-Центр; 2020, С. 486.

3. Министерство финансов РФ https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/tax_relations/?y sclid=m45bmycof0234529404

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.